н) проведение на территории Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики установленной Союзной властью Союза ССР системы мер и весов; [79]. Закавказская СФСР.
Мраморная ЗСФСР и город Батум
На протяжении 5 месяцев ноябрь 1921 — март 1922 г. ЦК РКП б и закавказские партийные организации проводили широкую агитационно-пропагандистскую кампанию с целью довести идею Закавказской Федерации до сознания широких масс всех народов Закавказья. Необходимо было добиться того, чтобы идея Федерации стала ясна и близка широким рабоче-крестьянским массам многонационального Закавказья, чтобы трудящиеся сами помяли необходимость объединения. Лозунг Закавказской Федерации должен был стать лозунгом самих народов Армении, Грузии и Азербайджана. Решение об образовании Закавказской Федерации обсуждалось на многочисленных собраниях и митингах рабочих, крестьян, красноармейцев и интеллигенции Закавказья, на всех городских и сельских партийных и общих собраниях трудящихся, на республиканских съездах партии и Советов. Агитационно-пропагандистскую работу по популяризации идеи федерации возглавили руководители большевиков Закавказья Г. Орджоникидзе и С.
Они неоднократно выступали на собраниях трудящихся, на съездах и конференциях партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, на районных, городских и республиканских съездах Советов депутатов рабочих и крестьян закавказских республик, писали популярные статьи в республиканских и краевых газетах. Всякий удар по какому-нибудь уголку маленькой советской республики является ударом по всем советским республикам. Советские республики — это неразрывный революционный союз трудящихся масс, окружённых врагами. Без взаимной экономической и военной помощи советские республики не могут существовать. Достаточно на 24 часа изолироваться какой-нибудь советской республике, и она будет немедленно уничтожена окружающими её врагами». Федерация между советскими республиками экономически и политически настолько необходима, указывал Г.
Орджоникидзе, что ещё до предопределения формы федерации самой жизнью диктовалась необходимость немедленного объединения ряда отраслей экономической жизни республики — железных дорог, внешней торговли, таможенной политики. Ещё до решения Кавказского бюро на Карсской конференции представители Закавказских советских республик официально заявили турецкой делегации, что между советскими республиками Закавказья существует политический и экономический союз. В начале декабря 1921 г. Киров сделал доклад по вопросу об объединении закавказских республик. Киров отметил, что благодаря правильному проведению ленинско-сталинской национальной политики партия достигла национального мира на Кавказе и кошмарное прошлое, созданное меньшевиками, муссаватистами и дашнаками, отошло в область истории. Подробно останавливаясь на причинах, неотложно требовавших государственного объединения Армении, Грузии и Азербайджана, С.
Если против нас будет сделана малейшая попытка — мы шарахнем по общему врагу объединенною силою, — и наше независимое существование тем самым будет лучше всего обеспечено». Партийные и общие собрания трудящихся повсеместно выносили резолюции, одобрявшие и горячо приветствовавшие создание Закавказской Федерации. Сила закавказских республик, говорилось в решении, заключается в их единстве. Экономический и политический союз Азербайджана, Армении и Грузии делает из них несокрушимую силу против внутренней и внешней контрреволюции. Открытое партийное собрание железнодорожников станции Эривань, на котором присутствовали 700 коммунистов и беспартийных, в своей приветственной телеграмме на имя Кавказского бюро заявило: «Мы глубоко убеждены в том, что лучшие представители закавказского пролетариата окончательно закрепят единство трудящихся Закавказья». Решение Кавказского бюро приветствовало и трудовое крестьянство советской Армении.
В телеграмме из Эривани сообщалось: «В Эчмиадзине состоялся ряд беспартийных конференций по вопросу о федерации Закавказских республик. Крестьянство и трудовой элемент приветствуют федерацию как залог братского единства кавказских народов». Общее собрание 1-го района Тифлисской партийной организации приняло по докладу Г. Орджоникидзе резолюцию, в которой всецело одобрило идею создания Закавказской Федерации и одновременно вменило районному комитету и каждому члену районной организации в обязанность «самым энергичным образом проводить кампанию в духе принятых резолюций». В телеграмме из Батума говорилось: «26 ноября в Центральном рабочем клубе состоялась конференция правлений профсоюзов, фабзавкомов и месткомов, созванная по вопросу о федерации закавказских советских республик. После доклада конференцией была принята резолюция, в которой собрание приветствовало решение Кавбюро ЦК РКП б по поводу федерации закавказских республик».
Революционный комитет Абхазии сообщал об отношении широких масс трудящихся Абхазии к идее создания федерации Закавказья: «Весть о федерации советских республик Закавказья была встречена в Абхазии восторженно… После получения известия о федерации в Сухуме состоялся большой митинг, на котором присутствовали партийные и беспартийные. Известие о федерации Закавказья вызвало единодушный энтузиазм. Вынесенная по этому поводу резолюция приветствует мудрый акт Кавбюро о федерации, который является лучшим средством к более тесному и братскому единению трудящихся Закавказья и уничтожению шовинизма оставленного в наследство от былого режима. Такие же резолюции получаются из разных мест Абхазии». Повсюду они привлекли большие массы рабочих и служащих. Доклады ответственных партийных и советских работников об объединении республик Закавказья в федерацию вызвали общее воодушевление и большой энтузиазм.
