Павел Фёдорович Карабанов. известный в своё время собиратель и знаток русской истории и древностей, родственник Потёмкина. 1891. Портреты Карабанов Павел Федорович. Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам – москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний. Неоднократно взоры Павла Фёдоровича Карабанова обращались на Восток. По завещанию Карабанова коллекция поступила в собственность императора Николая I и распределена между Оружейной палатой, Эрмитажем, Императорской публичной библиотекой, Архивом Министерства юстиции и Московским университетом.
«Вторая Оружейная палата»: чем прославился коллекционер XIX века Павел Карабанов
Павел Фёдорович Карабанов. известный в своё время собиратель и знаток русской истории и древностей, родственник Потёмкина. Публикации с пометкой «На правах рекламы» и материалы, размещенные в рубрике «Новости компаний», оплачены рекламодателем. Она посвящена собраниям коллекционеров начала XIX века, сохранившим уникальные памятники культурного наследия России, и в первую очередь личной коллекции Павла Федоровича Карабанова. Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам — москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний. Карабанов Павел Фёдорович (1767-1851) – премьер-майор в отставке (1790), историк, коллекционер, специалист в области просопографии (науки, исследующей биографии исторических лиц определённой эпохи или местности, имеюших общие политические. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века" Елена Исаева общается с журналистами во время пресс-подхода.
Павел Фёдорович Карабанов р. 25 октябрь 1767 ум. 30 май 1851
Самым известным представителем рода Карабановых и последним владельцем сельца и земель по реке Серой, был Павел Федорович Карабанов, оставивший заметный след в истории русской культуры. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века» в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы Московского Кремля. В отличие от Павла Федоровича Карабанова, Погодин не завещал Отечеству свое собрание, а продал Николаю I за очень большую сумму — 150 тыс. рублей серебром. Флигель датируется первой половиной XIX века, когда хозяином усадьбы выступает Павел Федорович Карабанов — крупнейший коллекционер портретов, рукописей, монет и прочих древностей, собиратель исторических анекдотов и дворянских родословий. Русский биографический словарь [Электронный ресурс] / Карабанов Павел Федорович.
про генеалогию и фабрику
Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам — москвичам, любителям истории и владельцам уникальных частных собраний. Па́вел Фёдорович Караба́нов — крупный знаток русской истории и древностей, специалист в области просопографии, собиратель материалов «Российской родословной книги». / Pavel Karabanov. Новости. Белая ворона НовостиПри поддержке Российского центра науки и культуры в Варшаве готовится к открытию выставка «Война. Публикации с пометкой «На правах рекламы» и материалы, размещенные в рубрике «Новости компаний», оплачены рекламодателем. 1891. Портреты Карабанов Павел Федорович.
Павел Фёдорович Карабанов р. 25 октябрь 1767 ум. 30 май 1851
Брокгауза и И. Ефрона Павел Федорович Карабанов — Павел Фёдорович Карабанов 1767 1851 известный в своё время собиратель и знаток русской истории и древностей, родственник Потёмкина. Постреволюционный школьный фильм. По одноименному роману А.
Сегодня предметы его собрания хранятся в Эрмитаже, Российской национальной библиотеке, Российском архиве древних актов, Русском музее. Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные! Принять участие Билеты и цены Цена билетов на выставку «Любители родной истории.
Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», которая будет идти с 15 марта по 26 мая 2024 года в Москве в музеях Кремля, — 500 до 1000 рублей.
Оставил замечательное собрание древностей, моделей, монет, гравюр и рукописей, подаренное им правительству. Важнейшие предметы этого музея описаны Г. Некоторые труды П.
На выставке «Для того, чтобы жить! Мы, молодые, не пережившие этого, имеем ли мы право не стараться узнать, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали ради нас наши дедушки, прадедушки, бабушки и прабабушки? Каждый из нас слышал в своей семье рассказы о военном времени, рассказы самих ветеранов. И не было в тех рассказах геройства, ощущения себя победителями, больше боли и горечи. Они воевали за то, чтобы мы могли пользоваться нынешними благами свободы. Мы можем говорить по сотовому телефону, пользоваться интернетом, можем поехать куда угодно, потому что наши деды и прадеды дошли до Берлина.
Пусть открытие выставки в освобожденной 73 года назад в Варшаве станет данью памяти участникам Великой Отечественной войны от их правнуков в знак величайшей благодарности за нашу жизнь, которую они нам подарили». Международная выставка- конкурс художественных произведений детей и юношества «Белая ворона» проводится в 2020 году на Саратовской земле в седьмой раз.
О знаменитости
- Навигация по записям
- наши контакты
- 13-летний подросток Павел Карабанов пропал после школы в Нижнем Новгороде
- Павел Фёдорович Карабанов р. 25 октябрь 1767 ум. 30 май 1851
Архив анонсов
Будучи добросовестным, трудолюбивым и любознательным, Карабанов старательно записывал рассказы. Позднее из этих рассказов было составлено интересное собрание исторических рассказов и анекдотов, опубликованное в «Русской старине» в 1871 и 1872 годах. Более 50 лет жизни, начиная с 1792 года, Павел Карабанов посвятил собиранию разнообразных древностей, моделей, монет, гравюр и рукописей. В его коллекции было более 3000 гравированных и прочих портретов исторических деятелей, эстампы, коллекция монет и медалей, собрание старинной русской утвари, образов, крестов, посуды, часов, картин, книг, рисунков. Важнейшие предметы этого музея древностей были описаны Г. По завещанию Карабанова коллекция отошла в распоряжение императора Николая I, после чего была распределена по различным правительственным учреждениям. Большая часть рукописей в 1852 году попала в императорскую публичную библиотеку, а меньшая в московский архив министерства юстиции, собрание портретов перешло в Эрмитаж, а древних вещей в Оружейную палату.
Имя удалось установить по вкладышу медальона. В торжественной церемонии приняли участие многочисленные родственники, Глава Даниловского муниципального района, военный комиссар Даниловского, Любимского и Первомайского районов, представители ветеранских организаций. Это знаковое событие не только для его родных, но и всех Ярославцев. Для молодых ребят это настоящий урок мужества.
Сегодня предметы его собрания хранятся в Эрмитаже, Российской национальной библиотеке, Российском архиве древних актов, Русском музее.
Розыгрыши в Telegram! У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое. Подписывайтесь и получайте бесплатные пригласительные! Принять участие Билеты и цены Цена билетов на выставку «Любители родной истории. Павел Карабанов и московские коллекционеры XIX века», которая будет идти с 15 марта по 26 мая 2024 года в Москве в музеях Кремля, — 500 до 1000 рублей.
Он происходил из старинной дворянской фамилии. После домашнего воспитания П. Карабанов некоторое время служил в Преображенском полку, а в 1789 г. Его собрание различных древних вещей и портретов составляло как бы дополнение к сокровищам Оружейной палаты; после смерти его оно поступило в казну и было размещено по разным древнехранилищам. Извлечения из его записок напечатаны были в "Чтениях Московского общества истории и древностей", 1860, кн.
О знаменитости
- Коллекция Павла Карабанова
- «Оружейная палата» Павла Карабанова - МК
- Павел Фёдорович Карабанов р. 25 октябрь 1767 ум. 30 май 1851
- Читайте также:
Биография Карабанов Павел Федорович
Открытие сайта "Великие люди России" Свершилось! Наш сайт увидел свет. Поздравляем Вас...
Главнейшие предметы этого музея описаны Филимоновым : "Описание памятников древности церковного и гражданского быта русского музея П. Карабанова" Москва, 1849.
С 1799 г. В 1830—1840 гг. Павел Федорович поменял место жительства и купил особняк купца Г.
Кирьякова на Петровке, в двух комнатах которого и разместилось собрание. Вскоре о музее П. Карабанова заговорила вся Москва. Современники называли его второй Оружейной палатой. Дошли сведения о столь замечательном собрании и до императора Николая I, который решил приобрести это собрание. Ответ коллекционера был следующим: «Посвятив всю свою многолетнюю жизнь собиранию отечественных древностей, я нахожу в нем единственное утешение при старости… Если его императорскому величеству благоугоно удостоить собрание мое его монаршим благоволением после моей смерти, то я счел бы за высочайшую милость дозволение повергнуть его к стопам государя императора… Это было бы для меня тем отраднее, что труд всей жизни моей сохранился бы от раздробления». Значительная часть произведений прикладного искусства была оставлена в Оружейной палате, остальные были отправлены в Петербург. Экспонаты, с любовью собранные П.
Карабановым, пополнили многие книжные и музейные собрания России. Сегодня они хранятся в фондах Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Российского государственного архива древних актов, Государственного Русского музея. В большинстве своем предметы имели русское происхождение, но П. Карабанов приобретал также произведения западноевропейских мастеров и даже восточные, поскольку они также бытовали в Русском государстве и нередко встречались в боярских домах. В основе своей собрание сформировалось уже к 1840-м гг. Условно его можно было разделить на следующие разделы: музей, библиотеку и коллекцию эстампов. К музейной части относились предметы прикладного искусства, к библиотечному собранию — рукописи, рукописные и печатные книги, а также собрание автографов знаменитых россиян — монархов и членов их семей, государственных и общественных деятелей. Кабинет эстампов включал гравированные и литографированные портреты.
Присутствовал в собрании и минц-кабинет. Источниками комплектования музея были аукционы, магазины, меняльные лавки, где, в числе прочего, Павел Федорович приобрел и множество поддельных предметов. Приобретались произведения и у известных собирателей.
Калита Иоанна IV устроена из красной камки с серебряными вызолоченными бляшками. Сходный с ней кошелек находится в собрании древностей у П. По-видимому, набожный царь оставил эту калиту на память в любимой им Псково-Печерской обители, которой не мог взять Стефан Баторий и которая многократно и доблестно выдерживала сильные нападения и осады лифляндских рыцарей.
Солнцев Важнейшие предметы этого музея древностей были описаны Г. По завещанию Карабанова коллекция отошла в распоряжение императора Николая I, после чего была распределена по различным правительственным учреждениям. Большая часть рукописей в 1852 году попала в императорскую публичную библиотеку, а меньшая в московский архив министерства юстиции, собрание портретов перешло в Эрмитаж, а древних вещей в Оружейную палату. Некоторые труды П. Карабанова были напечатаны после его смерти П.
Павел Фёдорович Карабанов
Один из разделов выставки посвящен Дому бояр Романовых и представляет экспонаты, некогда украшавшие его. В собрании Музеев Московского Кремля хранятся произведения из собраний и других московских коллекционеров XIX столетия, в разное время и при разных обстоятельствах поступившие сюда. Выставка расскажет о коллекциях графа А. Мусина-Пушкина, князя Н. Юсупова, князя М. Оболенского, М. Погодина и позволит погрузиться в их мир. Эти замечательные собиратели так или иначе были связаны с П. Карабановым или Московской Оружейной палатой.
Выставочный проект является данью памяти людям, сохранившим для нас уникальные памятники культурного наследия России. Экспозиция объединяет более четырехсот произведений из Музеев Московского Кремля и других собраний страны, многие из них будут представлены широкой публике впервые.
В собрании Павла Федоровича было более двух тысяч предметов. Карабанов вложил в коллекцию всю жизнь и, по всей видимости, львиную часть приданого жены, урожденной княжны Гагариной. Коллекция была его любимым и единственным детищем. Он даже издал на свои деньги ее описание с литографиями экспонатов по рисункам А. В альбом вошли не все сокровища собрания. Тем не менее "Описание памятников древности церковного и гражданского быта русского музея П.
Карабанова" - с золотым тиснением, роскошным переплетом и рисунками - могло соперничать качеством издания с томами "Древностей Российского государства", которые выходили примерно в то же время под патронажем Николая I. Император предложил через посредников купить у Карабанова коллекцию. Но тот не мог с ней расстаться при жизни и завещал ее царю безвозмездно как "августейшему покровителю археологии". После смерти Павла Федоровича вся коллекция была перевезена в новое здание Оружейной палаты. А после составления описи часть предметов была отправлена в Петербург, в Эрмитаж, часть была передана в Романовские палаты и Патриаршую ризницу… Нынешняя выставка - первое целостное представление коллекции Карабанова после его смерти в 1851 году. История в домашнем халате Страсть к охоте за древностями у Карабанова, да и многих других дворян, родилась из знания своей родословной, из ощущения кровной связи с родными, жившими парой веков раньше. Павел Федорович был человеком XVIII века и вырос на рассказах о царствиях Елизаветы и Анны Иоанновны, о военных приключениях князя Потемкина, который приходился ему родственником по материнской линии. Семейные истории передавали детям вместе с фамильным серебром.
Иначе говоря, большая история явилась ему в обличье домашнем, родственном, уютном. Эта теплая "домашняя нота" станет определяющей для всей коллекции Карабанова. Как написал историк XIX века, "его преимущественно интересовали предметы домашнего быта наших предков, такие вещи, которые более всего знакомят нас с почтенными дедами". Сегодня мы бы сказали, что Карабанов собирал "уходящую натуру". Он записывал рассказы фрейлин Екатерины II, собирал рукописи, книги, автографы и портреты знаменитостей - тогда ими были монархи, члены их семей и государственные деятели … Старинные вещи он покупал и на акционах, и в меняльных лавках, и на распродажах известных коллекций. Не торопясь, равнодушно, отличное и дешевое", - заметил его современник.
Павел Федорович был человеком XVIII века и вырос на рассказах о царствиях Елизаветы и Анны Иоанновны, о военных приключениях князя Потемкина, который приходился ему родственником по материнской линии. Семейные истории передавали детям вместе с фамильным серебром. Иначе говоря, большая история явилась ему в обличье домашнем, родственном, уютном. Эта теплая "домашняя нота" станет определяющей для всей коллекции Карабанова. Как написал историк XIX века, "его преимущественно интересовали предметы домашнего быта наших предков, такие вещи, которые более всего знакомят нас с почтенными дедами". Сегодня мы бы сказали, что Карабанов собирал "уходящую натуру". Он записывал рассказы фрейлин Екатерины II, собирал рукописи, книги, автографы и портреты знаменитостей - тогда ими были монархи, члены их семей и государственные деятели … Старинные вещи он покупал и на акционах, и в меняльных лавках, и на распродажах известных коллекций. Не торопясь, равнодушно, отличное и дешевое", - заметил его современник. Но не только серебром мог блеснуть "охотник" за стариной. Русские иконы, немецкие кубки, парижские и лондонские карманные часы, перламутровые табакерки, китайские чашечки и чарки, азиатский серебряный сосуд в виде всадника IX века… В его коллекции было даже золотое перо Екатерины II, которым, по легенде, она подписывала только "милость осужденному". Кроме музея, собрание Карабанова включало библиотеку, собрание эстампов и старинных монет. Но попытка реконструкции одного из первых частных русских музеев, его связи с коллекциями Музеев Московского Кремля - лишь один из сюжетов выставки. Не менее интересен другой - о связи "любителей истории" и становлении профессиональной исторической науки. Между ними в то время не было водораздела. Их объединяла не только любовь к старине, страсть коллекционеров, но и вкус к трудам в архиве, к изучению древних рукописей, их публикации. В этом смысле идея куратора выставки Елены Исаевой показать вместе с карабановской коллекцией еще четыре собрания - графа Алексея Мусина-Пушкина, князя Николая Юсупова, князя Михаила Оболенского и профессора Михаила Погодина - выглядит удачной. Ах, обмануть его нетрудно… Наконец, история московских частных коллекций позволяет затронуть и тему подлинников и подделок. Самой легендарной подделки тут, впрочем, нет. Погодин описывал, как Антон Иванович Бардин, продавец книг и антиквариата, уже после войны 1812 года, когда погибли многие собрания, изготовил два списка "Слова о полку Игореве". И продал их Мусину-Пушкину, у которого в пожаре сгорела древняя рукопись "Слова…", и А.
Бумага; пунктир. Государственный музей изобразительных искусств имени А. При дворе князь Юсупов в разные годы занимал высокие должности: в 1791—1799 гг. В 1814 г. Юсупов принял в свое ведение Экспедицию кремлевского строения и Мастерскую и Оружейную палату. За семнадцать лет под его управлением были проведены масштабные восстановительные работы пострадавшего от французского нашествия Кремля, были возобновлены Чудов и Вознесенский монастыри, а также внутреннее убранство пострадавших кремлевских соборов. Было вновь отделано здание Оружейной палаты, а в 1816 г. Тогда же увидел свет первый путеводитель по Оружейной палате, написанный по просьбе Н. Юсупова писателем и издателем П. Проводилась также реставрация предметов, пострадавших во время эвакуации. В вопросах хранительской деятельности Оружейной палаты сказалось превосходное знание Юсуповым европейских художественный собраний, кроме того, опыт собирания собственной обширной коллекции, которая была весьма разнообразна и велика. Она включала станковую живопись, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства, собрание гравюр, рисунков, миниатюр, прекрасную библиотеку и большой семейный архив. После 1917 г. Юсуповы вынуждены были покинуть Россию. Перед отъездом князь Феликс Юсупов втайне перевез фамильные украшения из Петербурга и вместе с предметами старины спрятал их в московском дворце. Клад был найден в 1925 г. Впоследствии Д. Иванов добился передачи в Оружейную палату сорока шести произведений западноевропейских и русских мастеров-серебряников из обширной коллекции, но главная его цель заключалась в спасении уникальных предметов юсуповского собрания от распродаж или переплавки для нужд государства. Они и поныне украшают экспозицию, напоминая о выдающемся коллекционере Н. К концу XIX столетия московский дворец Юсуповых был отреставрирован, интерьеры парадных залов и комнат воссозданы в русском стиле архитектором Н. Султановым, после чего дворец превратился в настоящий музей. В формировании общего облика интерьеров значительную роль сыграли оригинальные предметы юсуповской коллекции — произведения живописи, фарфора, старинного русского и европейского серебра.
Коллекция П.Ф.Карабанова
Был женат на княжне Гагариной и благодаря этому близко знал многих знатных современников, биографии которых… … Википедия Карабанов Павел Федорович — Павел Фёдорович Карабанов 1767 1851 известный в своё время собиратель и знаток русской истории и древностей, родственник Потёмкина. Был женат на княжне Гагариной и благодаря этому близко знал многих знатных современников, биографии которых… … Википедия Карабанов Павел Федорович — известный собиратель и знаток отечественной истории и древностей 1767 1851 , родственник Потемкина, был женат на княжне Гагариной и благодаря этому близко знал многих знатных современников, биографии которых потом составил. Прослужив несколько… … Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И.
Наконец, современные исследователи также активно занимаются атрибуцией предметов. На выставке есть целая витрина, посвященная поддельным вещам. Здесь можно увидеть, например, медвежьи когти, которые якобы были охотничьими амулетами.
Надписи на оправах приписывают их вымышленным князьям Ивану и Якову Кудеяровым. Есть и не слишком изящно сделанные из медного сплава бармы — попытка имитировать древние княжеские и царские ожерелья. Представлены также предметы оригинальные, но впоследствии доработанные мастером с целью придать им историческую значимость. В частности, можно увидеть кружку со сценой обручения царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Сама кружка изготовлена в XVI веке, с оригинальными клеймами, однако изображенная сцена, на самом деле — более поздняя доделка, скорее всего, XIX века: я установила, что она восходит к гравюре XVIII столетия. Еще показываем очень интересную рукопись из собрания Карабанова.
Как правило, нам неизвестны имена мастеров, создававших фальсификаты, однако этот случай — уникальный: мы знаем автора рукописи — это Антон Иванович Бардин, владелец антикварных и книжных магазинов, живший в XIX веке. Он изготавливал подделки, которые стилизовал под известные древнерусские памятники, и продавал их — в том числе маститым ученым. Он скупал все, что касалось русской истории или каких-то исторических личностей. Его коллекцию в целом можно разделить на несколько частей. Во-первых, это произведения прикладного искусства, во-вторых, библиотека, в-третьих — огромное собрание эстампов, в четвертых — минцкабинет, или кабинет медалей. Хорошо известна история о том, как его собранием заинтересовался император Николай I, который просил министра двора узнать частным образом, продается ли коллекция.
Павел Федорович отказался продавать свои сокровища: сказал, что музей — утешение при его старости. Но пообещал после своей смерти пожертвовать ее государству в лице императора. И свое слово сдержал. Наследников у него не было, и он боялся, что коллекция попросту уйдет с молотка, будет раздроблена — поэтому решил передать ее государству. В итоге после кончины Карабанова его музей переехал в Оружейную палату. Туда же уехал и архив, который, к счастью, сохранился единым комплексом: он включает в себя переписку самого Павла Федоровича, его отца и деда.
А вот книги разошлись по Императорской публичной библиотеке. Некоторые из них я смогла найти, мы показываем их на выставке. Надеюсь, мне удалось заинтересовать коллег из Российской национальной библиотеки и, возможно, мы вместе продолжим поиски. Я нашла опись, но она чрезвычайно «глухая»: написано, например — «две табакерки черепаховые». И все.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе: исследование разработка оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе: исследование OR разработка оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент: исследование NOT разработка author:иванов NOT title:разработка Тип поиска При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Его имя включено в словари русских коллекционеров, биографические издания, хотя отдельной монографии о нем пока нет. Встречаются и упоминания созданного им Русского музея — как называл его сам Карабанов. Кстати, это не первый Русский музей: первопроходцем в этом смысле был Павел Петрович Свиньин дипломат, журналист, коллекционер, основатель первого в России частного публичного музея. Второй Русский музей — карабановский, ну а третий — всем известный Русский музей в Петербурге. Изначально я занималась изучением документов, связанных с Георгием Дмитриевичем Филимоновым, который с 1886-го по 1893-й был хранителем Московской Оружейной палаты. Еще в студенческие годы он сделал каталог для музея Карабанова — это издание мы, кстати, показываем на выставке. Я заинтересовалась историей музея, а затем стала исследовать архивы, связанные с Павлом Федоровичем Карабановым, а также с его современниками — московскими коллекционерами XIX века, так или иначе связанными с Московским Кремлем или Оружейной палатой. Я провела немало времени в архивах, пытаясь собрать информацию о коллекции Павла Федоровича, и понять, где — помимо Музеев Московского Кремля — сейчас находятся эти предметы. Карабанов одним из первых заинтересовался отечественными древностями. В целом, увлечение русской историей началось после Отечественной войны 1812 года, когда многие артефакты погибли в московском пожаре, и коллекционеры бросились искать сохранившиеся вещи, изучать их и публиковать. А вот Павел Федорович заинтересовался русскими древностями задолго до нашествия французов. Он происходил из знатного дворянского рода, и в его семье бережно относились к истории и фамильным реликвиям. Например, у них хранилась шведская Библия 1703 года, которая по легенде когда-то принадлежала Карлу XII. Павел Федорович собирал именно русские древности и весьма в этом преуспел, в том числе благодаря удачной женитьбе на княжне Варваре Ивановне Гагариной, обладательнице большого состояния. Как я понимаю, у них сложились теплые, доверительные отношения, они заботились друг о друге, и поэтому жена поддерживала его увлечения. Карабанов оставил военную службу и полностью посвятил себя коллекционированию: формированием музея он занимался около 50 лет. Вообще их можно обнаружить практически в любой коллекции, но собранию Павла Федоровича они придают определенную самобытность. Надо понимать, что подделки нередко создаются в угоду коллекционерам: спрос рождает предложение. И если поначалу Карабанов мог не понимать, что покупает, то за 50 лет собирательства он приобрел большой опыт и научился отличать подлинный предмет от его имитации. Мне кажется, некоторые вещи он даже мог заказывать сам — как реплики. Подобные прецеденты были характерны для XIX века. Первую часть поддельных вещей в коллекции Карабанова выявил в 1870—1880-е Георгий Дмитриевич Филимонов, который изъял их из витрины Оружейной палаты. Вторая волна борьбы с подделками началась после революции — когда было решено пожертвовать некоторыми предметами, чтобы сохранить более важные памятники. Тогда значительное количество вещей, в том числе карабановских, были отправлены в Гохран, и, видимо, оказались переплавлены в аффинажных печах. Наконец, современные исследователи также активно занимаются атрибуцией предметов. На выставке есть целая витрина, посвященная поддельным вещам.