Новости первый человек на луне ссср

На АМС «Луна-2» было установлено 2 вымпела с изображением Герба СССР. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать). Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись. 31 марта 1966 года советские специалисты осуществили запуск первого искусственного спутника Луны. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества.

«Луна-9». Первая посадка на Луну 55 лет назад

За это время было совершено 460 оборотов вокруг Луны и произошло 219 сеансов радиосвязи спутника с Землей, во время которых была получена информация о гравитационном и магнитном полях Луны, магнитном шлейфе Земли, а также некоторые данные о химическом составе и радиоактивности поверхностных пород Луны. Она закончила активное существование ввиду исчерпания заряда химических батарей, поскольку не была оборудована солнечными батареями.

Трижды наши автоматы сумели привезти на Землю лунный грунт — всего 330 граммов. Программа СССР по исследованиям Луны с помощью автоматов была закрыта в 1976 году после полета очередного аппарата «Луна-24». США предпочли иное направление атаки. После старта Гагарина президент Джон Кеннеди объ явил, что следующее десятилетие его страна посвятит экспедиции и высадке человека на Луну. С этой задачей США справились. С 20 июля 1969-го по 1972 год шесть раз американские «Аполлоны» высаживали астронавтов на Луну — всего 12 человек.

С Луны на Землю доставлено 380 кг лунного грунта. Лишь одна из семи экспедиций оказалась неудачной и вернулась домой несолоно хлебавши. Любопытно, что 21 июля 1969 года советский автомат «Луна-15», незадолго до обратного старта на Землю «Аполлона-11», приземлился на Луну. Надо отдать должное нашей деликатности, не на голову Нилу Армстронгу. Оче видно, совпадение сроков имело пропагандистский характер и было призвано снизить градус восторгов относительно американской лунной миссии. Однако «Луна-15» разбилась при посадке. И все-таки факт в том, что не астронавты, а именно советские аппараты, которые шли вереницей, добыли доказательство присутствия на Луне воды в полярных шапках, что важно для колонизации земного спутника.

Каждый из луноходов колесил месяцами, удалялся от станции на сотни метров и собирал более богатый материал, чем привязанные к кораблю астронавты. Почему наши там побывали Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. СССР по своей природе просто не мог позволить советским гражданам присутствовать на триумфе идеологического супостата. Ведь в кухонных разговорах могли спросить недоуменно: почему советский человек первым вышел в космос, но не добрался до Луны? Или в Кремле потеряли хватку?

Из-за этого он получил прозвище «Ледяной капитан». Сам Армстронг описывал себя как человека, глубоко преданного науке.

По его словам, он был и остается инженером-ботаником, который неразлучен с карандашами и логарифмической линейкой. Впрочем, это не мешало ему в зрелом возрасте отнести себя к деистам — людям, признающим существование Бога и сотворение им мира, но отрицающим сверхъестественные явления. Поклонники Армстронга со всего мира не раз зададутся вопросом, мол, как видевший космическую пустоту человек может верить в существование Бога? А пока это обычный американский парень, который хочет получить техническое образование и стать летчиком. Нил Армстронг описывал себя как инженера-"ботаника». Нила отправили воевать. После окончания службы Армстронг возвратился в альма-матер и получил степень бакалавра по авиационной технике.

Позже Армстронг закончит магистратуру по авиакосмической технике в университете Южной Каролины. В этом браке на свет появятся трое детей: сыновья Марк с Эриком и дочь Карен. Жизнь последней оборвется еще в детстве из-за опухоли мозга. Существует версия, что смерть ребенка оказала влияние на решение Армстронга участвовать в миссии. Такая трактовка нашла отражение в одной из биографических фильмов, посвященных Нилу Армстронгу. Картина «Человек на Луне» вышла в 2018-м и вызвала негодование зрителей. Киноманам очень не понравилось, как в ленте представлен Нил Армстронг в исполнении Райана Гослинга.

Второй опасностью для Гагарина могло стать попадание на парашюте в ледяную воду Волги шел апрель месяц. Но Юрию помогла отличная предполётная подготовка — управляя стропами, он приземлился в 2 км от берега. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал примерно 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля — 12 минут 9 секунд.

По итогам первого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. Им не удалось передать данные о самой планете, однако были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца. Большой объем траекторных измерений представил собой большую ценность для изучения проблем сверхдальней связи и межпланетных перелетов. Были изучены магнитные поля, космические лучи, потоки заряженных частиц малых энергий, потоки солнечной плазмы и их энергетические спектры, а также космические радиоизлучения и микрометеоры. Станция «Венера-3» стала первым космическим аппаратом, достигшим поверхности другой планеты. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии.

Программа пилотируемых полётов была свёрнута в связи с проигрышем США так называемой «лунной гонки».

21 декабря - Празднуем Три победы СССР в космосе (1966,1984 и 1989 годах)

Итог — быстрая гибель. После изучения ошибок наступил черед запуска «Луны-9». Технические характеристики «Луны-9» Автоматическая станция состояла из двигательной установки для коррекции полета и торможения во время посадки, сферического блока баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации «Юпитер» и радиовысотомера больших высот. Главной полезной нагрузкой стала сама лунная станция, которая представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри находилась радиосистема, программно-временное устройство, аккумулятор, система терморегулирования и различные научные приборы.

Строение «Луны-9». Источник: НПО Лавочкина На внешней стороне верхнего полюса сферического контейнера были установлены оптико-механическая телекамера Я-198 время передачи одной панорамы достигало 100 минут и счетчики радиации прибора КС-17М. Еще один научный инструмент, гамма-спектрометр СГС-2, был отключен до запуска из-за поломки. Два надувных амортизатора-баллона, закрывающие станцию со всех сторон, уменьшали удар при посадке.

Вырезки из советских журналов с изображением станции «Луна-9». Достижения станции «Луна-9» села на поверхность спутника в 21:45:30 по московскому времени. Посадка была успешной, она произошла в области под названием Океан Бурь, к западу от кратеров Рейнер и Марий.

Тем более, к тому моменту СССР доказал, что хотел и острой необходимости «быть первыми на Луне» у него уже не было. Собственно, изначально высадка на Луне не значилась в советской космической программе — на конец 1960 — начало 1970 планировалось строительство большой орбитальной станции и корабля для межпланетной экспедиции. Официально советская «Лунная программа» стартовала только в 1964 году. Сам по себе проект полёта на Луну был невероятно дорогостоящим — в США по стоимости он был сопоставим с «ядерным проектом», и Советский Союз, в отличие от американцев, не мог направить на свой «Лунный проект» де-факто неограниченное финансирование. Ключевым моментом программы полёта к Луне, было создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, который в состоянии разогнать корабль массой в несколько десятков тонн до второй космической скорости.

Создавался «Сатурн» под руководством Вернера фон Брауна, в прошлом создавшим знаменитые баллистические ракеты «Фау-2», пожалуй, наиболее яркого символа нацистcкого «Вундерваффе». Ракета-носитель «Сатурн-5» на стартовой площадке «Сатурн-5» представлял собой огромную ракету высотой в 110 метров и наибольшей шириной в 10 метров. Стартовая масса ракеты была около 2950 тонн. На низкую околоземную орбиту НОО «Сатурн-5» мог вывести порядка 140 тонн полезной нагрузки, а вывести на траекторию к Луне — до 65 тонн полезной нагрузки при полётах к Луне в эту массу входил корабль «Аполлон», массой 46 тонн и третья ступень с остатками топлива. Первая ступень ракеты состояла из 5 двигателей F-1, каждый из которых давал тягу в 690 тонн. Данные двигатели работали на керосине. Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну. В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород.

США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т.

С 27 апреля астронавты начали тренировки в Исследовательском центре Лэнгли.

Тренировки включали теоретические занятия по астрономии, небесной механике и навигации, а так же упражнения на тренажерах и подводное плавание для имитации состояния невесомости. Каждый астронавт специализировался на определенной технической дисциплине: Гордон Купер и Дональд Слейтон занимались ракетами-носителями и стартовым оборудованием, Скотт Карпентер — системами связи и навигации, Джонн Гленн — оборудованием кабины корабля, Вирджилл Гриссом — системами управления полетом, Уолтер Ширра — системами жизнеобеспечения и скафандрами, а Алан Шепард — системами слежения и спасения. Первым в космос предстояло полететь именно Шепарду, как показавшему высочайший профессионализм среди семерки. Фотография Земли с борта корабля «Меркурий-Редстоун-3» Первые суборбитальные полеты Полет Гагарина спутал все планы НАСА — запуск первых пилотируемых кораблей в рамках программы «Меркурий» должен был состояться в мае 1961 года, однако президент Кеннеди потребовал перенести сроки, чтобы сократить отставание от СССР. Не смотря на возражения НАСА, которое опасалась неудачи после проблем, возникших во время полета шимпанзе Хэма 31 января, полет Шепарда перенесли на 24 марта. В отличие от полета Гагарина, ему предстояло стать суборбитальным, т.

Старт ракете «Меркурий-Редстоун-3» был дан с мыса Канаверал и уже через 8 минут 23 секунды полет завершился в водах Атлантического океана. Шепард поднялся на высоту 183 км и пролетел 375 км над Землей, при этом состояние невесомости длилось не более 2 минут. Таким образом, он стал вторым человеком, побывавшим в космосе, однако после этого Вернер фон Браун потребовал взять паузу для доработки ракеты — полет Вирджила Гриссома состоялся лишь 21 июля, через 4 месяца после Шепарда, при этом он так же был суборбитальным и чуть не закончился трагедией, т. Полеты на орбите Поскольку мощностей «Редстоуна» не хватало для выведения корабля на околоземную орбиту, было принято решение в предстоящем пилотируемом орбитальном полете использовать ракету-носитель «Атлас». Первые испытания прошли 29 июля 1960 года и окончились полным провалом — ракета взорвалась через минуту после старта. Лишь после этого удалось устранить все ошибки в расчетах космического аппарата и провести два успешных запуска, в одном из которых в качестве пассажира участвовал шимпанзе Энос.

Старт космического корабля «Меркурий-Атлас-6» астронавта Джона Гленна 20 февраля 1962 года состоялся первый орбитальный полет американского астронавта, который совершил Джон Гленн. Гленн три раза облетел вокруг Земли и через 4 часа 43 минуты после старта приземлился севернее острова Гаити, что стало первым случаем посадки человека внутри космического аппарата после возвращения с орбиты, тогда как все советские космонавты в рамках программы «Восток» катапультировались перед приземлением. В 1962 году прошли еще два успешных орбитальных полета Скотта Карпентера и Уолтера Ширра, а 15—16 мая 1963 года Гордон Купер на борту корабля «Меркурий-Атлас-9» находился в космосе свыше 34 часов, после чего было объявлено об окончании программы «Меркурий». Не смотря на то, что США сумели вывести своих астронавтов на орбиту, их отставание от Советского Союза стало еще более очевидным — если первый американский искусственный спутник Земли был запущен на 4 месяца позже советского, то первый орбитальный полет астронавта отставал от полета Гагарина более чем на год. Чтобы восстановить пошатнувшийся престиж Штатов, президент Кеннеди 25 мая 1961 года в выступлении перед Конгрессом поставил цель высадить первого человека на Луну до конца десятилетия, открыв тем самым начало Лунной гонке. Программа «Восход» Выступление Кеннеди вызвало острые дискуссии в руководстве СССР о перспективах развития космонавтики — неожиданно многие военные, лидером которых был маршал Захаров, высказали сомнения в перспективах мирного освоения космоса.

Королёву пришлось отстаивать свою идею сооружения орбитальной космической станции и осуществления лунной миссии, и лишь поддержка Берии не дала умереть этим проектам. Королёву предстояло разработать принципиально новый космический корабль, который мог бы выполнять сложные маневры на околоземной орбите, а впоследствии и доставить космонавтов к Луне не позднее 1967—1968 годов. Важным новшеством корабля стало то, что он проектировался для космического экипажа из двух человек и, в перспективе, должен был служить в т. Запуск беспилотного прототипа корабля «Восход» состоялся 9—11 февраля 1964 года, однако он окончился неудачей, т. При посадке аппарат затонул в водах Аральского моря. Первая успешная миссия нового корабля состоялась лишь 11—13 мая — аппарат, которому присвоили название «Космос-30» провел на орбите двое суток и благополучно осуществил посадку, что позволило перейти к пилотируемым запускам.

Полет прошел без нареканий, что дало Королёву основания для оптимизма в отношении готовящегося «Восход-2», в ходе миссии которого одному из членов экипажа предстояло покинуть борт космического корабля. Человек в открытом космосе Еще до старта первого «Восхода» был отобран экипаж для очередной миссии, в ходе которой должен был впервые состояться выход в открытый космос, — управлять кораблем предстояло Павлу Беляеву, ветерану советско-японской войны, самому старшему члену первого отряда космонавтов, а первым человеком в открытом космосе должен был стать 30-летний Алексей Леонов. Специально для работ в открытом космосе был разработан новый скафандр «Беркут». После очередного тестового запуска, 22 октября «Восход-2» вышел на околоземную орбиту и в 12 часов 44 минуты по московскому времени Алексей Леонов первым в истории человечества вышел в открытый космос. На внешней поверхности корабля были установлены две телевизионные камеры, которые передавали изображение на Землю — Леонов 5 раз удалялся от корабля и возвращался к нему с помощью фала, которым он был связан с «Севером-2». Пробыв в безвоздушном пространстве 12 минут 9 секунд, космонавт вернулся в шлюзовую камеру, для чего пришлось снизить давление кислорода в раздувшемся скафандре.

Посадка прошла в автоматическом режиме и около 8 часов 27 минут 23 октября космонавты приземлились на территории Удмуртии, примерно в 170 км к северу от Ижевска. Алексей Леонов и Павел Беляев Алексей Леонов в открытом космосе В рамках программы «Восход» Королёвым была разработана целая серия военных и научных программ, включающая в себя первый выход женщины в открытый космос, создание искусственной силы тяжести, испытания автономного средства передвижения космонавта и т. Предшествовал ему запуск беспилотного аппарата «Космос-64» 25 марта 1965 года, в ходе которого последний раз в истории советской космонавтики на орбите побывали собаки — Ветерок и Уголёк, полет которых продлился почти 22 суток.

Вроде бы да. А как на самом деле? В 1986 г. Гетланда «Космическая техника». Книга как книга.

Но она повергла в шок наших ученых и инженеров. На ее страницах рядом с огромным американским носителем «Сатурн-5» красовалась советская лунная ракета! Та самая ракета Н1, разработка которой велась в строжайшей тайне. Ларчик открылся просто. В 60—70-е гг. Американские спутники-шпионы ее сфотографировали, а специалисты НАСА определили назначение. Между тем ракету Н1 можно назвать «последней любовью» С. Главный конструктор мечтал не только о завоевании околоземного пространства, но и о полетах к другим планетам.

Постановление о создании ракеты Н1, способной поднимать в космос до 40—50 т, было принято в 1960 г. Но только в 1966 г. Келдыша одобрила проект лунной экспедиции.

«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии

Власти СССР поставили перед советскими учеными и инженерами задачу достичь поверхности спутника Земли и получить сведения об особенностях его ландшафта. Сборка автоматической лунной станции на Машиностроительном заводе имени С. Источник: Роскосмос 11 испытательных пусков закончились неудачей. Станции «Луна-5», «Луна-7» и «Луна-8» добрались до поверхности ночного светила, но посадка была отнюдь не мягкой. Итог — быстрая гибель. После изучения ошибок наступил черед запуска «Луны-9». Технические характеристики «Луны-9» Автоматическая станция состояла из двигательной установки для коррекции полета и торможения во время посадки, сферического блока баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации «Юпитер» и радиовысотомера больших высот. Главной полезной нагрузкой стала сама лунная станция, которая представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри находилась радиосистема, программно-временное устройство, аккумулятор, система терморегулирования и различные научные приборы. Строение «Луны-9». Источник: НПО Лавочкина На внешней стороне верхнего полюса сферического контейнера были установлены оптико-механическая телекамера Я-198 время передачи одной панорамы достигало 100 минут и счетчики радиации прибора КС-17М.

Еще один научный инструмент, гамма-спектрометр СГС-2, был отключен до запуска из-за поломки.

Естественно, противников данного исторического события всегда хватало, но здравый смысл всегда берет верх над догадками и "теориями заговора". Здесь мы не станем делать каких-то выводов и приводить доказательства успешности программы "Аполлон". На сегодня, мы поговорим немного о другом. Конечно же, тема будет касаться, все так же, темы полетов человека на Луну.

Но речь пойдет не про американцах. Дело в том, что в "золотые" для космонавтики 1960-е гг. Советский Союз, в принципе, был пионером в космонавтике и "золотыми" 1960-е гг. Так вот, в те "золотые" годы Советский Союз с большим рвением старался изо всех сил выйти первым и в Лунной гонке. Но что-то в определенный момент пошло не по плану и вперед выдвинулись американцы, которые в итоге и посадили на поверхность Луны целых шесть экипажей.

Сегодня, нам нужно узнать, по какой же причине Советский Союз отказался от высадки своего экипажа на Луну. С одной стороны, партийная номенклатура понимала, что "гонка за Луну" нами уже проиграна, когда американцы совершили высадку летом 1969 года. Тем не менее, работы на данном направлении в нашей стране не заканчивались.

Вопрос мягкой посадки оказался чрезвычайно сложным и по сути удался лишь с 12-й попытки. Успешная посадка станции «Луна-9» стала очевидным свидетельством того, что лунный грунт достаточно плотен для того, чтобы в будущем принять на себя пилотируемый космический корабль. Кроме того, в ходе полета «Луны-9» впервые в истории были произведены измерения уровня радиации непосредственно на поверхности Луны. Выяснилось, что его значение вполне приемлемо для осуществления полета человека на Луну без ущерба для здоровья — с учетом использования защитных средств, в частности, скафандров, блокирующих данное радиационное излучение.

Таким образом, прилунение советского космического аппарата открыло новый этап в развитии космонавтики. Человек начал осваивать ближайшие к Земле планеты.

Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур. Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии. Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр.

В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля. После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. Испытания ракеты прошли успешно. Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР. Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С.

Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка». Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин». Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны.

По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Выбор пал на Ю. Титов был назначен его дублером. Основу отряда составляли военные летчики-истребители Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В.

Быковский, В. Комаров, П. Беляев, А. Леонов, Б. Волынов, Е. Хрунов, Г. Шонин, В. Гагарина с личным составом боевого расчета.

В ней приняли участие главный конструктор С. Представлял космонавтов первый начальник Центра подготовки космонавтов, видный специалист в области авиационной медицины полковник Е. Встреча показала искреннее стремление и готовность офицеров, специалистов боевого расчета и космонавтов успешно выполнить поставленную задачу. Роль первого космонавта планеты досталась гражданину Советского Союза летчику-космонавту майору Юрию Алексеевичу Гагарину, который полностью выполнил программу полета. В комментариях газета «Правда» 12 апреля 1961 года подчеркивала историческое значение этого события: «Победу в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества… Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов». С 1968 года по решению Международной авиационной федерации этот день ежегодно отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. В России День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1. На 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 7 апреля 2011 года по инициативе России было принято решение о провозглашении 12 апреля Международным днем полета человека в космос.

В США первый пилотируемый баллистический полет длительностью 15 минут состоялся 5 мая 1961 года. После полета Гагарина эта стартовая площадка получила всемирно известное название «Гагаринский старт». Титовым на борту, самым молодым космонавтом в мире 17 витков вокруг Земли, 25 часов полета. Им впервые был совершен длительный орбитальный космический полет. В 1963 году на орбиту был запущен корабль «Восток-6» с Валентиной Терешковой — первой в мире женщиной-космонавтом. В США первый орбитальный пилотируемый полет состоялся 28 февраля 1962 года 3 витка, 5 часов. В ходе полета второй пилот корабля А. Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос.

Таким образом, с космодрома Байконур впервые в мировой истории человек прорвался в космос, благодаря ему были сделаны первые шаги по освоению космического пространства, первый в мире космодром стал символом нового космического века. Космический полет Ю. Гагарина стал величайшим достижением отечественной науки и техники, гордостью нашего народа. Он показал перспективы развития нашей Родины и мировой цивилизации. Советские ученые, конструкторы, специалисты, космонавты, испытатели, военные строители первыми проложили путь к освоению космического пространства. Всего на Байконуре за 65 лет его истории было совершено более 5000 пусков ракет, запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 150 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. Успехи военных испытателей и строителей Байконура отмечены высокими государственными наградами. В 1965 году за большие успехи в деле отработки и испытания ракетно-космических средств 5-й НИИП МО в дни празднования 10-й годовщины со дня своего основания 2 июня 1965 года был награжден орденом Ленина.

Вместе с тем прорыв в космос, освоение космического пространства, начатое на Байконуре, к сожалению, не обошлось без человеческих жертв, информация о которых долгое время была засекречена. Так, 24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М. В результате возникшего пожара и отравления парами ядовитых компонентов топлива гептил погибло 74 военнослужащих и представителей промышленности.

Первый луноход

Одним из основных научных достижений миссии было прямое измерение солнечного ветра. На орбите Юрий Гагарин смог провести самые простые эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. До его полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в панике не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему необходимо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. В момент приземления после катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что первый космонавт чуть не задохнулся. Второй опасностью для Гагарина могло стать попадание на парашюте в ледяную воду Волги шел апрель месяц. Но Юрию помогла отличная предполётная подготовка — управляя стропами, он приземлился в 2 км от берега. Этот успешный эксперимент обессмертил имя Гагарина навсегда. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2». Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал примерно 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что весьма затруднило Леонову возвращение на «Восход-2».

Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду, а вне корабля — 12 минут 9 секунд. По итогам первого выхода был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету. Им не удалось передать данные о самой планете, однако были получены научные данные о космическом и околопланетном пространстве в год спокойного Солнца.

Королёва, не верил, что «Аполлон-8», командиром которого был Ф. Борман, уйдёт с околоземной орбиты.

И вдруг приходит сообщение, что включён маршевый двигатель и корабль взял курс на Луну. Мишин медленно встал, встряхнулся, словно сбрасывая с себя какой-то тяжкий груз, подошёл к двери, ещё раз взглянул на экран — «Аполлон-8» уже стартовал к Луне — и вышел, резко хлопнув дверью. Мне показалось, что именно в этот момент в нашей лунной программе была поставлена финальная точка… А в мае 69-го состоялась «генеральная репетиция» высадки на Луну. Юджин Сернан числился в экипаже «Аполлона-10» пилотом лунной кабины. Он имитировал посадку на Луну, приблизившись к ней на расстояние всего в 15 км. Наблюдая за маневрами лунной кабины, я подумал: а вдруг он решит посадить её на поверхность?!

Юджин Сернан. Фото: Public Domain Позже, когда удалось встретиться с Юджином Сернаном, я поделился с ним своими ощущениями. Он рассмеялся: — Если бы у меня была возможность оттуда взлететь, я наверняка попробовал бы… В канун старта «Аполлона-11» мне довелось побеседовать с обоими легендарными астронавтами — Фрэнком Борманом и Юджином Сернаном. Фрэнк Борман прилетел в Москву. Мы беседовали в гостинице «Советская». Я спросил его: — На 16 июля намечен старт «Аполлона-11».

Какова вероятность, что уже в июле человек будет на Луне? Статья по теме Участвуют ли белорусы в программе по высадке людей на Луне? Астронавт ответил так: — В Америке все убеждены, что полёт «Аполлона-11» пройдёт успешно. Но специалисты прекрасно понимают, что могут возникнуть любые трудности. Мы, те, кто непосредственно связан с программой «Аполлон», более осторожны. Если по каким-либо причинам высадка на Луне в июле не состоится, то мы предпримем ещё две попытки — в сентябре и декабре.

Через две недели я встретился в Хельсинки с Юджином Сернаном. Рассказы двоих астронавтов объединил и передал в Москву в день старта «Аполлона-11». Борман: «Все трое начали тренироваться после нас. Нейл Армстронг успел окончить университет, несколько лет прослужил в частях ВМФ. Из морской авиации перешёл в лётчики-испытатели. Он довольно много летал на самолёте Х-15, который поднимался к границе космоса.

