Новости что такое великий пост кратко

время молитв, служб, духовных и телесных подвигов, которое завершается торжеством Светлого Христова Воскресения - Пасхой. Согласно Священному Преданию, Великий пост установлен апостолами в память сорокадневного поста Христа в пустыне (Мф 4:2). 40 дней также постились пророки Моисей (Исх 34) и Илия (3 Цар 19). Пост – это практика аскетизма, во время которой человек освобождается от дурных помыслов и намерений, воздерживаясь от привычных грехов и пороков. Сам Великий пост же состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, и длится 48 дней. Начинается она Великим понедельником. Все дни Страстной недели перед Пасхой, посвященные последним дням земной жизни Иисуса Христа, называются Великими или Страстными. Что пишет Евангелие о Великом понедельнике?

Великий пост в 2023 году: когда начнется, история, традиции, календарь питания, запреты

Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену». Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, - это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост.

Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы. Что такое Великий пост по уставу Церкви? Если несколько упростить рекомендации Типикона церковного устава , то пост предполагает ограничение числа приемов пищи один раз в день, вечером и ее качества хлеб и вода, теплые овощи без масла — сухоядение , и даже полный отказ от пищи и воды например, в понедельник и вторник первой недели. То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла хлеб, вода, овощи.

В субботу и воскресенье разрешается два приема пищи с растительным маслом и вином отметим, что церковный устав позволяет выпить не больше стакана вина , поэтому субботы и воскресенья не считаются постными днями.

В пятое воскресенье совершается последование преподобной Марии Египетской. В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений.

Их раздают раздаются прихожанам. Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью. Лучшее время, чтобы услышать Бога и обратиться к нему с искренней молитвой. Человек, который держит пост, оказывает послушание Всевышнему и Церкви. Верующий следует за Иисусом Христом к спасению.

Пост помогает бороться со страстью чревоугодия, удерживает от нее, чтобы не стать рабом плоти. Постный подвиг способствует смирению, так как пресыщение может привести к гордости, эгоизму, ленности, жадности. Человек получает возможность научиться ценить простую пищу и простые радости жизни, благодарить Бога за это. После выхода из поста по-новому ощущается вкус скоромных блюд. Пост избавляет от уныния, дает утешение.

Пища в пост дает возможность существенно сэкономить, так как из рациона на время исключаются мясо, рыба, молоко и яйца, а также изыски и любимые продукты. Оставшиеся деньги можно потратить на творение милостыни.

Миро используют после крещения — для помазания. В Великий понедельник начинается строгий пост, когда христиане могут употреблять только хлеб, мед, орехи, овощи, фрукты. В монастырях в это время принято воздерживаться от еды. В Великий понедельник положено приступать к большой уборке в доме. Одним из главных дел считаются разборы завалов с ненужными вещами.

Великий вторник — 30 апреля Великий вторник. Это время посвящено воспоминаниям о беседах Христа в храме Иерусалима. Иисус Христос рассказывал своим ученикам притчи о страданиях девяти дев, о талантах, о том, как воскрешал умерших людей, о Страшном суде. В это время необходимо продолжить уборку, начатую накануне, уделив особое внимание стирке: одежды, постельного белья, штор. Также в этот день принято закупать продукты, необходимые для приготовления праздничной еды. Во время Великого вторника разрешена сырая пища без растительного масла. Великая среда — 1 мая Грустное время, ставшее символом предательства, которое совершил Иуда Искариот.

Ученик Иисуса Христа предал его за 30 сребреников, получил их в качестве вознаграждения за свой безумный шаг. В храмах священнослужители рассказывают прихожанам о грешнице, которая омыла ноги Спасителя и помазала их миром. В Великую среду в церквях в последний раз, до самой Троицы, будут читать молитвы с поклонами. У верующих есть возможность исповедоваться. В этот день разрешено употреблять сырую пищу без масла. Великая среда — последний день для уборки. Наши предки в это время развешивали чистые шторы, застилали свежую постель, украшали дом вербой.

Хозяйки приводили в порядок свои кухни, где в четверг приступали к приготовлению главных пасхальных блюд. Великий четверг — 2 мая В этот день православные христиане вспоминают о важнейшем евангельском событии — Тайной вечере, где Всевышним было установлено новозаветное таинство Святого Причащения Евхаристии.

Канон, который имеет очень много граней постижения. Во всей глубине своей этот Канон может быть понятен только изрядному богослову, человеку, который почти наизусть знает Библию. И если его читать подряд, это занимает где-то 3 часа … Как вы понимаете, в храмах наших стоят люди, которых при всём уважении нельзя назвать знатоками Священного Писания. И, тем не менее, чудо церковного таинства служения этот Канон любим народом, и он действительно действует на душу, берёт сердце в свои руки. Он ведёт его, потому что сама атмосфера храма в эти дни, в эти вечера Великого Поста, само звучание этих священных слов, что-то меняет в душе человека. Ведь сегодня мы это прекрасно знаем, что жизнь не сводится к тому, что знает наш рассудок — есть действительно какие-то глубины подсознания. И вот если человек постоянно слышит скверные слова вокруг себя, то это не может не отложиться на его душе. Если по стёклышку бьют песчинки, каждая оставляет крохотную царапинку, след каждой песчинки незначителен, но рано или поздно стекло помутнеет — эти песчинки собьются в такую сеть, что оно станет непрозрачным.

Так вот, если такой эффект имеют скверные слова, то ведь доброе и светлое слово тоже обладает таким воздействием. И хотя бы поэтому, даже не понимая вполне церковнославянского языка а сегодня многие, особенно начиная церковную жизнь, его не понимают всё-таки стоит приводить себя в храм, ставить себя в нём и слушать. Потому что человек больше, чем его рассудок. И там, где рассудок не вполне понимает смысла слов, там сердце чувствует что-то своё. Эти слова, эту молитву нельзя перевести ни на один язык мира. Есть много православных приходов, которые открылись в Германии, в Англии, во Франции, в Америке, в Австралии — в самых разных странах. И на местные языки переводят нашу Литургию. Потому что mercy — это слово из французского языка, для англичанина оно иностранное, по сути дела. А почему? Помните если кто слушал Баха, или Моцарта, Вивальди, западные католические или даже лютеранское церковные песнопения , что месса служится на латинском языке, но одна молитва поётся по-гречески?

Почему нельзя? Дело в том, что в православном понимании мы от Бога ждём исцеления. Не амнистии, не извещения о том, что небесные инстанции больше не гневаются на наши грехи и порвали нам приговор, а исцеления. В грехе я ранил свою душу. Ну, пацан любопытный, только мама за порог, он, конечно, сразу за ножницы. Баловался с ними, баловался, — себе палец порезал. Мама возвращается. С одной стороны, она сердится на малыша, что он, мерзавец такой, всё-таки нарушил её заповедь и порезал себя. Но что малышу-то надо от мамы? А кровь пусть течёт.

Вот человек в таком положении. Да, мы нарушаем Заповеди Божии, но ведь через это мы уродуем самих себя. И поэтому в православном понимании мы просим у Бога и приемлем от Него прощение не в смысле юридическом, а прикасания к глубинам нашей души, которое может исцелить. Дело в том, что масло — это древнейшее лекарство. Более того, масло — это первое лекарство, с которым человек встречается в своей жизни. Младенчик рождается — его маслицем подмазывают. Масло защищает от инфекции, масло смягчает кожу. Того, чтобы Господь вошёл в наше сердце и исцелил нашу душу, изуродованную страстями. Великий Пост — это время, когда человек находится в пути. Это путь к Пасхе.

