В 1987-м Анатолий Дмитриевич снимался в легендарной картине «Холодное лето 53-го».
В кепочке и черных очках. Анатолий Папанов маскировался даже на даче
И сдержал его. Просто как спортсмен! Мы же с ним на даче и на велосипедах ездили, и в настольный теннис играли, и в бадминтон. Хотя дачу родители купили, в общем-то, ради меня: «чтобы ребенок дышал свежим воздухом». Когда я родилась, они несколько лет снимали домики, ездили к родным на Украину, еще куда-то... А потом вдруг знакомый Ольги Аросевой стал продавать свою дачку по Ярославской дороге, и она сказала об этом моим родителям. Даром что огородниками мама с папой, конечно, не стали.
Сажать, полоть, собирать урожай — ну когда им было этим заниматься?.. Во всяком случае, поэзию Анатолий Папанов любил больше, чем сад и огород, вместе взятые. В свое время он скупил всю библиотечку журнала «Огонек» — маленькие белые книжицы, которые до сих пор хранятся на даче. Это были и современные авторы, и классики. С ними он выступал в своих творческих вечерах. Иногда даже пел.
И нередко участвовал в совместных концертах с Андреем Мироновым, с которым народная молва «подружила» его крепко. И навсегда. Не шибко нравился ему этот балбес — гротесковый, карикатурный… Однако режиссеру Гайдаю нужен был именно такой Лелик. И папа свою работу выполнил на «отлично». Комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» - 45 лет Подробнее В творческих встречах Папанов обычно читал что-то серьезное. После чего выходил легкий, воздушный Миронов, и в конце вечера, как правило, пел.
Однако ошибочно полагать, что они дружили. С Евгением Весником в начале карьеры его связала, скорее, любовь к крепким напиткам, чем добрые приятельские отношения. Но когда Весник оставил театр Сатиры, и дружбе, кажется, пришел конец. В последние годы в жизни папы появился Виктор Мережко. И, хотя папа был значительно старше, они смогли найти общий язык. И, да, пожалуй, действительно дружили...
Последняя роль О войне, как многие фронтовики, Анатолий Папанов вспоминать не любил, даром что День Победы, конечно, отмечал.
Получил тяжелое ранение и стал инвалидом: листаем семейный альбом Анатолия Папанова 09:26 Анатолий Папанов. У каждого есть свой любимый Анатолий Папанов: криминальный элемент Лелик «Бриллиантовая рука» , монументальный генерал Серпилин «Живые и мертвые» , трогательный ветеран Дубинский «Белорусский вокзал»... В каждой картине Анатолий Дмитриевич был невероятно органичен и убедителен - актерский гений Папанова как раз и проявлялся в том, что ему были подвластны абсолютно все жанры, от лихой комедии до высокой трагедии. Анатолий Папанов в детстве с сестрой Ниной. Фото: личный архив Он родился в городе Вязьма Смоленской области в семье военного. Несмотря на то что родители к творчеству прямого отношения не имели, Толя любил театр: участвовал в самодеятельности, играл в любительских постановках. Поэтому после переезда в Москву молодой Папанов не только начал трудиться в литейном цехе, но и пошел в драмкружок при ДК завода «Каучук». Анатолий Папанов во время службы в армии. Фото: личный архив Одна из самых ярких и героических страниц в биографии артиста - служба в Красной армии.
В его фильмографии более 200 художественных фильмов, а мультфильмы и подсчитать невозможно — и что удивительно, в некоторых звучит его голос, а фамилии нет в титрах. Можно подумать, он просто из любопытства заглянул в тонстудию к знакомому режиссёру, примерился к какому-то медведю или крокодилу, который открывает пасть на экране, и щедро подарил ему свой голос. Этак мимоходом, по дружбе. Вот так, похоже, и возник образ знаменитого Волка в мультсериале «Ну, погоди! Артист подал голос — и возник главный Волк нашей мультипликации.
А всего-то одна фраза сказана: «Ну, заяц, погоди! Рассуждая так, как-то забываешь, что озвучание — это сложный и длительный процесс. Нечего и говорить тогда об игровом кино, где образ складывается как мозаика из тысяч кадров. И всегда работа Папанова оставляет цельное впечатление — для этого мастера как будто нет разницы между кино и театром, хотя у этих смежных искусств разная технология. Конечно, Папанова часто приглашают сыграть в кино литературных героев — экранизации произведений Гоголя, Чехова, Ильфа и Петрова нужен папановский юмор.
Но не меньшим успехом у зрителя пользуются глубоко человечные образы-характеры в оригинальных сценариях — артист создаёт их вместе со сценаристом и режиссёром прямо в процессе работы над ролью. Тут уже нет места юмористическому подтексту — актёр глубоко серьёзен, даже патетичен. Таковы Отец в фильме В. Пронина «Наш дом» или Ветеран в фильме А. Смирнова «Белорусский вокзал».
Для Папанова это поистине авторские работы. В этих ролях исполнитель идёт от конкретики к большим обобщениям, необходимым подлинному искусству. Анатолий Дмитриевич щедро отдавал себя делу, не считаясь со своим здоровьем. С больным сердцем он уехал в дальнюю экспедицию на съёмки картины А. Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего…» — его вновь захватила возможность авторской работы над ролью Николая Старобогатова по прозвищу Копалыч, человека трудной судьбы.
Эта страшная картина о тяжёлом для страны лете 1953 года стала для Папанова последней. Ему не исполнилось и 65 лет.
Первая заметная роль досталась Анатолию Папанову в комедии «Человек идет ниоткуда», экранизированной в 1961 году. Анатолий Дмитриевич снялся в ряде нашумевших кинолент, включая «Дайте жалобную книгу», «Возмездие» и культовую комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Многие реплики из комедии, сказанные героем Папанова, прочно вошли в народ: «Тебя посадят, а ты не воруй! Особую популярность у зрителей обрели комедийные роли Анатолия Дмитриевича, в частности те, где он появился в дуэте с Андреем Мироновым. Персонажи этого тандема не отличались высокой моральностью, изображались комичными, но, несмотря на это, сразу запомнились и полюбились зрителям. Геша в фильме трепетно относился к своему товарищу, ласково называя его Лёликом. А вот сам Лёлик недооценивал Гешу и называл его Гешкой Козладоевым, что очень било по самолюбию Геши.
Ведь гордый персонаж представлялся как Козодоев Геннадий Петрович, а тут — Козладоев… В фильме «12 стульев» Андрей Миронов и Анатолий Папанов, казалось, самим Богом были предназначены, чтобы сыграть парочку авантюристов - охотников за стульями работы мастера Гамбса.
Вспоминая Анатолия Папанова
А вот по поводу папановской доброты поспорить действительно было сложно. Разрешите взлёт Говорят, Анатолий Папанов, которому 31 октября исполнилось бы 100 лет, очень удивлялся, как он с таким лицом и голосом попал в артисты. Тем более что, вернувшись с фронта, он очень сильно хромал — взрывом ему срезало полступни и оторвало два пальца. Командовал взводом зенитной артиллерии.
Высокий молодой человек в линялой гимнастёрке появился в стенах ГИТИСа вскоре после того, как немцев отогнали от Москвы. Набор студентов уже закончился. Но в институте катастрофически не хватало мужчин.
На втором курсе даже этюды играть было не с кем. Туда-то и определили молодого Толю Папанова. Он сразу же взялся за занятия по движению и вскоре не только смог обходиться без палочки, но и научился прекрасно танцевать.
Педагоги ценили его работоспособность, но были очень недовольны его голосом и произношением. А он просто не мог от него избавиться — мешал неправильный прикус. Зато потом, когда Папанов стал известным артистом, его неправильный выговор называли уже знаменитым.
Здесь же на курсе он и познакомился со своей будущей женой Надеждой Каратаевой. Оказалось, она тоже была на фронте — работала в санитарном поезде. Фронтовое прошлое сблизило их.
Они поженились в 1945 году, вскоре после Дня Победы. Мама Надежды выбор дочери одобряла — парень хороший, надёжный. Огорчало только, что некрасивый.
По воспоминаниям самой Надежды Каратаевой, в молодости Анатолий Дмитриевич действительно не был красавцем — худющий, с большим носом. Зато на курсе считался одним из лучших актёров. Семейное гнёздышко поначалу вили за шкафом в коммуналке на 11 комнат.
Жили бедно.
Постановки шли поочередно: один вечер спектакли давала литовская труппа, второй — русская. В 1948 году он с женой, актрисой Надеждой Каратаевой, приехал в Москву, в свой первый заслуженный отпуск. Он и пригласил актера в Театр сатиры, где как раз работал режиссером и ставил спектакль «Вас вызывает Таймыр». Ему нужен был исполнитель роли матроса Ашота Мисьяна. Папанов согласился.
Позже в этот же театр устроилась его жена, переехавшая из Клайпеды. Анатолий Папанов на сцене театра на фото: с Андреем Мироновым Анатолий Дмитриевич прослужил в театре почти сорок лет, создав за это время более пятидесяти сценических образов. Наиболее яркими стали его роли боксера в «Дамокловом мече», Корейко в «Золотом теленке», Воробьянинов в «12 стульях», Манган в «Доме, где разбиваются сердца», Макарыч в «Ремонте», Фамусов в «Горе от ума». Дело в том, что артисты труппы очень любили разыгрывать новичков, и однажды прибили к полу мешок, который он по сценарию должен был поднять. Папанов дернул раз, дернул два… А на третий раз просто оторвал реквизит вместе с гвоздем и куском доски под всеобщий хохот. Анатолий и сам любил пошутить, поэтому отнесся к розыгрышу коллег с юмором.
Анатолий Папанов за кулисами Для лучшего погружения в каждую роль у артиста всегда был в запасе арсенал деталей, которые он наблюдал, подмечал за другими людьми везде, даже на футбольных матчах. Газетка или кепочка, характерный жест или словцо — и вот уже персонаж Папанова на сцене кажется соседом, живущим рядом, или знакомым бюрократом, под чьими дверьми пришлось просидеть почти весь день. Анатолий Папанов в спектакле «Тёркин на том свете» В 1987 году Анатолий Дмитриевич впервые выступил в родном театре в качестве режиссера и поставил спектакль «Последние» по произведению Максима Горького. Кинематограф Сложнее было с ролями в кино, где Папанов дебютировал почти в 40. Он появился вместе с Юрием Яковлевым и Сергеем Юрским в сатирической комедии начинающего еще Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», сыграв начальника экспедиции Аркадия Крохалева. Однако фильм лёг на полку — цензоры сочли его безыдейным и антихудожественным.
Далее была роль художника-скульптора Николая в фильме «Приходите завтра! Анатолий Папанов в фильме «Человек ниоткуда» 1964 год принес Папанову Государственную премию братьев Васильевых за роль комбрига Серпилина в драме Александра Столпера «Живые и мертвые», после чего актера стали приглашать в кино. Это и тесть Семицветова в комедии «Берегись автомобиля», и Лёлик из «Бриллиантовой руки», и атаман Ангел из «Адъютанта его превосходительства», и Киса Воробьянинов из «12 стульев», и Николай Дубинский из «Белорусского вокзала», и Владимир Дмитриевич из «Времени желаний». Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова Его голосом с неподражаемыми интонациями разговаривает почти сотня мультипликационных персонажей, главный из которых — Волк из многосерийной эпопеи «Ну, погоди! Впоследствии Папанов возненавидел этот мультфильм: «Волк перегрыз всю мою актерскую биографию! И действительно, видя его на улице, дети и взрослые тыкали пальцем с криками: «Волк!
Клара Румянова и Анатолий Папанов озвучивают «Ну, погоди! Он никогда не афишировал известность, одевался неброско, а начитанность прятал за маской простоты, хотя из-под нее то и дело проглядывал настоящий Папанов. Личная жизнь Анатолия Папанова Папанов всегда был абсолютно верным человеком: одна любовь, одна жена, один театр. Оба приходили на занятия в военной форме — этим девушка и привлекла внимание Анатолия. Оказалось, Надя тоже была на фронте, работала в санитарном поезде. Фронтовое прошлое сблизило нас, мы стали общаться, вместе сидели в библиотеке, готовясь к занятиям… И, как оказалось, жили они тоже почти рядом.
Расписались сразу после первого Дня победы, в 1945 году. Семейную жизнь начали за перегородкой в комнате коммунальной квартиры. Порой играли в спектаклях вместе «Гнездо глухаря», «Родненькие мои». Надежда Каратаева в молодости Одно время после переезда в Москву Папанов стал налегать на спиртное, что становилось причиной ссор с женой. Начал он пить во время карьерного затишья, а когда все с работой пошло на лад, просто не смог прекратить. Нина Юрьевна вспоминала, как он и актер Евгений Весник проехали в вагоне-ресторане ленинградской «стрелы» сначала из Москвы в Ленинград, а затем обратно, выпивая и веселясь, несмотря на то, что Папанова ждали на репетиции.
Анатолий Папанов с женой и дочерью Пить и курить Анатолий Дмитриевич бросил в один момент после похорон своей мамы.
Под Харьковом Папанов узнал, что значит служить в батальоне, который просит и не получает огня, был тяжело ранен в ногу, попал в госпиталь и в 21 год вышел из него инвалидом. Их было ещё немало, кто дрался с немецко - фашистскими ордами, ковал победу, а затем, спустя годы зажигался звёздами на экране... Фильмография избранное. Мультсериал «Ну, погоди!
Героя Папанова, Копалыча, вступившего в неравный бой с амнистированными уголовниками, убивали в финале картины.
Вернувшийся со съемок в Москву актер решил принять холодный душ кстати, впоследствии это факт сочтут своеобразным трагическим намеком на название картины , и сердце Анатолия Дмитриевича не выдержало. Однако образы Лёлика из «Брильянтовой руки» и Кисы Воробьянинова из «Двенадцати стульев» не только стали классикой отечественного кинематографа, но и надолго останутся в памяти сотен тысяч поклонников его таланта. Картина дня.
«Голос памяти. Анатолий Папанов»
Анатолий Дмитриевич Папанов – целая эпоха в русском кино, театре, мультипликации. Режиссёр картины Александр Прошкин просит Анатолия Дмитриевича Папанова остаться на денёк в деревне. Мама Елены Надежда Юрьевна Каратаева и отец Анатолий Дмитриевич Папанов. Анатолий Папанов прославился комедийными ролями, но его душа трагика жаждала серьёзных драматических сюжетов.
Анатолий Папанов
Анатолий Папанов | Елена Папанова, единственная дочь великого советского актера Анатолия Дмитриевича Папанова, попала в ДТП на северо-востоке Москвы. |
Анатолий Папанов: «Любовь на старость отложить нельзя» | Глядя на те комедийные образы, в которых актер представал на экране, нельзя было так просто догадаться, что Анатолий Дмитриевич Папанов был человеком с тяжелой судьбой. |
За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова | Роль в картине стала для Анатолия Дмитриевича роковой — его персонаж погиб ближе к финалу ленты, а сердце самого Папанова остановилось, как только он вернулся со съемок. |
В Театре сатиры прошел вечер памяти Анатолия Папанова | 31 октября – состоялся торжественный митинг у памятника Анатолию Дмитриевичу Папанову «Виват великому актёру!». |
Ширвиндт вспомнил, как работалось с Папановым: «Удобнее партнера не бывает»
Театр сатиры В Театре сатиры Папанов и Коротаева проработали 40 лет. Часто присутствовал на спектаклях, в которых даже не был занят. Сидел за кулисами и наблюдал за игрой опытных коллег", - рассказали актеры. Ширвиндт рассказал веселые истории, связанные с Папановым. Президент Театра сатиры назвал коллегу "штучным товаром".
В сегодняшнем конвейере выпуска специалистов в нашей области это самородок", - сказал Ширвиндт. По его словам, Папанов завершал творческие вечера, в которых они вместе принимали участие, цитатой поэта Николая Доризо: "Не знаю, сколько жить еще осталось, но заверяю вас, мои друзья, усталость можно сохранить на старость, любовь на старость сохранить нельзя". Также о работе с Папановым рассказала 97-летняя Васильева. Я когда с ним играла, чувствовала себя хорошо, мне было с ним легко", - отметила актриса.
В финале вечера Елена Папанова зачитала письмо отцу, признавшись, что он всегда останется для нее учителем не только в театре и кино, но и в жизни. Все средства, полученные от продажи билетов, будут перечислены в Дом ветеранов сцены им. Об актере Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме.
Когда их читаешь, то так и слышится голос... В главной роли Анатолий Папанов.
Я могу поклясться, что это его лучшая роль! Весь свой талант...
В годы Великой Отечественной войны призван 12 августа 1941 года и направлен в 73-й запасной стрелковый полк. В декабре 1941 года курсанты Папанов А. В звании старшего сержанта командовал взводом зенитной артиллерии. Шесть месяцев провёл в госпитале, в 21 год стал инвалидом третьей группы и первые несколько лет вынужден был ходить с тростью [11] [8]. Театр и кино [ править править код ] В 1943 году вернулся в Москву и поступил на второй курс актёрского факультета ГИТИСа , пообещав исправить хромоту [10]. Его однокурсницей была Надежда Каратаева , также участница войны; они расписались в 1945 году, на десятый день победы советских войск [12].
С 1946 по 1948 год выступал в Клайпедском русском драматическом театре , где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1948 году перешёл в Московский Театр сатиры по предложению режиссёра Андрея Гончарова , где играл почти 40 лет, создав 50 образов [13].
И в каком-то смысле, я бы сказала, непредсказуемым. Даже не знаю, как это объяснить. Например, он мог с одним человеком поделиться всем, что имел, а другому не дать ничего. А еще он не любил шумных компаний, как сейчас говорят — тусовок. Из близкого круга у него было двое друзей, еще со школы, художники, а потом он, после совместной работы, сдружился с Виктором Ивановичем Мережко. Не раз читала, что они были близкими друзьями. А еще папа любил спорт и меня заставлял им заниматься, на велосипеде ездил, на даче — на водохранилище за семь километров, в котором купался до поздней осени. И он был однолюбом во всех смыслах.
Любил повторять: «Одна жена, один театр». Да, этот театр тогда гремел! Но, может, конечно, папа втайне опасался, что не займет на новом месте такого положения, как в Сатире. Был скромным. Мне одна съемочная группа рассказала, что людям непросто о нем вспоминать — потому что нечего особенно рассказать, ведь он приходил в театр, гримировался, играл и — уходил. Да еще старался воротник поднять и очки темные надеть, чтобы не узнавали, ведь поклонники вели себя по-разному. Ему самому с самим собой не было скучно. А Михаил Михайлович Державин как-то рассказывал, что когда папа купил машину, он ставил ее за пару кварталов от театра: просто потому, что у других машин еще не было. А еще он за других и для других просил о чем угодно, вплоть до квартир и машин. Но не для своих!
Забавный был эпизод: в Театре сатиры собрались ставить «Гнездо глухаря», и Ольга Александровна Аросева сказала папе: «Толя, а ты не мог бы попросить Плучека, чтобы он дал мне роль твоей жены? Валентин Николаевич выслушал и говорит: «Хорошо, но я-то хотел, чтобы эту роль играла твоя жена…» Надежда Каратаева — заслуженная артистка РСФСР, актриса Театра сатиры с 1950 по 2014 год. А папа сразу: «А, ну как решите…» Никогда и ничего он не просил и для меня. Не жалею об этом: по крайней мере знаю, что все, что сделала, я сделала сама. Но не осуждаю тех, кто помогает своим детям. Они познакомились в ГИТИСе — папу взяли в 1943 году добором сразу на второй курс, мальчишек-то совсем не было. А там он увидел маму — в гимнастерке. Подошел к ней и спросил — что, мол, тоже воевала? Но в эвакуацию ГИТИС забрал с собой только старшекурсников, мама оказалась с семьей в Новосибирске и там сказала бабушке, что хочет пойти добровольцем. Она была единственной дочерью, но бабушка сказала: «Надя, если ты так решила — иди».
Видел, как люди седели за одну ночь
- За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова
- Материалы рубрики
- В Театре сатиры прошел вечер памяти Анатолия Папанова
- Статья в газете "Правда" к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР Анатолия Папанова
Как сражался на фронте актёр Анатолий Папанов, осужденный Военным трибуналом на 6 лет?
Анатолия Папанова многие считали комическим артистом, при этом в душе он всегда оставался трагиком. Судьба отмерила Анатолию Дмитриевичу всего 64 года непростой жизни. «Толя сидел в ванной, из душа лилась холодная вода», — вспоминала вдова Анатолия Папанова Надежда Каратаева. Анатолий Папанов: смотреть фильмы онлайн. Елена Папанова, единственная дочь великого советского актера Анатолия Дмитриевича Папанова, попала в ДТП на северо-востоке Москвы. Анатолий Папанов умер в августе 1987 года в Москве, ему было 64 года от сердечного приступа.
В кепочке и черных очках. Анатолий Папанов маскировался даже на даче
Анатолию Папанову 100: фронтовик и актер, которого любит Россия – 20 фактов из жизни | 30 октября) 1922 года в городе Вязьме Смоленской области. |
В кепочке и черных очках. Анатолий Папанов маскировался даже на даче | Анатолий Папанов в 1941 г. и в мирное время | Фото: и |
Откровения дочери легендарного актёра Анатолия Папанова - Елены Папановой | Анатолий Папанов Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 октября 1922 года в городе Вязьма в рабочей семье. |
Анатолий Папанов. Закулисье скромного гения | не только выдающийся артист, а абсолютно полноценная, самостоятельная страница, одна из важнейших страниц истории Академического театра сатиры. |
Папанов Анатолий Дмитриевич | 32 года назад не стало советского актер театра и кино Анатолия Папанова. |
Вечер, посвященный Анатолию Папанову, пройдет в Театре Сатиры
актерский гений Папанова как раз и проявлялся в том, что ему были подвластны абсолютно все жанры, от лихой комедии до высокой трагедии. Анатолий Папанов воевал, был ранен в 1942 году под Харьковом, едва не потерял ногу и вышел из госпиталя хромым, инвалидом 3-й группы. Анатолий Дмитриевич Папанов — не только талантливый актёр и режиссёр. Когда Анатолий Дмитриевич Папанов купил себе автомобиль "Волга", то, как рассказывал его партнёр по сцене Михаил Державин, парковать ее стал в нескольких кварталах от театра.
Анатолий Дмитриевич Папанов
Анатолий Папанов никогда не жаловался на сердце. — Это Андрей Миронов и это Анатолий Папанов, человек необыкновенной парадоксальной силы, остроумия, находчивости. Анатолий Папанов прославился комедийными ролями, но его душа трагика жаждала серьёзных драматических сюжетов. Роль в картине стала для Анатолия Дмитриевича роковой — его персонаж погиб ближе к финалу ленты, а сердце самого Папанова остановилось, как только он вернулся со съемок.
100 лет Анатолию Папанову!
Теперь же дата спектакля выбрана не случайно – Анатолий Дмитриевич Папанов прошёл тяжелейшие вёрсты войны. Режиссёр картины Александр Прошкин просит Анатолия Дмитриевича Папанова остаться на денёк в деревне. 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Народного артиста СССР Анатолия Папанова. Двадцать лет назад Анатолия Дмитриевича Папанова не стало. Анатолий Папанов командовал зенитной батареей.