В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. Цель работы – определить роль оренбургского пухового платка в годы Великой Отечественной войны.
Пуховый рекорд: 700 вязальщиц из Оренбурга одновременно взялись за спицы
Выставка рассказывает о пуховязальном промысле и освоении космических просторов на понятном всем языке моды. Эти два символа соединила в одном проекте дизайнер Анна Советова — она представила футуристичную коллекцию костюмов, посвященную космосу. Классика и Авангард». По словам министра культуры региона Евгении Шевченко, очень приятно видеть женщин, у которых в одежде присутствует элемент оренбургского пухового платка, являющегося образцом культурного наследия нашей страны.
Помимо экспонатов, что можно накинуть непосредственно на плечи, — национальные костюмы, дополненные традиционным плетением из козьего пуха. За основу взят оренбургский пуховый платок, его графика и добавлены различные декоративные элементы как стразы, бусины», — рассказывает старший научный сотрудник Оренбургского музея изобразительных искусств Маргарита Еремеева. Доказано — оренбургский пуховый платок уместен в любом образе, даже свадебном. Восхищались гости также экспонатами из фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, их привезли больше 200. Выставки, организованные в рамках российско-китайского фестиваля очень колоритны и будут весьма интересны жителям Поднебесной, говорила на официальном открытии замминистра культуры России. Заодно затронула тему успешной реализации в регионе нацпроекта «Культура» и поделилась масштабными планами на ближайшее будущее.
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром , матрешкой , хохломской росписью , гжелью , палехом , вологодскими кружевами , дымковской игрушкой , ростовской финифтью , уральским малахитом — один из символов России. Создатель ремесла Создателем ремесла, а впоследствии и промысла считается И. Академик П. Пекарский составил описание жизни Рычкова и назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие». Истоки Три века назад на Южном Урале, обжитом скотоводами, преобладал резкий континентальный климат. Чтобы выдержать морозы, местные жители вычесывали пух и вязали из него поддевки и шарфы. С появлением в тех местах русских переселенцев, вступивших с аборигенами в торговые отношения, связаны первые сведения о предметах одежды из козьего пуха. А во Франции не удалось Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал.
Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха. Виды оренбургских платков Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок шаль — серые редко белые толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка.
Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения пуховязальщиц. В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым, похожим на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машине, так как получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше. Коллекции платков[ править править код ] Самая большая коллекция платков представлена в Музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств [7]. Одной из известных пуховниц является Магинур Абдуловна Хусаинова из села Сакмара [8]. Сакмарская пуховница Магинур Хусаинова. Сакмара, 2008 г. Песня «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В. Повесть Анатолия Санжаровского «Оренбургский платок» «Художественная литература», 2012 г.
Производитель легендарных пуховых платков на грани банкротства
У оренбургского пухового платка есть определенные типовые композиции, которые насыщаются узорами, собранными веками. В швейцарской галерее «Alex Doll Galerie BERN» российско-швейцарского художника Алекса Долля начала свою работу выставка «Оренбургский пуховый платок на фоне. Уже потом платки стали одеждой для бедных, которую, если и увидишь, так на древних старушках в Оренбуржье до сих пор живет своими ажурными шалями. Оренбургская область была представлена знаменитыми оренбургскими пуховыми платками.
Вязанию все возрасты покорны
- Производитель легендарных пуховых платков на грани банкротства
- Купить пуховые платки с доставкой в Санкт-Петербурге, Москве и по России
- Оренбургский пуховый платок 55 лет назад
- О компании
Уникальность оренбургского платка
Фабрика Оренбургских пуховых платков сегодня– успешное предприятие, имеющее сеть партнеров не только в России, но и за рубежом. Оренбургский пуховый платок — знаменитый российский промысел, равных которому нет ни в одной другой стране мира. Потомственные вязальщицы поделятся с гостями выставки секретами создания оренбургского пухового чуда и познакомят с традиционными узорами ажурных паутинок.
Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.
На написание своего самого известного стихотворения его вдохновил пуховый платок, который он купил для своей любимой мамы. Все об уходе за пуховыми изделиями: от шалей до платочков и жилетов. Каждый день делимся историями подписчиков и тем, как пуховые платочки изменили их жизнь! В Самаре в музее имени Алабина открылась выставка "Оренбургский пуховый платок". Она организована в рамках празднования 170-летия Самарской губернии. Галия Кимовна – основатель первого частого музея пухового платка с детства занимается этим ремеслом и входит в гильдию оренбургских пуховниц. Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Лучшие товары Легендарные Пуховые Платки 2024 года уже в нашем каталоге, доставка по всей России, скидки до 80%!
В Дагестане открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку
Кстати, материала на них уходит не так уж и много: 350-400 граммов. А вот труда — порядочно. Бывает, одну-единственную эксклюзивную работу со сложным узором схемы она получила от мамы и воспроизводит их по памяти вяжет около месяца. Отсюда и стоимость: за платок ручной работы Лениза просит около 5000 рублей: 3000 стоят качественные материалы, 2000 рублей женщина берет за работу. Для нее это неплохая прибавка к пенсии. Сейчас пенсионерка из Редутово обучает своему чудесному ремеслу двенадцатилетнюю внучку. Лениза учит девочку вязать, как много лет назад ее саму учила мама.
Фото из архива семьи Кельмухаметовых.
Как правило, выбирают изделия белого цвета, которые смотрятся особенно хорошо. Миф 5. Пуховые платки связаны из шерсти. Откуда появился этот миф, неизвестно: даже само название «пуховый платок» говорит о том, что он связан из пуха. При этом используется не птичий, а козий пух — особый подшерсток у коз, который получают, как правило, вычесыванием козы «причеши козу — получи пух». Козий пух обладает особыми свойствами и ценится намного выше, чем обычная шерсть. Миф 6. Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу, шелк или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, состоящая из синтетики. Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из «основы», то есть хлопчатобумажных, шелковых или вискозных нитей — в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух — тепло и изящность.
Однако доля основы должна быть относительно небольшой. Миф 7. Оренбургские платки — только из пуха оренбургских пуховых коз. Действительно полтора века назад оренбургские пуховые изделия вязались исключительно из пуха коз оренбургской породы. Данный пух является, возможно, лучшим в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз и в Европу, и в Южную Америку, но наши козы, оказываясь вне уральского морозного климата, сразу теряют все свои лучшие свойства. Поэтому Оренбургский регион — фактически единственно возможная для них среда обитания. Особенность пуха — в его изумительной нежности. Другие виды пуха например, волгоградский имеют иные качества и также используются оренбургскими пуховязальщицами — как правило, теплые платки вяжутся с помощью него. Также используется ангорка происхождение ангорки покрыто мраком: кто утверждает, что это козий пух, кто — овечий или кроличий, некоторые вязальщицы говорят, что это не пух, а шерсть. Однако неверно то, что волгоградский пуховый платок и оренбургский пуховый платок, связанный из волгоградского пуха, — одно и то же.
Особенность оренбургского платка — в самом вязании.
Я хочу Вас влюбить в оренбургский пуховый платок! Офис: Адрес: г. Оренбург ул.
У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций Рoскoмнадзoр Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Панина Елена Валерьевна.
Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.
Потомственные вязальщицы поделятся с гостями выставки секретами создания оренбургского пухового чуда и познакомят с традиционными узорами ажурных паутинок. Каждый желающий сможет взять в руки спицы, попробовать управиться с веретеном, протянуть оренбургский платок через кольцо. Дизайнер Анна Советова представит тематическую коллекцию «Нити дружбы», посвящённую многонациональному Оренбуржью.
А в Лондоне оренбургская казачка Мария Ускова за шали из козьего пуха получила золотую медаль. Главный секрет оренбургского платка — уникальный пух. Самый тонкий в мире: 16 микрон, притом что у знаменитых ангорских коз — 22—24.
Обладают тончайшим пухом козы, что пасутся в горных степях Урала.