Большой размах приняла кампания за создание Закавказской Федерации в Азербайджане. В первых рядах борцов за Федерацию и укрепление дружбы братских народов Закавказья стоял передовой отряд трудящихся Закавказья — бакинский пролетариат. Бакинский совет депутатов трудящихся, заслушав доклад С. Кирова, одобрил решение о создании Закавказской Федерации и обещал всеми силами поддержать начатую работу по немедленному объединению закавказских республик. Азербайджанский пролетариат, говорилось в резолюции пленума Азербайджанского совета профессиональных союзов АСПС от 1 декабря 1921 г. В телеграмме из Нахичевани говорилось: «Были устроены доклады о федерации Закавказских республик на беспартийных участковых конференциях, митингах… Крестьянство и трудящееся население с радостью приветствует федеративное объединение Закавказских республик и воодушевлено мыслью о братском единении народов Кавказа».
Широкие народные массы Закавказья выражали уверенность в том, что в закавказских республиках, руководимых коммунистической партией, в скорейшем времени объединятся трудящиеся всех национальностей на почве вольного труда и навсегда придёт конец национальным трениям. Все эти факты показывают, что решение ЦК РКП б о создании Федерации закавказских республик соответствовало чаяниям широких народных масс Армении, Грузии и Азербайджана, стремившихся к установлению братской дружбы и национального мира. Подводя предварительные итоги кампании за образование Федерации закавказских советских республик, Второе закавказское партийное совещание 7 декабря 1921 г. В январе и феврале 1922 г. Съезды единодушно одобрили решения Кавказского бюро от 3 ноября о создании Федерации и Второго Закавказского партийного совещания о необходимости перехода к практическому осуществлению Закавказской Федерации и просили Кавказское бюро ЦК РКП б ускорить этот переход. С 18 по 22 февраля 1922 г.
Съезд констатировал, что подготовительная работа к созданию Федерации в основном закончена, и поручил новому Краевому комитету партии немедленно приступить к практическому осуществлению поставленной задачи. Одновременно съезд подверг резкому осуждению раскольническую деятельность национал-уклонистов и поручил новому Краевому комитету повести решительную и беспощадную борьбу против националистических тенденций и уклонов в партии. На съезде были подведены итоги чистки партии в закавказских организациях. В период подготовительных работ к объединению закавказских республик в партийных организациях Закавказья была проведена чистка рядов партии от враждебных, чуждых и случайных элементов, примазавшихся к большевистской партии с намерением использовать принадлежность к ней для гнусной контрреволюционной работы. Очищение рядов коммунистических партий республик способствовало государственному объединению закавказских советских республик. I съезд Закавказских коммунистических организаций утвердил основные положения Союзного договора и положение о Закавказском экономическом совете, которые в дальнейшем были приняты полномочной конференцией центральных исполнительных комитетов Армении, Азербайджана и Грузии.
Идея Закавказской Федерации, принятая с большим энтузиазмом и единодушием рабочими и крестьянами всех народов Закавказья, была враждебно встречена националистическими элементами, шовинистически настроенной частью буржуазной интеллигенции и остатками разбитых контрреволюционных буржуазно-националистических партий — дашнаков, меньшевиков и муссаватистов. Армянские, грузинские и азербайджанские национал-уклонисты, выступая против ленинско-сталинской национальной политики в Закавказье, хотели приспособить интернационалистскую политику рабочего класса к националистической политике буржуазии. Они отражали попытки «своей», «национальной» буржуазии подорвать советский строй и восстановить капитализм. Они учитывали, что проведение в жизнь ленинско-сталинской национальной политики укрепляло советскую власть, диктатуру пролетариата в республиках Закавказья. Выступая против национальной политики партии, национал-уклонисты скатывались на позиции грузинских меньшевиков, армянских дашнаков и азербайджанских муссаватистов. В борьбе против образования Закавказской Федерации грузинские национал-уклонисты опирались на поддержку троцкистского шпиона Буду Мдивани.
Пробравшись к руководству ЦК КП б Грузии и правительства Грузии, национал-уклонисты стали проводить антисоветскую национальную политику. На границах Грузии были поставлены кордоны. Был запрещён товарообмен с Россией, Арменией и Азербайджаном. Национал-уклонисты выступали против монополии внешней торговли; пытались денационализировать батумские нефтяные предприятия и сдать их в концессию американскому империалистическому концерну «Standard Oil Company»; защищали ориентацию на капиталистический Запад. Под различными предлогами национал-уклонисты пытались выселить из Тифлиса людей негрузинской национальности. Они издали распоряжение, по которому грузинка, выходя замуж за негрузина, лишалась грузинского гражданства.
Понимая, что образование Закавказской Федерации нанесёт сокрушительный удар их националистической политике, национал-уклонисты отчаянно боролись против объединения закавказских советских республик, используя антипартийные, антисоветские, троцкистские подрывные методы борьбы. Они созывали конспиративные собрания, а для обмана трудящихся распространяли ложные слухи, посылали в ЦК РКП б клеветнические доносы на руководителей Закавказского краевого комитета партии. Национал-уклонистов Закавказья поддерживали маскировавшиеся враги народа Троцкий, Бухарин и жалкая кучка их единомышленников. Вопреки кавказским национал-уклонистам и их прямым союзникам из троцкистско-бухаринской клики ленинско-сталинская линия партии в вопросе о создании Закавказской Федерации одержала полную победу. Орджоникидзе, коммунистические организации Закавказья и руководимые ими трудящиеся массы дали сокрушительный отпор грузинским, армянским, азербайджанским националистам и национал-уклонистам и обеспечили образование Федерации закавказских республик.
Мне приходилось делать двойные доклады, сперва на общих партийных собраниях, а потом на открытых митингах, где участвовали все граждане без различия их политических убеждений. Считаю нужным сказать, что в то время, когда мои товарищи мне говорили на партийных собраниях, что 85 - 90 процентов безусловно радостно встретят идею федерации, на деле оказалось, на открытых митингах ни одного голоса не было против объединения, так единодушно принимались резолюции"25.
Закавказские народы выражали стремление к сближению с великим русским народом и установлению с ним тесного союза и братского сотрудничества. Свидетельством тому служат воспоминания того же Г. И когда мы отвечали, что интересы трудящихся требуют федеративного объединения и с РСФСР, что, вероятно, и будет своевременно сделано, то этот ответ покрывался громом аплодисментов... Признаюсь, что я редко встречал такую активность, такое единодушие при решении таких крупных политических вопросов в истории нашей революции, и это единодушие является лучшим доказательством против врагов рабоче-крестьянской власти и залогом того, что наша партия есть партия пролетариата, которая умеет выражать, отстаивать и защищать интересы трудящихся масс и вести их от победы к победе по пути коммунизма"26. Его делегаты единодушно заявили, что нужно немедленно практически приступить к осуществлению федерации. Съезд принял резолюцию, в которой было, в частности, записано: о федерации советских республик Закавказья уже высказались все партийные организации. Съезду придется только наложить свою печать и влить конкретное содержание в принципиальные формы27.
Это празднование широко освещалось в центральной и местной печати. На ее первом заседании были выработаны организационные формы конференции, а также уточнены формы государственного устройства федерации и образован руководящий орган - Союзный совет. Несколько позже, 22 апреля, председателем Союзного совета был избран А. Конференция утвердила положения о "Полномочной конференции" и "Высшем Экономическом Совете". Высшим органом являлась Полномочная конференция, которая состояла из представителей, делегируемых ЦИК каждой национальной республики, в количестве 25 человек30. Исполнительным органом Полномочной конференции являлся Союзный совет, члены которого избирались и отзывались конференцией. Союзный совет состоял из трех председателей по числу входящих в состав федерации республик и восьми членов.
Полномочная конференция избрала также Президиум Союзного совета из трех лиц, которые поочередно исполняли обязанности председателя как Союзного совета, так и его Президиума. Кроме того, в состав Президиума входили председатели Центральных исполнительных комитетов Азербайджана, Грузии и Армении и руководители некоторых ведомств республик. Союзный совет созывал по своему усмотрению пленум и выполнял фактически функции правительства федеративного союза Закавказских республик. В целях единого руководства всеми экономическими органами Советского Закавказья союзный договор предусматривал создание Высшего Экономического Совета. Для окончательного оформления Закавказской федерации как своеобразной формы советского государственного устройства понадобилось довольно значительное время. И действительно, в процессе становления федерации можно выделить три основных периода. Первый, по существу, еще дофедеративный период, когда были уже, однако, сделаны серьезные практические шаги к государственному объединению Закавказских республик, начинается с мая 1921 г.
Начало второму периоду было положено в марте 1922 г. В это время окончательно определились задачи Закавказской федерации. Третий период связан с созывом в декабре 1922 г. I Закавказского съезда Советов, когда федеративный союз трех республик преобразовался в Закавказскую федерацию. Согласно Конституции, верховным органом государственной власти Закавказской федерации являлся Закавказский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов. Съезд Советов избирал Закавказский Центральный Исполнительный комитет. Закавказский ЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти в период между съездами Советов.
Закавказский ЦИК избирал Президиум в составе 13 членов, в том числе трех председателей, по одному от каждой республики, которые поочередно председательствовали на заседаниях Исполнительного комитета. Еще до образования Закавказской федерации партийными организациями Азербайджана, Грузии и Армении в соответствии с принципами демокра- 30 "Сборник официальных документов по советскому государственному праву".
Впервые во всемирной истории государственные границы между Азербайджаном и Арменией, как самостоятельными государственными образованиями, стали предметом обсуждения на Карсской мирной конференции 1921 года, напомнил политолог, заметив, что тогда эти страны именовались Азербайджанская Советская Социалистическая Республика и Советская Социалистическая Республика Армения. Карсский мирный договор, подписанный 13 октября 1921 года и вступивший в силу 11 сентября 1922 года, установил, что государственные границы между Азербайджаном, Арменией, Грузией и Турцией как его странами, должны быть определены и установлены на местности, что впоследствии и было сделано. По его словам, впоследствии эти границы пересматривались и уточнялись в 1936-1937 годах сразу после упразднения ЗСФСР и вхождения советских республик Южного Кавказа напрямую в состав СССР, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов. При этом все случившиеся изменения конфигурации границы приводили к локальным приращениям территории Армении за счет азербайджанских земель, заметил собеседник Sputnik. В своем окончательном виде линия границы между Азербайджанской и Армянской ССР начала существовать с 1 января 1984 года, продолжает эксперт.
Союз Горцев Северного Кавказа и Дагестана с мая по октябрь 1917 , Горская республика с 1918 , — автономное государственное образование, провозглашённое на съезде северокавказских народов 1 мая 1917 года на территории Дагестана и горских округов Терской области. Официально независимость провозглашена 11 мая 1918 года на мирной конференции в Батуми... Чешская Социалистическая Республика чеш.
Башкирское национальное движение — движение за автономию башкир в 1917—1921 годах. Де-факто являлось «буферным» государством между Советской Россией и Японией. Алашская автономия каз. Алаш-Орда — существовавшее в годы Гражданской войны самопровозглашенное казахское национально-территориальное образование, под управлением правительства «Алаш-Орды». Алашская автономия была провозглашена партией «Алаш» и учреждена Общекиргизским общеказахским съездом в Оренбурге 5-13 декабря 1917 года. Ликвидировано большевистским Военно-революционным комитетом по управлению Киргизским краем 5 марта 1920 года. Национально-культурная автономия мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири — форма экс-территориальной автономии татарского и башкирского народов на территории бывшей Российской империи. До 1963 года носила название Федеративная Народная Республика Югославия. Латышский временный национальный совет латыш. Юго-Западная Кавказская демократическая республика или Карсская Республика — неофициальные названия государственного образования, провозглашённого 1 декабря 1918 года в Карсе после вывода турецких войск с территорий, оккупированных ими в Закавказье в марте — ноябре 1918 года, на завершающем этапе Первой мировой войны.
Мраморная ЗСФСР и город Батум
Восстановление старых губерний и ликвидацию национальных правительств в Грузии, Армении, Азербайджане товарищ Сталин считал равносильными восстановлению помещичьей собственности на землю и ликвидации завоеваний революции. Товарищ Сталин поставил перед коммунистами всех республик Закавказья боевую задачу: «Раздавить гидру национализма и создать здоровую атмосферу интернационализма для облегчения дела объединения хозяйственных усилий советских республик Закавказья…» и укрепления уз братства между рабочими и трудящимися различных национальностей Закавказья и Советской России. Этому мешали национал-уклонисты, имевшиеся в парторганизациях Грузии, Армении и Азербайджана. Требовалось более тесное хозяйственное и политическое объединение республик.
Молотова и руководящих работников коммунистических организаций Закавказья признал необходимым заключение «федеративного союза между республиками, прежде всего в области военной, хозяйственной, финансовой работы и иностранной политики». Ленин 28 ноября 1921 г. Сталину проект своего предложения об образовании Федерации закавказских республик.
В нём говорилось: «1 признать федерацию закавказских республик принципиально абсолютно правильной и безусловно подлежащей осуществлению, но в смысле немедленного практического осуществления преждевременной, т. Сталин ответил В. Ленину: «Тов.
Они еще не достроены. Думаю, что нужно положить 2 — 3 месяца на то, чтобы идея федерации одержала победу в широких массах Грузии». Ленин принял эту поправку.
Ленин и И. ЦК РКП б , вынося решение о положении в Коммунистической партии Грузии в связи с национал-уклонизмом в её рядах и возвращаясь к вопросу о федерации закавказских республик, указывал: «Борьба за укрепление национального мира и братская солидарность трудящихся масс Закавказья является по-прежнему основной политической задачей коммунистической партии. В частности ЦК, ещё раз подтверждая своё решение о федерации Закавказских республик, вменяет в обязанность коммунистической партии Закавказья безусловное и безоговорочное проведение в жизнь этого решения».
На протяжении 5 месяцев ноябрь 1921 — март 1922 г. ЦК РКП б и закавказские партийные организации проводили широкую агитационно-пропагандистскую кампанию с целью довести идею Закавказской Федерации до сознания широких масс всех народов Закавказья. Необходимо было добиться того, чтобы идея Федерации стала ясна и близка широким рабоче-крестьянским массам многонационального Закавказья, чтобы трудящиеся сами помяли необходимость объединения.
Лозунг Закавказской Федерации должен был стать лозунгом самих народов Армении, Грузии и Азербайджана. Решение об образовании Закавказской Федерации обсуждалось на многочисленных собраниях и митингах рабочих, крестьян, красноармейцев и интеллигенции Закавказья, на всех городских и сельских партийных и общих собраниях трудящихся, на республиканских съездах партии и Советов. Агитационно-пропагандистскую работу по популяризации идеи федерации возглавили руководители большевиков Закавказья Г.
Орджоникидзе и С. Они неоднократно выступали на собраниях трудящихся, на съездах и конференциях партийных, профсоюзных и комсомольских организаций, на районных, городских и республиканских съездах Советов депутатов рабочих и крестьян закавказских республик, писали популярные статьи в республиканских и краевых газетах. Всякий удар по какому-нибудь уголку маленькой советской республики является ударом по всем советским республикам.
Советские республики — это неразрывный революционный союз трудящихся масс, окружённых врагами. Без взаимной экономической и военной помощи советские республики не могут существовать. Достаточно на 24 часа изолироваться какой-нибудь советской республике, и она будет немедленно уничтожена окружающими её врагами».
Федерация между советскими республиками экономически и политически настолько необходима, указывал Г. Орджоникидзе, что ещё до предопределения формы федерации самой жизнью диктовалась необходимость немедленного объединения ряда отраслей экономической жизни республики — железных дорог, внешней торговли, таможенной политики. Ещё до решения Кавказского бюро на Карсской конференции представители Закавказских советских республик официально заявили турецкой делегации, что между советскими республиками Закавказья существует политический и экономический союз.
В начале декабря 1921 г. Киров сделал доклад по вопросу об объединении закавказских республик. Киров отметил, что благодаря правильному проведению ленинско-сталинской национальной политики партия достигла национального мира на Кавказе и кошмарное прошлое, созданное меньшевиками, муссаватистами и дашнаками, отошло в область истории.
