В Норвегии денонсацию договора о Шпицбергене со стороны России считают незаконной, а блокировку российских грузов для находящихся там россиян – видимо, нет. Россия, несмотря на санкции, продолжает совместно работать с Норвегией в области рыболовства, распределены квоты на вылов рыбы в 2024 году, сообщил РИА Новости посол РФ в Осло Теймураз Рамишвили. Границу с Россией Норвегия может закрыть в кратчайшие сроки, заявила в четверг, 16 ноября, норвежский министр юстиции Эмилия Энгер Мель. Мель заявил, что Норвегия может закрыть свою границу, если увидит экспоненциальный рост числа просителей убежища из России.
В МИД Норвегии сообщили, что страна заинтересована в дипсвязях с Россией
В Норвегию тоже скоро будет не въехать на автомобиле с российскими номерами | Это Норвегия сделает только «в случае необходимости», заявил норвежский премьер-министр Йонас Гар Стёре. |
Финляндию и Норвегию предупредили о последствиях закрытия границы с Россией | Что касается Норвегии, то, как пояснил Мастеров, её экономика уже испытывает значительные сложности из-за ухудшения отношений с Россией, которая является крупным торгово-экономическим партнёром. |
Блокады не получится: зачем Эстония и Норвегия хотят закрыть границу с Россией | В связи с этим я решила ставить новости, буквально по часам, из Донбасса с фотографиями, с переводом на норвежский язык. |
Норвегия ввела новые санкции в отношении России | Между Норвегией и Россией существует давнее и широкое исследовательское сотрудничество в области живых морских ресурсов и экосистемы Баренцева моря, и стороны договорились о совместной норвежско-российской программе исследований на 2024 год. |
Норвегия не выдержала и тоже захотела дружбы с Россией
О позиции внешнеполитического руководства России того времени можно судить по высказыванию министра иностранных дел России А. Козырева 9 января 1993 года в Североморске перед моряками Северного флота : «…Ушло в прошлое разорительное противоборство. По существу у России больше нет постоянных противников. Но есть постоянные интересы, которые лучше отстаивать на принципах сотрудничества и партнёрства с внешним миром. Арктика перестаёт быть театром военного соперничества. Здесь накопилось много проблем социальных, экономических, экологических. Для их решения важно привлечь передовые технологии, крупных партнёров, инвесторов…» [6]. Потеплению отношений России и Норвегии должна была способствовать встреча руководителей государств на высшем уровне. Официальный визит Б. Ельцина в Норвегию готовился ещё в 1995 году, но дважды откладывался из-за состояния здоровья российского президента.
Визит состоялся только 25-26 марта 1996 года. Главным достижением в тех переговорах стало подписание Декларации об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия, в которой подчеркивалась роль Баренцева сотрудничества во включении России в европейскую интеграцию [7].
Цифра кажется «завораживающей» для тех, кто плохо представляет ситуацию в этой сфере. В мировой практике есть и более «ошеломляющие» сроки. Например, переговоры о разграничении морских пространств между США и Канадой в Тихом океане или между Турцией и Грецией в Эгейском море «продолжаются» уже несколько веков.
На «длительность» переговорного процесса влияет очень много факторов. В случае с Норвегией дело осложнялось с одной стороны огромной «привлекательностью» разграничиваемого района, а с другой стороны — наличием района, отягощенного проблематикой многостороннего международного Договора о Шпицбергене 1920 года. Один из аспектов этой проблематики заключается в том, что морские пространства, прилегающие к этому архипелагу, находятся под особым правовым режимом и, по сути дела, не подлежат разграничению на двусторонней основе между Норвегией, с одной стороны, а с другой — Россией и Данией. Однако примерно после 2007 года переговорный процесс стал усиленно и искусно ускоряться и в 2010 году стремительно завершился «победой» российской дипломатии, достигнувшей «компромиссного решения». В этом году исполняется пять лет с момента подписания Договора с Норвегией, который получил крайне негативную оценку многих отечественных специалистов4.
К массе проблем, связанных с этим договором, добавляются вопросы относительно его юридической силы. Должна ли Россия исполнять Договор с Норвегией, если он с точки зрения международного права ничтожен? Автор этой статьи более четверти века как профессиональный картограф занимался морскими зонами национальной юрисдикции и их разграничением с соседними странами. Ратификация договоров о разграничении тех морских пространств между соседними странами, в отношении которых они располагают суверенитетом или суверенными правами, даже при отсутствии каких-либо «тормозящих» обстоятельств, как правило, занимает не менее года. Договор с Норвегией был «ратифицирован» Россией через полгода после его подписания.
Вторая ошибка Россия еще до заключения Договора с Норвегией, по мнению ряда специалистов, совершила другую серьезную ошибку, в крайней спешке, первой из государств — участников Конвенции ООН 1982 года, подав в 2001 году генеральному секретарю ООН заявку на расширенный континентальный шельф в центральной части Северного Ледовитого океана5. Отклонение этой заявки повлияло на «политизацию» хода переговоров с Норвегией. За эту спешку Россия до сих пор расплачивается серьезными политическими и существенными экономическими последствиями. Завеса секретности, которой была покрыта подготовка договора в МИД, и та поспешность, с которой «проталкивали» ратификацию Договора с Норвегией, несмотря на негативную оценку многих специалистов по международному праву, рыбопромышленников, стала сюрпризом для большинства экспертов. А, как известно, поспешность нередко приводит к ошибкам, часть из которых в связи с Договором с Норвегией будет рассмотрена в этой статье.
Договор с Норвегией в России ратифицирован федеральным законом «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» от 5 апреля 2011 г. Статья 2 Закона о ратификации гласит: «1. Распространить режим исключительной экономической зоны Российской Федерации, установленный законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на упомянутый в статье 3 Договора Специальный район со дня вступления Договора в силу». На рисунке этот «Специальный район» отмечен штриховкой. Расстояние от ближайшей точки на побережье России до самой северной точки границы этого района «исключительной экономической зоны Российской Федерации» составляет 225 морских миль см.
То есть, исключительная экономическая зона России согласно Закону о ратификации простирается на 25 миль за пределы 200-мильного морского пояса. Но ведь это существенное нарушение положений статьи 57 Конвенции ООН 1982 года7 и, соответственно, пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. На протяжении восьми лет с 1974 по 1982 год в ходе 11 сессий и 192 пленарных заседаний международное сообщество прилагало немалые усилия для достижения общей договоренности. В результате было разработано важное международное соглашение, кодифицировавшее разрозненные обычаи и ставшие обыкновением правила морского права, регламентирующее широкий спектр морской деятельности, определившее права и обязанности не только прибрежных государств, но и не имеющих выхода к морю. Одним из главных достижений III Международной конференции явилось то, что на основе консенсуса удалось договориться и зафиксировать в Конвенции ООН 1982 года четкие пространственные пределы различных по статусу морских зон национальной юрисдикции прибрежных государств.
В соответствии с положениями статьи 57 Конвенции ООН 1982 года исключительная экономическая зона России не может быть установлена далее 200 морских миль от ближайших точек ее побережья. В соответствии со статьей 300 Конвенции ООН 1982 года государства-участники добросовестно выполняют принятые на себя по этой конвенции обязательства и осуществляют права и юрисдикцию и пользуются свободами, признанными в ней таким образом, чтобы не допускать злоупотребления правами. Законодательно расширив свою исключительную экономическую зону за пределы в 200 морских миль, Российская Федерация злоупотребила своим правом и нарушила положения Конвенции ООН 1982 года, которую ратифицировала и которая имеет для нее юридическую силу с 1997 года. Здесь оппоненты, наверное, могут «сослаться» на пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, который гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Однако автор считает, что эта правовая норма применима только к международным договорам, государством-участником которых Россия стала после 1993 года, и к национальным законам, которые были приняты до 1993 года.
Если законодатели в 2011 году принимают закон Закон о ратификации , положения которого заведомо! Как бы то ни было, автор считает, что в данном случае указанная правовая норма Конституции Российской Федерации не может «завуалировать» существенное нарушение положения Конвенции ООН 1982 года, присутствующее в Законе о ратификации. Применительно к «Специальному району», положения о котором являются составной и неотъемлемой частью Договора с Норвегией, Закон о ратификации представляет собой прямое нарушение Конвенции ООН 1982 г. В этой связи с учетом положений пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации возникает вопрос о том, действует ли вообще или в каком объеме действует Закон о ратификации в отношении самого Договора с Норвегией. Самое удивительное в том, что у России не было никакого повода для распространения «исключительной экономической зоны» России на «Специальный район» и, таким образом, нарушения конвенционного предела в 200 морских миль, поскольку такие действия противоречат не только Конвенции ООН 1982 г.
В Договоре с Норвегией прямо указывается, что «Специальный район» не представляет собой исключительную экономическую зону п. По Договору с Норвегией в «Специальном районе» ст. Решение об отнесении дна и недр в центральной части Баренцева моря за пределами 200 миль от побережья России до линии разграничения с Норвегией к национальному континентальному шельфу России принято Комиссией по внешней границе континентального шельфа при ООН далее — Комиссия 8 еще в 2002 году. При этом «передаваемые» Норвегией права и юрисдикция на самом деле имеют очень ограниченную сферу объекты применения. То есть объем прав и юрисдикции, а также сфера применения, «передаваемые» России, значительно меньше предписанных Конвенцией ООН 1982 года и Законом об ИЭЗ для исключительной экономической зоны и по этой причине не соответствуют ее «особому правовому режиму».
Пункт 3 статьи 311 Конвенции ООН 1982 года гласит: «Два и более государств-участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений настоящей Конвенции и распространяющиеся только на отношения между ними, при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели настоящей Конвенции, и при условии также, что такие соглашения не затрагивают применения основных принципов, закрепленных в ней, и что положения таких соглашений не затрагивают осуществления другими государствами-участниками своих прав и выполнения ими своих обязательств по настоящей Конвенции». Из этой юридической нормы следует, что права и юрисдикция России в отношении отдельных видов деятельности в «Специальном районе» в частности, на рыболовство и морские исследования в водной толще могут распространяться только на суда под норвежским флагом. Все остальные государства — участники Конвенции ООН 1982 года в «Специальном районе» имеют все права, предоставленные им этой конвенцией за пределами 200 морских миль от побережья России. Таким образом, «переданные» Норвегией права и юрисдикция имеют строгие ограничения и сильно отличаются от того объема прав и юрисдикции, которые предоставляются Конвенцией ООН 1982 года прибрежным государствам в их национальной исключительной экономической зоне до предела в 200 миль. Отсюда следует, что в «Специальном районе» должен действовать, соответственно, «специальный режим», который позволяет России применять часть суверенных прав или юрисдикции из исключительной экономической зоны к норвежским и только к ним юридическим и физическим лицам.
Вполне понятно, что такой «специальный режим» не предусмотрен федеральным законодательством. Именно поэтому Россия в соответствии с п. То есть в федеральное законодательство, например в Закон об ИЭЗ, необходимо внести изменения, дав определение «Специального района», описав объем конкретных прав и юрисдикции России в этом районе указав по отношению к кому , права и обязательства отдельно Норвегии и отдельно других государств — участников Конвенции ООН 1982 года, а также определив прочие правила и обстоятельства, включая такие нюансы, как охрана и защита национальных интересов в этом районе уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Вполне очевидно, что такие изменения необходимо было бы внести как минимум одновременно с ратификацией Договора с Норвегией. Иначе получается, что Договор с Норвегией как бы «вступил в силу» с 7 июля 2011 года , но то, как исполнять положения о «Специальном районе» — в национальном законодательстве не прописано.
И соответственно в этой части Договор с Норвегией не подлежит исполнению и применению. Не означает ли это, что такое заведомо предсказуемое неисполнение положений договора представляет собой ясно выраженный отказ России от соблюдения Договора с Норвегией? В соответствии с положениями федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Это российское министерство организует переговорный процесс, руководит переговорами и готовит проекты международных соглашений. Договор с Норвегией подлежит обязательной ратификации пп.
И МИД России в соответствии со ст.
В этом году производители кормов для лососевых продали товаров на сумму 596 миллионов крон. Это более чем на сто миллионов крон больше, чем за аналогичный период 2022 года. Кроме того, компании в Мурманской области на северо-западе России также завозят смолт молодь лосося. В 2022 году сайт о морепродуктах Intrafish сообщил, что Норвегия импортирует из России большое количество сырья для производства корма для лосося, а взамен поставляет готовые продукты. Хотя импорт товаров из России для производства кормов в прошлом году резко сократился, норвежские производители продолжают экспортировать готовые товары для аквакультуры. Кристиан Антон Смедсауг не удивлен, что торговля в этой области продолжает расти. Норвегия идет вслед за ЕСРежим санкций, который ЕС ввел против России, уже начал всерьез сказываться и на европейской торговле. ЕС также импортирует все меньше и меньше товаров как из России, так и из Китая.
Западные страны воспользовались целым рядом инструментов, чтобы нанести экономический удар по России после начала полномасштабного конфликта на Украине. В июне ЕС представил 11-й пакет санкций против России, который, как ожидается, приведет к дальнейшему сокращению торговли. В июле озвученные меры поддержала и Норвегия.
Напомним, в феврале Норвегия обещала передать Украине восемь своих танков Leopard 2. С марта прошлого года норвежцы поставляют Украине различные системы вооружения, включая противотанковые, зенитные, береговые, артиллерийские и многие другие. Правительство Норвегии передало не менее 4 тыс. Среди переданных артиллерийских систем — РСЗО и самоходные гаубицы. Страна также обязалась отправить Украине ракеты Hellfire, пусковые установки и блоки наведения, приборы ночного видения, каски, бронежилеты, полевые пайки, противогазы, спальные мешки, коврики и одежду. Финны уже вступили в НАТО, шведы хотят вступить. Вот Осло теперь показывает, что они единым фронтом стоят против России. Норвегия уже присоединилась практически ко всем санкциям, поэтому особых экономических отношений у нас нет и вряд ли появятся в среднесрочной перспективе», — заключил Ткаченко.
WSJ: опыт Норвегии показывает — что бы ни происходило, а с Россией соседям нужно общаться
На мой взгляд, каких-либо предпосылок к его отмене или пересмотру нет", – сказал он РИА ло подчеркнул, что данный документ является основополагающим в отношениях России и Норвегии на архипелаге и будет им являться при условии "выполнения. В российский МИД сегодня вызвали двух европейских послов. Двухсторонние отношения России и Норвегии в настоящее время сведены к минимуму.
В Норвегии туриста оштрафовали на 105 тысяч рублей, так как он потревожил моржа
Норвегия ввела дополнительные ограничительные меры в отношении России, говорится в заявлении правительства страны. Кроме того, норвежско-российские отношения разрушены до такой степени, что возобновить их будет крайне сложно. Мель заявил, что Норвегия может закрыть свою границу, если увидит экспоненциальный рост числа просителей убежища из России. По словам сенатора, это является очередной русофобской не премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре заявил, что страна по примеру Финляндии может закрыть контрольно-пропускные пункты (КПП) на границе с РФ. Договор с Норвегией в России ратифицирован федеральным законом «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» от 5 апреля. Накануне в российском посольстве в Норвегии изданию рассказали, что пока не ожидается закрытие контрольного пропускного пункта на границе между двумя государствами.
Политолог рассказал, как РФ может ответить Норвегии за блокаду российских грузов
Потеплению отношений России и Норвегии должна была способствовать встреча руководителей государств на высшем уровне. Комментируя включение Норвегии в список недружественных стран, она отметила — нет оснований утверждать, что Осло ведёт себя недружественно по отношению к Москве. последние известия. Россия не отдаст новые регионы ни при каких условиях, в том числе и в обмен на замороженные на Западе российские активы. Норвегия отклонила российскую заявку на пропуск грузов для поселков на Шпицбергене через единственный пропускной пункт на российско-норвежской границе Стурскуг, сообщил телеканал NRK со ссылкой на МИД страны. Статья Министра иностранных дел Российской Федерации а «Отношения России и Норвегии: общее прошлое и прагматичное будущее» для норвежской газеты «Афтенпостен», 23 октября 2019 года.
Норвегия осложнит работу России в Арктике
Эксперт Скрипка объяснил санкции Норвегии против автомобилей из России | Норвегия, занимающая пост председателя Арктического совета, будет сожалеть, если Россия покинет это объединение. |
ВЗГЛЯД / Норвегия осложнит работу России в Арктике :: Политика | Новости. Посла Норвегии в Москве Роберта Квиле вызвали в МИД России из-за попыток властей сорвать в Киркенесе мероприятия по чествованию советских воинов, погибших в ходе освобождения северной части королевства. |
Норвегия: последние новости | Российское правительство включило Норвегию в перечень государств, совершающих по отношению к РФ недружественные действия. |
Норвежцы испугались российских шпионов на Шпицбергене | Противостояние Норвегии и России началось осенью 2022 года, когда норвежские власти разрешили русским судам останавливаться лишь в портах Тромсё, Киркенес и Ботсфьорд. |
Норвежцы испугались российских шпионов на Шпицбергене
Пакет предусматривает запрет на транзит через территорию РФ товаров и технологий, которые могут способствовать увеличению военного и технологического потенциала России или развитию сектора обороны и безопасности, сообщает ТАСС со ссылкой на заявлении МИД королевства. Власти Норвегии также сообщили о готовности ввести ограничения против экспорта «определенных товаров и технологий» в страны, использующиеся для обхода режима антироссийских санкций. Норвегия не является страной-участницей Европейского союза, однако поддерживает большую часть санкций, которые вводит Брюссель в отношении Москвы.
Это позволит активизировать арктический туризм среди россиян. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте Иммиграционного директората Норвегии. Такое заявление МИД страны опубликовано на сайте правительства Норвегии. Это означает, что … Норвегия возобновляет выдачу виз гражданам России 13:52, 4 апр 2022 Норвегия с 4 апреля возобновила выдачу нетуристических виз российским гражданам. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте посольства.
Для дипмиссий, включенных в такой перечень, ограничена возможность нанимать в посольства, консульства, представительства госорганов и госучреждений работников, находящихся на территории России. В перечне, утверждаемом правительством, помимо названий стран указывается количество физлиц, с которыми дипмиссии таких стран могут заключать трудовые договоры. За Норвегией закреплен лимит в 27 человек, говорится в сообщении правительства. Читайте также:Правительство утвердило перечень недружественных России стран Помимо этого списка, который касается работы дипмиссий, в России действует еще один перечень недружественных стран, сформированный в марте 2022 г.
Что еще известно: Ранее США , Евросоюз , Великобритания , Канада и другие западные страны ввели несколько раундов санкций против России, включая персональные ограничения в отношении высокопоставленных лиц государства. Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале.
Новости по теме: отношения России и Норвегии
Правительство России включило Норвегию в список недружественных государств | В Норвегии денонсацию договора о Шпицбергене со стороны России считают незаконной, а блокировку российских грузов для находящихся там россиян – видимо, нет. |
У России и Норвегии конфликт из-за Шпицбергена: рассказываем главное об этом | Присоединение Норвегии к запрету въезда автомобилей с российскими номерами на территорию Евросоюза было ожидаемо. |