Рисунки павлопосадские платков очень яркие и узнаваемые: огромные розы и георгины на красном, черном или белом фоне, которые распускаются на углах шерстяной ткани. Узоры симметричные, правильной формы. Такие платки стоят недорого 1500-4000 рублей , хорошо защищают от холода и всегда современно выглядят. Служат они долгие годы. Сегодня мастера, помимо шерсти, изготавливают платки и из шелка, и из хлопка - на лето. Кубачинский платок Свадьба в окрестностях поселка Кубачи. У незамужних орнамент цветы, перья мелкий и бахрома коротка, у замужних - крупный рисунок и длинная бахрома.
Невесты нередко дополняют современное свадебное платье традиционным свадебным платком - он называется «лумкитабказ» и отличается бахромой. Если у обычного каза она пришита лишь с одной стороны, то у торжественного - с обеих. Также обязательно должна быть пришита тесьма. У жительниц села Кубачи принято передавать по наследству свою бахрому и многократно ее перешивать на новые платки.
Шали носили круглый год в театр, на балах, дома.
В зимние времена шаль заменяла верхнюю одежду. Умение красиво носить шаль высоко ценилось ,и женщины тратили немало времени возле зеркала. Нередко именно шаль выступала как символ роскоши и положения женщины. Для российской культурной традиции взаимоотношения с Францией всегда играли важную роль и в области моды. Индийские шали пользовались необычайным успехом и были очень дороги.
К сведению, самый короткий и лучший путь восточных товаров в Российскую империю проходил через Оренбург. Развитие русской торговли с соседними средне-азиаткими ханствами было частью экономики нашего края. Оренбург был тесно связан торговыми отношениями с Хивой и Бухарой. На то время существовало много попыток использовать для создания подобных изделий пух сайгаков и вигоней, водившиеся в Западной Сибири. Пух оренбургских коз все больше притягивал к себе внимание.
Интерес к нему поступал больше всего со стороны Западной Европы и Америки. Были попытки завоза коз из оренбургских степей во Францию, Англию с целью организации собственного производства пуха. Но эти попытки потерпели неудачу. Козы теряли свой уникальный подшерсток, превращались в обыкновенных коз. Морской климат, теплая зима не давали козе необходимой теплой шубы, которая спасала их на родине.
Затем были попытки организовать поставку уже не коз, а их пуха. Пух поставлялся иностранным фабрикам через российские ярмарки, так как в самом городе в 19 веке не было местных богатых купцов.
Отзывы, вопросы и статьи
- Оренбургский пуховый платок: народный промысел
- Производитель легендарных пуховых платков на грани банкротства
- «Нежность Оренбуржья»: арт-презентация оренбургского пухового платка
- Фирменные оренбургские пуховые платки Фабрики Оренбургских пуховых платков
- Выставка "Оренбургский пуховый платок на фоне Альп" открылась в швейцарском Берне - ТАСС
- Читайте также:
История возникновения
- Отзывы о компании
- Страсти вокруг оренбургского пухового платка: где настоящий
- Межпоселенческая централизованная библиотечная система Первомайского района | Новости
- Роль оренбургского пухового платка в тяжелых условиях военных лихолетий
- Рассылка новостей
Оренбургский пуховый платок стал мировым брендом
Но чаще используют не столь нежную, но более крепкую пряжу, и такой палантин кольцом не проверить. Однако в отличие от повседневного пухового платка палантин, как и паутинка, является нарядом или ажурным дополнением праздничного костюма. Узоры палантина не менее сложны, чем у паутинки. Поэтому и паутинка, и палантин стоят заметно дороже классического платка. Узоры оренбургского платка Композиционная структура платка Прежде, чем обратиться к узорам, стоит разобрать общую структуру платка. Его художественная композиция складывается из трёх основных элементов: середины, решётки и каймы. Середину чаще всего составляет ромб, занимающий большую часть данного элемента. Его узор является главенствующим для всего платка. Узор на оставшихся треугольных частичках середины может повторять его или быть собственным. Традиционно мастерицы называют этот ромб кругом.
Платок с единственным центральным ромбом называется однокруговым. Если же центральный рисунок середины составляют пять ромбов, то перед нами пятикруговый платок. Примеры узоров. Кошачьи лапки. Косорядки перекосики. Горох лущёный горох. Гармошки 7. Мышиный след. Рыбки Применяемые узоры в большинстве случаев являются традиционными, которые мастерицы передают из поколения в поколение.
Их названия тоже пришли из прошлых веков. Например, «глухотинка» — это «глухая ягодка». В здешних местах так обозначали чёрные плоды глухая смородина — значит, чёрная, а глухая малина — это ежевика. Сочетаниями одиночных элементов составляются узорные фигуры, названия которых довольно точно описывают их внешний вид: «шашки», «окошечки», «гармошки» и т. Из таких фигур получаются более сложные комбинации: «бантики», «снежинки», «встречные пилки». Пример платка с «лёвушкиным узором» Названия сложных узоров часто хранят историю их создания или имя мастера, который их придумал. Например, «лёвушкин узор» - это когда середина пухового платка заполнена повторяющимся узором: «соты» и ромбы из «глухотинок». Максимов, чтобы прокормить семью, вязал платки вместе с женой, пока одна из купчих не взяла его приказчиком. При советской власти Максимова объявили спекулянтом, разбогатевшим на страданиях трудящихся, и посадили в тюрьму.
Именно там он, тоскуя по прежней жизни, связал удивительный платок, который по легенде отправили самому Сталину, после чего мастера вскоре освободили. Впоследствии подобные комбинации любила применять А. Блинова, составившая целую категорию «блинных» узоров, тоже получивших название по её фамилии. Узор «Ландыши» Список традиционных узоров постепенно дополняется удачными решениями, придуманными следующими поколениями мастериц или подхваченными из дальних мест. Примером служит узор «ландыши», который нередко применяют пуховницы Оренбуржья. Но в точно таком же виде, его можно повстречать на Хаапсальских палантинах. Где именно его придумали? Этот вопрос, наверное, ещё долго останется без ответа. Есть сторонники версии, что местные мастерицы определённо привезли его из Эстонии, но существует достаточное число и противников этой гипотезы.
Однако, если «ландыши» продолжат появляться на оренбургских пуховых платках, то и они когда-нибудь окажутся в списке традиционных узоров. Оренбургский платок в искусстве «Пуховницы О. Федорова и Н. Победимова» скульптор Н. Петина Пожалуй, самым известным воплощением знаменитого платка в искусстве является песня композитора Григория Пономаренко на слова Виктора Бокова, в нашей стране получившая известность, большую, чем сам платок. По воспоминаниям поэта, приглашённого в Оренбург только что созданным здесь народным хором, он сначала собирался поездить по всему региону, почувствовать его, найти те строчки, которые отразят этот край лучше и ярче. Зайдя на местный рынок, Виктор Фёдорович поразился обилию платков, на которые раньше не обращал внимания. Лишь помнил краешком сознания, что именно о таком платке мечтают многие женщины. Ерышев Выбрав платок, Боков внезапно решил отправить его маме, проживавшей тогда в Подмосковье.
И после этого решения как-то вдруг начали складываться строчки. Только сына в сюжете поэт заменил на дочь, посчитав, что мать и дочь куда лучше прочувствуют скрытый смысл такого подарка. Посыл легко подхватил и отразил музыкой Пономаренко. Песня стала не только визитной карточкой народного хора, но и превратилась в неофициальный гимн Оренбургской области. Вскоре её включила в свой репертуар Людмила Зыкина, в исполнении которой песня стала всенародно любимой.
План мероприятий: 15. Место проведения: 2 этаж Выставочного зала Оренбургского областного музея изобразительных искусств, ул. Володарского, 13 16. Легендарные платки Фабрики Оренбургских пуховых платков. Место проведения: Галерея "Оренбургский пуховый платок", ул.
Володарского,13 13 октября 12.
Другой способ проверки — попробовать уместить паутинку в гусином яйце. Узор паутинки напрямую зависит от её формы, так как она может быть квадратом, прямоугольником и равнобедренным треугольником в случае косынки.
Основу закладывает центральный элемент, от которого расходятся ажурные ряды, чередующиеся с участками плотной вязки. Обычно паутинки белые, но порой для них специально берут пух и других оттенков. Палантин «Северная Аврора» Палантин получил название из-за прямоугольной формы обычный платок — это квадрат.
Если для палантина берут тончайшую пряжу, то он аналогичен паутинке и тоже способен пройти сквозь кольцо. Но чаще используют не столь нежную, но более крепкую пряжу, и такой палантин кольцом не проверить. Однако в отличие от повседневного пухового платка палантин, как и паутинка, является нарядом или ажурным дополнением праздничного костюма.
Узоры палантина не менее сложны, чем у паутинки. Поэтому и паутинка, и палантин стоят заметно дороже классического платка. Узоры оренбургского платка Композиционная структура платка Прежде, чем обратиться к узорам, стоит разобрать общую структуру платка.
Его художественная композиция складывается из трёх основных элементов: середины, решётки и каймы. Середину чаще всего составляет ромб, занимающий большую часть данного элемента. Его узор является главенствующим для всего платка.
Узор на оставшихся треугольных частичках середины может повторять его или быть собственным. Традиционно мастерицы называют этот ромб кругом. Платок с единственным центральным ромбом называется однокруговым.
Если же центральный рисунок середины составляют пять ромбов, то перед нами пятикруговый платок. Примеры узоров. Кошачьи лапки.
Косорядки перекосики. Горох лущёный горох. Гармошки 7.
Мышиный след. Рыбки Применяемые узоры в большинстве случаев являются традиционными, которые мастерицы передают из поколения в поколение. Их названия тоже пришли из прошлых веков.
Например, «глухотинка» — это «глухая ягодка». В здешних местах так обозначали чёрные плоды глухая смородина — значит, чёрная, а глухая малина — это ежевика. Сочетаниями одиночных элементов составляются узорные фигуры, названия которых довольно точно описывают их внешний вид: «шашки», «окошечки», «гармошки» и т.
Из таких фигур получаются более сложные комбинации: «бантики», «снежинки», «встречные пилки». Пример платка с «лёвушкиным узором» Названия сложных узоров часто хранят историю их создания или имя мастера, который их придумал. Например, «лёвушкин узор» - это когда середина пухового платка заполнена повторяющимся узором: «соты» и ромбы из «глухотинок».
Максимов, чтобы прокормить семью, вязал платки вместе с женой, пока одна из купчих не взяла его приказчиком. При советской власти Максимова объявили спекулянтом, разбогатевшим на страданиях трудящихся, и посадили в тюрьму. Именно там он, тоскуя по прежней жизни, связал удивительный платок, который по легенде отправили самому Сталину, после чего мастера вскоре освободили.
Впоследствии подобные комбинации любила применять А. Блинова, составившая целую категорию «блинных» узоров, тоже получивших название по её фамилии. Узор «Ландыши» Список традиционных узоров постепенно дополняется удачными решениями, придуманными следующими поколениями мастериц или подхваченными из дальних мест.
Примером служит узор «ландыши», который нередко применяют пуховницы Оренбуржья. Но в точно таком же виде, его можно повстречать на Хаапсальских палантинах. Где именно его придумали?
Этот вопрос, наверное, ещё долго останется без ответа. Есть сторонники версии, что местные мастерицы определённо привезли его из Эстонии, но существует достаточное число и противников этой гипотезы. Однако, если «ландыши» продолжат появляться на оренбургских пуховых платках, то и они когда-нибудь окажутся в списке традиционных узоров.
Оренбургский платок в искусстве «Пуховницы О. Федорова и Н. Победимова» скульптор Н.
Петина Пожалуй, самым известным воплощением знаменитого платка в искусстве является песня композитора Григория Пономаренко на слова Виктора Бокова, в нашей стране получившая известность, большую, чем сам платок. По воспоминаниям поэта, приглашённого в Оренбург только что созданным здесь народным хором, он сначала собирался поездить по всему региону, почувствовать его, найти те строчки, которые отразят этот край лучше и ярче. Зайдя на местный рынок, Виктор Фёдорович поразился обилию платков, на которые раньше не обращал внимания.
Лишь помнил краешком сознания, что именно о таком платке мечтают многие женщины.
В день на производстве «Оренбургские пуховницы» перерабатывается около десяти килограммов пуха. Производство выглядит очень просто, но на самом деле это тяжёлый и кропотливый путь. Это композиция рождается в голове у вязальщицы по мере вязания. То есть она не рисует, она сразу создаёт изделие. Платок создаётся петелька за петелькой в зависимости от настроения и погоды.
На изготовление одного платка, начиная от грязного сырья до готового изделия, уходит около 480 часов работы — это колоссальный труд. Вязание — процесс не быстрый. Для каждого изделия мы придумываем что-то необычное, чтобы потребителю было интересно. Это технически очень сложно. Всегда добавляем изюминку, к примеру, платок с ввязанным жемчугом, или с кристаллами Swarovski. При правильном освещении ажурные платки сверкают очень ярко, — говорит Альбина.
Из самых необычных работ она выделяет платок с картой России. Цена на пуховые изделия в фирменных магазинах начинается от 2,5 тысяч рублей. Всё зависит от сорта пряжи, размеров и сложности вязки. Мы дорожим каждым нашим подписчиком и читателем, поэтому, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с рекомендациями при комментировании. Фото автора.
В Дагестане открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку
Купить товары от бренда ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ оптом и в розницу в интернет магазине Садовод с доставкой по Москве и отправкой почтой и ТК по всей России. Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Традиционные оренбургские пуховые платки стали выставочными экспонатами в галерее художника Алекса Долля в Берне (Швейцария), сообщается в четверг на сайте министерства культуры Оренбургской области. Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade. Выставка «Оренбургский пуховый платок – душа России» открылась в художественном отделе Вологодского музея-заповедника. Традиционные оренбургские пуховые платки стали выставочными экспонатами в галерее художника Алекса Долля в Берне (Швейцария), сообщается в четверг на сайте министерства культуры Оренбургской области.
В Дагестане открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку
Оренбургская губерния должна была стать пунктом крупной торговли с Казахстаном, Средней Азией, Индией. В новую губернию съезжались крестьяне, военные, купцы, дворяне из Среднего Поволжья и Центрально-Черноземного района. Таким образом, Оренбургская губерния уже в то время стала многонациональной за счет смешения коренных кочевых народов татар, башкир, казахов с русскими переселенцами. Особенно большое число переселенцев составили казаки. В их обязанности и входило стоять на службе у государства по охране стратегически важных юго-восточных границ страны [6, с. Русские казаки, закрепившись на Урале, стали интересоваться предметами одежды местного населения калмыков, казахов. В лютые морозы они ходили в легкой верхней одежде и не мерзли. Оказалось, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы из пуха местных коз.
Именно платки грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. А потом и собственных коз развели. Климат в Оренбургской губернии, как и сейчас, был достаточно суров, вероятно, поэтому казачки быстро освоили вязание из козьего пуха. В условиях, когда приходилось жить по военным законам казачьей жизни, когда «тощий надел и неблагодарная почва» не могли прокормить семью, а покинуть станицу было далеко не безопасно — женщины нашли возможность дополнительного заработка. Женская эра Оренбургского пухового платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки и восхитительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского пухового платка [6, с. Оренбургские платки бывают нескольких видов: 1.
Простой пуховый платок шаль — серые редко белые толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки не используются для повседневной носки, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Используется в торжественных, праздничных случаях. Оренбургский пуховый платок — название собирательное. Это и теплая шаль, и тонкий легкий, ажурный платок-«паутинка».
Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Однако не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В кадетском училище изучение традиций родного края занимает особое место. Как патриоты Родины мы должны знать истоки зарождения традиционных промыслов, «чудо земли Оренбургской» [9]. Кадетам важно уметь оценивать традиционные особенности родной страны с точки зрения будущего офицера, и с этой позиции мы осуществили поиск информации в интернет-источниках, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Оренбургском губернаторском историко-краеведческом музее. Оренбургский пуховый платок покоряет мир Уже в начале XIX века французы, законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. На Международных и Всемирных выставках Парижа, Лондона, Брюсселя, Чикаго состоялись знакомства европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями.
Оренбургских мастериц поощряли наградами, дипломами и медалями. На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей. Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967 году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г. Так началось путешествие оренбургских пуховых платков по всему миру. Лучшие вязальщицы Оренбуржья выполняли заказы для царской семьи. Не было ни одной ярмарки, на которой оренбургский пуховый платок не получил бы заслуженного внимания.
Оренбургский пуховый платок воспет многими известными писателями А. Толстой, И. Бунин, Н. Тэффи, И. Бабель , художниками Н. Ерышев, А. Овчинников, Ю.
Рысухин, М. Борисова, А.
Оренбургские платки Оренбургские платки Хотя вязание в качестве промысла известно с древнейших времён вязаные вещи археологи находят в древнеегипетских, древнегреческих и древнеримских захоронениях , изделия, связанные из оренбургского пуха, представляют собой уникальное явление в этом виде декоративно-прикладного искусства. Но в этой истории важную роль сыграла география, так как именно географические точнее, климатические факторы позволили на территории региона, охватывающего современное Оренбуржье, появиться козам с особым строением пуха. Оренбургская паутинка История оренбургского платка Неизвестно, когда именно коренное население тех мест освоило вязание платков из козьего пуха. В России о пуховых платках узнали в первой половине 18-го столетия. В данный период башкирские и казахские племена решили добровольно войти в состав Российской империи, и эти места начали активно осваиваться переселенцами, прибывавшими из центральных губерний. Так образовался костяк оренбургского казачества. При встрече с местными кочевниками казаки удивлялись их лёгкому на вид облачению.
Когда от сильного холода не спасал и плотный тулуп из овчины, действительно, было необычно наблюдать всадника, одетого в потрёпанный халат. Спасением кочевников были пуховые поддёвки и шарфы, которыми они обматывали тело. Эта, казалось бы, тонкая прослойка сохраняла тепло и надёжно уберегала от мороза. Разумеется, казаки тоже стремились обзавестись подобными платками. А когда стало ясно, что секрет теплоустойчивости в том, что платки сделаны из пуха местных коз, некоторые казачки тоже принялись их вычёсывать, освоив вязание из пуховой пряжи. Очень скоро к обычным мужским платкам они начали добавлять сугубо женские с декоративными узорами, превратив обычный процесс в художественную вязку. Степные кочевники Возможно, всё это так и осталось бы рукоделием российских окраин, если бы в дело снова не вступила география. В рамках деятельности Оренбургской экспедиции в эти края прибыл Пётр Иванович Рычков — географ и первый историк Южного Урала. Свои наблюдения о необычных свойствах пуха местных коз он оформил в составе издания «Труды Вольного Экономического общества к поощрению в России земледелия и домостроительства»: «Опыт о козьей шерсти» часть вторая, страницы 63-68 и «Дополнение о козьей шерсти» часть третья, страницы 106-116.
Рычков обратил внимание, что в России повсеместно распространена овечья шерсть, тогда как козья почти не используется, так как народ считает её негодной. Пётр Иванович не только доказал, что пряжа из козьего пуха станет цениться втрое выше овечьей, но и развернул экономическое обоснование, как она может принести огромную прибыль, если хозяйство вести масштабно. Получая от каждой из тысячи коз по одному фунту пуха ежегодно, местное крестьянство могло бы только с продажи этого выплачивать подушные подати, а на остаток ещё и кормиться. Но мастера, создающие из такой пряжи платки, могли бы жить в большом достатке. Рычков указывал, что его товарищи изначально и поверить не могли в свойства козьего пуха, но затем начали активно вычёсывать всех коз, имеющихся в их хозяйстве, и пускать полученный пух в дело. Работы и портрет П. Рычкова Мгновенной реакции на эти труды не последовало. Тогда Рычков решил доказать теорию практикой, превратив вязание из пуха в семейное дело. Елена Алёна Денисьевна жена Рычкова планомерно обучала местных жительниц вязанию платков.
Несмотря на то, что процесс был долгим и хлопотным, результатом явились изделия удивительной красоты. Теперь Рычкову было, что показать тем, кого не убедила теория. С формулировкой «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха» Елене Денисьевне 20 января 1770 года вручили золотую медаль на заседании Вольного Экономического общества. Эту дату можно назвать началом широкого распространения пуховых платков по стране, после которого зародился и спрос за границей, сделавший оренбургский пух всемирно известным. Российский павильон на выставке 1851 г. Впрочем, до мировой популярности должны ещё минуть целые десятилетия. Первое знакомство заграничной публики с образцами платков и шалей Оренбуржья состоялось в мае 1851 года, когда в Лондоне торжественно открылась первая Всемирная выставка. Российская экспозиция, насчитывавшая 387 экспонентов, была представлена, в основном, роскошными предметами интерьера и ювелирными украшениями. Например, в решении жюри, где указывали достойные внимания предметы, отмечены каменный мозаичный стол и шкаф работы Петергофской гранильной фабрики, а высшую награду за художественное мастерство и национальное своеобразие своих изделий получила ювелирная фирма И.
Однако А. Соколов, ссылаясь на работы Л. Самойлова, А. Шерера и А. Выставочная медаль 1862 г. Оренбургскими платками любовались и в 1862 году, когда Лондон принимал Всемирную выставку во второй раз. Российские экспоненты тогда получили 177 медалей и 128 Почётных отзывов международного жюри. Относительно предметов из Оренбуржья А. Оренбургские пуховые платки неизменно получали награды на всех последующих Всемирных выставках».
История платков Усковой сама заслуживает отдельной книги. Мария Николаевна, не обученная грамоте, осмелилась обратиться к местному полицейскому начальству, чтобы оно составило за неё прошение губернатору отправить её работы для участия на сохранившемся документе значится: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил». Губернатор прошение одобрил, а шесть отобранных платков уехали в Лондон. Обратно ни один не вернулся: все были раскуплены. Зато представитель казачьего войска доставил Усковой медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. На волне успеха пуховых платков английская фирма «Липнер» вскоре организовала выпуск собственной продукции с указанием «Имитация под Оренбург». Вязание платков в старину Упоминают, что наказному атаману Оренбургского казачьего войска графу Илье Андреевичу Толстому секретарь императрицы Марии Александровны Пётр Алексеевич Мориц в 1863 году отправил прошение привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Готовые изделия с того момента отправляли императорскому двору.
Пуховый платок дает возможность использовать то, что было сделано до нас в новом современном виде. Десятилетиями отточенный узор очень актуален, он помогает выразить новую индивидуальность и показать насколько мы привязаны к своим корням, как любим и ценим их.
Мои вещи уникальны и в тоже время функциональны. В них я признаюсь в любви русской культуре, нашим промыслам.
На нашем официальном сайте оренбургских пуховых платков представлен полный каталог оренбургских пуховых платков , пледов, шарфов и палантинов, а также женской, детской и мужской одежды. Также купить оренбургский пуховый платок Вы можете в нашем фирменном магазине с полным ассортиментом продукции — адрес и время работы смотрите в разделе " Фирменный магазин ". Наши опытные консультанты - настоящие профессионалы своего дела, любящие и ценящие продукцию Фабрики оренбургских пуховых платков, готовые предоставить Вам не только исчерпывающую консультацию, но и помочь создать Вам индивидуальный образ. Поэтому если Вы хотите купить оренбургский пуховый платок, но затрудняетесь с выбором — просто оставьте заявку ниже, и мы обязательно свяжемся с Вами! Новости Новинка этого сезона! Двухсторонняя теплая накидка-трансформер, которую можно носить с любой стороны, в зависимости от образа и настроения. С одной...