На ямщика мог наорать и ударить тростью по спине любой горожанин, любая барышня и любой пьяный купец.
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?
Сколько песен про ямщиков разлетелось по Руси, сколько жутких рассказов спешило вслед за отчаянными, бесстрашными, азартными ямцунами. В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. ямщик, ямщики, ямщика, ямщиков, ямщику, ямщикам, ямщика, ямщиков, ямщиком, ямщиками, ямщике, ямщиках. проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб.
Как работали транспорт и почта в Росси до железных дорог
Значение слова Ямщик на это Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для. Ямщик представляет собой профессионала, который владеет навыками управления повозкой или каретой и занимается перевозкой грузов или пассажиров на лошадях. Ямщик сообщение о профессии | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
кто такой ямщик определение для детей
Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов. Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. Ямщик – это человек, занимающийся управлением лошадей во время передвижения транспортного средства, особенно в античной и средневековой эпохах. Что такое ямщик, что значит ямщик. м. 1) Возница на.
Когда я на почте служил ямщиком…
Что такое ямщик? Кратко о профессии | Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). |
КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси? | Изначально ямщик — житель яма (почтовой станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казенные послания, грузы, должностных лиц. |
Читайте также
- Значение слова ЯМЩИК. Что такое ЯМЩИК?
- История о ямщиках и почтовых трактах
- Как быстро гоняли ямщики в России
- Целовальник - одна из самых загадочных древних профессий на Руси.
- Ямы и почта в России в старину
Почтовые станции и станционные смотрители
Ямы учреждены были татарами, заинтересованными в том, чтобы иметь возможность поддерживать правильное сношение с русскими князьями, подпавшими под их власть. Ямы представляли уже не случайных, нарочитых гонцов времен удельной Руси, а правильно организованные учреждения. Слово ям — татарское, заимствованное от татарского «дзям» - дорога и от слова «ям-чи», то есть проводник или путеводитель, а отсюда и слово ямщик. Въезд в Москву со стороны Рогожской заставы. Старинная литография Чингиз-Хан 1203-1227 гг.
Порядок этого сообщения и поведения проезжавших даже определен был особым постановлением. Известный европейский путешественник Марко Поло, бывший в Азии во второй половине XIIIстолетия, говорит, что от Камбалу Пекин , тогдашней столицы великого хана монгольского, во все концы монгольского мира, вплоть до самых отдаленных земель и орд, подвластных великому хану, имелись по дорогам через каждый 25 миль особенные дома, называемые «яили» что значит место для лошадей , в которых содержались лошади для разъездов ханских курьеров. Установив свою власть над Русью, монголы ввели и у нас точно такой же способ сообщения, какой существовал в Англии. Теперь уже доставка лошадей для ямской гоньбы стала обязанностью всех жителей.
Когда рухнуло владычество татар, то ямские учреждения и ямские дворы все же остались и, как мы уже сказали, еще очень долго служили с вою службу. Наши великие князья понимали необходимость и значение ямов и заботились об их поддержании и улучшении. В XV столетии ямы были преобразованы. Когда с ослаблением монгольского владычества и с усилением Владимирского, а затем Московского Великого Княжества, сношения различных частей России стали оживленнее и правильнее, то очувствовалась надобность в улучшении наших почтовых учреждений.
Это выполнил великий князь Иоанн III. Тогда были установлены и постоянные дороги для почтовых сношений, и постоянные почтовые пункты, на которых всего удобнее было переменять лошадей. Прежде ямскую повинность несли все жители почтовой полосы, которые должны были во всякое время давать подводы в натуре и отвлекаться от хозяйства, превращаясь на время в ямщиков. Реформа же XV столетия облегчила тяжесть ямской повинности и дала возможность окрестным жителям избирать из своей среды особливых людей, которые должны были селиться в определенных местах и производить за всех ямскую гоньбу.
Эти люди получили название «ямских охотников» или «ямщиков», а места их поселения — «ямских слобод», или просто «ямов». Все те лица, которые прежде несли ямскую повинность в натуре, теперь должны были уплачивать особый сбор в казну, и этот сбор служил источником жалованья и прогонов, которые стали выдавать специально избранным ямщикам. Такое устройство ямских учреждений существовало уже при Иоанне III и было им распространено повсюду, став предметом его особенных попечений. Даже в духовном завещании Иоанн IIIнаказывал детям: «а сын мой Василий в своем великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дорогам, где бысть ямы и подводы на дорогах при мне… а дети мои по своим отчинам держат ямы и подводы…».
Из книги: Ю. Беседы о русской культуре. Особенно правильный и единообразный вид «ямы» получили при Борисе Годунове, который заводил «ямы» и «ямщиков» даже в Сибири. Значительно было улучшено ямское дело также и при Михаиле Федоровиче.
Платежу ямских денег, а также поставке ямщиков, подлежали все посадские и уездные люди, кроме только тех, которые были освобождены от этих повинностей особенными царскими грамотами. К числу освобожденных принадлежали люди поместий патриарха, некоторых митрополитов и монастырей. Сбор на ямы производился особыми ямскими сборщиками и взимался с сохи. При Борисе Годунове и Василии Шуйском брали с сохи ямского бора по 10 рублей; при Михаиле Федоровиче этот сбор значительного увеличился.
Ямская гоньба, как свидетельствуют очевидцы, производилась у нас быстро: указом Иоанна IV, например, повелевалось погонять наши гонцы, не удержав ни часу. Герберштейн, бывший в России при Василии Иоанновиче, удивляется обилию лошадей на станциях и быстроте их езды. По миновании у нас бурного времени, наступившего вместе с прекращением династии Рюриковичей, началась восстанавливаться нормальная государственная жизнь, а вместе с этим стала развиваться и почта. Ямские учреждения, достигнув в устройстве своем правильности и единообразия, стали соединять с Москвою уже все важнейшие для государства пункты.
Промышленность пробудилась, политические отношения России с соседями стали обширнее, а внутреннее управление получило известное единство и твердость. Все это, с одной стороны, побуждало к расширению и улучшению ямских учреждений, а с другой — все больше и больше обнаруживало их недостатки и требовало коренной реорганизации. Наконец, при Алексее Михайловиче появилась у нас и почта в тесном значении этого понятия. Рисунок из альбома Челищева.
Из книги: А. Мир альбомного рисунка. Наши ямы, до их превращения в почту, предназначались исключительно для правительства. В ямских учреждениях почти отсутствовали те признаки, которые характеризуют почту в современном ее значении.
Ямские лошади служили для перевозки иностранных послов и гонцов, различных лиц, посылавшихся по делам государственным, по делам государевой казны, для собирания различных местных податей и естественных произведений, требовавшихся для царского стола, т. Кроме того, при существовании ям не было постоянных курсов, не было и постоянных почтарей. Рассылка государевых грамот и всей правительственной корреспонденции производилась при посредстве нарочных гонцов, а поэтому трудно предположить, чтобы частные люди могли пересылать свои письма при посредстве ям; торговые люди и вообще все те, кто нуждался в отправке писем, нанимали, видимо, своих гонцов. Иоанн Грозный позволил сделать исключение для английских купцов, разрешив им пользоваться ямами, но лишь в случае крайней нужды.
Указанные недостатки наших ямских учреждений и несоответствие их с интересами народившейся торговли и промышленности, да и вообще с культурным и политическим состоянием России, уже, так сказать, готовившейся к преобразованиям Петра Великого, были причиною тех коренных реформ, которые начались в царствование Алексея Михайловича. При нем, в целях лучшей организации дела, почта была передана в частные руки. В 1668 году почта эта передана была иноземцу Леонтию Марселиусу с тем, чтобы она ходила ы продолжение посольства от Москвы до Курляндии, а по окончании его — через Смоленск в Вильну, но уже на ямских подводах.
Зато у общины не болела голова по поводу доставки государевых сообщений и перевозки государевых слуг. Ямы были разными по численности, в зависимости от напряженности направления: от одного-двух охотников, до тысячи некоторые московские ямы. Большая часть имела порядка десяти охотников. Признаюсь - статья довольно объемная 74 стр.
Но отдельные места заслуживают внимания. Так, Загорскому яму были приданы в 1560г. Крестьяне, жившие на деревнях Вокшерского яма, платили оброк охотникам Ярославского яма, к которому вокшерская слобода была придана еще до раззоренiя. Имела приданных крестьян и московская рогожская слобода еще при Иоанне IV и т.
Правительство признавало, что за отобранную землю надо что-то давать взамен.
