Новости федор басманов

Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня, архив и прямой эфир всех телеканалов и. Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня, архив и прямой эфир всех телеканалов и. А в 1569 году Федор Басманов командует опричными войсками на юге страны. Исторически точно, Федор Басманов был женат на княжне Сицкой, племяннице покойной царицы Анастасии. Федор Басманов — один из наиболее приближенных к царю дворян, был сыном опричника.

Боярин Фёдор Алексеевич Басманов

Королевство кривых зеркал (Фёдор Басманов/Иван Грозный) и Игорь Николаев #басманов #михаилкузнецов. КОМПАНИЯ. О проекте. Новости. Помощь. Рекламодателям. Просмотрите доску «Фёдор Басманов» пользователя Glass Doll в Pinterest. Исторически точно, Федор Басманов был женат на княжне Сицкой, племяннице покойной царицы Анастасии. Басманов Фёдор Фёдорович. О своем отце рассказывает Чикова Евгения Фёдоровна: «Отец призван в 1941 г. из г. Сенгилей Ульяновской области.

Федор Басманов (Михаил Кузнецов)

fedor_basmanov. Через некоторое время царь Федор был свергнут, Москву занял Лжедмитрий I, ближайшим сподвижником которого стал никто иной, как Петр Басманов. Федор Басманов — один из персонажей книги Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный». Королевство кривых зеркал (Фёдор Басманов/Иван Грозный) и Игорь Николаев #басманов #михаилкузнецов.

Ой, молчи, Федька!/Фёдор Басманов, Иван Грозный

Михаил Кузнецов в роли Федора Басманова. Федор Басманов – одна из ключевых фигур периода опричнины. Басманов Федор Алексеевич, сын Алексея Даниловича, известен в истории как любимец Иоанна IV, без которого он «не мог ни веселиться на пирах, ни свирепствовать в злодействах».

#Федор_Басманов_Кто_он?

Виталика хотя бы благодарите. Я маму имею в виду и Ангелину. Ему тоже тепло нужно и внимание. Думаю он его в детстве недополучил. Поэтому и для других старается. Сколько он уже сделал. И с документа...

В искусстве «— Басманов? Неужто он? И на себя не похож стал. Бывало, и подумать соромно, в летнике, словно девушка, плясывал; а теперь, видно, разобрала его: поднял крестьян и дворовых и напал на татар; должно быть, и в нём русский дух заговорил». В литературе Один из персонажей повести А. Толстого « Князь Серебряный ». Образу Басманова уделено немало внимания: фаворит царя, он описан как человек беспринципный и развращённый, и, вместе с тем, умелый воин. Как указывает сам автор, в повести «для сжатости рассказа» допущена историческая неточность: казнь Басманова описана на пять лет раньше, чем она случилась в реальности А.

Толстой полагает годом смерти Федора 1570-й [16]. Персонаж романа А. Антонова «Басманов: Честь воеводы», посвящённого его отцу. Персонаж романа К. Бадигина «Корсары Ивана Грозного». В музыке В опере « Опричник » Чайковского — партия меццо-сопрано исполняется женщинами. В кантате « Иван Грозный » и музыке С. Прокофьева к одноимённому фильму — партия баритона тенора.

Персонаж рок-оперы «Слово и дело» Павла Смеяна по повести А.

Сподвижником царя в злодеяниях был молодой опричник Федор Басманов, этого мрачного персонажа истории можно назвать русским Чезаре Борджиа. Михаил Кузнецов в роли Федора Басманова фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» Эпизод фильма «Танец опричников» под музыку Сергея Прокофьева , персонаж отплясывает в котюме и маске славянской богини Макошь Мокошь — богиня судьбы, жизни и смерти, опричники следуют за ним, смотрится жутковато. Символичный эпизод получился под тревожную музыку, опричники стали вершителями судеб. Если искать информацию о Федоре Басманове в интернетах, то google упорно направляет к слэшерам фан-арт с гомоэротикой , которые живописуют отношения царя и опричника во всей красе, так сказать. Басманов и Иван Грозный были «заслэшены» еще раньше — опальным полководцем Андреем Курбским, который бежал в 1564 году Литву, где написал гневный памфлет против тирании «История о великом князе Московском». Федор Басманов плел интриги против Курбского и возвысился в 1564 году после его бегства. В отместку князь Курбский не скупился на нелицеприятные отзывы о своем противнике, называя его «царевым любовником». Портрет князя Курбского, противник Басманова и Ивана Грозного В художественной литературе 19 века тему царского слэша, начатую Курбским, подхватили и литераторы.

Хотя исторически эту информацию ни подтвердить, ни опровергнуть сейчас невозможно. Со свечкой в царских покоях никто не дежурил. Исторически точно, Федор Басманов был женат на княжне Сицкой, племяннице покойной царицы Анастасии. У них было двое сыновей - Иван и Петр, который проявил себя в смутное время, став сподвижником Лжедмитрия. Сыновей у Пера и Ивана не было. Наследницей имущества Басмановых стала дочь Ивана — Фектинья, в замужестве Сулешова. Фамилия Басмановых пресеклась. Мне интереснее другая версия — Федор Басманов владел тайнами черной магии, оказывал на царя магическое воздействие, чтобы получать богатые подарки и безнаказанно вершить злодеяния. Говорили, что в роду у него была «басурманская колдунья».

Свою карьеру Федор Басманов начал в 1562 году с должности рынды — телохранителя, которые стояли за спиной царя в тронном зале. Вместе с отцом Алексеем Басмановым проявил себя как храбрый воин во время сражения с татарскими войсками, напавшими на Рязань в 1564 году, за что получил золотую награду от царя. Кузнецов Басманов , рис.

Бывало, и подумать соромно, в летнике, словно девушка, плясывал; а теперь, видно, разобрала его: поднял крестьян и дворовых и напал на татар; должно быть, и в нём русский дух заговорил». В литературе Один из персонажей повести А. Толстого « Князь Серебряный ». Образу Басманова уделено немало внимания: фаворит царя, он описан как человек беспринципный и развращённый, и, вместе с тем, умелый воин. Как указывает сам автор, в повести «для сжатости рассказа» допущена историческая неточность: казнь Басманова описана на пять лет раньше, чем она случилась в реальности А.

Толстой полагает годом смерти Федора 1570-й [16]. Персонаж романа А. Антонова «Басманов: Честь воеводы», посвящённого его отцу. Персонаж романа К. Бадигина «Корсары Ивана Грозного». В музыке В опере « Опричник » Чайковского — партия меццо-сопрано исполняется женщинами. В кантате « Иван Грозный » и музыке С. Прокофьева к одноимённому фильму — партия баритона тенора.

Персонаж рок-оперы «Слово и дело» Павла Смеяна по повести А. Сергей Эйзенштейн. Исполнитель роли — Михаил Кузнецов. Знаменитая сцена киноленты — Фёдор Басманов танцует для царя в женском платье.

Служба государю

  • Смерть отца, присяга
  • Федор Басманов (биография)
  • Боярин Фёдор Алексеевич Басманов: tehnar_ru — LiveJournal
  • Навет или измена? | Газета «Вести» онлайн
  • Федька Басманов: жизнь царского фаворита » Строительный вестник ❘ The Construction bulletin

Плещеев-Басманов Федор Алексеевич

После подвига в Рязани Фёдор Басманов получил чин кравчего. 2, сохранений - 0. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Фёдор Басманов, проживший чуть больше двадцати лет, справился со своей ролью идеально. Одна из версий судьбы Фёдора Басманова. От отца Басманов мог знать о постельных вкусах и нравах покойного государя, мог и попытаться обнаружить такую же струнку у его сына.

Федор Басманов (биография)

Фёдор Басманов в заточении На съемки он дал согласие сразу же (все-таки Эйзенштейн был именитым режиссером) и только позднее понял, что Федор Басманов был, мягко говоря, не просто рядовым опричником.
Боярин Фёдор Алексеевич Басманов: a_ukraina — LiveJournal «Федора Басманов inst: #федорбасманов#басмановгрозный#арт» от автора миори с композицией «I Thought» (исполнитель moeed).
Тень Ивана Грозного fedor_basmanov.

Измена под Кромами: предательство, едва не погубившее Россию

Когда-то это была маленькая дневниковая заметка, написанная даже не для литературного сайта, а для социальной сети и содержала лишь впечатления о фильме С. Сейчас… Сейчас уже смешно говорить о том, что «заметка стала эссе». Правильнее говорить о том, что Фёдор Басманов разделил мою жизнь на «до» и «после». И не эйзенштейновский Фёдор, танцующей в машкерной маске. С момента написания первого варианта эссе, я много работала. Провела много дней и недель в библиотеках. Много искала. Много ездила, по городам, связанным с Фёдором. Я искала свой собственный путь к нему.

Не через фильмы или книги. Не через гениального режиссера С. Эйзенштейна или посредственные, но всё равно въедливые произведения. Путь, очищенный не только от грязи и клеветы, что выпали на долю молодого талантливого мальчика, но и от его каноничных образов, созданных деятелями искусства. Иногда эти образы безобразны. Иногда прекрасны. Но и прекрасные не дают людям пройти к настоящему Фёдору Басманову, наглухо перекрывая возможность коммуникации. Но настоящий Фёдор сильнее.

И я этот путь нашла. Что можно сделать, если информации о человеке мало, но очень хочется его узнать? Чувствовать, изучать, слушать. Не себя, а этого человека. Землю, по которой он ходил. Бывать в храмах, где он молился. Время и пространство хранят много тайн. И если очень хотеть и попросить, они могут приоткрыть Вам тайны истории, пусть на бездоказательном эмпатичном уровне.

Но Вы всё будете знать и многое поймёте. Мои друзья и постоянные читатели стали называть этот поиск «Дорога Басманова». Я безумно Вам благодарна. И если в начале, эссе представляло собой разбор образа Фёдора Басманова из фильма, то на данный момент, я максимально убрала художественный материал. В новом году, я обязательно напишу отдельную статью по развитию образа Фёдора Басманова в искусстве как оказалось, это довольно обширная и интересная тема , а первое эссе теперь целиком и полностью посвящено настоящему, историческому Фёдору Алексеевичу Басманову и затрагивает каноничные его воплощения в произведениях лишь поверхностно. В старом эссе сейчас вы можете найти полную послужную биографию, установленную историками на данный момент. Рассказ о его опричной деятельности, разбор сплетен с анализом репрезентативности источников, версии гибели, особенности отличия реального Фёдора от двух самых каноничных его художественных воплощений. Теперь пару слов о странной ситуации.

В рамках вселенского времени я познакомилась с Фёдором Басмановым недавно. Однако, всё же успела сделать это до того, как увлечение самым загадочным опричником Ивана Грозного, стало «мейнстримом» и переросло в глумливое, липкое беснование с учётом некоторых пикантных особенностей данного интереса. Сейчас — произнести его имя без смущения перед людьми настроенными серьёзно — очень сложно. Если до недавнего времени, увлечение Грозным, его близким окружением или же «опричниной», могло вызвать осуждение лишь либерально настроенных граждан, то сейчас, даже мои патриотически настроенные единомышленники начинают подозрительно коситься. Подозревая следование некой странной моде, которая захлестнула романтически настроенную публику после выхода нового сериала «Иван Грозный» 2020. А также, в несерьезности или тем более попытках пропихнуть ЛГБТ — тему припоминая мне мою «лояльность». Я лояльна до тех пор, пока Благодаря сплетням иностранцев-авантюристов, чьи косточки мы сегодня как следует перемоем, а также, некоторым невоздержанным на бурную фантазию писателям, вроде А. Толстого, имя этого мальчика и стало трепаться в рамках данной скользкой темы.

Отношение же такое не особо приятно, когда ты занимаешься чем — то серьёзно и когда для тебя это не мода. Бывают такие странные и редкие случаи, когда чужой, вдруг становится тебе близким и родным. Но именно любовь к этому человеку, с которым я познакомилась раньше модной вакханалии и успела услышать его измученный голос, поверить ему и пообещала помочь как автор и человек, подталкивает и помогает идти дальше. Я не оговорилась. Не «узнала имя», а именно «познакомилась». Можно брать это слово в кавычки, а можно и не брать. Вот так просто о человеке, которого уже давно нет на свете. В своём личном пространстве я столкнулась с ним, как сталкиваются самые обычные живые люди.

Эта встреча принесла мне много болезненности Фёдор Басманов тяжёл по характеру и энергии, но у него есть на то причины , но ещё больше — счастья и подарков, ибо измученный, испачканный, заляпанный проекциями чужих пороков мальчик, трагически погибший в шестнадцатом веке, способен щедро отблагодарить тех, кто его услышит. Если не затрагивать некоторые мистические причины волны странного и не всегда здорового интереса со стороны общества, поднявшегося минувшим летом, то сериал плохой и бездарный, всё равно стал причиной частого поиска в интернете имени «Фёдор Басманов». Безусловно, сама по себе бездарно слепленная вещица не способна расшевелить сознание человека. Пришло время. Кому-то это покажется странным, но имя опричника Фёдора Басманова популярно среди подростков. Если Вы удивились, я Вас очень хорошо понимаю. Благодаря замечательной работе С. Эйзенштейна и посредственному фильму 1991 года но с прекрасной актерской работой Дмитрия Писаренко в роли Фёдора Басманова имя стало известно и своеобразно любимо.

К сожалению, взрослые люди перестали объяснять подросткам, что изучать историю нужно не по художественным произведениям либерального пошиба и даже не по гениальным картинам Эйзенштейна, а по Разрядным книгам, летописям, историческим трудам профессионалов. Одни не объясняют. Другие играют в свои грязные игры. Убивается сразу множество зайцев. Очернение грозненской эпохи, ЛГБТ-пропаганда через имя несчастного мальчика, который был окружён поганцами с длинными языками, но самое главное, уничтожение последних лучей нравственности. Ведь однополые отношения — это не самое плохое, что есть на свете. И борьба за них тоже. Что плохо?

Ложь, клевета. Плохо, когда борьба за чьи-то права, происходит путём насилия души, чести и имени другого человека, который не может встать и вам ответить. Что еще хуже однополых отношений? Глум над смертью, историей своей страны, людьми, которые эту историю создали. Смех над умершим человеком, изображая которого, подростки кривляются в «Тик-Токе» изображая русского воина и служивого государственника в образе капризного гея. Обмазываются кровищей ведь жертвы опричников и сами опричники, которые позже попали меж жерновами данной машины, это так весело! Шутки и мемы про посадку на кол или пытки, это так весело! Похабная фамильярность, к человеку, которого им бы по имени — отчеству называть надо, ввиду его заслуг — это тоже «обхохочешься».

Это не борьба за права. Это борьба против остатков морали, обыкновенной человеческой вменяемости и способности думать головой, а не иным местом. Кто не помнит византийски суровый облик царя Ивана Грозного у Васнецова, мудреца на престоле у Антокольского, обезумевшего от горя отца в бессмертных творениях Репина и Римского-Корсакова?! Кто не испытывал чувства досады за большого мастера киноискусства Сергея Эйзенштейна, который ходульной риторикой пытался изобразить жизнь и деятельность «государя всея Руси»?!... Трудно сейчас назвать имя хотя бы одного более или менее видного ученого прошлого, который при построении многоэтажного здания отечественной истории не остановил бы свой взор на опричнине, этом любимом детище царя Ивана» Зимин А. Зимина, не то чтобы спорное, оно странное и вряд ли жизнеспособное. Причём для всех времён. Я прекрасно знакома с книжными предпочтениями ровесников моих родителей и что-то не припомню среди оных даже самых-самых начитанных , страстное увлечение столь проходными персонажами как Репнин кто его вообще знает, прости Господи?!

Шибанов или князь Серебряный. Безусловно, споры о самом Грозном — споры не смолкающие. И раздаются они как среди застольных бесед, так и в академических кабинетах. Всё остальное, скорее всего, лишь предпочтения самого историка. А уж разговор о «ходульности» великого Сергея Михайловича Эйзенштейна, который на самом деле довольно вольно обращался с настоящей историей, но это не лишило его картин гениальности, выглядит как непонимание художественного вопроса. Впрочем, у всех вкусы разные. Узнав мои, уважаемый историк Зимин, наверное, бы удивился как Дмитрий Михайлович Володихин, а скорее даже оскорбился в лучших чувствах. Я сама до сих пор не понимаю, как в мое сердце на полном ходу врезался опричник шестнадцатого века, сместив всех предыдущих кумиров одним только «взглядом».

Однако, говорить о Фёдоре Басманове как о чёрном опричнике, также неправильно, как и использовать его в качестве гламурного псевдо — объекта для раскрутки «запретной однополой любви». История этого человека сложна, полна загадок и многослойна. Шестнадцатый век. Тёмное, мрачное, злое что уж скрывать время. Время настолько сложное с моральной точки зрения, что и обычные люди и историки до сих пор спорят до хрипоты, ломают копья, рвут друг на дружке волосы. И родился в это время почти обычный мальчишка — сын талантливого воеводы. Умного, крепкого, сильного. Алексей Данилович Басманов был человеком широкой и благородной души.

