Posts tagged "протоиерей Константин Островский". протоиерей Константин Островский. Пора РПЦ заводить структуры, истребляющие антицерковную клевету в соцсетях, считают пастыри. Протоиерей Константин Островский, благочинный церквей Красногорского округа Московской (областной) епархии, отец четверых сыновей (один — епископ, двое — священники). В книгу протоиерея Константина Островского «Умереть нам не удастся» включены его записки и проповеди, объединённые темой подготовки к Царству Небесному. Если напишем новый Типикон «под себя», то гордо успокоимся, что строго соблюдаем устав, следующим шагом будет дальнейшее сокращение устава, – протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ комментирует ст.
Островский Константин, священник
С 22 декабря 2003 по 2006 год являлся членом епархиального совета Московской епархии [1]. В 2005 году назначен председателем Отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии и членом координационного совета по взаимодействию между министерством образования Московской области и Московской епархией. Хиротонию в новоосвящённом храме Трёх святителей Коломенской духовной семинарии возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл Гундяев. С 12 марта 2013 года - председатель новоучреждённой аттестационной комиссии Московской епархии [9].
С 1990 года настоятель Успенского храма в Красногорске. Женат, отец четырех сыновей. Один из них епископ, двое — священники, служат в Красногорском благочинии. К счастью, вы воцерковлялись под руководством отца Георгия Бреева, а не будь у вас такого опытного духовника, могли по молодости наломать дров. Даже если в чём-то священник ошибётся, если это в пределах церковной традиции, если он стремится привести человека ко Христу, а не к себе, то всё равно такое регулярное общение начинающему полезно. В общем-то, каждый священник должен быть способен к такой скромной, но очень важной и полезной пастырской деятельности.
Но это ещё не духовный отец и тем более не духоносный старец. А многие люди — и священники, и прихожане — эти понятия путают. И получается какая-то игра в духовную жизнь. Спрашивают друг друга: «У тебя есть духовный отец? А кто у тебя духовный отец? На самом деле в них есть даже какое-то духовное нецеломудрие. Походя спрашивают о глубинных духовных состояниях, сами того не понимая. Потому что от общения с духовным отцом сплошь и рядом ждут душевного утешения, душевной поддержки, житейского совета. Ждут и благословения, но в каком смысле?
Нужно было бы искать постижения Божией воли о себе: «Господи, если я задумал угодное Тебе, помоги, а, если заблуждаюсь, разрушь мой замысел». А мы обычно ищем не воли Божией, а божественного мандата на совершение своей воли. Получается иногда весьма интенсивная как бы духовная жизнь. С долгими как бы исповедями на самом деле — разговорами по душам и как бы послушанием на самом деле — своеволием под прикрытием благословения. Чем такая фальшивая духовность, лучше, я думаю, честно не иметь духовного отца, если Господь не послал или пока не послал. Да, и многие ли из нас, священников, внутренне готовы быть духовными отцами не по имени только, а по сути? Я знал одного, тогда молодого, священника, который хвастался, что у него 500 духовных чад. На вопрос, откуда так много, он ответил, что, когда кто-то к нему приходит на исповедь первый раз, он его сразу объявляет своим духовным чадом и велит в дальнейшем исповедоваться только у него. Это, конечно, редкая крайность, но характерная.
Игру в старчество провоцирует и поддерживает наше тщеславие. А кто же от него совсем чист? Например, исповедуем мы, два батюшки, людей, ко мне уже никто не стоит, а к нему восемь человек. Я машу рукой: «Идите ко мне», а они не хотят, мне это обидно: меня не оценили. Если священник осознаёт, что происходит, и искренне кается в своём тщеславии, то это куда ни шло. Не на пятёрку, но хоть на тройку — пусть прихожане простят нам наши немощи, как и мы прощаем их, и помолятся за нас. Если же священник не осознаёт своего тщеславия, а оправдывает себя, то его лицемерие будет заражать и его духовных чад. Внешне всё может быть благообразно, я буду говорить людям правильные по сути слова: мол, лучше, ходить к одному священнику, чтобы не путаться в разных советах, а иметь при этом в виду, что ходить надо именно ко мне. И прихожане будут чувствовать, что батюшке неприятно, когда человек ходил на исповедь к нему, а потом подошёл к другому.
Священник слова не сказал, виду не подал, но сердце сердцу весть подаёт. Я сужу об этом по своей собственной греховности, но и от людей слышал не раз, что ходил к одному, потом хотел обратиться к другому, но неудобно, потому что батюшка обидится. Это «неудобно» здесь совершенно неуместно. Я и прихожанам, когда надо, говорю, что при выборе духовника не их забота, как бы батюшка не обиделся. Это священник должен бороться со своим тщеславием. Например, я болею и знаю, что доктор Шувалов обидится, если я пойду не к нему, а к Ерофееву, но если мне знающие люди скажут, что Ерофеев более опытный врач и лучше разбирается в моей болезни, я пойду к Ерофееву, потому что прежде всего хочу вылечиться. А духовное здоровье не менее важно, чем телесное, поэтому в поисках духовного наставника, как и в поисках врача, надо в первую очередь исходить из того, что мне полезней. Из чьих рук принять Святые Тайны или кто меня помажет елеем, можно и совсем не выбирать, тут личность священника значит немного. Но, если я нуждаюсь в наставлении, даже разовом, то обращаться надо к тому, к кому имею доверие, от кого надеюсь получить совет для спасения души.
Тем более ответственно нужно подходить к выбору духовного отца, руководителя на пути ко спасению. Если в поисках духовника, это нормально. Но есть соблазн, который наверняка знаком многим: когда ты уже нашёл священника, которому доверяешь, регулярно ходишь к нему, а потом натворил что-то такое, в чем близкому священнику признаться стыдно, и хочется именно этот грех исповедовать у другого. Не лишает ли человек себя в этом случае духовной пользы? Если они почти исключительно душевные делюсь с батюшкой переживаниями, горестями, радостями, советуюсь по житейским вопросам, получаю утешение в скорбях , то и правильно, что человек опасается. Узнает батюшка, какой я плохой или плохая , и будет обо мне хуже думать, меньше будет внимания уделять, меньше утешать. При таком подходе действительно лучше не портить приятные взаимоотношения. Как и вообще не следует знакомым про себя рассказывать лишнее, сор из избы выносить. Но духовного тут и не было ничего, потому и терять нечего.
Если же человек в общении с духовным отцом ищет постижения воли Божией, чтобы познавать из слова духовного отца волю Бога о себе и исполнять эту волю, как бы это ни было тяжело, то описанное мною настроение не даст духовным отношениям даже начаться, а если они начнутся, то сразу и разрушатся. Но откровенная, честная душевность не так уж и плоха, дружат же люди между собой, помогают друг другу. Какая-нибудь бабулька-прихожанка, может быть, звёзд с неба не хватает и о духовном послушании даже понятия не имеет, зато батюшке подрясники чинит и пироги его семье по праздникам печёт. Батюшка поминает её на проскомидии, а она его считает духовным отцом. Ну и слава Богу! Гораздо хуже этой простоты игра в духовную жизнь. На самом деле, полное духовное послушание — большая редкость. Чаще бывает — и это тоже очень хорошо — когда человек имеет доверие к священнику, советуется с ним по духовным вопросам, молится Богу, чтобы Он через духовника им руководил, старается слушаться. А священник, сознавая свою немощь, не отказывает прихожанину в совете, посильно молится за него, но не считает, что каждое его слово — слово Божие, которое духовное чадо должно на лету ловить и исполнять.
Я вообще думаю, что большинство христиан в наше время спасаются не послушанием, а безропотным терпением скорбей. В духовность склонны играть и пастыри, и овцы. Как приятно, читая жития древних преподобных отцов или близких к нам по времени Оптинских старцев, представлять и себя таким, как они. Тем более что и люди уважают и даже говорят: «Батюшка, спасибо вам за молитвы — я выздоровела». Чем не дар исцелений? Или: «Батюшка, вы сегодня на проповеди ну прямо про меня всё сказали». Это уже «прозорливость». А когда прочитаешь про праведного Алексия Мечёва, что он был «старец городской», то думаешь: «Ну, вот! И я тоже — старец городской!
Как пошутил по этому поводу один мой знакомый: «Я за послушание что хочешь выпью». Ещё важно знать, что в духовных отношениях дар даётся не столько отцу, сколько чаду. Преподобный Марк Подвижник писал, что советующий говорит по мере силы, а спрашивающий получает пользу по мере веры. Если человек не на словах только, а искренне сознаёт, что его ум поражён грехом, что он не способен сам рассудить, что вредно для спасения души, а что полезно, если он при этом жаждет очиститься от страстей и войти в Царство Небесное, то Бог может послать ему руководителя. Это большой и редкий дар решимость отвергать свою волю и Богом данный наставник. Если он есть, им нужно дорожить; если нет, не нужно выдумывать. Разве в миру такое послушание возможно? Архимандрит Кирилл Павлов в беседе со студентами Духовной академии говорил о том, чем принципиально отличается монашество от мирской жизни. Он имел в виду монастырское монашество, а не учёное и не архиерейство.
Он на первое место поставил не целомудрие и нестяжание, которые возможны и среди мира, а слова Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Это возможно только в монастыре. Монастырский монах, если он не при должности, не игумен, а простой насельник, не связан ничем, кроме Божьих заповедей и обетов. Сказали копать яму — выкопал, потом сказали закопать — закопал, пошёл в церковь помолиться, до храма дошёл, отозвали: иди картошку чисть. Это очень болезненно, но что сказали, то и сделал. Обругали — слава Тебе, Господи! Он может быть старый, может быть доктором наук, но раз пришёл в монастырь, всё обрублено и ничем не связан. А миряне… Только если люди, которые не создали семью, живут одиноко — это в чем-то похоже на монашество, но это довольно узкая прослойка. Семейный же человек, мирянин он или священник, по своему положению взрослый, а не ребёнок, у него есть ответственность, есть семейные и служебные обязанности.
В монастыре нет служебных обязанностей, там есть послушание, это не то же самое.
Например, служили на папин день рождения. Вообще, на дни рождения, именины стараемся собираться вместе — родители, дети, внуки… Я люблю богослужения, а здесь особое удовольствие служить, когда мы всей семьей служим, с папой и братьями. Когда я об этом узнал, более десяти лет назад, и понял, что это навсегда — был непростой момент. Возникали вопросы, почему так случилось и почему именно с нашей семьей. У меня же должно быть все хорошо, я же такой хороший, почему у плохих, абьюзеров или алкоголиков такого нет, а у меня вот произошло. Я исповедовался у своего отца, и мне папа сказал только одно: надо перестать роптать на Бога, перестать осуждать всех и вся и перестать себя жалеть. Наверное, год прошел, прежде чем я как-то внутренне принял ситуацию. Когда принял, мне стало легче, не в смысле жить, жить по-прежнему в такой ситуации непросто, а внутренне, душевно, духовно стало, безусловно, легче. Дочери сейчас 16 лет, сыну — 12.
Они росли уже с тяжелобольной мамой. Поэтому я стараюсь максимально, как священник, как отец, как глава семейства, воспитывать в них милосердие, объясняю, что вот так Господь попустил, но все равно это наша мама, и мы ее любим всегда и в любом состоянии. Сам я стараюсь всячески закрыть те пустоты, которые возникают в том числе потому, что мамы часто не бывает дома, она лежит в больнице. Понятно, что материнскую ласку я не могу им дать такую, которую могла бы дать мать, ну что же поделать. Но Господь хранит их, и, если увидеть детей, никогда не скажешь, что у них такая тяжелая ситуация в семье. Кроме того, очень помогает ее бабушка, моя мама. Дочка всегда звонит бабушке, чтобы что-то спросить, понятно, что об особенностях, скажем, женского организма с папой особенно не поговоришь. И вообще девочке порой нужно просто пошептаться со старшей женщиной, папа, опять же, для этого не очень подходит. Косы я, кстати, ей в детстве заплетал. А платья до сих пор вместе покупаем.
Я, правда, не люблю ходить по магазинам, и мы сейчас договорились так, что она все выбирает сама, потом зовет меня. И мы вместе принимаем окончательное решение. Вкусы у нас примерно одинаковые, но мне важно, чтобы было прилично, не слишком коротко. Бывало, правда, что забраковывал ее выбор — мини-юбку или блузку просвечивающую. Так и говорил: «Такие вещи ты носить не будешь, пока живешь в нашем доме». Если ребенок уходит из Церкви — это не погибель — Всякий раз то один, то другой социологический опрос показывает, что православных христиан у нас процентов 70-80. Что вы видите в реальной жизни? Вот покрестить надо ребенка, и человек готов прийти в храм. А то еще бывает и недоволен чем-нибудь. По-настоящему духовной жизнью живут немногие.
Но по-другому и не может быть. Та же статистика показывает, что процента три причащаются чаще, чем раз в месяц. А большинство называющих себя православными только кресты носят и за куличами приходят и за святой водой, а Церковь, забота о душе оказываются вне контекста их повседневных забот. Но потом неожиданно приходит беда, кто-то умирает, заболевает, и это, бывает, пробуждает человека. Последнее время, мне кажется я сужу по нашему приходу , больше людей приходят в Церковь по-настоящему, они не могут без причастия, православие для них — не культурная или национальная самоидентификация, а жизнь. Вообще, не стоит никого осуждать. Человек может по видимости быть одним, а по сердцу другим. Не зря же Христос дал заповедь «Не судите». Сразу вспомнился случай в Гатчине, который не так давно обсуждали. Кто-то говорил, что это из-за проблем с катехизацией, кто-то — что не должно быть ценников… А вы что думаете?
Он рассказал «Правмиру», из-за чего священники оставляют служение, почему их стоит жалеть, а не осуждать и как найти в себе силы не разочароваться и выстоять, если кажется — все вокруг рушится, а тот, кто привел тебя к Богу, оставил Церковь. Показать больше.
Епископ Зарайский Константин, ректор КДС, викарий Московской епархии
Появление в некоторых украинских храмах фресок и росписей с изображениями Петра I, Екатерины II, Владимира Ленина, Иосифа Сталина и Владимира Путина, над которыми якобы вершат суд украинские националисты, оценил священнослужитель отец Иоанн Островский. Протоиерей Константин Островский, воспитавший четверых сыновей, трое из которых стали священниками, рассказал «Бате» о том, что считает самым важным в воспитании детей, как семье справляться с жизненными трудностями. Иерей Павел Островский родился в 1982 г. в Москве в семье священника Константина Островского. Протоиерей Константин Островский призвал избегать и другой крайности: «Смиряясь, нужно не смущать младших. Полная биография, самые интересные факты из жизни и последние новости об авторе. Протоиерей Константин Островский.
Священник Островский назвал власть тяжелейшим испытанием
В новую книгу протоиерея Константина Островского включены беседы, в которых обсуждаются вопросы становления на духовный путь, о целях этого пути, о препятствиях и ловушках, о страстях и о том, как противостоять им. Книга адресована семинаристам. Протоиерей Константин Островский — о том, как это пережить. Полная биография, самые интересные факты из жизни и последние новости об авторе. Протоиерей Константин Островский: Пост — это дар каждому христианину, и он имеет смысл только как свободный выбор.
Протоиерей Константин Островский: благословлять акции Энтео нельзя
← Священник Константин провёл урок в школе 1358. 05.09.1932 – 3 –ий арест, священника Островского Константина Павловича арестовали и отправили в ссылку в Северный край. В миру Островский Илья Константинович, родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье Константина Островского, будущего священника. При этом Островский приводит историю, когда пострадавшая в теракте девушка, придя в православный храм за помощью священника, получила вместо утешения, осуждение: «Повеселилась?
Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»?
Посмотрите трансляцию в TikTok от Священник Константин Мальцев (@o_konstantin)! В книгу протоиерея Константина Островского «Умереть нам не удастся» включены его записки и проповеди, объединённые темой подготовки к Царству Небесному. протоиерей Константин Островский.
В «Ковчеге» прошло мероприятие для духовенства Минской епархии
Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними. В ответ я высказал мысль, что причина ее тяжелого душевного состояния отчасти в обстоятельствах жизни, а отчасти в том, что она хотя и верует в Бога, но по своей вере не живет. Тогда моя друг-собеседница воскликнула, что не чувствует потребности надеть юбку до пят и серый свитер...
Встреча с Островским прошла в Атриуме Тульского кремля. Я не верю в то, что в ближайшей перспективе наша страна может стать религиозной, для этого нет никаких предпосылок. Верующих людей в нашей стране около 2 процентов. Надежда есть, потому что среди молодежи много осознанно верующих, но недостаточно, чтобы это повлияло на всю страну сразу.
И их недоверие будет иметь под собой основу: на самом деле трудно поверить, чтобы человек так легко отказался от ужасного образа жизни, стал примерным христианином, и начал и других наставлять на путь истинный. В 2004-м году, по словам Павла, у него «резко переключился мозг»: не было никаких божественных явлений, света Божьего, который послал ему некий сигнал. Просто в двадцать один год Павел Островский в один момент осознал, что до этого была «заморозка, некая криокамера, а не жизнь» — снова его высказывание. Павел Островский и Вероника Иващенко Поступив в семинарию, он начал активно в интернете участвовать в дебатах, посещал разные форумы, где спорили о вере. Делал это он в те годы анонимно, и позднее со смехом это комментировал: «Слава Богу, мои подписчики сейчас не могут прочитать то, что я допускал тогда в чатах и на форумах! Там была ужасная ересь, и сквернословил я жутко, защищая веру Божью! И опять нужно упомянуть супругу Павла, с которой он встретился: девушка стала его женой не только из-за симпатии сначала, а потом по причине любви, а еще потому, что он нашел в ее лице единомышленника, приведя ее к Вере. Даже больше скажу: я сам в полной мере не осознавал, каким будет священство, к которому меня тогда потянуло, а вот жена меня полностью поддержала». Так он с благодарностью вспоминает период, когда они с Маргаритой только поженились. В 2008-м году Павел Островский окончил семинарию — он поступил в духовное заведение на этот раз в Коломну. Ездить было на занятие очень далеко, потому молодой человек принял решение обучаться экстерном, заочно. Но на экзамены-то приходилось ездить все равно: «Адская мука была — сначала туда четыре часа, и столько же домой. Это был крест, но была и польза: я учился тому, до чего раньше не дорос», — так потом Павел рассказывает про несколько лет учебы. А его все сильнее и сильнее тянуло к священству: рукополагаться можно после второго курса, но владыка Ювеналий не дал студенту Островскому на это разрешения: «Подождите еще годик». Владыка Ювеналий отказал Павлу и на третий, и на четвертый год! Ну а когда окончил семинарию, тогда точно рукоположили», — так закончился долгий путь отца Павла к настоящему служению Богу. Семинария, в которой я отучился до конца, и уже потом стал священнослужителем — она помогла мне полностью осознать то, что до тех пор не понималось мною по-настоящему глубоко, правильно мне несколько лет подряд отказывали». Настоятель храма в Павшинской пойме подмосковного Красногорска — вот какое назначение получил Павел Островский, и куда он поехал после семинарии с женой. И снова нужно упомянуть про эту удивительную женщину, потому что когда муж ей сказал: «Поедем в область, будем заниматься хозяйством, даже, может, придется тебе корову доить», — она с радостью согласилась. Почти сразу же по приезду в Красногорск кроме основной деятельности Павел Островский вознамерился создать Евангельский кружок, хотя многие, даже пожилые прихожане, его не поняли: «Зачем это нужно? И так Евангелие все знают! Он очень быстро завоевал доверие людей в городе своей искренностью и душевностью, но самую большую популярность у верующих, несомненно, Павел Островский завоевал своей деятельностью в интернете и на телевидении. Беседы в интернете, блогерство, благотворительность Проповеди в интернете, которые стал проводить отец Павел — на это даже многие верующие смотрели поначалу с недоверием и усмешкой. К сожалению, отмечает священник, до сих пор этот предрассудок невозможность соединения веры с интернетом сохранился. А вот он постоянно пытается объяснить: в современных реалиях интернет — единственный способ полноценно достучаться до молодежи. Поняли это, в конце концов, его старший брат и отец, хотя, по словам Павла Островского, были поначалу в резкой оппозиции. Когда известный уже ресурс «Батюшка онлайн» только начал работать, это вызвало настоящую бурю в сетях — ведь до этого практически никто не занимался подобным делом. Были попытки проводить беседы в интернете, но совершенно не на языке молодежи, и они срабатывали только с пожилой аудиторией. Сначала Павел Островский, присоединившись к ресурсу, без определенного плана отвечал в онлайн-режиме на вопросы, потом начал проводить вебинары. Но не только в этом проекте начал трудиться отец Павел: наибольшую активность у него надо отметить в социальных сетях, в первую очередь в Инстаграме. Проводя трансляции в этом аккаунте и на youtube, священник Островский говорит: «Моя цель — привлечь внимание к Богу далеких от религии людей, заинтересовать их в том, чтобы они сделали первые шаги к вере». Простым и доступным языком священник объясняет Библию, рассказывает фрагменты из Писания, дает объяснения, как церковь относится к дурным поступкам, и как бороться с жизненными искушениями. Его часто обвиняют в том, что он это делает не «правильным» для церкви языком, слишком упрощает свою речь, допускает неуместные шутки. Но зато отец Павел очень популярен у молодежи, и многие из посетителей его страниц пришли к Богу, именно почитав его «простые» тексты, или послушав «примитивные» проповеди. Павел Островский и Борис Корчевников Батюшка начал заниматься еще одной деятельностью в интернете — он руководит благотворительным фондом «Добрые дела» на ресурсе ВК. Фонд оказывает помощь бедным, одиноким пожилым людям, нуждающимся в срочной помощи больным детям. Также группа «Добрые дела» при его поддержке осуществляет сотрудничество с реабилитационным центром для подростков в Красногорске. Фонд финансирует поездки детей по святым местам России, помогает им посетить старинные монастыри и музеи, в которых рассказывается про историю христианства. За несколько лет своей деятельности фонд «Добрые дела» реализовал на помощь нуждающимся около десяти миллионов рублей. Покажется, что это мизерная сумма, но зато можно с уверенностью сказать, что ни одной копейки не ушло в карман к вороватым чиновникам, а было направлено на истинно благие дела. Отец Павел часто выступает и на телевидении. Например, он был участником передач Андрея Малахова, и через телевидение в острых дискуссиях успешно доносил слово Божье до аудитории. Канал «Спас» священник считает настоящим «окном веры на ТВ», и он там появляется очень часто, особенно он любит цикл программ «Не верю». А вот «Марафоны желаний», которые проводятся в интернете, Павел Островский называет откровенным мошенничеством, и горячо призывает в них не участвовать верующих людей. И конечно священник активно путешествует по городам России, посещая храмы, проводя беседы с прихожанами, и он утверждает: «Мы должны стараться быть ближе к народу, чтобы рушить лишние преграды на их пути к Богу». О его личной жизни и семье Сейчас Павел Островский — глава большой семьи, у него есть жена и трое детей, и их он воспитывать старается так, чтобы они самостоятельно выбрали свой путь.
Сергия Радонежского III ст. Серафима Саровского III ст. Владимира» 2015 — митра 2016 — орден прп. Андрея Рублева III ст. Награды светские: Благодарственное письмо Красногорского муниципального района 2001 г. Благодарственное письмо Красногорского муниципального района 2002 г.
Священник Островский назвал власть тяжелейшим испытанием
В «Ковчеге» нашего монастыря прошла встреча духовенства Минской епархии с протоиереем Константином Островским, преподавателем пастырского богословия Коломенской духовной семинарии. атеист Константин Мацан Не верю разговор с атеистом. — Владыка Константин, нынешняя рождественская поездка русских священников в Африку стала самой массовой в истории экзархата. Протоиерей Константин Островский. В миру Островский Илья Константинович, родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье Константина Островского, будущего священника.
«Он стал священником, когда мне было всего четыре года»
Каждый из нас делал свободный выбор. Третий по счету брат, Василий, выбрал себе деятельность вообще вне церковной среды, занимается бизнесом. Я поступил после армии в семинарию, отучился два года и — ушел. Потому что решил тогда — не хочу становиться священником, для чего же учиться в семинарии. Ведь, по моему мнению, учиться надо только в одном случае — если ты хочешь стать священником.
А священником стоит становиться, если есть не просто желание, а настоящее горение. И только потом, года через четыре, я заканчивал ее заочно, будучи уже диаконом. Этот опыт был очень полезен для меня, потому что я жил обычной жизнью, работал — пытался и бизнесом заниматься, и на клиросе пел. И вот за это время я внутренне как-то вырос, что ли, и желание стать священником у меня сформировалось по-настоящему.
Но еще четыре года я был диаконом, чувствуя, что не готов к священству. Причем мне нравилось быть диаконом, но потом, одномоментно, в ответ на мои молитвы пришло внутреннее решение — рукополагаться в священники. У вас были подобные поиски? Оказавшись вдали от родителей, от привычного уклада жизни, я тогда много чего передумал.
Были мысли: а почему я должен ходить в храм, для чего вообще все это? Но сомнения в армии же и закончились: два года — вполне нормальное количество времени для того, чтобы переработать себя с головы до ног. Своими сомнениями я делился с родителями, и в письмах, и когда приезжал в отпуск. Они не уговаривали, только мягко объясняли и молились за меня, как и за всех братьев.
Общение с ними, их молитвы помогли мне в размышлениях о самом себе укрепиться в вере, вернуться обратно, осознать, что я хочу быть христианином. Через три месяца после армии я как раз и поступил в семинарию, чтобы через два с половиной года уйти, но уже не по соображениям веры и неверия, а, как я рассказал, совсем наоборот. А вот именно разочарования в церковной жизни были? Это больше касается неофитов, которые, будучи взрослыми, приходят в храм и даже не столько к Богу, сколько в поиске чудес, в том числе внутренних, и в надежде, что в церкви их встретят исключительно святые люди.
А, оказывается, там такие же люди, как и везде, и священники тоже люди, и вот — разочарование. Я рос в церковной среде, у меня многие друзья верующие, и ни я, ни они в школе, например, не были ангелами. Мне нечего было разочаровываться, я знал, что к Богу идут самые обычные люди, не ангелы. В школьном детстве за обидчиков мы не молились — Что от отца Константина вы взяли в свою священническую и семейную жизнь?
С самого детства мы понимали, что богослужение, то есть служение Богу — это серьезно. Помню, как мы со старшим братом, сейчас он — владыка Константин, епископ Зарайский, были алтарниками — ему 10 лет, мне 8, с нами старенький дедушка, но он не в счет, все было на нас. И я помню, что папа к нам очень жестко относился, спрашивал абсолютно за все. Не дай Бог кадило не будет разожжено и вовремя подано, или кто-то Апостол прочтет неправильно.
Помню, как папа посылал делать замечания народу, если кто-то разговаривал. Мне такая строгость с самого начала моей церковной жизни была полезна, я уже тогда воспринимал все именно как служение, а не игру. А что касается семейной жизни, моего родительства, то я стараюсь действовать, исходя из своего опыта. Может быть, больше даже беру мамин опыт — папа много служил, и воспитание все-таки больше лежало на маме.
Но все-таки я иду своим путем, может быть, делая какие-то ошибки и потом их исправляя. Священник Иоанн Островский с детьми — В школе к вам относились как-то иначе, ведь тогда дети из семьи священника были редкостью? Дома — молились, читали Евангелие, в храм ходили. Пионером я не был, просто отказался.
Крестик не снимал в школе никогда, мне было без разницы, что говорят. Если одноклассники что-то гадкое говорили, сразу получали за это.
Что вы на это скажете, отец Павел? Священник Павел Островский: Мне кажется, нужно по совести. Перед передачей я про себя помолился, хотелось перекреститься, но потом подумал: «Сейчас перекрещусь, а вдруг Отар и правда атеист». В своей жизни я показухи встречал очень много, с себя начиная. У меня отец священник, и я, конечно, с детства знал, когда креститься, куда кланяться. И я отлично помню, как, будучи молодым юнцом, заходил в храм и, думая о том, как на меня смотрят, молился, прикладывался к иконам и прочее. Но все-таки, учитывая, что мы, представ пред Богом, будем отвечать за себя, нам хорошо бы помнить, что если человек и согрешает, то он согрешает не против нас и не перед нами. Он согрешает в первую очередь против Бога.
Именно Господь будет определять, как и что с ним потом делать. Как говорил об этом апостол Павел: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» Рим. И если я вижу, что человек согрешает, у меня есть два варианта — я могу его осудить или могу подумать: «Господи, он же не понимает, как это неприятно выглядит. Он себе плохо делает, другим плохо делает». Помолиться за него, потом вспомнить, что я сам так же поступал когда-то, — вот это будет по любви. Любовь — это вообще всегда подвиг. Это прямо усилие над собой нужно сделать. Проще подойти, взять грязь с земли и… на тебе!
Ведущий: Отец Павел сказал: «Чужая душа потемки». Отар, а не получается ли так, что мы все я думаю, что вы тут не одиноки, каждый это в себе тоже обнаружит видим человека и спешим осудить его? Священник Павел Островский: Не получается ли, что мы встаем в позицию судьи и судим? Мы же не знаем на самом деле, что там у них с Богом в душе. Отар Кушанашвили: Не знаем. Мало того, что я не отрицаю этого, я подтверждаю, что потом задним числом я начинаю жалеть о своем раздражении: «Ну, я же не знаю его обстоятельств, контекста, в котором он крестился или говорил что-то, что меня вывело из себя». Человек переменчив: Отар, разговаривавший сейчас с вами, и Отар, приехавший в 1992 году в Москву, — это два совершенно разных человека. Дети меня очень изменили. И каждый день мы меняемся. Но когда я осуждаю кого-то, я не думаю о высших инстанциях, я просто сам потом про себя думаю плохо.
Он же не тебе не раскрывается. Ты видишь только то, как он ведет себя на съемке или в какой-то публичной ситуации»... И меня, конечно, сейчас зацепило, что вы сказали: «Я не хочу, чтобы Он был ко мне справедлив. Я хочу, чтобы Он был милостив ко мне». Мне надо это обдумать… Ведущий: Как я понял, Отар, несовершенство людей — это самое большое для вас препятствие на пути к Богу. А если бы люди были совершенны, вас бы с Богом ничего не разделяло? Отар Кушанашвили: Вы ставите меня в неловкое положение. Я бы так формулировал, если бы сам был хотя бы дальним подобием совершенства. Вопрос не в том, вопрос в дружелюбии. Если бы я переступил порог храма и мне бы улыбнулись.
Если бы в день похорон мамы приехал другой священник. Если бы на кладбище на погосте про Жанну Фриске мне не так жестко ответили бы. Если бы… Если бы… Минимальные требования! Я просто хочу донести свою мысль через камеру до миллионов. Вот к вам зайдет младший Кушанашвили. Ну, так получилось, что они у меня улыбчивые. Не цыкайте вы на них! Не шикайте вы на них! Они просто жизнерадостные, будьте к ним милосердны. Не надо выгонять их, потому что они в джинсах.
Это вопрос дружелюбия, вопрос, чтобы человек с крестом был дружелюбным. Но у меня пока этого не случилось... Священник Павел Островский: Вообще, дружелюбность — вещь очень сложная. Апостолы, ученики Христовы, дружелюбными стали совсем не с первого раза. И когда в свое время Иисус Христос говорил им, что их будут гнать, они ужасались и возмущались между собой см. И дальше евангелист описывает, как к Иисусу подошли два брата, Иаков и Иоанн, и спросили: «Можно мы сядем, когда Ты будешь царствовать, один справа, другой слева от Тебя? А после ответа Христа остальные ученики вознегодовали на этих братьев см. Или, в другом месте, ученики проходили вдоль села и в это село их не пустили переночевать. И тогда ученики предложили: «Господи, позволь нам огонь низвести на это село», то есть сжечь. И Господь ответил: «Вы не знаете, какого вы духа», то есть вы даже не понимаете, о чем вообще говорите см.
Так что быть дружелюбным, особенно постоянно, и когда у тебя плохое настроение, и когда у тебя что-то болит или ты устал, — это непросто. Отар Кушанашвили: Это очень непросто. Но я говорил про кульминационные моменты. Священник Павел Островский: Понимаете, с апостолов все-таки совершенно другой спрос — они выше сегодняшних епископов. Поэтому, если бы в Евангелии описывались не апостолы, никто бы внимания на это не обратил. Но апостолам, да и священникам, Господь в помощь дает некую силу, за которую священник будет в особой степени отвечать на Страшном суде. Когда священника рукополагают, то говорятся такие слова: «Прими залог сей то есть прими определенную часть людей, вверенную тебе и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Истязан — допрошен с пристрастием. Представляете, какая это ответственность? Поэтому и со священника совершенно другой спрос.
Если бабушка в храме цыкнула, это не так травмирует человека, как если священник повел себя как-то неправильно. Отар Кушанашвили: Вот это точно. Священник Павел Островский: У нас страна многострадальная. В 1990-е годы очень много священнослужителей рукополагали, ведь их не хватало, — и кто-то из нас и образование в полной мере не получил, кто-то, как потом выяснилось, в чем-то не выдержан, и так далее. Все-таки исторические моменты играют свою роль. Плюс мы все настолько привыкли к комфорту и удобству, что хотим, чтобы нам все вокруг служили. Знаете, какой один из самых частых вопросов в церкви? Почему нельзя сидеть? Приходи ко мне домой и сиди». Но все-таки если мы перед Богом предстоим… ведь даже в присутствии старших обычно встают!
Если ты пожилой человек, ноги болят и так далее, да, для людей немощных стулья есть. Или еще один острый вопрос: «Почему в церкви все платно? Почему, если я хочу крестить, я должен заплатить за это? Мне это показалось таким абсурдом! Просто Феллини в загробной реинкарнации. Священник Павел Островский: Почему на этот вопрос сложно ответить? Потому, что, наверное, мы уже никогда не вернемся в то состояние, которое было в древних общинах. Он пошел, отучился, его благословили, рукоположили. У них все свое, храм — это их храм. Соответственно, если, предположим, окошко в храме сломалось, — это наше окошко сломалось, и если пол прогнил, то это наш пол прогнил.
Вот этого сегодня нету. Люди не ощущают храм своим домом. Поэтому настоятель, конечно, может пойти по пути жертвы: «Буду служить, пусть гнилой пол и все остальное. Как усовестятся, так и пожертвуют». Но привычнее ему назначить везде цены и получить стабильный доход, на который ремонтировать храм, выплачивать зарплаты, оплачивать электричество и т. Ведь у нас во всех сферах, к сожалению, все прогнило. И в первую очередь наше, человеческое. Так что, когда смотришь на то, что было в первые века христианства, — понимаешь, что вернуться уже не получится. Ведущий: Не могу до конца с такой пессимистичностью согласиться. Знаю приходы, где хоть и есть ценники, но именно в виде пожертвования, а есть и вообще без ценников.
Но я хочу сказать вот о чем. Мы сегодня говорим о встрече с человеком, который, может быть, отвратил кого-то от Церкви: недостойный священник, злая старушка. Но потом ведь все равно приходит понимание, что я настолько хочу к Богу, что мне, во-первых, неважно, что меня когда-то выгнали, во-вторых, мне, может быть, это было нужно, чтобы я на контрасте понял, что Бог всех принимает, что Бог есть любовь.
Задача книги — напомнить людям, что за гробом покаяние невозможно, но здесь и сейчас возможно, что время земной жизни даровано нам Богом для труда над своей душой. Издание проиллюстрировано графикой художника Елены Черкасовой и адресовано людям, серьёзно относящимся к духовной жизни, ищущим помощи на тернистом пути душевного спасения.
Протоиерей Константин Островский родился в Москве в 1951 г. Окончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения.
Нам запрещалось заходить на кухню без спроса: семья небогатая, четыре мальчика, и если каждый будет заходить на кухню и брать без спроса, другим ничего не останется. Не приветствовалось в семье, если мы обижали маленьких, слабых. Но помню этот момент очень хорошо. Я пошел в армию в 1997 году, через два дня после выпускного вечера. И это было потрясением — впервые оторваться от родителей, от семьи — на целых два года, резкое взросление. Мамы рядом нет, папы нет, и надо самому начинать думать о себе, зарабатывать себе имя среди своих сверстников. Я служил в частях, где в то время была дедовщина, но, чтобы меня били там, такого не было.
Возникали потасовки, но, думаю, — это было обоюдное. Все были неправы, и я никогда не молчал. Потом и сам был «дедом», но все-таки православным и никогда не издевался над молодыми бойцами. От общепринятых тогда вещей — погладить «деду» форму, заправить постель — я не отказывался. Но чтобы унизить, оскорбить, а уж тем более избивать — такое мне в голову не приходило. Прихожане прощали мне неопытность — После рукоположения вы сразу возглавили приход. Бывало, что не знали, как ответить человеку на какой-то вопрос? Прихожане задают непростой вопрос, я сразу говорю: «Давайте я вам завтра отвечу на него, уточню у своего духовника». И с этим вопросом — к папе.
Трудно было, что храм деревенский, бедный, надо было думать, как его поднимать. Слава Богу, Господь все управил, и в 2014 году мы полностью восстановили этот древний памятник архитектуры — в этом году храму 260 лет. Еще построили крестильный храм, церковный дом, в котором 12 лет уже работает воскресная школа. Наверное, делал ошибки, мог вспылить, пытался порой учить или что-то делал не так, но прихожане прощали мне мои грехи и неопытность. А порой, несмотря на неопытность, удавалось найти правильные слова и поддержать. В начале моего священства я познакомился с женщиной, тогда ей было 32 года, маленький ребенок и у нее только что диагностировали рак, от которого она через три года умерла. Сначала у нее было только осуждение: «Почему так Господь поступил со мной? Потом постепенно успокоилась, начала молиться Богу, приняла свою судьбу. Мы много разговаривали, и уходила она уже со спокойным взглядом, переживая, конечно, но все-таки спокойно оставляя ребенка с мужем, понимая, что Господь их не оставит, без злобы и осуждения.
Причем сейчас я бы, наверное, нашел другие, более мудрые и правильные слова. Тогда говорил по-простому, как получалось, ведь я был в самом начале пути священства, но той женщине они все равно помогли, так что Господь спасает души в том числе и через неопытных священников… — Как вы относитесь к тому, что прихожане делают замечания тем, кто что-то делает в храме не то, по их мнению. Не так стоит, не туда смотрит и так далее? Так что я всегда очень следил, да и сейчас слежу, чтобы не дай Бог кто-то начал кому-то делать замечания. Сейчас у нас в храме мир и спокойствие, никто никого не учит. Папу мы всегда называем папой — Вы сейчас с братьями общаетесь? Если общение происходит где-нибудь официально, то старшего брата мы называем владыкой речь о Константине, епископе Зарайском, викарии Московской епархии , и он к нам обращается — отец Иоанн, отец Павел. И мы все, в том числе папа, берем благословение у владыки Константина. Никакого панибратства на людях между нами, братьями, нет.
Но когда общаемся в родительском доме или по телефону — называем друг друга, как повелось еще в детстве, но это закрытая территория, мы не пускаем туда никого. А вот папа всегда называет владыку владыкой. Папу мы, кстати, все называем папой, никогда — отцом Константином. Даже когда на службе подходим, говорим: «папа». Протоиерей Константин Островский — программист, благочиннный, отец епископа Бывает, служим все вместе.