Посуда для приготовления пищи. Всегда в наличии широкий выбор узбекской посуды, ляганы для плова, тарелки, чайники и другая узбекская керамика. Ляган рифленый 41 см. Узбекская тарелка для плова. это не просто обычная тарелка, это часть культуры и церемонии! 2 Ассортимент посуды для плова.
Ляганы (блюда)
По крайней мере, берите с высокими бортами Или вок 4. Даже несмотря на то, что в комплекте обычно идут сборники рецептов. Даже несмотря на то, что мультиварка - это в принципе навороченная рисоварка. Рис-то она варит, но в китайско-японском стиле, для суши например. Скороварки - аналогично, поэтому они с мультиваркой в одной группе. Сейчас полетят, конечно, ссаные тряпки, но ни в мультиварке, ни в скороварке в которых невозможно контролировать состояние риса качественного плова не получить. Обычный, домашний - да. Как ни странно, в духовке и микроволновке можно готовить плов аналогично мультиварке и скороварке. Особенно, если сильно проморгали момент с томлением риса на пару - равномерный нагрев, например, вока с пловом в духовке или глубокой тарелки в микроволновке помогут довести до ума. Но, конечно же, не заменят изначальную посуду для приготовления 6. На плиту можно?
А на костер можно? И, судя по некоторым комментариям, получается шедевр 7. Почему автор приводит именно такой рецепт плова? Ответ: никаких рецептов автор не приводит. Вот как ты приготовил плов в этот раз, сегодня, - это и есть уникальный рецепт плова в этот раз, сегодня. В моих постах лишь описание смысла тех или иных процедур с мясом, рисом и тд - изучив матчасть, на которую автор потратил многие годы, за несколько дней, вам будет проще готовить пловы лучше чем до изучения, надеюсь. Ответ: потому что автор испробовал много вариантов, готовил и пробовал много пловов. Это просто работает. Как будете делать вы - ваш выбор 3.
Диаметры ляганов в основном начинаются от 32 см и самые большие заканчиваются в 42 см диаметров. Высота тарелки не превышает 6 см. Зачем покупать ляган или другую узбекскую или таджикскую посуду: Уникальная красочная роспись, которая принесет любому эстетическое удовольствие и разбудит аппетит. Отличный вариант подарка, посуда стоит недорого.
Качественные рисунки наносят вручную или промышленным способом. Пахта Изделия украшаются синим или черным рисунком на белом фоне, как изображено на фото. Края оформляются золотистой каймой. На фарфоровых тарелках изображение размещается по краю. Пиала и чашки имеют картинку с внешней стороны в виде цветка и листьев хлопка. Узбекскую посуду Пахта, выполненную вручную, не рекомендуется мыть в посудомоечной машине. Для справки! Риштан Работники заводов, изготавливающие узбекскую фарфоровую посуду, наносят на изделия различные узоры, используя разные цвета. Роспись может быть как с внешней, так и с внутренней стороне емкости. Узбекистан чтит традиции и труды своих предков. Многие семьи сохранили сервизы и узбекские наборы посуды, изготовленные когда-то на Ташкентском фарфоровом заводе. Изделия обладают неповторимостью и уникальностью. Такие предметы не купить и не заменить аналогами, изготавливаемыми сейчас. Единственное явление, которое сохранилось с давних пор — это традиционный рисунок хлопка.
В 1953 в Узбекистане началась собственная история фарфора. В Ташкенте был построен фарфоровый завод. С 1961 года стали выпускаться знаменитые не только в Узбекистане, но и во всем СССР, сервизы «Пахта» , что в переводе с узбекского означает хлопок. Следующим по популярности шел сервиз «Золотой олень» и не имевший большого успеха «Чинар». Сейчас полные комплекты посуды можно увидеть в музее. Ташкентского завода больше нет. Выпуск фарфоровой посуды с традиционным узбекским рисунком продолжают другие, в том числе производители Китая и Турции. Но это уже другая продукция. Сервиз чайный «Золотой олень» Несмотря на широкое распространение фарфора, керамическая национальная посуда не теряет популярности и становится все более востребованной как среди местных жителей, так и среди туристов. Путешественники специально едут в знаменитые гончарные центры за узбекской керамикой. Виды национальной посуды из Узбекистана Узбекский казан всем хорошо знаком. Котел из металла с покатым дном ставится на открытый огонь на треногах или опускается в печь. Без него трудно представить узбекскую кухню. Вкус приготовленного в казане плова или лагмана невозможно повторить на сковородках и плитах. Сейчас казан изготавливают из разных видов металла, но самым предпочтительным остается чугун. Хотя можно встретить и алюминий, но не в Узбекистане. Медные казаны скорее подходят в качестве экспонатов музеев. Они слишком токсичны, чтобы в них готовить. Национальная посуда, сделанная из керамики, производится местными заводами, например Риштанским, для широкого потребителя. Не редки уникальные изделия, выполняемые мастерами на гончарных кругах в единичных экземплярах. Но они являются больше произведениями искусства, нежели кухонной утварью. Самый любимый напиток в Узбекистане — чай. Пьют его, можно сказать, ритуально. По тому, как чай наливает хозяин гостю, можно определить социальный статус последнего. А по тому, как его пьет гость, не трудно увидеть, какие у него отношения с хозяином. Разливают чай не в чашки, а в узбекские пиалы. Раньше, до прихода фарфора в Узбекистан, чаепитие происходило из керамических пиал. По их цвету и рисунку определяли место производства посуды, а иногда и имя мастера.
Нужен ли дома ляган ( крупная узбекская тарелка)?
Главная Каталог Посуда, ручная работа, из города РиштанЛяганы и Тарелки. Тарелки керамические для плова узбекские Риштанская керамика диаметром 17 см (3 шт). Тарелка порционная. Узбекская посуда. Гончарное дело было очень развитым ремеслом на территории Узбекистана.
Наши адреса
- Разновидности
- Посуда для плова: не казаном единым + комментарии к некоторым вопросам | Пикабу
- Узбекские тарелки для плова
- Пошаговый рецепт плова в казане! Готовим дома!
- Тарелка 25см. узбекская
- Uzbek Plov - Сток картинки
Нужен ли дома ляган ( крупная узбекская тарелка)?
это не просто обычная тарелка, это часть культуры и церемонии! Но плов и другое горячее принесут на лягане – большой керамической тарелке с узбекским рисунком. Купить узбекские ляганы (узбекская тарелка).
Что такое ляган и как его выбрать
Узбекская тарелка Ляган. Узбекская посуда Риштанская керамика. Блюдо для плова д.38см. Ляган узбекский зеленый. Особое место среди узбекских тарелок занимают ляганы – большие блюда, предназначенные для подачи плова, наломанных лепешек, фруктов. Узбекская посуда с колоритной расцветкой может использоваться и как тарелка декоративная, и как посуда для сервировки стола, и как блюдо для подачи плова, шашлыка, овощей, рыбы и других вкусных горячих и холодных блюд. В узбекских Telegram-каналах «завирусилось» видео, которое практически сразу привлекло внимание пользователей. Оказалось, в одном из заведений посетителям предлагают съедобную «тарелку» для плова. Новости шоу-бизнеса — Узбекистан. Другая немаловажная причина — мода на традиционную узбекскую посуду уходит в прошлое.
Узбекская посуда в Ростове-на-Дону
Масло по высоким стенкам стекает на дно чаши. Потому можно насладиться первозданным вкусом ароматного плова. Важно: в Ташкенте, в отличие от Андижана и Ферганы, палов-товок не используют. Вероятно, все дело в разной жирности самих блюд. Еще в Андижане и в Ферганской долине в целом часто используют дам-товок. Это блюдо, которое одновременно имеет и функцию крышки. В основном оно нужно не для подачи кушаний на стол, а для выкладки отдельных ингредиентов. Зайдя на узбекскую кухню, часто можно увидеть, как повар кладет в дам-товок отваренные мясные кусочки.
Хорезм удивляет туристов и ценителей экзотики еще одним типом керамической посуды — бадией в другом произношении бодией. От лягана бадия отличается большей глубиной и высотой борта. Внешняя стенка может быть поставлена как прямо, так и под углом в 85 градусов. Но встречаются и промежуточные варианты — с относительно сглаженным скосом. Так как бодию всегда ставят на высокую ножку, часть экспертов предполагает, что она стала побочным развитием дам-товоков. Посуда еще большего размера получила название тогоры — буквально «чаша» либо «таз». Тогору делают не только из керамики, но и иногда из металла.
Впрочем, это не какой-то специфический тип посуды, а скорее собирательное наименование крупных глубоких сосудов. Потому важно при покупке через интернет или заказе по каталогу четко уточнять, что именно имеется в виду. Металлические тогоры, в отличие от керамических, не имеют особой декоративной ценности. Это интересно Кроме общей классификации узбекской посуды, важно знать и другие нюансы. В Риштане кустари-гончары изредка кладут в глину камышиный пух либо птичье перо. Образующиеся при последующем обжиге пустоты облегчают готовые емкости и обеспечивают подобие эффекта термоса. Для получения ишкоровой глазури: собирают одноименное растение; обжигают золу при температуре свыше 1200 градусов, чтобы появились кристаллы; перемалывают кристаллическую золу; смешивают ее с кварцевым песком; добавляют небольшое количество муки и раздробленную белую гальку.
Зеленый окрас глазури придает медь, а для получения синего цвета используют кобальт. Олово кладут не для окрашивания, а с целью упрочить саму посуду. Важно: олово используют в совсем малом количестве, поскольку оно может быть токсично. Независимо от тонкостей рецепта и технологических нюансов, истинный «Риштан» имеет мелкие трещинки. По ним точно распознают оригинальный продукт; фальшивки неизменно лишены малейших изъянов. Основным предприятием Узбекистана по выпуску посуды является фирма «Пахта». Она делает: молочники; шапки для чайников с подставками; вазы;.
Покупкой довольна, всем рекомендую. Спасибо менеджеру, все подробно объяснил и доставили в указанное время. Новый отзыв о «Тарелка глубокая 42см» Ваши знания будут оценены посетителями сайта, если Вы авторизуетесь перед написанием отзыва.
Сервировка стола с использованием лягана с восточным узором придает приему пищи особенный праздничный колорит. Узбекистан — страна с интересной кулинарной культурой, где традиционная глиняная посуда для подачи блюд украшается уникальным узором. Риштан-город на востоке Узбекистана, один из древнейших в Ферганской долине. С давних времён Риштан славится своим гончарным искусством изготовления цветной керамики.
Красноватую глину для изделия добывают в самом городе. Мастера утверждают, что их глина настолько высокого качества, что даже не нуждается в предварительной обработке. Это ручная работа, которая ценится во всем мире.
А на большом блюде плов разместится просто по-царски!
Тарелки на все случаи жизни Узбекские тарелки уникальны. Кроме внешней красоты и высочайшего качества, они имеют множество других достоинств — высокую прочность, долговечность, экологичность. Тарелка для плова, выполненная из обожженной глины, фарфора или керамики, долгое время сохраняет тепло, не позволяя еде остывать и терять свой вкус. Ассортимент узбекской посуды весьма разнообразен.
Тарелки отличаются по форме, размеру, глубине. Все это позволяет подобрать целый набор посуды и использовать его в зависимости от ситуации. Узбекский ляган — лучшее блюдо для плова Особое место среди узбекских тарелок занимают ляганы — большие блюда, предназначенные для подачи плова, наломанных лепешек, фруктов.
Ляган и шумовка комплект для узбекского плова
Поэтому в холодное время года во многих гончарных цехах жизнь замирает. Следующий этап — ангобирование. Что такое ангоб? Ангоб — это тоже глина, только белого цвета, завозят её из местечка под названием Ангрен. Эта белая глина извлекается попутно при добыче угля выходит пластами между углём. Ангоб замачивается в воде, потом фильтруется и получается жидкий глиняный раствор, в который на время окунается изделие. С помощью ангоба глиняная заготовка приобретает белый цвет. Перед тем, как поставить изделие в печь, его нужно хорошенько высушить.
И чем дольше происходит сушка, тем лучше, потому что при обжиге из-за оставшейся влаги заготовка может треснуть и её уже нельзя будет использовать. Первичный обжиг называется «утинным», его длительность составляет от десяти до двенадцати часов при температуре 920-940 градусов. После первичного обжига изделие становится белым и к работе может приступать художник. При росписи обычно используются природные краски, их три вида: окись кобальта, окись меди и окись марганца.
Перед добавлением разотрите немного между ладонями -красный острый перец положите целиком и не режьте, иначе будет очень остро, мы потом его достанем -целая головка чеснока не чистить, а только как следует отмыть, мы потом тоже ее уберем Закрываем все это дело крышкой и варим. Чем больше мяса тем лучше, но не надо ждать пока все превратиться в труху. Варил я около 30-40 минут, обычно этого хватает, чтобы мясо стало мягким. Но даже если Вы используете говядину, то долго варить не стоит, так как потом мясо еще будет доходить под рисом.
Промываем и замачиваем рис Я использовал индийский рис басмати. Фотографию пачки вы тоже видите. Скажу сразу, мне этот рис нравится больше всего и с ним получается замечательный плов. Я так же пробовал делать с узбекским рисом, но с индийским мне нравится больше. На вкус и цвет - все фломастеры разные. Рис, обычно, промывают 7 раз. Но можно промывать и почаще. Важно сделать так, чтобы вода в которой вы промываете рис стала прозрачной.
Так мы вымываем весь лишний крахмал, который остался на рисе во время его шлифовки. При варке крахмал будет превращаться в клейстер и плов будет не рассыпчатым, а получится каша. Или как еще называют - Шавля. После того, как рис промыт я заливаю его теплой водой и немного солю воду. Помните, что зирвак мы сделали немного пересоленным, поэтому не переусердствуйте с солью. Я заливаю водой либо из кулера, либо просто горячей водой из под крана. Рис увеличится в объеме и впитает в себя эту воду. Цвет риса станет более белым, чем был до замачивания.
Эта процедура делается для того, чтобы рис сварился быстрее и не слипся. Закладываем рис Когда зирвак будет готов, можно выкладывать рис. При этом, в начале попробуйте зирвак, можно будет увидеть, что он стал как однородный очень густой бульон. Мы вынимаем из зирвака острый перец, он нам не понадобится больше, можно выбросить, либо оставить для крашения блюда, и чеснок. Чеснок нам еще пригодится.
Это может занять около 10—15 минут. Шаг 6 Выложить казан к мясу с луком морковь. Жарить, не перемешивая, 3 минуты.
Затем все содержимое казана перемешать и готовить 10 минут, слегка помешивая лопаткой. Шаг 7 Растереть пальцами или пестиком зиру и кориандр. Добавить в зирвак плова вместе с барбарисом и посолить по вкусу. Можно добавить соли чуть больше, чем вы привыкли: лишнюю впитает в себя рис. Шаг 8 Уменьшить огонь до среднего и готовить, пока морковь не станет мягкой, 7—10 мин. Влить в казан кипяток слоем 2 см. Положить острый перец. Уменьшить огонь и тушить зирвак 1 час.
Если вы затрудняетесь с выбором, то менеджер поможет вам принять правильное решение. Узбекская посуда в Краснодаре пользуется огромным спросом благодаря своему утонченному дизайну. Посуда, представленная в каталоге, является особенным творением, которое удивляет незаурядными формами, пленительным орнаментом и приятным сочетанием цветов. Длительное время мастера старались довести до совершенства свое умение, создавая качественную, роскошную посуду, которой способны восхищаться истинные ценители высокого искусства. Она используется с целью приготовления, подачи плова. Традиционное чаепитие никогда не обходилось без изысканных чашек, на которых причудливые узоры создавали совершенные композиции.
С этим товаром смотрят
- Купить узбекскую посуду в Минске и Беларуси
- Узбекские тарелки для плова - 84 фото
- Купить узбекские ляганы (узбекская тарелка)
- Смотрите также
- Узбекские тарелки для плова
Политика конфиденциальности
- Узбекское блюдо для плова
- Содержание:
- Более 1 500 работ на тему «Uzbek Plov»: стоковые фото, картинки и изображения royalty-free - iStock
- Выбор редакции
- Купол для плова, или загадочный андижанский дамтовок Усто Мирзобахрома.
- 25 лучших казанов в 2024 году
Леган для плова (узбекская тарелка), диаметр 38 см | L3
Узбекский леган узбекская тарелка ручной работы Подходит для сервировки плова и шашлыка Рисунок и цвет могут варьироваться Леганы обычно используются для сервировки праздничного стола, но их можно увидеть и на повседневных трапезах, когда собираются большие семьи. Помимо вкусного узбекского плова, эту тарелку можно использовать для подачи горячих узбекских лепешек в Средней Азии лепешки обычно ломают, а не режут.
Применяется красная глина в чистом виде, без каких-либо химических добавок. Глина обязательно очищается от песка, известкового камня. Затем происходит формовка изделия. При формовке, как и сотни лет назад, используется гончарный круг. Единственным отличием является то, что этот гончарный круг в наши дни крутят уже не ноги гончара или его помощника, а электричество. В дальнейшем идёт этап естественной сушки, и это занимает значительное время в зависимости от объема заготовки. Особенностью производства качественной керамики является именно медленная сушка глины: от 40 дней до 1 года. Поэтому в холодное время года во многих гончарных цехах жизнь замирает. Следующий этап — ангобирование.
Что такое ангоб? Ангоб — это тоже глина, только белого цвета, завозят её из местечка под названием Ангрен. Эта белая глина извлекается попутно при добыче угля выходит пластами между углём.
На выходе получается шликер или жидкая фарфоровая смесь. Шликер пропускают через фильтр с магнитами, чтобы избавить от примесей железа, которое портит качество фарфора. Полученная смесь тонкой струйкой по трубам сливается в воронку. Далее её просеивают в специальном аппарате — вибрационное сито, которое очищает от кусочков камня и песка. После смесь прессуют в насосе, благодаря чему лишняя вода стекает и получается твёрдая масса.
Затем её погружают в мялку, которая выкачивает весь воздух и нарезает «колбаски» нужной формы. Без этих этапов глина будет непригодной для изготовления посуды. Если вдруг что-то пойдёт не так во время приготовления, посуда будет с дефектом. Поэтому каждая новая партия сырья тестируется, а техпроцесс немного меняется в зависимости от того, что именно приехало. Даже один и тот же песок или глина от партии к партии меняются, а влажность на складе и разная температура при транспортировке влияют на качество смеси», — говорит Равшан Самандаров, начальник производственного отдела. Отдел приготовления смеси с магнитными фильтрами. Вливание смеси в вибрационное сито. Насос для удаления воды.
Место хранения глины перед её использованием. Металлические формы для нарезания «колбасок». Мялка для выкачивания воздуха. Глиняные «колбаски» для будущих изделий. Если новая партия успешно прошла проверку, то глиняные «колбаски» отправляются на формовку. Кусок глины помещается в гипсовую форму, затем специальная машина распределяет массу по стенкам тонким слоем. По такой схеме изготавливают пиалы, косушки, тарелки и ляганы. Посуда сложной формы с несколькими элементами в жидком состоянии заливается в формы, а потом соединяется между собой.
К примеру, чайник состоит из трёх элементов: основы, ручки и колпачка. Заготовки сушатся около двух часов в формах и отправляются в печку на всю ночь. Затвердевшие изделия попадают в руки к глазуровщикам. Сначала посуду обрабатывают от шероховатостей и шлифуют. Затем с внешней и внутренней сторон покрывают глазурью — смесь воды и порошка из каолина, кварца и полевого шпата. Перед покрытием мастер смачивает изделие увлажненной губкой для предотвращения чрезмерного впитывания глазури в глину. При обжиге нанесённая смесь превращается в тонкое, блестящее, прочное стекловидное покрытие. Посуда становится прочной и невосприимчивой к влаге.
Во второй раз посуду обжигают при более высокой температуре. При этом её загружают в печь интересным образом: соединяя край к краю, чтобы изделия во время обжига не искривились. После 12-часовой тепловой обработки всю партию сортируют и отделяют друг от друга. Для этого мастера ножичком стучат по дну изделия, чтобы не сломать его. Отдел глазурования фарфоровых изделий. Шлифовка и обработка от неровностей. Покрытие глазурью. Заполнение полок для отправки в печь.
Глазированные изделия перед обжигом. Глазированные изделия после обжига. Проверка на прочность. Наконец фарфоровая посуда готова «примерить» на себя хлопковый узор. На изделие накладывают металлическую форму и по принципу трафарета распыляют краску.
Никто не знал технологию производства фарфора. С 18 века керамику стали изготавливать в Европе и на Руси. В период Советской власти в Риштане узбекскую посудуначали изготавливать промышленным способом.
Мастерские стали закрываться и гончары либо не занимались больше ручным промыслом или переходили работать на заводы. Ушел в историю Ташкентский фарфоровый завод, который обеспечивал узбекской посудой все близлежащие регионы. Изделиявыполнялись в уникальном стиле и маркировались на донышке птицей Анко. Таких изделий больше не будет. Сейчас фарфор с традиционным рисунком Пахта делают в Китае, Турции, в других городах Узбекистана, но не в Ташкенте. Ассортимент посуды для плова Узбекский традиционный рисунок очень похож на Гжель. Такое совпадение не случайно. Идею перехватили русские мастера и вместо национального цветка стали изготавливать фарфор с изображением русских цветов, природы и орнаментов.
Для долгожданных гостей в Узбекистане принято подавать блюдо в керамических тарелках с фирменным узором. Чем дороже сервиз или набор фарфора, тем почетнее гостю находиться в этом доме. Подача плова Существует два способа подачи блюда.
25 лучших казанов в 2024 году
Все тарелки Мастер Керамики. Ляганом называется большое блюдо или большая тарелка, предназначенная для подачи национальных блюд в странах Средней Азии (Узбекистана, Таджик. Ляган – традиционное узбекское блюдо для плова с ручной росписью, выполненное из риштанской керамики.
Все о ляганах
Например, для объема в 30 литров, потребуется шумовка длиною не менее 62 см, но не меньше 15 в диаметре. Узоры на посуде из Узбекистана В Узбекистане производятся и используются фарфоровая, фаянсовая и керамическая посуда. В традиционной чайхане можно увидеть фарфор и фаянс со знаменитым узором пахта на тарелках. Пиалы, чайники и большие блюда для фруктов также выполнены в стиле пахтагуль. Чаще используются синие цвета, реже — черные и красные, и совсем редко — зеленая цветовая гамма. Сервиз чайный «Пахта» Но плов и другое горячее принесут на лягане — большой керамической тарелке с узбекским рисунком. Скорее всего, он будет керамическим и не ручной работы, но национальный колорит от этого не уменьшится, так же как и чудесный вкус душистого плова.
Национальный узбекский орнамент красив и разнообразен. Часто в основе лежит древняя символика, смысл которой далеко не всегда понятен. Сегодня бухарские мастера стали воспроизводить на посуде технику старинной арабской вязи. Умельцы Гиждувана с использованием старых технологий создают пиалы с толще и крупнее обычных стенками и выполнены в желто-коричневых тонах. Это произведения высокого искусства, которые сложно назвать просто посудой. Школы производителей из разных областей Узбекистана К 60-м годам прошлого века узбекскую керамическую посуду изготавливали в Риштане, Гиждуване, Шахрисабзе, Самарканде, Каттакургане и Ташкенте.
А также в Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областях. Она сохраняла определенную форму и стиль, присущие каждому региону. Последняя оказалась самой консервативной, практически без вкрапления новых элементов. К началу 90-х годов прошлого века школа прекратила существование. Но осталась надежда, что ее удастся восстановить, благодаря мастерам, помнящим основы, оставшимся книгам и энтузиазму ценителей прекрасного. В советскую эпоху на территории Узбекистана было три фарфоровых завода: Ташкентский, Самаркандский и Кувасайский.
Там талантливые художники вручную расписывали фарфор высокого качества в стиле пахты. К сожалению, из трех не осталось ни одного предприятия. Хочется верить, что последним фарфористам Кувасайского завода, известными в республике и признанными за рубежом, удастся возродить в Узбекистане прекрасные фарфоровые традиции. Узбекской керамике в этом смысле повезло больше. Построенный в 1960 году завод в Риштане работает до сих пор, а продукцию можно увидеть на полках магазинов по всему Узбекистану по доступным ценам. Любители уникальной керамики ручной работы от известных мастеров тоже не будут разочарованы.
Они живут и творят на узбекской земле, в том числе и в Риштане. Читайте далее:.
Готовое изделие зачищают от шероховатостей, удаляют мелкие дефекты. Затем обе стороны покрывают 2-3 слоями эмали, и полчаса обжигают при 800 градусах. Это специальное покрытие позволяет при готовке жиру проникать в его поры, что и делает поверхность антипригарной. Его вес составляет 2 тонны, диаметр 2,2 метра. Его стены покрыты расписаны растительным орнаментом с арабской вязью, а ручки повторяют очертания лепестков лотоса. Как выбрать? Ляганы ручной работы ценятся намного выше, чем посуда, изготовленная промышленным способом.
Чтобы приобрести качественный ляган ручной работы, следует обращать внимание на следующие нюансы: качественная поверхность кухонной утвари должна быть гладкой, без пузырьков; впоследствии на месте пузырька может образоваться скол; перевернув ляган на поверхности дна можно обнаружить круговые неровности, образовавшиеся от гончарного круга; на фабричном изделии задняя поверхность у дна будет гладкой; на дне лягана и другой посуды мастер, создавший их, обычно ставит авторскую подпись, особенно если такой умелец уже добился славы и признания; фабричные изделия будут иметь идеально ровные края, если их составить друг в друга, они отлично совмещаются; а два изделия ручного производства не могут быть одинаковыми — края их вряд ли подойдут друг в друга, да и рисунок нельзя в точности повторить дважды; посуда должна издавать легкий, приятный звон при несильном щелчке об нее; этот звон напоминает звон металла, а не глины, чем его звук выше и тоньше — тем качественнее предмет. Если расколоть ляган или другой вид посуды, сделанной вручную, в керамике можно обнаружить небольшие пустоты. Они образовались при обжиге глины, в которой находились разные соломинки или перья птиц. Эти пустоты являются доказательством ручного производства и создаются специально для легкости посуды, а также уменьшения теплопроводности по типу термоса. Особенности ухода Чтобы ляган прослужил долго, необязательно держать его только в качестве настенного украшения, ведь его истинное предназначение — собирать добрых гостей вокруг себя. Тогда ляган будет отдавать тепло рук мастера, изготовившего его. Частота аккуратного использования лягана никак не влияет на его долговечность. Глазурованная керамика не прихотлива в уходе, но посуда, выполненная вручную, требует и ручного обращения с ней. Так, изделия из узбекской керамики нежелательно доверять посудомоечной машине. Лучше помыть ее своими руками под теплой водой со специальным посудомоечным жидким средством.
Затем просушить бумажным полотенцем и убрать до следующего прихода гостей на стену или в шкаф. У лягана, сделанного умельцем, как и у остальной керамической посуды, со временем может проявиться одна особенность. Изделия покрывают глазурью, которая вырабатывается также из натуральных материалов и красителей. Со временем глазурь может покрыться трещинами, что считается нормой для узбекского хенд мейда. Такой ляган с морщинками очень ценится в традиционных семьях и передается из поколения в поколение. О том, что такое ляганы, смотрите далее. Основные производители В прошлом столетии насчитывалось 6 школ в разных областях Узбекистана, все они придерживались традиций присущих их территориям и назывались в их честь. В данный момент осталось только три основных производителя: Риштан, Гурумсарай Ферганская школа — запасы красной глины, травы из которых делают натуральные красители в этой местности. Бело-синяя палитра с добавлением солнечных красок, это основная отличительная черта риштанских мастеров. Самарканд, Ургут, Гиждуван Бухаро-Самаркандская — толстостенная посуда для плова имеет оптический эффект объемной росписи.
Хорезм Хорезмская — тонкие блюда расписанные в традиционном стиле с присутствием только белого и синего, хоть и консервативны, но от этого стали более самобытными. Сейчас Кувасайский завод известный на территории страны и за рубежом возрождает фарфоровые традиции узбекского народа. На территории Узбекистана, особенно в городе Риштан до сих пор можно встретить специалистов, которые вручную производят эту сказочную посуду, расписать ее специальными сакральными знаками или пожеланиями.
Казан Это название национальной посуды всех среднеазиатских народов, взявшая начало со времен древних монголов. Кочевники нуждались в горячем питании, а эта чугунная, толстостенная с полукруглым дном кастрюля, отлично сохраняла тепло и подходила для долгого тушения мяса. Он легко чистился и пища в нем никогда не пригорала. В полевых условиях, на ветру, не составляло трудности вырыть яму и развести в ней костер на который опускался казан.
Еще в нем готовили еду на треноге, очаге в виде сложенных камней. Изготавливали казанки методом отлива, в единой земляной форме, температура составляет 1400 градусов. Готовое изделие зачищают от шероховатостей, удаляют мелкие дефекты. Затем обе стороны покрывают 2-3 слоями эмали, и полчаса обжигают при 800 градусах. Это специальное покрытие позволяет при готовке жиру проникать в его поры, что и делает поверхность антипригарной. Его вес составляет 2 тонны, диаметр 2,2 метра. Его стены покрыты расписаны растительным орнаментом с арабской вязью, а ручки повторяют очертания лепестков лотоса.
Разновидности Только из лягана можно почувствовать настоящий вкус восточных угощений. Для каждого гостя или празднества подают определенные тарелки. Они разнообразны и различаются по: Форме — традиционно плоская, совсем без бортика, допускается маленький до 1,5 см. Очертание круглое с ровными или волнистыми краями, редко бывает овальным.
Края оформляются золотистой каймой.
На фарфоровых тарелках изображение размещается по краю. Пиала и чашки имеют картинку с внешней стороны в виде цветка и листьев хлопка. Узбекскую посуду Пахта, выполненную вручную, не рекомендуется мыть в посудомоечной машине. Для справки! Риштан Работники заводов, изготавливающие узбекскую фарфоровую посуду, наносят на изделия различные узоры, используя разные цвета.
Роспись может быть как с внешней, так и с внутренней стороне емкости. Узбекистан чтит традиции и труды своих предков. Многие семьи сохранили сервизы и узбекские наборы посуды, изготовленные когда-то на Ташкентском фарфоровом заводе. Изделия обладают неповторимостью и уникальностью. Такие предметы не купить и не заменить аналогами, изготавливаемыми сейчас.
Единственное явление, которое сохранилось с давних пор — это традиционный рисунок хлопка. Так что современные тарелки с национальным узором и стилем позволят донести до гостей о достатке, обычаях и традициях своего народа. Leave a comment Ваш адрес email не будет опубликован.