Стук метронома действительно напоминает многим петербуржцам о блокаде Ленинграда — в годы войны его транслировали по радио, пока оно не работало. Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть.
Говорит Ленинград
"Ленинградский метроном" (Блокада Ленинграда). Голос за кадром. Почти 900-дневная блокада Ленинграда — это самая длительная и жестокая осада в военной истории человечества. В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой. Блокада Ленинграда метроном. Метроном в блокадном Ленинграде.
Что такое Ленинградский метроном?
«Радио в блокадном Ленинграде – это живой голос в иногда уже мертвой квартире», – резюмирует историк Борис Ковалев. Название «Ленинградский метроном» для видеозарисовки к этому дню мы выбрали не случайно, ведь именно метроном работающего блокадного радио звучал как биение сердца Ленинграда, как символ жизни и надежды. "Ленинградский метроном" (Блокада Ленинграда). Голос за кадром.
Метроном в блокадном Ленинграде — его невероятная роль в сохранении жизни и надежде
Зачем включали метроном в блокадном Ленинграде: основные причины и значение, читать онлайн | В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. |
Ленинградский метроном | Образовательная социальная сеть | Метроном в блокадном Ленинграде. Блокада Ленинграда метроном громкоговорители. |
ЛЕГЕНДАРНЫЕ «80 МИНУТ» БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА | Метроном в блокаду Ленинграда: роль и значение. |
Зачем включали метроном в блокадном ленинграде? | Блокадный Ленинград Блокадный Ленинград. Но ленинградцы были настоящими героями, которые напрочь отказались сдать свой город врагу и находились в блокаде более восьмисот дней. |
Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном в эфире на радио | "Ленинградский метроном" (Блокада Ленинграда). Голос за кадром. |
Говорит Ленинград
Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Расскажем подробно об Метроном в блокадном ленинграде для чего включали: Живое биение сердца Ленинграда. В Ленинграде оставалось на тот момент много известных советских людей, в том числе и Шостакович, который написал свою знаменитую "Ленинградскую" симфонию, которая стало прямой ассоциацией с блокадным Ленинградом. В блокадном Ленинграде метроном стал символом не только музыкальности, но и выживания. В блокадном Ленинграде метрономы получили другое назначение — использовались в повседневной жизни горожан.
Что транслировали в блокадном Ленинграде?
Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. В блокадном Ленинграде радио являлось практически единственным средством круглосуточного оповещения граждан. Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном в эфире на радио | История.
Зачем в ленинграде включали метроном
Метроном Павлова. Блокада Ленинграда громкоговорители. Блокада Ленинграда метроном громкоговорители. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 год. Минута молчания Ленинград. Радио в годы блокады Ленинграда. Оповещение ленинградцев. Громкоговоритель блокада. Блокадный громкоговоритель. Блокадный Ленинград люди у репродуктора на улице. Первые месяцы блокады Ленинграда.
Радиоприёмник блокадного Ленинграда. Памятник в СПБ блокадный репродуктор. Малая Садовая. Блокадный репродуктор. Громкоговорители на улицах блокадного Ленинграда. Блокадный Светлячок. Блокадный свет. Светлячки памяти блокада Ленинграда. Метроном раскраска. Стихотворение о метрономе.
Метроном 19 века. Метроном Beyer.
К этому времени сеть имела 51 тыс. Единственный источник К 1941 г. Была завершена реконструкция системы оповещения населения города. Она была испытана в действии в период войны с Финляндией. На главных магистралях и площадях было установлено 1172 уличных рупора-громкоговорителя, на территории заводов и фабрик — 400 электросирен. В 1941 г. Они обслуживали 33 опорно-усилительные станции и 1,6 тыс. В годы Великой Отечественной войны ленинградцы по-новому оценили роль радиоточки.
В условиях войны и особенно блокады радиоточка оставалась единственно надежным средством информирования населения о положении на фронтах, международном положении и внутренней жизни страны. В начале войны радиоприемники были взяты на временное хранение, а газеты издавались ограниченным тиражом. Все, кто пережил блокаду Ленинграда, хорошо помнят, насколько велика была в те годы роль радиоточки, когда своевременное оповещение об опасности спасало жизнь многим ленинградцам.
Конечно, отмирание прежних ритуалов и обычаев было обусловлено традицией наносить визиты не с пустыми руками. Понятно, что тогда ленинградцам дарить было нечего: самим бы выжить. Литератор А.
Тарасенков в своих воспоминаниях описывает своего друга, который сначала делился хлебом, а потом, наоборот, начал уносить кусочки для своей супруги. Во время подобных визитов становилось не по себе не только гостям, но и хозяевам, которым нечего было предложить друзьям и родственникам. Одна из жительниц осажденного города, слова которой приведены в сборнике «Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда», вспоминала, что у них в семье был установлен строгий порядок: один кусочек хлеба на завтрак и на ужин и два — на обед. Съедать сразу все взрослые детям попросту запрещали. В качестве доказательства эффективности такого метода женщина рассказывает про мать и трех детей, проживавших в соседней квартире.
Они, едва выкупали хлеб, тут же его съедали. Все они умерли, кроме младшей дочери. В издании «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил. Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности.
Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом.
Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо. О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры.
Это — война, ибо это те чувства, которые переживает душа человека в дни войны.
Появляющийся в развитии четвертой части траурный эпизод вызывает чувство мужественной скорби. По силе своего эмоционального воздействия и по необычайной духовной чистоте этот эпизод может быть сравним лишь с такими величайшими творениями, как траурный марш из героической симфонии Бетховена. О трудностях и жертвах па пути к победе, о том, что эта победа во всей ее справедливости и величии неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии. Последние такты симфонии возвещают о радости победы. Громадный оркестр, усиленный против обычного рядом медных инструментов, звучит необычайно торжественно.
Музыка сочетает в себе элементы искусства и науки. Мастерство Д. Шостаковича настолько великолепно, что оно одно может стать предметом научного изучения. Развитие тем, виртуозное сплетение и превращение их, использование отдельных частей тем, большая полифоничность и поразительное владение оркестровыми красками, — всеми этими элементами Шостакович владеет в совершенстве. Композитор впитал в себя все богатейшее наследие классический и русской музыкальной литературы.
Труднейшая партитура симфонии раскрывается Самосудом с предельной глубиной и искренностью. Эмоционально драматическая сторона произведения, его динамическое развитие доводятся дирижером до слушателя с волнующей и убеждающей силой и чистотой. В моментах динамических кульминаций дирижер добивается удивительного по мощи и напряжению звучания. Редко приходится услышать такое тонкое пианиссимо, такую точность ансамбля, ровность отдельных групп, точность ритма в труднейших ритмических кульминациях например, в финале. Исполнение С.
Самосудом Седьмой симфонии является крупным событием в музыкальной жизни страны. Объединенный симфонический оркестр Большого театра Союза ССР и Всесоюзного радиокомитета за короткий срок совместной работы добился отличных результатов в отношении ансамбля, слитности звучания, строя. Необходимо отметить солистов оркестра: превосходного фаготиста Халилеева, кларнетиста Володина, вдохновенно исполнявшего соло в четвертой части, концертмейстера оркестра Каревича, флейтистов Игнатенко и Шавыкина пикколо , Гутовского бас-кларнет , солистов Еремина, Щетникова, Щербинина и группу ударных инструментов Штейман, Голубев, Погребов. Каждый из нас может испытывать подлинную радость при мысли о том, что мы были одними из первых, кто услыхал произведение такой громадной силы, как Седьмая симфония Шостаковича, произведение, вписавшее в историю развития музыкальной культуры новую замечательную страницу. Седьмая симфония, воплотившая в, себе мысли, чувства, переживания великого народа, защищающего свою свободу, свою культуру и искусство, явится замечательным памятником нашей эпохи.
Она будет рассказывать грядущим поколениям о днях великой борьбы, о героическом пути к победе. Благодаря прямой радиотрансляции знаменитое произведение Шостаковича могли услышать все жители Ленинграда, а также осаждавшие город немецкие войска. Симфония потрясла слушателей, вселила уверенность в неизменной победе и придала силы защитникам города. Седьмая симфония Шостаковича по праву признана музыкальным символом блокады Ленинграда.
Метроном символ блокадного ленинграда
К концу месяца установился снежный покров. Первый месяц 1942 года был самым холодным этой зимой и одним из самых холодных за весь период наблюдений. Средняя глубина снега составила 41 см средняя глубина за 1890—1941 года — 23 см [87]. Март 1942 года по средней температуре месяца стал самым холодным за всю историю метеонаблюдений по 2023 год. В книге «Воспоминания» Дмитрия Сергеевича Лихачёва о годах блокады сказано: Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла.
Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами — мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день. Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт[ править править код ] На 1941 год в Ленинграде было 27 624 домовладения — домов, где проживали люди. В связи с недостаточными поставками топлива в осаждённый город, 17 ноября было запрещено расходовать теплоэнергию на снабжение населения горячей водой. В большинстве домов не работала канализация, водопровод в январе 1942 года действовал лишь в 85 домах [91].
Хлебозаводы перестали получать воду и на сутки прекратили работу [92]. Водопроводные магистрали в ряде мест замёрзли; общая длина замороженных уличных водопроводов составила 36 км [93]. Несмотря на низкие температуры в городе, часть водопроводной сети действовала; большая часть рабочих «Водоканала» была переведена на казарменное положение и были открыты десятки водоразборных колонок, из которых жители окрестных домов могли брать воду, но жителям приходилось также брать воду и из повреждённых труб и прорубей [94] [95]. В январе были закрыты все городские бани за исключением двух, с конца февраля 1942 года они вновь стали открываться [96]. Ещё 13 сентября 1941 года была отключена телефонная связь в квартирах. Постепенно возвращать телефонию стали с апреля 1943 года [97].
Главным отопительным средством для большинства обитаемых квартир стали особые маленькие печки- буржуйки. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. По решению Ленгорсвета от 8 декабря 1941 года, промышленность города должна была начать выпуск железных временных печек «буржуек» и отпускать их Ленжилуправлению. В декабре должны были изготовить 10 тыс. К 1 февралю 1942 года в городе было 135 тыс. Буржуйки были востребованы и в следующую зиму с 1942 на 1943 год, ибо центральное отопление жилых домов в городе также не работало [100].
Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Недостаток электричества и массовые разрушения контактной сети остановили движение городского электротранспорта.
Когда его ритмичные тиканья раздавались по городу, все мы чувствовали, что несмотря на все трудности, жизнь продолжается.
Метроном стал символом надежды и силы духа нашего народа. Мы собирались вместе, слушали его звуки и верили в то, что однажды блокада закончится. Анатолий Романов: «Я работал военным врачом в это время и помню, как в одной из разрушенных квартир нашли метроном.
Мы решили его сохранить и использовать для поддержания духа у раненых и больных. Каждый день ставали тихий звук метронома, создавая таким образом ощущение ритма и нормальной жизни. Это помогало нашим пациентам бороться и верить в будущее.
Екатерина Иванова: «У меня было много детей и постоянно не хватало еды. Для нас метроном стал не только символом надежды, но и сигналом, что можно собрать детей вокруг стола. Когда звучало его тиканье, я ставила на стол всё, что удалось найти, и мы сидели вместе, слушая метроном и ели впрок.
Кажется, что это были самые счастливые моменты весьма ужасных времён. Игорь Смирнов: «Блокада — это не только голодные дни и ночи, это еще и борьба за душу. Метроном стал нашим союзником в этом бою.
Его звук проникал сквозь тишину и вдохновлял нас сражаться с неприятелем. Я многие ночи провел, слушая его звук и думая о том, что однажды эта блокада закончится, а мы сможем начать новую жизнь. Марина Соколова: «Метроном стал для нас не только источником надежды, но и оружием против отчаяния.
Когда уже казалось, что не осталось сил, и мы все сходили с ума от голода и холода, его звук возрождал наши души. Мы использовали его, чтобы создать ритм и петь песни, чтобы забыть о голоде и муках.
Метроном СССР механический. Маятник метроном Менделеева.
Метроном Вундта. Метроном Zimmermann. Метроном Beyer. Символы блокадного Ленинграда.
Блокада ленинградасимвод. Репродуктор Левитана. Город жил блокадного Ленинграда. Блокадный театр в блокаду Ленинграда.
Ленинградское радио в годы блокады. Объявление войны. Метроном старинный. Музыкальный метроном.
Стихи о блокаде. Схема механического метронома. Строение метронома. Метроном Мельцеля.
Вундт метроном. Первые месяцы блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда 1500 громкоговорителей. Блокадный репродуктор на Невском проспекте.
Звук метронома. Иоганн Непомук Мельцель. Метроном Maelzel. Метроном 108.
Метроном помогал людям распланировать свои действия и соблюдать строгий график. Благодаря ему горожане могли укладываться в ограниченное время на выполнение задач и укрепить свою волю к выживанию. Метроном также использовался в музыкальной сфере. Он помогал музыкантам сохранять ритм и темп исполнения. Во время блокады культурная жизнь города была подавлена, концерты и выступления стали редкостью.
Однако музыканты продолжали заниматься своими занятиями и использовали метроном для практики и поддержания своих навыков. Переносный метроном Переносный метроном был широко распространен среди населения. Он позволял людям контролировать время в любом месте, необходимом для выполнения различных задач. В условиях дефицита и нехватки основных жизненных средств, переносной метроном оказался незаменимым инструментом для блокадного населения. Значение метронома для морального поддержания Метроном также имел символическое значение для горожан во время блокады.
Он был своего рода связующим звеном между жителями города и окружающим миром. Метроном напоминал горожанам о музыке, культуре и цивилизации, которые они не хотели терять в условиях войны и блокады. Он служил напоминанием о том, что жизнь должна продолжаться даже в самых трудных условиях.
Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном в эфире на радио
Стук метронома напоминает о скорбной дате | Блокадный метроном метроном. Ленинградский метроном блокада Ленинграда. |
Зачем включали метроном в блокадном ленинграде | Метроном в блокадном Ленинграде был не только простым музыкальным инструментом, но и сильным символом выживания и настойчивости. |
Почему во время блокады звучал метроном? | К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и топлива. |
Стук метронома напоминает о скорбной дате | Метроном в блокадном Ленинграде. Блокада Ленинграда метроном громкоговорители. |
«Блокадный метроном»
ЛЕНИНГРАДСКИЙ МЕТРОНОМ | Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном? Лекторий Dостоевский предлагает на 22 минуты погрузиться в страшные дни блокадного Ленинграда и узнать больше о событиях тех дней. |
10 фактов о блокаде Ленинграда | Почти 900-дневная блокада Ленинграда — это самая длительная и жестокая осада в военной истории человечества. |
Метроном символ блокадного ленинграда | В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей. |
10 фактов о блокаде Ленинграда
Дополнен 13 лет назад Что-то с психологией, если не ошибаюсь... Дополнен 13 лет назад З. Ы меня тоже в гугле не забанили, и читать вику я тоже умею. Вопрос не в том, как его применяли, а почему именно метроном? Лучший ответ владимир терентьев Высший разум 121561 13 лет назад Всё гораздо проще, чем можно было бы предположить. В блокадном Ленинграде действовало распряжение МПВО, запрещающее выключать репродукторы в домах ленинградцев. Оповещение о воздушном или артиллерийском налёте передавалось по- радио. В тот момент, когда вещание не велось, передавался сигнал метронома, который подтверждал, что радиоточка включена и радиосеть исправна.
Со временем человек становится сам себе метрономом, ритмы играют у него в голове, так что можно сказать, метроном тренирует чувство ритма у музыканта. Увы, если у человека совсем никак не получается играть даже с метрономом, сбивается в ритме, значит можно сделать вывод, что он выбрал "не свое" занятие : Ну и самый простой способ научиться держать ритм - играть сначала медленно. Не получается - еще медленнее и т.
Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном? Лекторий Dостоевский предлагает на 22 минуты погрузиться в страшные дни блокадного Ленинграда и узнать больше о событиях тех дней.
В окруженном фашистами Ленинграде проводное вещание продолжалось круглосуточно. Трансляция концертов, сводок Совинформбюро, выступления по радиосети известных горожан, деятелей культуры вселяли в жителей города надежду и веру в неизбежную победу над захватчиками. По окончании передач звучал метроном — его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Grace: Его темпом измерялись шансы выжить во время бомбежек и обстрелов… Только его ритмом звучал под бомбами и снарядами: быстрый означал воздушную тревогу, медленный — отбой… Замечательный человек, многие годы работавший на Ленинградском радио, журналист, педагог, Таисия Михайловна Суворова собрала в архиве Ленрадио и передала в Череповец «Голоса Блокадного Ленинграда»;. Пусть они звучат здесь, подлинные звуки Голоса жизни в городе смерти, пусть говорят сами за себя… В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено 1500 громкоговорителей, почти 450 тысяч радиоточек работали в квартирах и учреждениях Николай Лужников: В городе, оказавщемся в осадном положении без тепла, света, без продуктов пмтания. Радио, оповещавшее жителей об артобстрелах и авиационных налетах. Радио, доводившее до них сводки информбюро, Поддерживающее в людях надежду и веру своими непродолжительными передачами. А в промежутках, чтобы радио не молчало, работал метроном. Метроном, отсчитывающий секунды блокадного времени.
Для чего был нужен метроном в ленинграде. Стук метронома напоминает о скорбной дате
Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном в эфире на радио | История. В блокадном Ленинграде радио являлось практически единственным средством круглосуточного оповещения граждан. На стене – схема объектов радиосвязи блокадного Ленинграда, ее называют еще картой Палладина. Метроном в блокадном Ленинграде. Блокада Ленинграда метроном громкоговорители. В блокадном Ленинграде метроном стал символом не только музыкальности, но и выживания. В блокадном Ленинграде радио работало не Коуле сутки. И единственным способом предупредить население о авианалетах противника были звуки метронома в радиоэфире.
Звук метронома, «светлячки» и кошки: символы блокады Ленинграда
Кто такие слухачи? Почему их вклад в оборону был важен? Зачем в блокадном Ленинграде включали метроном?
В небе неустанно кружили наши самолеты-разведчики. Военная разведка занимала позиции, вела наблюдение день и ночь. И артиллеристы засели за свои «партитуры». Как обычно, прежде всего был произведен расчет времени. Исполнение симфонии длится 80 минут. Плюс столько же на разъезд публики из театра.
И следовательно, 2 часа 20 минут должны говорить наши пушки — исполнять свою «огненную симфонию». Сколько на это потребуется снарядов? Все следовало учесть заранее. Не подвезли ли новые орудия? Ответить на эти вопросы предстояло разведке. Разведчики со своей задачей справились хорошо. На карты были нанесены не только батареи врага, но и его наблюдательные пункты, штабы, узлы связи. Так и шли две репетиции рядом.
Одна звучала голосом скрипок, валторн, тромбонов, другая проводилась молча и даже до поры до времени тайно. О первой репетиции гитлеровцы, разумеется, знали. И несомненно готовились сорвать концерт. Зато о второй репетиции им ничего не было известно. И пришел день 9 августа 1942 года. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Молчали немецкие пушки.
Были предприняты попытки эвакуации женщин и детей подальше от военных действий. Из города увезли около миллиона человек. Эвакуация продолжалась вплоть до 1943 года.
С наступлением холодов люди стали умирать прямо на улицах, некоторые умирали дома во сне. Матери, чтобы прокормить своих детей, могли убить домашних животных. Люди ели все, что можно было съесть: цветы из них делали лепешки , растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб.
Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву. Из них варили супы и делали заготовки на зиму.
Корм для животных. Особенно хорошо шел корм для птиц. Его быстро раскупили и потом питались много голодных месяцев.
Корм для птиц состоял из крупы — чечевицы, гороха, вперемешку с палочками и песком. Люди стали выращивать овощи в парках и скверах, власти это всячески поощряли. Из выращенных овощей делали заготовки на зиму.
Массово издавались брошюры, где рассказывали, как обрабатывать землю, выращивать овощи, какие дикие травы подходят для употребления в пищу, как сварить суп из крапивы, как из высушенного и измельченного корня одуванчика сделать заменитель кофе. Это была не только еда, а источник витамина С. Из неё варили напиток, который спасал людей от цинги.
В пищу шла и промышленная «органика». Свиная кожа для одежды и обуви и столярный клей. Спасались и ловлей рыбы.
Под обстрелом врага рыбачили на Неве в основном, мальчишки. Улов был небольшой, но в условиях блокады и эти крохи спасали жизни. Спасались конфетами, которыми в прошлом голу украшали новогоднюю ёлку и положили вместе с ёлочными игрушками.
Рады были и мешочку с крупой, который случайно «завалялся» за буфетом.
У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах.
Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах. Метроном в воспоминаниях и творчестве Образ метронома выступает не только как главная отличительная деталь блокады, но и как нечто священное, неприкосновенное. Радио, посредством неумолчного стука метронома, связывало людей, даже когда замолкал голос диктора.
Упоминания о звуке метронома можно найти во многих произведениях искусства, созданных людьми во время блокады, особенно часто — в стихах.