Новости осада доростола

С суши Доростол был плотно обложен сухопутной армией ромеев, путь по Дунаю перекрывали огненосные дромоны Империи. 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу, где находились главные силы Святослава с ладейным флотом. Лев Диакон отмечал высочайший боевой дух войска Святослава на протяжении всей осады Доростола. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы.

КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА

Флот должен был блокировать устье Дуная, чтобы пресечь действия русской ладейной флотилии. Битва за Преслав Весной василевс вместе с гвардией «бессмертными» выступил в поход. В Адрианополе уже были сконцентрированы основные силы византийской армии. Узнав, что горные проходы свободны, Иоанн решил нанести удар по болгарской столице, а затем уже разгромить Святослава. Таким образом, византийская армия должна была разбить войска врага по частям, не дав им соединиться. В авангарде шла фаланга воинов, сплошь закрытых панцирями «бессмертные» , за ними двигались 15 тысяч отборной пехоты и 13 тысяч всадников. Остальными войсками командовал проедр Василий, он шел с обозом, везя осадные и другие машины. Несмотря на опасения командиров, войска прошли горы легко и без сопротивления.

В болгарской столице находился царь Борис, его двор, Калокир и русский отряд под началом Сфенкела. Лев Диакон называет его «третьим по достоинству после Сфендослава» вторым был Икмор. У другого византийского хрониста, Иоанна Скилицы, он же назван именем Свангел и считался «вторым по достоинству». Некоторые исследователи отождествляют Сфенкела со Свенельдом. Но Свенельд пережил эту войну, а Сфенкел пал в сражении. Несмотря на неожиданность появления противника, «тавроскифы» выстроились в боевой порядок и ударили по грекам. Первоначально ни одна сторона не могла взять вверх, только фланговый удар «бессмертных» переломил ситуацию.

Русы отошли за городские стены. Первый штурм гарнизон Преславы отбил. К ромеям подошли остальные силы и осадные машины. Ночью из Преславы сбежал в Доростол Калокир. Утром штурм возобновили. Русы и болгары отчаянно оборонялись, метали со стен копья, дротики и камни. Ромеи обстреливали стены с помощью камнеметных машин, забрасывали в город горшки с «греческим огнем».

Защитники несли большие потери, но держались. Однако перевес сил был явно на стороне греков, и они смогли взять внешние укрепления. Остатки русско-болгарских сил закрепились в царском дворце. Ромеи ворвались в город, убивая и грабя жителей. Была разграблена и царская казна, которая была в целости и сохранности в период пребывания в городе русов. В это же время был пленен болгарский царь Борис с детьми и женой. Иоанн I Цимисхий лицемерно заявил ему, что пришел «отомстить за мисян так называли болгар греки , претерпевших ужасные бедствия от скифов».

Русские войска, защищавшие дворец, отбили первый штурм, ромеи понесли большие потери. Узнав об этой неудаче, василевс приказал своей гвардии всеми силами наступать на русов. Однако увидев, что наступление в узком проходе ворот вызовет большие потери, отозвал войска и приказал поджечь дворец. Когда разгорелось сильное пламя, оставшиеся войска русов вышли на открытое место и пошли в последнюю яростную атаку. Император послал против них магистра Варду Склира. Ромейская фаланга окружила русов. Как отметил даже Лев Диакон, писавший о тысячах убитых «скифов» и немногих греках, «росы отчаянно сопротивлялись, не показывая врагам спины», но были обречены.

Только Сфенкел с остатками своей дружины смог прорубиться сквозь вражеские ряды и ушел в Доростол. Оставшиеся воины сковали врага боем и пали смертью храбрых. В этой же битве пало и много болгар, до последнего сражавшихся на стороне русов. Греки штурмуют Преслав. Из осадных орудий показан камнемёт. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы. Оборона Доростола Уйдя из Преславы, василевс оставил там достаточный гарнизон, укрепления были восстановлены.

Город переименовали в Иоаннополь. Начался период оккупации Болгарии византийскими войсками. Через некоторое время император на торжественной церемонии лишит царя Бориса царских регалий, а восточная Болгария перейдёт под прямое управление Константинополя. Греки хотели полностью ликвидировать Болгарские царство, однако Византия не смогла подчинить западную часть Болгарии, где образовалось самостоятельное государство. Чтобы переманить на свою сторону болгар и разрушить болгаро-русский союз, Цимисхий в разрушенной и разграбленной Преславе объявил, что воюет не с Болгарией, а Русью, и хочет отомстить за обиды, нанесенные Святославом Болгарскому царству. Это была обыкновенная для византийцев чудовищная ложь. Греки активно вели «информационную войну», объявляя черное белым, а белое черным, переписывали историю в свою пользу.

Император Иоанн I Цимисхий отправил к князю Святославу нескольких пленников с требованием сложить оружие, сдаться победителям и, попросив прощения «за свою дерзость», сейчас же удалиться из Болгарии. Города между Преславой и Доростолом, в которых не было русских гарнизонов, капитулировали без боя. Болгарские феодалы присоединились к Цимисхию. Ромеи шли по Болгарии как захватчики, занятые города и крепости император отдавал воинам на разграбление. Иоанн Куркуас отличился в грабеже христианских церквей. Византийский император Иоанн Цимисхий возвращается в Константинополь после победы над болгарами. Святослав Игоревич оказался в тяжелой ситуации.

Враг смог нанести внезапный и предательский удар. Болгария была в основном оккупирована и не могла выставить значительные силы для борьбы с захватчиками. Союзников отпустили, поэтому у Святослава было мало конницы. До сих пор Святослав Игоревич сам атаковал, владел стратегической инициативой.

Греки в это время спали после сытного обеда. Русы изрубили и сожгли множество катапульт и баллист. В этой схватке был убит родственник императора — магистр Иоанн Куркуас. На следующий день русские воины снова вышли за стены, но уже большими силами. Греки выстроились «густой фалангой». Начался ожесточенный бой.

