Челкаш — это персонаж русского фольклора, известный своей неуклюжестью и неловкостью. 3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство».
Челкаш это кто такой?
Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское. Кто окажется благороднее и честнее: вор и пьяница Челкаш или простой деревенский парень, возвращавшийся домой с Кубани? Кто такой челкаш. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. В сутолоке порта Челкаш, чувствуя себя уверенно, собирается на новое дело, и очень расстроен, что Мишки не будет рядом.
Челкаш и гаврила кто достоин уважения почему. Анализ произведения «Челкаш» М
Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их. Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны.
Челкаш и Гаврила — представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге — такого же крестьянина. Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он. Главные герои и их характеристика Челкаш — романтизированный бродяга, настоящий романтический герой.
У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш.
Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно. Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин — не только смиренным и честным работягой.
Темы Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни.
Парень очень быстро опьянел, и вор вытащил его на улицу протрезвиться. Глава вторая С наступлением темноты напарники вышли в море. Гришка испытывал к морю любовь, ощущая, как под влиянием его величия воровская душа очищается от «житейской скверны». Гаврила поинтересовался у Челкаша насчет рыболовной снасти.
Сначала вор испытал неловкость, а затем рассердился и злобно прикрикнул на парня. Гаврила понял, что отправились они вовсе не на рыбалку. Парень сильно испугался и начал уговаривать Челкаша, чтобы он его отпустил. В это время в тишине раздался чей-то окрик. Вор приказал Гавриле молчать и продолжать грести. Наконец, лодка причалила к стене мола.
Челкаш забрал у Гаврилы весла и паспорт, чтобы тот не смог сбежать, и быстро скрылся в темноте. Вскоре он уже опускал в лодку краденое и просил парня помочь. Гаврило пережил огромный страх, и поэтому выполнял любой приказ вора, желая как можно быстрее уйти от него. Теперь необходимо было миновать на лодке кордоны таможни. Когда Гаврила узнал об этом, он захотел закричать, призывая на помощь. Это намерение не осуществилось из-за необычного для крестьянина явления — ослепительного луча от фонаря с крейсера.
Гаврила в ужасе упал на дно лодки. Челкашу с большим трудом удалось его успокоить. Иллюстрация Д. Богословского Миновав опасное место, Челкаш почувствовал расслабленность. Он сказал Гавриле, что за эту ночь «заработал» полтысячи рублей. Парень стал мечтать о хозяйстве, которое теперь сможет завести на свою долю.
Мечты парня пробудили в душе вора воспоминания о своей беззаботной деревенской молодости, родителях, красавице-жене.
Для Челкаша - это протест против общества и он от общества не зависит. В Гавриле Челкаш увидел близкого себе по духу человека, но ошибся. На всё "счастье" Гавриле нужны деньги. Ради них он готов даже убить. Челкаш угрожал Гавриле, но он ни за что бы не убил его.
Гаврила сам признаётся: "... Всё Гаврилино "счастье" строилось на деньгах, а если счастье зависит от чего-то материального, то это не настоящее счастье, это лишь то, что принято называть счастьем. Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его Челкаша мировоззрением. Челкаш отдал деньги Гавриле за работу: "Бери! Не даром работал! Бери, не бойсь.
Михайловский: «М. Горький разрабатывает если не совсем новый, то очень малоизвестный рудник — мир босяков, босой команды, золоторотцев. Босяки от всех берегов отстали, но ни к какому не пристали. Горький готов видеть в них особый класс. Между босяками есть и злые, и не очень злые, а даже очень добрые, есть, конечно, и глупые, всякие есть.
Достойны они внимания как общественное явление, но чтобы босяки составили «класс», в этом позволительно сомневаться. Герои Горького крайние индивидуалисты, все общественные отношения, в которые они вступают, случайны и кратковременны. Работники они плохие, да и бродяжнический инстинкт не даёт засиживаться на одном месте. Чтобы «швырять себя, куда хочешь, и нести, куда вздумается… нужна свобода… свобода от всяких постоянных обязанностей, от всяких уз, законов». Челкаш считает себя свободным, он наслаждается, чувствуя себя господином другого человека.
Горький как бы заявляет: «Как бы низко ни пал человек, он никогда не откажет себе в наслаждении почувствовать себя сильнее, умнее, хотя бы даже светлее своего ближнего». Исходя из выше сказанного, Михайловский не сочувствует босякам, не видит в натуре Челкаша ничего благополучного, а тем более героического. Затем я обратилась к мнению другого критика, Е. Она пишет: «Либерально-буржуазная критика объявила Горького «певцом босячества». Нетрудно показать, что босяцкий анархизм был всегда не только чужд, но и враждебен Горькому.
Но, раскрывая в своих бродягах, героях «дна», сознание гордого человеческого достоинства, внутренней свободы, высокую нравственную требовательность, Горький не просто украшал босяка незаслуженным ореолом. Этим исключительным, романтически живописным образам присуща глубокая художественная правда. В статье «О том, как я учился писать», Горький говорит, что, с детства возненавидев «комариную жизнь обыкновенных людей, похожих друг на друга, как медные пятаки чекана одного года», он увидел в босяках людей «необыкновенных». Нельзя винить бедняка Гаврилу за то, что он жаждет денег, чтобы избежать горькой батрацкой участи. Но когда он ползает в ногах у Челкаша, вымаливая эти деньги, и Челкаш с внезапно вспыхнувшим чувством острой жалости и ненависти кричит: «Эх, войлок!
Разве из-за денег можно истязать себя? Глава 4. Герой или жертва? Познакомившись со статьями известных критиков, я встала перед вопросом: как же я отношусь к босякам, в частности, к Челкашу? Я согласна с мнением Е.
Я думаю, что босяки хоть и оторваны от богатой жизни, часто вынуждены воровать и обманывать, они имеют больше человечности, чем зажиточные люди, которые, казалось бы, опрятны и порядочны. Босяки не жадные, не стремятся к богатству, они не корыстны и уж тем более они бы не убили ради денег человека, что хочет сделать Гаврила. Я думаю, что именно богатство делает человека алчным, ведь чем больше у человека благ, тем больше он жаждет ещё. А ведь потом оказывается, что человеку и не нужно это богатство, это всё потаённые желания, которые портят его, подавляют. Однако встаёт ещё один вопрос: Гришка Челкаш — герой или жертва?
Я думаю, что он является и героем, и жертвой. С одной стороны, он жертва, жертва судьбы, бедности и в конце концов - жадности людей. С другой, он герой. Челкаш оказался героем, потому что, несмотря на то, что он босяк и вор, он любит море, у него есть что ценить и любить, он не корыстен и не жаден, он остался настоящим человеком. В результате проведённого исследования я пришла к следующим выводам: Рассказ «Челкаш» романтически-реалистический.
Горький идеализирует своего героя, он хочет реабилитировать вора и убийцу Челкаша, увидев в нём бескорыстие, свободу от власти денег над личностью. Это авторская позиция. На примере рассказа Горький показал несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, ведь часто внешность человека не соответствует его внутреннему содержанию; дал ответ на вопрос: в чем смысл жизни.
Челкаш из рассказа «Челкаш»
Читать книгу: «Челкаш» | Одним из таких суеверий было появление по закону Челкаша в доме, если кто-то приводил его имя по ошибке. |
Ответы : Кто такой челкаш | Челкаш приглашает Гаврилу пообедать, причём берет еду в долг, и Гаврила сразу преисполняется уважения к Челкашу, «который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием». |
Челкаш из рассказа «Челкаш»
Анализ рассказа «челкаш» (м. горький) - Literature Teacher | Детальный анализ произведения Максима Горького «Челкаш», описание главных действующих лиц, проблематика, конфликт, история создания и жанр. |
Челкаш | Краткий пересказ - YouTube | Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье. |
Челкаш это кто такой?
Челкаш: образ и характеристика Челкаша | Гаврила ставит себя уже выше Челкаша, в отличие от того, что было в начале их знакомства, он думает: «Кто, мол, его хватится? |
Максим Горький «Челкаш» | Главная» Новости» Кто такой челкаш. |
Читать книгу: «Челкаш» | При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года. |
Кто такой челкаш в рассказе горького | Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. |
Образы героев в рассказе “Челкаш” М. Горького | Челкаш назвался рыбаком и пригласил Гаврилу с собой править лодкой, пока Гришка будет рыбачить. |
Анализ произведения «Челкаш» М. Горького
Тот рассказал, что идёт с Кубани, где работал наёмным косцом. Много заработать не удалось — на Кубань пришло много голодающего народа, и цены упали. Челкаш спросил у парня, любит ли тот свободу. Парень ответил, что любит — «гуляй знай, как хошь, бога только помни». Вот только у самого парня, назвавшегося Гаврилой, свободы не будет никогда. Отец у него умер, осталась старуха-мать да клочок истощённой земли, а жить надо. Зовут Гаврилу в зятья в богатый дом, только вот тесть не хочет дочь отделять, а значит, должен парень долгие годы на тестя работать. Вот было бы у него рублей 150! Он и дом бы построил, и землицы прикупил, и девку в жёны взял, какая понравится. Думал он на Кубани разбогатеть, но не выгорело.
Доверчивый и добродушный, как телёнок, Гаврила разбудил в Челкаше чувство досады. Помощник ему, однако, был необходим, и вор предложил парню съездить «на рыбалку» и хорошо заработать за одну ночь. Тот сперва испугался — как бы не вляпаться во что, уж очень тёмной личностью ему показался Челкаш. Вора оскорбило мнение Гаврилы о нём, и он сразу возненавидел парня за молодость и здоровье, за то, что где-то этого телёнка хотят в зятья, а он смеет любить свободу, которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Реклама Жадность в душе Гаврилы тем временем пересилила страх, и он согласился, наивно думая, что они с Челкашем отправятся на рыбалку. Договор обмыли в полутёмном кабаке, полном странных личностей. Челкаш понимал, что сейчас жизнь парня в его руках, чувствовал себя его господином, думал, «что этот парень никогда не изопьёт такой чаши, какую судьба дала испить ему», и от этого немного завидовал Гавриле. Наконец все чувства Челкаша слились в одно, «отеческое и хозяйственное».
II Ночью на шлюпке вышли в море. Челкаш любил море, которое сейчас было чёрное, спокойное, густое как масло. Гаврилу же пугала эта тёмная масса воды, казавшаяся ещё страшнее из-за тяжёлых свинцовых туч. Парень спросил Челкаша, где рыболовная снасть.
Это говорит о стойкости характера. Гаврила — новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает. Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли? Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу — отдал деньги. Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же. Совет Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу. Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности. Он входит в цикл так называемых рассказов о босяках. Писателя всегда интересовал этот «класс» людей, образовавшийся в России в конце 19 — начале 20 века. Горький считал босяков интересным «человеческим материалом», находящимся как бы вне общества. В них он видел своеобразное воплощение своих идеалов человека: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег». В центре повествования рассказа 1895 два героя, противопоставленные друг другу. Один — Гришка Челкаш, «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Это уже зрелый человек, яркая и неординарная натура. Даже в толпе таких, как он, босяков, Челкаш выделялся своей хищной силой и цельностью. Недаром Горький сравнивает его с ястребом: «он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал». По ходу развития сюжета мы узнаем, что Челкаш живет тем, что обворовывает судна, а затем продает свою добычу. Такие занятия и образ жизни вполне устраивают этого героя. Они удовлетворяют его потребность в чувстве свободы, риска, единении с природой, в ощущении собственной силы и неограниченных собственных возможностей. Челкаш родом герой из деревни. Он такой же крестьянин, как и другой герой рассказа — Гаврила. Но как различаются эти люди! Гаврила молод, силен физически, но слаб духом, жалок. Мы видим, как Челкаш борется с презрением к этому «молодому телку», который мечтает о благополучной и сытой жизни в деревне, да еще и советует Григорию, как ему «получше пристроиться» в жизни. Обратите внимание Становится понятно, что эти совершенно разные люди никогда не найдут общего языка. Хоть они имеют одни корни, но натура их, природа совершенно различны. На фоне трусливого и слабого Гаврилы со всей мощью вырисовывается фигура Челкаша. Особенно четко этот контраст выражается в тот момент, когда герои «вышли на дело» — Григорий взял с собой Гаврилу, дав ему возможность заработать. Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену». Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания. Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, — страх: «Только боязно в нем». Отличается и поведение этих героев на море. В лодке Челкаш сидел прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки…» Преодолев много опасностей, герои благополучно возвращаются на берег. Челкаш продал награбленное и получил деньги. Именно в этот момент и проявляются истинные натуры героев. Выясняется, что Челкаш хотел дать Гавриле больше, чем обещал: этот парень растрогал его своей историей, рассказами о деревне. Нужно отметить, что отношение Челкаша к Гавриле не было однозначным. Но, тем не менее, ворча и ругаясь на этого человека, Челкаш не позволил себе подлости или низости по отношению к нему. Важно Гаврила же, этот мягкий, добрый и наивный человек, оказался совершенно иным. Он признается Григорию, что хотел убить его еще во время их поездки, чтобы заполучить себе все добычу. Позже, не решившись на это, Гаврила умоляет Челкаша отдать ему все деньги — с таким богатством он будет в деревне жить припеваючи. Ради этого герой валяется в ногах Челкаша, унижается, забывая про свое человеческое достоинство. У Григория такое поведение вызывает лишь отвращение и омерзение. И итоге, когда ситуация несколько раз меняется Челкаш, узнав новые подробности, то отдает, то не отдает Гавриле деньги, между героями завязывается серьезная драка и так далее , Гаврила получает деньги. Он просит прощения у Челкаша, но не получает его: слишком велико презрение Григория к этому жалкому существу. Неслучайно положительным героем рассказа становится вор и бродяга. Тем самым Горький делает акцент на том, что российское общество не дает раскрыться богатому человеческому потенциалу. Его устраивают только гаврилы с их рабской психологией и средними возможностями. Неординарным же людям, стремящимся к свободе, полету мысли, духа и души, нет места в таком обществе. Поэтому они вынуждены становиться босяками, изгоями. Автор подчеркивает, что это не только личная трагедия босяков, но и трагедия социума, лишающаяся богатого потенциала, лучших своих сил. Далее мы видим его портрет: хищный нос, острый взгляд, холодные серые глаза, бурые густые усы. Гаврила нам предстает молодым парнем, в синей пестрядиной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и оборванном картузе — простой русский парень, широкоплечий, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом, с большими голубыми глазами, доверчивый и добродушный взгляд. Мы видим огромные различие в этих описаниях. В трактире, когда Гаврила напился, Челкаш смотрит на него и думает, что он способен повернуть жизнь Гаврилы, как захочет, что он не изопьет такой чашестраданий, как Челкаш. Челкаш завидовал и сожалел об этой молодой душе. Мы видим Челкаша, как человека думающего, страдающего, способного на глубокие чувства. Дальше мы видим море. В конце, когда они делят деньги, Челкаш способен на великодушный поступок — он просто так отдает Гавриле 540 рублей. А Гаврила? Сначала ему кажется мало своей части и он просит еще.
Гаврила не мог нарадоваться исходу — он теперь богат. На радостях парень признается, что подумывал избавиться от Челкаша, ударить его веслом и утопить в море, а всю прибыль забрать себе. Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать? Тот хотел вырваться и убежать. Между ними завязывается ожесточенная драка. Вор отобрал у Гаврилы награбленное и двинулся прочь. Гаврила бросил ему вслед увесистый камень, угодив прямо в голову. Поняв, что он мог погубить Челкаша, Гаврила перепугался и решил удрать с места преступления. Пошел дождь, смывая оставшиеся на песке следы драки. Раскаянье охватило Гаврилу, он вернулся. Слава богу, Челкаш жив. Парень стал просить у вора прощения. Челкаш сжалился над ним, отдав ему все вырученные деньги, оставив у себя лишь одну радужную бумажку. Не даром работал! Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают. На, бери! На сем герои разошлись в разные стороны. Каждый пошел своей дорогой. На пустынном берегу не осталось ничего, что бы напоминало о «маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Анализ произведения Как появился рассказ Горького «Челкаш», какие темы он поднимает, и каковы литературные особенности. Ниже представлена информация по истории создания и краткий анализ рассказа. История создания Сюжет рассказа взят Горьким из реальной жизни. В его основу положена история, которую рассказал ему одессит, лежавший с ним в одной палате в больнице города Николаева. Николаев — город на территории современной Украины, стоит на реке Южный Буг, недалеко от Черноморского побережья. Во времена, когда Горький писал свой рассказ, входил в состав Российской империи. На больничную койку Горький угодил после того, как вступился за девушку, был избит и чуть не погиб. Его посчитали мертвым и спрятали в кустах. На счастье, он был случайно обнаружен проезжающими. Этот драматичный эпизод найдет отражение в творчестве Горького в другом его рассказе «Вывод». Однако на атмосферу и содержание «Челкаша» эта история тоже могла оказать некоторое влияние. О своём соседе по палате Алексей Максимович вспоминал: «…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе «Челкаш». Об этой истории автор вспоминал спустя три года, в 1894 году, когда он проживал в Нижнем Новгороде. Рассказ обрел законченную форму всего за 2 дня, так как Горькому, в раннем возрасте ушедшему «в люди» и жившему в бедности, было понятно и близко то, о чем он писал. Считается, что воплотить на бумаге историю, «привезенную с Юга», Горького побудил его приятель и коллега — известный писатель В. Он высоко оценил произведение Алексея Максимовича и способствовал тому, чтобы оно вышло в печати. В некотором смысле Короленко можно считать «крёстным отцом» «Челкаша». Публикация состоялась на страницах журнала «Русское богатство» в номере 6 за 1895 год. Жанр и направление «Челкаш» — небольшое по объему прозаическое произведение с одной сюжетной линией и малым количеством центральных персонажей, его жанр определяется как рассказ. Ранее творчество Максима Горького являет собой пример сочетания романтизма и реализма в русской литературе конца XIX столетия. В рассказе «Челкаш» присутствуют черты обоих литературных направлений. Сюжет описывает эпизод реальной жизни, важное место в контексте повествования занимают социальные аспекты. Подобно писателям-реалистам, Горький описывает действительность без прикрас. В то же время в рассказе присутствуют романтические мотивы: образ моря, играющий важную роль в повествовании, приключенческая составляющая в сюжете, колоритная атмосфера южного края, представленная в ярких и образных описаниях. Композиция Рассказ написан в соответствии с канонами традиционной композиции. В структуре повествования выделяются следующие элементы: Экспозиция — вводная часть, предшествующее первой главе — описание морского пейзажа, порта и побережья гавани. Завязка — появление Челкаша в порту, знакомство главных героев, Гришки и Гаврилы, их договоренность о совместном предприятии. Развитие событий, по ходу которых раскрываются образы и характеры героев, описываются во второй главе Кульминация — дележка добычи и драка героев Развязка — Челкаш бросает Гавриле деньги, герои расходятся. Концовка — описание морских волн, смывших следы «маленькой драмы», конфликта, разыгравшегося между героями. Особенность композиции рассказа — обрамление. В начале и в конце повествования описание морской стихии. Тематика Жизнь городских низов «Босяки», то есть обездоленные, нищие, оказавшиеся по тем или иным причинам на дне жизни, — частые герои произведений Максима Горького. Эта тема очень волновала автора, она была актуальна для того времени и того общества, в котором жил и творил Горький, не утратила она свой актуальности и в наши дни. Тема жизни городских низов занимает важное место в творчестве писателя и является одной из центральных в рассказе «Челкаш». Судьба человека Отталкиваясь от «босяцкой тематики», на примере одного крошечного эпизода Горький затрагивает такую глобальную, общефилософскую тему, как судьба человека. Как известно, пути Господни неисповедимы, но многое в жизни зависит и от самого человека. Почему тот или иной персонаж оказывается на дне жизни? Был ли это его осознанный выбор или необходимость? Человек-функция Семеныч, крепкий парень грузчик, чью повседневность составляет адский труд и портовые драки, свободолюбивый «честный вор» Челкаш и жадный, безвольный и жалкий крестьянин Гаврила — за каждым образом просматривается непростая судьба, и у каждого из героев своё отношение к тому положению, которое он занимает в обществе. О дальнейшей судьбе центральных персонажей — Гришки и Гаврилы — читатель может только догадываться. Горький не дает ответов, а дает лишь почву для размышлений. Проблематика Рассказ Горького охватывает обширное проблемное поле, сквозь повествование автор поднимает как вечные, так и злободневные проблемы. Свобода и рабство Проблема свободы — одна из основных в мировой литературе, к ней нередко обращались писатели-романтики. В произведении «Челкаш» она занимает центральное место, что сближает этот рассказ с романтизмом. Что такое свобода и несвобода — эти вопросы поднимает Горький в своем рассказе. Он противопоставляет стремление к свободе Челкаша и рабскую психологию Гаврилы. Гаврила — свободный человек, но он не способен сам построить свою жизнь, вырваться из нищеты. Возможным выходом из бедственного материального положения ему видится удачная женитьба, он говорит о том, что ему придется «пойти в зятья». Сама эта формулировка очень четко расставляет акценты и приоритеты персонажа. Женитьба представляется не как жизнь с любимой женщиной, а как опека богатого родственника, то есть зависимость от тестя. Согласившись работать на Челкаша, Гаврила оказывается в состоянии раба, что подчеркивается в тексте рассказа. Сам Челкаш выходец из крестьянской среды. Он вспоминает, что отец его на селе был первым богатеем, послужил Гришка в гвардии, успел жениться на красавице Анфисе. Глядя на согнутого работой отца, Челкаш не захотел повторить его жизнь. Он оставил старых родителей, жену, рванул к морю в босяцкую жизнь за волей и приключениями. И в этой жизни свобода была относительна. Одинокий, озлобленный Челкаш в диалоге с Гаврилой вдруг с увлечением говорит о преимуществе крестьянской жизни: свобода — на своём клочке земли крестьянин король. Так говорит он о жизни, утраченной им безвозвратно. Какой свободы он хотел? Свободы от нелёгкого крестьянского труда? От обязательств перед семьёй? В этом мире у человека есть только свобода выбора. Гордец и лодырь, искатель лёгких денег, Челкаш сделал свой выбор. За романтическим флёром воровской жизни героя скрывается пустота, бесцельность существования, отсутствие близких людей, грязь, нечистоплотность. Уже в самом начале рассказа автор задаёт тон повествованию, поднимает проблему несвободы, изображая, насколько ничтожно смотрится рабочий люд на фоне шумного побережья и величественного морского пейзажа, тем самым показывая людей как «рабов собственной жизни». В окружающей жизни автор видит готовность «разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом». Он полагает, что после этой катастрофы воздух освежится, и станет кругом «тихо, ясно, славно». Проблема человеческого характера «Человеческая душа — потемки», — гласит известная пословица. За внешним обликом и ярлыками, которые навешивает общество, может скрываться совсем не тот человек, каким он кажется на первый взгляд. Именно в этих постулатах заключается основная мысль произведения Горького, раскрытая на контрасте образов Челкаша и Гаврилы. Нередко в жизни бывает так, что считающийся порядочным человек оказывается подлецом, а заклеймённый обществом негодяй в определенный момент совершает благородный поступок. Горький не случайно уделяет большое внимание внешности фоновых персонажей. Описывая тех или иных героев, выхватывая их из толпы, он позволяет читателю догадываться о том, что скрывается за этим внешним описанием, каковы эти люди на самом деле. В рассказе встретились два разных, противоположных характера: сильный, хищный Челкаш и добродушный, слабохарактерный Гаврила. Между ними установились отношения господина и раба. Слабохарактерность опасна тем, что человек легко поддаётся искушению. В данном случае деревенский увалень с детскими голубыми глазами Гаврила не устоял перед соблазном ухватить весь куш и чуть не убил прожжённого вора. Он способен унижаться, в нём нет достоинства. Не злодей, но человек неприятный. На фоне Гаврилы этот разбойник привлекателен. У Челкаша свои принципы, он смел, любит риск, полон достоинства, точнее — гордости, которой и повреждён. Герою нравится испытывать чувство превосходства над другими. Он отдаёт Гавриле все деньги не по доброте — делает широкий жест и тем утверждается в собственных глазах. Нравственная проблематика Высвечивая сложность человеческого характера, Горький поднимает нравственные вопросы, обличая такие человеческие качества как алчность, жадность и эгоизм. Носителем этих пороков выступает Гаврила. Сумев относительно легко заработать денег, он проявляет свои худшие черты, представляется в негативном свете даже на фоне вора-контрабандиста. Челкаш тоже не образец нравственности. Он эгоцентрист и одержим гордыней, он никого не любит, ни к кому не привязан, живёт только для себя. В его босячестве никто, кроме него, не виноват. Есть ли у вора нравственный стержень? Он легко берёт чужое, может и убить недрогнувшей рукой. Роль пейзажа Рассказ Горького изобилует красочными описаниями: образный язык — одна из ярчайших художественных особенностей произведения. Автор уделяет немало внимания пейзажу, что играет роль в смысловой нагрузке произведения. Пейзажные описания, с которых начинается и которыми заканчивается рассказ, дополняют и раскрывают одну из центральных проблем рассказа — проблему свободы. Любовь к морю подчеркивает свободолюбие героя. Природа, в данном случае морская стихия, — часть окружающего нас мира, она красива. Экранизации По мотивам рассказа Горького было снято несколько короткометражных фильмов. Текст Горького переработал под киносценарий Алексей Симуков. Недавно рассказом Горького как первоисточником для фильма вдохновились сербы. Короткометражка вышла в 2019 году, режиссером выступил Ружица Тадич. Скачать обзор: Источник История персонажа В произведениях Максима Горького удивительно гармонично сочетаются реализм и романтизм. Короткие рассказы, направленность которых критики определяли как соцреализм, занимают особое место в творчестве писателя. Произведение «Челкаш» относится к их числу. История создания Сочинение написано в 1894 году. За основу истории Горький взял рассказ, переданный ему соседом по палате в больнице города Николаев. Спустя год рассказ опубликовал журнал «Русское богатство». Писатель Максим Горький Произведение пронизано духом романтики, скрывающимся в описании природы. Этот ход характерен для всех ранних сочинений автора. Главным действующим лицом становится бездомный вор и пьянчуга Челкаш. Босяк имеет неопрятную внешность. Своим обликом он напоминает костлявого ястреба. Герой предстает перед читателем в приподнятом настроении, так как предвкушает заработок. Он и Гаврила, деревенский крепкий парень, решились на ночной разбой. Горький дает подробную характеристику каждого образа, прежде чем описать их поступок.
Землю, брат, как мать, не забудешь надолго. Слайд 21 А перед Челкашем быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни. Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца - рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем... Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда... Я тоже понимаю толк в этом деле. Было когда-то свое гнездо... Отец-то был из первых богатеев в селе... Челкаш чувствовал себя овеянным примиряющей, ласковой струёй родного воздуха, донесшего с собой до его слуха и ласковые слова матери, и солидные речи истового крестьянина-отца, много забытых звуков и много сочного запаха матушки-земли, только что оттаявшей, только что вспаханной и только что покрытой изумрудным шелком озими... Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах. Все хищное в его фигуре обмякло, стушеванное приниженной задумчивостью… Слайд 22 Двое людей мечтали, покачиваясь на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне, желая немного ободрить и успокоить его. Сначала он говорил, посмеиваясь себе в усы, но потом, подавая реплики собеседнику и напоминая ему о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался, забыл о них и вспоминал только теперь, - он постепенно увлекся и вместо того, чтобы расспрашивать парня о деревне и ее делах, незаметно для себя стал сам рассказывать ему: - Главное в крестьянской жизни - это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе.
Челкаш характеристика героев кратко
«Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Челкаш назвался рыбаком и пригласил Гаврилу с собой править лодкой, пока Гришка будет рыбачить. Челкаш — это персонаж русской народной сказки. Он представляет собой хитрого и ловкого человека, который обманывает и разыгрывает других персонажей сказки. Челкаш часто использует свою хитрость и обман, чтобы выиграть в различных ситуациях. это имя криминального элемента из рассказа Горького, в котором пропагандируется тема свободы и босячества.
Максим Горький. «Челкаш». Краткое содержание и анализ
рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя. Напишите отзыв о статье "Челкаш". персонаж из пьесы М. Горького "На дне", представляющий собой жулика и хитреца.
Кто такой челкаш в рассказе горького
В Челкаше вспыхнула злоба — его «самолюбие бесшабашного удальца» было задето тем, кто не имел в его глазах никакой цены. Челкаш о Гавриле Гаврил о челкаше. Когда Челкаш отсчитывал деньги, то его неприятно поразил жадный блеск в глазах деревенского парня. Челкаш назвался рыбаком и пригласил Гаврилу с собой править лодкой, пока Гришка будет рыбачить.