В разговоре о группе «13» нельзя не упомянуть об их увлечении европейским искусством.
Группа «13»: новый взгляд на советское искусство 1930-х годов
Александра Древина Древиньша перестали кормить советским хлебом в 1938 году — его расстреляли на Бутовском полигоне «за контрреволюционную деятельность». Древинского ученика Романа Семашкевича, тоже упомянутого в статье, расстреляли годом раньше там же. Писателя Юрия Юркуна, участвовавшего в выставках «13-ти» на правах художника-любителя, казнили в 1938-м в Ленинграде — он проходил по «писательскому делу» и был расстрелян вместе с Бенедиктом Лившицем, Валентином Стеничем и Вильгельмом Зоргенфреем. Валентина Юстицкого арестовали в 1937 году — следующие 10 лет он провел в лагерях, умер вскоре после освобождения. Лев Зевин и Михаил Недбайло погибли на фронте. Залман Либерман и Чеслав Стефанский умерли в начале 1940-х, еще сравнительно молодыми людьми,— травля «формалистов» не способствовала московскому долголетию. Группа с несчастливым названием по числу экспонентов первой выставки — позднее состав менялся, так что круг участников расширился до 20 человек возникла в Москве, но ее ядро — Владимир Милашевский, Николай Кузьмин и Даниил Даран — было связано с художественными школами Саратова и Петербурга. Формально «13» просуществовали всего три года: с 1929-го по 1931-й. Провели две выставки, первую и третью вторая не состоялась из-за внутренних разногласий, но к ней был напечатан каталог с манифестом. Первая, «выставка рисунков» 1929 года, прошла с успехом: критика хвалила, многое закупило то самое Главискусство. Третью, «выставку картин» 1931 года, разгромили как «вылазку буржуазных художников».
Первый успех, особенно у беспартийной критики и музейных хранителей, был связан с тем, что в «13-ти» увидели московскую альтернативу доминировавшей тогда ленинградской школе графики: этаких бодлеровских «художников современной жизни», очерчивающих ее ускользающие контуры линией, что воспитана в музее — и классического, и новейшего искусства, и в Эрмитаже, и в ГМНЗИ.
Главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи. В отличие от многих своих современников члены группы не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства. В графических и живописных работах Владимира Милашевского и Даниила Дарана, Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой и Александра Древина нашли отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма. Даниил Даран. Антонина Софронова.
Костяк группы сложился в редакции газеты «Гудок» 1920-х годов в беседах трех иллюстраторов: Владимира Милашевского, Николая Кузьмина и Даниила Дарана. Друзья решили поэтически переосмыслить саму идею городского скетча, придать ему глубину и блеск искусства старых мастеров, фовизма и постимпрессионизма. К участию пригласили ленинградских художников-любителей и выпускников Вхутемаса, собрав «роковое» число в 13 человек.
Бег живой линии они ставили выше конструктивистского фотомонтажа или академических штудий.
Такое отчасти легкое и одновременно высокопрофессиональное отношение к искусству отличает «Группу «13» от других объединений. Они дистанцировались от пролетарского искусства, монументальных задач Вхутемаса и переосмысляли приемы прошлого: мрачные тени Рембрандта, колористические решения Дега, расположение фигур у Тулуз-Лотрека. Сложно не заметить влияний западноевропейских мастеров в динамичных «Балеринах на занятиях» Даниила Дарана, «Водной станции» Нины Кашиной, энергичной «Трубной площади» Сергей Расторгуева, освежающей работе «На Цветном бульваре. После дождя» Николая Кузьмина. Кроме абсорбции опыта прошлого сама «Группа «13» оказала большое влияние на оттепельных художников. Мастера объединения проложили путь для позднесоветской живописи — их подход к изображению города позднее находит отклик у нонконформистов, например Михаила Рогинского, Анатолия Слепышева, у раннего Анатолия Зверева. Проект в Музее русского импрессионизма — своеобразная выставка-размышление о том, как и почему «Группа «13» стала одной из самых ярких в советское время, превратившись в явление, интерпретирующее портрет интеллектуального сообщества художников.
Вопреки тому что группа просуществовала три года, их творческие искания в рамках сообщества художников растянулись на несколько десятилетий вперед. Авторы влияли друг на друга, обменивались идеями, наработками в разных сферах — книжной графике, живописи, литературе. Выставка развенчивает распространенное представление о советских художественных группах как о чем-то устарелом, относящемся к прошлому.
Лента новостей
- «Стиль тринадцати» — в чем его уникальность?
- Художники группы "Тринадцать" : : из истории худож. жизни 1920-1930-х гг.
- В Музее русского импрессионизма открывают художников "Группы 13"
- Художники группы "Тринадцать" : : из истории худож. жизни 1920-1930-х гг.
Выставка "ГРУППА «13». В ПЕРЕУЛКАХ ЭПОХИ"
«Тринадцать» — группа художников, получившая свое название по числу участников выставки, состоявшейся в 1929 году в Москве. «Группа «13» родилась на излете нэпманского свободомыслия и просуществовала всего два года — с 1929 по 1931-й: крохи по историческим меркам, хотя художники продолжали дружить и общаться до конца своих дней. Посетители Музея русского импрессионизма смогут побывать на выставке «Группа «13». С февраля по июнь посетители Музея русского импрессионизма смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». Группа «13» пережила много ужасного, но радует, что все-таки они смогли получить свои месяцы славы. Она считает, что художникам группы «13» уделяется незаслуженно мало внимания.
Группа «13». Как в России выставляют картины художников, гонимых в СССР
Пейзаж с красным домом. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера Одиннадцать тематических разделов выставки познакомят с главными представителями «Тринадцати» и расскажут о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Часть экспозиции будет посвящена ленинградскому кругу поэта Михаила Кузмина и художникам-самоучкам Юрию Юркуну и Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Отдельным сюжетом станет книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже музей представит живопись и графику послевоенных лет.
Посетителей ждёт ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые будет представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами. Антонина Софронова.
Он поблагодарил организаторов выставки и сотрудников программы «Особый взгляд» за то, что они обратили внимание на людей с нарушением зрения, которые не могут воспринимать мир через зрительные образы. Ксения, Юлия и Надежда в уже знакомых нам одеждах стоят в ряд в выставочном зале с красными стенами, улыбаются. Инклюзивно На выставке представлены тактильные станции к четырем живописным полотнам: к картине французского художника Отона Фриеза «Снег в Мюнхене» и Антонины Софроновой «Дворик», а также к работам Надежды Удальцовой «Армения. Осень» и «Натюрморт с лимонами». Тактильные копии выполнены из пластика с использованием рельефной ультрафиолетовой печати. Рядом с ними расположены клоши с ароматами и предметы, которые должны помочь незрячим и слабовидящим людям воссоздать художественные образы. Так, рядом с тактильной копией работы Оттон Фриез «Снег в Мюнхене» представлен кусок глиняной черепицы, напоминающий о черепичных, пористых, красно-коричневых крышах мюнхенских домов. А рядом с тактильной моделью работы Надежды Удальцовой «Натюрморт с лимонами» — белая фарфоровая чашка, отражающая ее пастельные тона и нежные полупрозрачные образы. Ароматы к картинам созданы художницей Анной Кабировой. Рядом с тактильной копией картины Антонины Софроновой «Дворик» расположена клоша с ароматом, который погружает зрителя в атмосферу московского дворика при помощи холодной ноты подтаявшего снега, лежащего на все еще мерзлой земле. Сменяющие их землистые аккорды подчеркивают пограничное состояние природы. А рядом с тактильной моделью работы Надежды Удальцовой «Армения. Осень» — клоша с ароматом плодородной южной почвы, который сочетается с медовыми нотами и запахом зрелых плодов, собранных заботливыми женскими руками. Молодая женщина в коричневом пиджаке руками изучает тактильную станцию к картине Надежды Удальцовой «Армения. Это белая наклонная панель, прикрепленная к красной стене. На станции слева направо расположены рельефная цветная копия картины, горбыль — боковая часть ствола дерева и стеклянный клош обтекаемой формы. Под каждым предметом — черные надписи, дублированные шрифтом Брайля. Экскурсию нам проводила Галина Новоторцева, которая рассказывала о жизни и творчестве художников конца 20-х годов прошлого века. К некоторым картинам Галина зачитывала тифлокомментарий, а к четырем экспонатам сделаны тактильные копии, с ними мы знакомились уже руками.
Выставка «Группа "13". В переулках эпохи» в Музее русского импрессионизма Выставка «Группа "13".
В рисунках с натуры они перерабатывали приемы старых мастеров и европейских модернистов: от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи до мгновенных впечатлений импрессионистов. Посетители узнают, какую роль в жизни объединения сыграла главная газета железнодорожников «Гудок» и как «стиль 13-ти» связан с творчеством Винсента Ван Гога и Эдгара Дега. Репродукции работ и архивные фото познакомят с представителями «Тринадцати»: основателями группы Владимиром Милашевским и Даниилом Дараном, творческой парой Николаем Кузьминым и Татьяной Мавриной, ленинградскими художниками-самоучками Юрием Юркуном и Ольгой Гильдебрандт-Арбениной.
В Музее русского импрессионизма открывают художников "Группы 13"
“ В Музее русского импрессионизма представили выставку о московской творческой группе «13», передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва» с пресс-показа экспозиции. «Художники группы «13» – это 21 человек. Долгое время эти имена находились в тени художников большого социалистического стиля. Куратор выставки Надежда Плунгян, изучающая "Группу 13" больше двадцати лет, исправляет эту несправедливость. возникшего в 1929-м и уже в 1931-м разгромленного объединение из указанного числа художников, куда входили и непрофессионалы (например, более известный в качестве литератора Юрий Юркун), и маститые впоследствии живописцы. «Группа «13» получила название по количеству участников дебютной выставки (1929 г.) и просуществовала несколько лет, но оказывала влияние на многие течения в искусстве вплоть до 1970-х гг. Первый костяк группы, в который вошли Николай Кузьмин. Художники группы «13» стремились рисовать так, чтобы лист лучился энергией, а современность не теряла выпуклости и своеобразия. Группа «13» действовала вразрез с как раз зарождавшимся в конце 1920-ых годов соцреализмом.
Художники группы «13»
Кроме абсорбции опыта прошлого сама «Группа «13» оказала большое влияние на оттепельных художников. это советская графическая художественная группа, существовавшая в Москве в период с 1928 по 1932 год. темпового рисунка, живописного городского пейзажа и сценок повседневной жизни. Супруга художника Юрия Юркуна, который также состоял в группе "13", в конце 1930-ых годов его расстреляли, а в конце 1950-ых годов был реабилитирован посмертно "за отсутствием состава преступления".