В этом сражении пал один из ближайших сподвижников великого русского князя Святослава — воевода Икмор. Лев Диакон сообщил, что Икмор даже среди скифов выделялся гигантским ростом, и со своим отрядом он поразил многих ромеев. Его зарубил один из телохранителей императора — Анемас. Гибель одного из предводителей, да ещё в День Перуна, вызвало смятение в рядах воинов, войско отступило за стены города. Лев Диакон отметил единство похоронных обычаев скифов и русов. Сообщил о скифском происхождении Ахилла. По его мнению, об этом говорили одежда, внешний вид, привычки и характер «сумасбродная раздражительность и жестокость» Ахилла. Современные Л. Диакону русы — «тавроскифы» — сохранили эти традиции. Русы «безрассудны, храбры, воинственны и могучи, они совершают нападения на все соседние племена».

Князь спросил своих людей, как поступить. Одни предлагали немедленно уходить, ночью погрузившись на ладьи, так как невозможно продолжать войну, потеряв лучших воинов. Другие предлагали замириться с ромеями, так как нелегко будет скрыть уход целого войска, и греческие огненосные суда могут сжечь русскую флотилию. Тогда русский князь глубоко вздохнул и воскликнул с горечью: «Погибла слава, которая шествовала вслед за войском русов, легко побеждавшим соседние народы и без кровопролития порабощавшим целые страны, если мы теперь позорно отступим перед ромеями. Итак, проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь русов до сих пор была несокрушимой, и будем ожесточенно сражаться за свою жизнь. Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей! По словам Льва Диакона, воины были воодушевлены этими словами и с радостью решили вступить в решительное сражение с ромеями. Утром русы вышли за стены. Святослав приказал запереть ворота, чтобы даже мысли не было вернуться назад. Русы сами ударили по врагу и стали яростно теснить ромеев.

Видя, какое воодушевление взывает князь Святослав, который прорубал вражеские ряды, как простой воин, Анемас решил убить Святослава. Он вырвался на коне вперед и нанес удачный удар по Святославу, но того спасла крепкая кольчуга. Анемас тут же был сражен русскими дружинниками. Русы продолжили атаку, и ромеи, не выдерживая натиска «варваров», стали отступать. Увидев, что византийская фаланга не выдержала боя, Цимисхий лично повел в контратаку гвардию — «бессмертных». Одновременно по русским флангам нанесли сильные удары отряды тяжелой конницы. Это несколько выправило положение, но русы продолжали наступление. Их натиск Лев Диакон называет «чудовищным». Обе стороны несли большие потери, но кровавая сеча продолжалась. Сражение прекратилось самым неожиданным образом.

Над городом нависли тяжелые тучи. Началась сильная гроза, шквальный ветер, поднимая тучи песка, ударил в лицо русским воинам. Затем хлынул сильный ливень. Русским войска пришлось укрыться за стенами города. Греки приписали буйство стихии божественному заступничеству. Владимир Киреев. Басилевс, пораженный предшествующим сражением и желающий как можно скорее закончить войну и вернуться в Константинополь, охотно принял это предложение. Оба полководца встретились на Дунае и договорились о мире. Ромеи беспрепятственно пропускали воинов Святослава, выдали им в дорогу хлеб. Святослав согласился уйти с Дуная.

Доростол ромеи его назвали Феодорополем русы оставляли. Грекам передавали всех пленных. Русь и Византия вернулись к нормам договоров 907-944 г. По словам греческих авторов, стороны договорились считать себя «друзьями». Это означало, что восстанавливались условия об уплате Константинополем дани Киеву. Об этом сказано и в русской летописи. Кроме того, Цимисхий должен был отправить послов дружественным печенегам, чтобы те не чинили препятствий русским войскам. Таким образом, военного поражения Святослав избежал, мир был почетным. Князь планировал продолжить войну. Согласно «Повести временных лет», князь сказал: «Поиду в Русь, приведу боле дружины».

Тайна гибели Святослава. Стратегия строительства Великой Руси Великий русский полководец князь Святослав Игоревич выглядит эпической фигурой Руси. Поэтому многих исследователей так и тянет внести его в ряды былинных богатырей, а не государственных деятелей. Однако великий воин и князь Святослав был политиком глобального уровня значения. Он и его прямые предшественники — Рюрик, Олег Вещий и Игорь — наметили русские глобальные сверхзадачи. Тайна гибели Святослава Исследователи считают, что после встречи с византийским императором, когда был заключен почетный мир, вернувший Русь и Византию к положениям договора 944 года, Святослав ещё некоторое время находился на Дунае. Святослав уходил из Подунавья, но Русь сохраняла свои завоевания в Приазовье, Поволжье, удерживала устье Днепра. На Днепре Святослав оказался только глубокой осенью. У днепровских порогов его уже поджидали печенеги. Согласно официальной версии, греки не собирались отпускать грозного воителя обратно на Русь.

Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что ранее Святослава на Днепр попал мастер политической интриги, епископ Феофил Евхаитский. Епископ вез дорогие подарки хану Куре и предложение Иоанна I Цимисхия о заключении между печенегами и Византией договора о дружбе и союзе. Византийский владыка просил печенегов более не пересекать Дунай, не нападать на принадлежавшие теперь Константинополю болгарские земли. Согласно греческим источникам, Цимисхий также попросил беспрепятственно пропустить русские войска. Печенеги якобы согласились со всеми условиями, кроме одного — не хотели пропускать русов. Русам об отказе печенегов ничего не сообщили. Поэтому Святослав шел в полной уверенности, что греки выполнили своё обещание и дорога свободна. Русская летопись утверждает, что о том, что Святослав идёт с малой дружиной и при большом богатстве, печенегам сообщили антирусски настроенные жители Переяславца. Таким образом, есть три версии: печенеги сами хотели ударить по Святославу, греки только умолчали об этом; греки подкупили печенегов; печенегов известили враждебно настроенные к Святославу болгары. Тот факт, что Святослав шел на Русь в полном спокойствии и уверенности, подтверждает разделение его армии на две неравные части.

Дойдя на ладьях до «Острова Русов» в устье Дуная, князь разделили войско. Основные силы под началом воеводы Свенельда ушли своим ходом по лесам и степям в Киев. Они благополучно дошли. На мощное войско никто не осмелился напасть. Согласно летописи, Свенельд и Святославу предлагал идти на конях, но тот отказался. С князем осталась только малая дружина и, видимо, раненые. Когда стало ясно, что через пороги не пройти, князь решил зазимовать на Белобережье, местности между современными городами Николаевым и Херсоном. Согласно летописи, зимовка была тяжелой, не хватало продовольствия, люди голодали, умирали от болезней. Считается, что весной должен был прибыть Свенельд со свежими силами. Весной 972 года, так и не дождавшись Свенельда, Святослав снова двинулся вверх по Днепру.

На днепровских порогах малая дружина Святослава попала в засаду. Подробности последнего боя Святослава неизвестны. Ясно одно: печенеги превосходили дружинников Святослава в числе, русские воины были изнурены тяжелой зимой. Вся дружина великого князя полегла в этой неравной сече. Печенежский князь Куря приказал сделать из черепа великого воителя чашу-братину и оковать её золотом. Существовало поверье, что так слава и мудрость великого князя будет передана его победителям. Поднимая кубок, печенежский князь говорил: «Пусть дети наши будут такими, как он! Кругом сплошные вопросы. Зачем князь остался с малой дружиной и выбрал водный путь в ладьях, хотя всегда стремительно летел со своей конницей, которая ушла со Свенельдом? Получается, он и не собирался возвращаться в Киев?!

Ждал помощи, которую должен были привести Свенельд и продолжить войну. Почему Свенельд, без проблем добравшийся до Киева, не послал помощь, не привел войска? Почему помощь не послал Ярополк? Почему Святослав не попытался пройти дальней, но более безопасной дорогой — через Белую Вежу, по Дону? На странное поведение воеводы Свенельда обратили внимание ещё историки С. Соловьев и Д. Иловайский, а в XX веке — Б. Рыбаков и И. В настоящее время этот странный факт отметил исследователь Л. Поведение воеводы тем более странно, что ему даже не надо было возвращаться в Киев.

Согласно новгородской Первой летописи, князь Игорь дал Свенельду в «кормление» земли уличей, многочисленного союза племен жившего в области от Среднего Поднепровья, выше порогов, до Южного Буга и Днестра. Княжеский наместник мог легко набрать в землях серьёзное ополчение. Соловьев отметил, что «Свенельд волею или неволю мешкал в Киеве». Иловайский писал, что Святослав «поджидал помощи из Киева. Но, очевидно, или в Русской земле в то время дела находились в большом расстройстве, или там не имели точных сведений о положении князя — помощь ниоткуда не приходила». Однако Свенельд же прибыл в Киев и должен был представить князю Ярополку и боярской думе сведения о положении дел у Святослава. Поэтому многие исследователи сделали вывод, что Свенельд предал Святослава. Он не послал никакой помощи своему князю и стал самым влиятельным вельможей у престола Ярополка, который получил Киев. Возможно, в этом предательстве лежит и исток убийства князем Олегом, вторым сыном Святослава, сына Свенельда — Люта, которого он встретил на охоте в своих владениях. Олег спросил, кто гонит зверя?

Услышав в ответ «Свенельдич», Олег тут же его убил. Свенельд, мстя за сына, натравил Ярополка на Олега. Началась первая междоусобная, братоубийственная война. Свенельд мог быть проводником воли киевской боярско-купеческой верхушки, которая была недовольна переносом столицы Русского государства на Дунай. В своем стремлении основать в Переяславце новую столицу Святослав бросил вызов киевскому боярству и купечеству. Стольный Киев отодвигался на второй план. Открыто противостоять ему они не могли. Но киевская верхушка смогла подчинить своему влиянию молодого Ярополка и затянуть дело с отправкой войск на помощь Святославу, что и стало причиной гибели великого полководца. Кроме того, Л. Гумилев отметил такой фактор, как возрождение «христианской партии» в киевской верхушке, которую Святослав разгромил и загнал в подполье во время погрома миссии римского епископа Адальберта в 961 году.

Тогда княгиня Ольга согласилась принять миссию Адальберта. Римский епископ склонял киевскую элиту к необходимости принятия христианства из рук «самого христианнейшего правителя» в Западной Европе — германского короля Оттона. Ольга с вниманием прислушивалась к посланнику Рима. Возникла угроза принятие «святой веры» киевской верхушкой из рук посланника Рима, что вело к вассалитету правителей Руси по отношению к Риму и германскому императору. В тот период христианство выступало в качестве информационного оружия, порабощавшего сопредельные регионы. Святослав жестко пресек эту диверсию. Сторонники епископа Адальберта были перебиты, возможно, включая и представителей христианской партии в Киеве. Русский князь перехватил нити управления у теряющей разум матери и отстоял концептуальную и идеологическую независимость Руси. Длительные походы Святослава привели к тому, что самые его верные соратники ушли с ним из Киева. В городе возродилось влияние христианской общины.

Христиан было много среди бояр, имеющих большую прибыль от торговли, и купцов. Они не были рады переносу центра державы на Дунай. Иоакимовская летопись сообщает о симпатиях Ярополка к христианам и христианах в его окружении. Этот факт подтверждает и Никоновская летопись. Гумилев вообще считает Свенельда главой уцелевших христиан в войске Святослава. Святослав устроил казнь христиан в войске, наказав их за недостаточную храбрость в бою. Он также пообещал разрушить все церкви в Киеве и разгромить христианскую общину. Святослав своё слово держал. Христиане это знали. Поэтому в их жизненных интересах было устранить князя и его ближайших сподвижников.

Какую роль сыграл в этом заговоре Свенельд, неизвестно. Мы не знаем, был ли он зачинщиком или только присоединился к заговору, решив, что это будет выгодно для него. Возможно, его просто подставили. Могло быть все, что угодно, вплоть до попыток Свенельда переломить ситуацию в пользу Святослава. Сведений нет. Ясно одно, гибель Святослава связана с киевскими интригами. Возможно, что греков и печенегов в этом случае просто назначили главными виновниками гибели Святослава.

Приободрившиеся ромеи с новыми силами начали наступать на русов, но — безуспешно. И это было странно, ведь преимущество было на их стороне.

Наконец Цимисхий понял причину. Потеснив русов, его воины попали в тесное место все вокруг было в холмах , отчего «скифы», уступавшие им по численности, выдерживали атаки. Стратигам было приказано начать притворное отступление, чтобы выманить «варваров» на равнину. Увидев бегство ромеев, русы радостно закричали и устремились за ними. Добравшись до условленного места, воины Цимисхия остановились и встретили догонявших их русов. Натолкнувшись на неожиданную стойкость греков, русы не только не смутились, но стали нападать на них с еще большим остервенением. Иллюзия успеха, которую создали своим отступлением ромеи, только распалила измученных доростольских сидельцев. Цимисхий был крайне раздосадован и большими потерями, которые несло его войско, и тем, что исход сражения, несмотря на все усилия, оставался неясен. Скилица рассказывает даже, что император «задумал решить дело поединком.

И вот он отправил к Свендославу Святославу посольство, предлагая ему единоборство и говоря, что надлежит решить дело смертью одного мужа, не убивая и не истощая силы народов; кто из них победит, тот и будет властелином всего. Но тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть и изберет, какой захочет. Ответив столь надменно, он с усиленным рвением готовился к бою». Бой воинов Святослава с византийцами. Миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы Взаимное ожесточение сторон характеризует следующий эпизод сражения. Среди стратигов, командовавших отступлением византийской конницы, был некий Феодор из Мисфии. Конь под ним был убит, Феодора окружили русы, жаждавшие его смерти. Стараясь подняться, стратиг, человек богатырского телосложения, схватил кого-то из русов за пояс и, поворачивая его во все стороны, как щит, сумел защититься от ударов мечей и летящих в него копий. Тут подоспели воины-ромеи, и на несколько секунд, пока Феодор не оказался в безопасности, все пространство вокруг него превратилось в арену схватки между теми, кто во что бы то ни стало хотел его убить, и теми, кто хотел его спасти.

Император решил — направить магистра Варду Склира, патрикиев Петра и Романа последний приходился внуком императору Роману Лакапину обойти неприятеля. Они должны были, отрезав «скифов» от Доростола, ударить им в спину. Маневр этот был выполнен успешно, но и он не привел к перелому в сражении. Во время этого нападения Святослав был ранен Анемасом. Между тем отбившие тыловую атаку русы, вновь начали теснить ромеев. И опять императору с копьем наперевес пришлось повести в бой гвардию. Увидев Цимисхия, его воины приободрились. В сражении наступал решительный момент. И тут случилось чудо.

Сначала из-за спины наступавшего византийского войска задул сильный ветер, начался настоящий ураган, принесший с собой тучи пыли, забивавшей глаза русам. А затем пошел страшный ливень. Наступление русов остановилось, закрывавшиеся от песка воины стали легкой добычей для неприятеля. Потрясенные вмешательством свыше ромеи уверяли потом, что видели скакавшего впереди них всадника на белом коне. При его приближении русы якобы падали, как скошенная трава. Позднее многие «опознали» в чудесном помощнике Цимисхия святого Феодора Стратилата. С тыла на русов давил Варда Склир. Растерявшиеся русы оказались в окружении и побежали к городу. Прорываться сквозь ряды противника им не пришлось.

Судя по всему, византийцы использовали широко известную в их военной теории идею «золотого моста». Суть ее сводилась к тому, что для разбитого неприятеля оставлялась возможность для спасения бегством. Понимание этого ослабляло сопротивление противника и создавало максимально благоприятные условия для его полного разгрома. Как водится, ромеи гнали русов до самых городских стен, безжалостно рубя. Среди тех, кто сумел спастись, оказался и Святослав. Он был сильно изранен — кроме удара, который ему нанес Анемас, в князя попало несколько стрел, он потерял много крови и едва не попал в плен. От этого его спасло только наступление ночи. Святослав в бою Потери русского войска в последней битве составили более 15000 человек. Согласно «Повести временных лет», после заключения мира на вопрос греков о численности его войска Святослав ответил: «Нас двадцать тысяч», но «десять тысяч он прибавил, ибо было русских всего десять тысяч».

А привёл Святослав на берега Дуная более 60 тысяч молодых и сильных мужчин. Можно назвать этот поход демографической катастрофой для Киевской Руси. Призывая войско сражаться на смерть и погибнуть с честью. Сам Святослав хоть и раненый вернулся в Доростол, хотя обещал остаться среди убитых в случае поражения. Этим поступком он сильно потерял авторитет в своём воинстве. Но и грекам победа досталась дорогой ценой. Значительное численное превосходство противника, отсутствие продовольствия и, вероятно, не желая раздражать своих людей, Святослав решил заключить с греками мир. На рассвете следующего за битвой дня Святослав отправил послов к императору Иоанну с просьбой о мире. Император принял их весьма благосклонно.

По рассказу летописи, Святослав рассуждал так: «Если не створим мира с царем, узнает царь, что мало нас — и, придя, обступят нас в граде. А Русская земля далека, а печенеги нам ратны, а кто нам поможет? По заключенному перемирию, русы обязались уступить грекам Доростол, освободить пленных и покинуть Болгарию. В свою очередь, византийцы обещали пропустить своих недавних врагов на родину и не нападать на их корабли по дороге. Русские очень опасались «греческого огня», истребившего в свое время корабли князя Игоря. По просьбе Святослава византийцы обещали также добиться от печене-гов гарантий неприкосновенности русской дружины при ее возвращении домой. Добыча, захваченная в Болгарии, судя по всему, оставалась у побежденных. Кроме того, греки должны были снабдить русов продовольствием и действительно выдали по 2 медимна хлеба около 20 килограммов на каждого воина. После заключения договора было направлено посольство Иоанна Цимисхия к печенегам, с просьбой чтобы те пропустили русов, возвращавшихся восвояси, через свои владения.

Но предполагается, что направленный к кочевникам Феофил, епископ Евхаитский, как раз и натравил печенегов на князя, выполняя тайное задание своего государя. Между двумя государствами был заключен мирный договор, текст которого сохранился в «Повести временных лет». В силу того, что этот договор почти на двадцать лет определил взаимоотношения Руси и Византии и впоследствии лег в основу византийской политики князя Владимира Святославича, приведем его текст целиком в переводе на современный русский язык: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе Русском, и при Свенельде. Писано при Феофиле синкеле, а к Ивану, нарицаемому Цимисхием, царю Греческому, в Дерестре, месяца июля, индикта 14-го, в лето 6479. Я, Святослав, князь Русский, как клялся, так и утверждаю договором этим клятву свою: хочу иметь мир и совершенную любовь со всяким великим царем Греческим, с Василием, и Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца века; и так же — те, кто есть подо мною, Русь, бояре и прочие. Никогда же не стану замышлять на страну вашу и воинов собирать и иного народа не приведу на страну вашу, ни на те, что есть под властью Греческой, — ни на Корсунскую волость и сколько есть городов их, ни на страну Болгарскую. А если иной кто помыслит на страну вашу, то и я буду противник ему и буду воевать с ним. Как клялся царям Греческим, и со мною бояре и Русь вся, так и сохраним нерушимым договор; если же не сохраним то, о чем сказано прежде, пусть я, и те, кто со мною, и те, кто подо мною, да будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, скотьего бога, — и да будем исколоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем. Будет же истинным то, что мы обещали ныне вам, и написали на хартии этой, и своими печатями запечатали».

Конец июля 971 года. Встреча киевского князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием Напоследок князь захотел лично встретиться с василевсом ромеев. Лев Диакон помещает в своей «Истории» описание этой встречи: «Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал».

После ухода русов Восточная Болгария стала частью Византийской империи. Город Доростол получил новое имя Феодорополь то ли в память поспособствовавшего ромеям святого Феодора Стратилата, то ли в честь жены Иоанна Цимисхия Феодоры и стал центром новой византийской фемы. Василеве ромеев с огромными трофеями вернулся в Константинополь, и при въезде в город жители устроили своему императору восторженную встречу. После триумфа к Цимисхию привели царя Бориса II, и тот, подчиняясь воле нового правителя болгар, прилюдно сложил с себя знаки царской власти — тиару, отороченную пурпуром, вышитую золотом и жемчугом, багряницу и красные полусапожки. Взамен он получил сан магистра и должен был начать привыкать к положению византийского вельможи. В отношении его младшего брата Романа византийский император не был столь милостив — царевича кастрировали. До Западной Болгарии у Цимисхия так и «не дошли руки» — нужно было урегулировать затянувшийся конфликт с немцами, продолжать победоносные войны против арабов, на этот раз в Месопотамии, Сирии и Палестине. Из последнего похода василевс вернулся совсем больным. По симптомам, это был тиф, но, как всегда, в народе приобрела большую популярность версия, что Цимисхия отравили.

После его смерти в 976 году к власти, наконец, пришел сын Романа II — Василий. Из ссылки вернулась Феофано, но ее восемнадцатилетнему сыну уже были не нужны опекуны. Ей оставалось одно — тихо доживать свой век. Лето 971 года. В позднейшей так называемой Иоакимовской летописи приводятся некоторые дополнительные подробности о последнем периоде балканской войны. Святослав, согласно этому источнику, обвинил во всех своих неудачах христиан, входивших в состав его войска. Рассвирепев, он казнил среди других и своего брата князя Глеба о существовании которого другие источники ничего не знают. По повелению Святослава в Киеве должны были разорить и сжечь христианские храмы; сам же князь по возвращении на Русь намеревался истребить всех христиан. Однако это, по всей вероятности, не более чем домысел составителя летописи — позднейшего писателя или историка.

Осень 971 года. Осенью Святослав отправился в обратный путь. Он двигался на ладьях вдоль берега моря и затем вверх по Днепру по направлению к днепровским порогами. Иначе ему было не довезти до Киева захваченную в войне добычу.. Не простая жадность двигала князем, но стремление войти в Киев победителем, а не побежденным. Ближайший и наиболее опытный из воевод Святослава Свенельд советовал князю: «Обойди пороги на конях, ибо у порогов стоят печенеги». Но Святослав не послушал его. А Свенельд, конечно, был прав. Печенеги действительно ждали русских.

По рассказу «Повести временных лет», о приближении русских печенегам сообщили «переяславцы» надо понимать, болгары : «Вот идет к вам Святослав на Русь, забрав у греков много добычи и пленных без числа. А дружины у него мало». Дойдя до острова Хортица, который греки называли «островом Святого Георгия», Святослав убедился в невозможности дальнейшего продвижения — у брода Крария, находившегося перед первым на его пути порогом, стояли печенеги. Надвигалась зима. Князь решил отступить и зазимовать в Белобережье, где имелось русское поселение. Возможно, он надеялся на помощь из Киева. Но если так, то его надеждам не суждено было сбыться. Киевляне не смогли а может быть, не захотели? Хлеб, полученный от византийцев, вскоре был съеден.

Местное же население не имело запасов продовольствия, достаточных для того, чтобы прокормить остаток армии Святослава. Начался голод. Это очень большие деньги. Но, очевидно, золота и серебра у воинов Святослава было еще достаточно. Печенеги не уходили. Конец зимы — начало весны 972 года. Последний бой князя Святослава Не имея больше возможности оставаться в устье Днепра, русы сделали отчаянную попытку пробиться через засаду печенегов. Кажется, измученные люди были поставлены в безвыходное положение — весной, даже если бы они захотели обойти опасное место, бросив ладьи, они уже не могли этого сделать из-за отсутствия коней которые были съедены. Возможно, князь ждал весны, рассчитывая, что во время весеннего половодья пороги сделаются проходимыми и ему удастся проскочить засаду, сохранив при этом добычу.

Итог оказался печальным — большая часть русского войска была перебита кочевниками, в бою пал и сам Святослав. Гибель князя Святослава на Днепровских порогах По сказанию поздних летописцев, на чаше была сделана надпись: «Чужих ища, своя погубих» или: «Чужих желая, своя погуби» — вполне в духе представлений самих киевлян о своем предприимчивом князе. Также и прочих воинов его черепа исковали серебром и держали у себя, пиюще из них», — рассказывает другое предание. Так закончилась жизнь князя Святослава; так закончилась жизнь многих русских воинов, того «молодого поколения русов», которое князь увел на войну. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. Печальную весть принес воевода с «остаточными людьми» в Киев.

Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел, оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола. На собранном 21 июля Святославом военном совете коменте мнения разделились — часть предлагала в тёмную ночь на ладьях прорываться из города, другая часть советовала начать мирные переговоры. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница российского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. И так с храбростью предков наших и с тою мыслью, что русская сила была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою». Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Утром 22 июля русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Бой начался с атаки руссами византийских позиций. В упорном бою к полудню византийцы начали отступать под напором русов. Тогда Цимихсий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Это позволило передохнуть уставшим византийцам. Они перешли в атаку, но были отбиты русами. Тогда Цимисхий разделил своё войско на две части. Один отряд, под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра, вступив в бой, начал отступать, заманивая дружину русов на открытую равнину в стороне от города. В это время второй отряд под командованием Варды Склира атаковал русов с тыла. Начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза русов. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. Император охотно принял это предложение. На берегу реки Истр состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Святослав обязался не воевать с Византией, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину. Лев Диакон сообщает, что получивших хлеб было 22 тысяч человек.

Война с Цимискием. [Русско-Византийская война за Болгарию. Часть 3: Осада Доростола] / Князь...

Заключим же мир с цесарю, потому что он же согласился нам на дань, — и этого пусть будет довольно нам. Если он перестанет нам сдавать дань, то снова, собравши воинов больше даже чем было у нас сначала, придем к Цесареграду». Речь Святослава была по душе дружине, и они послали лучших мужей к цесарю. Придя к императорскому владению, они на второй день были приняты Иоанном I Цимисхием. Он сказал: «Пусть говорят послы русов». Тогда послы сказали: «Так говорит князь наш: «Хочу я иметь истинную дружбу с цесарем греческим на все грядущие времена».

Император велел писарю писать на хартию все речи Святославовы. И начали говорить послы, и их слова записал писарь. На страницах Летописи сохранился текст договора великого князя с византийским импереатором. Я, Святослав, великий князь киевский, как клялся, так и утверждаю настоящим договором присягу свою, что хочу вместе с русами, которые подо мной, боярами и другими людьми, иметь мир и крепкую дружбу с большим цесарем греческим и с Василием, и с Константином, и с другими боговдохновенными цесарями, и со всеми людьми вашими до во веки веков. Никогда я не буду посягать на землю вашу, не собирать людей против нее, ни приводить другой народ на землю вашу, ни на другие края, которые находятся под властью греческой, ни на волость Корсунскую и на города ее, сколько их есть, ни на землю болгарскую.

А если другой кто-нибудь посягнет на землю вашу, то я буду противником ему и буду биться с ним. Как и клялся я цесарям греческим, а со мной бояре и русы, будем мы соблюдать предыдущие договора. Если же мы не соблюдем чего из того, что было сказано раньше, то я и все, кто со мной и подо мной, пусть будем проклятые богом, кто в какого верует — у Перуна и Волоса, бога скота, своим оружием пусть мы посеченные будем и пусть мы умрем. Вы же имейте это за истину, которую ныне совершил я вам и написал на хартии этой, а мы своими печатями запечатали». Встреча состоялась на берегу Дуная после подписания мирного договора, о чем подробно рассказал Лев Дьякон.

Святослав прибыл по реке на лодке. Он сидел на веслах и греб вместе со своими воинами, ничем не отличаясь от них. Выглядел великий князь так: среднего роста, ни слишком высокий, ни слишком мал, с густыми бровями, голубыми глазами, ровным носом, бритой головой и с густыми длинными усами. Глава у него была совсем голая и лишь на одном ее боку висела прядь волос, который означал знатность рода. У него была крепкая шея и широкие плечи, а все телосложение довольно стройное.

Он выглядел пасмурным и суровым.

Чтобы компенсировать неравенство сил, русский князь применил против «греков» греческий же тактический приём. Византийский писатель и историк Лев Диакон, современник этих событий, пишет, что русичи выстроились, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Читатель, знакомый с предыдущими заметками блога, наверняка сразу поймет, о чем речь: это же знаменитая греческая и македонская фаланга, изобретенная за полторы тысячи лет до Доростола!

Замечу, что Святослав не только позаимствовал этот приём фактически у собственных противников, но и усовершенствовал его. Русская фаланга строилась в две линии: первая, из десяти рядов, наносила таранный удар, а вторая охраняла традиционно самые уязвимые места построения — фланги и тыл: по первому приказу воины разворачивались и отражали удар противника. Но всё-таки полностью изжить недостатки фаланги — некоторую неповоротливость и уязвимость при обходных маневрах врага — Святослав не смог, и сражение под Доростолом это подтвердило. Первоначально успех сопутствовал русичам.

Даже Лев Диакон признает, что мощнейший удар фаланги заметно потеснил византийскую пехоту. Если бы не личное вмешательство Цимисхия, который с отрядом всадников приостановил отступление, Святослав мог бы даже рассчитывать на победу. Но окончательно опрокинуть «греков» не удалось, к тому же, наступавшие русские войска отдалились от крепости. Византийцы немедленно воспользовались этим: их кавалерия совершила быстрый обходной маневр и окружила русичей.

Эпизод сражения при Доростоле: русская фаланга против византийской кавалерии. Современная иллюстрация. Настал черед Святославу демонстрировать умение управлять войсками на поле боя. Здесь пригодилось то самое усовершенствование фаланги, которое придумал русский князь.

Вторая линия фалангитов задержала атаку конницы и позволила русичам перестроиться на круговую оборону. Кольцо окружения с тыла было довольно слабым, поэтому Святослав логично решил нанести удар в сторону крепости. Русское войско прорвало ряды противника и отошло обратно в Доростол. Битва закончилась вничью.

Лев Диакон пишет, что в битве пало примерно 15 тысяч русичей и всего около 300 византийцев. Цифры более чем сомнительные: при таком разгроме Святославу оставалось только сдаться на милость победителя! Однако ни о какой капитуляции речи не шло: русский князь предложил переговоры о мире, и Цимисхий принял его предложение. Последний факт косвенно указывает на то, что воинство византийского императора тоже было изрядно потрепано, иначе что мешало ему добить войска Святослава и взять крепость?

Условия мира были достаточно приемлемыми для русичей: им гарантировался свободный проход на родину и даже провиант, в обмен на обязательство не воевать с Византией. Правда, от завоёванных болгарских земель тоже пришлось отказаться, при этом восточная Болгария отошла Цимисхию. Тем не менее, совсем не плохой исход для конфликта, который грозил Святославу разгромом и гибелью всей армии! Князь Святослав и император Иоанн Цимисхий на переговорах.

С картины художника В. Дальнейшие события хорошо известны из учебников истории. Возвращаясь на Русь, Святослав в следующем, 972 году был атакован печенегами на днепровских порогах и погиб вместе с дружиной. Лишь части войска под командованием воеводы Свенельда, который выбрал обходной путь, удалось добраться до Киева.

Русские летописцы обвиняли в сговоре с печенегами «коварных греков», но современный историк и этнограф Лев Гумилев справедливо указывает, что византийцы, если бы им действительно нужна была жизнь Святослава, могли бы уничтожить его, когда он еще не пересек границ империи. А вот в самом Киеве, вполне возможно, были влиятельные группировки, не желавшие видеть Святослава на престоле: ведь князь публично заявлял, что «мать городов русских» ему не нужна! Или же сами печенеги просто воспользовались удобным случаем для нападения — точный ответ, вероятно, уже никогда не будет получен. Любопытный факт.

Решающая битва под Доростолом состоялась 22 июля и произошла во многом из-за нападения печенегов на столицу русских княжеств — Киев. Ровно через 970 лет после этого, 22 июля 1941 года, атаке подверглась уже другая столица: в этот день гитлеровская авиация совершила первый налёт на Москву. Противовоздушная оборона Москвы во время налёта немецкой авиации. Болгария, Доростол В ноябре 970 года в Византии был подавлен мятеж Варды Фоки, и правительственные войска под командованием Варды Склира вернулись в Македонию и Фракию, где расположились на зимних квартирах.

Силистрия в Болгарии. В тот же день произошел первый бой, началом которого послужило нападение из засады небольшого русского отряда на авангард византийцев. Войска Святослава стояли обычным боевым порядком, сомкнув щиты и выставив копья. Император Цимисхий по флангам пехоты выстроил всадников в железных латах, а позади находились стрелки и пращники, которые постоянно осыпали камнями и стрелами противника.

Через два дня к Доростолу подошел византийский флот, и Цимисхий предпринял штурм городских стен, но он не удался. К концу дня 25 апреля город был полностью окружен византийцами. Во время блокады воины Святослава не раз совершали вылазки, нанося урон врагу. На следующий день русы вышли из города, и Святослав приказал запереть ворота, чтобы никто не мог думать о бегстве.

По словам летописца перед боем Святослав обратился к дружине со следующими словами: «Да не посрамим земли Русския, но ляжем костьми ту: мертвые бо сраму не имут». Бой начали дружинники Святослава атакой вражеского войска. К полудню византийцы стали постепенно отступать. На помощь отступавшим бросился сам Цимисхий с отборным отрядом конницы.

Чтобы лучше использовать численное превосходство, Цимисхий ложным отступлением выманил русов на равнину. В это время другой отряд византийцев зашел им в тыл и отрезал от города. Дружина Святослава была бы уничтожена, если бы за их боевым порядком - «стеной» - не было второй линии войск. Воины второй линии повернулись к византийцам, ударившим с тыла, и не допустили их к «стене».

Войску Святослава пришлось сражаться в окружении, но благодаря мужеству ратников кольцо окружения было прорвано. После этого рать Святослава двинулась домой, на Русь. Невский князь Святослав, сын Игоря и Ольги, отличался храбростью и выносливостью, жизнь свою он провел в походах и битвах. Святослав всегда был готов принять бой.

Этот прием Святослава исключал стратегическую внезапность, но морально действовал на противника и обеспечивал инициативу, которую Святослав всегда старался держать в своих руках. Святослав продолжал политику своих предшественников, стремясь увеличить территорию древнерусского государства, защитить его границы, обезопасить волжский торговый путь и взять в свои руки весь великий торговый путь «из варяг в греки». Вследствие этого Святослав устремился на Балканы, желая завоевать Царьград и перенести политический центр древнерусского государства на Дунай. Он сказал своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце.

Тот городок - середина моей земли. Туда сходится все добро: от греков золото, вина, овощи; от чехов и венгров - серебро и кони; из Руси - меха, воск, мед, челядь». В 967 году в царствование греческого императора Никифора Фоки из Царьграда в Киев явился посол и просил Святослава от имени своего государя пойти войной на болгар. Греки никак не могли осилить болгар из-за того, что те жили в гористых местах.

Греки привезли с собой богатые дары и сулили еще больше за захват Болгарии. Князь согласился и стал собирать войско. На его клич отозвались славный воевода Свенельд, богатыри Сфенкел, Икмор и другие. Святослав предпринял два похода в Болгарию - в 968 и в 969 годах.

Овладев столицей Болгарии Преславой и пленив царя Бориса, Святослав послал сказать грекам: «Хочу на вас идти, взять ваш город». Вслед за этим русы стали готовиться к походу на Царьград. Они усилили свое войско болгарами, которые были недовольны господством Византии, наняли отряды печенегов и венгров. В это время на царский престол в Византии вступил Иоанн Цимисхий, искусный военачальник и отважный воин.

В 970 году под Адрианополем произошло сражение, в результате которого греки потерпели поражение, принесли дары Святославу и пообещали мир. В это время к Святославу прибыло из Киева небольшое подкрепление. Не имея достаточных сил и полагаясь на договор с Цимисхием, Святослав не занял горные проходы чрез Балканы и оставил открытым устье Дуная. Это была его крупная стратегическая ошибка.

Кроме того, рать русов оказалась разделенной на две части: главные силы находились в Доростоле, отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе. Этим воспользовался Цимисхий. Он собрал 300 судов, вооруженных «греческим огнем», а в 971 году двинул флот к устью Дуная, чтобы запереть русам обратный путь на родину. Сам император выступил в поход с сильным передовым 2-тысячным отрядом «бессмертных» отлично вооруженной личной гвардией , 13-тысячной конницей и 15-тысячной пехотой и без труда преодолел Балканы.

Возвращаясь в Киев, князь погиб в бою с печенегами у днепровских порогов. Именно перед боем под Доростолом по преданию Святослав сказал: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе».

В ответ ему его воины отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим». Доблестный воин Святослав оставался язычником в отличие от своей матери княгини Ольги, принявшей христианство. Нужно обратить внимание на то, что под словом «тризна» подразумевался не поминальный пир, а священные жертвы в честь мертвых, призванные отводить смерть от живых.

Siege[ edit ] Emperor John proceeded to lay siege to Dorostolon, which lasted for 65 days.

His army was reinforced by a fleet of 300 ships equipped with Greek fire. In order to appease their gods, they drowned children in the Danube , but the sacrifices failed to improve their position. During the siege of the city of Dorostolon the Rus forces were reduced to near starvation, and a force of some 2,000 warriors, including women, made a surprise sally out during the night to search for supplies and managed to defeat a Byzantine force on the way, returning later to the city.

Походы князя Святослава. Осада Доростола

Осада Доростола затянулась до июля 971 года. Ни император Цимисхий, ни Святослав не смогли добиться быстро победы. Том I. Глава VII. Святослав. Осада Доростола. Отрывок из сочинения Николая Карамзина «История государства Российского» читает народный артист России Валерий Баринов. 23 июля 971 года русский князь Святослав Игоревич провёл военный совет у стен Доростола (Болгария) и решил дать последний бой в ходе войны с Византией. При поддержке Мономаха и половцев лже-Диогену удалось овладеть многими дунайскими городами, но в одном из них, Доростоле, самозванца настигли двое наёмных убийц. Вооруженные силы РФ нанесли ракетный удар в районе Одессы. Представители местной администрации сообщили, что пострадал крупнейший в городе православный храм.

ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.

Русы выдержали 3-месячную осаду и не сдали Доростол, не проиграли ни одного боя, хотя и числом, и техникой греки имели преимущество. 22 июля 971 года у византийской крепости Доростол, расположенной на территории современной Болгарии, произошло сражение между войском великого князя Святослава. Оборона Доростола стала ключевым событием русско-византийской войны 970-971 гг. После ее завершения был подписан мирный договор, восстановивший статус-кво.

Второй болгарский поход Великого князя Светослава - 6478-6479 ЛѢТЪ Ѿ С.М.З.Х. (970-971 ГОДЫ Ѿ Р.Х.)

То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. То есть написал он свой труд примерно через сто лет после самой осады Доростола, не будучи ее участником и очевидцем, не имея возможности участников и очевидцев опросить. Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Светославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. 23 апреля 971 г. под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак.

Архів блогу

  • Использованные материалы
  • Осада Доростола | Видео
  • Оборона Доростола — "Энциклопедия. Что такое Оборона Доростола
  • «Очень плохой знак». В главный храм Одессы попала ракета

Доростольский мир

Оборона Доростола Русско-византийская война 970—971 годов Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. Семирадского. Дата 23 апреля 971 — 23 июля 971 Место Доростол. После битвы при Доростоле город был переименован в Феодорополь в честь царствующей императрицы (? Чтобы Иоанн Цимисхий сам предложил мир Святославу, нужно доказать, что русское войско еще сильно и что осада Доростола может затянуться до бесконечности. Постепенно, день за днем, греки с помощью стенобитных и камнеметных машин разрушали стены и валы. Осада длилась три месяца, положение русских войск было тяжелым — продовольствия не хватало, многие воины были ранены.

2 комментариев к “Оборона Доростола.”

  • Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году
  • КОЛЬЦО СОЛОМОНА. ОСАДА РОДОСА: roman_rostovcev — LiveJournal
  • Битва под Доростолом в 971 г.
  • Осада Доростола в 971 году » Военные материалы
  • Оборона Доростола — Википедия с видео // WIKI 2

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий