Главная пасхальная традиция для христиан — посещение праздничного богослужения, самого торжественного в году. Традиции Пасхи в России насчитывают много веков – начиная с той поры, как Русь была крещена в христианство. Также рекомендуем почитать о главных традициях Пасхи, которую в 2024 году отмечают 5 мая, а также о значении символов праздника – куличах, пасхах и расписных яйцах. Пасха – это светлый праздник, который богат на пасхальные традиции, обряды и обычаи. Но откуда появилась традиция красить яйца, что символизирует кулич, и почему цвет Пасхи – красный?
Как и когда празднуется Пасха в России: традиции и обычаи православного праздника
В России существует множество традиций празднования Пасхи, которые приобрели особое значение для православных верующих. Постепенно различие пасхальных традиций поместных Церквей становилось все более заметным, возник так называемый «пасхальный спор» между восточными и западными христианскими общинами, возникла угроза единству Церкви. Традиции праздничного дня говорят о том, что в Пасху нельзя грустить, унывать.
Пасха в 2024 году
В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Пасха в России, как и во всем остальном мире – центральный христианский праздник. Как воспринимается Пасха в обществе, религиозные традиции и народные обычаи. Отец Сергий, не дожидаясь первого вопроса, обозначил практически все моменты заявленной темы интервью. Пасхальные традиции являются неотъемлемой частью российского культурного духовного наследия. Пасха – это светлый праздник, который богат на пасхальные традиции, обряды и обычаи. В 2022 году в России Пасха отмечается 24 апреля согласно восточной традиции.
Традиции и обычаи Пасхи
Как воспринимается Пасха в обществе, религиозные традиции и народные обычаи. Отец Сергий, не дожидаясь первого вопроса, обозначил практически все моменты заявленной темы интервью. Празднование Пасхи в России отличается огромным числом интересных традиций, обычаев, ритуалов, сохранившихся по сей день с давних времен. На Руси праздник Пасхи отмечали от нескольких дней до двух-трёх недель, в зависимости от устоявшейся в местности традиции. За многовековую историю в народе сложились определённые пасхальные традиции, многие из которых дошли до наших дней, несмотря на советское прошлое современной России. Пасхальные традиции и кулинария всегда были тесно связаны, ведь Пасха — это не только торжественное ночное богослужение и сошествие Благодатного огня, но и окончание 7-недельного Великого поста, разговение и особое угощение.
Праздник Светлой Пасхи: история, обычаи и символы
Ветхозаветная Пасха была установлена в память о событиях, связанных с исходом еврейского народа из Египта в землю обетованную. Изначально Пасха была связана с исходом еврейского народа из Египта Фото "Интерфакса" Читайте также Рецепты куличей 2024: пошаговая инструкция для простой и вкусной выпечки Библейская притча гласит, что в наказание за жестокосердие фараона, который не хотел выпускать евреев, Ангел Господень поразил смертью всех первенцев египтян. Еврейские же первенцы остались живы, потому что семьи выполнили наказ Бога. Они должны были заколоть агнца однолетнего ягненка или козленка мужского пола , запечь его и съесть. А кровью агнца нужно было помазать косяк двери своего жилища — это был знак для ангела. После этой казни испуганный фараон разрешил пророку Моисею вывести свой народ из Египта. С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления от египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев. Интересные факты о фрукте Уже в раннем христианстве ветхозаветная Пасха была осмыслена как прообраз смерти и Воскресения Иисуса Христа. Если в Египте агнец был заколот для того, чтобы избавить от смерти еврейских первенцев, то Христос принес себя в жертву, чтобы избавить от смерти все человечество. По слову святителя Григория Богослова, Пасха, — это "праздников праздник и торжество торжеств", в котором христиане празднуют "само воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся и примиряющее собой весь мир". Изначально христианскую Пасху праздновали в первое воскресенье после еврейской Пасхи, дату которой высчитывали иудеи.
Но в III веке из-за изменения иудейского календаря начались существенные разночтения в дате христианской Пасхи — когда одни еще постились, другие уже праздновали. Эту проблему поставил перед епископатом равноапостольный император Константин, он предложил выработать собственные правила исчисления даты Пасхи. Она высчитывается по формуле, математический расчет основан на астрономических данных — день весеннего равноденствия , после него первое полнолуние, после него воскресный день. Поэтому дата ежегодно меняется, но празднуют Пасху неизменно в воскресный день — как символ воскресения не только Иисуса Христа, но и каждой души христианина. Даты католической и православной Пасхи не совпадают, поскольку западная церковь живет по григорианскому календарю, а большинство православных — по юлианскому. В этом году католики уже отметили свою Пасху 31 марта. Иногда все исчисления Пасхи — иудейской, католической и православной совпадают. Так было, например, в 2005 году на Светлое Христово Воскресение 1 мая. Но это крайне редкое явление. Что такое Благодатный Огонь?
С православной Пасхой связано чудо схождения Благодатного Огня. Ежегодно это происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Христиане верят: если Благодатный Огонь однажды не загорится, это будет знаком конца света, а на земле наступит царство Антихриста. Поэтому с волнением и трепетом ожидают схождения небесного огня. Вячеслав Татарковский Сошествию огня предшествует молитва Патриарха Иерусалимского.
На 9-й песни канона, когда поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати», после каждения, Плащаница уносится в алтарь.
У старообрядцев-безпоповцев после третьей песни канона и седальна читается слово Епифания Кипрского «Что се безмолвие». После полунощницы начинается подготовка к Крестному ходу. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами выходят из храма, за ними следуют молящиеся с горящими свечами; трижды обходят храм посолонь по солнцу, по часовой стрелке с пением стихеры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистыми сердцы Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Исуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает снова мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Крестный ход на Пасху у старообрядцев Священник, покадив иконы и присутствующих, начинает светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице».
Храм освещается множеством светильников. После этого тропарь многократно повторяют певчие при возглашении священником стихов: «Да воскреснет Бог» и прочих. Затем священнослужитель с крестом в руках, изображая Ангела, отвалившего камень от дверей гроба, открывает затворенные двери храма и все верующие входят в храм. Далее, после великой ектении, поется торжественным и ликующим напевом пасхальный канон: «Воскресения день», составленный св. Иоанном Дамаскиным. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: «Христос воскресе из мертвых».
Во время пения канона священник, держа в руках крест, на каждой песни кадит святые иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: «Христос воскресе». Народ отвечает: «Воистину воскресе». Многократный выход священника с каждением и приветствием «Христос воскресе» изображает многократные явления Господа своим ученикам и радость их при виде Его. После каждой песни канона произносится малая ектения. Перевод: Царь и Господь! Уснув плотью, как мертвец, Ты воскрес тридневный, воздвигнув от погибели Адама и уничтожив смерть; Ты — пасха безсмертия, спасение мира.
Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, то есть «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе».
Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Апостол читается из Деяний св. В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках повторяя каждый стих Евангелия несколько раз. Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом.
Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий Лакомкин на Пасху читал Евангелие по-гречески. Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», то есть сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста. Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая.
Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых Ин. XX, 19-23. Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св.
Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». Перевод: Осветись, осветись paдостью новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою. К сожалению, сегодня не всякий человек может попасть в старообрядческий храм на Пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих храмов, в других они настолько удалены, что добраться до них чрезвычайно сложно. Поэтому в разделе Библиотека размещено последование Пасхального Богослужения по двум Уставам.
Пасхальное Богослужение по сокращенному Уставу включает в себя последовательно Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные часы, Обедницу гражданским шрифтом. Также предлагаем подробное последование службы на Святую Пасху мирским чином на церковнославянском языке в формате pdf , которое широко используется в безпоповских общинах за отсутствием священства. Библиотека Русской веры Читать онлайн Традиции празднования Пасхи у старообрядцев У старообрядцев всех согласий — и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца.
Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда. Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Подробнее о пасхальном целовании можно прочитать в комментарии о.
Пересчет нужно делать в строго отведенное время: утром, в полдень и на закате. Подсчитывать финансы нужно в одиночестве, спрятавшись в укромное место.
Пасхальные традиции для детей в России Праздновать Пасху любят не только взрослые, но и дети. Вместе с мамами и бабушками мальчики и девочки красят яйца и украшают пасхальные куличи в Чистый четверг. В воскресенье, выбрав себе на вид самое крепкое яйцо, дети спешат приветствовать всех словами «Христос воскресе! Затем дети спешат стукаться своим яйцом с яйцами, выбранными взрослыми. У кого первого треснет скорлупа, тот и проиграл. Наигравшись вволю с яйцами, детвора приступает к поеданию лакомства — сладкого пасхального кулича.
А потом уже принимаются за веселые игры. От куда пошла традиция «биться яйцами», и что это значит? Крашенки относят к обрядовой пище. Биться яйцами интересный и неординарный обряд уходящий своими корнями в древность. Считается битва добра со злом. Праздник это наступление весны, оживание природы, урожай и плодородие.
Люди верили в лучшее, что праздник приносит радость и благо. На самом деле, версий почему бьются яйцами в пасхальный праздник много, и они самые разнообразные. Это всего лишь одна из них. Обычаи на Пасху Раньше в пасхальный день было принято покупать на рынке птицу и отпускать ее на волю. Как и на Рождество впоследствии в России на Старый Новый год на Пасху было принято ходить по дворам и колядовать. Дети бегали ватагами от одного дома к другому и получали сладости, яйца, молоко, сало и деньги.
На Пасху каждый человек пытался хоть раз ударить в колокол. Считалось, что этот обычай привлекает счастье. Люди верили, что в дни пасхальной недели Иисус Христос ходит по земле в одеждах нищего, и поэтому щедро раздавали милостыню бездомным. Как отмечают праздник в других странах Как известно, христианство разделяется на 3 ветви: православное, католичество и протестантизм. Для всех христиан Пасха является вторым значимым праздником после Рождества. На Украине к Пасхе хозяйки красят яйца, пекут пасхи с добавлением изюма или кураги и вышивают рушники.
Этими рушниками в праздничный день накрываются корзины с угощением. Все приготовления к Пасхе ведутся в полной тишине. В Страстную пятницу украинцы посещают храмы и церкви и проводят день в молитвах. В этот день запрещается работать и сквернословить. В ночь с субботы на воскресенье большинство украинцев идут в храм или церковь молятся и освящают куличи. В Армении Пасху принято справлять в первое воскресенье, наступившее после дня весеннего равноденствия.
В ту же секунду яйцо стало красным. В эти семь дней отменяются пост по средам и пятницам и земные поклоны. В церквях ежедневно звонят во все колокола, а после богослужения совершают крестные ходы. Восемь дней празднования Воскресения Христова считаются как бы одним днём, принадлежащим вечности. Второе название недели после Пасхи — Звонильная неделя. По церковным правилам семь дней после Воскресения Христова все желающие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола. Главные символы Пасхи Крашеное пасхальное яйцо — это символ новой жизни.
Скорлупа яйца символизирует гроб Господень, внутри которого — новая жизнь, которую человечеству подарил Иисус Христос. Кулич — символ того хлеба, который вместе преломляли Иисус Христос и его ученики. Творог и мёд означают обещанную верующим «землю, где течёт молоко и мёд». Надпись «ХВ», изображения крестов и копий, ветвей и крестов символизируют страдания и воскресение Христа. Творожная пасха одновременно напоминает о жертве Сына Божьего и символизирует праздничное веселье. Что такое Благодатный огонь Ежегодно накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит чудо схождения Благодатного огня. В ответ на молитву иерусалимского православного патриарха на мраморной плите гроба Господня появляется огненная роса в виде шариков голубоватого цвета.
Этим прохладным огнём патриарх зажигает свечи и лампады и выносит их в храм. Вначале Благодатный огонь не обжигает — верующие даже «умываются» им. Церемония схождения Благодатного огня транслируется по телевидению. Святой огонь нисходит только в Великую Субботу — накануне православной Пасхи. Считается, что Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха. Однако официальные представители церкви регулярно подчёркивают: «В Священном Писании сказано, что о часе том не знает никто, даже ангелы». Скептики считают схождение Благодатного огня мистификацией Православной церкви.
Есть предположение, что появление огня — ловкий продуманный фокус. Христианская церковь официально никак не объясняет происхождение огня. Некоторые священники даже заявляют, что огонь является рукотворным, но становится священным в силу произнесённой над ним молитвы. Перед храмом зажигают большой костёр, а от его огня — Пасхал большую свечу , которую вносят в тёмный храм под гимн Exsultet.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Подготовка к Пасхе
- Праздник Пасхи в России
- Как празднуют Пасху в Европе и России: самые интересные традиции | myDecor
- Православная Пасха в России. Пасхальные традиции и обряды
- Пасхальные традиции старообрядцев — Старообрядцы
- Краткая история богослужения святой Пасхи
Праздник Пасхи в России
Почему творожная пасха стала характерной лишь для Центральной и Северной России? Расскажем об этой традиции Пасхи в России подробнее. Празднование Пасхи в России отличается огромным числом интересных традиций, обычаев, ритуалов, сохранившихся по сей день с давних времен. Почти все знают основные традиции празднования Пасхи — главного православного праздника.
Когда красить яйца и печь куличи на Пасху 2024, можно ли печь куличи в Чистый четверг
- Пасха-2022: традиции, правила и обычаи праздника в России
- Как православные празднуют Пасху в России?
- Пасха в России - 5 мая. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024
- ВЦИОМ. Новости: Православная Пасха — 2023
- Православная Пасха 16 апреля 2023 года: традиции и обычаи праздника
- Содержание
История, обряды и обычаи Пасхи русского народа.
Какие обычаи существуют в старообрядчестве и почему пасхальное поздравление «Христос воскресе!» произносится в течение четыредесяти дней? Как правильно праздновать Пасху 2023: традиции, приметы и обычаи. Пасха 2023: приметы, традиции и обряды.
Пасхальные традиции в России и в Мире
В Священное Воскресенье раньше было принято делиться едой с нуждающимися. Это касается не только еды или денег, но и хорошего настроения. В этот день принято дарить улыбки и прощение тому, кто попросит. Унывать, предаваться грусти.
Желательно быть максимально добрым не только на Пасху, но и целую неделю. Предаваться излишеству и напиваться. Важно все употреблять в меру.
Священники рекомендуют в праздник из алкоголя употреблять только вино. Водку лучше вообще не трогать, а оставить на другой период. Работать в ущерб празднованию.
Здесь следует отметить, что работать без лишней надобности не стоит. Если рабочий график не позволяет сходить в церковь, то в этом нет ничего страшного. Убираться в доме.
Это не касается мелких бытовых вопросов. Главное, чтобы уборка не мешала праздничному настроению.
Так со временем в России символом праздника и стала верба, а отсюда и закрепившееся в народе название праздника, которое означало день Входа Господня в Иерусалим. С вербного воскресенья начинается период самого строгого поста, православные духовно готовятся к Пасхе.
Есть у праздника и устоявшиеся традиции, которые христиане строго чтут. Так, начинается праздник со всенощного бдения. Россияне идут в церковь с веточками вербы в руках, которую после освещения нужно хранить в доме на протяжении года, после чего растения подвергают сжиганию и закапывают в землю. По еще одному поверью принесенными из храма ветками нужно слегка отхлестать своих родных и близких.
Еще одна тенденция — освящение пасхальных блюд в церкви — становится менее популярной в последние годы: с 2005 г. Это еще раз указывает на «светский поворот» в восприятии праздника. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ Данные взвешены по социально-демографическим параметрам.
Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
На Киевщине после разговения умываются водой, в которую кладут две крашенки и медную монету. Затем воду выливают на огонь или в озеро [23]. Девушки умывались с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы сделаться крепкой [43]. Подробнее см. Пасха мёртвых Согласно славянским поверьям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают до троицкого периода — Вознесения , Духовской субботы или Троицы [27]. В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после праздничной литургии и христосовались с покойными [44]. Это связано с представлением о «Пасхе мёртвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад знаком чего являются открытые в церкви царские врата и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели либо в период от Пасхи до Вознесения Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай [45].
После утренней службы в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими на кладбище, зарывают яйцо в могилу [46]. Сохранился обычай «катание яйца крестом» на могиле и христосования с предками: пшеном делали крест на могилке и по этому кресту катают крашеное яйцо , приговаривая «Христос воскрес! Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковному канону как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа и сохранило статус сугубо народного обычая [2]. Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового [48]. Пасхальный костёр В России ещё в конце XIX века в Святую ночь по всей империи около православных храмов зажигались костры, а в сёлах на севере костры возжигались на вершинах холмов [49]. В Словении и Хорватии, у сербов Воеводины часто костры жгли во дворах своих домов; в них освящали «новый» огонь [50]. Пасхальные костры отличались от других календарных по материалу сюда сносили старые кресты и вещи, украденные у евреев , а также по семантике: их разжигали, чтобы «побужать» или «поднять» Христа, «обогреть» апостолов, дежуривших около убитого Христа; чтобы при свете огня увидеть Господа и попросить его о помощи; заслужить отпущение грехов [51]. Западные славяне, словенцы и хорваты пасхальные костры жгли как в пасхальную ночь, так и в ночь на пасхальный понедельник; вокруг них собирались люди после службы. Чешские крестьяне называли пасхальный костёр «Иудин огонь» или «сжигание Иуды» чеш.
У поляков и кашубов, чехов и словаков, хорватов и словенцев обязательно накануне Пасхи совершался обряд обновления огня в домашнем очаге. Новый огонь высекали в церкви во время службы в Страстную субботу. Его приносили домой с помощью свечей, древесного гриба, освящённых в Вербное воскресенье веток; разжигали с их помощью огонь в очаге и уже на новом огне готовили пасхальные блюда. Также селяне несли кусочки освящённой огнём древесины на поле и в хозяйственные постройки [53]. Обряд зажигания костров вечером в Страстную субботу связан с культом предков. Дмитрий Зеленин предполагал, что раньше в России существовал обычай зажигания костров перед заутреней в четверг и в субботу Страстной недели [54]. В соответствии с верой селян, злые духи, которые находятся в подземном царстве, живут в могильной тишине и очень боятся крика и шума. И когда на Великдень производили выстрелы из ружей, стучали по дереву и посуде, звучала музыка и колокольный звон, то люди верили, что это отгоняет злых духов и нечистую силу [23]. Во многих местах России и Украины после обеда идут на кладбище «похристосоваться с умершими родителями», приносят яйца, пироги, низко кланяются могилам и говорят: «Христос воскресе!
Яйца крошат на мелкие кусочки и разбрасывают на могилках или целые оставляют. Раньше в церковь приносили сдобные пироги и после обедни, по выходе из церкви сразу же шли к могилкам разговляться. По сведениям Максимова С. И поэтому в это время надо запирать двери в храмах как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки. Освящение воды и омовение[ править править код ] Встреча весны. Костромская губерния. В некоторых случаях заказывали молебен с водосвятием ; когда священники освящали воду в колодце, и этой водой матери старались умыть детей, а затем вытереть их полотенцем или концом холста, которое затем «вешали на Божью Матерь», то есть жертвовали на церковь. Кроме того, при водосвятных молебнах многие крестьяне снимали с себя кресты и погружали их в освящённую воду, а затем спускали эту воду прямо в рот или на глаза. При этом многие старухи не ограничивались этим, а брали венчик, которым кропил священник, и брызгали в те места на своём теле, где чувствовали боль, но прежде всего брызгали «в пазуху»; молодицы же, кормящие детей, обмывали святой водой грудь, чтобы было больше молока и чтобы защититься от сглаза [59].
Калинский приводит слова Густинской летописи о древнем обычае — «в день Воскресения Христова» во время игры молодёжи кого-нибудь толкают в реку или же обливают водой. По свидетельству М. Ломоносова , в его время селяне обливали водой, а иногда и бросали в воду тех, кто проспал утреннюю службу [30].
Как правильно праздновать Пасху, что надо сделать, а что делать нельзя
Подробнее см. Пасха мёртвых Согласно славянским поверьям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают до троицкого периода — Вознесения , Духовской субботы или Троицы [27]. В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после праздничной литургии и христосовались с покойными [44]. Это связано с представлением о «Пасхе мёртвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад знаком чего являются открытые в церкви царские врата и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели либо в период от Пасхи до Вознесения Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай [45]. После утренней службы в первый день Пасхи ходят христосоваться с усопшими на кладбище, зарывают яйцо в могилу [46]. Сохранился обычай «катание яйца крестом» на могиле и христосования с предками: пшеном делали крест на могилке и по этому кресту катают крашеное яйцо , приговаривая «Христос воскрес! Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковному канону как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа и сохранило статус сугубо народного обычая [2]. Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового [48]. Пасхальный костёр В России ещё в конце XIX века в Святую ночь по всей империи около православных храмов зажигались костры, а в сёлах на севере костры возжигались на вершинах холмов [49]. В Словении и Хорватии, у сербов Воеводины часто костры жгли во дворах своих домов; в них освящали «новый» огонь [50].
Пасхальные костры отличались от других календарных по материалу сюда сносили старые кресты и вещи, украденные у евреев , а также по семантике: их разжигали, чтобы «побужать» или «поднять» Христа, «обогреть» апостолов, дежуривших около убитого Христа; чтобы при свете огня увидеть Господа и попросить его о помощи; заслужить отпущение грехов [51]. Западные славяне, словенцы и хорваты пасхальные костры жгли как в пасхальную ночь, так и в ночь на пасхальный понедельник; вокруг них собирались люди после службы. Чешские крестьяне называли пасхальный костёр «Иудин огонь» или «сжигание Иуды» чеш. У поляков и кашубов, чехов и словаков, хорватов и словенцев обязательно накануне Пасхи совершался обряд обновления огня в домашнем очаге. Новый огонь высекали в церкви во время службы в Страстную субботу. Его приносили домой с помощью свечей, древесного гриба, освящённых в Вербное воскресенье веток; разжигали с их помощью огонь в очаге и уже на новом огне готовили пасхальные блюда. Также селяне несли кусочки освящённой огнём древесины на поле и в хозяйственные постройки [53]. Обряд зажигания костров вечером в Страстную субботу связан с культом предков. Дмитрий Зеленин предполагал, что раньше в России существовал обычай зажигания костров перед заутреней в четверг и в субботу Страстной недели [54]. В соответствии с верой селян, злые духи, которые находятся в подземном царстве, живут в могильной тишине и очень боятся крика и шума.
И когда на Великдень производили выстрелы из ружей, стучали по дереву и посуде, звучала музыка и колокольный звон, то люди верили, что это отгоняет злых духов и нечистую силу [23]. Во многих местах России и Украины после обеда идут на кладбище «похристосоваться с умершими родителями», приносят яйца, пироги, низко кланяются могилам и говорят: «Христос воскресе! Яйца крошат на мелкие кусочки и разбрасывают на могилках или целые оставляют. Раньше в церковь приносили сдобные пироги и после обедни, по выходе из церкви сразу же шли к могилкам разговляться. По сведениям Максимова С. И поэтому в это время надо запирать двери в храмах как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки. Освящение воды и омовение[ править править код ] Встреча весны. Костромская губерния. В некоторых случаях заказывали молебен с водосвятием ; когда священники освящали воду в колодце, и этой водой матери старались умыть детей, а затем вытереть их полотенцем или концом холста, которое затем «вешали на Божью Матерь», то есть жертвовали на церковь. Кроме того, при водосвятных молебнах многие крестьяне снимали с себя кресты и погружали их в освящённую воду, а затем спускали эту воду прямо в рот или на глаза.
При этом многие старухи не ограничивались этим, а брали венчик, которым кропил священник, и брызгали в те места на своём теле, где чувствовали боль, но прежде всего брызгали «в пазуху»; молодицы же, кормящие детей, обмывали святой водой грудь, чтобы было больше молока и чтобы защититься от сглаза [59]. Калинский приводит слова Густинской летописи о древнем обычае — «в день Воскресения Христова» во время игры молодёжи кого-нибудь толкают в реку или же обливают водой. По свидетельству М. Ломоносова , в его время селяне обливали водой, а иногда и бросали в воду тех, кто проспал утреннюю службу [30]. Встреча рассвета[ править править код ] Существовало поверье, что на Пасху «солнце играет» [60]. По представлениям русских крестьян, «восходящее солнце то покажется из-за края небесного, то опять за ним спрячется, то выглянет кверху, то книзу опустится, то заблещет цветами алыми, белыми, лазоревыми, то воссияет во всей славе своей так, что никакому глазу глядеть на него невозможно» [61]. И многие старались подкараулить это мгновение.
Ее готовят в форме усеченной пирамиды — пасочнице. Она символизирует гроб, в котором совершилось чудо Воскресения Господня, победа света над тьмой. Творожная пасха служила заменой ветхозаветному агнцу и напоминала, что время жертв прошло. О самом вкусном на столе по случаю главного христианского праздника — Пасхи Когда освящать куличи и яйца на Пасху Освящать пищу в храмах начинают накануне Пасхи — утром в Великую субботу. Это связано с большим количеством посетителей в храмах в наши дни. Традиционно же снедь освящали в день Пасхи, во время ночной или утренней службы, а затем садились за трапезу. Таким образом верующие испрашивают у Бога благословения. Раньше часть угощения десятину оставляли в храме для нуждающихся, эта традиция сохранилась до наших дней. Помимо пасхальных кушаний верующие могут принести в храм любой продукт, который символизирует переход от постного рациона к скоромному. Исключение составляет крепкий алкоголь. Хотя запрет на вино на Пасху снимается, чревоугодие и пьянство по-прежнему остаются грехом, напоминают священники. Что касается святой воды, то у большинства православных она хранится до Крещения и ее можно использовать весь год, в том числе и на Пасху. Как православные встретили первую за три года Пасху без коронавирусных ограничений Когда и как на Пасху можно разговляться Разговение, или первый после Великого поста прием пищи, на Пасху начинают сразу после службы в церкви и причастия. Праздничная трапеза начинается с освященных яиц и кулича, затем можно выпить сока или немного кагора. Только после этого можно приступать к другим блюдам. На практике же это случай исключительный, пояснил изданию «Фома» протоиерей Игорь Фомин.
Они сами заранее выбирают цвета и — за дело! Это сплачивает семью, помогает провести время весело и беззаботно. Директор Института медицины и экспериментальной биологии ПсковГУ Нина Бугеро: - В нашей семье сохраняется традиция отмечать важные праздники вместе. Это позволяет нам увидеться, приятно провести время и зарядиться хорошим настроением. В числе основных праздников, конечно, Новый год и Пасха. Пасхальные традиции у нас передаются от бабушки к маме и далее. Так, в Чистый четверг мы убираемся и красим яйца. Раньше их красили в обычной луковой шелухе, а сейчас такое разнообразие... В магазинах продают столько интересного декора: можно цыплёнка привесить или мультяшных героев добавить. Моя маленькая дочка, которая только пойдёт в первый класс, очень любит это делать. Конечно, мама печёт куличи. Хотя порой и говорит, что устала возиться, но потом всё же печёт сама. Как же без них обойтись? Это ведь так вкусно! Начальник отдела государственной службы, правового обеспечения и кадровой политики комитета по здравоохранению Псковской области Ирина Жаворонкова: - У нас Пасха часто совпадает с днями рождения близких родственников — мамы и сестры. Поэтому, как правило, у нас тройной праздник. И мы очень радуемся, когда они совпадают. Мы предпочитаем всё натуральное. Поэтому стараемся не покупать в магазине, а делаем всё сами. Конечно, красим яйца. Причём предпочтительно в луковой шелухе. Это и вкусно, и полезно. Сами делаем пасху из хорошего домашнего творога. Чистый четверг посвящаем уборке квартиры и ходим в баню. На Страстную пятницу стараемся домашними делами не заниматься. И конечно, используем это время для отдыха, для встреч с друзьями и семьёй. Директор Псковского медицинского колледжа Татьяна Егорова: - У нас есть традиция делать на Пасху большую пасхальную композицию. Для этого мы за неделю срезаем на улице ветки, ставим их в тёплую воду, чтобы распустились зелёные листочки. Потом на эти ветки мы вешаем искусственные яички на атласной ленточке. У меня ребёнок ходит во второй класс и говорит: «Мама, к Пасхе нужно готовиться заранее». И мы так и делаем. Уже и рисунок нарисован, и аппликация сделана, и гирлянды висят, и петухи стоят. Помимо того, что яйца мы традиционно красим красками, ещё и делаем декупаж. Для этого берём яичный белок, размешиваем, рвём салфеточки и делаем декупаж яиц. А потом их всем с удовольствием дарим. Вообще мы стараемся всем родным делать небольшие пасхальные подарочки. У нас семья православная — все традиции мы соблюдаем.
Христос открыл верующим таинство Евхаристии Причастия. Он разломил хлеб и разделил с сотрапезниками чашу вина, они символизируют тело и кровь Спасителя. Сегодня в Великий четверг архиереи в кафедральных соборах совершают омовение ног 12 монахам или священникам, как некогда Христос омыл ноги своим ученикам. Верующие исповедуются, чтобы держать чистыми тело и мысли. Священник в храме святителя Петра, митрополита Московского, в Петербурге Николай Савченко рассказал «Ямал-Медиа», что строгих установок о том, в какой день нужно печь куличи и красить яйца, нет. Главное — готовиться к празднику, когда на это есть силы, ведь четверг, пятница и суббота на Страстной неделе — самые сложные дни с точки зрения длинных служб. Желательно не забывать, что главное — это присутствие на службах. Самое важное сейчас — уделять время молитве, а на кухне работать во вторую очередь. Готовить в меру можно в любой день. Лучше всего рассчитывать силы, не перетруждать себя чрезмерно и не отменять участие в службе ради куличей.