У этого самолёта ракетный двигатель, он способен развить колоссальную для авиации скорость. Испытания Х-15 чрезвычайно сложны и опасны, но Армстронг провёл их блестяще». Фото: Public Domain Ю. Сернан: «В 1966 г. Армстронг стал командиром «Джемини-8». Почти 11 часов провёл в космосе, но затем корабль был посажен из-за неполадок.

Среди астронавтов Армстронг пользуется большим авторитетом. Он немногословен, но если говорит, то всегда убедительно. Он замкнутый, но прямой человек. Его жена Джанет считает Нейла великим молчальником. Она говорит: «Молчание — это обычный стиль его беседы. Если он кивает головой или просто улыбается, это уже оживлённая беседа.

Если он говорит «да», значит, беседа приняла бурный характер. Если же он говорит «нет», это значит, что он ожесточённо спорит». Джанет с юмором замечает, что Нейлу потребовалось три года, чтобы пригласить её на свидание, а когда он сделал предложение, то она сразу согласилась, ибо опасалась, что повторения этой фразы придётся ждать ещё несколько лет…» О двух других членах экипажа «Аполлона-11» у обоих астронавтов было единодушное мнение: Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин - прекрасные специалисты, опытные астронавты и тоже немногословны. Впрочем, об Эдвине Олдрине Сернан сказал так: «Это наиболее образованный астронавт. Степень доктора технических наук сама за себя говорит.

Телекамера зафиксировала этот момент. Астронавты пообедали и легли спать. Через 7 часов они проснулись и вновь перекусили. Теперь можно было готовиться к старту. В общей сложности они находились на Луне 21 час 36 минут. Вспоминает Майкл Коллинз: «Для меня самым приятным было наблюдать, как «Орёл» поднимается с поверхности Луны. Это привело меня в сильное возбуждение, так как впервые стало ясно, что они справились с задачей. Они сели на Луну и снова взлетели. То был прекрасный лунный день, если только можно говорить о лунных днях. Луна не казалась зловещей и мрачной, какой она иногда выглядит, если освещена солнцем под очень острым углом… Мне ни разу не удалось разглядеть «Орла» на поверхности Луны, но время от времени я слышал их. Находясь на Луне, лунная кабина всегда была обращена к какой-то точке Земли, поэтому Нейл и Базз всегда могли поддерживать с ней связь. Я же находился на круговой орбите и за два часа полного оборота в течение более 40 минут не мог ни с кем говорить. За те час и пятнадцать минут, что я находился на видимой стороне Луны, я мог поддерживать связь с внешним миром, а с лунной кабиной мог говорить непосредственно лишь в течение шести-семи минут…» «Орёл» перед стыковкой, снятый Майклом Коллинзом из «Колумбии», на фоне восходящей Земли. Фото: Public Domain 24 июля в 19. Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз вернулись на Землю. В общей сложности от старта до посадки прошло 195 часов 15 минут 21 секунда. Пытался рассказать о деталях полёта, брал интервью у астронавтов и специалистов, которые работали в Европейском космическом центре и на Астронавтическом конгрессе, проходившем в эти дни в Хельсинки. Каждый раз спрашивал у стенографистки, как реагируют на мои репортажи. Статья по теме Она неизменно отвечала коротко: «Пиши больше, все читают с большим интересом». Трудно передать мои досаду, разочарование и бешенство, когда я вернулся в Москву и узнал, что ни один! Зачем же заставляли писать больше?! Оказалось, что репортажи пересылали в ЦК партии, в отдел пропаганды, а оттуда неизменно приходила рекомендация: «Пока не публиковать, но пусть пишет — присылайте нам! По рекомендации того же отдела ЦК тираж книги был всего 30 тыс. И как пример тому демонстрировали мою книгу «Космический перекрёсток». Наступало время сотрудничества США и СССР по программе «Союз» — «Аполлон», а потому признавать, что у нас почти ничего не сообщали о достижениях американцев в космосе и в освоении Луны, было уже неприлично… Завесу молчания прорвали учёные Академии наук. Академики А. Благонравов, А. Виноградов, Б. Петров, О. Газенко и некоторые другие охотно давали интервью, если речь заходила о полётах на Луну. Именно он пригласил в Академию наук Нейла Армстронга, и тот выступил с докладом не только о своём полёте, но и обо всей программе «Аполлон». Валентина Терешкова дарит ему значок о посещении Звёздного городка, июнь 1970 г. Оказалось, что в нашем Музее космонавтики таких автографов нет, и я подарил один из них музею. Однако почему-то он в экспозиции, посвящённой «Аполлону-11», не представлен. Неужели до сих пор есть сомневающиеся в том, что полёт Нейла Армстронга и его коллег не заслуживает такого же почёта и уважения, как старт Юрия Гагарина?! Недавно в музее открылась выставка, посвящённая Алексею Леонову. На одном из стендов я увидел фото — юбиляр вместе с Нейлом Армстронгом. Первый человек, вышедший в открытый космос, и первый человек, шагнувший на Луну. Статья по теме Космическая перезагрузка. Как «Союз» и «Аполлон» встретились над Эльбой И вместо эпилога Иногда не включаю телевизор и не открываю некоторые газеты, потому что знаю: там мне начнут доказывать, что американцы на Луну не летали, мол, это мистификация, постановка режиссёров из Голливуда. С подобными утверждениями выступают не только весьма сомнительные личности, но и некоторые политические деятели, занимающие довольно высокие посты в государстве.

В пустыню Каракумы их сбрасывали с парашютами и НЗ но без оружия , поскольку в людной местности парашюты могло отнести не туда, куда следовало. Да и пистолетов даже стартовых с собою не дали... С трудом удалось добиться получения ножей для защиты от змей и ядовитых насекомых. Мало ли для чего могли их использовать зэки, пусть даже сидевшие по политическим статьям. Ножи зэкам дали тупые и короткие. Такими и консервную банку не вскроешь... И даже хлеб с трудом нарежешь... Испытания в пустыне были очень тяжелыми. Зэкам приходилось ползти под испепеляющими лучами июльского солнца, ибо никому не было ведомо, на когда может быть назначен их реальный полет и куда им придется приземляться по возвращении на родную Землю. Выбрасывали по две. Тяжело досталось Пономаренко и Склярову — жара, ядовитые змеи, скорпионы... И воды было очень мало. Когда иссякли силы у будущих космонавтов-зэков а тогда они еще не догадывались, какую судьбу им уготовила Софья Власьевна , они поползли по песку под палящими лучами. Ползли долго наверно, два или три часа — часы у зэков тоже отобрали перед выбросом с парашютами - на всякий случай , но были остановлены патрулем. Ножи и прочее оружие бросить! Поскольку Пономаренко хорошо видел, что караульный появился не один, а в отдалении за ним стоит целый взвод автоматчиков, он попросил Склярова не сопротивляться и немедленно выполнить требование. Да и какое оружие у них могло быть? На одном из занятий осенью 1967 года космонавтам-зэкам, дали, наконец, понять, что их готовят к полету в космос, причем с выводом на очень высокую орбиту. Они долго не могли поверить этому, но однажды к ним пришел инженер, представившийся Петром свою фамилию он не назвал , и рассказал о космическом корабле «7К-Л1». Тогда зэки еще не видели фотографий «Союза» и им даже не сообщили, что «Зонд» - это модификация «Союза», на котором погиб Комаров, но без бытового отсека. Петр рассказал зэкам-космонавтам о компоновке «Зонда», состоящего из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Он сказал, что стартовая масса нового космического корабля - 5,5 тонн, что он состоит из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека ПАО. Петр сообщил четверке, что в случае аварии на начальном этапе полета космонавтов спасет САС — твердотопливная ракета системы аварийного спасения САС , установленная на специальном силовом опорном конусе. Именно за этот конус — часть нижней полусферы бытового отсека «Союза» - САС должна была вытянуть спускаемый аппарат в случае аварии на старте. Здесь же, в конусе находился проход для доступа космонавтов к герметическому люку СА, через который экипаж корабля должен был совершать посадку в СА на стартовой позиции. Петр довел до сведения своих новых подопечных, что опорный конус должен быть сброшен на низкой околоземной орбите, перед выводом на высокоэллиптическую орбиту так эвфемически зэкам объясняли предстоящий полет к Луне. От Петра зэки узнали, что космический корабль может летать как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. В пилотируемом варианте на борт корабля устанавливаются два кресла с амортизаторами системы «Казбек», в которых должны были размещаться космонавты, а также индикатор курса, астроориентатор, фотоаппарат «Салют-1М» с дополнительным длиннофокусным объективом «Таир-33С», кинокамера «16ЛК-К1» Красногорского завода, автоматический фотоаппарат АФА-БАМ, фотоаппарат СКД, индивидуальные дозиметры. Все это Петр прочел вслух из какого-то толстенного журнала со множеством схем. В пилотируемом варианте в состав системы жизнеобеспечения водится блок личной гигиены космонавтов, а бортовой вычислитель укомплектовывался долговременным запоминающим устройством «ДЗУ-4». Но в беспилотных кораблях вместо людей будут размещены манекены. Космонавты на борту корабля «Зонд» должны совершить полет в костюмах без спасательных скафандров. Не до того было... Глава 3. Вечерние беседы. В один из вечеров, когда у космонавтов-зэков не было самоподготовки, пошло обсуждение их имен. У Андрея, Василия и Тимофея оказались обычные русские имена. С именем Равиль дело было посложнее... А в честь кого тебя назвали Равилем? Это — татарская форма древнееврейского имени Рафаил, - разъяснил Габдуллаев... Вот есть у нас такой великий татарский поэт — Муса Джалиль. И как это имя звучит в других языках? Его фашисты уничтожили в концлагере. Хотите услышать его стихи? Нет, сильны мы -- мы найдем дорогу, Нам ничто не преградит пути. Нас, идущих к светлой цели, много, Мы туда не можем не дойти! Не страшась кровопролитной битвы, Мы пойдем, как буря, напролом. Пусть кому-то быть из нас убитым,-- Никому из нас не быть рабом! Ребята призадумались. Все они родились в середине 30-ых годов и были ровесниками первых советских космонавтов. Приготовьтесь слушать! Я не боюсь никого! И поплатился за это десятью годами заключения в лагерях. А другой наш соотечественник, Нигмат Терегулов, специально приехал из Уфы в Казань, чтобы передать эту тетрадку в Союз писателей Татарии. Тоже был арестован, получил срок и погиб в тех же лагерях. Бельгийский патриот Андре Тиммерманс с немалым риском для себя вынес из Моабитской тюрьмы вторую тетрадь поэта. После войны он долго болел, лежал в больнице. Но попросил друга передать эту тетрадку в советское консульство в Брюсселе. Бывшего военнопленного Рушата Хисамутдинова, также арестованного после войны, не раз допрашивали в подвалах казанского НКВД на «Черном озере». Тоже там? Расспрашивали Рушата и о Джалиле. Каждый раз он отвечал, что Джалиль — поэт-патриот, член подпольной антифашистской группы. И умер Джалиль как герой. Как Джалиль. Не сломался. Потому и сидим. Рушата прерывали, не давали договорить, били, орали на него, что Джалиль — предатель, изменник Родины. А он повторял своё и следил, чтобы в протокол заносили его показания без искажений… - Ему еще удавалось и в протокол заглядывать? Почему его назвали изменником Родины? Расскажи, Равиль! Он обвинялся в измене Родине, пособничестве врагу и других смертных грехах. К розыску «опасного преступника» была подключена широко разветвлённая агентурная сеть. Разгуливал по Берлину в гражданском костюме, без всякого конвоя. Встречался с татарскими эмигрантами и руководителями комитета «Идель-Урал». Одно время даже жил в доме главы татарского комитета Шафи Алмаса, которого немцы прочили в «президенты» будущего «независимого» государства Идель-Урал. Отсюда делался вывод, что он верой и правдой служил немцам. О подпольной же деятельности поэта знали немногие… - Конспиратор... У неё дома оставалась пятилетняя дочь Чулпан. У вдовы поэта все время допытывались: нет ли каких-нибудь вестей от мужа? Кто к ним приходил и зачем? О чём говорили? Если она забывала о чём-то сказать, её поправляли и строго предупреждали. Топтунов, значит, прикрепили... Тот самый, которому в одном из последних писем с фронта Джалиль завещал сбор и публикацию всего своего литературного наследия. Гази Кашшаф встречался с бывшими военнопленными и записывал их показания. Все свидетели единодушно утверждали, что Муса вёл подпольную работу против немцев, позднее был арестован и казнён в берлинской тюрьме. Муратов ознакомился с материалами и передал папку в МГБ. Тогда Гази Кашшафа вызвали на Чёрное озеро и сделали строгое внушение: «Кто позволил Вам подменять компетентные органы? Поняли, что Муса Джалиль невиновен. В органы безопасности поступали сведения о героическом подвиге поэта и по их собственным каналам. Резидент советской разведки в Италии Горшков ещё в ходе войны получил сведения о том, что в Берлине действует подпольная организация, во главе которой стоит татарский поэт Муса Джалиль. Горшков был уроженцем Казани, выпускником местного авиационного института, поэтому он знал о поэте ещё до войны, читал его произведения. На свой страх и риск резидент послал своего человека через линию фронта, чтобы связаться с подпольщиками и дать им необходимые инструкции. Но подпольщиков к этому времени уже арестовали. В январе 1946 года в руки Горшкова попала третья Моабитская тетрадь, которую принёс в советское посольство в Риме турецкий подданный, этнический татарин Казим Миршан. Посольство переслало тетрадку в Москву, где её передали в «компетентные органы». Здесь следы третьей тетради затерялись. Жену Джалиля то принимали подчёркнуто уважительно, как жену погибшего поэта-фронтовика, то буквально выгоняли из Союза писателей, как жену изменника Родины. То собирались издавать книги Джалиля, то выбрасывали имя автора либретто из афиш оперы «Алтынчеч». А когда по радио передавали песни на его стихи, диктор объявлял: «Слова народные…» -Да, народным героем был твой Муса... А он передал их запрос в Комитет государственной безопасности и убедительно попросил разобраться, наконец, в этом деле. И тогда за это дело взялся один из руководителей МГБ республики генерал Токарев. Лично ознакомившись с делом Джалиля, он признал правоту татарских писателей, и в мае 1949 года послал новый запрос в Москву, в котором, по сути, потребовал полной реабилитации Мусы Джалиля и его боевых товарищей. И добился! Хотя и не сразу. Вначале из Москвы последовал ответ, что якобы бегство Джалиля на Запад документально подтверждено. Но генерал не успокоился и послал в Москву копии свидетельских показаний о гибели Джалиля. Москва долго молчала. Затем сообщила, что в связи с гибелью разыскиваемого в 1944 году оперативное разыскное дело на него прекращено. Но до самой смерти Сталина имя Джалиля в Татарстане по-прежнему оставалось под запретом. Первой нарушила заговор молчания «Литературная газета», опубликовавшая 25 апреля 1953 года первую подборку моабитских стихов М. И сделал это писатель Константин Симонов. Но полагал, что сами стихи лучше всяких доводов отметают эти подозрения. И Симонов решил опубликовать подборку моабитских стихов М. Джалиля в журнале «Новый мир», главным редактором которого был сам Симонов. А сколько таких осталось безвестными или с клеймом «предатель»? А через несколько дней Василий Пономаренко рассказал своим друзьям о Голодоморе. А потом свои истории рассказали Андрей и Тимофей. Глава 4. Накануне полета. Таким образом, к полету на «Лунолетах» готовились сразу две группы космонавтов — обычная и зэковская... Согласно историку советской науки Гелию Шамсудинову, в состав обычной группы, тренировавшейся в Звездном городке, носящем сегодня имя Гагарина, входили вначале 12 человек.

«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР

Накануне исторического научного события RTVI вспоминает основные вехи советской лунной программы. Малоизвестный факт — пытаться исследовать Луну и даже Венеру, запуская к ним ракеты и станции, Советский союз начал еще за три года до полета в космос Юрия Гагарина. Три станции из-за аварии ракеты «Восток» не смогли выйти даже на орбиту Земли и лишь четвертая выполнила задачу, став «Луной-1». Впрочем, из-за ошибки в циклограмме полета станция не смогла достичь Луны и пролетев мимо нее стала первым искусственным спутником Солнца. Тем не менее, аппарату впервые в истории удалось покинуть окрестности Земли, и были получены важнейшие научные данные — открыт внешний радиационный пояс Земли и сделаны первые прямые измерения свойств солнечного ветра. Первым в мире рукотворным объектом, достигшим поверхности Луны, 14 сентября 1959 года стала советская автоматическая станция «Луна-2». Чтобы обеспечить достижение орбиты Луны, пришлось модифицировать ракету-носитель Р-7, добавив к ней третью ступень — блок «Е». Станция не совершила мягкой посадки — она буквально врезалась в поверхность спутника со скоростью 3,3 километра в секунду, разлетевшись на части. По расчетам специалистов, взрыв должен был создать воронку диаметром от 15 до 130 метров. Один из вымпелов с надписями «СССР» со станции «Луна-2» ТАСС Успех «Луны-2» имел политический резонанс, и Советский союз не упустил возможности использовать его для напоминания о своем лидерстве в исследовании космоса. Станция несла пару шарообразных вымпелов из нержавеющей стали с надписями «СССР» на пятиугольных фрагментах.

Планировалось, что при ударе о поверхность заряд, взорвавшись, разбросает эти таблички. В 1957 году, вскоре после запуска первого спутника, французский винодел Анри Мэр заключил пари с гостившим у него консулом СССР — он обещал подарить 1000 бутылок своего шампанского тому, кто увидит или сфотографирует обратную сторону Луны. Эту задачу впервые в истории также решила советская станция — «Луна-3». Подготовка и реализация эксперимента сопровождалась рядом забавных историй, о которых вспоминали участники проекта.

Астронавты всё время оставались на Земле, а «лунные кадры» снимались в особой секретной лаборатории, созданной специалистами НАСА где-то в пустыне. Более умеренные скептики признают возможность осуществления американцами реальных облётов Луны, однако сами моменты высадки считают фальшивкой и киномонтажем. Приверженцы этой сенсационной гипотезы разработали подробную аргументацию.

Наиболее сильным доводом, по их мнению, является то, что на кадрах высадки астронавтов на Луну лунная поверхность выглядит не так, как опять же, по их разумению она должна была бы выглядеть. Так, они считают, что на снимках должны быть видны звёзды, так как на Луне нет атмосферы. Обращают внимание и на то, что на некоторых снимках, якобы, положение теней указывает на очень близкое, в пределах нескольких метрах, расположение источника света. Отмечают также чрезмерно близкую и как бы обрезанную линию горизонта. Следующая группа аргументов связана с «неправильным» поведением материальных тел. Так, установленный астронавтами флаг США колыхался как будто под порывами ветра, между тем как на Луне — вакуум. Обращают внимание и на странное передвижение астронавтов в скафандрах.

Они утверждают, что в условиях силы тяжести вшестеро меньше земной астронавты должны были передвигаться огромными чуть ли не в десяток метров прыжками. И уверяют, что странная походка астронавтов как раз имитировала в условиях земного притяжения «прыжковое» передвижение по Луне с помощью… пружинных механизмов в скафандрах. Внушают, что чуть ли не все астронавты, летавшие, согласно официальной версии, к Луне, впоследствии отказывались распространяться о своих полётах, давать интервью, писать мемуары. Многие сходили с ума, умирали загадочной смертью и т. Для скептиков это доказательство того, что астронавты испытывали страшное напряжение, связанное с необходимостью скрывать какую-то страшную тайну. Любопытно, что для уфологов странное поведение многих астронавтов «лунного отряда» служит для доказательства совсем другого, а именно — того, что на Луне они якобы вступили в контакт с внеземной цивилизацией! Наконец, последняя группа аргументов основывается на тезисе, будто технологии конца 1960-х — начала 1970-х годов не позволяли совершить трём людям пилотируемый полёт на Луну с возвращением на Землю.

Указывают на недостаточную мощность тогдашних РН, а самое главное неотразимый аргумент в наше время! Причём здесь скептики себе же противоречат. Они тем самым вынуждены признать, что в те времена не было возможностей для компьютерно-графической имитации хода лунной экспедиции! У сторонников подлинности высадок человека на Луну существует столь же развёрнутая система контраргументов. Помимо указаний на внутренние противоречия скептической теории, а также на то, что её аргументы могут использоваться для доказательства сразу нескольких взаимоисключающих точек зрения, что по логике считается автоматическим опровержением всех их, они дают физическое объяснение отмеченным «странностям». Первая — лунное небо, на котором не видно звёзд. Попробуйте посмотреть ночью на ясное небо, находясь в ярком свете уличного фонаря.

Увидите вы хоть одну звезду? Но они там есть: стоит отойти в тень от фонаря — звёзды проступят. Взирая на лунный мир при ярчайшем в вакууме же! Луна почти вчетверо меньше Земли, поэтому и кривизна поверхности там больше, а линия горизонта расположена ближе, чем мы привыкли. Эффект близости усиливается отсутствием воздуха — объекты на линии горизонта Луны видны также отчётливо, что и находящиеся вблизи наблюдателя. Колебания флага из фольги происходили, естественно, не под действием ветра, а по принципу маятника — древко с силой втыкали в лунный грунт. В дальнейшем он получал ещё импульсы для колебаний от шагов астронавтов.

Установленный ими сейсмограф сразу уловил сотрясение грунта, вызванное передвижением людей. Эти колебания, как и любые другие, имели волновую природу и соответственно передавались на флаг. Когда на экранах ТВ мы видим космонавтов в скафандрах, мы всегда поражаемся их неуклюжести в такой громоздкой конструкции. И на Луне, несмотря на вшестеро меньшую силу тяжести, они при всём желании не смогли бы летать, чего от них почему-то ожидали. Они пробовали было двигаться прыжками, но потом установили, что земной шаг в скафандрах приемлем и на Луне. На экранах Армстронг легко поднял тяжеленный на Земле ящик с инструментами и сказал с ребяческим восторгом: «Вот уж где можно далеко забросить любую вещь! Впрочем, скептики уверяют, что сцена была наигранной, и что ящик, из которого астронавты потом доставали научное оборудование, в тот момент был…пустым.

Слишком уж грандиозной и многолетней должна была бы быть мистификация, а в тайну пришлось бы посвятить не одну тысячу учёных специалистов! Вряд ли даже тоталитарное государство способно осуществить столь жёсткий контроль над такой массой людей и не допустить утечки информации. Члены экипажа «Аполлона-11» установили на Луне лазерный отражатель, который потом использовался для лазерной локации с Земли и определения точного расстояния до Луны. Сеанс локации тоже был сфабрикован? Или отражатель и другие приборы, передававшие сигналы на Землю до 1980-х годов, все были установлены автоматами? Астронавты всех шести экспедиций, высаживавшихся согласно официальной версии на Луну, привезли на Землю в общей сложности 380 кг образцов лунных пород и лунной пыли для сравнения: советские и американские АКА — всего 330 граммов, что доказывает гораздо более высокую эффективность пилотируемых полётов по сравнению с АКА для исследований небесных тел. Неужели все они были собраны на Земле, а потом выданы за лунные?

Даже те, возраст которых составляет 4,6 млрд. Впрочем, скептики говорят отчасти они правы , что нет надёжных методов для точного определения возраста столь древних пород. А все эти центнеры лунного грунта якобы привезены на Землю автоматами. Тогда почему их вес на три порядка выше, чем привезённого всеми прочими АКА, вместе взятыми? А если они земные, тогда почему их состав идентичен лунному грунту, доставленному автоматами на Землю или проанализированному нашими «Луноходами» на самой Луне? Обращает на себя внимание и то, что скептики концентрируют усилия главным образом на опровержении подлинности первой высадки человека на Луну. Тогда как для подтверждения своей теории им необходимо опровергнуть по отдельности подлинность каждой из шести официально имевших место высадок.

Чего они не делают. Что касается несовершенства тогдашних технологий, то «убийственность» данного аргумента отражает ущербность сознания современного цивилизованного человечества, поставившего себя в фатальную зависимость от компьютеров. Как раз на рубеже 1960-1970-х гг. На смену установке на покорение пространства приходила установка на производство и использование информации, причём в утилитарных, потребительских целях. Это вызвало всплеск развития компьютерных технологий, но одновременно положило конец внешней экспансии человечества. Попутно в те же годы стало меняться общее отношение к научному прогрессу — от восторженного оно сначала сделалось сдержанным, а потом стал преобладать негатив. Эту смену общественных настроений хорошо отразил а может быть, в известной степени, и сформировал голливудский кинематограф, одним из хрестоматийных образов которого стал учёный, чьи опыты и открытия становятся страшной угрозой безопасности людей.

Большинству современных людей, воспитанных в категориях линейного прогресса, трудно представить, что ещё 40-50 лет назад наша цивилизации была в некоторых отношениях выше я бы даже сказал — возвышеннее , чем теперь, идеалистичнее. В том числе и в области технологий, связанных с проникновением во внеземное пространство. Этому немало способствовало соревнование альтернативных общественно-экономических систем. Романтику и героику борьбы и экспансии ещё не убил до конца вирус самодовольного всепоглощающего потребительства. Поэтому все ссылки на невозможность для американцев построить в 1960-е годы лунный КК просто несостоятельны. Так, ещё одним триумфом заокеанской державы стала программа АКА «Вояджер». В 1977 году к дальним планетам Солнечной системы были запущены два аппарата этой серии.

Первый пролетел рядом с Юпитером, Сатурном и Ураном, второй исследовал все четыре планеты-гиганта. На Землю были переданы тысячи потрясающих снимков, обошедших страницы всех научно-популярных изданий. Результатом стали сенсационные научные открытия, в частности, десятков новых спутников внешних планет, колец Юпитера и Нептуна, и др. Это тоже мистификация?! Кстати, связь с обоими АКА, находящимися сейчас на расстоянии 90 астрономических единиц 14,85 млрд. Так что нет никаких оснований отрицать способность цивилизации второй половины прошлого века, в том числе в США, совершить серию пилотируемых полётов на Луну. Тем более, что и в СССР осуществлялась аналогичная программа.

Её наличие и степень её развития служат самым главным доказательством подлинности события, совершившегося 40 лет назад. Почему наши космонавты так и не побывали на Луне? Один из ответов на поставленный вопрос заключается в том, что советское руководство, в отличие от американского, не концентрировало на этом направлении главных усилий. Казалось, что первые успехи сами по себе создали достаточно прочный и долгий задел лидерства СССР в этой области. Вторая причина — то, что нашим специалистам не удалось решить многих технических проблем, возникших при реализации лунной программы. Так, советские конструкторы не смогли создать действующую достаточно мощную РН — аналог «Сатурна-5». Прототип такой ракеты — РН Н-1 на фото — постиг целый ряд катастроф.

После чего работы над ней, в связи с уже состоявшимися полётами американцев на Луну, были свёрнуты. Третья причина заключалась в том, что, как ни парадоксально, но именно в СССР, в отличие от США, существовала реальная конкуренция вариантов лунных программ между объединёнными конструкторскими бюро ОКБ. Политическое руководство СССР оказывалось перед необходимостью выбирать приоритетный проект, а в силу своей научно-технической некомпетентности оно не всегда могло сделать удачный выбор. Параллельная поддержка двух и более программ приводила к распылению человеческих и финансовых ресурсов. Она состояла из различных, часто многофункциональных проектов, которые так и не слились в один.

Это был рекордный для своего времени и продуктивный с научной точки зрения полет. Впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли с помощью бортового магнитометра. Были осуществлены первые прямые измерения параметров солнечного ветра. Успешно проведен эксперимент по созданию искусственной кометы — ее оранжевый свет земляне могли наблюдать несколько минут.

Установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля. Это, безусловно, выдающиеся научные достижения. Не говоря уже о том, что «Луна-1» — первый аппарат, который достиг второй космической скорости, преодолел притяжение Земли и стал искусственным спутником Солнца. Позже, в сентябре 1959 году зонд «Луна-2» достиг поверхности Луны, совершив жесткую посадку. А 4 октября к Луне была запущена третья станция. Благодаря полученным снимкам ученые узнали, что «невидимая» сторона гористая, в отличие от той, которая повернута к Земле. Полеты первых автоматических станций к Луне — выдающееся достижение отечественной космонавтики. Всего через два года после запуска на околоземную орбиту первого искусственного спутника Земли, советским ученым и конструкторам удалось решить принципиально новую задачу — вывести автоматический аппарат на траекторию полета по гелиоцентрической орбите. Чтобы станция стала первой искусственной планетой, ей требовалось достичь скорости, превышающей вторую космическую, и преодолеть земное тяготение.

Эта задача была выполнена благодаря созданию мошной ракеты-носителя, оснащенной высокоэффективной двигательной установкой и усовершенствованной системой управления.

Оказалось, Сергей не только мечтает о полетах, но и умеет работать руками — плотничать, столярничать. В Одессу Сергей переехал вместе с матерью и ее вторым мужем Григорием Баланиным — инженером, кандидатом технических наук, окончившим три института. Баланин стал для Сергея прекрасным отчимом и поддерживал его увлечения. Именно благодаря ему Королев выбрал свою профессию и смог успешно изучать физику, математику, технику в непростые послереволюционные годы. Планерных школ было бесчисленное множество, они имелись в каждой провинции.

Прошло всего 20 лет после испытания первых летательных аппаратов, и молодые люди молодой страны объединялись в кружки, где мастерили безмоторные самолеты. И, конечно, Сергей в него сразу же вступил. К 17 годам у Королева уже был опыт полета на гидроплане, что давало ему преимущество. Юноша выступал перед рабочими с лекциями об авиации и планеризме, руководил заводскими планерными кружками, больше того — в 17 лет он спроектировал безмоторный самолет К-5. Королев защитил его перед государственной комиссией и впоследствии его рекомендовали к постройке. У Сергея была мечта: представить свой планер широкой публике.

В то время главной целью для увлеченных планерным спортом энтузиастов стали Всесоюзные состязания в Коктебеле. Туда съезжался весь цвет нарождавшейся советской авиации. Сергей очень стремился на эти соревнования, но получилось это далеко не сразу. Поступив 1924 году в Киевский университет конечно же, на авиационное отделение , он делал все для того, чтобы приблизиться к мечте. Спустя два года вместе с родителями Королев перебирается в Москву. Отчим с матерью получили там квартиру, а Сергей — новые возможности.

Он перевелся на аэромеханический факультет будущей Бауманки, тогда — Московского высшего технического училища, где преподавал легендарный Андрей Туполев. Было понятно, что Королев — незаурядный студент, он сильно выделялся на фоне остальных. Молодой человек был очень целеустремленным и деятельным. За годы студенчества он научился летать на самолете, получил диплом летчика, поучаствовал в организации первой в стране планерной школы, сам ее окончил и стал инструктором и испытателем планеров Еще он занимался в аэродинамическом кружке имени Жуковского , где разрабатывал планеры и легкие самолеты. В заветный Коктебель он все-таки попал, причем в прямом смысле слова при потрясающих обстоятельствах. Летом 1927 года в Крыму случилось землетрясение, очаг которого располагался под морским дном южнее Ялты.

Королев жил в одноэтажном кирпичном доме и не пострадал, но первые планерные состязания запомнились ему надолго. Историки авиации отмечают, что Королев с молодых лет смотрел гораздо дальше, чем другие авиаконструкторы, он как будто опережал время и ставил себе самые амбициозные задачи. Его испытывал не кто-нибудь, а знаменитый летчик Константин Арцеулов, внук художника Ивана Айвазовского. Арцеулов в то время был звездой, пионером отечественного планеризма, который придумал, как выводить самолеты из штопора, и сам опробовал эту технику. Знаменитый летчик дал планеру Королева высокую оценку, после чего вдохновленный молодой конструктор установил в Коктебеле личный рекорд: парил на своем планере 4 часа 19 минут, что было очень впечатляющим результатом для летчика без большого опыта. Королев невероятно доволен.

Он пишет матери из Крыма: «Все идет прекрасно, даже лучше, чем я думал, и, кажется, первый раз в жизни чувствую колоссальное удовлетворение, и мне хочется крикнуть что-то навстречу ветру, обнимающему мое лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах». И как-то не верится, что такой тяжелый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда — самому летать на своей же машине?! Сергей Королевиз письма матери Ради этого можно забыть все: и бессонные ночи, и дни работы без передышки, констатирует молодой Королев. В молодости проявляется качество Королева, которое станет его преимуществом.

Он никогда не зацикливался на своем успехе, не останавливался: не успевал он воплотить один проект, как уже был готов второй, причем еще более амбициозный. Уже на следующий год он конструирует планер-сенсацию и называет его первыми буквами своего имени — СК-3. Его запомнят как «Красную звезду» — в честь одноименной газеты. СК-3 был уникальным для своего времени летательным аппаратом: на планере Королева можно было не только парить, но и выполнять фигуры высшего пилотажа. Впервые Королев проявил себя как настоящий инноватор. Он хотел доказать, что фигуры высшего пилотажа на парящем планере в принципе возможны.

Единственный подобный опыт был только в Америке, но тогда планеру для набора высоты потребовалась помощь самолета. Королев же хотел, чтобы планер взмывал ввысь сам. Чтобы получить деньги на рабочие чертежи и строительство, проект необходимо было защитить перед Осоавиахимом. Автора ждали неудобные вопросы, и он об этом знал, но его расчеты комиссию убедили. Времени на строительство отводилось немного конечно же, нужно было успеть к осеннему слету в Коктебеле , и предприимчивый по природе Королев развил бурную деятельность. Дом Королева по сути превратился в бюро, куда регулярно приходили его друзья-конструкторы.

Каждый день работали два-три человека. Помогал и отчим: после переезда в Москву их отношения становились все более теплыми. Если раньше Григорию Михайловичу беззаветная влюбленность Сергея в планеры казалась мальчишеством, то теперь он осознал, что это призвание. За время учебы в вузе вырос и сам Королев. Прошла его мальчишеская ершистость, когда каждый совет или замечание казались почти оскорблением. Мальчик превратился в мужчину, узнал людей, воспитал в себе ту терпимость без самоунижения, которая необходима в коллективной работе Ярослав Головановавтор книги о Сергее Королеве Испытания «Красной звезды» прошли успешно.

Впервые в стране мертвые петли на планере были выполнены именно на аппарате Королева. Но герой состязаний своего триумфа не увидел: его сразил тиф, он тяжело его перенес и едва не расстался с жизнью. Но Королев не был бы Королевым, если бы остановился на простом планере, хоть и произведшем сенсацию в авиамире. Параллельно с «Красной звездой» он конструирует самолет, который должен установить рекорд дальности полета. Это дипломная работа Королева, руководит которой сам Туполев. Королев был из числа самых «легких» дипломников: я сразу увидел, чего он хочет, достаточно было лишь слегка помогать ему, чуть-чуть подправлять.

Я быстро убедился, что этот человек умеет смотреть в корень... Андрей Туполевиз воспоминаний Дочь Королева считала, что диплом спас жизнь ее отцу в 1940 году: он не сгинул в лагерях, а попал — очевидно, по ходатайству Туполева — в закрытое конструкторское бюро при НКВД. Далеко не все дипломные проекты находят воплощение в металле. Королев и здесь стал исключением. Когда самолет был готов, конструктор решил взлететь на нем первым. Разгон дался СК-4 тяжело, но самолет летел — и Королев был счастлив.

Во время более серьезных испытаний окажется, что самолет модели Королева может лететь без посадки целых 12 часов! Впрочем, эти рекорды молодого конструктора уже не впечатляли. Без двух минут выпускник Бауманки знакомится с работами Циолковского, а потом и лично с ученым, идеи которого его по-настоящему потрясли. И хотя вокруг Циолковского много мифов, ученый был недалек от истины. Когда Королев был еще подростком, Циолковский рассуждал о покорении стратосферы и космоса. А когда Королев делал первые шаги как конструктор, Циолковский по тем временам считался глубоким старцем.

Калужский учитель, как называли Циолковского, сильно отличался от реальных космических разработчиков и выглядел скорее чудаком, но его идеи захватили сотни людей по всему миру. Да, Циолковский был глухой сумасшедший старик, слабо разбирающийся во многих научных вопросах, но именно такие люди зачастую и открывают для нас новые горизонты… Ни Михаил Тихонравов, ни Сергей Королев не годились для этого... Циолковский для них был подобен лесному учителю из русских народных сказок, от которого мало практической пользы, но который подскажет путь Антон Первушинисторик космонавтики Королев был заражен идеями Циолковского. Реактивное движение, ракеты на жидком топливе, искусственные спутники Земли и орбитальные станции — Королев грезил всем этим и мечтал построить ракетоплан. А личная встреча с ученым-самоучкой убедила его в том, что делать это надо немедленно. Да и чисто по-человечески общение с ним поразило.

Циолковским, беседа с которым произвела на меня огромное воздействие, решил строить только ракеты. Константин Эдуардович потряс тогда нас своей верой в возможность космоплавания. Я ушел от него с одной мыслью: строить ракеты и летать на них», — признавался позже Королев. Сказано — сделано. Через пару лет в жизни Королева происходит еще одна судьбоносная встреча — с Фридрихом Цандером, инженером и изобретателем, чей энтузиазм не уступал королевскому.

Космические репетиции

  • Сообщить об ошибке в тексте
  • Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
  • Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР
  • Первые на Луне: как СССР получил титул «лунной державы» - Hi-Tech

"Лунная гонка" СССР и США

Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности. СССР был первым на Луне: открытие советских учёных в 60-х годах. Об очередном успехе советской космонавтики доложили высшему руководству страны: запуск «Луны-10» совпал с проведением XXIII съезда КПСС. В рамках советской космической программы к Луне были посланы несколько аппаратов, по снимкам с которых советские ученые смогли составить карту лунной поверхности. Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг (США) — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон».

Догнать и перегнать Америку — на Луне

  • Другие потерянные космонавты
  • Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны
  • Были ли люди на Луне? / Территория истории
  • Технические характеристики «Луны-9»
  • Космические мифы: нулевые космонавты и Гагарин на Луне
  • Почему «Луна-25» разбилась

Кто был первым на Луне и как надо летать в космос?

Первым советским космическим кораблем, который приблизился к Луне, была «Луна-1». Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. Хотя американцы вошли в историю как первые люди на Луне, первую успешную посадку космического аппарата на спутник Земли осуществил СССР. Исторический визит первого человека на Луне в СССР начался вовсе не с Москвы.

Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина)

Поэтому первыми людьми, облетевшими Луну, стали американцы, а Советский Союз вплоть до середины 80-ых годов вообще публично отрицал факт существования советских программ пилотируемых полетов на Луну, хотя мало-мальски грамотные советские граждане. Первая попытка совершить мягкую посадку на Луну была предпринята в СССР 4 января 1963 года в рамках программы Е-6, однако двигатель четвертой ступени ракеты-носителя не запустился. Кто отправил дважды героя Советского Союза на Луну вместе с американцами в составе экспедиции «Аполлон-20»? Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны. С четвертой попытки СССР запустили станцию «Луна-1» – она стала первым космическим кораблем, покинувшим земную орбиту (но, правда, пролетела мимо Луны).

В СССР осуществлен запуск первого искусственного спутника Луны

А в 1969-м слова первого человека на Луне Нила Армстронга о маленьком шаге человека и огромном шаге для человечества облетели весь мир. Об очередном успехе советской космонавтики доложили высшему руководству страны: запуск «Луны-10» совпал с проведением XXIII съезда КПСС. 360-килограммовая «Луна-1», несущая на себе герб Советского союза, должна была достичь лунной поверхности, тем самым продемонстрировав превосходство СССР над Америкой в научной сфере.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий