Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра. Восстание в ираке в 1991 г. национально-освободительное движение против рабочих советов. Интифада Шаабания — восстание 1991 года в Ираке, ряд протестов, выливавшихся в беспорядки, приведшие к нестабильности в регионах южного и северного Ирака. Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века. С нашей точки зрения, невозможность извлечения иракскими военными надлежащих уроков из боевых действий 1990-1991 годов в силу строгой цензуры, наложенной политическим руководством, не позволила Ираку адекватно оценить военную обстановку накануне войны.
Вторжение в Ирак. 20 лет спустя
В ночь с 26 на 27 февраля 1991 года тысячи иракских солдат и гражданских лиц отступали в Багдад после объявления о прекращении огня. Но президент Джордж Буш приказал уничтожить отступающую иракскую армию. Самолеты-истребители сил коалиции напали на безоружный караван и подбили машины спереди и сзади, чтобы остальные не могли выбраться. Затем волна за волной самолеты часами бомбили запертые в ловушке машины. После того, как бойня была закончена, около 2000 сожженных и искореженных иракских транспортных средств, а также тела тысяч иракских солдат были разбросаны на многие мили в месте, которое позже получило название «шоссе смерти». Еще несколько сотен навеки остались на другой дороге, Шоссе 8, которая ведет в Басру. Фото разрушений на этих двух дорогах стали одними из самых узнаваемых образов операции «Щит пустыни».
Накануне Багдад по радио объявил, что министр иностранных дел Ирака принял советское предложение о прекращении огня и приказал всем иракским войскам вывести войска из Кувейта в соответствии с 660 резолюцией ООН.
Буш, как сообщается, большого интереса не проявил [27]. Ирак вторгнется в Кувейт к концу этого дня». Что в действительности и произошло. Но и это сообщение также не вызвало никакой реакции у государственных чиновников [28]. Наконец, кувейтский дипломат, находившийся в Ираке до вторжения, слал своему правительству множество рапортов, пытаясь предупредить его о возможном иракском вторжении. Его сообщения также были проигнорированы. Причем последнее сообщение даже называло точную дату вторжения по кувейтскому времени — 2 августа.
После войны этот дипломат провел пресс-конференцию в Кувейте, в ходе которой собирался рассказать о том, как его информация была проигнорирована правительством Кувейта. Однако пресс-конференция была прервана по распоряжению государственного министра и ряда армейских офицеров Кувейта [29]. В июле, в то время когда все вышеприведенные предостережения якобы игнорировались, Пентагон проводил командно-штабные учения с использованием компьютерного моделирования. По замыслу учений, Ирак вторгался в Кувейт или Саудовскую Аравию, либо в оба этих государства [30]. На военных учениях в Военно-морском колледже в Ньюпорте, штат Род-Айленд, участников также просили определить наиболее эффективные действия американцев в ответ на возможное вторжение Ирака в Кувейт [31]. На протяжении мая и июня специалисты Центра стратегических и международных исследований Джорджтаунского университета активно информировали Пентагон, Конгресс и представителей ВПК о результатах своих исследований по теме будущих военных действий с применением обычных видов оружия. Специалисты Центра пришли к выводу, что, скорее всего, новая война, в которой потребуется американское военное участие, возникнет между Ираком и Кувейтом или Саудовской Аравией [33]. Еще одним, судя по всему, хорошо осведомленным человеком был Джордж Шульц George Shultz , бывший госсекретарь во времена президента Рейгана.
Покинув пост госсекретаря, Шульц вернулся на работу в корпорацию «Бектэл» Bechtel Согр , крупнейшую межнациональную строительную компанию. Весной 1990 года Шульц убедил компанию отказаться от нефтехимических проектов в Ираке. Тогда я посоветовал представителям компании не лезть в Ирак» [34]. Наконец, в газете «Вашингтон пост» была напечатана статья с разоблачением: «С самого начала вторжения, согласно совершенно секретным оценкам американской разведки, Саддам Хусейн считал заявления Вашингтона о нейтралитете… зеленым светом администрации Буша для вторжения. Один высокопоставленный иракский военный рассказал сотруднику Управления [ЦРУ], что Хусейн, похоже, искренне удивился последовавшей агрессивной реакции со стороны Вашингтона» [35]. С другой стороны, мы имеем заявление министра иностранныхдел Ирака Тарика Азиза, который присутствовал на встрече Гласпи с Хусейном: «Она не давала зеленый свет, она не упоминала и о красном, потому что вопрос о нашем присутствии в Кувейте не поднимался… И мы не воспринимали как зеленый свет… тот факт, что американцы не отреагируют, если мы начнем вторжение в Кувейт. Это было не так. Мы ожидали, что американцы атакуют нас утром 2 августа» [36].
Однако нужно скептически относиться к так называемому небрежному отношению Ирака к нападениям со стороны США. Все эти замечания, по сути отрицающие, что Ирак обвели вокруг пальца, следует рассматривать в контексте упорного нежелания правительства Ирака на протяжении определенного периода времени признавать тот факт, что стране в результате американских бомбардировок был нанесен большой ущерб и погибло много иракцев. Согласно позиции, которой придерживалась администрация Буша, арабские соседи Ирака, в частности Египет, Саудовская Аравия и Иордания, призывали Соединенные Штаты все это время не говорить и не делать того, что могло бы спровоцировать Саддама Хусейна. Кроме того, как подчеркнула посол Гласпи, никто не ожидал, что Хусейн оккупирует «весь» Кувейт. Все думали, что Хусейн захватит только те части, о которых он неоднократно заявлял — острова и нефтяное месторождение. Но, конечно, Ирак предъявил права на «весь» Кувейт, к чему стремился на протяжении столетия. Вторжение Когда Ирак вторгся в Кувейт, время для противоречивых сигналов закончилось. Вне зависимости от наличия или отсутствия предварительного коварного плана в отношении Ирака, теперь американский президент в полной мере воспользовался предоставленной ему возможностью.
Прошли даже не часы, а минуты с момента вторжения иракских войск в Кувейт — и Соединенные Штаты уже начали мобилизационные мероприятия, Белый дом осудил действия Ирака, назвав их «вопиющей военной агрессией» и потребовал «немедленно и безоговорочно вывести все иракские войска». В Белом доме также подчеркнули, что «рассматриваются все возможные варианты действий». Спустя 24 часа американское оперативное соединение ВМС США, усиленное истребителями и бомбардировщиками, было на пути в Персидский залив. Буш искал возможности привлечь мировых лидеров к коллективным действиям против Ирака. На торговлю с Ираком было наложено эмбарго, а все иракские и кувейтские активы в США были заморожены. Сенату США удалось «решительным образом нейтрализовать попытки прекратить либо заморозить производство бомбардировщиков В-2, выполненных с использованием технологий «стеле», после того как сторонники этой программы ухватились за иракское вторжение в Кувейт как за предлог, позволяющий Соединенным Штатам активизировать работы по снижению заметности боевой техники в радиолокационном спектре обнаружения». Сторонники программы утверждали, что нападение Ирака на Кувейт «служит подтверждением того, что постоянно существует риск начала войны, и это, в свою очередь, требует создания современных вооружений». Сенатор Доул Dole заявил: «Мы можем поблагодарить Саддама Хусейна, по крайней мере, зато, что он «разбудил» нас» [38].
Спустя день после того, как сенаторы использовали ирако-кувейтский кризис для спасения производства высокотехнологичного бомбардировщика В-2, они снова, сославшись на войну, предотвратили консервацию двух кораблей ВМС времен Второй мировой войны [39]. Через несколько дней тысячи американских солдат и бронетанковая бригада были дислоцированы в Саудовской Аравии. Этой масштабной операции было дано название «Щит пустыни». Возникла необходимость увеличения затрат на военные нужды США. Менее чем через год после политических изменений в Восточной Европе, когда предприятия оборонно-промышленного комплекса Советского Союза были вынуждены работать на фоне масштабного сокращения вооруженных сил и недостаточного дофинансирования, представители исполнительной власти и аналитики США заявили, что кризис в Персидском заливе стал лучом надежды для американских военных компаний. Как написала американская газета «Вашингтон пост», «возможными бенефициарами» кризиса являются «различные предприятия военной промышленности» [40]. К сентябрю Джеймс Вебб James Webb , бывший помощник министра обороны и министр ВМС в администрации Рейгана, посчитал необходимым высказаться следующим образом: «Президент должен знать, что в то время как большинство американцев работают не покладая рук, чтобы поддержать его, за их внешним уважением кроется цинизм. Многие утверждают, что наращивание военной мощи — это не более чем очередная «игра Пентагона с бюджетом», направленная на предотвращение сокращений вооруженных сил, командование которых ищет способ их применения на фоне сокращения военных баз НАТО» [41].
Примечательно, что был услышан еще один скептически настроенный помощник министра обороны США. Лоуренс Корб Lawrence Korb написал, что развертывание войск в Саудовской Аравии «в большей степени объясняется предстоящими боями за бюджет на Капитолийском холме, чем возможной военной операцией против Саддама Хусейна» [42]. Но разве существуют пределы цинизма для конгрессмена, преследующего переизбрание? К началу октября можно было прочитать следующее: «Политическая подоплека развертывания американских частей в Саудовской Аравии сыграла важную роль в деле ограничения сокращения расходов на оборону в контексте воскресного соглашения по бюджету и прекращения «свободного падения» военных расходов, которое некоторые аналитики предсказывали ранее. Специалисты по стратегическим вопросам с Капитолийского холма подчеркивали, что операция «Щит пустыни» внесла существенные изменения в политический климат переговорного процесса и заставила некоторых представителей законодательной власти, выступавших за сокращение военного бюджета, изменить свою позицию по этому вопросу. Благодаря достигнутому компромиссу по оборонному бюджету… не сократилось не только финансирование операции «Щит пустыни», но и сохранилась большая часть ежегодного финансирования в ответ на бешеный натиск Советского Союза на Восточную Европу [43]. Между тем президента Джорджа Буша стало поддерживать большее количество американцев. Его рейтинг был восстановлен.
Первый опрос, проведенный в августе после вступления США в конфликт в Персидском заливе, показал повышение рейтинга до 74 процентов, по сравнению с 60 процентами в конце июля. Американской общественности, однако, похоже, требуются регулярные поводы для вспышек патриотизма, чтобы поддерживать любовь к человеку, занимающему кабинет в Белом доме. Однако Буш оказался не в состоянии четко определить цели и задачи, преследуемые США в Персидском заливе, и к середине октября его рейтинг едва достигал 56 процентов — самый низкий уровень с момента вступления в должность. Рейтинг Буша оставался примерно на этом уровне до следующей вспышки воинственного патриотизма в январе, как мы увидим [44]. Прелюдия к войне По мере того как Ирак продолжал грабить Кувейт и превращать его в свою 19-ю провинцию, Соединенные Штаты усиливали свое военное присутствие в Саудовской Аравии и водах Персидского залива. США также использовали тактику принуждения и самых щедрых за всю историю своего существования подкупов, чтобы создать «коалицию» для поддержки подготовленных Вашингтоном резолюций и участия в предстоящей военной кампании. Одним из таких примеров может служить попытка придать респектабельность «многонациональным» силам в предстоящей кампании, чтобы затем прикрываться этим «фиговым листком». Эта тактика уже была опробована в войнах в Корее, Гренаде и Афганистане, где американцы вели самостоятельные боевые действия при формальном существовании «коалиции».
В целях привлечения в «коалицию» Египту были прощены многомиллиардные долги; Сирия, Китай, Турция, Советский Союз и другие страны получили военную или экономическую помощь, кредиты Всемирного банка и Международного валютного фонда, отмену санкции и другие привилегии, причем не только от США, но под давлением Вашингтона и от Германии, Японии и Саудовской Аравии. В дополнение к этому, администрация Буша перестала критиковать государства, участвовавшие в коалиции, за нарушения прав человека [45].
Недостаток живой силы приходилось компенсировать запрещенными технологиями. В российской прессе принято считать, что химическое оружие в Ираке являлось лишь предлогом для вторжения США в 2003 году, а его единственный образец — пробирка, продемонстрированная в ООН госсекретарем Колином Пауэллом, — был сфабрикован. В действительности США обладали полной информацией об иракском химическом оружии, поскольку сами участвовали в его создании. Согласно докладу следственной комиссии Сената США «Доклад Ригла» , опубликованном 9 февраля 1994 года, американские компании экспортировали в Ирак производные для создания химического оружия, а также штаммы смертельных заболеваний, таких как сибирская язва. Согласно «Докладу Ригла», в годы войны министерство торговли США одобрило 771 экспортную лицензию на поставку в Ирак технологий двойного назначения.
На производство иприта и других отравляющих веществ были брошены все мощности химической промышленности страны. По оценке ООН, с 1984 по 1990 г. Из них почти 55 тысяч были применены в ходе Ирано-иракской войны. С 1984 по 1988 на мирные города в Иране и Иракском Курдистане было сброшено 12 тысяч авиабомб, заполненных боевыми отравляющими веществами. При этом применение химического оружия не ограничивалось только иранской территорией. Из-за неудач на фронтах войны в Ираке начались народные выступления. Возобновился давний конфликт в Иракском Курдистане, регионе, исторически связанном с Ираном и мечтающем о независимости.
Для подавления курдских выступлений была организована операция «Анфаль», жертвами которой стали не менее 180 тысяч человек. В рамках операции 16 марта 1988 химическим бомбардировкам был подвергнут курдский город Халабаджа. Жертвами инцидента стали 5000 мирных жителей. Примечательно, что эти инциденты не были осуждены США и другими странами Запада. Во многом благодаря широкому применению химического оружия к 1988 году иракские войска смогли выбить иранцев со своей территории, после чего между странами был заключен мир без каких-либо приобретений для обеих сторон. Ужасающие итоги Для Ирака 8 лет беспрерывной войны вылились в затяжной финансовый и внутриполитический кризис. Военные расходы подорвали экономику страны.
Саддам Хусейн последовательно поссорился с Ираном, СССР, странами арабского мира, которых отталкивала его агрессивная внешняя политика. Репрессии против мирного населения в первую очередь — против курдов и мусульман-шиитов до крайности обострили внутриполитическую обстановку в стране. В то же время иракское правительство уверовало в то, что сможет впредь действовать безнаказанно, применять любые средства ведения войны, получая при этом полную поддержку со стороны США. Здесь уместно провести сравнение с Гитлером, которому Запад «разрешил» оккупировать Чехословакию, создав ложное чувство вседозволенности. В попытке разрешить финансовый кризис и не опасаясь международного осуждения, Саддам Хусейн в 1990 году вторгся в богатый нефтью Кувейт.
В результате разгрома основных сил Ирака, 28 февраля Саддам Хусейн был вынужден прекратить боевые действия и принять все требования ООН. После этого, 3 марта, Норман Шварцкопф командующий силами коалиции, четырехзвездочный генерал ВС США и Халед бин Султан фельдмаршал армии Саудовской Аравии на захваченной иракской авиабазе Сафван подписали с представителями иракской стороны соглашение о прекращении огня. В результате «Бури в пустыне» были уничтожены или лишены боеспособности 42 дивизии армии Ирака всего их было 44 , число жертв, предположительно, составило около 100 тысяч человек. Большая часть военной техники, количество которой было не меньше кроме авиации , чем у коалиции, была уничтожена или захвачена.
Более 71 тысячи иракских военных сдались в плен. При этом войска коалиции потеряли всего 292 человека причем заметная часть из них стала жертвой «дружественного огня» , 31 танк, 32 бронированные боевые машины и т. Массированное применение высокоточных авиационных средств, систем радиоэлектронной борьбы, повсеместное использование спутниковой навигации GPS, средств для ночного ведения боя тепловизионных и ночных прицелов и других высоких технологий сделало огромную по численности иракскую армию 650 тысяч человек беспомощной. К примеру, те же иракские танки Т-55 и Т-72 первых модификаций, не оснащенные тепловизионными прицелами, становились легкими жертвами для американских танков M1 Abrams, действовавшим ночью. Да и уровень подготовки, тактика и разведывательные возможности американских войск на голову превосходили иракские возможности. Этот шаг стал причиной фактического распада Ирака на три части после вывода американских войск в 2011 году. Теперь Ирак де-факто представлен, собственно, официальным Ираком, во главе с проамериканским шиитским правительством, Иракским Курдистаном и ИГИЛ «Исламское государство» — террористическая организация, запрещенная в РФ.
Агрессия Ирака против Кувейта.
Поэтому командование МНС избрало вариант продолжения нанесения систематических ракетно-бомбовых ударов авиацией и силами флота: ежесуточно самолеты союзной авиации совершали примерно 2 500 боевых вылетов. В качестве объектов поражения, помимо военных позиций и объектов, стали использоваться производственные предприятия, мосты, автомагистрали и объекты жизнеобеспечения населения. Нанесением ударов с воздуха руководство многонациональных сил стремилось достигнуть возможно большего поражения живой силы и военной техники вооруженных сил Ирака, стремились измотать и сломить их психологически, подавить волю к дальнейшему сопротивлению, вывести из строя максимум оборонительных сооружений, а в итоге снизить неизбежные потери своих войск при переходе к наземному сражению. Подобное решение руководства коалиции о продолжении ударов с воздуха, в том числе направленных уже на уничтожение иракской экономики, изменило цели и характер войны. Боевые действия вышли за рамки одобренной Советом Безопасности ООН резолюции, требующей лишь освобождения Кувейта, и стали вестись в интересах нанесения непоправимого ущерба военно-экономическому потенциалу Ирака и свержения правящего режима. Такая целевая переориентация США и их западных союзников обусловила и пересмотр отношения к продолжающейся войне у части мирового сообщества. В результате операция «Буря в пустыне» вместо запланированного срока с 17 по 19 января 1991 года продлилась 39 дней — до начала наземной «Сабли в пустыне». Бесспорно, операция «Буря в пустыне» открыла эру войн высоких технологий — с широким использованием космической разведки и спутниковых систем навигации, средств РЭБ, высокоточного оружия, ведением «неконтактной войны», когда нога солдата не зависает над окопом противника так называемый час икс , а неприятеля утюжат с воздуха. Война в Персидском заливе получила и название «телевизионной войны»: американские пропагандисты освещали ее едва ли не в прямом эфире, но под выгодным соусом.
Известный факт, когда группа журналистов, допущенных на авианосец «Рузвельт», ежедневно получала «эксклюзивную» информацию... В условиях сухого закона это был весомый аргумент в пользу правдивости получаемых сведений. Широкое распространение получило тогда и такое определение, как «дружественный огонь». Союзники по коалиции стреляли во все, что движется в зоне прямого выстрела, и без четкой координации в многонациональных силах зачастую стреляли по своим. При относительно небольших потерях военнослужащие той же Великобритании при общих 24 погибших потеряли от огня 11 человек. Еще в большей степени от «дружественного огня» пострадали американцы, у них при 23 потерянных вертолетах лишь пять были сбиты противником.
В состав «Временного правительства» вошли 9 кувейтских офицеров, перешедших на сторону Ирака. Вернувшись в Кувейт, служил в кувейтской армии и к моменту вторжения иракской армии имел звание лейтенанта. После перехода на сторону Ирака он возглавил коллаборационистское правительство Кувейта, 8 августа 1990 г. Алаа Хусейн Али был произведен в полковники иракской армии и назначен заместителем премьер-министра Ирака. Губернатором 19-й провинции был назначен генерал Али Хасан аль-Маджид 1941-2010 — двоюродный брат Саддама Хусейна, известный под прозвищем «Химический Али» и прославившийся подавлением курдских повстанцев в Северном Ираке. Али Хасан аль-Маджид считался одним из ближайших соратников Саддама Хусейна и жестким военным руководителем. В октябре 1990 г. Но всё это не осталось без внимания со стороны мирового сообщества. Так, руководство США открыто выражало обеспокоенность действиями иракских властей. Против Ирака было введено эмбарго на поставки оружия, к которому на следующий день, 3 августа 1990 г. В тот же день началась переброска частей 82-й воздушно-десантной дивизии американской армии в Саудовскую Аравию. С другой стороны, Ирак также начал готовится к обороне своей территории, строя т. Отметим, что Советский Союз, несмотря на то, что был одним из главных военных партнеров Ирака и до вторжения в Кувейт осуществлял масштабные поставки вооружения иракской армии, был вынужден присоединиться к остальным странам. С 1972 г. СССР и Ирак связывал Договор о дружбе и сотрудничестве, а на территории Ирака находились около 5 тысяч советских граждан — военные и гражданские специалисты и члены их семей. Казалось бы, Москва должна была предпринять все возможные усилия, чтобы разрешить конфликт мирным путем и заставить США отказаться от планов вооруженных действий против Ирака. Но реализовать эту задачу у Советского Союза не получилось. С одной стороны, США и их союзники были настроены крайне решительно, с другой стороны — и Саддам Хусейн не желал идти на уступки и выводить войска с территории Кувейта. Всю осень 1990 г. Совет Безопасности ООН принимал резолюции по «кувейтскому вопросу», однако Саддам Хусейн упорно не желал отказываться от вновь приобретенной «девятнадцатой провинции». Бейкера и министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза. Бейкер передал Азизу письмо Буша-старшего с требованием покинуть территорию Кувейта до 15 января 1991 г. Тарик Азиз отказался принимать письмо Буша, сочтя его оскорбительным для Ирака. К началу января 1991 г. Общая численность войск союзников составляла около 680 000 военнослужащих. Большинство из них были военнослужащими американской армии — около 415 тысяч человек. Кроме США, внушительные воинские контингенты направили: Великобритания — мотопехотную дивизию, спецназ, авиационные и морские части, Франция — части и подразделения общей численностью в 18 000 военнослужащих, Египет — около 40 тыс. Пока американские войска дислоцировались на территории Саудовской Аравии, их действия официально именовались операцией «Щит пустыни»». В ответ Ирак предпринял ракетные удары по территориям Саудовской Аравии и Израиля. Параллельно американское командование начало переброску сухопутных соединений к западным границам Ирака, причем иракская сторона о передислокации войск противника не догадывалась по причине отсутствия должной авиационной и радиотехнической разведки. Ракетные и авиационные удары сил коалиции по иракской территории продолжались всю вторую половину января и первую половину февраля 1991 г. Бессмертных и Тарика Азиза. Но эти пункты, озвученные советскими дипломатами, не были приняты американской стороной. США потребовали немедленный вывод иракских войск с территории Кувейта с 23 февраля 1991 г. Однако Саддам Хусейн не удостоил американскую сторону своего ответа. Утром 24 февраля 1991 г. С помощью вертолетов в Юго-Восточный Ирак были переброшены 4 тысячи солдат и офицеров 101-й воздушно-штурмовой дивизии США с техникой и вооружением. Костяк наступательных сил коалиции составили: соединения и части 7-го армейского корпуса США в составе 1-й и 3-й бронетанковых, 1-й пехотной, 1-й кавалерийской бронетанковой дивизий, 2 бронекавалерийских разведывательных полков; 1-я бронетанковая дивизия армии Великобритании; 9-я бронетанковая дивизия армии Сирии; 2 бронетанковые дивизии армии Египта. Удар коалиционных сил был нанесен по «линии Саддама» — оборонительным сооружениям, которые были построены на границе Кувейта и Саудовской Аравии. Практически сразу же началась и массовая сдача в плен иракских солдат и офицеров. Несмотря на воинственные заявления Саддама Хусейна, поражение иракской армии стало очевидным фактом. В ночь с 25 на 26 февраля Саддам Хусейн отдал приказ иракским вооруженным силам отступить на те позиции, на которых они размещались до 1 августа 1990 г. Он заявил: «Сегодня наши героические войска уйдут из Кувейта… Соотечественники, я аплодирую вашей победе. Вы противостояли 30 странам и тому злу, которое они принесли сюда. Вы, доблестные сыны Ирака, противостояли всему миру. И вы одержали победу… Сегодня особые условия заставили иракскую армию отступить. Нас вынудили к этому обстоятельства, включая агрессию 30 государств и их ужасную блокаду. Но с нами остались надежда и решимость в душах и сердцах… Как сладка победа! Фактически, под «победой» понималось поражение — иракские войска уходили с территории Кувейта. На следующий день после выступления Саддама Хусейна, 27 февраля 1991 г. Спустя еще один день, 28 февраля 1991 г. Ирак принимал все требования ООН. Со стороны союзников его подписали командующий войсками коалиции генерал Норман Шварцкопф и командующий войсками арабских государств принц Халед бин Султан, с иракской стороны — генерал Султан Хашем Ахмед. Таким образом, наземная часть военной операции по освобождению Кувейта была завершена всего за четверо суток. Потери коалиции составили несколько сотен военнослужащих. Наиболее полная статистика существует по американской армии — она потеряла 298 погибших, из которых 147 человек составили боевые потери. Саудовская Аравия потеряла 44 военнослужащих, Великобритания — 24 военнослужащих причем 11 из них погибли во время ошибочного огня по своим , Египет — 14 военнослужащих, ОАЭ — 6 военнослужащих, Сирия — 2 военнослужащих, Франция — 2 военнослужащих. Потери Ирака, наоборот, были колоссальными. Западные средства массовой информации называли цифры до 100 000 иракских военнослужащих, погибших в ходе авиационных, ракетных ударов и наземной операции. Некоторые исследователи называют меньшие цифры — примерно в 20-25 тыс. В любом случае, боевые потери иракской армии многократно превышали потери сил коалиции. Американская армия взяла в плен более 71 тыс. Фактически, 42 дивизии иракской армии прекратили свое существование.
Но заместитель министра обороны Пол Вулфовиц проговорился в интервью: «По бюрократическим причинам, мы остановились на одном вопросе — оружии массового уничтожения — потому что это была единственная причина, по которой все могли прийти к согласию». Так вот, несмотря на тщательные поиски, проведенные возглавляемой американцем Дэвидом Кеем Иракской исследовательской группой ISG с участием более 1400 человек, никаких свидетельств оружейных программ в оккупированной американцами стране обнаружено не было. Напротив, расследование пришло к выводу, что Ирак уничтожил все основные запасы оружия массового уничтожения и прекратил производство в 1991 году, когда были введены экономические санкции. Правда, потом Дэвид Кей на слушаниях в Сенате заявлял, что «мы почти все ошибались» относительно наличия в Ираке запасов оружия массового уничтожения, но что другие выводы исследовательской группы позволяют предположить, что Ирак потенциально был «более опасным», чем считалось до войны. Я этим глубоко разочарован и сожалею об этом». Уже вскоре после вторжения ЦРУ, разведывательное управление Пентагона и другие разведывательные ведомства в значительной степени дискредитировали прежние «доказательства», связанные с иракским оружием, а также предполагаемыми связями с террористами. Бушу и его администрации пришлось перейти таким к второстепенным объяснениям войны, как положение с правами человека при режиме Саддама Хусейна и продвижение демократии в Ираке. Так, 2 августа 2004 года президент Буш заявил: «ная то, что я знаю сегодня, мы все равно продолжили бы вторжение в Ирак... Решение, которое я принял, - это правильное решение. Миру стало бы лучше без Саддама Хусейна у власти»... Было высказано много версий о том, что стало истинной причиной иракской войны. Стремление завладеть нефтяными месторождениями. Принести на Ближний Восток американское видение демократии. Поставить под свой военный контроль стратегически важный регион. Формально же США заявляли, что целью вторжения было «избавить Ирак от оружия массового уничтожения, положить конец поддержке терроризма Саддамом Хусейном и освободить иракский народ». В сухом остатке выяснилось, что никакого оружия массового уничтожения найти так и не удалось. В поверженной в хаос стране возникли новые террористические группировки — от местного филиала «Аль-Каиды» до «Исламского государства Ирака и Леванта» ИГИЛ — запрещенная в РФ террористическая организация. Саддама Хусейна поймали и повесили. Ну, а насчет освобождения иракского народа — до сих пор точно неизвестно, сколько жителей страны погибли в результате вооруженного насилия.
Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте. Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности. В ней подчеркивалось, что «международное сообщество едино в твердом осуждении иракского вторжения и аннексии Кувейта; насильственный акт Ирака, в отношении которого Социнтерн с самого начала занял недвусмысленную позицию, объединил мир в коллективной защите фундаментальных принципов; он объединил правительства Востока и Запада, Юга и Севера в их конкретной решимости остановить агрессию, дать ей отпор; иракский режим может не сомневаться в воле мира защитить международное право». В тех же условиях продолжения Ираком своей агрессивной политики Совет Безопасности 29 ноября 1990 г. В качестве основных условий прекращения огня силами коалиции в резолюции подчеркнуто: - Ирак и Кувейт окончательно признают границы, существовавшие до иракской агрессии и которые были в принципе согласованы сторонами в октябре 1963 г. ООН обязуется предпринять необходимые меры по демаркации границы с назначением международных наблюдателей; - войска коалиции, возглавляемой США, уйдут из региона между Кувейтом и Ираком после того, как их позиции займут наблюдатели ООН для контроля положения на границе между двумя странами; - Ирак должен ликвидировать все находящиеся у него на вооружении отравляющие газы, запасы биологического оружия, заводы и фабрики, производящие его, и средства его доставки, дальность полета которых превышает 150 км. До 18 апреля 1991 г. Генеральному секретарю ООН было поручено к 18 мая 1991 г. Ирак обязан представить отчет об имеющихся у него ядерных вооружениях. Он также обязан не чинить препятствий работе инспекционной комиссии на его территории, по завершении которой Международное агентство по контролю за ядерной энергией должно представить план превращения Ирака в безъядерную страну. Это же агентство должно разработать план уничтожения веществ, предназначенных для создания в Ираке ядерного оружия, и предприятий, работающих в этой области; - часть будущих поступлений Ирака от нефти будет изыматься в фонд компенсации потерь и ущерба, нанесенных собственности Кувейта и иностранных государств, в том числе и в плане экологии. Генеральный секретарь ООН обязан разработать подробные рекомендации, касающиеся выплаты Ираком вышеупомянутых компенсаций, с учетом потребностей народа и экономики Ирака. Ирак обязан также выплатить все долги, которые были у него до начала боевых действий; - разрешается продажа Ираку продуктов питания и импортирование им необходимых для населения товаров. Запрещается же продажа оружия Ираку на период, установленный Советом Безопасности. Проверка выполнения наложенных на Ирак санкций в области торговли осуществляется каждые 60 дней при принятии Ираком условий прекращения огня; - Ираку разрешается экспорт нефти в том случае, если Совет Безопасности будет удовлетворен выполнением Ираком плана выплаты компенсаций и требований по уничтожению оружия массового поражения. Ответственность за контроль над предоставлением Ираку возможности закупать продовольствие и другие необходимые товары несет Комитет по введению санкций, созданный Советом Безопасности. Он же контролирует экспорт Ирака пункт 22.
Война в Персидском заливе 1990-1991 годов
Война в Персидском заливе («Война в Заливе», «Gulf War») — военный конфликт между армиями одного знаменитого усача и сборной командой ООН по военным действиям. Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. На рассвете 24 февраля 1991 г. началось 100-часовое американо-британское наступление, завершившееся разгромом Ирака. Это была последняя крупная война XX века или первая война XXI века, ставшая революцией как в дипломатии, так и в военном искусстве. В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году.
«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?
Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. как и в др локальных войнах Ирак (и его противники) делил деньги в западных банках. война была для освещения покерных и рабочих столов банкиров. На рассвете 24 февраля 1991 г. началось 100-часовое американо-британское наступление, завершившееся разгромом Ирака. Это была последняя крупная война XX века или первая война XXI века, ставшая революцией как в дипломатии, так и в военном искусстве. На рассвете 2 августа Ирак вторгся в Кувейт, за пару дней его полностью оккупировал, создал марионеточное правительство и "по просьбе трудящихся" объединил два арабских государства в одно (через полгода, после завершения американской военной операции "Буря в пустыне". Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры. Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века.
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
«Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). Война в Персидском заливе была вооруженной кампанией возглавляемой Соединенными Штатами коалиции 35 стран против Ирака в ответ на вторжение Ирака и аннексию Кувейта. Израиля, для которого Ирак являлся одним из сильнейших региональных противников. 17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне". 4.2 Военная операция в Ираке.
Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран
Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака. Авторы: Либерман, Маккейн, Перл, Пауэлл. Причина: Саддам Хусейн представляет собой угрозу безопасности региона. В течение последних десятилетий Ирак принял участие в пяти войнах трех с Израилем, одной с Ираном, одной в Кувейте , участвовал в огромном количестве приграничных вооруженных инцидентов в частности, с Сирией и Турцией. Режим Саддама Хусейна проводил крупномасштабные боевые действия по подавлению восстаний национальных и религиозных меньшинств — курдов и шиитов. Кроме того, в годы, предшествовавшие вторжению США, Ирак неоднократно угрожал применить военную силу против соседних государств. Некогда иракская армия считалась сильнейшей армией региона, однако перед началом последней войны она находилась в плохом состоянии.
Причина: Международная безопасность. Об этом говорили Буш, Дэшл, Пауэлл и Рамсфелд. Причина: Необходимость поддержки усилий ООН. За нее выступали Буш, Пауэлл и Райс. Причина: США способны одержать легкую победу в Ираке. Авторы аргумента — Перл и Рамсфелд.
Восстановить боеспособность своей армии Хусейн не смог. Результаты известны: если в 1991 году война длилась 43 дня, то в 2003 году об окончании активного периода военных действий было объявлено через 26 дней. В ходе боев с регулярной иракской армией погибло 114 солдат и офицеров антииракской коалиции. Потери иракских вооруженных сил составили, по различным оценкам, 4. Причина: Чтобы защитить мир во всем мире. Джордж Буш.
Причина: Ирак представляет собой уникальную угрозу. Дональд Рамсфелд.
Только к 4 августа сопротивление кувейтцев было полностью подавлено.
Спустя всего сутки оперативное соединение американских ВМС отправилось в Персидский залив. Вместе с ним надвигались и экономические санкции. На торговлю с Ираком наложили эмбарго, а его активы в США заморозили.
Президент Буш-старший заявил о необходимости осовременить американские вооруженные силы, а сенатор Роберт Доул, который в 1996 году выдвинется в президенты от республиканцев, конкретизировал, что имел в виду Белый дом: Саддам Хусейн, по его словам, "разбудил" Америку, наглядно продемонстрировав, что время сокращать военные расходы далеко не пришло. Оппозиция вынуждена была согласиться. Столкновение между демократами и президентом откладывалось на неопределенный срок.
Вторую половину 1990 года заняла война нервов. Приготовившись к вторжению, американцы выдвинули Багдаду ультиматум: вывести войска с иракской территории до 15 января 1991 года. Осознав, насколько серьезен Белый дом, Хусейн пошел на уступки, но безоговорочно настаивал на сохранении лица.
В начале декабря Багдад приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, дав всему миру понять, что собирается отвести войска по собственной воле. Однако это устроило не всех: оказалось, что Хусейн рассчитывает оставить за собой спорный нефтеносный район и выход к Персидскому заливу: не вернуться на прежние позиции, а "обрезать" Кувейт. Cроки ультиматума уже подходили к концу, когда напряжение достигло высшей точки.
Разница подразумевалась небольшая: всего несколько дней. По сути, это было прошение о мире. Но США проигнорировали его, и 15 января в заливе разразилась Первая иракская война.
Уже 12-го Пентагон объявил, что "практически все военные силы и средства Ирака… или уничтожены, или не способны к действиям". Однако удары продолжились и влекли все больше жертв и разрушений. Из строя вывели систему подачи электроэнергии, а с нею воды и канализацию Ирака.
В условиях жаркого климата распространился гастроэнтерит, а хроническое безденежье усугубилось и вызвало легкую форму голода — массовое недоедание. В соседние арабские страны устремились иракские беженцы, однако добраться удавалось не всем. Удары продолжались, и из-за ошибок военных под прицел попадали автобусы с вынужденными переселенцами: чаще всего женщинами и детьми.
Когда США прекратили боевые действия, ущерб для Ирака исчислялся миллиардами долларов. В Вашингтоне обсуждали наступление на Багдад, однако сочли, что с режимом Хусейна покончат сами иракцы, возмущенные положением, в котором оказались. Это была ошибка.
Операция по обеспечению безопасности получила название «Щит пустыни». Она давала Ираку полтора месяца для прекращения оккупации Кувейта. В противном случае государства-члены ООН уполномочиваются «использовать необходимые средства, чтобы поддержать и выполнить соответствующие резолюции и восстановить мир и безопасность в регионе». Это означало, что ООН предоставил сформировавшейся коалиции Многонациональных Сил право на осуществление военной операции по освобождению Кувейта. Ирак отверг ультиматум 30 ноября. Ирак ответил обстрелами Саудовской Аравии и Израиля не участвовавшего в войне баллистическими ракетами и акциями «экологического терроризма» — сливами нефти в Персидский залив.
Операция «Меч Пустыни» 24 февраля — 28 февраля 1991 года проходила наземная операция, приведшая к освобождению Кувейта и восстановлению статуса независимого государства. Командующий МНС генерал Шварцкопф нанёс удар не на кувейтском направлении, где иракское командование подготовило статичную оборону, а в пустынном районе саудовско-иракской границы. За двое суток была освобождена столица Кувейта; наступающие войска коалиции подошли к Басре, окружив отступавшие из Кувейта иракские силы. Последствия войны Война имела экологические последствия.
Многие страны наживались на иракском кризисе. Основные скандалы связаны с контрактами по программе "Нефть в обмен на продовольствие", учрежденной ООН в 1995 году для оказания помощи населению. Но она не изменила ситуацию для основной массы иракцев, большинство из которых находились на грани нищеты, резко снизился уровень образования, менялась психология целой нации, поставленной на грань выживания.
Многонациональная коалиция, собранная американцами, свергла Саддама Хусейна. В итоге Ирак еще на 12 лет погрузился в хаос: гражданская война, оккупация части страны террористическими группировками "Аль-Каида в Ираке" и "Исламское государство" — запрещены в РФ. Кто-то сейчас с ностальгией вспоминает времена, когда внутри Ирака было безопасно, не было засилья религиозного экстремизма. Но другие утверждают, что при Хусейне у граждан Ирака не было надежд на перемены, теперь есть шанс. Для нации, которая в течение почти четверти века привыкла жить в условиях тоталитарного режима и культа личности, непросто принять новые правила игры. Особенно в условиях межконфессиональных конфликтов и столкновения интересов внешних сил. Кроме того, страна по-прежнему де-факто расколота на части: Иракский Курдистан на севере, шиитский юг, находящийся под влиянием Ирана, и суннитский центр.
Возвращение в регион началось в 2000-х годах в преддверии второго иракского кризиса. Однако полноценно противостоять политике США в регионе Москва начала вновь только в 2013 году, когда Вашингтон готовил свержение президента Сирии Башара Асада. Это стало одной из причин, повлиявших на начало процесса ближневосточного урегулирования между арабами и Израилем.
Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу
Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне». Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры. Интифада Шаабания — восстание 1991 года в Ираке, ряд протестов, выливавшихся в беспорядки, приведшие к нестабильности в регионах южного и северного Ирака. Ровно 25 лет назад, 17 января 1991 года, началась операция многонациональных сил (МНС), получившая название «Буря в пустыне». Санкционированная Совбезом ООН, эта война была направлена на освобождение захваченного Ираком Кувейта. Война в Персидском заливе — вооруженная кампания 1990–1991 годов, которую вела военная коалиция из 35 стран в ответ на вторжение Ирака в вляемые Соединенными Штатами усилия коалиции против Ирака проводились в два ключевых этапа.
Вторжение в Ирак. 20 лет спустя
На Ирак из Белого дома посыпались обвинения в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими группировками, прежде всего с «Аль-Каидой» запрещенная в РФ террористическая организация. Согласно проведенному Американским центром гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики исследованию, с сентября 2001-го по сентябрь 2003 года руководство США сделало по Ираку 935 заявлений, не соответствовавших действительности. Лично президент Буш-младший сделал 259 неверных высказываний о наличии у Саддама оружия массового поражения и о связях Багдада с «Аль-Каидой», а его госсекретарь Колин Пауэлл — 254 высказывания. Не отставала от Белого дома и свободная пресса. С 1998 по 2003 год «Нью-Йорк таймс» и другие американские влиятельные газеты опубликовали множество статей с заголовками типа «Сообщается о работе Ирака над созданием атомной бомбы» и «Ирак подозревается в секретных военных операциях с микробами». Позже выяснилось, что многие источники для этих статей были некоторые из них были связаны с иракским эмигрантом Ахмедом Чалаби, имевшим тесные связи с администрацией Буша. Правда, даже американские спецслужбы скептически относились к подобным утверждениям. Так, директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил 18 сентября 2002 года президенту Бушу, что по информации из ближайшего окружения Саддама Ирак не располагал оружием массового поражения.
В отчете генерала Глена Шаффера от 5 сентября 2002 года сообщалось, что разведуправление Объединенного комитета начальников штабов пришло к выводу, что информация Соединенных Штатов о различных аспектах иракской программы создания оружия массового уничтожения в значительной степени основана на аналитических предположениях и суждениях, а не на неопровержимых доказательствах: «Доказательственная база особенно скудна в отношении иракских ядерных программ». Да и обвинения в связях правившего в Багдаде светского режима Партии арабского социалистического возрождения с Усамой бен Ладеном и иже с ним оказались шиты белыми нитками. Саддам Хусейн находился в «контрах» с радикальными исламистами. Попытки Организации по запрещению химического оружия договориться с Багдадом о присоединении к конвенции о химическом разоружении и отправке инспекторов натыкались на противодействие администрации Буша. Справедливости ради стоит заметить, что и иракское руководство некоторыми своими действиями обостряло ситуацию, демонстрируя нежелание работать с международными инспекциями. Но Белый дом явно был готов воспринимать лишь ту информацию, которую хотел слышать. А раз хотел, то пришлось организовывать шоу с демонстрацией «улик».
Тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл выступил 5 февраля 2003 года на специальном заседании Совбеза ООН, предоставив многочисленные «доказательства» того, что Ирак якобы скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Пробирка с неким порошком, которой в поддержку своих слов потрясал Пауэлл, давно стала мемом. Организацию Объединенных Наций не удалось убедить дать «зеленый свет» для вторжения. Тогда Вашингтон решил действовать без одобрения ООН, хотя даже ряд ключевых его союзников в Европе включая Францию и Германию высказались против военной операции.
Война имела тяжелые экологические последствия нанеся серьезный ущерб экологии Персидского залива. Целью операции многонациональных сил было освобождение Кувейта от оккупационных сил Ирака и разгром иракской армии. Международная коалиция во главе с США создать мощную армию, в которой состояло около 700 000 военнослужащих, из которых свыше 500 000 были американцами, около 25 000 боевых самолетов, 2 000 вертолетов, свыше 4 000 танков, 3 000 стволов орудий полевой артиллерии и минометов, более 100 боевых кораблей.
Разумеется, я отправил телеграммой заявление на выход в отставку и вернулся в Багдад следить за развитием событий. Первым, кого я встретил, был посол Абу Харис ас-Саддад. Когда он узнал, что я подал в отставку, он удивился и сказал, что Саддам не примет меня, и предупредил, чтобы я ни с кем не встречался. К счастью, в тот же день один видный иракский чиновник курдского происхождения пришёл в офис посла и сообщил, что ему было вверено передать мне приказ о моей отставке», — добавил он. По мнению собеседника RT, вторжение Ирака в Кувейт стало первым гвоздём в гроб Ирака и первым шагом к «уничтожению иракского народа, иракской земли и цивилизации». Кроме того, события тех лет серьёзно ослабили сам арабский мир: в ЛАГ произошёл раскол, присутствие арабских государств в мире постепенно ослаблялось. Кроме того, именно после тех событий наблюдается активизация и усиление радикальных исламистских движений, годами позже возник феномен «арабской весны», беспорядки начались и в Йемене. А теперь представьте, что арабы проводят встречи с сионистами, с врагами ислама, с европейцами, где обсуждают, как убивать арабов и мусульман в Ираке. И, что не менее странно, духовенство в Саудовской Аравии или в Египетском университете аль-Азхар выпустило официальные фетвы, позволяющие убивать иракских, сирийских или египетских солдат. Вот что, к сожалению, происходит. Сейчас уже никого не удивляет, что сирийская армия воюет с иракской. Эта катастрофа началась с Войны в заливе», — подчёркивает ад-Дайри. Морпех международной коалиции, 11 января 1991 года. Фото: Reuters Сколько людей потерял Ирак в те годы, до сих пор достоверно не известно. Существуют различные оценки — от пугающих 100-200 тыс. По статистике саддамовского правительства, в результате бомбардировок со стороны американской коалиции погибли более 2200 мирных жителей. В то же время иракскими войсками были убиты более тысячи мирных жителей Кувейта, сотни числились пропавшими без вести. Потери среди военнослужащих составили более 4 тыс. Также в 1990 году в отношении Багдада были введены международные санкции, которые оставались в силе до 2003 года — до момента падения режима Саддама Хусейна. Они предусматривали полное эмбарго на торговлю с Багдадом, за исключением гуманитарных товаров.
Пострадали также дельфины, морские выдры и др. Страну затянуло едким дымом, солнечные лучи не достигали поверхности земли. Опустилась температура воды в Персидском заливе. И это навредило экосистеме ещё сильнее, чем разлив нефти. Пожары на скважинах тушили до ноября.