И поэтому, поскольку мы в пути, как ни странно, Великим Постом, оказывается, меньшее богослужение. Великим Постом не служится Литургия. Другие службы дневного цикла, суточного цикла остаются, а Литургия не служится. Она служится только по субботам и воскресеньям, но суббота и воскресенье считаются в православной традиции праздничными днями в любом случае — это не постовые дни. Это очень важно понять: суббота и воскресенье не входят в число дней Великого Поста. Суббота и воскресенье — это не пост, поэтому там Литургия служится, а в остальные дни —нет. И только в среду и пятницу для тех людей, которые сугубо желают причаститься, допускается Причастие, — они могут прийти в храм и причаститься, но Дары не освящаются ради них в эти дни, а они причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее воскресенье. И, кстати, тем людям, которые ещё не знают церковных установлений, я очень советую: чтобы понять, что такое Великий Пост , ходите в храм кроме субботы и воскресенья. Хотя бы на полчаса загляните, если есть в вашем городе храмы, в которых ежедневная служба — монастырский, скажем, храм. На будние дни хотя бы несколько раз зайдите, и пусть не всю службу, если с непривычки не можете всё выстоять, хотя бы 20 минут, полчаса постойте, подышите этой удивительной атмосферой Великого Поста.

Ну, а теперь надо перейти, наконец, к тому вопросу, который возникает обычно у всех, когда речь идёт о посте. Что с диетой, что с питанием? Зачем, вообще говоря, эти ограничения в пище? Неужели Богу есть какое-то дело до того, что лежит у меня в тарелке? Значит, прежде всего, христианский пост никак не связан с представлением о том, что бывает пища, которая оскверняет человека или не оскверняет его. Всё, что создал Господь, всё чисто. Если это съедобно, то, что же, — кушай. Не пищей оскверняется человек. Но в то же время, почему мы говорим о том, что воздержание в пище бывает необходимым? А потому, что человек целостен.

Мы — не просто дух. Человек — это воплощённый дух. И от того, как живёт моё тело, очень во многом зависит жизнь моей души. Вот посмотрите: человек меняет одежду. Как много от этого меняется! Вот женщина одевает вечернее платье — и она уже совершенно другая. Вот она только что была в телогрейке — она одна, а вот вдруг она поменяла её на вечернее платье — она уже совершенно другая. И другая не внешне, а она чувствует себя иначе, ощущает себя иначе, иначе смотрит, иначе чувствует! Значит, если даже от одежды зависит жизнь души, тем более она зависит от вообще состояния тела. Понимаете, дело в том, что человек грешит не телом.

Человек грешит своей свободной волей. Не тело виновато в наших грехах, а наша душа. Но, тем не менее, многие грехи происходят потому, что грех, шевельнувшийся в моей душе, как резонатором, мегафоном, был усилен моею плотью. И вот бывает нужно этот мегафон ослабить, чтобы он меньше резонировал. И вот пост для этого и служит. Итак, по мысли преподобного Серафима Саровского, пост — это не главное в жизни христианина, и молитва не главное, и даже милостыня, а главное — это стяжание Духа Святаго. А пост, молитва и милостыня — это средства для этого. Итак, пост — это не главное. Пост — это дорога к Пасхе. Пост — это средство.

Но дело в том, что чтобы правильно пользоваться средством, надо знать конкретно для чего. Понимаете, если я Вам подарю молоток и скажу, что с помощью молотка можно собрать машину.. Но, вообще-то, надо указать, какие именно части в машине могут соприкасаться с молотком. А иначе, понимаете, начнёте колотить куда ни попадя, и все эти полуфабрикаты, запчасти, могут только разрушиться, только и всего. Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т. Конкретно, для чего именно? У поста в смысле воздержания от мясной, плотной пищи три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания. Церковь благословляет в это время поститься — из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т. Это первый смысл, на котором, как я понимаю, большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся.

Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае во втором смысле пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста — т. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания. Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост — это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, — для него это будет достаточный пост. А вот в тринадцать лет надо подумать, стоит ли его, действительно, так упорно мясом кормить или нет. Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет?

И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать. И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи — это облегчение молитвенного труда. Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел. Вот есть благодарственная молитва после трапезы у православных, в которой мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас земных Своих благ. Соответственно, есть нужно так, чтобы не слишком дискомфортно было между вот этой молитвой, что мы просим у Бога, и тем, в какое состояние мы только что себя привели. Значит, в этом смысле пост — это средство истончения плоти. Плоть — это не тело. Плоть — это та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, наших чувств, которые связаны с нашей сексуальностью, совершенно естественно ведь сама по себе сексуальность безгреховна. Вопрос в том, в какой мере всё это определяет нашу сознательную душевную жизнь.

Значит вот то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом, — это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть — это то, что исследует фрейдистский психоанализ. Так вот, плоть — это раковая опухоль, когда наша сексуальность распухает за отведённые ей пределы. Церковь благословляет брак, благословляет влечение мужчины и женщины, освящает его. Вот когда та же сексуальная стихия распухает за пределы и становится диктатором — вот это уже плоть. И эту плоть надо поставить на место. И вот здесь, конечно, пост может помочь. Поэтому поймите: проблема не в том, что лежит у меня в тарелке. Объесться можно и постной пищей. Проблема в том, как всё это влияет на молитвенную настроенность человека.

И вот здесь есть ещё одна проблема. Если сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту истончившуюся завесу такая образина может выглянуть! Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает. Вынеси из кельи Евангелие и Псалтирь. Загради все окна и двери. И не молись! И они начинают терзать его и раздирать. Так вот, пока человек живёт в мире, у него есть какое-то утешение: ближние, книги и ещё что-то такое. А вот когда всё это отнимается, человек остаётся один на один с собой, и оказывается, что самого страшного врага, самого страшного зверя я ношу в себе.

Так вот, начинается время поста, истончается эта завеса, и как часто бывает, что постящийся человек становится социально опасен, рядом с ним находиться страшно, он жутко раздражительным становится. Пока он был сыт, он злился только по пятницам. А как только он постоянно чувствует источник беспокойства а голодный желудок — это постоянный источник раздражения, а он не умеет своё раздражение контролировать, он не владеет своей душой, своими эмоциями , вот это раздражение его желудка начинает выливаться на всех вокруг. И поэтому бывают случаи, когда опытные духовники запрещают поститься. Вновь поймите: пост — это средство для достижения цели. А если человек к этой цели и не идёт? Ему не интересно никакое духовное творчество, духовное делание.

Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?

Сергей Пятаков Interfax-Russia. Стоит ли поститься детям и в чем смысл 40-дневных ограничений, рассказали священник и гастроэнтеролог. Что такое Великий пост и почему он длится 40 дней Великий пост - это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. Пост длится 40 дней, в церкви это время называется Святая Четыредесятница, после нее начинается Страстная седмица, которая заканчивается праздником Пасхи. Павел Бедняков Страстная седмица сама по себе не является постом, но она воспринимается как его продолжение. Верующие по-прежнему воздерживаются от употребления в пищу многих продуктов, вплоть до растительного масла. А в храмах идут самые скорбные богослужения, когда вспоминают последние земные дни, смерть и крестные страданиях Христа. Читайте также: Традицию сорокадневного Великого поста установили Поместные церкви в IV-V веках, и долгое время он оставался единственным постом года. Соблюдение его было обязательным для всех христиан, а тех, кто нарушал религиозную традицию, могли временно отлучать от церкви.

Читайте также Вода: польза и вред. Почему нельзя пить слишком много воды и как пить правильно? Святитель Иоанн Златоуст так описывает уклад жизни Константинополя во время поста: "Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену". Сейчас, согласно церковному уставу, каждый христианин должен соблюдать Святую Четыредесятницу. Это своего рода минимум для постящихся. Сергей Пятаков Между тем многие православные несут и полный пост. Всего в церковном календарном году четыре многодневных поста. Из них два имеют постоянные даты - Рождественский - 21 ноября - 6 января, Успенский приурочен к Успению Божией Матери - 14 августа - 28 августа.

Даты Великого и Петрова постов зависят от дня празднования Пасхи. Как пояснил "Интерфаксу" иерей Одигитриевского женского монастыря Русской православной церкви г. Челябинск Алексий Поляков, человек, держащий пост, "подражает самому Спасителю". Читайте также Рамадан в 2024: что можно и что нельзя, даты и традиции "Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая Церковью - это подражание посту Спасителя в пустыне. Как мы читаем в Евангелии, после того, как Господь принял крещение, он на сорок дней и сорок ночей удалился в пустыню.

Как проходит Великий пост? Сразу после Масленицы начинается Великий пост. Он состоит из двух частей — Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первый этап — это дни, когда верующие через ограничение в еде и покаяние приближают встречу с Христом Воскресшим. Страстная седмица очень чтится церковью, потому что в последнюю неделю поста вспоминают Тайную вечерю, распятие и воскресение Иисуса Христа. Постящимся нельзя есть мясо, молоко и молочные продукты, яйца. Также под запрет попадает рыба, кроме двух праздников: Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербного воскресенья. В Великий пост нужно будет отказаться от алкоголя.

Шестое воскресение Великого поста — его окончание и напоминание о том, что в этом мире торжество может перерасти в скорбь. Вербное воскресенье, когда народ торжественно встречал Христа, въезжающего в Иерусалим, перетекает в Страстную седмицу. Это уже память о предательстве, Кресте, страданиях, Смерти, без которых невозможна Пасха. Постное воздержание «…Хорошо известно, братия мои, что во время сих святых дней бывает и изменение в пище, прибавление коленопреклонений и поклонов, и приращение в пении и в службах, по древнему преданию Святых наших Отцев. Приимем же сей дар поста честно и с радостию; не будем скорбеть о страдании и ослаблении нашего тела, но будем радоваться о здравии и спасении нашей души», - так говорил прп. Феодор Студит об аскетическом подвиге. Может ли современный православный христианин поститься до «страдания и ослабления тела»? И как вообще поститься? По началу христиане не имели единого образца для воздержания. Все постились по-разному. Церковный историк Сократ пишет о 4 веке христианства, что «одни воздерживаются от употребления в пищу всякого рода животных, другие из всех одушевленных употребляют только рыбу, а некоторые, вместе с рыбой едят и птиц…Одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают. А иные, постясь до девятого часа, вкушают потом всякую пищу». В современности все более-менее ясно. Если говорить о внешней стороне Великого поста, то Устав нам предлагает следующее: воздерживаемся в пище от всех продуктов животного происхождения, по средам и пятницам не едим даже вареной пищи. А растительное масло, по уставу, можно употреблять Великим постом лишь в субботу и воскресенье. Все ли способны на такой образ поста? Конечно, не все, если даже прп. Феодор Студит, который писал свои «Огласительные поучения», ориентируясь на монахов пишет в слове в первую неделю Православия о том, чтобы сверх силы не подвизаться в Божественных подвигах, и чтобы питать душу духовными созерцаниями»: «… в деле подвижничества и трудах будем иметь меру и рассуждение, чтобы сохранять и телесное здоровье. Ибо какая польза сначала подвизаться выше своих сил, потом понемногу утомляясь, оставлять свой подвиг»? Действительно, цель поста - облегчить и усмирить тело, научиться обуздывать пожелания и обезоруживать страсти. Слова того же преподобного Феодора: «…с воздержанием в пище, будем воздерживаться и от всякого греха душевного и телесного, как научает нас и стихира, в которой сказано: "пост не ошаяние брашен точию совершим, но всякия греховныя страсти отчуждение"». Василий Великий обличал тех, кто видит в посте только внешнюю сторону: «Не будем думать, что одного неядения до вечера достаточно нам для спасения» и свт. Иоанн Златоуст подтверждает: «…что за польза от поста, скажи мне, если по целым дням не ешь, а предаешься весь день играм, шуткам, даже клятвопреступлению и злоречию». Таким образом, уже со стороны древних аскетов мы имеем предупреждение о том, что поститься можно и неправильно. Что внешний пост не должен превышать меру, которую стоит определять при помощи опытного в духовном отношении человека. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов по средам и пятницам или в периоды многодневных постов Рождественского, Великого, Петрова и Успенского могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При болезнях и немощах к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно. С другой стороны, определение меры поста не должно оправдывать нежелание поститься. Так или иначе, но человек, при знакомстве с аскетической практикой Великого поста приходит к необходимости определить его духовное содержание.

Святые отцы церкви, рассуждая о соблюдении постов, называли себя "не телоубийцами, а грехоубийцами". У каждой из шести недель Великого поста свой смысл и символика. Одну из недель чаще всего первую верующие обычно посвящают особенно усердному его соблюдению и регулярному посещению церкви, после чего в субботу или воскресенье исповедуются и причащаются. Этот канон содержит глубокие покаянные молитвы и проводит аналогии между кающимся грешником и библейскими героями, которые тоже грешили и каялись. В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит освящение "колива" т. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. В 362 г. В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое "Торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 г. Во время этого праздника в середине храма полукругом, на аналоях высокие столики для икон выставляются храмовые иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от церкви. Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке и раскрывшего учение о силе поста и молитвы. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "крестопоклонными". В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века - святой Иоанн Лествичник, который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении "Лествица Рая" изобразил путь постепенного восхождение человека к духовному совершенствованию, как по лестнице. В четверг на пятой неделе совершается так называемое "стояние св. Марии Египетской". В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородице: читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Шестое воскресенье Великого поста - великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим.

Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть

Великий пост, несмотря на «плавающие» даты, всегда начинается в понедельник, а завершается в Светлое воскресенье. Великий пост откроет четыредесятница – первые 40 дней поста, и закончится Страстной Седмицей (неделей перед Пасхой). Этим роликом открываем новый плейлист: Великий Пост. Сегодня поговорим о самом посте. В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим.

Почему в Церкви четыре поста?

статья на кулинарном сайте Предшествует этому событию Великий пост, который в 2024 году начался 18 марта и завершится 4 мая. Запреты в Страстную неделю в 2024 году: что категорически нельзя делать в последние дни перед Пасхой. За семь недель до Пасхи начинается Великий пост, важнейший и самый древний из многодневных постов православной церкви, который готовит верующих к достойной РИА Новости, 06.04.2023.

История и смысл Великого поста

Великий пост состоит: из 40 дней (Четыредесятницы); двух праздничных дней (Лазаревой субботы и Вербного воскресенья), а также Страстной седмицы — всего 48 дней. Великий пост — период перед Пасхой, когда церковный устав предписывает верующим ограничить себя в еде и развлечениях и обратить пристальное внимание на свою духовную жизнь. Великий пост появился как воспоминание о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне, где он ничего не ел, много молился и подвергался искушениям дьявола. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть. В чем суть Великого поста. Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения.

Читайте также

  • Новости Томска. Свежие томские новости – РИА Томск
  • О Великом посте
  • Сколько длится Великий пост?
  • Великий пост 2024

Сегодня началась Страстная неделя перед Пасхой. Что строго запрещено?

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. Последняя неделя Великого поста, требующего суровых воздержаний, считается самой строгой. Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают страдания Христа перед Пасхой. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Все 40 дней Великого поста верующие соблюдают ограничения в пище. Основу рациона в эти дни составляют овощи, фрукты и крупы, а вот продукты животного происхождения находятся под запретом.

Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста

Сколько времени нужно поститься? Если вернуться к происхождению Великого поста, то первое его упоминание можно найти у Иринея Лионского в письме Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий. Именно это место часто приводят в доказательство древности этой традиции. Но на самом деле там не говорится ничего про Великий пост и что нужно поститься сорок дней: Ибо, некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста. Евсевий Кесарийский Один хитрый переводчик перевёл слова сорок часов как сорок дней, и теперь "благодаря" его обману многие православные ссылаются на Евсевия, как на доказательство древности происхождения Великого поста. Однако современная наука уже давно доказала правильность перевода в сорок часов. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней Лионский примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней, а только в 40 часов, и то не в повсеместном распространении. Когда появился великий пост? Нет его там, как и слова Троица, как и много чего другого, что сегодня церковь возвела в ранг догматов, обязательных к исполнению.

Самое забавное, что последнюю неделю перед "Великим постом" объявляют самым строгим периодом Великого поста! Но именно в это время Христос и его апостолы ели мясо и пили вино на еврейскую Пасху, которая была за ТРИ дня до его воскресения, которое знаменует конец Великого поста, а ныне совмещено с православной Пасхой! Я уже в прошлом году писал о православном посте целую статью, и далее не буду углубляться в тему постов из Библии, которые якобы являются прообразом современного Великого поста. Кому интересно, могут почитать мои размышления об этом в той статье.

Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети? Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха?

И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу.

Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт. Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?

Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая.

Но существует и еще один способ превратить 48 дней поста в «десятину года». Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов. В правилах Вселенских соборов и в текстах святых отцов мы можем найти упоминание о том, что христианин, не соблюдавший Великий Пост, на некоторое время мог отлучаться от Церкви. В одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста говориться о том, что к IV веку Святая Четыредесятница изменяла привычный уклад жизни Константинополя: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену».

Сорокадневная продолжительность Великого поста, принятая всей Церковью, - это подражание посту Спасителя в пустыне, и посту пророка Моисея, а также стандартное время поста для тех, кто хотел принять крещение. В древней Церкви крестили на Пасху, и оглашенные готовились к этому событию 40 дней, молясь в храме, обучаясь основам веры и соблюдая пост. Остальные же христиане старались причаститься во время Святой Четыредесятницы. Что такое Великий пост по уставу Церкви? Если несколько упростить рекомендации Типикона церковного устава , то пост предполагает ограничение числа приемов пищи один раз в день, вечером и ее качества хлеб и вода, теплые овощи без масла — сухоядение , и даже полный отказ от пищи и воды например, в понедельник и вторник первой недели. То есть с понедельника по пятницу всех недель Великого поста за исключением особых случаев христианин есть один раз в день очень простую пищу без масла хлеб, вода, овощи.

Во время Рождественского поста верующие стараются следовать примеру монашеского образа жизни — не только в еде, но и в поведении, акцентируя внимание на милосердии: примиряются после ссор, занимаются благотворительностью, проявляют доброжелательность и открытость к окружающим. Постные дни также благоприятны для совершения крещения как детей, так и взрослых, чтения акафистов, молитв за усопших, в том числе проскомидий и панихид. Желательно чаще причащаться — это способствует духовному и физическому развитию. Важно добросовестно читать молитвы, посещать храмы, исповедоваться в содеянном, а также помогать нуждающимся. В эти дни особенно преданные верующие ограничивают себя от всего, оставляя на столе лишь хлеб да воду. Однако такой подход требует большой силы воли и крепкого здоровья, потому не всем подходит. Придерживаясь поста, важно подходить к питанию осознанно, не поддаваясь чужим рекомендациям или излишнему поиску информации в интернете. Лучше всего ориентироваться на собственное здоровье, возможности тела и советы священника, к которому вы обращаетесь за духовным руководством. Он лучше других поймет ваше состояние и потребности. Пост не следует воспринимать как диету. Если отказ от определенных продуктов, таких как мясо или молоко, дается тяжело, не стоит себя насильно ограничивать. Главное в посте — не физическое воздержание от конкретных продуктов, а внутреннее очищение и покаяние. В вопросе интимных отношений решение остается за самими супругами. Если оба соблюдают пост, они могут по обоюдному согласию ограничить себя в близости. Если же один из партнеров постится, а другой — нет и при этом настаивает на супружеских правах, важно сохранять гармонию и взаимопонимание в отношениях, возможно, идя на компромисс. Об этом упоминал еще апостол Павел: «Но во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Ведь пост не разрушит мир в семье, а наоборот, призван укреплять его. Если человек никогда не постился, то выдержать 40 дней будет нелегко.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий