территориальных. Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. На самом избирательном участке и на расстоянии 50 метров от него не должны размещаться агитационные материалы.
Центризбирком утвердил правила работы наблюдателей и СМИ на участках
Список наблюдателей, назначенных в участковые избирательные комиссии, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, направляется вышестоящей территориальной избирательной комиссией в соответствующие. Если раньше наблюдателю можно было лишь присутствовать на заседаниях избирательных комиссий или находиться на избирательном участке в день голосования, то теперь спектр разрешенной ему законом деятельности гораздо шире. На избирательном участке наблюдатель может: • знакомиться со списком избирателей, сведениями об избира-телях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа могут предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов.
Фотофакт без помех. Число наблюдателей на избирательном участке ограничено до двух
Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Федеральных законов от 15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Положения ст.
С учетом инфляции , никаким "подспорьем" такие заработки назвать нельзя. При выплате в 1-3 тысячи рублей людям не хватило даже на нормальный обед, а кто поздно возвращался на такси, тот вошел в изрядный минус.
Поэтому на следующих выборах президента если их не отменят полностью , количество желающих проконтролировать процесс голосования изрядно сократится. Видимо, это будут либо только волонтеры, либо исключительно бюджетники, которых "попросят". Возможно, виновато отсутствие конкуренции.
Политические партии не были заинтересованы в выплатах, учитывая предрешенный результат. За места в Госдуму на этих выборах не боролись. Все, кто принимал участие в нынешнем голосовании, честно выполнили свой долг.
То, что многие кураторы обманули людей, останется на их совести. Автор: Сергей Матяш.
Что не входит в права наблюдателей Наблюдатель не имеет права: ставить подписи вместо избирателя за получение бюллетеней, даже по его просьбе, заполнять бюллетени по просьбе избирателя, нарушать своими действиями тайну голосования, участвовать при подсчете голосов, своими действиями мешать работе комиссии, проводить агитационные мероприятия среди участников голосования, принимать участие в принятии решений комиссией. Требования, предъявляемые к наблюдателям Необходимо знать требования закона, предъявляемые при проведении голосования и подсчете результатов голосования: знать время открытия избирательных участков, знать, как должна соблюдаться тайна голосования, знать, как проводится подсчет результатов голосования, куда идут неиспользованные бюллетени. Обычно сами партии, если они серьезно хотят наблюдать за ходом выборов, разрабатывают специальные памятки, где описывают кто, когда и чем должен заниматься на выборах. Такая памятка значительно облегчает работу наблюдателя. Быть наблюдателем не такое уж легкое дело.
Нужно на протяжении суток следить, чтобы выборы проходили честно и не нарушался закон при голосовании и подсчете голосов. В связи с этим некоторые партии предусматривают определенную оплату своим наблюдателям. Сумма может быть абсолютно разной, зависит она от возможностей той или иной партии. Некоторые наблюдатели соглашаются работать бесплатно «за идею». Некоторые партии могут назначать одного избирателя на несколько участков. Для этого наблюдателю выдают несколько удостоверений. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля.
При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации , главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования. В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.
Наблюдатель вправе: 1 знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования; см. Какова роль наблюдателя на выборах2018 и как им стать, читайте в материале ФБА «Экономика сегодня». В день голосования на всех открывшихся избирательных участках будут присутствовать общественные наблюдатели, которые обладают правом наблюдать за процессом голосования, подсчетом голосов и тем, как вышестоящая избирательная комиссия будет принимать протокол об итогах голосования. Как правило, наблюдатели — это россияне с активной жизненной позицией, которым небезразлична своя судьба и судьба страны, в которой они живут. Наблюдателя вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, а также каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата. Кроме того, наблюдателем можно стать от субъекта , то есть от Общественной палаты РФ или Общественной палаты региона. Наблюдатель получает направление, в котором указаны все его полномочия.
Направление считается действительным лишь при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина. При этом, предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. В каждой избирательной комиссии могут работать одновременно несколько наблюдателей. Все они обладают правом поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Как стать наблюдателем на выборах2018? Наблюдателем на выборах может стать при желании любой россиянин, достигший совершеннолетия.
Три недели назад мы утвердили его состав и руководство на заседании Общественной палаты. В штаб вошли люди разных профессий: юристы, политологи, журналисты, IT-специалисты, есть психолог… Но большинство все же юристы. Также при штабе есть экспертный совет.
Эти люди тоже специалисты в разных областях профессиональной деятельности, они укрепляют нас своими глубокими познаниями в каких-то вопросах. В штабе несколько рабочих групп. Например, мониторинговая группа, где как раз юристы и работают. Они анализируют вопросы, поступающие в штаб, дают им правовую оценку. Есть группа, которая занимается информационным сопровождением деятельности штаба, рассказывает людям о ситуации на выборах. В составе центра общественного наблюдения ЦОН будут работать мобильные группы, их задача — выезжать на избирательные участки, чтобы проверить, или, говоря юридическим языком, верифицировать сигналы о возможных нарушениях, которые оттуда могут поступить. Может, принять участие в решении каких-то технических вопросов. Мы уже подготовили преподавателей, которые будут их обучать. Ведь наблюдатели — не просто люди, которые сидят на участках и что-то смотрят.
Они должны хорошо знать свои права и обязанности, основы избирательного законодательства, уметь взаимодействовать с членами избирательной комиссии. На что обращать внимание, находясь на участке во время выборов. Что делать, если ты заметил какие-то действия или факты, вызывающие подозрение.
Общественный штаб по наблюдению за выборами Президента России в Москве в 2024 году
При проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать: наблюдатели, иностранные международные наблюдатели члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов избиратели 17. Какой геометрической формы используется печать для проставления на лицевой стороне бюллетеня в случае использования КОИБ: прямоугольная 18. В день, предшествующий дню первому дню голосования, список избирателей: подписывается председателем и секретарем УИК, заверяется печатью комиссии подписывается секретарем УИК и двумя членами УИК подписывается только секретарем УИК и заверяется печатью комиссии только заверяется печатью комиссии 19. Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции: нет верного ответа могут быть учтены нижестоящими комиссиями не обязательны для нижестоящих комиссий 20. Наблюдатель не вправе: визуально знакомиться с любыми бюллетенями при подсчете голосов наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней присутствовать при голосовании вне помещения для голосования участвовать в принятии решений избирательной комиссией 21. По общему правилу решения по жалобам, поступившим в УИК до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются: в трехдневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования нет правильного варианта ответа 22.
Кроме того, ряд комиссий исходят из того, что такой срок представления списков наблюдателей для участковых комиссий применяется даже в тех случаях, когда досрочное голосование проводится исключительно в ТИК что, на наш взгляд, не обосновано. Разъяснения ЦИК о порядке работы со списками наблюдателей предусматривают возможность подачи списка наблюдателей позднее обычного срока в течение трех дней до дня первого дня голосования в территориальную избирательную комиссию либо в день первый день голосования — в соответствующую участковую избирательную комиссию , если участок образуется в местах временного пребывания в исключительном порядке позднее чем за 30 дней до дня голосования. Кроме того, эти же разъяснения позволяют изменять список до первого дня голосования досрочного голосования , если ранее назначенный наблюдатель не может присутствовать при голосовании по уважительным причинам болезнь, командировка и др. Кандидаты избирательные объединения , назначившие наблюдателя, выдают им направления содержащие ту же информацию, что и список , которые должны предъявляться наблюдателем в день голосования досрочного голосования или накануне. Хотя количество наблюдателей, назначаемых кандидатами и объединениями, может составлять до трех человек на один день голосования, однако в помещении для голосования одновременно может находиться только один наблюдатель от каждого субъекта.
Назначение нескольких наблюдателей может быть удобно, например, для сопровождения переносного ящика для голосования. При назначении наблюдателей в территориальную или иную комиссию полномочия действуют в период досрочного голосования и в период подсчета до окончания составления итогового протокола определения результата выборов на соответствующей территории пункт 6 статьи 30.
Наблюдатели вправе находиться в помещении для голосования, наблюдать за процессом голосования и подсчетом голосов избирателей, а также вправе ознакомиться: -со списком избирателей; -со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения; -с реестром избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей; -с реестром заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования; -с актами, составленными в отношении каждого использованного сейф-пакета; - с актами проведения голосования вне помещения для голосования; -с данными протоколов УИК об итогах голосования. Наблюдатели на избирательном участке не имеют права: -выдавать избирательные бюллетени; -расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня; -заполнять за избирателя избирательный бюллетень; -совершать действия, нарушающие тайну голосования; -принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней; -препятствовать работе избирательной комиссии; -участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. Представители СМИ При осуществлении своей деятельности на избирательном участке представители СМИ имеют определенные права и обязанности, а также должны придерживаться определенных правил проведения фото- и видеосъемки. Аккредитованные представители СМИ вправе: -находиться в помещениях для голосования в день дни голосования, в дни досрочного голосования; -присутствовать при подсчете голосов избирателей, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках; -присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов; -производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии.
На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн? На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый. Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне. Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи. С 2023 года аналогичным образом можно контролировать и голоса, отданные на участках с помощью терминалов. Какие риски остаются в системе электронного голосования?
Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась. Безопасность и конфиденциальность системы обеспечивают технические средства: блокчейн, анонимайзер и ключи шифрования. Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos. Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта. Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн? За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя.
Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом. Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей. Голос шифровался в анонимной зоне на компьютере избирателя и далее путешествовал по всей цепочке блокчейна в зашифрованном виде до конца голосования. Как были защищены голоса избирателей в системе электронных выборов? Тайна голосования обеспечивалась системой шифрования. Перед началом голосования генерировалась уникальная пара ключей: ключ-шифратор и ключ-дешифратор. С помощью первого ключа для каждого избирателя на его устройстве или на электронном терминале формировался уникальный ключ шифрования голоса.
Его невозможно было повторить, так как в него закладывались случайные параметры конкретного устройства и действий пользователя в момент работы с бюллетенем. Все зашифрованные голоса хранились в блокчейне. Расшифровать голоса можно было только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания разделялся на несколько частей и находился на хранении у представителей разных организаций. Собрать ключ можно было только по окончании голосования. Это публичная процедура.
Коротко о выборах
Данные о ходе голосования и его результаты, полученные с использованием ГАС "Выборы", являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией, за исключением случаев использования технических средств подсчета голосов участников референдума в порядке, установленном федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Ко второму экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования прилагается компьютерная распечатка указанного протокола, переданного в непосредственно вышестоящую комиссию референдума и введенного в ГАС "Выборы". Подлинность данных, содержащихся в компьютерной распечатке, подтверждается подписью лица, ответственного за их ввод. Введенные в ГАС "Выборы" данные об участии граждан в референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны в режиме "только чтение" абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в том числе сети "Интернет" в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 73. Досрочное голосование 1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех участников референдума на одном или нескольких участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования голосование всех участников референдума на одном или нескольких участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.
В этих случаях досрочное голосование проводится в порядке, установленном статьей 74 настоящего Федерального конституционного закона. Подсчет голосов участников референдума и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 77 настоящего Федерального конституционного закона. Если отдельные группы участников референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке референдума, находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах , и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по участку референдума в целом в соответствии с частью 1 настоящей статьи, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование этих групп участников референдума досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в порядке, установленном частями 3 - 9 настоящей статьи. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести голосование групп участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации, досрочно но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в порядке, установленном частями 3 - 9 настоящей статьи. Для проведения досрочного голосования, указанного в части 2 настоящей статьи, используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей участковой комиссией. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой комиссии большинству членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также присутствующим лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются пломбируются.
На лицевой стороне бюллетеня, выдаваемого голосующему досрочно участнику референдума, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее чем два члена участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный опломбированный в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, выписку из списка участников референдума, содержащую сведения об участниках референдума, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список участников референдума, а также необходимые письменные принадлежности за исключением карандашей для заполнения участником референдума бюллетеня. Участник референдума, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему бюллетеня в выписке из списка участников референдума либо в списке участников референдума. В указанных выписке либо списке члены участковой комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку о том, что участник референдума проголосовал досрочно, указывают дату и время голосования. Если участник референдума расписывался в выписке из списка участников референдума, то указанные отметки, а также серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, после окончания проведения досрочного голосования вносятся в список участников референдума. Указанная выписка хранится вместе со списком участников референдума. Участник референдума заполняет бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, установленном статьей 74 настоящего Федерального конституционного закона.
О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, число участников референдума, получивших бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов участковой комиссии, иных лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования. С момента окончания досрочного голосования прорези для бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала подсчета голосов участников референдума на участке референдума. Переносные ящики для голосования с находящимися в них бюллетенями, которые заполнили проголосовавшие досрочно участники референдума, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования. При проведении досрочного голосования вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона.
При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования участковая комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными политическими партиями, наблюдателей, назначенных инициативной группой по проведению референдума, разными инициативными агитационными группами, политическими партиями и иными общественными объединениями, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей участковой комиссии время, что должно быть доведено до сведения участников референдума и лиц, указанных в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, через средства массовой информации или иным способом. При проведении досрочного голосования участковая комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления участников референдума, обеспечить сохранность бюллетеней и учет голосов участников референдума при установлении итогов голосования. Статья 74. Порядок голосования 1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за десять дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 73 настоящего Федерального конституционного закона - не позднее чем за три дня до дня досрочного голосования.
На участках референдума, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью 1 настоящей статьи, если проголосовали все участники референдума, включенные в список участников референдума. В 8 часов в день голосования председатель участковой комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим участникам референдума, лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой комиссии пломбируются. Председатель участковой комиссии также предъявляет указанным лицам опечатанные опломбированные переносные ящики для голосования с бюллетенями, заполненными в соответствии с частями 2 - 9 статьи 73 настоящего Федерального конституционного закона проголосовавшими досрочно участниками референдума, если таковые имеются. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой комиссии бюллетени для выдачи участникам референдума и расписываются в их получении. После этого председатель участковой комиссии приглашает участников референдума приступить к голосованию. Бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в список участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый участник референдума имеет право получить равное количество бюллетеней.
Перед выдачей бюллетеня член участковой комиссии обязан удостовериться в том, что участнику референдума не было выдано открепительное удостоверение, он не проголосовал досрочно, письменное заявление устное обращение участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в части 2 статьи 75 настоящего Федерального конституционного закона, и к нему не направлены члены участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования. При получении бюллетеня бюллетеней участник референдума проставляет в списке участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия участника референдума либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список участников референдума с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка.
Представители СМИ При осуществлении своей деятельности на избирательном участке представители СМИ имеют определенные права и обязанности, а также должны придерживаться определенных правил проведения фото- и видеосъемки. Аккредитованные представители СМИ вправе: -находиться в помещениях для голосования в день дни голосования, в дни досрочного голосования; -присутствовать при подсчете голосов избирателей, при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках; -присутствовать на заседаниях избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов; -производить фото- и видеосъемку в помещениях для голосования, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей избирательной комиссии. Представители СМИ также имеют право: -знакомиться с протоколами избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно; -получать от соответствующей избирательной комиссии копии протоколов об итогах голосования, результатах выборов, в том числе заверенные копии протоколов участковых комиссий об итогах голосования.
Представители СМИ, находясь на избирательном участке, обязаны: -уважать права, законные интересы, честь и достоинство избирателей, иных участников избирательного процесса; -всесторонне, объективно и достоверно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей; -не нарушать общественный порядок и нормы поведения в помещениях избирательных комиссий; -воздерживаться от вмешательства в работу комиссий.
Впервые же институт общественных наблюдателей появился на выборах президента РФ в 2018 году. Как подчеркнула директор исполнительной дирекции Общественной палаты РК Александра Афонина, общественные наблюдатели - независимые, и стать им может каждый желающий. Ранее на избирательных участках легитимность обеспечивали представители политических партий, дискредитируя процесс голосования, тем самым подрывая доверие. Независимые наблюдатели не получают деньги за свою работу, они действительно заинтересованы в результате голосования и хотят убедиться, что всё законно. Общественный наблюдатель - это тот человек, который сомневается в легитимности голосования, работает он намного лучше и ответственнее, чем представители политических партий, заявили на конференции. О новых правилах участия в общественном наблюдении в условиях ограничительных мер в связи с пандемией рассказал член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека" Александр Брод. По его словам, Ассоциация независимого общественного мониторинга каждый день ведет свою работу.
Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе а в случае направления наблюдателя кандидатом, — проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Наблюдатель вправе представить избирательной комиссии номер своего контактного телефона, который должен быть зафиксирован в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, результатах выборов. Направление, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования. В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке. Установление иных, кроме указанных в Законах, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается. Наблюдатель не вправе: — расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня; — заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетень; — предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; — принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней; — препятствовать работе УИК; — участвовать в принятии решений избирательной комиссией. Осуществление указанных прав наблюдателем не должно приводить к приостановке процесса голосования, в том числе выдачи избирателям бюллетеней для голосования и осуществлению избирательных прав граждан, находящихся в помещении избирательного участка либо ожидающих прибытия к ним членов участковой избирательной комиссии, иных лиц, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования по поданным ими заявлениям.
Общественный штаб по наблюдению за выборами Президента России в Москве в 2024 году
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции: нет верного ответа могут быть учтены нижестоящими комиссиями не обязательны для нижестоящих комиссий 20. Наблюдатель не вправе: визуально знакомиться с любыми бюллетенями при подсчете голосов наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней присутствовать при голосовании вне помещения для голосования участвовать в принятии решений избирательной комиссией 21. По общему правилу решения по жалобам, поступившим в УИК до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются: в трехдневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования нет правильного варианта ответа 22. При досрочном голосовании должны быть: обеспечена сохранность бюллетеня исключена возможность искажения волеизъявления избирателя обеспечена тайна голосования обеспечен учет голоса избирателя при установлении итогов голосования 23. Какие избирательные бюллетени необходимы для голосования на участке с использованием КОИБ: избирательные бюллетени должны соответствовать перечню установленных требований любые, такие же, как и на избирательных участках без использования КОИБ избирательных бюллетеней нет, поскольку это электронное голосование 24. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней ставятся подписи: одного члена УИК с правом решающего голоса и наблюдателя трех членов УИК с правом решающего голоса двух членов УИК с правом решающего голоса четырех членов УИК с правом решающего голоса 25.
Еще экземпляр протокола нужен, чтобы обжаловать результаты выборов. Вести фото- или видеосъемку на избирательном участке. Предварительно об этом необходимо уведомить председателя и секретаря избирательной комиссии. Обжаловать действия избирательной комиссии в вышестоящую комиссию или в суд.
А вот что наблюдатели делать не могут : Расписываться за избирателя в получении бюллетеня по его просьбе или заполнять бюллетень. Нарушать тайну голосования — смотреть, как проголосовал избиратель, и озвучивать его выбор. Принимать участие в подсчете голосов — трогать бюллетени — можно только следить. Препятствовать работе избирательной комиссии — например, не давать членам комиссии выдавать бюллетени избирателям.
Соответствующий закон публикует сегодня "Российская газета".
Принимая этот документ, законодатели руководствовались тем, что не должно быть неограниченного количества людей, которые будут присутствовать на одном избирательном участке, особенно учитывая большое количество партий и одномандатников. Это может попросту помешать свободному волеизъявлению. Поэтому было установлено оптимальное, с их точки зрения, число наблюдателей со стороны каждой политической партии и каждого кандидата - два человека. К тому же собрать пять наблюдателей для каждого участка на этой цифре первоначально настаивала КПРФ, которая внесла документ в Государственную Думу для многих партий крайне затруднительно. Это объясняется большими территориями страны, на которых действуют 95 тысяч участковых избирательных комиссий.
Даже из расчета по два наблюдателя на участок получается, что на одну партию придется около 190 тысяч наблюдателей.
Обучение наблюдателей проходит очно. Дополнительно каждому доступен онлайн-курс. В программе обучения — лекции по избирательному праву, семинары, где разбираются особенности процедуры голосования на участках и на дому; а также дискуссии и интерактивные тренинги. Кто может стать наблюдателем? Наблюдателем может стать любой дееспособный москвич, которому исполнилось 18 лет. Основная функция наблюдателей — проследить, чтобы выборы прошли честно, а также следить за ходом голосования и гарантировать гласность и законность при проведении голосования.
Кто такой наблюдатель на выборах и как он фиксирует нарушения. Объясняем простыми словами
9. Помещение участковой избирательной комиссии для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы в поле зрения членов комиссии и наблюдателей одновременно находились. На избирательном участке наблюдатель может: • знакомиться со списком избирателей, сведениями об избира-телях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. Законодательство о выборах предписывает наблюдателям находиться на избирательном участке и наблюдать за ходом избирательного процесса. 2. Наблюдатели и аккредитованные представители СМИ вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день голосования.
Новости Республики Коми | Комиинформ
Наблюдатель — это представитель партии или зарегистрированного кандидата, который в течение дня выборов находится на избирательном участке и следит за законностью процесса голосования и подсчета голосов. УИК рекомендуется расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метров от места сортировки избирательных бюллетеней. На избирательном участке наблюдатель может: • знакомиться со списком избирателей, сведениями об избира-телях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования.
До конца регистрации – два дня: как стать наблюдателем на выборах президента
Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Стать наблюдателем на избирательном участке. Порядок наблюдения на избирательном участке описан выше, в предыдущей главе. В дни выборов наблюдатели от Общественной палаты будут работать на всех избирательных участках. Депутаты Госдумы проголосовали в за поправки в законопроект о сокращении количества наблюдателей на избирательном участке до двух человек.
До конца регистрации – два дня: как стать наблюдателем на выборах президента
На участке референдума, на котором ожидается значительное число участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, количество бюллетеней может быть увеличено решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Депутаты Госдумы проголосовали в за поправки в законопроект о сокращении количества наблюдателей на избирательном участке до двух человек. Журналисты и наблюдатели на избирательных участках должны находиться на отведенных им участковой комиссией местах и не мешать ни голосованию, ни подведению результатов.