Сегодня во всех православных храмах отмечается Великий праздник Обрезание Господне. Итак, «обрезание Христово» было «обрезанием нерукотворным», то есть рукотворно, по плоти, Христос не был обрезан.
14 января 2023 года - Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
Это день Обрезания Господня — события, что является гранью между концом закона и началом благодати и отмечается между Рождеством и Крещением Господа Иисуса Христа. 14 января 2024 года отмечается день Василия Кесарийского (Великого) и празднуется Обрезание Господне. Однажды в день Обрезания визионерка Агнес Бланнбекин (Agnes Blannbekin, 1243–1315) причащалась и оплакивала кровь, потерянную Иисусом Христом. Также в день Обрезания Господня сподобился памяти святитель Василий Великий, оставивший нам чин Литургии.
День Обрезания Господня – это день Закона Божия
Обрезание Господне — самый странный церковный праздник 14 января | | Если бы Христос не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. |
14 января 2023 года - Обрезание Господне и память святителя Василия Великого | Сегодня Обрезание Господне, большой (на самом деле) религиозный праздник. |
Традиции празднования Обрезания Господня
- Можно ли работать и убираться во время праздника Обрезание Господне 14 января 2023 года
- Обрезание Господне: что это за праздник?
- День Обрезания Господня – это день Закона Божия
- Обрезание Господне – день Закона Божия
- Обрезание Господне — Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери
Оптина пустынь
И вот Он с самого Своего рождения обрезание — первое священнодействие после рождения сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону». Кроме того, как пишут отцы Церкви, многие ветхозаветные ритуалы свое окончательное, завершенное значение приобрели в откровении Нового Завета — в словах, поступках и домостроительстве Иисуса Христа. Так, обрезание в Церкви было упразднено и заменено таинством Крещения, о котором этот иудейский ритуал символически свидетельствовал.
В Послании к Римлянам апостол Павел подчеркивает новый, христианский смысл обрезания как «обрезания сердца»: Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога Рим 2:28—29. И мы с вами теперь, верующие во Иисуса Христа, вместо обрезания принимаем крещение водой.
Зачем это было нужно? В книге Бытие рассказывается, как однажды Бог таинственно явился праведному Аврааму и пообещал ему — тогда еще бездетному — что от него произойдет великий народ: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя Быт 12:2. Когда же Аврааму исполнилось 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить с ним завет, сказав: Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола Быт 17:10—12. В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака.
Спрашивается: какой смысл именно в этом символе? Обрезание говорит о смерти... Крайняя плоть — путь жизни человеческой. В то же время — средоточие страстности. Значит, кто хочет иметь завет с Богом, тот должен свергнуть с себя страсти или грехи: жить непорочно. Поэтому у пророка Иеремии сказано: «Обрежитеся Богy вашему и обрежите жестокосердие ваше, мужие иудины,... То же святой Моисей говорит Втор. Кто хочет иметь связь с Богом, должен отказаться от всего, даже от самой жизни своей: любить Бога, быть Ему преданным до смерти, всецело; как бы заранее предать себя на смерть Бога ради или принести себя в жертву. Умереть для себя и жить для Бога. Таков сильный смысл этого обряда. А это ясно приводит нас к двум выводам: ко Кресту и к крещению. Обрезание и Искупление Идея обрезания — идея крестного пути за Богом. Человечество внешне исполняло это, но внутренне евреи отошли от Бога... А язычники и внешнего не творили. За это грозила гибель человечеству. Так, следовательно, обрезание служило прообразом Голгофской Смерти. И, обрезываясь в восьмой день по рождении, Господь этим уже предсказывал Свою Искупительную Жертву. Обрезываясь человеческим обрезанием, Он брал на Себя грехи людей; и в Своей плоти показывал миру, что берется вместо их исполнить Закон, быть непорочным в завете с Богом; а за их грехи умрет смертью. Так открывается связь обрезания с Искуплением Другая связь — с нашим крещением. Об этом апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное. Там — обрезание плоти, здесь — обрезание сердца; там — рукодельное; здесь — нерукотворенное; но и там, и здесь — связь с Богом. Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает как бы в гробе опускается для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской. Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился. Но сначала Он исполнил прообразовательный ветхозаветный обряд. Кстати, сектанты говорят, что нельзя крестить детей младенцами, потому что они несознательны; но если восьмидневные еврейские младенцы по повелению Божию вступали в завет с Ним, то и крестить можно, ибо крещение заменило обрезание. И сюда же, к крещению, нужно присоединить и мысль о принятии на себя креста и нами. Как Спаситель, обрезываясь, принимал на Себя Крест, так и мы, крестясь, принимаем на себя обязательство нести крест своего искупления всю жизнь: пить Чашу, которую Он пил и креститься крещением, которым Он крестился Лк. Таков глубокий смысл обрезания. И понятно, почему евреи чрезвычайно держали его; и потому, когда апостолы объявили обрезание ненужным после Крещения и Искупления , то это страшно восстановило иудеев: им казалось, рушилось все! Это весьма похоже на то, как если бы теперь перестали креститься что и есть уже во Франции, России и других странах... Крест и имя Если теперь спросить, почему же именно наречение имени новорожденному приурочивалось к этому крестному мучительному обряду, то я выскажу лишь свое мнение. Пока еще человек не вошел в завет с Богом, он еще — не вполне человек; он еще недостоин именоваться человеком, ибо человек есть образ и подобие Божие; а пока сей образ не сочетался с Первообразом, то есть не определил еще своей цели — отдать себя Богу. И до той поры он больше как бы животное, только высшего качества. А вступивши в связь с Богом, сделавшись — по общению хотя бы — членом Его Царства, он уже — Божий; и потому ему и дается теперь «человеческое» имя, отличающее его от животных. А нередко и в самых именах отмечалась та или иная связь человека с Богом. Но почему завет и имя соединяются с крестом обрезанием? Потому что падший человек не иначе может возвратить утерянную связь с Богом, как уже через страдания при исполнении завета. Но поелику он, в конце концов, оказывается бессильным исполнить завет и заповеди, то его крест переходит на Сына Божия. И только после Его страдания люди становятся «чадами Божиими» и получают это славное имя, а Бог становится снова им Отцом. Так, следовательно, наименование при обрезании указывало на то, что после Искупления Христом мы уже не принадлежим себе, ибо «откуплены» Кровью Его; и Он уже, как Господин, как Владетель наш, волен давать нам имена. Поэтому в христианстве даются имена при крещении или при предварительном моменте крещения — наречении имени — как бы подобном обручению пред свадьбою, или наречению во архиерея раньше хиротонии. И Спаситель нарекся ранее Своего Крестного служения, уже взяв на Себя обязательство дав «залог» спасти людей. Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» крестное имя. То есть они, как и их предки, получали имя при крещении, но самое слово «крещение» заменилось однозвучным — и внутренне, догматически, сродным — словом «крест». Получилось: «крестное имя». Праздник имеславия Осталось мне из «своих» мыслей упомянуть разве о том, что если бы когда-нибудь возник вопрос об установлении особого праздника святому имени Иисус, то несомненно, сим днем подобало бы избрать сей день наречения имени Спасителю. В связи с этим глубокий богослов в нынешний праздник мог бы углубиться в эту великую тайну имени Божия и имеславия. Искупительное послушание Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона — и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон — значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит — отречься от своей пагубной воли. Исполнением закона Господь показал, что и первые люди могли бы исполнить заповедь Божию. А если не исполнили, то виноваты сами перед Богом. А эта вина опять снимается Им же: Сам Господь исполнил закон; Он Крестом заслужил власть ходатайствовать пред Отцем о помиловании неисполнивших его. И еще: так как все Искупление есть смиренное исполнение послушания Отцу «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, — говорит Господь, — но волю пославшего Меня Отца» Ин. И Апостол Павел говорит о Христе: «Он был послушлив даже до смерти», — то можно сказать, что нынешнее обрезание уже есть начало Искупления, как начало послушания законам Божиим. Впрочем, так как это начало было уже в рождении Господа, то обрезание нужно назвать уже продолжением взятого искупительного подвига — более очевидно говорящим именно о смерти, о Кресте, Голгофе, жертве. За грехи наши Теперь мне осталось отметить лишь одну сторону смысла обрезания. Во всяком деянии Господа мы видим проявление Искупительного подвига за нас. Обрезание означало еще и казнь, наказание за грехи. И эту казнь ныне приемлет на Себя Безгрешный — не подлежавший, следовательно, наказанию. А в таком случае Он начинает терпеть за других, за нас. А следовательно, можно сказать: «нашим обрезанием обрезуется». Но для этого требуется «обрезывать» урезать, отсекать свою волю, как падшую. Правда, болезненность здесь необходима, то есть принуждение, борьба против себя. И конечно, это есть последствие грехопадения; но наказанием, кажется, лучше бы не называть. Впрочем, если это «отсечение» воли, — это скорбное принуждение — является несомненно! В дальнейшем же смысле это страдание можно назвать и «наказанием». Подзаконная клятва В связи с этим следует выяснить и вопрос о клятве. В Слове Божием ясно говорится о связи закона с клятвою: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» Гал. А ныне Господь начал исполнять закон... Мы согрешили в прародителях, а потом и сами грешили и грешим. Закона не исполняем.
Также после обрезания еврейским детям давали имя. Это же коснулось и Богомладенца, которого назвали Иисусом, то есть «Бог спасает». Что нельзя делать в праздник Обрезания Господня? Праздник Обрезания Господня наполнен огромным количеством традиций, многие из которых реализовывать не стоит, чтобы не лишиться жизненных благ. Нельзя отказывать человеку в прощении и помощи - это может привести к неудаче.
Подать записку
- Почему православные празднуют Обрезание?
- Историческое содержание
- Почему православные празднуют Обрезание? - Аргументы Недели
- 14 января 2024 года – Обрезание Господне: история, значение праздника
- Подать записку
- Обрезание Господне - 14 января. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024
14 января – Обрезание Господне – что за странный праздник отмечают христиане
В конце Литургии архиепископ Амвросий поблагодарил всех за совместную молитву и поздравил с праздником Обрезания Господня. Праздник Обрезания Господня относится к числу великих и восходит к IV веку. Празднование Обрезания Господня установлено в память обряда обрезания, которое Господь наш Иисус Христос принял на восьмой день после Своего Рождества. Если бы Христос не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание Господне Обрезание Господне (Миниатюра Минология Василия II, 985 год, Ватиканская библиотека, ).
14 января 2024 года – Обрезание Господне: история, значение праздника
Святитель Василий родился в 330 года в городе Кесарии Каппадокийской в благочестивой христианской семье. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых. Василий получил прекрасное образование.
О нем говорили, что каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом, естествоведом, имел глубокие познания в медицине. Но ум его искал высшей Божественной мудрости, поэтому он отправился в Египет, Сирию и Палестину к великим пустынножителям.
Через год Василий раздал все, что у него было, нищим, а сам пошел в Иерусалим и там принял святое крещение во Иордане. По возвращении в Кесарию св. Василий поселился в пустынном месте, где подвизался в тяжелых трудах, посте и молитве.
Сюда же он привлек своего друга — святителя Григория Богослова. Вскоре вокруг них собрались иноки, образовался монастырь. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
Там лишь оживает духовно человек, получая « Духа Животворящего». Сделаться благодатными Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала. Ещё один смысл обрЕзания Ещё один смысл обрезания связан с наречением имени младенцу. Именно в этот момент человек получает имя, то есть находит своё место не просто в земном бытии, но и в бытии Божественном через Завет. Как «Сын человеческий», ныне Он «вписался» в наше «гражданство» земное, чтобы потом приписать нас, при Вознесении, к гражданству Небесному. Апостол Павел пишет: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». С верой, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа». Тот же святитель пишет: «Как при непрестанной молитве всего удобнее совершать молитву Иисусову, то новоначальный должен как можно чаще обращаться к молитве Иисусовой.
Выпало ли тебе кратчайшее свободное время? Не убей его в праздности! Не убей его, употребив на какое-либо несбыточное и пустейшее мечтание, на какое-нибудь суетное, ничтожное занятие! Непрестанно произноси на всяком месте, во всяком деле, во всякое время и предваряя всякое дело, прилагай старания. О крещении Ну, и последнее. Апостол Павел пишет: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» Кол. Так, по Иоанну Златоусту, Апостол говорит как бы так: «теперь обрезание не от ножа, но от Самого Христа.
И потому всякому, кто как Господь хотел что-либо делать среди этого законнического народа, безусловно, необходимо было быть самому на высоте закона. Иначе они и слушать бы не стали. И Господь исполнил все предписания. И после Он вызывал иудеев на открытый вопрос: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Поэтому и обвинители Его не могли привести свидетельств нарушения Им закона. Тогда осталась уж одна вина: — Ты ли Сын Божий? Так после и апостолы должны были считаться с этой законнической психологией евреев; и апостол Петр в Антиохии Гал. Последний обрезал ученика своего Тимофея, сына еврейки и грека, ради иудеев Деян. Обычаи — великая сила, особенно когда они основаны на религиозной почве. И сами «родители» Господа — Иосиф и Пречистая Дева Мария — не могли иначе поступать, как только «по закону», будучи праведными евреями. Так, следовательно, закон, данный Богом, нужно было исполнять уже и потому, что он сделался привычкою и у людей, у народа. Завет Вот я написал выше о том, что действительно нужно войти в завет с Богом, — и вдруг осенила меня новая мысль. А что это такое — «завет»? Если мы поймем это, нам тогда яснее будет смысл и ветхозаветного обрезания; и откроется смысл его и для христиан. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. Завет с Богом — это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них. Вот что такое «завет». А теперь ясны дальнейшие выводы. Еврей давал обет жить в Боге, а Бог — в нем. Да ведь это же главнейшая цель существования человеческого! Да ведь это же цель создания мира! Это задача избранного еврейского народа — сохранить связь с Богом! От этого отпал весь мир фактически — и иудеи, и язычники: все согрешили и лишены славы Божией Рим. Потеряли дивную связь с Богом. Восстановить ее, вступить в «Новый Завет» и пришел Господь Спаситель. Люди исполняли символ обрезание , а духа уже не имели: «Не то истинное обрезание, — говорит апостол Павел, — которое по телу, а которое в сердце духом» Рим. О язычниках же и говорить нечего было! И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это — первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Я явил им имя Твое Ин. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить Ин. Это исполнение — духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом. А как это совершено? Двумя путями. Учением и делами, с одной стороны, Господь привел Своих учеников как и нас теперь через Свое Евангелие приводит всегда к Отцу и «показал им» Его, или «открыл... А кроме сего — «посвящением Себя за них», как Он Сам говорит. А посвятить себя за кого-либо — это значит отдать себя вместо них, то есть принести в жертву, искупить на Кресте Ин. Но это уже пути к завету. А задание, цель были приняты Господом в самом начале Его появления на свет — в чине обрезания... И всякий христианин имеет ту же цель — единение с Богом. Ему имя — Иисус При обрезании давалось у евреев имя. Теперь открылось и это. Необычайно важно. Как мы знаем из Евангелия Лк. Это делал обычно отец новорожденного в храме , а раньше чаще всего называла мать. И если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого, или предназначение рожденного и тому подобное. Господь, как мы видели и знаем, пришел для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет — оживить людей или, как мы обычно говорим, спасти людей. Поэтому как же Его было иначе назвать, как не Спаситель? А по-еврейски Спаситель Иисус — греческое слово от еврейского — Иехошуа или сокращенно Иешуа, Иешу , что значит «Бог спасение его», или еще короче — «Бог Спаситель». К обычному человеку это прилагалось в том смысле, что носящий это имя находится под особым покровом Божиим. По отношению к Иисусу Христу также сие применимо. Но через эту любовь к Сыну восстанавливается любовь Отца и к людям; и таким образом, Он Сам, то есть Сын, сделается Искупителем, «Спасителем». Это имя дано было еще раньше рождения, при Благовещении, Архангелом Гавриилом, то есть по повелению Пресвятой Троицы Мф. Он спасет; не «сами» они спасутся... Следовательно, уже в этом имени указано все Его будущее: искупительное служение миру. Или иначе сказать: в имени Его сокращенно, словом, наименовано то, что совершалось делом, чином, обрядом — обрезанием, как знамением установления связи Бога с людьми. Дело Господа Иисуса Христа — в одном имени: Спаситель. Иисус — имя Ему. Как это и отрадно, и важно, и понятно! День именин Отсюда теперь понятно, что день обрезания Господня есть и день Его имени, или «именины». А назван Он «Богом» — по Отцу Своему. И вообще у евреев было желание называть сыновей по имени отца; так и родственники советовали Елисавете называть Иоанна Крестителя Лк. В имени уже указано все последующее дело Господа: в начале указано все остальное... Как в семени — будущее: и зелень, и колос, и зерна, и хлеб, и питание, и жизнь. Так новозаветное сплелось с ветхозаветным: пришел Спаситель «ветхого» человека, дабы сделать его «новым»; Ветхий Завет переходит в Новый. И теперь понятно, почему обрезание должно было быть первым праздником по Рождестве Христовом: здесь узел Ветхого и Нового Заветов, конец одного и начало другого. Это определение всей последующей задачи: это, следовательно, нужно было обозначить в самом начале. Потому и праздник пришелся между Рождеством и Крещением. Не оттого лишь, что обрезание должно было совершаться в восьмой день, но и по смыслу, взаимоотношению событий: сначала рождение, потом означение Его служения, и уже потом выступление на проповедь — крещение. Но сие именование, сии «именины» Господа Иисуса были сокровенны. Никто и не подозревал тогда исполнения смысла имени Иисус, кроме Иосифа и Марии.
Обряд "брит мила" впервые был совершён Авраамом по прямому указанию Бога. Авраам совершил его, когда ему было 99 лет, и обрезал всех своих потомков старше восьми дней. Одни иудейские священники считают, что так он "исправил несовершенное тело", а другие же приписывают обряду мистический смысл и верят, что обрезание позволило Аврааму лучше воспринимать Бога и пророчествовать. Третьи же верят, что обрезание каким-то образом даёт иудеям возможность "лучше постигать Тору". Но, конечно, на самом деле обрезание — это видимый символ Завета, союза человека с Богом. А Спаситель принял обрезание не только как исполнение Ветхого Завета, но и во исполнение пророчеств, ведь по ним Христос должен был быть иудеем "из колена Давидова". Первохристиане-иудеи были освобождены от обрезания в сорок девятом году на Апостольском соборе. Праздник этот на Руси не был столь популярен в народе, возможно, потому что ветхозаветные традиции вообще на Руси не имели особого почитания. Поэтому празднику посвящали не храмы, а отдельные престолы в них. Крайняя плоть Христа Святая крайняя плоть. Одни проводили жизнь в поисках святыни, другие считали, что в момент, когда Иисус Христос вознёсся на небеса, все свидетельства его жизни вознеслись вместе с ним. А один из философов из Ватикана дошёл до того, что решил, что кольца Сатурна и есть крайняя плоть Спасителя. В Европе в разные времена насчитывалось едва ли не восемь различных реликвий. Правда, узнать, есть ли среди них настоящая, было невозможно, — храмы то и дело грабили, реликвии умыкали, да и католические священники вряд ли были бы рады интересу учёных. Наиболее известной была реликвия, хранящаяся в Риме, в базилике Иоанна Латеранского. Шведскую святую Бриджит даже посетило видение о том, что святыня в базилике — подлинная. Но узнать это сейчас невозможно, ведь базилику разграбили в 1527 году солдаты Карла V, позарившиеся на церковное золото. Остальные реликвии были уничтожены или пропали во времена Реформации и Французской революции. В XX веке стала известна реликвия из итальянской деревни Калькаты, которую местные христиане считали той самой реликвией, хранившейся в базилике Иоанна Латеранского. Якобы немецкий солдат, укравший её, успел спрятать украденное в Калькате, где она и была позже найдена. Реликвию почитали на протяжении нескольких сотен лет, пока в XIX веке в аббатстве Шарру не был найден "дубликат" — ещё одна такая же реликвия. Споры, разгоревшиеся из-за артефактов, были столь жаркими, что вынудили католическую церковь издать в 1900 году постановление, по которому каждый, кто пишет или говорит о крайней плоти Христа, отлучается от католической церкви.
Обрезание Господне. Свт. Василия Великого
Иудейское Рождество и обрезание Господне — это два взаимосвязанных праздника. На Обрезание Господне нельзя делать ремонт, убираться в доме и стирать – можно навлечь неприятности. * * * Однако уже с первых лет существования христианства церковь озадачилась вопросом: а нужно ли делать обрезание принимающим Христа язычникам? Одной такой самой известной заповедью было повеление об обрезании всех детей мужского пола.
В обители Живоначальной Троицы молитвенно почтили Обрезание Господне и день памяти Василия Великого
По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики докеты. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся Кол. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом.
Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" Кол. Само имя христианина свидетельствует о вступлении человека в Новый Завет с Богом.
В семье святителя Василия к лику святых причислены мать Эмилия память 1 января по старому стилю , сестра Макрина память 19 июля , брат Григорий память 10 января. Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом память 25 января , а позже перешел в школы Константинополя.
Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины — центр классического образования. В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания. О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.
Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, — это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы». В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. Василий, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом.
Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова.
Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толковате-лей Священного Писания. Ими был составлен сборник Добротолюбие. В царствование Констанция 337—362 распространилось лжеучение Ария.
Так, нельзя в этот день отказывать человеку в помощи и прощении, иначе легко привлечь к себе неудачу. Также запрещено в этот день ругаться, браниться, сквернословить, вступать в конфликты, ссоры, скандалы, интриги, думать о плохом — все это привлечет к вам нечистую силу.
Нельзя также давать деньги в долг и занимать у кого-либо средства — это приведет к потере финансового благополучия. Нельзя в Обрезание Господне и мусор выносить, решать финансовые вопросы и пересчитывать мелкие деньги — все эти занятия приведут к потере финансового благополучия и удачи. От трудной работы в этот день старались отказаться, чтобы уделить время семье и близким, посещению храма и молитвам. Именно поэтому лучше не стоит в эти сутки брать на себя дополнительные обязанности, а также заниматься бытовыми вопросами, в том числе уборкой, стиркой, обильной готовкой.
А зависть, а ложь, а обман, а тщеславие и прочее, и прочее!
Сколько грехов прицепилось и присосалось к человеку, сделалось как бы его частью, и лишь с большой болью, с большим трудом, призывая на помощь имя Божие: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй, помоги мне», только с молитвою, напряжением, усилием можно отсечь их от себя. Вот почему Евангелие часто говорит: «Царствие Божие силою, усилием, напряжением берется» Мф. Человек все время должен находиться во внимании, взывать: «Господи, помилуй». Что значит говорить «Господи, помилуй»? Значит бодрствовать, то есть следить за собой, бороться с всяким греховным, не только делом, но и словом, и помыслом, и ощущением, отсекать их от себя, отрезать.
Не можешь сам — большей частью мы этого не можем сделать, настолько мы уже погрязли в грехах, — так призови имя Божие: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помоги мне». Так человек должен всю жизнь от юности до смерти ежедневно, ежеминутно следить за собой, не давать воли ни глазам, ни ушам, ни особенно языку, никаким влечениям, не позволять себе никаких мечтаний, а все дурное отвергать от себя, отсекать, уничтожать с помощью призывания имени Божия, имени Господа Иисуса Христа. С великим сожалением нужно сказать, что люди как будто бы разумные, люди стоящие в глазах многих как бы впереди, не понимают того, о чем я вам говорю. Считают так, что если она побывает иногда в церкви, если дома еще акафист почитает и псалтирь, да домашние дела выполняет, то она уже все сделала и лучше ее и нет, а если еще поклончики когда-нибудь сделает, или полунощницу прочитает, то уж выше ее и нет никого. Она всех осуждает и не видит того, что сама полна всех грехов, что за всю жизнь никогда не боролась, никогда не следила за собой, не очищала себя, не трудилась над этим.
А поэтому и остается полна всех грехов: и чревоугодия, и пьянства, и блуда, нечистоты всяческой, и зависти, гордости, осуждения, празднословия, ненависти, вражды, злопомнения. Так часто человек, будучи весь исполнен всех грехов, всякой мерзости, будучи отвратителен для Господа, считает себя праведником, потому что он в церковь ходит, иногда псалтирь читает, акафисты. Но разве в этом дело? И акафисты, и богослужения, и молитвы, и посты — все дано для того, чтобы помочь человеку выкинуть из себя всякую мерзость, помочь ему обрезать себя, взять на себя крест борьбы с грехом. И Господь помогает в этом, посылая помощь в виде невольной скорби.
Не может человек, например, побороть чревоугодие, или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает болезнь.
ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ / ПРАЗДНИК ДНЯ
На Обрезание Господне нельзя делать ремонт, убираться в доме и стирать – можно навлечь неприятности. И теперь понятно, почему обрезание должно было быть первым праздником по Рождестве Христовом: здесь узел Ветхого и Нового Заветов, конец одного и начало другого. На запричастном стихе протоиерей Михаил Поройков поздравил всех молящихся с Обрезанием Господним и подчеркнул. В качестве катавасии на утрени в день Обрезания Господня поются ирмосы канона Богоявления.
14 января 2023 года - Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
Законы Христовы духовны, поэтому и обрезание, то есть крещение, в таком случае является духовным. В канун праздника митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф совершил в Свято-Одигитриевском соборе Всенощное бдение и помазал прихожан освященным елеем. В самый день праздника митрополит Иосиф совершил Божественную Литургию святителя Василия Великого в том же храме. Владыке сослужили секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии иеромонах Тихон Тихомиров и клирики собора. По завершении богослужения Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.
Христос, принимая по Закону плотское обрезание, тем самым показал людям необходимость духовного обрезания, ограничения своих греховных страстей, в том числе гордыни и эгоизма. В праздник Обрезания Господня церковь напоминает, что и Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Праздник Обрезания Господня напоминает и о том, что и сам Иисус, и первые апостолы были иудеями, строго соблюдающими еврейский закон.
Что нельзя делать в праздник Обрезания Господня? Праздник Обрезания Господня наполнен огромным количеством традиций, многие из которых реализовывать не стоит, чтобы не лишиться жизненных благ. Нельзя отказывать человеку в прощении и помощи - это может привести к неудаче. Если вы окажете в плохой ситуации, вам также никто может не помочь. Нельзя ругаться, использовать нецензурную брань, оскорблять близких и знакомых, думать о плохом и негативном, тосковать - весь негатив грузом останется на плечах человека и будет вредить его делам.
Обрезание по плоти содействовало увеличению рождаемости в народе Бога чтобы он рос числом. Обрезание сердец христиан в духовном смысле освобождает сердца от своеобразного жирового панциря и делает их отзывчивыми и чувствительными, сострадательными к духовным потребностям окружающих людей, заставляют жертвовать силами и временем для удовлетворения духовного голода людей, и в конце концов приводит к тому же эффекту - растёт числом народ Бога. Второзаконие 30:6: Твой Бог Иегова обрежет твоё сердце и сердце твоего потомства, чтобы ты любил твоего Бога Иегову всем сердцем и всей душой и жил. Иеремия 4:4: Обрежьтесь для Иеговы и удалите крайнюю плоть ваших сердец, жители Иуды и Иерусалима, иначе ярость моя воспламенится, как огонь; за все ваши беззаконные дела она разгорится, и некому будет погасить её». Римлянам 2:29: Но тот иудей, кто таков внутри, и то обрезание, которое сделано на сердце духом, а не записанным сводом законов. Похвала такому человеку не от людей, а от Бога.
Двунадесятый ли это праздник?
- Почему в Церкви до сих пор празднуется Обрезание Господне?
- Православный календарь
- Кто такой Василий Кесарийский?
- Каким библейским событиям посвящен праздник
Обрезание Господне. День Памяти Святителя Василия Великого
Сегодня Обрезание Господне, большой (на самом деле) религиозный праздник. Будем же помнить, братья и сестры, об этом, и сегодня, в праздник Обрезания Господня, будем готовить путь Господу, готовить свои сердца к принятию Господа. Господь Иисус Христос на восьмой день после Своего Рождения, следуя ветхозаветному закону, принял обрезание.
Обрезание Господне: что принес в жертву Христос
Священник раскрыл смысл праздника Обрезание Господне | Если в праздник Обрезания Господня вас попросят о прощении, обязательно смягчите свое сердце и простите обидчика. |
Сегодня Россия празднует иудейское Рождество, а спустя неделю — "обрезание Господне"! | Пикабу | Обрезание Господне 2024: что можно и что нельзя делать, история и традиции праздника, приметы. |
Почему православные празднуют Обрезание? - Аргументы Недели | Поэтому праздник Обрезания Господня стоит именно после Рождества не столько из-за того, что этот обряд проводится на восьмой день, а больше по смыслу цепочки событий. |
Обрезание господня: что это за праздник, икона, смысл, когда празднуется молитвы, традиции | Обрезание Господне Обрезание Господне (Миниатюра Минология Василия II, 985 год, Ватиканская библиотека, ). |
Обрезание Господне в 2025 году
Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого протопоп Аввакум , Митрополит Амвросий и наших современников Агафья Лыкова , Митрополит Алимпий. На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Праздничное всенощное бдение в Успенском соборе и Божественную литургию в Троицком соборе совершил наместник монастыря епископ Сергиево-Посадский Фома. В Ветхом Завете над всеми младенцами мужского пола на восьмой день после рождения совершали обряд обрезания — в воспоминание о том, что Бог заключил Завет с праотцом Авраамом и его потомками. По толкованию отцов Церкви, Христос принимает обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.
Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасаюшего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно, нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела операция «обрезания» своей воли , во-вторых, — понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу, в-третьих, и это, может быть, самое главное — опытно познать, что сама по себе школа закона буквы, обрядов даже и в христианстве не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая «Духа Животворящего». Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала. Иудеи были чрезвычайные «законники». Ведь они и распяли-то Господа в конце концов потому, что Он представлялся им «противником» закона. Это уж казалось им верхом беззакония. Да и действительно, если бы Спаситель не был Истинным Богом на самом деле, то это было бы ужасным беззаконием! Апостол Павел даже самое неверие их во Христа приписывает их обрядовой ревности к букве закона; а цель закона — Христа — просмотрели Рим. И потому всякому, кто как Господь хотел что-либо делать среди этого законнического народа, безусловно, необходимо было быть самому на высоте закона. Иначе они и слушать бы не стали. И Господь исполнил все предписания. И после Он вызывал иудеев на открытый вопрос: «Кто из вас обличит Меня в неправде? Поэтому и обвинители Его не могли привести свидетельств нарушения Им закона. Тогда осталась уж одна вина: — Ты ли Сын Божий? Так после и апостолы должны были считаться с этой законнической психологией евреев; и апостол Петр в Антиохии Гал. Последний обрезал ученика своего Тимофея, сына еврейки и грека, ради иудеев Деян. Обычаи — великая сила, особенно когда они основаны на религиозной почве. И сами «родители» Господа — Иосиф и Пречистая Дева Мария — не могли иначе поступать, как только «по закону», будучи праведными евреями. Так, следовательно, закон, данный Богом, нужно было исполнять уже и потому, что он сделался привычкою и у людей, у народа. Завет Вот я написал выше о том, что действительно нужно войти в завет с Богом, — и вдруг осенила меня новая мысль. А что это такое — «завет»? Если мы поймем это, нам тогда яснее будет смысл и ветхозаветного обрезания; и откроется смысл его и для христиан. А слово «завет» означает внутреннюю, интимную, духовную, живую связь с Богом. Завет с Богом — это значит общение Бога с человеками, любовь Его к ним, жизнь в них. Вот что такое «завет». А теперь ясны дальнейшие выводы. Еврей давал обет жить в Боге, а Бог — в нем. Да ведь это же главнейшая цель существования человеческого! Да ведь это же цель создания мира! Это задача избранного еврейского народа — сохранить связь с Богом! От этого отпал весь мир фактически — и иудеи, и язычники: все согрешили и лишены славы Божией Рим. Потеряли дивную связь с Богом. Восстановить ее, вступить в «Новый Завет» и пришел Господь Спаситель. Люди исполняли символ обрезание , а духа уже не имели: «Не то истинное обрезание, — говорит апостол Павел, — которое по телу, а которое в сердце духом» Рим. О язычниках же и говорить нечего было! И вот Господь несется «родителями» в храм и обрезанием Своим показывает, что нужно действительно восстановить завет, связь, жизнь с Богом. Это — первая задача; ее первую Он и исполняет. Вся остальная жизнь Его и служение являются осуществлением сей задачи. Смерть была лишь завершением дела Его. Я явил им имя Твое Ин. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил мне исполнить Ин. Это исполнение — духовное обрезание. Завет с Богом восстановлен: единение, любовь, жизнь с Богом. А как это совершено? Двумя путями. Учением и делами, с одной стороны, Господь привел Своих учеников как и нас теперь через Свое Евангелие приводит всегда к Отцу и «показал им» Его, или «открыл... А кроме сего — «посвящением Себя за них», как Он Сам говорит. А посвятить себя за кого-либо — это значит отдать себя вместо них, то есть принести в жертву, искупить на Кресте Ин. Но это уже пути к завету. А задание, цель были приняты Господом в самом начале Его появления на свет — в чине обрезания... И всякий христианин имеет ту же цель — единение с Богом. Ему имя — Иисус При обрезании давалось у евреев имя. Теперь открылось и это. Необычайно важно. Как мы знаем из Евангелия Лк. Это делал обычно отец новорожденного в храме , а раньше чаще всего называла мать. И если вы по Библии просмотрите хотя бы эти случаи, то легко увидите, что имена давались не случайно, а со значением. Обычно означалось осуществление чего-либо ожидаемого, или предназначение рожденного и тому подобное. Господь, как мы видели и знаем, пришел для того, чтобы восстановить порванный завет людей с Богом, живой завет — оживить людей или, как мы обычно говорим, спасти людей. Поэтому как же Его было иначе назвать, как не Спаситель? А по-еврейски Спаситель Иисус — греческое слово от еврейского — Иехошуа или сокращенно Иешуа, Иешу , что значит «Бог спасение его», или еще короче — «Бог Спаситель». К обычному человеку это прилагалось в том смысле, что носящий это имя находится под особым покровом Божиим. По отношению к Иисусу Христу также сие применимо. Но через эту любовь к Сыну восстанавливается любовь Отца и к людям; и таким образом, Он Сам, то есть Сын, сделается Искупителем, «Спасителем». Это имя дано было еще раньше рождения, при Благовещении, Архангелом Гавриилом, то есть по повелению Пресвятой Троицы Мф. Он спасет; не «сами» они спасутся... Следовательно, уже в этом имени указано все Его будущее: искупительное служение миру. Или иначе сказать: в имени Его сокращенно, словом, наименовано то, что совершалось делом, чином, обрядом — обрезанием, как знамением установления связи Бога с людьми. Дело Господа Иисуса Христа — в одном имени: Спаситель.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся. Святитель Василий родился в 330 года в городе Кесарии Каппадокийской в благочестивой христианской семье. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых. Василий получил прекрасное образование. О нем говорили, что каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом, естествоведом, имел глубокие познания в медицине. Но ум его искал высшей Божественной мудрости, поэтому он отправился в Египет, Сирию и Палестину к великим пустынножителям. Через год Василий раздал все, что у него было, нищим, а сам пошел в Иерусалим и там принял святое крещение во Иордане. По возвращении в Кесарию св. Василий поселился в пустынном месте, где подвизался в тяжелых трудах, посте и молитве. Сюда же он привлек своего друга — святителя Григория Богослова. Вскоре вокруг них собрались иноки, образовался монастырь.