Приднестро́вская Молда́вская Респу́блика (молд. Република Молдовеняскэ Нистрянэ, укр. Придністровська Молдавська Республіка) или Приднестро́вье. Географически Приднестровье окружено Украиной и Молдовой, не имеет выхода к морю. Соответственно, ликвидация Приднестровья прямо сейчас означала бы газовый коллапс, к которому Молдавия еще не готова.
Правда ли, что Приднестровье может войти в состав России и где находится этот регион?
Власти Приднестровье не планируют обращаться к Москве с просьбой о включении в состав России. Заявление Борреля, видимо, стало новостью не только для жителей Молдавии и ее восточного региона – Приднестровья, но и руководства РМ. В 1992 ПМР отразила попытку Республики Молдова с помощью воен. силы установить контроль над её территорией. Если Молдова уходит в Евросоюз без Приднестровья, то это означает, что Приднестровье совершает огромный шаг к достижению своей реальной независимости.
Как живет и выживает непризнанное миром Приднестровье
Приднестровье граничит как с Молдавией, так и с Украиной, и к концу апреля 2022 года эхо специальной военной операции, которую проводит Россия, докатилось и до непризнанной республики. На следующий день ракеты упали на радиоцентр, две антенны были уничтожены. А 26 апреля СМИ сообщили о нападении на местный склад боеприпасов. За провокациями могут стоять украинские силы, утверждают представители Приднестровья. Поэтому для Украины, которая вооружена в основном советскими видами вооружения, помимо тех, которые сейчас поставляются из Европы и США, это было бы большим подспорьем. В том числе и для ракетных систем залпового огня и гаубичной артиллерии», — объяснил Егоров. Он очень сплочен и готов отстаивать независимость.
Мир в Приднестровье поддерживают совместные миротворческие силы, в которые входят 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских и 355 молдавских. Миротворцы несут службу на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности. В непризнанной республике также располагается оперативная группа российских войск ОГРВ , основная задача которой — охрана складов с боеприпасами, в том числе склада в селе Колбасна, одном из самых крупных в Европе.
Как это может выглядеть на практике, продемонстрировал альянс Баку и Анкары, который сумел в два приема ликвидировать физически и юридически провозглашенную государственность Нагорного Карабаха, или Арцаха.
Вопрос в том, как бы на это отреагировали в Кремле, памятуя, что в Приднестровье проживают сотни тысяч граждан РФ, а также размещены воинские и миротворческие контингенты. Дипломатические реакция была бы однозначно, но вот с непосредственной военной защитой наших сограждан возникли бы проблемы в связи с отсутствием общей границы. Вторая опасность еще более страшная, поскольку исходит она от нацистской Украины. Слишком многое может получить Киев, уничтожив пророссийский анклав, находящийся у него под боком: тысячи граждан РФ и пленных военнослужащих ВС РФ в качестве заложников для последующего обмена, склады с боеприпасами для артиллерии советских калибров, а также моральное удовлетворение после поражений в ходе неудачного контрнаступления 2023 года. Удручает то, что особо помешать этому конвенциальными способами весьма затруднительно, поскольку плацдарм на правом берегу Днепра был оставлен в октябре 2022 года. Да, гарнизон Тирасполя можно будет поддержать дистанционно ракетными и авиационными ударами, но общий негативный результат предопределен. По сути, единственное, что удерживает Киев от реализации подобного сценария против Приднестровья, это то, что оно юридически считается частью Молдавии одновременно и украинским, и российским руководством. Если вдруг в Кремле 29 февраля 2024 года признают независимость ПМР, да еще и присоединят к Российской Федерации, руки у режима Зеленского будут полностью развязаны. Пожалуй, реально сдерживающим фактором для украинской агрессии против ПМР в случае ее признания и даже присоединения к России была бы группировка ВС РФ в 200-300 тысяч «штыков», нацеленная на Киев с территории сопредельной Белоруссии, и еще тысяч 100-150, готовые в любой момент двинуться на Луцк и Ровно.
Но здесь явно просматривается рука НАТО. Оружие для Украины отрывать от себя все труднее, а тут целый советский арсенал. То, что как раз и нужно сейчас. Да еще даром. Оружие не новое, но зато много — 20 тысяч тонн. Но как можно его так запросто предлагать Украине, если склады охраняются российскими войсками? Да, там у нас порядка тысячи военнослужащих — не армия, но склады, даже при размене территорий никто так просто не отдаст. Отвоевать их тоже не получится. Опасное дело. Может сдетонировать. Генерал Лебедь еще в 1995 году описывал риски так: "2600 вагонов боеприпасов лежат на складе. Емкость склада превышена почти в 2 раза. Примерно 500 вагонов взрывчатки. Если это сыграет, это будет Сахара на всю оставшуюся жизнь". Сахара в смысле пустыня. Разрушения будут катастрофическими. Еще лет 15 назад Академия наук Молдавии опубликовала оценку ущерба в случае взрыва боеприпасов. Сила — 10 килотонн. Воронка глубиной 75 метров с радиусом полтора километра. На расстоянии в 50 километров — землетрясение в 7-7,5 балла. Все дома при этом рушатся. То есть исчезают более десятка сел в Приднестровье и на Украине. Скорее, нет. Нацистский режим Украины давно уже не отягощен хоть какими-то нравственными ограничениями.
Кость в горле НАТО: почему Запад обратил свой хищный взгляд на Приднестровье
Приднестровье не планирует обращаться к Москве с просьбой о включении в состав РФ | " СПОРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ НА ПАЛЬЦАХ ", в этот раз мы коснулись При. |
Новости Рубцовска | Власти непризнанного Приднестровья обратятся за помощью к РФ из-за давления со стороны Молдавии. |
История и статус Приднестровья | Власти Приднестровье не планируют обращаться к Москве с просьбой о включении в состав России. |
Правда ли, что Приднестровье может войти в состав России и где находится этот регион?
Мне кажется, что вся эта история — это очередное повышение ставок», — пояснил политолог. Во втором случае, допустил Калачев, за словами тираспольских чиновников может крыться «серьезная и дерзкая цель» Москвы — «воссоздать страну в расширенных границах, не совсем Российской империи, но, во всяком случае, близко к тому». Ее нет, и это может быть обоснованием для российских граждан, почему нам нужно сейчас идти до Одессы и дальше. Потому что Одесса русский город, как сказал Медведев.
Я уже не говорю о социальной сфере. Чего только стоит недопуск в страну медоборудования! Простаивают крупные предприятия республики. А это сотни, тысячи рабочих мест, семей, оставшихся без доходов. Почему этого не хотят услышать? Отрицательная динамика практически во всех отраслях народного хозяйства в 9 из 11. При этом важно понимать, что Приднестровье, а не Молдова, выполняет социальные обязательства в части выплаты зарплат, пенсий, пособий приднестровским гражданам. Приднестровье все эти годы самостоятельно обеспечивает свой народ. Нам чужого не надо. Евросоюз дал нам возможность свободно торговать со странами Европы. Что делает Молдова? Отбирает эту возможность. А поверх еще и облагает наших предпринимателей двойными пошлинами, блокирует счета в молдавских банках и так далее. Каковы риски различных провокаций? Но мы остаемся верны нашим принципам и настаиваем на исключительно мирном диалоге.
Решить приднестровский вопрос на всенародном референдуме обещал в 2017 году бывший президент Молдавии Игорь Додон , только вступивший на тот момент на пост главы государства. Тогда в ходе встречи с лидером ПМР Вадимом Красносельским уже были достигнуты конкретные результаты: была упрощена процедура выезда из Приднестровья, планировалось подписать пакет документов, «которые отвечали бы интересам жителей обоих берегов Днестра». Додон предложил парламенту и правительству Молдавии создать «единую платформу» для объединения страны. Однако Красносельский отверг предложение Додона о проведении на обоих берегах Днестра референдума о воссоединении страны. Молдавия как суверенное государство может сколько угодно проводить любые референдумы, это их внутреннее дело.
Изложенное выше абсолютно наглядно демонстрирует правомерность самоопределения народа Приднестровья и, наоборот, отсутствие каких-либо правомерных препятствий для международного признания независимости Приднестровья. Препятствие одно — бессменный за 27 лет курс Приднестровья на сближение и единство с Россией, что никак не вписывается в двойные, а то и тройные стандарты США и их вассалов в других государствах и проводимую ими антироссийскую, более того, русофобскую внешнюю политику. Согласись мы, как нам неоднократно предлагалось, отказаться от своего пророссийского курса, и Республика Молдова давно была бы, как минимум федеративным государством с широчайшими полномочиями Приднестровья. Но народ Приднестровской Молдавской Республики однозначно и навсегда определил своё будущее и оно может быть только в единстве с Российской Федерацией. Российские цари, государи-императоры веками собирали земли Российской империи, которые так бездарно и, даже преступно, были розданы, сначала в 1917—1920 годах, затем при развале СССР. Хочется верить, что события марта 2014 года положили начало обратному процессу. Народ Приднестровья надеется, что ему не долго осталось стоять в этой очереди. Министр иностранных дел Российской Федерации С. Лавров неоднократно заявлял, что Российская Федерация, как гарант переговорного процесса, выступает за территориальную целостность Республики Молдова и поддержит любой вариант, до которого договорятся стороны, то есть, Молдова и Приднестровье в рамках нейтральной внеблоковой Молдовы. Если же Молдова потеряет свою независимость и государственность, имеется в виду возможное объединение с Румынией, то Приднестровье автоматически получает право на признание. Так, например, 20 октября 2014 года на открытой лекции по внешнеполитическим вопросам С. Лавров заявил: «В настоящее время Приднестровье «удерживается» внутри юрисдикции Молдовы только за счёт внеблокового внешнеполитического положения последней. В случае же, если Молдова решит примкнуть к какому-либо из европейских надгосударственных образований — в первую очередь, НАТО, то приднестровцы будут вольны сами определять свою судьбу — причём уже при официальной поддержке России», — пообещал он. В том же духе высказался президент Российской Федерации В. Путин на совместной пресс-конференции по итогам первого визита президента Республики Молдова в Москву 17 января 2017 года: «…Если такой компромисс, а он может быть найден тоже только между самой Молдовой и Приднестровьем, будет найден, то мы, безусловно, будем выступать гарантами исполнения всех достигнутых договоренностей». Таким образом, все эти годы Российская Федерация ждала и надеялась, что в Молдове придут к власти такие политические силы, которые возможно будут проводить по отношению к России дружественную политику и с которыми Приднестровье, ещё раз наступив на горло собственной песне а куда оно, мол, денется? С момента провозглашения Приднестровской Молдавской Республики и вплоть до 1993 года спорные вопросы между Приднестровьем и Молдовой рассматривались, в основном, на уровне согласительных комиссий. На протяжении этого времени согласительные комиссии от Приднестровья возглавлялись вице-президентом, от Республики Молдова председатели комиссий часто менялись, что не способствовало достижению весомых результатов и преемственности в переговорах. Дмитрий Синица Тирасполь, Приднестровье Согласительные комиссии действовали и в период вооружённой агрессии со стороны Республики Молдова, но в тот период предметом переговоров, в основном, были вопросы прекращения огня, обмена пленными и другие вопросы. В Приднестровье поверили указанному постановлению и приступили к его реализации. С основных дорог, ведущих в город Бендеры, были убраны железобетонные блоки и сооружения, основные подразделения республиканской гвардии Приднестровья были отведены в места постоянной дислокации. А 19 июня, в день выпускных торжеств в школах города, с нескольких сторон, по этим самым разблокированным дорогам в город Бендеры ворвались колонны бронетехники и живой силы Национальной армии и МВД Молдовы, толпы вооружённых волонтёров, сжигая, уничтожая, убивая всё на своём пути. О Бендерской трагедии сказано, написано, снято немало… Город был разграблен, сожжён, количество жертв, в основном, среди мирного населения, исчислялись сотнями. Мы получили первый, самый трагический и суровый урок из переговорного процесса с Республикой Молдова — не верить никому на слово. Российская Федерация вступила в будущий переговорный марафон 21 июля 1992 года, когда президент Российской Федерации Б. Ельцин и президент Республики Молдова М. Снегур, с участием президента Приднестровской Молдавской Республики И. Смирнова, подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». В полном смысле слова переговорный процесс между Приднестровьем и Молдовой был начат 28 апреля 1994 года, когда президенты Молдовы и Приднестровья М. Снегур и И. Сэмуэла и полномочного представителя президента Российской Федерации, чрезвычайного и полномочного посла В. Васева подписали инициированное и разработанное российской стороной Заявление, в котором Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика, названная Приднестровьем, впервые были названы Сторонами. Стороны договорились: — безотлагательно и без предварительных условий начать переговорный процесс по всему комплексу вопросов, представляющих взаимный интерес; — устранить все барьеры, препятствующие нормальному осуществлению хозяйственно-экономических и социально-культурных связей, обеспечить их восстановление и развитие; — наладить взаимовыгодные связи в экономической, торговой, кредитно-финансовой и других сферах жизнедеятельности в интересах всего населения. Таким образом, настоящее Заявление составлено, по сути, в форме двустороннего международного договора, депозитарием которого является СБСЕ с 1 января 1995 г. В развитие настоящего заявления 5 июля 1995 года президентом ПМР И. Смирновым и президентом Республики Молдова М. Снегур было подписано Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем, в котором Стороны, признавая необходимость поэтапной программы становления и реализации государственно-правовых отношений, отвечающих интересам всего населения, договорились о нижеследующем: — Республика Молдова и Приднестровье обязуются не применять во взаимных отношениях военную силу и не оказывать политическое, экономическое или иные формы давления друг на друга. Тирасполь президентами Молдовы и Приднестровья был подписан Протокол согласованных вопросов, которым установлено: 1. Приднестровье принимает Основной закон Конституцию 2. Приднестровье принимает законы и нормативные акты. Приднестровье имеет свою символику флаг, герб, гимн. В Приднестровье в качестве официальных языков используются молдавский, украинский и русский языки. Приднестровье решает вопросы экономического, социального и культурного развития в интересах населения, проживающего на его территории. Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно — технической и культурной областях, а в других областях — по согласию сторон. Республика Молдова и Приднестровье обеспечивают свободную, беспрепятственную деятельность средств массовой информации на своих территориях в соответствии с действующим законодательством. Основным и главным документом переговорного процесса является Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанный 8 мая 1997 года в Москве, которым установлено, что: Руководство Республики Молдова и Приднестровья, именуемые в дальнейшем Сторонами, …при посредничестве Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ, договорились о нижеследующем: 1. Стороны подтверждают свои обязательства не прибегать во взаимных отношениях к применению силы или угрозы силой. Любые разногласия будут решаться исключительно мирными средствами, путём переговоров и консультаций при содействии и посредничестве Российской Федерации и Украины, как стран-гарантов выполнения достигнутых договорённостей, ОБСЕ и при содействии СНГ. Стороны будут продолжать становление между ними государственно-правовых отношений… 3. Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова — субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы. Решение по данным вопросам принимается по согласию сторон. Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях, а в других областях — по согласию сторон. Стороны обращаются к Российской Федерации, Украине и ОБСЕ с просьбой о продолжении их посреднических усилий в достижении прочной и всеобъемлющей нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем… 11. Стороны строят свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР на январь 1990 г. За Республику Молдова — Президент П. Лучинский За Приднестровье — Президент И. Ельцин За Украину — Президент Л. В июле 2002 г. В целях обсуждения данного проекта были проведены несколько раундов консультативных переговоров, в ходе которых был выработан проект Соглашения «Об основах отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», статья 1 которого гласила: «Молдова — демократическое федеративное государство, управляемое на основах права, определяемого на договорной основе».
Сможет ли Россия защитить Приднестровье в случае официального признания ПМР
С Приднестровьем ситуация очень сложная и неоднозначная. 28 февраля в Приднестровье пройдет VII Съезд депутатов всех уровней. Руководство Приднестровья заявило о планах добиться суверенитета с дальнейшим присоединением к России. Съезд депутатов всех уровней непризнанного Приднестровья (ПМР) попросил Госдуму и Совфед России о помощи из-за «давления Молдавии», передал телеканал ТВС Приднестровье. 22 июля глава МИД Приднестровья Виталий Игнатьев в интервью РИА Новости сообщил о готовности непризнанной республики присоединиться к России, если территория обретет независимость от Молдовы.
Приднестровье хочет войти в состав России. История вопроса и мнения жителей
В момент когда решается вопрос «кто кого» на геополитической арене, когда в любой момент не исключено возникновение Третьей мировой войны, все формальности отступают на двадцать третий план перед реальными интересами. Это, конечно, не значит, что вслед за началом переговоров Молдова обретёт реальную перспективу с конкретной датой по вступлению в ЕС. Но не в этом и дело. А оно в том, что сразу встаёт чрезвычайно ответственный вопрос: что будут делать коллективный Запад и Румыния как непосредственный патрон нынешних молдовских властей в условиях раскола бывшей Молдавской ССР с 1990 года? Очевидно, что уход на Запад или в Румынию отвергается как Приднестровской Молдавской Республикой, так и находящейся в составе Молдовы с 1994 года Гагаузской Автономией, ориентирующейся на Россию и рассчитывающей на помощь Турции в борьбе против прозападного и одновременно прорумынского режима в Кишинёве. До 2014 года ещё можно было теоретически искать какой-то общий внешнеполитический подход Кишинёва, Тирасполя и Комрата, основанный на нейтралитете и одновременном развитии отношений со всеми странами и международными организациями — строго на основе равноправия и взаимовыгоды. Но с 2014 года Кишинёв сам уничтожил такую возможность, подписав с Евросоюзом Соглашение об Ассоциации и полностью подчинив свою политику западным интересам. Во-первых, для ПМР это не подходит, так как 1 декабря 1991 года и 17 сентября 2006 года в Приднестровье прошли всенародные референдумы, которые суммарно подтвердили курс Тирасполя: независимость и союз с Россией. Сейчас часть кишинёвских пропагандистов получила новую методичку: она начала заявлять в социальных сетях, что евроинтеграционные идеи завоевали популярность среди приднестровцев, симпатии к России якобы уменьшились, а потому необходимо провести новые референдумы в ПМР. Возможно, под эгидой «международных организаций». То есть всё того же Запада.
