В результате интенсивность переживания настолько снижена, «приглушена», что «музыкальная грусть» становится переживанием счастья, позитивным опытом.
«В час грусти и печали ты голос мой услышь»
если соответствующая, но кроме нее - краски леса, ветер - (куда ты гонишь эти несчастные тучи?) - закончившиеся дни отпуска. Смотрите видео онлайн «ВСЯ ГРУСТЬ В ЭТИХ ПЕСНЯХ / ГРУСТИ ВМЕСТЕ С ЭТИМИ ПЕСНЯМИ!!» на канале «Бегай и осуществляй свои мечты и цели» в хорошем качестве и. Как оказалось, музыкальная грусть приводит к неожиданным переживаниям. Рутина, Музыка, Грусть. Луни. 2023 рэп и хип-хоп.
ВСЯ ГРУСТЬ В ЭТИХ ПЕСНЯХ / ГРУСТИ ВМЕСТЕ С ЭТИМИ ПЕСНЯМИ!!
На ее пост обратило внимание издание The Sun. Смит заявила, что грусть является одним из многих симптомов депрессии и отличается от этого тяжелого состояния кратковременностью. По словам психолога, депрессия длится долго, и если сопутствующая ей грусть мешает жить и нормально функционировать, стоит обратиться к врачу.
Трек-лист включает тринадцать композиций, первую из которых Loved Me Back To Life можно послушать в студийном качестве, не покупая альбома - она выложена на официальном сайте певицы. Интересна история создания его обложки. Над ее оформлением работал американский художник Джефф Кунс, и она, по словам самой Гаги, "отражает ее как ничто другое". В основу обложки легла фотографии скульптуры Леди Гаги в полную величину, а на заднем фоне видны фрагменты картины Боттичелли "Рождение Венеры". Обложка альбома Elvira T "Одержима" Источник: Архивы пресс-служб Свой дебютный альбом выпустила российская исполнительница Elvira T, которая сама пишет тексты и музыку.
Еще дальше пошел Гари Иземингер, который поставил под вопрос состоятельность самого тезиса о контроле эмоций. Мы можем избавить себя от отрицательных эмоций, лишь отказавшись от восприятия невеселого произведения — отложив в сторону книгу, покинув зал кинотеатра и т. В самом же процессе художественного восприятия наше единственное преимущество состоит в том, что мы свободны от обязанности активно «вмешиваться» в ход разворачивающихся в пространстве художественного произведения событий25. Эстетическиеиег5и5«садовые»эмоции Размышления предыдущих разделов можно подытожить следующим образом. Для тех, кто не разделяет убеждения в естественности интереса к музыкальным произведениям, выражающим негативные эмоции, на том только основании, что эти эмоции являются частью жизни, предлагаются два альтернативных объяснения этого феномена: одно из них отрицает негативную окрашенность опыта восприятия музыкальных произведений, выражающих отрицательные эмоции, а согласно другому — негативная окраска сводится к минимуму или совсем устраняется благодаря целому ряду позитивных моментов, которые являются частью целостного опыта восприятия таких композиций. В последнем разделе статьи будут сформулированы три возражения к стратегии «побочных эффектов» и показано, что она значительно ближе альтернативным позициям, чем это готовы признать ее оппоненты. Смысл значительной части практических эффектов — таких как эмоциональная разрядка, уверенность или 24 Eaton Maria M. Определенная доля скепсиса уместна в связи с тем, что это убеждение не подкрепляется конкретными доказательствами. И дело, думается, не только в том, что, скажем, зависимость между музыкальным опытом людей и их эмоциональной зрелостью недостаточно исследована — вероятность получения надежных результатов весьма невелика. Далее уместно предположить, что многие реципиенты смогут подтвердить, что испытывают грусть при прослушивании грустной музыки, но вряд ли оправдано ожидание того, что они с такой же уверенностью засвидетельствуют проявление побочных положительных эффектов, как, например, более глубокое понимание природы отрицательных эмоций. На это можно возразить, что эти эффекты не всегда и не обязательно осознаются, и это, скорее всего, соответствует действительности. Но в таком случае правомерен вопрос о том, каким образом они стимулируют интерес к таким произведениям, если об их существовании можно узнать только из работ философов, с которыми предположительно знаком достаточно ограниченный круг людей. Сомнения по поводу мотивационной роли позитивных эффектов вызывает и сам механизм эмоциональной реакции. Рассмотрим для примера понимание. Идея о том, что дистанцированность и экзистенциальная ирре-левантность отрицательных эмоций в музыке являются предпосылкой для их познания, выглядит на первый взгляд вполне убедительно. Но насколько полезно это знание в ситуации, когда та же эмоция порождена экзистенциальными причинами? Во-первых, эмоции, переживаемые в жизни, как правило, направлены на объект или ситуацию, о которых у нас есть определенное убеждение и к которым мы относимся определенным образом. А поэтому переживание реальной утраты вряд ли способно облегчить или смягчить то обстоятельство, что это чувство было ранее познано в художественном контексте. Можно, конечно, абстрагироваться от действительности происходящего и суспендировать оценочную установку. Но это будет по существу означать не что иное, как переход в исходный эстетический модус восприятия ситуации. Во-вторых, сторонники рассматриваемой точки зрения едины в том, что в музыкальном опыте присутствует только аффективная компонента эмоции. Что же касается ее когнитивной составляющей, то она в лучшем случае фигурирует в виде некой абстрактной идеи Левинсон. Другими словами, мы обладаем не более чем смутным представлением или воспоминанием о пережитой эмоции, идентифицировать которую можно лишь на основании ее феноменологического ощущения. Но эта сама по себе непростая задача существенно осложняется тем, что многие эмоции «чувствуются» одинаково, практически совпадают в своем феноменологическом ощущении. Другая серьезная проблема касается эстетической релевантности положительных эффектов, сопровождающих переживание отрицательных эмоций в музыке. Предвосхищая возможные возражения оппонентов, Левинсон специально подчеркнул, что эти эффекты являются эстетическими по своей природе в том смысле, что в конечном итоге они детерминированы самой музыкальной композицией, а не внешними факторами. В отношении «понимающего выражения», «эмоциональной разрядки» и «способности выражения» это, по мнению Левинсона, очевидно, поскольку идентификация эмоции, отслеживание динамики собственных переживаний, отраженной в музыкальном развитии, и испытываемое удовлетворение по поводу «обретенной» способности самовыражения в звуках с необходимостью требуют концентрации внимания на развертывании музыкального материала. Что касается эффектов, значение которых явно выходит за рамки художественного и эстетического, то и они, считает Левинсон, тоже обусловлены самим звуковым материалом, а не внемузыкальными аспектами, но не полностью. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что «стерильность», «чистота» реакции на восприятие художественного произведения не являются безусловной добродетелью; особенно это касается современных эстетических теорий. Но если придерживаться противоположного мнения, то для его обоснования необходимы более серьезные аргументы, чем указание Левинсона на внимание к имманентной логике развития музыкального произведения в процессе его восприятия. Это можно показать на примере рассуждений Дональда Каллена, по-своему отстаивающего «чистоту» музыкальных эмоций. Каллен отмечает, что стремящемуся к нравственному совершенствованию индивиду музыка предоставляет возможность проверить себя на эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать несчастью ближних путем исследования способности откликаться на выразительные свойства музыки. Музыка обладает в этом отношении значительно большим потенциалом, чем репрезентативные искусства, так как отсутствие интенцио-нального объекта позволяет сосредоточиться на самих эмоциях и наших установках. Этим определяется значимость музыки с точки зрения нравственности, которая, по мнению Каллена, одновременно является необходимым элементом художественно-эстетического анализа музыкальных произведений27. Связь эстетического с этическим оказывается, таким образом, сложнее и глубже: переживание негативных эмоций в музыкальном опыте подтверждает эмоциональную и через нее нравственную компетентность 26 Levinson, «Music and Negative Emotions», p. Однако подчеркнутые Калленом взаимообусловленность и взаимодействие этического и художественно-эстетического начал не отменяют очевидного приоритета нравственно-практического аспекта в опыте музыкального восприятия, в котором решающее значение имеет наша установка. Подвергая себя негативным переживаниям посредством музыки, мы преследуем чисто нравственную цель: развивать и совершенствовать «нравственное чувство»28, способность адекватно реагировать на боль и горе сопереживанием, а не злорадством. На наш взгляд, принципиальным недостатком всех рассмотренных стратегий является своего рода категориальная ошибка — недифференцированное отношение к двум типам эмоциональной реакции, эстетической и неэстетической чувственной, познавательной. Напомним, что, согласно Левинсону, эмоциональная реакция в процессе музыкального восприятия наступает при наличии таких условий, как оптимальный выбор произведения, которое по уровню сложности должно соответствовать музыкальной компетенции реципиента, концентрация внимания на развертывании музыкального материала, отключение внемузы-кальных моментов. Эти предпосылки составляют ядро особого отношения реципиентов к воспринимаемому материалу, которое в традиционных эстетических теориях обозначается как «эстетическая установка»29. Такой эффект, как «смакование чувства», вполне совместим с эстетической установкой; отчасти это относится и к удовольствию, порождаемому техническими и художественными достоинствами выражения. Но, как мы видели, одновременно слушателю предлагается идентифицировать себя с созданным в воображении образом, которому в конечном итоге приписываются выраженные в музыке эмоции. В этом случае эмоции не просто «смакуются», но переживаются — правда, в воображении. Но совместимо ли это с эстетической установкой? Ведь следование перечисленным ранее рекомендациям ведет к установлению дистанции по отношению к семантическому содержанию выраженных в музыке эмоций, в то время как переживание — пусть даже воображаемое — этих же эмоций требует «заинтересованного» отношения слушателя. Этот вопрос уместен и по отношению к эффекту понимания. Один из вариантов его решения содержит концепция Стефена Дэвиса, который в отличие от Левинсона рассматривает понимание не как побочный продукт: для Дэвиса он является основой мотивационного интереса к музыке вообще, в том числе выражающей отрицательные эмоции. При этом он 28 Ibid. Из рассуждений Дэвиса ясно следует, что он не имеет в виду «радость познания», представляющую один из элементов герменевтического опыта. По Дэвису, наслаждение является не сопровождающим, контингентным, а сущностным фактором процесса эстетического понимания per se, независимо от его содержания; более того, оно служит критерием понимания произведения. Этим обусловлена позиция Дэвиса по отношению к парадоксу отрицательных эмоций: «Некоторые произведения могут порождать удовольствие в качестве реакции на содержащуюся в них выразительность, другие — отрицательные эмоции, но последние не следует избегать ни больше, ни меньше, чем первые, если кто-то стремится к наслаждению, связанному с пониманием, а не просто щекотанию нервов». Избегать надо произведений, которые не стоят усилий, направленных на их понимание, — банальных, изобилующих клише композиции, порождающих скуку, резюмирует исследователь30. Дэвис, как видим, совершенно справедливо отграничивает лишенное рефлексии чувственное удовольствие от эстетического наслаждения, являющегося неотъемлемой частью художественно-эстетического понимания. Но какова природа и механизм этого эстетического наслаждения? Дэвис признает, что не готов дать ответ на этот вопрос, но предлагает ряд поясняющих примеров. Альпинисты или автогонщики вряд ли смогли бы испытывать наслаждение от восхождений и гонок, если бы эти виды деятельности были лишены присущего им риска. Удовлетворение любопытства, преодоление сложных задач являются сильным источником наслаждения в этих и многих других видах деятельности, включая понимание музыкальных произведений31. Этот вид наслаждения демонстрирует близость «пиковым переживаниям», описанным в психологической теории Абрахама Маслоу, и «оптимальному опыту» Михали Чиксентмихали , которую мы отмечали и в отношении теории Левинсона. Одним из условий наслаждения в этих подходах является четкое осознание задачи, которую предстоит решить — в данном случае понять музыкальное произведение, которое в качестве одного из своих аспектов содержит выражение отрицательных эмоций. Владение необходимыми для решения этой задачи знаниями и навыками представляет другую важную предпосылку. А как воспринимаются сами отрицательные эмоции? Дэвис уверен в том, что слушательская реакция на выразительные свойства музыки является «зеркальной» по своей природе: представленные в музыке эмоции отражаются в переживании слушателя. В ее основе iНе можете найти то, что вам нужно? При этом, скажем, содержащаяся в музыке грусть является, согласно введенной Дэвисом дистинкции, перцептуальным, но не эмоциональным объектом нашей грусти. Это означает, что у слушателя отсутствует убеждение в том, что музыкальная грусть является формальным объектом испытываемой эмоции33. Механизм «зеркального» отклика, таким образом, отличается от эстетического наслаждения, связанного с эстетическим пониманием музыкального произведения. Как нам представляется, складывается следующая картина.
Но важно, что музыка работает, действует, а значит, написана не зря, не просто так. Песни — это сублимация переживаний, когда человек хочет свою душу вынуть, вытрясти, а затем продолжить нормально жить, не вспоминая больше о том, что вызвало в нем грусть. Также песня затрагивает потаенные уголки человеческой души, отчего человек начинает вспоминать что-то печальное, давно забытое, но не прочувствованное и не пережитое до конца. Выходит, что песня помогает понять, о чем грустит человек, на что ему надо обратить внимание, чтобы не запустить проблему, иначе сгусток переживаний вызовет в том числе и заболевания, которые сложно вылечить. Слушать ли песни, которые вызывают грусть? Конечно, слушать, а как иначе? И пусть поначалу будет непривычно и больновато, но вскоре человек поймет, что это своеобразная терапия, помогающая отпустить то, что не давало покоя много времени.
Стоковые видео: грусть
смешная грусть listen online | в наши души пробиваются современные – Самые лучшие и интересные новости по теме: Музыка, Современные Авторы-исполнители, грусть на развлекательном портале |
«В час грусти и печали ты голос мой услышь» | MOXIE-Меланхолия Музыка, Женский вокал, Песня, Авторская песня, Альтернатива, Яндекс Музыка, Звукозапись, Грусть, Меланхолия. |
Исследование: грусть доставляет людям удовольствие | Любому человеку, когда он испытывает какие-то трудности, в данном случае грусть, которая связана с какими-то трудностями, недопонимание (да с чем угодно), е. |
«В час грусти и печали ты голос мой услышь» - Лента новостей Москвы | рассказывает о премьерах недели на основе обзоров музыкальных новинок в социальной сети «ВКонтакте». |
Выберите страну или регион | Персональный блог музыканта платформы Myband. Эксклюзивные новости музыкальной индустрии, анонсы событий и объявления для музыкантов. |
PLOS One: трогательные композиции помогают пережить печаль в безопасной среде
Грусть Стоковые футажи ~ Роялти-фри стоковые видеоклипы | Pond5 | Сегодня у нас будет проходить второй концерт нашего цикла «Музыка в истории» и называется «Музыкальная грусть». |
Почему песни под гитару вызывают грусть | Возможно, что даже эта музыка связана с тем, или иным человеком, воспоминанием, которая вызывает ту самую грусть. |
Исследователи рассказали, какая музыка помогает бороться с грустью | Познакомьтесь с нашей библиотекой музыки без лицензионных платежей и найдите нужный вам ритм. |
Осенняя грусть в свежей песне Звонкого «Люди-птицы» | Продюсер группы "Три дня дождя" Сергей Slem сообщил в Telegram-канале лейбла IZBA об ухудшении состояния здоровья у вокалиста Глеба Викторова. РИА Новости, 21.06.2023. |
Почему песни вызывают грусть
«Грусть-тоска меня съедает»: 5 депрессивных музыкальных произведений | Музыка грусти. Наталья давала тему, о мелодиях, которые выражают вашу любовь А под какую музыку вы грустите? |
Александр Гусейнов - Мелодия грусти | BandLink | в наши души пробиваются современные – Самые лучшие и интересные новости по теме: Музыка, Современные Авторы-исполнители, грусть на развлекательном портале |
новый сингл «Грусти обо мне»
Исследования показывают, что вместо того, чтобы приносить чувство несчастья или грусти, негативные песни фактически приводят нас в ностальгическое настроение. Ностальгия — это горько-сладкая эмоция, которая вдохновляет ваше воображение и дает вам ощущение комфорта, вызывая теплые воспоминания из прошлого. Это доставляет вам удовольствие. Это напоминает вам, что все могло быть хуже.
Согласно социальной психологии, вы всегда чувствуете себя лучше, если сосредотачиваетесь на ком-то, у кого все намного хуже чем у вас.
Теперь добавьте ко всему этому понимание, что музыка — это первичный язык эмоций, а также фундаментальная и наилучшая игровая площадка для них. Эта трилогия озарений прокладывает путь для огромного количества находок и открытий. Так зачем же нам может понадобиться грустная музыка в начале праздничного сезона? Ответ в том, что с возрастом многим из нас всё сложнее становится получать от всего этого удовольствие, сохранять благоговение, когда волшебство уже пропало, быть счастливыми, когда нас окружают трагедии, оставаться оптимистичными при разочарованиях и болезненной утрате иллюзий. Парадокс в том, что именно в этот момент на сцену выходит грусть. Одна из секретных способностей грусти — это умение доставить нас обратно к радости и счастью, это похоже на спуск с лыжного склона, готовящий нас к достаточному набору высоты, чтобы добраться до подъёмника. Эмоциональный подъём может становиться весьма непростым для некоторых из нас, поэтому нам нужно собрать всю силу импульса по пути вниз, чтобы получить необходимое ускорение.
Здоровый эмоциональный баланс нисколько не похож на спокойное равновесие. Он включает в себя скольжение по синусоиде и прохождение спусков, чтобы испытать последующее за ними улучшение настроения. В сущности, эмоциональное восстановление станет гораздо менее вероятным, если ему не предшествует падение в грусть и меланхолию. Другими словами, нам нужно позволить себе погрузиться в грусть, чтобы сохранить способность достигать счастья, которого мы так желаем. Как бы это ни казалось парадоксальным, когда мы утрачиваем наши эмоциональные искры, именно в меланхолии заключается ответ к поднятию духа. Проблема с грустью в том, что она может скрываться в далёких потаённых уголках нашего сердца, а мы даже не будем о ней подозревать. Если грусть не выражается нами своевременно, мы склонны утрачивать воспоминания и слова, способные дать нам доступ к эмоциям. Таким образом, грусть становится всё менее доступной для нас в подходящем виде.
Иначе говоря, грусть нельзя долго хранить на полке. Эмоции служат нам наилучшим образом, когда они свежи, прочувствованы, смешаны и подвергнуты рассмотрению. Грусть может прокиснуть, если её срок годности закончился. Застоявшаяся грусть может вытянуть саму жизнь из нашей души, иссушить нашу щедрость, превратить нас в зацикленных на себе нарциссов, разрушить нас морально и даже, по иронии, подпитывать нашу отчаянную гонку за счастьем. За всё это грусть заслужила свою плохую репутацию. Однако же проблема не в самой грусти, а в её застревании, когда она застаивается и прокисает. Как только мы утрачиваем доступ к своей грусти, нам становится гораздо сложнее предоставить пространство для этих ощущений.
Я пишу это, слушая невыносимо прекрасное хоровое пение, создающее идеальную игровую площадку для глубокой грусти внутри меня, о существовании которой я даже не подозревал и которую я ни за что не смог бы выразить словами.
Я абсолютно точно чувствую, что это моя собственная грусть, а не позаимствованная у этой музыки эмоция, но я не знаю, откуда она возникла. Такое настроение не очень-то соответствует эмоциям, присущим этому времени года. Разве сейчас не время радости, счастья и удовлетворения? Наши поздравления в этот сезон явно намекают на ожидаемые эмоции: Счастливого Рождества, Приятных праздников, Счастливой Хануки, Радостного Нового года. Однако же мы бы не стали желать друг другу всего этого, если бы дела не обстояли скорее наоборот… и кажется, для этого есть веская причина. Мы стали ассоциировать это время года с тёплыми семейными встречами, духом щедрости, волшебства и восхищения, застольями и удовлетворением. Наши надежды и предвкушения автоматически бросают свет на отсутствие ожидаемого. С годами утраты только накапливаются.
Тёплые детские воспоминания о торжестве и единении не так-то просто воссоздать, и даже когда это получается, часто в этом нет волшебства. Если мы ожидаем танца привязанности, то отсутствие партнёров по этому танцу как никогда бросается в глаза. Со временем утраты или нехватка чего-то в нашем детстве становятся не менее, а всё более заметными. Сама зима становится символом отсутствия — отсутствия теплоты, процветания, самой жизни. Пробелы в нашем мире привязанности никогда не заметны так явно, как в наших стремлениях и надеждах на изобилие. Даже этих причин уже достаточно, чтобы в нашей жизни было необходимо пространство для грусти во время этого «праздничного» периода. Есть и ещё одна причина, возможно, даже более важная, по которой нам стоит пригласить грусть в свою эмоциональную картину в это время года. Прежде чем я расскажу о ней, позвольте мне немного ввести вас в курс дела.
В последнее время я занимаюсь проектом по созданию серии семинаров для сотрудников «Школы Музыки» Сары Маклахлан для трудных детей. Я невероятно наслаждаюсь процессом соединения точек в истории музыки и эмоций. Несмотря на то, что исследований в этой области появляется всё больше, многие из них не учитывают современное понимание привязанности, эмоций и особенно игры. Поэтому я с восторгом предаюсь процессу открытия — по-видимому, я один из первых исследователей, смотрящих на всё через эти призмы. Одним из озарений, к которому меня привело изучение музыки, является идея, что эмоциям было предназначено заботиться о нас, при этом грусть играет главнейшую роль в нашей адаптации к жизни.
Дает возможность отдохнуть. Когда мы грустим, наш организм получает сигнал о том, что ему необходимо передохнуть и восстановиться после пережитого стресса. Способствует росту личности. Грусть действительно способна стать стимулом для личностного роста и развития: зачастую в состоянии печали мы начинаем задумываться о своих ценностях, целях и приоритетах.
смешная грусть listen online
Лирика у «Аудиопреступления» интересная и, в отличие от музыки, самобытная — песни зачастую вызывают в душе этакую щемящую грусть. Мы можем распознать грустную музыку, не чувствуя грусти, а некоторые мелодии, например музыка Баха, могут вызывать сильные эмоции, даже если мы не можем выразить словами. Список грустных песен для следующего раза, когда вы почувствуете грусть и депрессию, включая "hope ur ok" Оливии Родриго, "Un-Break My Heart" Тони Брэкстон и другие. И все в одном настроении — тоска, грусть, горе — мрак,привет. Революции в музыкальной индустрии напрямую связаны с появлением новейших технологий, а новые.
грусть клипы - Сток видео
Возможно, что даже эта музыка связана с тем, или иным человеком, воспоминанием, которая вызывает ту самую грусть. В то же время эмоция грусти в музыке была стабильна до 80-х, потом стала динамично возрастать до 2010-х, а эмоция радости и уверенности, наоборот, падать. Новости и СМИ50. Telegram75. Музыка59.
Депрессия в современной популярной музыке
Выражение своей грусти может помочь укрепить отношения с близкими людьми, так как они будут видеть вашу искренность и открытость. Однако стоит помнить, что слишком сильная или продолжительная грусть и апатия может быть признаком депрессии, поэтому если вы чувствуете, что не можете справиться со своими эмоциями самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Почему мы слушаем грустную музыку? Панаиотиди Панаиотиди Эльвира Георгиевна доктор философских наук, профессор Северо-осетинский государственный педагогический институт г. Владикавказ Музыкальные произвеления, выражающие отрицательные эмоции, часто порожлают в слушателях аналогичную реакцию, но это обстоятельство не отражается негативно на нашем отношении к ним. Некоторые исслелователи объясняют этот паралокс тем, что полобные произвеления, как правило, имеют целый рял положительных эффектов, которые нейтрализуют или смягчают негативную окраску.
Аругие полагают, что музыка в принципе не способна по-рожлать эмоции в слушателе или по меньшей мере обычные эмоции, выраженные в ней, но только особый вил музыкальных эмоций. Настоящая статья посвящена критическому рассмотрению альтернативных стратегий объяснения паралокса отрицательных эмоций в музыке, прелло-женных прелставителями англоязычной аналитической эстетики. Автор прихолит к выволу, что их основным нелостатком является отсутствие лифференци-рованного полхола к различным вилам эмоций -базальным и эстетическим. Ключевые слова: аналитическая философия музыки, парадокс отрицательных эмоций, когнитивизм, эмотивизм, выразительные свойства, эстетические свойства, интенциональный объект, когнитивистский анализ эмоций, эвокационизм, положительный эффект отрицательных эмоций, эстетические эмоции, «садовые эмоции».
Проблема отрицательных эмоций в искусстве имеет длинную предысторию. Еще Аристотель обратил внимание на то обстоятельство, что зрители трагедий подвергают себя отнюдь не приятным переживаниям, наблюдая за развертыванием на сцене потряса- ющих своей жестокостью историй, и даже испытывают при этом наслаждение. Непростая задача объяснения этого феномена существенно осложняется, когда речь заходит о музыкальных произведениях, ибо в этом случае мы не знаем, по поводу чего, собственно, печалимся, что или кто является объектом наших эмоций. Именно поэтому аналогии с фильмами ужасов или литературными произведениями, с которыми, правда, тоже далеко не все ясно, здесь мало эффективны.
Нынешний интерес к феномену отрицательных эмоций в музыке исследователей англоязычных стран связан с формированием там в девяностых годах прошлого столетия аналитической философии музыки как одного из направлений аналитической эстетики. Проблема эмоций с самого начала оказалась в центре внимания ее представителей, которые с различных позиций пытаются дать ответ на следующие и близкие им вопросы: учитывая, что музыка не является одушевленным существом, каковы рациональные основания присуждения музыкальным композициям эмоциональных предикатов и что вообще мы имеем в виду, характеризуя их как грустные, веселые и т. Состоятельность теорий, выдвинутых в ходе дискуссии, не в последнюю очередь определяется их способностью выдержать своеобразный «тест на отрицательные эмоции», то есть дать удовлетворительное объяснение тому факту, что мы часто испытываем как положительный опыт восприятия музыкальных произведений, выражающих негативные эмоции. Этому феномену, который уместно обозначить как «парадокс отрицательных эмоций», посвящена настоящая статья.
Особенности позиции отдельных авторов в отношении к проблеме отрицательных эмоций тесно связаны с их представлением о природе музыкальной выразительности. В русле аналитической эстетики сложилось два основных подхода к этой проблеме. Когнитивисты убеждены в том, что выразительность является свойством самой музыки. Музыкальные произведения, выражающие эмоции, в том числе негативные, не способны порождать соответствующую реакцию у слушателей, эмоциональный отклик которых определяется другими факторами см.
Тем самым они отрицают само существование парадокса отрицательных эмоций. Эмоти-висты же, считающие, что между выраженными в музыке эмоциями и опытом слушателей существует каузальная связь, обязывают себя к поиску вразумительного объяснения этой связи, а также причин нашего интереса к невеселой по характеру музыке. Продолжающаяся полемика между представителями двух направлений пока не принесла удовлетворительного решения проблемы, но, как будет показано ниже, прояснила целый ряд важных ее аспектов. Учитывая то обстоятельство, что рассматриваемые в статье концепции мало известны российским читателям, их критическому обсуждению и осмыслению предпослана подробная реконструкция.
Почему мы слушаем грустную музыку? К проблеме отрицательных эмоций Отрицательныеэмоции—фантом? Один из возможных подходов к решению парадокса отрицательных эмоций — его устранение, которое обычно достигается одним из следующих способов: отрицается способность музыки порождать эмоциональную реакцию вообще или только негативную или же тезис об их негативном воздействии. Рассмотрим на нескольких примерах аргументы, которыми оперируют авторы этих позиций1.
Отказывая музыке в способности вызывать эмоциональную реакцию у слушателей, немецкий композитор Пауль Хиндемит обосновывал это тем, что частая смена настроений в музыкальных композициях не способна восприниматься слушателями в силу определенной инертности восприятия. Одновременно он допускал, что музыка может пробуждать воспоминания или образы пережитых в прошлом эмоций. Уязвимость аргументов Хиндемита состоит в том, что, во-первых, даже если согласиться с тем, что музыкальные произведения вызывают не сами эмоции, а лишь воспоминания о них, вопрос не снимается, ибо воспоминания о печальных событиях тоже печальны, и склонность к ним не менее загадочна. Во-вторых, существует немало произведений, выдержанных целиком или частично в каком-то определенном настроении2.
Согласно другой точке зрения, эстетическое восприятие музыкальных произведений является по своей природе чисто когнитивным процессом, который включает такие познавательные операции, как распознавание и восприятие выразительных свойств музыки. То, что некоторые слушатели принимают за эмоциональную реакцию, на самом деле является восприятием эмоций в самой музыке. Иными словами, в силу некоторых обстоятельств, которые не называются, создается иллюзия переживания воспринимаемого. Чрезвычайно проблематичным в данной теории является то, что интел-лектуализированное и свободное от всякого сопереживания музыкальное восприятие объявляется эталоном музыкально-эстетического восприятия.
Трудно также согласиться со стремлением провести четкую границу между восприятием и переживанием, которые неразрывно связаны друг с другом3. Essays in Philosophical Aesthetics. Ithaca; L. Впервые опубликована в журнале Pacific Philosophical Quaterly, 1982, 63.
Следует заметить, что обзор Левинсона не исчерпывающ: расширению подлежит как список теорий, так и аргументов за и против. Но это не упрек в адрес автора, ибо его цель заключалась единственно в том, чтобы уточнить свою собственную позицию. Эмоции, переживаемые слушателем, не связаны с выразительным содержанием музыкального произведения. Питер Киви, один из самых значительных представителей когнитивистского направления, считает важнейшим преимуществом собственной позиции устранение парадокса отрицательных эмоций, которое результирует из его понимания феномена выразительности музыки и механизма эмоциональной реакции слушателей.
Киви признает, что музыка способна выражать такие базовые эмоции, как радость, печаль, страх и т. Но при этом он подчеркивает, что между выразительностью произведения и реакцией реципиентов нет каузальной зависимости, а, следовательно, в процессе восприятия грустной музыки эта эмоция не передается слушателям. Согласно Киви, приписывая музыкальной композиции предикат «грустный», мы основываемся не на опыте переживания, а на восприятии выразительных свойств, присущих самой музыке4. Это, однако, не означает, что музыкальное восприятие является строго рациональной деятельностью, которая заключается в распознавании, идентификации выраженных в музыке эмоций.
Совсем наоборот — музыка, в том числе инструментальная, может порождать сильную эмоциональную реакцию. Но ее объектом является не эмоциональное содержание произведения, а его эстетические достоинства, красота. Музыкальные произведения порождают в слушателях особый вид эмоций, коренным образом отличающихся от «садовых» эмоций5, которые мы переживаем в обычных жизненных ситуациях6. Позиции Киви близки воззрения Аллена Бивера, который полагает, что произведения доромантической эпохи, обладая высокой степенью выразительности, не способны вызывать в слушателе отрицательные эмоции.
По-иному обосновывает причины положительного воздействия негативных эмоций Джон Хоперс. Музыкальные произведения порождают эмоции, представляющие собой музыкальный аналог жизненных эмоций, от которых они отличаются отсутствием объекта, конкретного стимула. В результате интенсивность переживания настолько снижена, «приглушена», что «музыкальная грусть» становится переживанием счастья, позитивным опытом. Левинсон справедливо заметил, что неприятные переживания, даже в смягченной форме, остаются неприятными по сути — укол иглы хоть и причиняет меньшую боль, чем удар ножа, но не становится поэтому приятным.
С другой стороны, если музыкальные эмоции принципиально отличны от обычных эмоций, то правомерен вопрос о том, оправдано ли в данном случае их отнесение к категории эмоций. Introduction to a Philosophy of Music. Oxford, 2002, p. С аналогичными проблемами сталкивается и теория, согласной которой музыка не порождает эмоции в слушателях, но они лишь убеждают себя в этом.
Действительно, если нам удалось с помощью воображения представить, что мы огорчены или испуганы, то, предположительно, наши переживания будут столь же неприятными, как если бы мы в действительности были охвачены этими чувствами8. В защиту этого тезиса приводятся различные аргументы. Некоторые авторы считают, что в основе парадокса отрицательных эмоций лежит ошибочное убеждение в том, что оправдания требуют только те занятия и виды активности, которые связаны с неприятными переживаниями, в то время как те, что приносят удовольствие, естественны и не нуждаются в оправдании. Пытаясь опровергнуть это заблуждение, они указывают, что лишь духовно убогие люди не ощущают потребности в познании отрицательных эмоций, которые являются неотъемлемой частью человеческой жизни9.
Само по себе это познание служит источником эстетического наслаждения, но не оно является причиной, побуждающей нас к общению с музыкальными произведениями, выражающими и порождающими отрицательные эмоции — последние привлекательны для нас не менее, чем жизнерадостные композиции, если обладают высокими художественными достоинствами10. Как подтверждение надуманности парадокса отрицательных эмоций в музыке рассматривается свойственное человеку тяготение к острым ощущениям, которое, в частности, проявляется в популярности фильмов ужасов.
После участники эксперимента описали свои чувства. То, что называется в музыке грустью, на самом деле включает в себя и романтику, и печаль. В отличие от повседневной жизни, печаль, которая передается через искусство, почти всегда ощущается как приятное переживание, поскольку не ассоциируется с реальными проблемами, приводит Naked Science работу ученых. Более того, грустные мелодии помогают людям справиться с неприятными переживаниями в их жизни.
Сегодня мы выбрали пятерку новых музыкальных альбомов, которые помогут спастись от грустных осенних мыслей.
Трек-лист включает тринадцать композиций, первую из которых Loved Me Back To Life можно послушать в студийном качестве, не покупая альбома - она выложена на официальном сайте певицы. Интересна история создания его обложки. Над ее оформлением работал американский художник Джефф Кунс, и она, по словам самой Гаги, "отражает ее как ничто другое". В основу обложки легла фотографии скульптуры Леди Гаги в полную величину, а на заднем фоне видны фрагменты картины Боттичелли "Рождение Венеры".