В селе Елизарово до сих пор цветёт белой лилией Никитский храм, уникальность которого не только в том, что это одна из двух самых древних шатровых построек Переславского района. Главная уникальность данного храма — духовная. Построил храм Басманов в память о своих воинах, погибших при казанском взятии. Что не только я, но и многие историки, считают благородным и широким жестом, понимающего милосердного человека. До нас дошла и уникальная единственная в своем роде духовная грамота, где Алексей Данилович просит вечно молиться о своих воинах. Была ли она одной единственной, сказать сложно, но в любом случае, шестнадцатый век нам аналогов не оставил. Более того, в комментариях В. Кобрина к произведениям Андрея Курбского, рассказывающего про казанский поход 1552 года, можно найти замечание о том, что потери считались лишь среди знати.

Простых людей никто даже не считал. Не говоря уже о чём-то большем. У Алексея Даниловича весьма обширный и впечатляющий военный список. У него нет бесславных или позорных битв, хотя выступал он часто на вторых ролях. Зато положение в трудных ситуациях спасал как первый, как талантливый лидер. Время предполагало наличие над головой планок, которые ещё никто не ломал, не сдвигал и выше своей головы — не прыгал. Никто не прыгал, а Алексей Данилович Басманов прыгнул и изменил ситуацию, не только для себя, но и для остальных. Именно его называют в числе авторов загадочного проекта «опричнина», часто отводя роль главного идейного вдохновителя.

Кому принадлежало последнее слово, мы уже никогда не узнаем. Но по дальнейшим событиям и высокому положению Алексея Басманова, кое он занял далее при Иоанне, не сложно догадаться, что роль на самом деле была не последней. Басманов — старший не просто военный, достойно выигрывающий сражения. Он становится первым советником Ивана Грозного. Флоря Вот у такого отца и рос мальчик. Фёдор Алексеевич Басманов. Не стоит сомневаться, что его будущая карьера, служба и вообще жизнь, с самого детства были предопределена. Старт-ап как сейчас говорят Алексей Данилович сыну приготовил мощный.

Такому и сейчас можно позавидовать. А некоторые, как кажется лично мне, когда я очередной раз сталкиваюсь с каким-то труднообъяснимым негативом в сторону Фёдора Басманова именно этим и занимаются. Стоит ли? Несомненно, редко кому выпадает такая счастливая путеводная звезда. Родится у такого отца, получить всё «по праву рождения». Должность, карьеру, успех, внимание, любовь. Но… Во-первых, чтобы не потерять голову в прямом смысле находясь на службе такого уровня, нужно обладать не связями, а недюжинными талантами. Умом, причем гибким умом, подвижным, изворотливостью, ловкостью.

Волевым характером, что позволит не ловить мух в военной карьере. Неплохим чувством юмора, способным умилостивить грозного царя в его своеобразных развлечениях. Внутренним звериным чутьём, оберегающим от глупости и необдуманных шагов, позволяющим выживать в повседневной дворцовой жизни. Во-вторых, подобная «путеводная звезда» налагает на человека огромные обязанности по выполнению чужих ожиданий. А они будут. Причём больше, чем к человеку попроще, а спрос — строже. Оказаться между любовью двух глыб — отца и царя? А вы смогли бы?

Жить, в условиях, где всё решено за вас. Служить Фёдор начал в 1562-63 гг. Первое место службы — успешный и важный для царя Полоцкий поход, принесший благоволение многим его участникам. В 1564 году Фёдор, вместе с отцом, без помощи и поддержки регулярной армии, с небольшими силами и совершенно по доброй воле без приказов и распоряжений , отстояли Рязань от шестидесятитысячного войска крымцев. Вместе, вдвоём, они держали 4-6 дней оборону целого города. Военные походы проходят в тяжелых условиях, трудных даже для взрослого мужика, а уж для подрастающего организма юноши… А Фёдору в этих условиях приходилось взрослеть. Далее — явный и очевидный династический брак а когда в такой гонке любить или выбирать самому? Необходимость двадцать четыре часа в сутки быть при царе, развлекать, прислуживать, угадывать чужие желания, прихоти, успевать выполнять служебные приказы, уворачиваться от возможных немилостей и козней конкурентов за царское расположение.

Ибо всем и всегда понятно, что статус «здесь и сейчас» завтрашний день не обеспечивает. Дальше…Сын славного воеводы, явно не лишенный таланта, ума, характера, и силы, обречен не на славные битвы, а на авторский проект собственного отца «опричнина». Мог ли он этого избежать? Вряд ли. Особенно, если заранее попал в поле зрения царя и был отмечен. Отказом от милости царской, можно навредить себе еще быстрее, чем царским недовольством. Да и не стал бы избегать. Для этого нужно понимать психологию человека, выросшего в военной, служивой, прогосударственной семье.

Был ли Фёдор доволен целиком и полностью, мы никогда не узнаем. Вполне возможно опять же, как сын воеводы к опричной работе он относился спокойно и с пиететом, но при этом мечтал о войне, победах и битвах. О славных и победных сражениях, коих на его долю, после учреждения опричнины выпадет мало. Вместо блеска кольчуги, звона мечей, поле боя и святых защитников из христианского воинства — пытки в подвалах Слободы. Опричные задания по умерщвлению неугодных, убийства исподтишка, дабы жертва не успела покаяться. Постоянная борьба за то, чтобы доказывать — ты находишься на своём месте и достоин находиться дальше. Почему они выше всех? Это, конечно, не рвань подзаборная, но найдутся люди и познатнее» Д.

Володихин «Митрополит Филипп» И любовь людей, которая может в любой момент «подвести под монастырь». Что собственно и случилось. В финале — казнь близких, собственная страшная смерть, исчезновение со сцены истории. Попадание в качестве посмешища на страницы беглых авантюристов. Пять веков странного восхищения и еще больше странной любви, которая больше похоже на циничное насилие над душой. Как Вам такая «счастливая звезда»? Вы бы хотели оказаться на его месте? Весь род Басмановых — Плещеевых ярок и весьма примечателен.

Кроме просто волевых и сильных людей, занимавших важные военные должности при дворе, в этом роду имеются трое святых и несколько поэтов. Но, увы, одна из самых ярких родовых линий прервалась страшно и трагически, словно под грузом проклятия. Кроме гибели самого воеводы Алексея Даниловича, его младшего сына Петра, который даже в разрядные записи попасть не успел и Фёдора, страшным образом низвергнутого из любимцев на дно жизни и даже дно смерти, трагически погибли и сыновья Фёдора. Пётр Басманов, тот самый известный герой трагедии А. Пушкина, погиб защищая Лжедмитрия. Двусмысленная ситуация, но, если знать историю семьи Басмановых, осуждать не получится. Сын Иван наоборот — погиб рано и героически. При подавлении восстания Хлопка.

К слову, его люди, не смотря на потерю руководителя, сумели организоваться, выстоять и довести порученное дело до конца. Далее — ветвь долго оборвалась на единственной бездетной внучке Фёдора Фетиньи. Ответ на него каждый, кому этот ответ важен, сможет обрести в собственном посмертии. Одно можно сказать точно — юный русский воин, мальчишка, обречённый попасть в тиски благообразных с виду обстоятельств, однозначно не заслужил того, что с его именем творят наши современники. Острота вопроса не только в самом Фёдоре. На данный момент, в связи с новыми социальными и идеологическими потрясениями, для очернения всего национального, умышленно и неумышленно используется практически всё, что под руку попадёт. Эпоха Ивана Грозного в этом смысле — лакомый кусок. Она всегда вызывала жесткие и злые споры, которые сейчас, в момент поиска объединяющих идей особенно актуальны.

Фёдор Басманов — яркий и привлекающий внимание человек, хоть и пешка эпохи. Но для воздействия на мозг молодёжному контингенту, Иван Грозный как таковой, не подойдёт. А вот Фёдор… Фёдор Басманов, окруженный сплетнями, которые почти никому в голову не приходит проанализировать и обратить внимание на множество нестыковок, вполне по той причине, которую я обозначила в начале. Пока историки с разной степенью успеха пытаются определить значение опричных проектов Грозного, определить настоящую цель ввода опричнины, поделившись на лагеря «за» и «против» первого русского царя, имя его юного фаворита используется как кость для собаки. Его просто швыряют на потеху толпе разгоряченных подростков и не совсем вменяемых взрослых, любящих писать фанфики про «любоФФ с царём», талантливых среди коих единицы, а всё остальное по своему глуму, бездарности и гадости оставляет позади себя даже самые жёсткие порно-рассказы да, я знаю, о чём я говорю Очень часто такие «художества», распространяемые взрослыми, обитающими в сети «под масками», переходят ту грань, за которой насилие, глупость, глум, похабство уже совершенно спокойно должны и могут проверяться следственными органами, на предмет распространения среди подростков материала отвечающего критериям нескольких уголовных статей. Первый уровень субъективизации — имеет место при фиксации исторической действительности той или иной эпохи творцами исторических источников, второй уровень связан с восприятием этой действительности историком на основе исторических источников» Голиков «Историческое источниковедение» Источников, рассказывающих о Фёдоре Басманове, у нас мало и они четко делятся на официальные и мемуарные. К официальным можно отнести например разрядные книги, родословцы, лицевой летописный свод, вкладные и кормовые церковные книги, частично летописные тексты. В случае с Фёдором, сухая беспристрастность официальных документов — это наилучший вариант.

Официальные документы не содержат завистливых, субъективных и злобных эмоций и вполне доступно сообщают нам о его немногочисленных, но вполне крепких достижениях. Это и славная защита Рязани, и серьезное назначение главнокомандующим в Калуге и участие в успешном Полоцком походе. К большому сожалению, составление официальной и наиболее подробной летописи официальное летописание было прервано в 1567 году по В. Возможно, если бы не этот фактор, то мы бы имели куда более разнообразные и полные сведения об опричных событиях, в которых участвовал Фёдор Басманов. В дальнейшем, невероятный урон документам нанесли три печально известных пожара 1571, 1611 и 1626 годов. Человеку, который не занимался специально эпохой Московского царства трудно даже представить себе этот порог: со второй половины 20-х годов 17 века история России строго задокументирована. Ее течение можно в подробностях проследить по государственным и церковным бумагам делового назначения. Прежде того сохранились ошметки» Д.

Володихин «Митрополит Филипп», 2009 В частности, пострадали документы, лишившие нас юридических сведений по трагическому «новгородскому делу», которое могло бы пролить свет на загадочный финал жизни Фёдора и Алексея Басмановых. Поэтому, те немногочисленные сведения о повседневной жизни царского опричника, приходится выуживать из пристрастных и субъективных мемуарных источников, среди которых лишь один принадлежит нашему соотечественнику и то, с весьма дурной репутацией, стопроцентным доверием которого ни один уважающий себя современный человек не проспонсирует. Что представляют собой подобные источники? Это обычные люди, написавшие о каких-либо событиях в своих воспоминаниях мемуарах и давшие этим событиям оценку. Бывает, что фиксируют даже не свои мысли и события, свидетелем которых стал непосредственно автор, а сплетню, рассказанную еще одним лицом. Документальные официальные источники мы сегодня не трогаем по простой причине. Фёдор, представленный в них — опричник, талантливо начинающий карьеру воин. В официальных документах, то, что нас сегодня интересует не фиксируют по определению.

Сегодня я разберу по порядку звенья сплетни о его «интимном» фаворитстве, то есть о том, как рождалась сплетня о нетрадиционной ориентации. А в разрядных книгах, летописях, кормовых и церковных книгах, других подобных документах, информации о чьих-то «предпочтениях» или подробностях личной жизни естественно не содержится. Переходя к основному, то есть к самой сплетне, необходимо подчеркнуть важный момент. Даже мемуарные источники не пестрят разнообразием ситуаций. Основой слухов такой природы послужил один единственный!! Это пресловутый эпизод ссоры Фёдора Басманова и князя Дмитрия Овчины Овчинина -Оболенского с последующим убийством князя по царскому распоряжению. Князь, по характеристике историка Бориса Флори, был таким же молодым аристократом. Оба юноши начали службу во время полоцкого похода 1562-63 гг.

Их просто не существует. Именно на основе этого эпизода, который растащили и растиражировали как авторы — современники Басманова, так и их последователи, выстроилась пирамида версий, на верхушке которой разместились уже мои современники, любящие за каждым словом находить «разврат», а каждый найденный «разврат» наделять именно теми свойства, которые близки им самим. Адепты и любители «запретной темы», могут успешно побиться головой об стенку, но других ситуаций, на основе которых можно было бы делать выводы не существует в пространстве. Если Вы подобные знаете, очень советую обратиться к профессиональным историкам, ибо, судя по всему, Вы нашли какой-то новый исторический документ вроде «Пискаревского летописца» и явно можете поспособствовать важному научному открытию. Что же это за такой конфликт? Одарили друг друга смачными эпитетами «в присутствии двадцати девяти свидетелей» с. В результате чего оскорбленный Фёдор Басманов доложил о ссоре царю и тот вполне ожидаемо задушил приглашённого на пир князя Оболенского в подвале. Точнее, псари задушили по царскому указу.

Вероятно, сцена была достаточно горячей, скандальной и при этом публичной. Но наши соотечественники мемуаров не писали и мнения своего для потомков не оставили увы. Зафиксировали событие лишь несколько иностранцев изначально не расположенных не только к царю — батюшке, но и к его людям, а уж тем паче фаворитам в любом, даже самом невинном смысле. Среди иностранцев, чьи имена принято называть в качестве свидетелей, свидетелями и то могут являться лишь двое. Даже по данной ситуации у нас фактов нет. Мы не знаем ни причин ссоры, ни её зачинщика. Мы не знаем, была ли она единственной в свое роде или подобные уже случались и терпение царя просто лопнуло. Не известны ни место ссоры, ни год.

Лишь период можно назвать условно, не без допущений. Историк Р. Скрынников, ссылаясь на воспоминания Шлихтинга, датирует гибель Овчины летом 1564 года. Это чуть меньше чем через год после Полоцкого похода, во время которого Овчина и Фёдор, как два молодых аристократа несли службу в качестве рынд. Историк А. Веселовский подчёркивает момент, что последний раз князь Овчинин-Оболенский упоминается в разрядах в 1563 году, летом. В чём собственно заключается удар по репутации Фёдора Басманова? Считается, что во время этой ссоры, князь Дмитрий Овчина-Оболенский, упрекнул Фёдора интимной связью с царём, при этом противопоставив его сомнительным заслугам, военные заслуги собственных предков.

На самом деле, чем упрекал Фёдора Дмитрий Овчина, мы тоже не знаем. Ибо, как я покажу далее, имеет место крупное искажение слов самого первого условного очевидца. И звучало ли там вообще обвинение в «содомии» вопрос спорный. Но прежде чем я перейду к анализу описаний ситуации, хотелось бы, чтобы мои современники задумались над подоплёкой сложившейся ситуации. На тот момент времени складывалась весьма себе малоприятная политическая обстановка. Новых долгожданных побед — нет. Зато, в январе 1564 года русский войска были разбиты в битве на реке Уле. Проблемы возникли и на Орше.

Тогда погиб главный воевода П. Шуйский, а несколько командующих воевод попали в плен.

Сначала он приближал к себе людей, поощрял их на лютость, потом каялся, обвиняя приближенных в том, что они вдохновили его на злые дела. Как гласит легенда, Федор и его отец были брошены Иваном Грозным в темницу с условием, что царь пощадит того, кто убьет другого. Дескать, Федор и убил отца, чтобы доказать царю свою любовь и преданность. Более серьезные исследования связывают опалу Басмановых с делом изменника, Новгородского архиепископа Пимена, который готовился передать под руку Польши Новгород и Псков.

Соловьева «История России с древнейших времён» упомянуты случаи, когда царь приказывал казнить тех, кто оскорблял его фаворита или был юноше не угоден. Генрих Штаден считал, что царь «злоупотреблял любовью этого Федора». Он же говорил, что молодой человек «обычно подводил всех под гнев тирана» из чего можно понять, что тот не раз подставлял других, мягко говоря, портя им жизнь.

Басманов убил своего отца, но на счёт причин мнения расходятся. Карамзин считал, чтобы спастись от казни, но после опричник всё же был наказан. Историк Михаил Геллер утверждал, что он сделал это для доказательств своей любви и преданности Ивану Грозному. Споры не утихают и на счёт судьбы фаворита царя, кто-то считает, что его казнили по приказу царя, другие утверждают, что он спасся.

Да, как и отец, Фёдор любил развлечения и маскарады, пользовался любовью царя, но это не значит, что у государя и Басманова была интимная связь. Однако иностранцы говорят об обратном. Интимный характер отношений Ивана Грозного с Фёдором Басмановым отмечали в своих записках иностранцы, посещавшие в то время Московское царство. Немецкий наёмник Генрих Штаден, служивший в России в 1564-1576 годах опричником, в своих «Записках о Московии» отмечал: «Алексей [Басманов] и его сын [Фёдор], с которым великий князь предавался разврату pflegte Unzucht mitzutreiben , были убиты» [1]. Курбский, враждуя с Иваном Грозным, Басманова называл прямо — «царёв любовник», — намекая, что таким «способом» Басмановы и добивались своего высокого положения при дворе.

В браке родилось двое сыновей — Иван в источниках — сподвижник Годунова, а затем Лжедмитрий I и Пётр, на которых и прервался род Басмановых-Плещеевых. Имение передалось дочери Ивана, Фетунье, позже вышедшей замуж за кравчего стола Василия Сулешова. В Родословном сборнике русских дворянских фамилий В. Падение Басмановых Изучив более детально историю «любимчиков» царя, можно сделать вывод, что ни у одного из них судьба не сложилась благополучно, и Фёдор Басманов не стал исключением. По данным источников Фёдор вместе с другими руководителями опричнины, включая Алексея Даниловича, были обвинены в государственной измене. С 1571 года имя Фёдора Басманова нигде не упоминалось, и в боярских списках он числился выбывшим. Существуют две версии смерти Фёдора: опричник был казнён или сослан на Белоозеро, где умер в одной из монастырских тюрем. Полководцы Ивана Грозного и Смутного времени.

Малюта Скуратов

  • Report Page
  • Истории ветеранов Великой Отечественной войны
  • Плещеев-Басманов Федор Алексеевич
  • File history
  • Однажды, вьюжной февральской ночью

Содом на царском троне

Толстой при этом упоминает воинский талант Федьки, не так то он прост - прикидывается: «Да что ты за саблю-то хватаешься? Как сам примусь за саблю, так еще посмотрим, чья возьмет! Сам историк версию не комментирует: «Князь Дмитрий Оболенский-Овчинин, сын Воеводы, умершего пленником в Литве, погиб за нескромное слово. Оскорбленный надменностию юного любимца Государева Федора Басманова, Князь Дмитрий сказал ему: "Мы служим Царю трудами полезными, а ты гнусными делами содомскими! Историк Соловьев скептически относится к этой версии, считая рассказ опального Курбского противоречивым: «Молодой князь Дмитрий Оболенский-Овчинин, племянник любимца великой княгини Елены, казнен был по одному известию за то, что поссорился с молодым Федором Басмановым, любимцем Иоанна, и сказал ему: "Я и предки мои служили всегда с пользою государю, а ты служишь гнусною содомиею".

Но молчание Курбского о причине казни Овчинина заподозривает приведенное известие; Курбский также противоречит его автору относительно того, как убит был Овчинин» Лев Жданов в романе «Царь и опричники» 1906 года описывает Федю Басманова очень своеобразно: «Да и вообще, вся фигура наперсника царского, с пухлой грудью, с широкими, упитанными бедрами, вихляя которыми подходит он к Ивану, - все в Басманове дышало притворной слащавостью и женственностью. Азиат происхождением, он наследовал от своих дедов или, скорее, от бабок - миндалевидные, с наглой поволокой очи, брови соболиные дугой, полные губы, яркие, пунцовые, каким любая боярыня позавидует... В 1568 году Иван Грозный доверил Басмановым низвержение своего противника — митрополита Филиппа. Опричники ворвались в храм во время службы и объявили об аресте уважаемого духовного лица.

Говорили, что именно Федька Басманов принес митрополиту Филиппу голову казненного Ивана Колычева, племянника митрополита, и передал слова царя «се твой любимый сродник: не помогли ему твои чары! Часто «верные палачи» сами впадают в немилость тирана. Федор Басманов и его отец попали под опалу Ивана Грозного и были арестованы. Говорили, что Федор Басманов, чтобы вернуть царское расположение, убил своего отца.

Историк Карамзин склоняется к другой версии, что Алексей Басманов, как и его сподвижник князь Вяземский «испустил дух в пытках». Вот как Карамзин описывает казнь опричников: «Граждане Московские, свидетели сего ужасного дня, не видали в числе его жертв ни Князя Вяземского, ни Алексея Басманова: первый испустил дух в пытках; конец последнего - несмотря на все беспримерные, описанные нами злодейства - кажется еще невероятным: да будет сие страшное известие вымыслом богопротивным, внушением естественной ненависти к тирану, но клеветою! Современники пишут, что Иван будто бы принудил юного Федора Басманова убить отца своего, тогда же или прежде заставив Князя Никиту Прозоровского умертвить брата, Князя Василия! По крайней мере сын-изверг не спас себя отцеубийством: он был казнен вместе с другими».

Есть версия, что Федору Басманову удалось избежать казни, он был отправлен в ссылку. Расправе подверглись и семьи бывших опричников, жены и дети их были утоплены в реке. Жену и сыновей Басманова спасло родство с покойной царицей Анастасией, которую Иван Грозный очень любил.

Писательские труды А.

Шлихтинга, смело можно назвать самыми злобными по отношению не только к царю и его слугам своим же временным коллегам , но и ко всему русскому. С самим опричником Альбертом Шлихтингом познакомились, едем дальше. Именно Шлихтинг автор хронологически самого раннего описания случая с князем Димитрием Овчиной — Оболенским. Вот, собственно, как оно всё выглядело у Шлихтинга: "...

Причиной же его тайной гибели было то, что среди ссор и брани с Фёдором, сыном Басмана, Овчина попрекнул его нечестным деянием, которое тот обычно творил с тираном. Именно, тиран злоупотреблял любовью этого Фёдора, а он обычно подводил всех под гнев тирана. Это и было причиною того, что когда князь Овчина выругал его за это, перечислив в лицо ему заслуги своим и предков пред государем и отечеством, Фёдор, распалясь гневом, с плачем пошёл к тирану и обвинил Овчину. С этого уже времени тиран и начал помышлять о гибели Овчины...

А у меня, в свою очередь, сразу возникает вопрос сразу к моим современникам: что в данном тексте указывает на "ориентацию" обсуждаемого человека? Даже двух, с учётом царя. Если Вам не по вкусу этот перевод, Вы смело можете взять другой или же заглянуть в оригинал. Подчеркну — этот вопрос даже не к Шлихтингу, а к МОИМ современникам, столь увлеченным даже не самим однополым сексом люди, которым секса хватает, его везде не видят , а пропагандой.

И маются заодно от скуки. Упрекают здесь Фёдора в «нечестных деяниях». Я — ничего не придумала. Перед Вами цитата с ссылкой на первоисточник.

Под "нечестными деяниями" можно подразумевать что угодно. Действие происходит в шестнадцатом веке, где список недопустимого и нечестного с точки зрения религии, нравственности и морали был намного шире, чем теперь. И включал в себя отнюдь не только сексуальные утехи. Лично — субъективный фактор оценки автора Овчины или Шлихтинга тоже со счетов не списываем.

Кому принадлежит стилистический оборот «нечестное деяние»? Шлихтингу или Овчине? Кто из этих двоих дал оценку? Это важно.

Ведь у этих двух людей не только разная культура, но и разный менталитет. Так сказал Овчина? Он называл какое-то конкретное деяние, которое не обозначил Шлихтинг или сам бросил в воздух «поэтическо-возвышенное» оскорбление абстрактного порядка? Или определение «нечестное деяние» принадлежит Альберту Шлихтингу?

Он определил его «нечестность» и дал ему оценку, впрочем, деяния не назвав. Речевой оборот «нечестное деяние» может принадлежать как и участнику конфликта Овчине и быть выбором автора, который сочинял текст, то есть Шлихтинга, а именно, человека, повторюсь иного менталитета, догм и моральных принципов. Допустим, упрекнул Овчина Фёдора в том, что тот в карты бояр по вечерам на деньги обыгрывает совместно с царём-батюшкой. То есть упрекнул очень конкретным и при том не связанным с эротикой вообще.

А Шлихтинг взял, да и не стал подробно описывать. Возможно, недопонял. Возможно, просто лень было расписывать. Банально не посчитал нужным уделять много внимания раскрытию эпизода, не считая эпизод сильно важным или необходимым для текста.

Он вполне имел на это право с точки зрения автора. При сочинительстве воспользовался оборотом «нечестные деяния», мог любым другим. Но при этом, всё же дал деянию характеристику и оценку. И что же за сказанным на самом деле скрывается?

Было ли это вообще деяние сексуального характера? Эпитет «нечестный» не имеет никакого отношения и связи с подобным явлением. Что указывает в тексте на наличие сексуального характера данного нечестного деяния? Выражение, конструкционно идущее впереди, а именно «злоупотребление любовью», может трактоваться с легкостью как стилистически образное, как иносказательное, метафорическое и даже своего рода фразеологизм.

С точки зрения построения логики текста, оно технически не способно указать на природу и характер деяний. Для того, чтобы «злоупотреблять любовью», любовниками в интимном смысле быть не обязательно. Это, всего лишь обыгрывает наличие факта благосклонности одного человека к другому. Более того, слово «любовь» не несёт в себе очевидного эротического подтекста, если только это не снабжено более чёткими указаниями на конкретные дополнительные обстоятельства.

Чего в тексте как раз нет. Мы не знаем, что считали «нечестным деянием» оба этих человека: Овчина-Оболенский и Шлихтинг. Содомию ли, алкогольные развлечения на пирушках в слободе, может быть танцы и игрища со скоморохами, недовольство по поводу присутствия которых при дворе царя, многократно высказывали представители культа. Возможно, занятия оккультизмом, что порицалось не только церковью, но и большинством обычного населения.

Возможно, самое обычное сводничество, которое было распространено во все времена. Кому, как ни молодому и юному красавцу, царю-батюшке девок приводить? А возможно, вы удивитесь, но… игру в шахматы. Которые были запрещены на Руси аж до 17 века и считались бесовским занятием, но Иван Грозный очень и очень это дело любил.

И, опять же, кто как ни молодой, заплечный друг, который всегда рядом, лёгкий, остроумный, с гибким живым юным умом, способным принять новые своеобразные для Руси знания и умения и наверняка способный освоить их в кратчайшие сроки с отсутствием интеллектуальной закостенелости, мог составить царю идеальную партию? Также нужно отметить, что текст Шлихтинга отдаёт художественной обработкой, пафосом и патетикой. Автор явно не стремился к детализированной и реалистичной картине или к максимальной описательности. Вместо этого, Шлихтинг накидывает немножечко «зачина» для страшной-страшной сказки: «С этого уже времени тиран и начал помышлять о гибели Овчины...

Если перед нами не художественное произведение повесть, роман, баллада, рассказ и т. Это похоже на летопись или задокументированные события? Безусловно, нет. Тиран, то есть сам царь, делился с ним своими планами?

То есть с пленным авантюристом-немцем, опричником? Почему тогда историкам не известны факты особой приближённости Шлихтинга к царю или хотя бы к кому-то из первых лиц государства? Да и сам авантюрист с наибольшей вероятностью этим бы похвастался еще в первых строчках произведения, задолго до эпизода ссоры Овчины и Фёдора. Веселят и стилистические несуразности автора Шлихтинга, как автора: "...

Не Фёдор злоупотреблял любовью царя, что было бы логично и соответствовало распределению статусов обсуждаемых персоналий, а наоборот. Царь злоупотреблял. Направо и налево. А Фёдор еще и думал, сделать одолжение или нет, дать "злоупотребить" сегодня или перебьётся царь-батюшка, до понедельника обождёт.

Обратите внимание на нелепость, несоразмерность величин. Расстановка сил, которая не может быть реальной даже при максимальном обаянии Басманова-младшего в роли фаворита. Интересный момент, я бы сказала моральный нюанс. Он будет повторяться во всех текстах, поэтому обращу на него внимание при разборе Шлихтинга.

А именно — высокий эмоциональный порог реакции Фёдора Басманова. В те времена люди немного иначе относились к выражению эмоций, нежели сейчас. Слёз не стыдились, наоборот элемент «плача» постоянно присутствовал в различных традициях, ритуалах, обрядах. А уж при обращении к царю и подавно «повинность головы», слёзы, подчёркивающее зависимое положение, значительно облегчали решение того или иного вопроса.

Однако, в силу духовной твердыни и крепости, по каждому поводу равному отсутствию причины, в отличии от хипстеров и психопатов двадцать первого века, люди того времени не ревели. Поэтому, лично у меня возникает вопрос: чего такого нужно наговорить мальчику из военной семьи, чтобы тот "с плачем" пошёл к тирану? Я очень сильно сомневаюсь, что такой славный воевода, каким был Алексей Данилович Басманов, человек явно железный, имеющий и характер и мудрость, скорее всего уравновешенный по характеру, вырастил неженку и истеричку. Этой «истеричке», с которой требовать соответствия уровню и статусу отца, наверняка начали еще раньше, чем с других мальчиков, необходимо было выносить моральную и физическую сложность военных походов, крутиться белкой в колесе на двух придворных должностях, успевать оправдывать расположение и доверие царя, выполнять различные поручения, успевать везде и сразу.

Для всего перечисленного, в любые времена необходим характер, воля и умение контролировать собственные эмоции. Иначе бы сидел Фёдор Алексеевич десятой сыроежкой в пятнадцатом ряду, а не получал назначения главным полком в Калуге, куда, между прочим, царь повелел под командование именно Фёдора Басманова, перейти «лучшим» людям. По знакомству? Да, да, конечно.

Желаю Вам удачи в повторении подобных успехов хотя бы «по знакомству». Возможно, Фёдор был эмоционален, но вопроса это не отменяет. На счет слез Шлихтинг мог безусловно преувеличивать, но как автор могу сказать, оборот речи чрезмерно гиперболизирован и специфичен. Вероятнее всего так и было.

Иначе иностранец прибегнул бы к более нейтральной речевой конструкции. Вот и спрашивается... До какой степени нужно было язык распустить, чтобы сын воеводы «заревел», а царь «психанул» и едва ли не в тот же вечер придушил «виновника торжества», заманив в подвал? К слову, зачинщика ссоры из текста вычленить не возможно.

Мы не знаем и не узнаем даже этого. Пару веков спустя, Карамзин попытается объяснить произошедшее «надменностью» Фёдора, но, во-первых, если почитать внимательно Карамзина, станет понятно, что надменность он инкрементирует каждому третьему. Во-вторых, надменность может быть лишь поводом для эмоционального взрыва князя Овчины-Оболенского. То есть поводом.

Но не причиной. Причины конфликтов, тем более среди служивых военных мужиков могут носить лишь материально-осязаемый характер. Что в итоге по самому главному первоисточнику? Ничего порочащего имя Фёдора Басманова, Шлихтинг не рассказывает.

И тем более, не рассказывает нам ничего про его «сексуальные особенности». Этот иностранец в художественном ключе описывает ссору двух молодых парней. Мы даже не знаем наверняка, был ли он очевидцем этой ссоры, не записал ли её со слов еще одного свидетеля, привнеся третье искажение реальности. В тексте отсутствует мотивация двух сторон.

Даже намеки. Присутствующие характеристики — расплывчаты, туманны и абстрактны. Ключевых два выражения «нечестные деяния» и «злоупотребление любовью», исключают сексуальный подтекст без присутствия дополнительных характеристик в тексте, будь он хоть художественный, хоть документальный, и не способны стилистически работать как языковые единицы в паре. Тем не менее, вспомнить о них нужно.

Это очень и очень интересный момент для людей внимательных и привыкших во всём досконально разбираться. При всём моём уважении готова поклониться к нашим историкам и их грандиозному труду, для понимания абсурдности ситуации, я всё же процитирую здесь слова Николая Константиновича Михайловского. Для справки уточняю: Н. Михайловский — русский социолог, публицист и литературный критик второй половины 19 века.

Один из редакторов журналов «Отечественные записки» и «Русское богатство». Достаточно авторитетный в различных кругах человек, по идеологическим убеждениям народник. Был близок к революционно-террористической народнической организации «Народная воля». Именно поэтому, полагаясь на абсолютную непредвзятость Михайловского, прибегну к его словам о труде ряда историков: «Наша литература об Иване Грозном представляет иногда удивительные курьезы.

Потому что с двумя товарищами лифляндцами при детальном изучении наследия оных, складывается недвусмысленная ситуация, которая заставит каждого, кто хочет докопаться до правды, сильно и даже неприятно удивиться. Наши историки причем разного времени любят, рассказывая о Фёдоре Басманове, ссылаться на Таубе и Крузе. При этом, если внимательно читать исследования, то в глаза бросается странная вещь. Никто из историков Таубе или Крузе не цитирует.

Обычно подобный контекст выглядит следующим образом: «Таубе и Крузе сказали». Дальше своими словами пересказывается смысл якобы сказанного. Особенно четко этот странный нюанс проступает на фоне постоянного цитирования Шлихтинга или Штадена. На самом деле всё просто и логично.

Безусловно, мне можно не верить, а верить историкам или, что намного хуже авторитета историков, собственным радужным и влажным мечтам о «содомском грехе» между царем и опричником. Однако, все желающие, любопытные, сомневающиеся, могут это легко узнать и прояснить. Для этого всего лишь нужно открыть тексты Таубе и Крузе. Куда уж проще?

Этих текстов, произведений не так уж на самом деле и много. Более того, можно взять сразу несколько переводов. И изучить несколько вариантов, чтобы найти ответ на вопрос «а где тут про Басманова Фёдора? Спойлер — нигде.

Вы ничего о Фёдоре у Таубе и Крузе не найдёте. Максимум — пара упоминаний об Алексее Даниловиче Басманове в контексте рассказа об организации опричнины. Парочка примеров: «…Когда они прибыли, сел он рядом со своим советом, Алексеем Басмановым, князем Афанасием Вяземским и Петром Soytt, и приказал каждому отдельному отряду воинов, число которых было 6. Афанасием Вяземским и другими государственными мужами и придворными, он в тот же день прибыл в село Коломенское, которое находится в полутора милях от Москвы» Таубе и Крузе в принципе много написали о том времени, когда опричнина только создавалась, поэтому Басманова — старшего обойти вниманием было бы сложно.

Про Фёдора Таубе и Крузе свидетельств не оставили. Почему сложилась такая странная ситуация, мне не известно, хотя хотелось бы знать. Тем не менее. Что написано пером.

Это не летопись на бересте и не секретный документ. Произведения лифляндцев ливонцев много раз переиздавались и были опубликованы. Их никто не прятал, не переписывал. А если страницы и потерялись за пять веков, то, пардон, об этом знать не может никто.

Я уже многократно писала во всех своих работах, посвященных Фёдору Басманову, говорила в видео, что отношение многих историков к данной персоналии не просто негативное, оно неоправданно и не аргументированно злое. Иной раз этот негатив выходит за рамки не только разумного, но даже логичного. У этого мальчика, который словно раздражает всех той самой «звездой», которая кажется счастливой и везучей, пытаются отнять всё. Даже то малое, что он всё-таки успел сделать.

Настойчиво и упорно обесценивая каждое его действие. При накоплении знаний, в том числе накоплении прочитанных текстов, становится видна и болезненно ощутима тотальная небрежность в попытках выяснить судьбу человека. Точнее…складывается впечатление, что таких качественных попыток в отношении Фёдора Басманова как раз и не предпринималось. И если у историков прошлых поколений было чем заняться, ведь именно они нашли, собрали, обработали, проанализировали весь тот материал, что мы сейчас имеем, то современные историки, очень часто просто переписывают компиляцию из сведений своих предшественников.

Иногда не замечая откровенные пробелы или тем паче ляпы в одном абзаце, которые в рамках «федоровского проклятия» кочуют за ним десятилетия, не вызывая у переписывающих не только желания выяснить правду, но и желания задуматься над написанным. Это обидно. Ведь речь идет о талантливых историках, сильных, умных. Даже понимая вышесказанное, обнаружение ситуации с Таубе и Крузе было для меня сильным поводом для длительного огорчения с подрывом доверия.

Одним словом, анализировать в данном случае нечего. Однако, я решила всё-таки пару слов о Таубе и Крузе сказать, чтобы вопрос о них раз и навсегда закрыть, как минимум для собственных читателей. Возможно, кому-то просто будет интересно, ибо эти двое мелькают в теме опричнины. Кому-то это добавит пару штрихов к общему моральному облику иностранцев-мемуаристов грозненской эпохи.

Иоганн Таубе и Элерт Крузе — лифляндские дворяне авантюристы. Это, кстати, не моя беспощадная характеристика, так называют их сами историки. Вполне официально. Попали они к нам в плен во время Ливонской войны в 1560 году, под Эрмесом.

В 1564 году они не только перестали считаться пленниками, но и вытрясли из царя максимально возможное в их случае расположение. Опричными делами занимались не всегда, отчасти их миссии можно назвать «дипломатическими». Вместе создавали проект вассального Ливонского королевства, вели от имени царя переговоры с магистром Ливонского ордена и принцем Магнусом. Когда в Москве было принято решение о создании этого королевства, были приставлены к «ливонскому королю» для всяких «наблюдений».

На службу в опричнину оба поступили в 1567 году. Однако, однако…Планы и проекты незадачливых авторов по привлечению ливонской аристократии на сторону русской власти благополучно провалились. Запахло «жареным». Сперва, после неудачной осады Ревеля Таубе и Крузе начали метаться, а после неудачной попытки овладеть Дерптом в 1571 году оба авантюриста отсюда окончательно сбежали.

После чего служили Сигизмунду второму, Августу, Стефану Баторию. Покинув пределы Руси, «братья — акробаты» начали активно выслуживаться, чтобы вернуть себе утраченное доверие противоположной стороны. Они настрочили послание литовскому наместнику Ливонии Яну Ходкевичу, а далее — довольно паскудненькое произведение о жестокостях царя Ивана Грозного, которое, по меткому определению Бориса Флори, должно было «дискредитировать царя в глазах христианской Европы» с Датируется произведение послание 1572 годом. По сути своей, это «заказная» работа, которая помогала Таубе и Крузе реабилитироваться, выслужиться и хоть как-то оправдать свои скачкообразные перемещения туда — сюда, которые ни одной стороне по определению понравиться не могут.

Ведь не в плену же, в тёмной башне, они у нас сидели, а развивали весьма активную и кипучую деятельность в ущерб вражеской стороне хотя, определение «вражеский» и «свой» по отношению к деятельности людей со столь размытыми моральными границами, весьма условны. Относительно мотивации данных «писателей» простым и доступным языком выразился Дмитрий Володихин, поставив жирную авторитетную точку в вопросе, кто такие Таубе и Крузе: «Таубе и Крузе сначала добились от царя больших почестей, но не «оправдали доверие» и, опасаясь за свою участь, подняли мятеж, окончившийся неудачей. Им оставалось перебежать к полякам. Там дуэту пришлось «отрабатывать» за совершенные на территории России художества в том числе авантюрный проект подчинения царю всей Ливонии.

У Таубе и Крузе были все основания для крайнего недоброжелательства и к государю, и к стране. Внимательный источниковедческий анализ обнаруживает в «Послании» фактические нестыковки и очевидную тенденциозность» Д. Володихин «Митрополит Филипп», 2009 Молодая гвардия, серия ЖЗЛ стр 141 Их «Послание» достаточно специфично и ограничено в качестве источника информации. В нём нет ничего о жизни русских и Московии ДО опричнины.

Центральную и основную часть произведения, занимают описания опричных «проделок»: пыток, казней, расправ и жестокостей царя и царских людей. Причем, многому из описанного, Таубе и Крузе свидетелями не были, в отличии, например от того же Штадена — непосредственного участника. В отличии же от сочинений других иностранцев, вроде Герберштейна, Таубе и Крузе, внимания быту, истории, событиям, не связанным с расправами, не уделили. Хорошее, светлое или хотя бы что-то нейтральное, их не интересовало.

Пытки, виды казней и изощренного садизма. Между всем этим, немножко бытовых подробностей, касающихся жизни самого «опричного братства». Не трудно понять, что объективной картины, которая может сложиться лишь при учёте всех сторон жизни, из этих писак не вытрясти. Зато развесистая кровавая «рашн-клюква» свисает с каждой «рашн-берёзки».

Имен, к слову, среди этой вакханалии, Вы найдёте много. Но имени Фёдора Басманова — там нет. Оценку этому безобразию, точнее «творчеству», историки дают разные. Многоуважаемый Н.

Карамзин, с ожидаемым для его персоны рвением, использовал сей материал при составлении девятого тома «Истории государства Российского». А, вот, например, другой видный ученый-историк Н. Арцыбашев 1773-1841 , который выступал с критикой и самого Карамзина, был о работе иностранцев весьма низкого мнения. Здесь же можно процитировать известное высказывание М.

Бестужева-Рюмина: «Видели они, конечно, много, но, зная, что они переходили от одной стороны к другой, едва ли можно придавать их рассказам значение несомненного документа» с Надеюсь, по крайней мере, мои читатели, доверяющие моей работе, смогут в теме «Таубе и Крузе сказали про Фёдора», поставить жирную точку. Или же наоборот. Воспользоваться моими намётками, как пищей для ума и оттолкнуться для самостоятельного поиска информации, проверки и анализа. И напоследок, несколько цитат Таубе и Крузе, для окончательного понимания «морального облика».

И хотя мы всем миром, равно как нашим повелителем, родственниками и всем отечеством были не только в безутешном состоянии оставлены, но совсем преданы и забыты, все-таки всемогущий Бог в неисчерпаемом милосердии вновь избавил нас и не только помог нам получить высокое положение и честь, но в своей высокой милости благословил нас всяческим благополучием и богатством. Весьма чувствительно, и даже язычники тому удивлялись, какое превыше всякой меры и ценности чудо, не в пример прочим творениям, есть человеческое сердце, откуда происходит всяческая любовь к своему милому отечеству у натур честных, постоянных и привязчивых» « Он сжигал и убивал все, что имело жизнь и могло гореть, скот, собак и кошек, лишал рыб воды в прудах, и все, что имело дыхание, должно было умереть и перестать существовать» о царе АЛЕКСАНДР ГВАНЬИНИ "ОПИСАНИЕ МОСКОВИИ" 1578 год публикации Ещё один интересный «первоисточник», на который любят опираться не профессиональные историки, но различные исследователи-любители. Здесь мы останавливаться надолго не будем, ибо по своему уровню это даже не Таубе и Крузе, которые о Фёдоре ничего не написали, но хотя бы являлись свидетелями опричных событий. Александр Гваньини, активно читаемый во времена Н.

Карамзина, считался авторитетным источником именно тогда. При этом…внимание! Москву Гваньини так и не посетил. То есть ни царя, ни Алексея Басманова, ни тем более Фёдора Басманова, ни других опричников, Гваньини в глаза не видел.

Однако же, оставил потомкам труд, именуемый "Описание Московии", опубликованный в 1578 году. На данный момент, в 21 веке, мы любим посмеиваться над слоганом, незадачливых разоблачителей «создано по секретным документам». А ведь в случае с произведением Гваньини, это оно и есть. Сарказм работает на полную катушку.

Для меня удивительно только одно. Как можно считать "достоверным" труд человека, который в России не бывал и не стеснялся это афишировать? Для изучения эпохи профессиональным историкам может быть полезен любой документ. Только изучение всего материала даёт возможность найти точки пересечения, чтобы установить истину или построить наиболее верные и адекватные версии случившегося.

Но опираться серьёзно в вопросе характеристик людей на всё тот же субъективный материл, изложенный через третьи руки — это немыслимо и странно для логической, аналитической и адекватной работы. Что касаемо конкретно Фёдора Басманова, Гваньини не стал нарушать славную традицию и выискивать новые эпизоды, подтверждающие плохой характер Фёдора и свежие свидетельства "нетрадиционных предпочтений", а воспользовался всё тем же несчастным случаем с Овчиной — Оболенским. Всё настолько видимо было скучно, грустно и пусто, что взять больше нечего. А поговорить про Фёдора ужас как хотелось.

В этом, кстати, отличительная и характерная черта сплетен про Басманова — младшего. Все иностранцы любят намекать на его злодейства и «нетрадиционные предпочтения», при этом, кроме одного единственного эпизода никто ничего не знает, не видел, не слышал, не ведает, и явить миру какие-то более весомые доказательства или хотя бы рассказать новый случай никто из «писателей разоблачителей» не смог. Немножечко о моральном облике Гваньини: " В 1560 году от рождества Христова, после того как великий князь Московский Иоанн Васильевич отнял у литовцев знаменитый город и крепость Полоцк, довольный успехом удачно проведенного дела, он очень возгордился... Но, кажется, этот государь Московский, Иоанн Васильевич, в своей тирании преступает законы сверх меры правосудие есть судья!

Если он вас устраивает, вперед и с песней, что называется. Действительно, какого чёрта царь русский гордится своей славной победой? Хуже всех злодеев мировых от сотворения мира! Эти зверские убийства он начал со знатного человека Димитрия Овчинина сына известного Овчины, своего опекуна, который, будучи взят в плен в крепости Стародуб, умер в тюрьме в Вильне-столице Литвы...

Было это так: пригласил его великий князь под личиной дружбы с собой вместе отобедать и сам поднес этому Овчине большую чашу, полную меда, чтобы он за здравие великого князя осушил ее одним духом по народному обычаю. Но тот уже охмелел и не смог выпить чашу даже до половины, и за это великий князь обвинил его в вероломстве, сказав: «Так-то желаешь ты мне, своему владыке, всякого добра? Так-то почитаешь ты меня, своего снисходительного государя? Раз ты здесь не захотел выпить за мое здоровье, ступай в мою кладовую, где хранятся разные напитки, там ты и выпьешь за мое благополучие».

И несчастный, обманутый ласковыми словами великого князя, как будто искренними, отправился, уже хмельной, в кладовую, и там люди, наученные убить его, зверски удушили. Главная же причина его убийства была такова: великий князь покровительствовал некоему юноше по имени Федор, сыну знатного человека Басманова, с которым, противно природе грех вымолвить , устраивал содом. Упомянутый же Овчинин однажды с ним побранился и среди брани как это бывает осудил греховные поступки, говоря: «Ты для государя устраиваешь позорные оргии, я же происхожу из знатного рода, и я, и предки мои служили и служим государю к вящей славе и пользе государства». Так вот, этот юноша, не стерпев поношения, плача пришел к великому князю и обвинил Овчинина в клевете.

И с тех пор великий князь стал измышлять, каким образом лишить жизни Овчинина, пока не добился желаемого" "Описание Московии", 2 пар-ф Интересна композиция текста. В прямой речи Овчины — Оболенского «содом» отсутствует. Присутствует вполне ясное обличение в устройстве оргий, что по большому счёту возвращает к теме сводничества, а не «содомии». Какой Гваньини будет по счету в цепочке?

Сколько уст прошла данная сплетня, прежде чем была выпущена самим Гваньини. К слову, здесь будет очень актуально и уместно сообщить тем, кто не в курсе, сколько значений имеется у выражения «Содом и Гоморра».

Что привело к Смутному времени в дальнейшем. Личная жизнь Грозного также предмет крайне противоречивый: это и восемь жен царя, каждая их которых становилась героиней отдельной трагедии, его забавы с доставляемыми ему молодыми девицами, а также сведения о гомосексуальных страстях царя, которые по накалу затмевали все его прошлые браки. О Федоре Басманове - любовнике царя, пишут сразу несколько лиц, естественно иностранцы, которые могли издать свои наблюдения без русской цензуры, которая яростно уничтожала любые порочащие сведения. Иван Грозный, споривший с Курбским по каждому пункту, почему-то оставил эту реплику без внимания... Федор был молодым опричником , как и его отец и брат.

Очень быстро он стал одним из телохранителей царя и оттого так близок к трону. В те времена и родилось меж ними, то, отчего Басманова будут попрекать иные, дескать отец твой служит царю пользою, а ты гнусной содомией. Федор Басманов фан-арт За слова в таком духе, был схвачен и казнен князь Дмитрий Оболенский-Овчинин , который по молодости лет не сумел удержаться в ссоре от такого аргумента. Басманов моментально поднялся в своем положении: отличился при обороне Рязани от татар, собственноручно в храме низложил митрополита, сорвав с него одежды и изгнав на улицу. В 1569 году вообще стал главой опричного воинства. Крайне странный карьерный взлет для довольно заурядного рода...

Существует несколько мнений.

Курбский в сочинениях называл Федора царским любовником. Однако к сочинениям Курбского принято относиться скептически, поскольку Андрей Михайлович питал к царю неприязнь и мог обвинением в мужеложестве очернить имя Грозного. Об интимных отношениях Басманова и Грозного пишут иностранцы, бывавшие в то время в Московском государстве. Так, например, Альберт Шлихтинг писал о царе, что тот «злоупотреблял любовью этого Федора, а он обычно подводил всех под гнев тирана». В труде Сергея Михайловича Соловьева «История России с древнейших времён» приводится рассказ Александра Гваньини между прочим, ни разу не бывавшего в Москве , о том, что молодой князь Дмитрий Оболенский-Овчинин, был казнён по одному известию о ссоре с Басмановым. Дмитрий Оболенский сказал Басманову: «Я и предки мои служили всегда с пользою государю, а ты служишь гнусною содомиею». Позже Дмитрия отвели в подвал, где псари задушили князя.

Но Сергей Михайлович Соловьев сомневается в достоверности этого рассказа. Федор Басманов, по сообщению Курбского, чтобы доказать преданность к царю убил отца. Федор Басманов, своей рукой зарезал отца своего Алексея, преславного льстеца, а на деле маньяка безумца и погубителя как самого себя, так и Святорусской земли. Царь сообщил узникам, что пощадит одного из них, если один из них убьет другого. Федор убил отца, но царь приказал казнить Федора, сказав ему: «Отца своего предал, предашь и царя».

Фёдор Басманов и его связь с Иваном IV Грозным

Федор Басманов и его роль в опричнине Ивана Грозного Генрих Штаден, царский опричник и автор «Записок о Московии», писал, что Алексей Басманов и его сын Федор, с которым царь предавался разврату, были казнены.
федор басманов, русское царство Басманов был заметным военачальником и одним из инициаторов Ливонской войны.
Алексей Басманов, его сын Фёдор и внуки. - городские новости Когда стали приводить ратных людей к присяге Федору Годунову, то нашлось много воинов, не хотевших целовать ему крест. Недолго думал Басманов, как ему быть.

Статьи по теме

  • Ой, молчи, Федька!/Фёдор Басманов, Иван Грозный
  • Федор Басманов | Любовник Ивана Грозного - смотреть бесплатно
  • Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»
  • Фёдор и Алексей Басмановы. Тайна гибели. Реконструкция, факты и сплетни, современные исследования
  • Читайте также:

Биография Басманова Фёдора

Работая над статьями, немного подкорректировала одну из главных статей будущей книги "Фёдор Басманов. Просмотрите доску «Иван Грозный и Фёдор Басманов» в Pinterest пользователя pepel, на которую подписаны 123 человек. Исторически точно, Федор Басманов был женат на княжне Сицкой, племяннице покойной царицы Анастасии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий