Новости академия наук 1725

Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? Ныне это Российская Академия Наук, воссозданная в 1991 году в статусе высшего научного учреждения страны. О созданной в 1725 году по инициативе Петра I Российской Академии наук и об ученых, утвердивших ее отечественную и мировую известность. Создание Академии наук прямо связано с реформаторской деятельностью Петра I, направленной на укрепление государства, его экономической и политической независимости.

Президентская библиотека - к Дню российской науки

В торжественной обстановке в присутствии императрицы Екатерины I в августе 1725 г. Академия была открыта. 7 января 1726 года (27 декабря 1725 года по ст. стилю) в присутствии Екатерины Первой прошло официальное открытие Императорской Академии наук в Санкт-Пете. Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.). Академия была открыта в конце 1725 года, уже после смерти Петра, и начала работать на основе утвержденного им Положения. Между 1725 г., годом основания Академии наук в Петербурге, и 1755 г., годом основания Московского университета, совершился и окончательно определился этот великий поворот в истории мысли. Торжественное открытие Академии состоялось уже после смерти ее основателя в 1725 году.

1725 открытие академии наук

В конце 1725 г. в Петербург стали приезжать из Европы ученые, которых Блументрост пригласил для работы Российской Академии. Рецензий на книгу «Петербургская академия наук и Северо-Восток.1725-1917 гг» пока нет. Академия была открыта в конце 1725 года, уже после смерти Петра, и начала работать на основе утвержденного им Положения. 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». 13 $a Регламент Императорской Академии наук тысяча восемьсот третьего г.

Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания

Петербургская Академия наук с самого своего основания создавалась Петром I как государственное учреждение, руководство и финансирование которого осуществлялось через Сенат. Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.). Дело своего венценосного супруга продолжила императрица Екатерина I. 20 ноября (1 декабря) 1725 г. императрица подписала указ «о заведении» Академии наук и назначении ее президентом лейб-медика Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста (1692–1755).

290 лет со дня открытия Российской академии наук (1725)

Он сам скрупулезно составлял планы экспедиций, и надеялся, что академия продолжит изучение России. Это тоже сбылось: в 1745 году академия выпустила уникальную книгу, плод многолетних исследований — «Атлас Российский», состоявший из 19 подробных карт. Крупнейшему собранию русского искусства положил начало купец-благотворитель Первые шаги Академии наук Верховным руководителем академии считался император. Но ученые получили право выбирать своего президента — пожизненно или на определенный срок.

Эта традиция сохраняется до нашего времени. Первым президентом академии стал Лаврентий Блюментрост — лейб-медик императора, с которым он советовался, разрабатывая проект положения об академии. Его отец прибыл в Россию во времена царя Алексея Михайловича и стал организатором Аптекарского приказа.

Сам Лаврентий Лаврентьевич родился в России, иностранцем его не считали. Ученые и сановники собрались в одном из самых роскошных зданий Петербурга — в бывшем дворце опального вице-канцлера барона Петра Шафирова. Присутствие императрицы и самых влиятельных вельмож подчеркивало высокий статус научного собрания.

Первым президентом Академии наук 1725-1733 гг. Блюментрост кстати, уроженец России , лейб-медик Петра I, получивший первоклассное медицинское образование в Европе и в совершенстве владевший четырьмя языками русским, латинским, немецким, французским. Именно он стал приглашать в Академию наук ученых из-за границы уже на тот момент снискавших себе определенную известность в Европе. Но первым русским академиком стал наш знаменитый самородок Михайло Ломоносов.

В работе Б. Модзалевского «Список членов Императорской академии наук, 1725—1907» , электронная копия которого размещена на портале Президентской библиотеки, сведения о членах Академии наук с 1725 по 1907 годы представлены по таким категориям: «Президенты; Директора и вице-президенты; Секретари, конференц-секретари и непременные секретари; Председательствующие в Отделении русского языка и словесности; Действительные члены; Почётные члены отечественные и иностранные; Члены-корреспонденты отечественные и иностранные; Казначеи».

Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Миллер, а в 1727 году — Леонард Эйлер. Плодотворная, поистине титаническая научная деятельность великого учёного началась в Петербургской академии наук. Математические исследования Л. Эйлера, после Ньютона и Лейбница, ознаменовали важнейший этап в развитии математического анализа. Эйлер воспитал первых российских математиков, ставших членами академии.

Россия всегда по праву гордилась и гордится талантливыми учёными, трудами которых развивается отечественная и мировая наука. Российские научные деятели осваивают самые перспективные исследовательские направления, разрабатывают новейшие технологии, готовят достойную смену. Президентская библиотека, формируя и сохраняя в электронно-цифровой форме произведения и документы по истории, теории и практике российской государственности, по вопросам русского языка как государственного языка Российской Федерации, работает в тесном сотрудничестве с ведущими российскими учреждениями науки, образования и культуры. Руководители многих из них являются крупными учеными в различных областях знания, возглавляют научные коллективы академических институтов, университетов и институтов, входят в состав Ученого совета Президентской библиотеки. Поздравляем с профессиональным праздником — Днём российской науки всех, кто выбрал для себя путь учёного, исследователя, первооткрывателя.

Александр Смирнов 83 Юбилей Российской Академии наук. Она была создана по распоряжению Петра Первого указом Правительственного сената от 28 января 8 февраля 1724 года под названием: Императорская академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Впоследствии она неоднократно переименовывалась: с 1836 года называлась Императорской Санкт-Петербургской академией наук, с июля 1917 года — Российской академией наук, с июля 1925 года — Академией наук СССР, с декабря 1991 года — Российской академией наук.

К моменту создания Академии наук в мире шло интенсивное накопление достоверных данных о природе, основанных на экспериментах и математических методах. Развитие промышленности, транспорта, горнорудного дела, торговли, культуры, да и сама жизнь требовали развития науки для использования её результатов в разных областях человеческой деятельности. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым. Он стремился преодолеть отставание России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития. Им было организовано интенсивное строительство новых фабрик и заводов, он издал несколько указов об организации просвещения и специального образования. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья.

Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц. Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л.

Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история

Он обогатил человечество фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии, географии; внёс большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 году первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 году в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя. На портале Президентской библиотеки М. Ломоносову посвящена обширная коллекция электронных копий документов, в которой представлены исследования, очерки и архивные материалы, посвящённые жизни и деятельности учёного, его труды по грамматике русского языка, истории и металлургии, отдельные письма. Ряд произведений крупного русского научного деятеля раскрывает его литературный талант. Символично, что день Российской науки совпадает и с днём рождения другого выдающегося русского учёного — Дмитрия Ивановича Менделеева.

Его жизни и деятельности также посвящена размещённая на портале Президентской библиотеки электронная коллекция. В подборку вошли труды Менделеева, переписка, архивные документы и исследования его научной, педагогической, общественной деятельности и многое другое. Материалы коллекции показывают, что научные интересы Д. Менделеева не ограничивались изучением химии.

Он занимался исследованиями в области физики, метеорологии, геологии, приборостроения, экономики и даже воздухоплавания, был одним из основателей современной метрологии. В работе Б. Модзалевского «Список членов Императорской академии наук, 1725—1907», электронная копия которого размещена на портале Президентской библиотеки, сведения о членах Академии наук с 1725 по 1907 годы представлены по таким категориям: «Президенты; Директора и вице-президенты; Секретари, конференц-секретари и непременные секретари; Председательствующие в Отделении русского языка и словесности; Действительные члены; Почётные члены отечественные и иностранные; Члены-корреспонденты отечественные и иностранные; Казначеи». Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост.

В Германии складывались неблагоприятные условия для занятия наукой — мешала раздробленность страны. Привлекали ученых и установленные академикам оклады, которые были значительно выше, чем в других европейских академиях. К началу 1724 года Блюментрост и Шумахер подготовили проект положения «Об Академии наук и Университете при ней». С ним можно ознакомиться по оцифрованной копии многотомного издания « Материалы для истории Императорской Академии наук » 1885 г , представленного в коллекции Президентской библиотеки. Пётр I пожелал, чтобы утверждение проекта Академии было сделано публично. Таким образом, император хотел подчеркнуть его важность и значение.

Создание нового научного учреждения обсуждалось в начале 1724 года на заседании Сената. Председательствовал сам царь, который во время заседания вносил в документ собственноручные правки. Присутствовали и ближайшие сподвижники реформатора: князь Александр Меншиков, адмирал Фёдор Апраксин, канцлер Гавриил Головкин, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский и другие. В ходе обсуждения проект был принят. Одобренный Петром проект остался неопубликованным, поэтому не являлся официально утвержденным уставом. Однако именно он определил основы, на которых была создана и функционировала Академия наук до 1747 года, когда императрица Елизавета Петровна официально утвердила « Регламент Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге ».

Изначально Академия состояла из трех классов наук: первый — математический, в него входили теоретическая математика, механика, астрономия, география, навигация; второй — физический, с кафедрами теоретической и экспериментальной физики, химии, анатомии, ботаники; третий — гуманитарный со специальностями «красноречие и древности», «история древняя и новая», «право», «политика и этика». В момент создания учреждение выступало не только научным, но и образовательным центром — в его состав входили университет и гимназия. По идее Петра I они должны были готовить новые кадры для Академии. Первыми академиками стали иностранные ученые. Некоторые из них уже были известными европейскими светилами, другие приобрели мировую известность и научный авторитет благодаря своей деятельности в России. Создание Университета при Академии предполагало замещение в будущем иностранных ученых русскими.

Так и случилось. Первым русским действительным членом адъюнктом Петербургской академии наук по кафедре высшей математики в 1733 году стал Василий Евдокимович Ададуров, до этого закончивший академическую гимназию, а затем университет.

Итак, экспонат первый. Каталожное описание этой медали таково: Настольная медаль «В память 50-летия Императорской Академ ии наук 1776 г.

Егер » Медь, 57,33 гр. Диаметр 62 мм. Смирнов нет, Diakov 171. На основании колонны — вензель Петра I, ниже — надпись С.

В центре три подростка подают ангелу цветы.

Пришедшее после Февральской революции к власти Временное правительство внесло изменения в устав Императорской Санкт-Петербургской академии наук 1836 и переименовало ее в Российскую академию наук. Назначение главы академии было заменено на избрание его общим собранием "из числа ординарных академиков", затем избранного президента утверждало Временное правительство. Как менялся порядок выборов президента РАН.

Досье Первым избранным президентом РАН стал 15 мая 1917 года геолог Александр Карпинский, который фактически управлял еще Императорской академией наук. В июле 1917 году Временное правительство утвердило его в должности. После Октябрьской революции 1917 года Карпинский стал сотрудничать с большевиками и сохранил свой пост вплоть до кончины в 1936 году. За время его руководства была расширена сеть академических институтов, в 1934 году Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву.

Уставом АН СССР 1927 года было установлено, что ее президент избирается сроком на пять лет общим собранием из числа академиков, для избрания ему необходимо было получить не менее двух третей голосов, затем его утверждал Совет народных комиссаров СССР.

Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)

Так появился первый президент Академии наук и художеств, который возглавлял ее следующие восемь лет — с 1725 по 1733 г. Первые метеостанции при академии, оборудованные барометрами и термометрами, считается, что создали в 1725 году, но на самом деле наблюдения начались на три года раньше. Петербургская Академия наук с самого своего основания создавалась Петром I как государственное учреждение, руководство и финансирование которого осуществлялось через Сенат. Публикация «220 лет Академии наук СССР, 1725–1945». Год издания.

История в лицах

Канцлер Горчаков 1859, 25 августа Взятие Гуниба. Начало эпохи «народного самодержавия» 1891 Союз с Францией 1892—1903 Министерство С. Начало революции 1906, 6 августа Начало деятельности Государственной думы 1906—1911 Правительство П.

Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры. В отличие от западных академий российская находилась на полном обеспечении государства, что позволило привлечь в страну видных европейских ученых.

В Петербурге учреждена Академия Наук. Идея создания в Санкт-Петербурге Российской Академии наук увлекла Петра I еще во время его первых европейских путешествий. Известно, что стремясь больше узнать о европейской науке Петр познакомился с ведущим ученым того времни Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

На протяжении ряда лет они неоднократно встречались и состояли в переписке. Лейбницу удалось заинтересовать Петра I своими идеями, касавшимися законодательной реформы, преобразования государственного управления и суда, реформы образования. По просьбе царя философ набросал план изучения наук и проект учреждения Петербургской академии наук. Царь дал высокую оценку предложениям Лейбница. Немецкий философу было пожаловано звание тайного советника и пожизненная пенсия в одну тысячу рейхсталеров в год. Интерес молодого русского государя к современной науке заметили в Европе. Парижская Академия в 1721 приняла его в свои члены. В ответ 18 февраля 1721 г.

Петр I писал: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать". Новому развитию идеи Роосийской Академии содействовал ученик Лейбница, Христиан Вольф, в переписке с которым в течение 1720-1721 гг. Петр I обсуждал проект. Вольф настоятельно советовал царю-реформатору изменить свой первоначальный замысел. При этом он указывал на Берлинскую академию, которая "по имени известна всему свету, но пользы никому и ничему еще не принесла". В результате к январю 1724 г.

Немецкий философу было пожаловано звание тайного советника и пожизненная пенсия в одну тысячу рейхсталеров в год. К январю 1724 года царь склонился к идее создания Академии наук, способной выполнять одновременно функции и университета, и гимназии. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту. В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет школ, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения. Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук — читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности.

Пётр Первый - создатель Российской академии наук

Академия основана ещё в 1724, официальное открытие Академии наук состоялось в Санкт-Петербурге 27 декабря 1725 (опять же проверить). Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования. Рукописные Протоколы заседаний Конференции с 1725 по 1928 гг., являются летописью научных занятий Академии Наук; они переплетены в 251 том с алфавитными к ним указателями. Но Академия наук уже была организована стараниями Петра I, хорошо понимавшего роль науки и образования в модернизации страны.

Православно-державный календарь

Именно он стал приглашать в Академию наук ученых из-за границы уже на тот момент снискавших себе определенную известность в Европе. Но первым русским академиком стал наш знаменитый самородок Михайло Ломоносов. Создание Петербургской академии во многом определило ход исторического развития Российской империи: на протяжении своей почти трехсотлетней истории Российская академия наук объединяла в своих рядах крупнейших специалистов по всем ведущим направлениям естественных, технических и гуманитарных наук. Без фундаментальных исследований, выполненных учеными в Российской академии наук сегодня невозможно представить ни прошлое отечественной и мировой науки и культуры, ни ее современное состояние, ни перспективы развития.

Ученый сформулировал первую теорию электрических явлений в атмосфере, объяснив полярное сияние и молнию. Физик разработал и создал ряд измерительных приборов: анемометр, морской воздушный барометр, который был устойчив во время толчков и качки судна, и прототип вертолета для поднятия в верхние слои атмосферы метеорологических приборов. Когда Михаил Васильевич умер, интерес к метеорологии, как науке, на какое-то время утих. Колосов Главная обсерватория Основатель Харьковского университета и инициатор создания Министерства народного просвещения Российской империи Василий Каразин в рамках доклада Московскому обществу любителей естествознания в 1810 году назвал назревшей необходимость централизованного руководства сетью метеорологических станций и научной обработки их наблюдений. Эту идею одобрили и предложили Каразину разработать план организации Государственного метеорологического комитета. Главная физическая обсерватория открылась в Санкт-Петербурге на Васильевском острове 1 апреля 1849 года по указу Николая I. Инициировал ее создание академик Адольф Купфер, чуть позже его назначили директором учреждения. Формально обсерваторию учредили при Институте корпуса горных инженеров. Ее штат насчитывал семь сотрудников. ГФО отводилась ведущая роль в управлении всеми метеорологическими учреждениями.

Также там создавались, совершенствовались и изготавливались приборы и методические инструкции к ним, производились обработка и издание материалов наблюдений. Климатолог и географ Александр Воейков стал, без преувеличения, столпом мировой метеорологии, а существующая и сейчас Главная геофизическая обсерватория носит его имя.

Этому способствовала широкая известность таких корифеев науки, как Л. Эйлер и М. Осипов Ю. Академия наук в истории Российского государства. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют. В 1718 г.

В феврале 1721 г. Петр Великий утвердил в начале 1724 г. По разным причинам вначале дело с учеными затягивалось; тем не менее, к концу 1725 года заседания в академии начались, хотя существование ее официально еще и не было признано. На эти заседания собирались те из ученых, которые раньше других прибыли в Петербург.

В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет школ, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения.

Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук — читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса". В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики", а в третьем - "гуманиора, история и права". Несмотря на издание Указа, Петербургская Академия при жизни Петра продолжала существовать только в качестве проекта.

Президентская библиотека - к Дню российской науки

Учитывая особую роль Академии наук в развитии России Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года установлен День российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля. Это праздник академиков, ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить свою жизнь научной и исследовательской деятельности. Опубликовано: Академия наук и художеств08.

Книга находится в категориях Реставрация Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года Мойка листов, чистка, отбеливание, устранение заломов, восстановление разрывов, следов от влаги, травление насекомых, реставрация обложки и корешка, устранение укусов от собак и восстановление заломов на картоне, восстановление после падений, восстановление тиснения и рисунков, художественная покраска всех элементов обложки от мастеров Ленинской библиотеки. Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.

К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести. Академия была создана уже после смерти Петра - при Екатерине I.

Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения. Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны. Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г. Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» Вернадский, 1995, с. Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века 1865-1890 в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д. Деятельности ученого в Санкт-Петербургском университете, его научному наследию и опыту преподавателя посвящена значительная часть книги «Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Педагог» Окрепилов и Доценко, 2014. Уйдя из Университета, Д. Менделеев возглавил Главную палату мер и весов и стал основателем первой в России поверочной палатки торговых мер и весов, положив начало созданию современной Метрологической службы России. Правопреемником палатки является Центр стандартизации и метрологии «Тест-Санкт-Петербург». При создании музея этого предприятия, в котором хранятся экспонаты, связанные с деятельностью Д. Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий