Супруги Розенберги во время последнего свидания в тюрьме Синг-Синг 70 лет назад, 19 июня 1953 года, в американской тюрьме Синг-Синг были казнены на электрическом стуле. *Атомные шпионы* супруги Розенберг во время суда | Фото.
Казненные коммунисты США: дело супругов Розенберг
19 июня 1953 года в США за передачу секретных сведений об атомной бомбе советской разведке на электрическом стуле казнили семейную пару Юлиуса и Этель Розенбергов. Так или иначе, случай супругов Розенберг остается одной из самых позорных и драматических страниц в истории холодной войны. В итоге смертный приговор супругам Розенберг подписал новый президент — Дуайт Эйзенхауэр, который в своем решении был непреклонен, несмотря на бурную реакцию. Суд над супругами-шпионами Розенберг начался 73 года назад.
Розенберги. Сфальсифицированный процесс
Позднее генерал Павел Судоплатов напишет, что супруги Розенберги были привлечены к сотрудничеству с советскими спецслужбами, однако они не имели никакой связи с главными. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. супруги розенберг в тюрьме До сих пор точно не установлено, когда именно Джулиус начал работать на советскую разведку и много ли принес ей пользы.
Любовь до смертной казни. Дело Розенбергов — главная драма холодной войны
И сегодня трудно понять, почему более полувека назад Верховный суд демократической Америки отправил на электрический стул мужчину и женщину, мужа и жену, конкретная вина которых до сих пор не доказана. Юлиус родился в 1918 году в Нью-Йорке. Учась в университете, он посещал собрания коммунистов, где и познакомился с Этель Грингласс, которая была старше его на три года. К тому времени Этель считалась политически неблагонадежной. Она нередко оказывалась среди зачинщиков забастовок и организаторов политических демонстраций. Этель открыто требовала улучшения условий труда и увеличения зарплаты рабочим и служащим. В документальном фильме о супругах Розенберг, который сняла их внучка Эйви Миропол, есть эпизод, в котором один из членов американской Компартии, ныне человек весьма почтенного возраста, признается: «В 30-е годы все, у кого была голова на плечах и горячее сердце, кто желал лучшей доли трудящимся, не могли не примкнуть к коммунистам». Этель и Юлиус поженились летом 1939 года, а 1 сентября началась Вторая мировая война. Юлиус добровольцем пошел в американскую армию. Он служил в войсках связи.
Война стала переломным моментом в жизни супругов Розенберг. Они верили в Советский Союз, мечтали о социалистическом государстве без эксплуатации человека человеком, без дискриминации по расовому и национальному признаку. Розенберги ничего не знали о кровавых сталинских чистках, беспределе советских служб безопасности, о ГУЛАГе, перемалывавшем миллионы человеческих жизней. Начались регулярные встречи, во время которых американец передавал секретную информацию, касающуюся оснащения американской армии новейшими по тому времени образцами вооружения. Информацию об атомном оружии Юлиус мог получить от Дэвида Грингласса, младшего брата жены, работавшего на предприятии, где производились бомбы, уже испытанные в Хиросиме и Нагасаки. Сотрудничество Розенбергов с советской резидентурой могло навсегда остаться тайной для ФБР, если бы в 1949 году сбежавший на Запад советский разведчик не рассказал о своих связях с британским ученым Клаусом Фуксом, перебравшимся в Лос-Анджелес. Далее произошел «эффект спичечного коробка». Фукс сдал своего связника Гарри Голда, а тот вывел американских контрразведчиков на Дэвида Грингласса, который на допросах долго молчал. Чтобы заставить брата Этель Розенберг давать показания, арестовали его жену Рут, и двое их маленьких детей остались без присмотра.
Страх за судьбу детей сломал Дэвида, и он дал показания против сестры и ее мужа. Он рассказал следователям, что Юлиус и Этель вовлекли его в шпионскую сеть. По словам Дэвида, он передавал зятю и сестре различные диаграммы, схемы и чертежи, связанные с производством атомного оружия.
Процесс вызвал сильнейший общественный резонанс во всем мире. Однако тот сослался на то, что срок его полномочий истекает, и уклонился от решения. Дуайт Эйзенхауэр, заступивший на пост президента после Трумэна также проигнорировал все ходатайства. Это злостное предательство целой нации, которое вполне могло повлечь смерть многих и многих невинных граждан». День казни был назначен на 19 июня 1953 года.
В течение 27 месяцев после вынесения приговора защита пыталась добиться пересмотра дела, но безуспешно: Верховный суд США и президент Эйзенхауэр отклонили прошения о помиловании.
Казнь состоялась в июле 1953 года. В 1995—1997 годах были опубликованы материалы американских спецслужб и воспоминания бывших советских разведчиков, вносящие определённую ясность в полувековой давности «дело Розенбергов».
Их сыновья с плакатами «Не убивайте наших папу и маму! Но 18 июля был вынесен окончательный приговор, и он остался неизменным. Вся грязь, нагромождение лжи и клеветы этой гротескной политической инсценировки не только не сломили нас, но, напротив, вселили в нас решимость твердо держаться, пока мы не будем полностью оправданы... Я знаю, что постепенно все больше людей встанут на нашу защиту и помогут вырвать нас из этого ада. Нежно тебя обнимаю и люблю».
Этель написала сыновьям: «Всегда помните, что мы были невиновны и не могли пойти против своей совести». Этель и Юлиус Розенберги во время суда Фото: regnum. Но оба упорно отрицали свою вину. Их ожидала казнь на электрическом стуле. Юлиус погиб при первом же пуске тока, а сердце Этель перестало биться только после второго разряда. Внучка Розенбергов уверена: ее бабушка погибла «не во имя Советского Союза, а из-за преданности своему мужу».
РО́ЗЕНБЕРГОВ ДЕ́ЛО
Суд попросил не имеющего соответствующей квалификации Грингласа поднапрячься и по памяти восстановить схемы атомного оружия, которые были переданы в распоряжение «советского резидента» — Юлиуса Розенберга. Спасая свою жизнь, Гринглас готов был начертить, что угодно. Он рисовал схемы, которые, как выяснилось в ходе одного из слушаний, являлись… давно общеизвестными сведениями, не представлявшими никакого интереса для пребывающих в курсе дела советских спецслужб. Такой с позволения сказать доказательной базой побрезговал бы даже Басманный суд г. До того, как одним из адвокатов была провозглашена общедоступность этих, якобы, украденных данных, гособвинитель Ирвинг Сэйпол воздевал руки и заявлял, что сотни добропорядочных граждан США, именитых физиков-ядерщиков, готовы в ходе слушаний подтвердить колоссальный урон, нанесённый произошедшей «утечкой информации». Но от вызова этих людей в суд было решено отказаться, так как, находясь под присягой, никто из уважающих себя специалистов не решился бы поставить крест на своей профессиональной репутации, назвав «секретными данными» эти грубые карикатуры, выдаваемые за X-files. Для того чтобы всё не выглядело настолько абсурдно, не хватало показаний самого Розенберга. И под нажимом ФБР, соблюдая «лучшие традиции родственных отношений», была подключена к даче ложных показаний Руфи Гринглас, супруга Дэвида. Она засвидетельствовала высокую степень участия её свояченицы, Этель Розенберг в этом «преступлении века».
Не сдержавшись, видные американские учёные — Виктор Нанскопф и Филипп Моррисон, непосредственно принимавшие участие в разработке и производстве ядерного оружия, хором заявляли, что представленные чертежи никак не могли помочь русским сделать судьбоносный шаг вперёд в создании «чудо-бомбы». В ожидании приговора прошло 2 года и 2 месяца. Изредка, словно пытаясь подстегнуть их желание к даче показаний и сотрудничеству с американскими спецслужбами, Этель и Юлиусу позволяли увидеть друг друга. Через металлическую сетку, не дававшую ни малейшего шанса на то, чтобы прикоснуться к любимому человеку. Они любили друг друга в заточении ещё больше, посылая трогательные письма: — Мой милый, дорогой, любимый, единственный. Я мечтаю об одном — выплакаться, наконец, в твоих объятиях, — писала Этель. Последней пыткой была встреча-прощание с детьми. Малыш Робби щебетал у Этель на коленях, крепясь из последних сил и отказываясь понимать, что больше никогда не увидит маму.
Адвокаты бились истово, направив 28 отклонённых одна за другой апелляций. Находились судьи, которые полагали, что аргументы защиты заслуживают всестороннего рассмотрения. Но Уильям Дуглас и Гуго Блэк пребывали в меньшинстве, заслуживая удивлённые взгляды своих «более подкованных в идеологическом отношении» коллег. Кто знает? Быть может, Гарри Труман и помиловал бы. Эйзенхауэр лишь назвал их «предателями целой нации». Обычно прошения о помиловании рассматриваются годами. В случае с Розенбергами президенту США хватило 1 часа для того, чтобы принять решение.
Этель подошла к электрическому стулу и заметила на этой адской машине, изобретённой американским зубным врачом Альфредом Саутвиком, темноватые пятна тлевшей плоти её мужа...
Более того, все члены семейства Грингласс были злы на Этель, впутавшуюся в «шпионскую историю». Дэвид Грингласс был приговорен к 15 годам тюремного заключения, но уже через 10 лет вышел на свободу. Судьба же его сестры и зятя решилась в пятницу, 18 июня 1953 года. Апелляции и протесты не помогли. Верховный суд утвердил супругам смертный приговор и постановил привести его в исполнение в тот же день, в 11 часов вечера. Но, чтобы «не осквернить наступающую субботу», время казни перенесли на 8 часов вечера следующего дня, когда, согласно иудейским законам, наступает уже воскресенье. Генри Стайнгарт, которому сегодня 105 лет и который уже давно проживает в доме престарелых, со слезами на глазах сказал Эйви Миропол, что жизнью обязан Розенбергам. Чтобы спастись от казни, им предложили «простой путь» — выбрать имя «подельщика» из списка 25 активных членов американской Компартии.
В этом списке значился и Генри. Он до сих пор убежден, что если бы супруги указали на него, то обрекли бы на неминуемую смертную казнь. Эйви Миропол встречалась со вдовой тюремного раввина Эрвина Куслова, который до последнего часа оставался со своими единоверцами и соплеменниками. Согласно рассказу вдовы Куслова, после казни Юлиуса ее муж пришел к Этель и сказал: «Юлиус мертв. Вспомни, что ты оставляешь в этом мире сиротами двух своих детей. Назови одно имя, любое, хотя бы вымышленное, и это тебя спасет». Ответ Этель был безапелляционным: «У меня нет никаких имен. Я не виновна в преступлении, в котором меня обвиняют. Я готова умереть».
Этель Розенберг усадили на электрический стул. Она была худенькой и маленькой, а электроды оказались короткими. Первый пуск тока ее не убил — сердце продолжало биться. Только второе включение рубильника навсегда прекратило муки этой женщины. Еврейское кладбище Нью-Йорка отказалось хоронить казненных супругов.
Учась в университете, он посещал собрания коммунистов, где и познакомился с Этель Грингласс, которая была старше его на три года. К тому времени Этель считалась политически неблагонадежной. Она нередко оказывалась среди зачинщиков забастовок и организаторов политических демонстраций.
Этель открыто требовала улучшения условий труда и увеличения зарплаты рабочим и служащим. В документальном фильме о супругах Розенберг, который сняла их внучка Эйви Миропол, есть эпизод, в котором один из членов американской Компартии, ныне человек весьма почтенного возраста, признается: «В 30-е годы все, у кого была голова на плечах и горячее сердце, кто желал лучшей доли трудящимся, не могли не примкнуть к коммунистам». Этель и Юлиус поженились летом 1939 года, а 1 сентября началась Вторая мировая война. Юлиус добровольцем пошел в американскую армию. Он служил в войсках связи. Война стала переломным моментом в жизни супругов Розенберг. Они верили в Советский Союз, мечтали о социалистическом государстве без эксплуатации человека человеком, без дискриминации по расовому и национальному признаку. Розенберги ничего не знали о кровавых сталинских чистках, беспределе советских служб безопасности, о ГУЛАГе, перемалывавшем миллионы человеческих жизней.
Начались регулярные встречи, во время которых американец передавал секретную информацию, касающуюся оснащения американской армии новейшими по тому времени образцами вооружения. Информацию об атомном оружии Юлиус мог получить от Дэвида Грингласса, младшего брата жены, работавшего на предприятии, где производились бомбы, уже испытанные в Хиросиме и Нагасаки. Сотрудничество Розенбергов с советской резидентурой могло навсегда остаться тайной для ФБР, если бы в 1949 году сбежавший на Запад советский разведчик не рассказал о своих связях с британским ученым Клаусом Фуксом, перебравшимся в Лос-Анджелес. Далее произошел «эффект спичечного коробка». Фукс сдал своего связника Гарри Голда, а тот вывел американских контрразведчиков на Дэвида Грингласса, который на допросах долго молчал. Чтобы заставить брата Этель Розенберг давать показания, арестовали его жену Рут, и двое их маленьких детей остались без присмотра. Страх за судьбу детей сломал Дэвида, и он дал показания против сестры и ее мужа. Он рассказал следователям, что Юлиус и Этель вовлекли его в шпионскую сеть.
По словам Дэвида, он передавал зятю и сестре различные диаграммы, схемы и чертежи, связанные с производством атомного оружия. Секретную информацию Этель печатала на пишущей машинке, а Юлиус передавал резидентам советской разведки. Тем не менее суд, начавшийся 6 марта 1951 года, поверил не им, а Дэвиду.
Были казнены родители двух маленьких детей, спасители мира от атомной диктатуры США и кто знает скольки еще Хиросим и Нагасаки. Убежденно и бескорыстно помогая Советскому Союзу они помогали и своей родине избежать бесчестия новых преступлений. Их пример был слишком опасен для «цивилизованного мира», чтобы оставить их в живых.
За что в США приговорили к смерти супругов Розенбергов? Исторический детектив с Николаем Валуевым
Впрочем, это действительно главная новость в тот день – Юлиус и Этель Розенберги признаны виновными в передаче атомных секретов Советскому Союзу. В итоге смертный приговор супругам Розенберг подписал новый президент — Дуайт Эйзенхауэр, который в своем решении был непреклонен, несмотря на бурную реакцию. 29 марта 1951 года суд присяжных в США признал супругов Юлиуса и Этель Розенберг виновными в шпионаже в пользу СССР, и в частности, предположительно, передачи ему. 70 лет назад в США казнили супругов Розенбергов по обвинению в шпионаже в пользу СССР. Супругам Розенберг предложили признать вину и сотрудничать со следствием и назвать соучастников, обещая сохранить жизнь.
Винницкая: Шпионское дело супругов Розенберг переросло в показательную казнь
Вина супругов, которых называли «атомными шпионами», так и не получила бесспорных доказательств, но оба они погибли на электрическом стуле. Чем же на самом деле была эта казнь — торжеством правосудия, судебной ошибкой или охотой на ведьм? Оба еще в университете увлеклись социалистическими идеями и посещали собрания коммунистов, где и познакомились. В 1939 г.
Этель Розенберг Фото: atomic-energy. В свою очередь Гарри Голд назвал имя человека, который добывал для него информацию. Им оказался Дэвид Грингласс — родной брат Этель Розенберг.
На допросах он молчал, но когда арестовали его жену, он признался в том, что в шпионскую сеть его завербовали Юлиус и Этель, что он работал механиком на ядерном объекте, где добывал для них секретную информацию. Оба полностью опровергали показания Дэвида Грингласса и отрицали свою вину. На суде в марте 1951 г.
Это был первый и единственный в американской истории случай, когда к смертной казни приговорили гражданских лиц, обвиненных в шпионаже. Юлиус и Этель Розенберги Фото: isroe.
Убежденно и бескорыстно помогая Советскому Союзу они помогали и своей родине избежать бесчестия новых преступлений. Их пример был слишком опасен для «цивилизованного мира», чтобы оставить их в живых.
Давайте сегодня вспомним Юлиуса и Этель Розенбергов, имена которых когда-нибудь обязательно станут гордостью американского народа.
После того, как другие подсудимые Нюрнбергского трибунала вышли на свободу, остался единственным заключенным тюрьмы Шпандау. Оснований выпустить его по состоянию здоровья не было, многочисленные прошения об освобождении по гуманитарным соображениям отклонялись. Во взглядах и поступках не раскаивался. По официальной версии, покончил с собой.
С советского времени более известен по производству холодильников «Юрюзань», которое прекратилось в 1996 году. С того времени население Юрюзани сократилось с 16 до 10 тысяч человек. RU — Мы увидели его в объявлениях в декабре прошлого года, посмотрели, вызвали оценщика, который сказал, что для своего возраста дом в прекрасном состоянии, — показывает свое приобретение Виктория.
К сожалению, вандалами была вырвана варочная поверхность и разрушен кирпич. Буквально неделю назад приходил печник, восстановил печь, также полностью ее прочистил, и сегодня мы проверяли — тяга есть. Эту печь можно эксплуатировать, здесь можно печь хлебушек, ставить туда чугунки с другими блюдами. RU Борис Яковлевич в проекте отвечает за техническую часть — сбор и восстановление экспонатов, ремонтные работы. Супруги рассчитывают принять здесь первых гостей в конце этого года, но точную дату открытия пока не называют. В музее можно будет не только смотреть на экспонаты, но и пользоваться ими. Например, испечь хлеб в печи, поучаствовать в различных мастер-классах. Экспозицию хотят сделать в доме и во дворе.
На каменной стене Борис Яковлевич планирует сделать выставку про советский спорт. Самодельные широкие лыжи у него уже есть. RU Затраты на проект Самую большую часть бюджета семьи забрала покупка дома — у Розенбергов было только 100 тысяч рублей накоплений, остальную сумму они взяли в кредит. Экспонаты — мебель, предметы быта, книги, сундуки — семье в основном приносят бесплатно подписчики. Бывает, что-то удается получить при осмотре старых домов — по договоренности с владельцами. RU Большинство вещей жители Юрюзани отдают Розенбергам без сожаления. Местные не понимают их ценность, — сетует Виктория и вспоминает недавний диалог. Потому что было два хозяина.
Но вот некоторое время назад левую половину дома выкупил владелец половинки справа, и в выходные случилось неизбежное... Рабочий начал методично снимать черепицу и скидывать её во двор. Я быстренько оделась, добежала до дома, поздоровалась и попросила три черепички для музея.
Дети Розенбергов - 55 лет спустя
Вместе с этим СМИ указывали, что Розенбергов преследуют по нацпризнаку, якобы задержание семейной пары — это проявление американского антисемитизма. Говорит, что Розенберги предали целую нацию, и что казнь двух человек — печальное и тяжелое дело, но еще более ужасна мысль о миллионах. 70 лет назад в США за шпионаж в пользу Советского Союза были казнены супруги Розенберг. Ю́лиус Ро́зенберг (англ. Julius Rosenberg; 12 мая 1918 — 19 июня 1953) и его жена Эте́ль (в девичестве Грингласс, англ. Ethel Greenglass Rosenberg; 28 сентября 1915 — 19 июня 1953). Супруги Розенберг своей вины не признали.