Это абсолютно ущербный подход, потому что, в отличие от Приднестровья, в Молдове соответствующие референдумы вообще никогда не проводились.
Все годы замороженного конфликта глобальному Западу до этих земель, по большому счету дела не было, и проблему там пытались решить прежде всего по-соседски. Молдавия рвется в Альянс — ее не пускают, пока есть территориальный спор. Украина — требует наращивать поставки, но дорог из Польши и Румынии не так много, мешают Карпатские горы. Так что в свете новых геополитических реалий, Приднестровье становится краеугольным камнем в новой политике НАТО «Дранг нах Остен» — натиска на восток — есть мосты через Днестр, в том числе два железнодорожных, есть две мощные электростанции. Наконец в небольшом селе Колбасна, огромный, оставшийся еще с советских времен склад боеприпасов. Там десятки тысяч тонн снарядов, столь необходимых ВСУ. От украинской границы всего четыре километра. Но в Приднестровье стоят российские миротворцы, а у половины населения российские паспорта.
Так что любая агрессия против Тирасполя — это прямая агрессия против России. Вполне может статься, что эти гигантские склады — этот лакомый кусок для захвата, могут быть и гарантом неприкосновенности.
Доминирование ВМФ России в этом регионе позволило бы снабжать Приднестровье, и у нас есть опыт действий Дунайской флотилии в годы Второй мировой войны. Но самым реалистичным способом приблизить ПМР было бы продлить российский сухопутный коридор до Одессы, и мы знаем, что такой сценарий развития СВО в Москве не исключают», — говорит он. В первую очередь потому, что ПМР — это не ЛДНР чисто географически: как напомнил Александр Перенджиев, узкая полоска левобережья Днестра герметично изолирована от внешнего мира Молдовой и Украиной, и пока российский флаг не развевается над Одессой, логистическая проблема с воссоединением останется нерешаемой. Донбасс даже при наличии протяженной общей границы ждал прихода России восемь лет. В отсутствие такой границы у Приднестровья намерение вступить в состав РФ может так и остаться красивым проектом, а поддержка Москвы — исключительно дипломатической. Шумиха — двигатель торговли Реальность, как и предупреждали трезвомыслящие наблюдатели, оказалась настолько прозаичнее, что сейчас некоторые горячие головы чувствуют себя обманутыми в лучших ожиданиях.
Но что Кишинев планирует делать с дислоцированными в регионе российскими войсками? Молдавия к 2030 году может вступить в Евросоюз, заявила в среду президент Майя Санду, — причем вступить вместе с непризнанным Приднестровьем и вопреки «попыткам России дестабилизировать» ситуацию. Разрешить приднестровский конфликт Санду надеется простым способом — благодаря экономическим реформам превратить остальную часть Молдавии в витрину, привлекательную для приднестровцев.
Санду добавила, что планирует переизбраться на предстоящих в 2024 году выборах, чтобы продолжить реализацию проевропейской политики. В свою очередь молдавский министр обороны Анатолий Носатый заявил, что армия республики способна противостоять расквартированным в Приднестровье российским войскам. Вместе с тем министр признал, что «прямая военная агрессия против Молдавии маловероятна», а это дает возможность «для подготовки войск, укрепления обороноспособности».
Численность молдавской армии составляет около шести тысяч человек, на вооружении у нее есть бронетехника, артиллерия и авиация. Батальон российских военных в Приднестровье, которые поддерживают мир в регионе вместе с «голубыми касками» Молдавии и непризнанной республики, насчитывает 500 человек, имеющих при себе легкое стрелковое оружие. В регионе также находится Оперативная группе российских войск численностью около тысячи солдат и офицеров.
Приднестровье: как жить 30 лет в статусе непризнанного государства
Власти непризнанного Приднестровья обратятся за помощью к РФ из-за давления со стороны Молдавии. Суверенитет Приднестровья до нынешнего дня признали лишь три политических образования — Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах, и номинально оно считается частью Молдавии. Виктор, в конце февраля в Приднестровье прошел так называемый съезд депутатов всех уровней. Заявление Борреля, видимо, стало новостью не только для жителей Молдавии и ее восточного региона – Приднестровья, но и руководства РМ. В СМИ появилась информация о том, что Приднестровье срочно готовится войти в состав России.