И вместе с тем оно обязывало стройщиков вести дело «с пользой для государя», другими словами, не обижать и ямщиков. Если после организации слободы оказывались недовольными и бывшие владельцы земельных угодий и охотники, то объявляли выговор воеводам и дьякам — не умеют они сделать никакого дела, не умеют избавить государя от докуки, одних опустошают, а по отношению к другим забывают государеву пользу. Но если жаловались одни ямщики, стройщиков наказывали без всякой пощады — чаще всего их штрафовали на крупные суммы. Поэтому сотрудники Ямского приказа искренне отстаивали интересы охотников. Они знали, что им будет прощена любая неправда, лишь бы хорошо действовала скорая гоньба.
Избы, в которых жили ямщики со своими семьями, чаще всего были курными, отапливаемыми по-черному печами без труб. Печь занимала пол-избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом проникал сквозь малюсенькие оконца, затянутые мутным бычьим пузырем. Мебели в избе было мало: широкие лавки вдоль стен, да в красном углу под прокопченным ликом иконы большой стол. На полках по стенам расставлялась немудрящая глиняная и деревянная утварь.
В длинные зимние вечера вся семья собиралась вокруг стола, мастерили нужные для хозяйства вещи, рукодельничали, пряли. Потрескивала лучина в железном поставце, мигающим светом освещая эту картину. Зимой вся семья спала на полатях под потолком. К избе примыкал обширный двор, где содержались лошади, коровы, овцы, хранилась «гонебная рухлядь»: телеги, сани, хомуты. Каждый ямской двор — своеобразная крепость.
Мало ли какой люд бродит по проезжей дороге! От них и от диких зверей берегли рачительные хозяева свое добро. В местах, где частые заносы и обильные снегопады, над дворами возводилась крыша. На дорогах с интенсивным движением устраивались станы по 50 и более дворов. Среди них Бронницкий ям на Новгородском тракте.
В XVI же столетии в крупных городах создается особый тип поселения — ямская слобода. Население некоторых из слобод доходило до нескольких сотен человек. Например, в Тобольске в 1619 г. В Москве конца XVI в. Путешественник, выезжая из Москвы через Смоленские Арбатские ворота Белого города, попадал в Дорогомиловскую ямскую слободу.
Правее, к северо-западу у Тверских ворот, там, где теперь Тверские-Ямские улицы и переулки, стояла слобода охотников, ездивших в Тверь и Новгород. Возле Дмитровских ворот, в районе современной Селезневской улицы, находилась Иверская ямская слобода. И почти рядом с ней за селом Напрудным раскинулась по Ярославской дороге Переславская слобода. Ее огороды были разбросаны вдоль современного проспекта Мира до Сретенских ворот. Дворы и пашни Рогожской ямской слободы тянулись по современным Ульяновской и Тулинской улицам вдоль Владимирской дороги.
Одна из московских улиц теперь носит имя большевика Ивана Константиновича Дубинина. А раньше ее называли Коломенская-Ямская. Здесь жили гонщики, ездившие в Коломну и Рязань. Их дома стояли до нынешнего Краснохолмского моста. Создание московских слобод связывают с именем Бориса Годунова, который, по словам современника, не только расширил, но и «… град Москву, яко некую невесту, преизрядно лепотою украси» [41].
Московские ямские слободы, как, впрочем, слободы других городов, были самоуправляющимися административными единицами. Слобожане выбирали старосту, окладчиков, дававших ямщикам наряды на поездки, сотских, десятских и других должностных лиц. Центром общественной жизни слободы была съезжая изба, в которой помещались канцелярия и небольшая тюрьма. Работа слободского старосты и его помощников контролировалась объезжим головой — дворянином, назначенным Разрядным приказом. Слободские дела решались сходами на братском дворе, который строился на общий счет обычно вблизи приходской церкви, причем трапезная церкви иногда также служила местом собрания, На братских дворах происходили выборы лиц, исполнявших различные службы.
Здесь выбирали целовальников, раздававших ямщикам «государево жалованье» [42]. Самым сложным делом, вызывавшим бесконечные споры и жалобы, была раскладка повинностей. Слободские староста и окладчики устанавливали для каждого ямщика число поездок. Затем эту раскладку утверждал сход. При распределении повинности соблюдалась пропорциональность обложения, а именно: двор «лучшего» слободского человека нес тягло, вдвое большее, нежели двор среднего, а двор последнего — вдвое большее по сравнению с двором «молодшего» слобожанина.
Такой, казалось бы, достаточно объективный способ обложения в действительности далеко не был таковым. Мирской сход выносил свои постановления от лица всех слобожан, но фактически выражал волю зажиточной части населения, вершившей всеми делами слободы [43]. Каждая слобода строила и содержала на мирские средства церковь, где хранились слободская казна и наиболее важные официальные документы. Церкви обычно посвящались Флору и Лавру, покровителям животных вообще, или Георгию Победоносцу, покровителю лошадей. В церкви приводили к присяге должностных лиц.
По большим праздникам здесь собирались слобожане, в церковной трапезной иногда устраивались торжественные пиры. Своими силами жители крупных слобод и ямов строили избы для проезжающих. Это были довольно благоустроенные постоялые дворы, в них не брезговали останавливаться даже цари. Каждая слобода имела свое тавро, которым метили лошадей, таще всего это было просто пятно — круглая, квадратная или еще какая-нибудь геометрическая фигура. Но были клейма и более сложной формы.
Некоторые из них описаны в новгородских устройных книгах конца XVI в. Русское правительство придавало огромное значение ямской гоньбе. Поэтому еще Иван IV указом 1556 г. По рекомендации Д. Пожарского, это положение было подтверждено указом 1619 г.
Ямщики жили значительно лучше тяглого населения России. В свободное от гоньбы время они занимались всякими промыслами, извозом[15], торговлей. Поэтому крестьяне, по словам А.
Часть губерний отправила ямщиков в соответствии с указом Сената сразу, «по первому зимнему пути», не построив для переселенцев жилья заранее. Ямщики прибыли в Петербург в начале зимы 1714-1715 гг.
Ямщики, часть из которых прибыла в столицу с семьями, оказались в Санкт-Петербурге без крыши над головой и без пропитания. Так, переведенцы из разных городов Московской губернии в 1715 году жаловались в Сенат, что они высланы в Петербург «с женами и с детьми в скором времени», «неисправясь в нужде», «и до С. В своей жалобе переселенец сообщал, что «высланы они с Воронежа, с ямской слободы на житье на Волхово и для строения домов своих», но «им из ямской слободы с мирских людей никакой подмоги не дано и государева жалованья нигде не выдано», а потому «им построиться и кормиться не чем». Воронежские ямщики просили, «чтоб великий государь пожаловал их, велел на строение домов и им на пропитание выдать жалованье, чтоб им чем было пробыть». Ямщики объясняли, что они сделали все по указу, были «высланы они к тому строению с лошадьми и плотничными снастями на Волхов всего 7 дворов по человеку».
В губернии своей «велено им требовать» в Петербурге «под то строение места и других припасов у кого надлежит». Когда они «приехали в С. Потому что «ныне они живут в С. Так писали ямщики из Воронежа. Канцелярия Сената навела справки, и оказалось, что хотя ямщики и высланы из Азовской губернии, но «коммисара по 19 сего ноября для того поселения с деньгами не прислано».
Не взирая на угрожавший наказанием указ Петра о порядке подаче челобитных, ямщики шли на его нарушение и пытались искать в Сенате правду. В своем доношении переведенцы писали, что они «самые скудные, одинокие и безлошадные люди»; что «ныне в С. Не зная, что делать со скопившимися в Петербурге ямщиками, А. Меньшиков 15 марта 1715 года пишет в Сенат, что «царское Величество указал изо всех ямщиков», прибывших в столицу «на переведение, оставить здесь треть, а достальных отпустить в домы их до того времяни, как на здешних ямах дворы им построены будут; а для строения дворов их нарядить изо всех губерний», «из ямщиков, которые на переведение сюда не написаны», «со всякою плотничною снастью, и с подмогою и с провиантом до того времени, как они на здешних ямах все домы переведенцам построят»! Причем, построить эти дома должны были их же земляки, которым надо было прибыть в Петербург с плотниками и «плотничною снастью».
Потом эти ямщики-«непереведенцы» должны были вернуться в свои губернии, а переведенцы снова возвращаться в Петербург! Такие решения Петра Первого и его помощников в комментариях не нуждаются. Можно только посочувствовать русским людям, добравшимся до новой столицы в столь сложное время и вынужденным возвращаться назад без средств к существованию. Вот так и ходила Русь-матушка туда и сюда по «прешпективной» большой дороге. Ходила и умывалась слезами.
Часть ямщиков из Азовской губернии осела в Чудово, также претерпев немало. Челобитные ямских людей в Сенат красноречиво рисуют картину обустройства в новом крае, по которой отчасти можно судить, как заселялся и Тосненский Ям. Он выделил дворянина Д. Шамшева для расселения ямщиков «на Волхове на Соснинке реке на новоочищенной большой дороге». А местные «крестьяне в скасках написали, что на том месте» ямщикам «жить и селиться невозможно, потому что то место ниско, вода… стоит на том месте многое число».
А «хлеба пахать и сена косить негде, потому что подошли вблизости болота». Тогда дворянин Шамшев отвел ямщикам «под дворы землю на Чудове на Кересте реке на новоочищенной большой дороге». Место лежало «от реки Керести до деревни Чудова до сельца Куртова», где представитель власти «пашенную землю и сенных покосов и лесных угодий» ямщикам отвел и «приказал им на дворовое строение лес подряжать и самим рубить, кому что пригодно». Ямщики взялись за работу, и «на том месте себе строения хоромы сторговали и лес подряжали и сами рубили и на то место возили и клали, кому что надобно». Казалось бы, все устраивалось благополучно.
Однако через несколько месяцев в 1715 г. Ямщики обратились к Меньшикову с просьбой оставить их на указанном месте, для чего «послать добраго человека… а его майора Путилова, ложному его челобитью не поверить». Через месяц, 16 февраля 1715 года, сенаторы «приказали: вышеписанных городов Касимова, Воронежа выборным ямщиком Андрея Симонова, Анисима Фролова с товарищи об отводе для поселения под дворы и пашенныя земли и сенных покосов и лесных угодий… указ учинить». Показательно в этом смысле прошение ямщиков Московской губернии, прибывших в Петербург числом 73 выти. Поселили московских ямщиков «от С.
Упуская многие подробности их мытарств, все же предоставим им самим возможность хотя бы вкратце рассказать о своем устройстве в столице. И обратились они в Сенат потому, что «стало ныне пить и есть им нечего, и взять негде, помирают они, маломочные, голодною смертию, и во всем ином великую нужду имеют , а подмоги им… не дано», да «и его царскаго величества жалованья в С. Далее ямщики пишут о том, что им, ямщикам, «в новоучиненной их Ямской слободе» дворы строят и «с 50 фатер построено, и в тех избах их братья, ямщики, с жеребья ныне живут, а на другие выти достальных фатер еще не построено». А подрядчики, которые должны были строить ямщицкое жилье согласно договора, «без денег квартер им не строят и идут врознь…» «Для пребудущей ямской гоньбы и для исправления запасу и всякой своей нужды» ямщики просились у Сената отпустить их «в свои домишки, в которых ныне жены и детишки с достальными их пожитками без их такожде в нужде пребывают». А так как от Московской губернии до Санкт-Петербурга «их жен и малолетних детей их, опричь их… сберечь и допроводить некому», а сами ямщики «без указу из С.
И потому это надо сделать, объясняли ямщики «товарищам» из Сената, «чтобы живучи при С. Ведь первыми и главными почтальонами в то время были именно ямщики. Они общались друг с другом на постоялых дворах, были невольными свидетелями разговоров едущих по подорожным чиновников, многое видели своими глазами. Ямщики считались на Руси людьми не только добропорядочными, но и смышлеными, предприимчивыми, тороватыми … Они умели наблюдать за происходящим в стране, сравнивать нововведения с прежними порядками, делать выводы… Независимая жизнь на русском просторе при дорогах взращивала в ямщиках дух вольный, хотя и не бунтарский в силу их государева служения. Поэтому и неудивительно, что с переселением ямщиков из Нижегородской губернии на Тосненский Ям возникли осложнения.
Переселение на реку Тосну ямщиков из Нижегородской губернии В доношении, посланном Нижегородским вице-губернатором Степаном Путятиным Сенату 20 января 1715 года, говорится, что «в Нижегородской губернии ямщиков в переведение выбрано: с Нижняго 3 выти, с Мурома 6, с Алатаря пол-6 выти, с Арзамаса 3 выти, и того 17 вытей, дворов 81 двор, людей в них мужеска пола 272 человека, лошадей 144 лошади». Он и явился в столицу с доношением князя Степана Ивановича Путятина. Рассмотрев письмо нижегородского губернатора, Сенат «1715 года февраля в 10 день» вынес приговор «об отводе мест для оного поселения к генералу-фельт-маршалу, светлейшему князю писать и при том с имянной росписи список послать». В Петербург нижегородские ямщики прибыли только осенью 1715 г. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен».
В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины! Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А судя по вышеприведенному документу из Нижнего Новгорода на Тосну ехало 62 многодетные семьи ямщиков посылали «семьянистых».
Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3-4 семьи! В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики. Вот так при Петре Первом в России заводились предшественницы советских коммуналок. Конечно, такое плотное заселение семей в те годы, когда на Руси еще был широко распространен обычай жить мужской и женской половиной, чтобы чужой глаз не наблюдал за семейной жизнью людей, особенно женщин и детей, не могло не вызывать в ямщиках протеста. Однако с их представлениями о том, как должен быть устроен быт, со сложившимся за целые века образом жизни ямщиков, уже никто не считался: царь Петр строил империю не по русскому, а по иноземному образцу.
Раздраженные бегством нижегородских ямщиков сенаторы, 6 июня 1716 года вынесли приговор: «…О сыску и о высылке беглых ямщиков послать в Нижегородскую губернию указ…» [103] Судя по всему, вернули на Тосненский Ям не многих. Здесь через три года после прибытия ямщиков насчитывалось всего 30 домов. По «скаске» первого Тосненского священника Леонтия Титова в 1720 г. Как свидетельствуют архивные документы, бежавших с «прешпективной» дороги ямщиков разыскивали долго, а пойманных наказывали беспощадно. Всего на реке Тосне в общей сложности из Казанской и Нижегородской губерний поселилось несколько десятков человек.
И это почти из полутора тысяч ямских охотников и членов их семей, сдвинутых «имянными» указами с коренных мест своего проживания на реку Тосну! Здесь, на Тосненском Яму, остались лишь те, кому некуда было деваться, кто вынужденно принял свою судьбу, покорившись переменам, кто был обременен больными родственниками или сам хворал. Хотя, конечно, не исключено, что кому-то стала нравиться жизнь на петровский лад. Так была заселена дорога между Петербургом и Волховом — жизненное пространство тосненских ямщиков. Этнически ямская слобода Тосна была русским поселением и оставалась таковой в течение почти двух веков.
Помимо Тосненского Яма в те годы в окрестностях Петербурга русскими переселенцами были устроены также ямщицкие слободы Московская, Смоленская, Вологодская, сёла Стрельна, Пулково, Красное, слобода Рыбацкая, деревня Купчино и ряд других. В дальнейших документах они обозначаются как «вновь привезенные». Итак, на основании вышеизложенного можно заключить, что переселение ямщиков на Тосненский ям было совершено из Казанской и Нижегородской губерний. Протекало оно в тяжелейших условиях военного времени и перестройки русской жизни на новый лад, непонятный большинству населения страны.
Определение и задачи
- Содержание
- КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?
- Трудности рабочих будней
- Когда я на почте служил ямщиком…
- 2. Тряпичник
- Смотрите также
Ямщик — значение и сущность этой профессии
Интересы широкие - мироустройство - физика, история... Поэтому не надо путать ямщика с извозчиком если вопрос был про это. А также с кучером - как более общим термином. Ямщик не был аналогом "таксиста", как пишут в некоторых ответах. Правильнее провести аналогию с военным водителем - срочником или сверхсрочником.
В самом младшем звании - рядовой, ефрейтор.
Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне.
Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье. Ямщики были освобождены от налогообложения.
Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков.
Служба ямщиков считалась пожизненной и наследственной. Они освобождались от подушной подати налога и получали наделы земли. В 1550 г. Подчинялись ямщики непосредственно Ямскому приказу.
Но звонили они так громко, что в конце концов всем это надоело. Николай I вынужден был своим указом запретить их использование. Исключения составляли фельдъегерские тройки и пожарные. Кстати, в городе Касимове Рязанской области, есть замечательный музей колокольчиков. О касимовских татарах у меня есть на этом канале публикация. По скорости русские ямщицкие экипажи оставляли далеко позади иностранные. Не зря иностранцы, будучи проездом, так боялись ездить с ямщиками. Первый российский паровоз отставал от них. Буду вам благодарен, если вы меня поддержите и подпишитесь на канал! Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной.
Почтовые станции и станционные смотрители
Кто такой ямщик | Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской. |
Что такое ямщик | Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале |
Что такое ямщик
Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка | Главная» Новости» Что такое ямщик. |
Ямщик — Провизории | Ямщик сообщение о профессии | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. |