Подробно останавливаясь на причинах, неотложно требовавших государственного объединения Армении, Грузии и Азербайджана, С. Если против нас будет сделана малейшая попытка — мы шарахнем по общему врагу объединенною силою, — и наше независимое существование тем самым будет лучше всего обеспечено». Партийные и общие собрания трудящихся повсеместно выносили резолюции, одобрявшие и горячо приветствовавшие создание Закавказской Федерации.
Сила закавказских республик, говорилось в решении, заключается в их единстве. Экономический и политический союз Азербайджана, Армении и Грузии делает из них несокрушимую силу против внутренней и внешней контрреволюции. Открытое партийное собрание железнодорожников станции Эривань, на котором присутствовали 700 коммунистов и беспартийных, в своей приветственной телеграмме на имя Кавказского бюро заявило: «Мы глубоко убеждены в том, что лучшие представители закавказского пролетариата окончательно закрепят единство трудящихся Закавказья».
Решение Кавказского бюро приветствовало и трудовое крестьянство советской Армении. В телеграмме из Эривани сообщалось: «В Эчмиадзине состоялся ряд беспартийных конференций по вопросу о федерации Закавказских республик. Крестьянство и трудовой элемент приветствуют федерацию как залог братского единства кавказских народов».
Общее собрание 1-го района Тифлисской партийной организации приняло по докладу Г. Орджоникидзе резолюцию, в которой всецело одобрило идею создания Закавказской Федерации и одновременно вменило районному комитету и каждому члену районной организации в обязанность «самым энергичным образом проводить кампанию в духе принятых резолюций». В телеграмме из Батума говорилось: «26 ноября в Центральном рабочем клубе состоялась конференция правлений профсоюзов, фабзавкомов и месткомов, созванная по вопросу о федерации закавказских советских республик.
После доклада конференцией была принята резолюция, в которой собрание приветствовало решение Кавбюро ЦК РКП б по поводу федерации закавказских республик». Революционный комитет Абхазии сообщал об отношении широких масс трудящихся Абхазии к идее создания федерации Закавказья: «Весть о федерации советских республик Закавказья была встречена в Абхазии восторженно… После получения известия о федерации в Сухуме состоялся большой митинг, на котором присутствовали партийные и беспартийные. Известие о федерации Закавказья вызвало единодушный энтузиазм.
Вынесенная по этому поводу резолюция приветствует мудрый акт Кавбюро о федерации, который является лучшим средством к более тесному и братскому единению трудящихся Закавказья и уничтожению шовинизма оставленного в наследство от былого режима. Такие же резолюции получаются из разных мест Абхазии». Повсюду они привлекли большие массы рабочих и служащих.
Доклады ответственных партийных и советских работников об объединении республик Закавказья в федерацию вызвали общее воодушевление и большой энтузиазм. Большой размах приняла кампания за создание Закавказской Федерации в Азербайджане. В первых рядах борцов за Федерацию и укрепление дружбы братских народов Закавказья стоял передовой отряд трудящихся Закавказья — бакинский пролетариат.
Бакинский совет депутатов трудящихся, заслушав доклад С. Кирова, одобрил решение о создании Закавказской Федерации и обещал всеми силами поддержать начатую работу по немедленному объединению закавказских республик. Азербайджанский пролетариат, говорилось в резолюции пленума Азербайджанского совета профессиональных союзов АСПС от 1 декабря 1921 г.
В телеграмме из Нахичевани говорилось: «Были устроены доклады о федерации Закавказских республик на беспартийных участковых конференциях, митингах… Крестьянство и трудящееся население с радостью приветствует федеративное объединение Закавказских республик и воодушевлено мыслью о братском единении народов Кавказа». Широкие народные массы Закавказья выражали уверенность в том, что в закавказских республиках, руководимых коммунистической партией, в скорейшем времени объединятся трудящиеся всех национальностей на почве вольного труда и навсегда придёт конец национальным трениям. Все эти факты показывают, что решение ЦК РКП б о создании Федерации закавказских республик соответствовало чаяниям широких народных масс Армении, Грузии и Азербайджана, стремившихся к установлению братской дружбы и национального мира.
Подводя предварительные итоги кампании за образование Федерации закавказских советских республик, Второе закавказское партийное совещание 7 декабря 1921 г. В январе и феврале 1922 г. Съезды единодушно одобрили решения Кавказского бюро от 3 ноября о создании Федерации и Второго Закавказского партийного совещания о необходимости перехода к практическому осуществлению Закавказской Федерации и просили Кавказское бюро ЦК РКП б ускорить этот переход.
С 18 по 22 февраля 1922 г. Съезд констатировал, что подготовительная работа к созданию Федерации в основном закончена, и поручил новому Краевому комитету партии немедленно приступить к практическому осуществлению поставленной задачи. Одновременно съезд подверг резкому осуждению раскольническую деятельность национал-уклонистов и поручил новому Краевому комитету повести решительную и беспощадную борьбу против националистических тенденций и уклонов в партии.
На съезде были подведены итоги чистки партии в закавказских организациях. В период подготовительных работ к объединению закавказских республик в партийных организациях Закавказья была проведена чистка рядов партии от враждебных, чуждых и случайных элементов, примазавшихся к большевистской партии с намерением использовать принадлежность к ней для гнусной контрреволюционной работы. Очищение рядов коммунистических партий республик способствовало государственному объединению закавказских советских республик.
I съезд Закавказских коммунистических организаций утвердил основные положения Союзного договора и положение о Закавказском экономическом совете, которые в дальнейшем были приняты полномочной конференцией центральных исполнительных комитетов Армении, Азербайджана и Грузии. Идея Закавказской Федерации, принятая с большим энтузиазмом и единодушием рабочими и крестьянами всех народов Закавказья, была враждебно встречена националистическими элементами, шовинистически настроенной частью буржуазной интеллигенции и остатками разбитых контрреволюционных буржуазно-националистических партий — дашнаков, меньшевиков и муссаватистов.
Что в целом неудивительно: для марксистского учения унитарная форма построения государства куда предпочтительнее, чем федеративная. Об этом писал Фридрих Энгельс в 1891 году: "По-моему, для пролетариата пригодна лишь форма единой и неделимой республики". Владимир Ленин еще в 1913 году сам выступал за унитарное государство. Однако к 1922 году концепция у Ленина изменилась, и они со Сталиным оказались сторонниками разных подходов к организации территориального устройства. Конечно, дискуссия Сталина с Лениным о модели будущего государства не отображает весь спектр полемики между сторонниками федерации и автономизации, но их аргументы в целом показывают, какие позиции занимали стороны в этом споре.
Он был всего лишь одним из двух советских лидеров за всю историю, кто не имел никаких связей с Украиной. Ни культурных, ни этнических, ни рабочих. Тем не менее, именно он оставил в истории УССР очень значительный след и отчасти сделал Украину такой, какая она есть сейчас Стоит сделать оговорку, что на взгляды как Ленина, так и Сталина относительно будущего устройства государства повлияло так называемое "Грузинское дело". Только выводы из него они сделали разные. Грузия входила в состав ЗСФСР, однако это не нравилось части коммунистов страны, вождем которых был Поликарп Мдивани, они хотели, чтобы Грузия вошла в будущее государство как отдельный субъект. Страсти накалились до того, что Орджоникидзе ударил одного из своих политических оппонентов. В ситуацию пришлось вмешиваться Москве — в Закавказье выехала комиссия во главе с Феликсом Дзержинским.
И, несмотря на то что Грузия все равно вошла в СССР в 1922 году в составе ЗСФСР, и Сталин, и Ленин понимали, что сам по себе факт конфликта, в основе которого лежат идеи национализма, — это вещь серьезная и может иметь последствия для будущего государства. Свои аргументы в пользу автономизации Сталин изложил в письме Ленину. В частности, он отметил, что нужно определяться: или у остальных советских республик тоже должна быть реальная независимость от Москвы, свои наркоматы иностранных дел, внешторги, или нужно создать нормальные автономии внутри РСФСР с подчинением вошедших территорий ее центральным управленческим органам России. Владимир Ильич».
Абхазия в Грузинскую ССР. Разметка конца договор кампании Кавказа в первой мировой войне предусматривавшего разделения бывшей Батумской области в Кутаисской губернии Российской империи между Грузией и Турцией. По соглашению северная половина со значительным грузинским мусульманским населением станет частью Советской Грузии, но получит автономию. Другая автономная республика была создана в июле 1920 года в Нахчыване , районе, граничащем с Арменией, Турцией и Ираном, на который претендовали армяне и азербайджанцы.
Парламент Азербайджанской Демократической Республики — орган, осуществлявший законодательную власть в стране. Состоял из членов Всероссийского Учредительного собрания, избранных от Закавказья, и представителей политических партий Закавказья. Председатель — грузинский социал-демократ меньшевик Н. Движение за объединение Румынии и Молдавии , или унионизм, — социальное и политико-экономическое движение, имеющее разные характеристики и разный уровень поддержки в современных государствах Молдавия и Румыния. Политическая партия существовавшая в Средней Азии в 1918-1926 годах. С 1920 г. Государственное совещание в Уфе известно также как Уфимское государственное совещание, Уфимское совещание — наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России в г. Уфе 8—23 сентября 1918 г. Балканская федерация Балканская федеративная республика — проект федеративного или конфедеративного государства, зародившийся в конце XIX века, которое включало бы в себя Югославию, Болгарию, Румынию, Албанию и Грецию, основанный главным образом на левой политической идеологии. Была создана в результате объединения Кубанской и Черноморской советских республик. Азербайджанская диаспора — азербайджанцы, проживающие за пределами азербайджанской автохтонной и этнической территории, лица, считающие себя связанными с Азербайджаном и азербайджанским этносом с точки зрения этнической, языковой, культурной или исторической общности. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы перестройки 1987—1988 , на фоне резкого подъёма национальных движений в Армении и Азербайджане. К ноябрю — декабрю 1988 года в этот конфликт, как отмечал А.
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР)
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Российская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991). Герб Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Суть ее заключалась в том, что существующие формально независимые республики, Украинская советская социалистическая республика (УССР), Белорусская советская социалистическая республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная. Закавка́зская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (Закавказская Федерация, ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических. Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика была образована 12 марта 1922 года на конференции представителей ЦИК Грузинской, Армянской и Азербайжданской ССР. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (1922-1936), см. Закавказская Федерация.
Как до 1922 года жили страны, ставшие республиками СССР
Герб Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика была образована 12 марта 1922 года на конференции представителей ЦИК Грузинской, Армянской и Азербайжданской ССР. Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении.
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР)
Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика была создана по решению Кавказского бюро РКП(б), принятому в ноябре 1921 года по инициативе В. И. Ленина. САРАЛИДЗЕ: Да, были три республики (мы уже об этом рассказывали), они составили Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику – Армения, Азербайджан и Грузия. Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика | Всё об играх на ПК и консоль. Буквенная аббревиатура от Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Упраздненная в 1936 году Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР) включала в себя Грузию, Абхазию, Армению и Азербайджан.
" + data.name + "
Для успешного осуществления этого требовалось выполнение трех условий: Объединение военных и внешнеполитических усилий. Объединение хозяйственных ресурсов. Полное уничтожение национал-шовинизма как наследства буржуазно-националистических правительств. Грузинские национал-уклонисты Против объединения и создания Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики выступили грузинские национал-уклонисты.
Это политическое течение возникло в рядах компартии Грузии после победы Октябрьской революции. Оно было порождением новой экономической политикой, когда разгулялась мелкобуржуазная стихия, охватившая экономику и общественные отношения, возродившая национализм и шовинизм. Мелкобуржуазная среда влияла на идеологию, формировала буржуазный национализм в стране, где проживали разные народы, которые в этой ситуации хотели идти своим путем, не желали терпеть притеснения от властей Грузии.
Это противоречило социалистическим принципам равенства народов. Коммунисты видели другой путь развития, который выражался в федеративном интернациональном устройстве государства, где каждому народу давались равные права. Этому способствовало и то, что Грузия и другие республики Закавказья получили в наследство пережитки национализма и шовинизма.
Была проведена большая работа по разъяснению политики по федерализации закавказских республик. В городе Тифлисе и других городах Закавказья прошли многочисленные митинги с участием видных политических деятелей.
И именно большевики решились взять власть в свои руки и остановить уничтожение нашей страны. За что им благодарные современники и потомки и ставили памятники. Более того. Именно большевики смогли воссоединить государство даже из этих, уже отвалившихся кусочков. Да - с предоставлением права на самоопределение, да - с сохранением национально-территориальных атрибутов, но - в составе единого государства. И это - тоже гениальное решение Ленина, позволившее сохранить единое государство.
Шаумяном, А. Джапаридзе, М. Азизбековым, И. Фиолетовым и А. Микояном в ожесточённых боях разбил муссаватистско-беко-ханскую контрреволюцию и установил в Баку советскую власть. Закавказские буржуазно-националистические партии — дашнаки, муссаватисты, меньшевики — организовали контрреволюционный блок закавказского комиссариата и сейма. С помощью американских, западноевропейских и турецких империалистов они против воли трудящихся масс Армении, Грузии и Азербайджана сначала оторвали Закавказье от Советской России, а затем, с целью ослабить борьбу народов Закавказья за восстановление советской власти, стали разжигать между народами национальную вражду, создавая марионеточные «государства» и натравливая их друг на друга.
В мрачный период хозяйничания в Закавказье американо-английских, французских и турецких империалистов и их агентов — меньшевиков, дашнаков и муссаватистов 1918 — 1920 гг. Обычными явлениями были вооружённые столкновения между войсками «правителей» Армении и Грузии, Армении и Азербайджана, Азербайджана и Грузии. В результате интервенции и гражданской войны народное хозяйство в Закавказье было доведено до полной катастрофы. Остановились фабрики и заводы, железнодорожный транспорт находился в состоянии полного развала, резко сократилась посевная площадь. Особенно трагично было положение Армении. Только за два с половиной года господства дашнакского «независимого» «правительства» здесь было убито и умерло от голода и эпидемий 480 тыс. Только благодаря гениальному руководству Ленина и Сталина, большевистской партии, благодаря помощи великого русского народа и Красной Армии трудящиеся Закавказья смогли разгромить интервентов и националистическую контрреволюцию и установить советскую власть: в Азербайджане в апреле 1920 г.
Без помощи Советской России они не могли бы сохранить свою независимость и восстановить народное хозяйство. В 1920 — 1921 гг. Однако для установления единства республик Закавказья и дружественных отношений между ними и Советской Россией необходимо было обеспечить дальнейшее их хозяйственное, политическое и культурное сближение, а для этого нужно было прежде всего правильно решить национальный вопрос, ибо в период гражданской войны и иностранной интервенции стараниями дашнакского, муссаватистского и меньшевистского «правительств» были подорваны узы братского доверия между национальностями Закавказья. Необходимость создания Федерации советских социалистических республик Закавказья Армении, Грузии и Азербайджана вызывалась также экономическими причинами. За время империалистической и гражданской войн и хищнического правления американо-английских и турецких империалистов и буржуазно-националистических «правительств» меньшевиков, дашнаков и муссаватистов было разрушено народное хозяйство Закавказья. Добыча нефти с 446 млн пудов в 1913 г. Был разрушен железнодорожный транспорт края, на многих участках железных дорог не осталось ни одного паровоза, ни одного вагона, а то, что имелось, пришло в полную негодность.
В полный упадок пришло и сельское хозяйство. В 1920 г. Для восстановления народного хозяйства и его дальнейшего развития по пути социалистического строительства необходимо было объединить усилия всех республик Закавказья. Ни одна из этих республик не могла выйти из нищеты и разорения без тесного государственного союза с другими закавказскими республиками и без помощи РСФСР. Национальная вражда, разжигавшаяся муссаватистским, дашнакским и меньшевистским «правительствами», привела к ослаблению уз братской дружбы, связывавших рабочих и крестьян различных национальностей. Контрреволюционные националистические партии натравливали братские народности Закавказья друг на друга. Так, меньшевики Грузии организовывали избиение осетин, аджарцев, абхазцев, вели войну с «правителями» Армении, имели непрерывные столкновения с муссаватистами Азербайджана.
Муссаватисты, в свою очередь, организовывали армянскую резню в Нагорном Карабахе, воевали с дашнаками Армении. Не отставали от меньшевиков и муссаватистов и дашнаки. Они истребляли проживавших в Армении азербайджанцев и воевали с «правительствами» Азербайджана и Грузии. Сталин на XII съезде РКП б , — целый ряд районов, где большинство армян всю остальную часть населения, состоящую из татар, вырезали, — например, Зангезур.
В частности, он отметил, что нужно определяться: или у остальных советских республик тоже должна быть реальная независимость от Москвы, свои наркоматы иностранных дел, внешторги, или нужно создать нормальные автономии внутри РСФСР с подчинением вошедших территорий ее центральным управленческим органам России. Владимир Ильич». Президент уточнил, что даже после смерти лидера большевиков СССР строился по его принципам. В чем же они состояли и как именно Ленин применял их к украинскому вопросу? Сталин писал: "Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться центру, то есть если мы теперь же не заменим формальную фиктивную независимость формальной же и вместе с тем реальной автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик". Также Сталин указывал на опасность того, что за четыре года Гражданской войны, когда Москва была вынуждена проявлять либерализм в отношении регионов, в республиках появилось немало коммунистов и социал-"независимцев", которые требуют настоящей независимости и которых раздражает вмешательство Москвы в их дела.
Средством для решения этих проблем Иосиф Сталин видел автономизацию. А вот Ленин изложил свои аргументы в письме под названием "К вопросу о национальностях или об "автономизации". В нем Владимир Ильич раскритиковал действия Орджоникидзе и потребовал его наказать, несколько завуалированно обвинил Сталина в русском шовинизме и раскритиковал работу Дзержинского как главы комиссии по "Грузинскому делу". Также он провел дифференциацию видов национализма и написал следующее: "Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой. По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений". Ленин призвал защищать национальные языки республик и оставить на местах большинство наркоматов. Можно также предположить, что кроме этих аргументов Владимир Ильич ожидал мировой революции, а в статье "О лозунге Соединенных Штатов Европы" он писал: "Соединенные Штаты мира а не Европы являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом, — пока полная победа коммунизма не приведёт к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства". Для многих это была «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века», однако, есть и те, для кого это событие стало «крушением тюрьмы народов». Ленин выступал за ликвидацию государства как такового, а значит, видел в самом государственном устройстве лишь временное явление. И в этом контексте для него было не столь важно, унитарное ли территориальное устройство или федеративное.
1917 год: Развал России и большевики - 2
Существует два основных вида таких противостояний: сепаратизм и ирредентизм. Американский профессор Дональд Горовиц дефинирует сепаратизм как "выход группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, составной частью которого она является. Ирредентизм же есть объединение этнически родственного населения и его приграничной территории с родственным государством, которое готово их присоединить. За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство". Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ. А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает.
И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания". Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти. И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки. На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов.
Разве что приостановлены военные действия. Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда. Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее. Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения. Не рассматривается также возможность возникновения внешней по отношению к региону силы, которая, установив в Закавказье свое правление, может принудить всех находящихся в ее подданстве жить в мире. Такой, какой исторически была Россия. Между тем, идея формирования Закавказской или, как принято сейчас говорить, Южнокавказской федерации или конфедерации продолжает витать в воздухе и даже обретать некие зримые очертания. Кроме очень медленно, но все же набирающей обороты Южнокавказской парламентской инициативы, в конце 2005 года произошли события, которые некоторые наблюдатели склонны увязывать именно с перспективой создания такого гособразования. Речь идет о состоявшемся 29 ноября 2005 в Армении референдуме по конституционным поправкам, который очень активно лоббировался европейскими структурами.
В числе многочисленных поправок, в реформированную Конституцию вошли такие пункты, как снятие запрета на двойное гражданство, передача права решения вопроса о госграницах Армении от плебисцита парламенту республики, пожизненная неприкосновенность президента республики: его неподсудность за деятельность, следующую из его статуса на срок своих полномочий "и после него". Следует отметить, что именно по этим пунктам в республике развернулись основные разногласия. Сторонники южнокавказской федерации комментируют их следующим образом: - двойное гражданство даст возможность быть одновременно гражданами и национальной республики, и конфедерации; - определение границ парламентом облегчит образование административных границ и утверждение государственной границы по всему периметру Южного Кавказа; - пожизненная неприкосновенность президента страны "в рамках его полномочий" позволит последнему избежать преследования за ущемление суверенитета республики, что неизбежно в случае вхождения в состав какого-либо гособразования. Не следует оставлять без внимания и прозвучавшее опять же в конце 2005 года заявление ряда объединяющих выходцев из Армении общественных организаций Азербайджана о необходимости "предоставления им в Армении автономии и двойного гражданства". Трудно сказать, в каком направлении будут развиваться события в Закавказье дальше. Определенно одно: любой вариант решения из числа официально предлагаемых ведет за собой победу одной и поражение другой стороны конфликта, что неминуемо станет в дальнейшем новым предметом внутриполитических спекуляций элит конфликтующих сторон, а значит и дальнейшего нагнетания атмосферы обоюдной неприязни. Официально стороны будут разведены, но конфликты не будут ни решены, ни даже загнаны вглубь, поскольку общественность "проигравшей" стороны будет оскорблена очередной "исторической несправедливостью", вину за которую она, не без помощи национальных властей, возложит не на международную общественность и посредников, а на народ-"победитель". А следовательно, единственным ресурсом действительного решения проблем Закавказья может стать лишь его объединение.
При этом все случившиеся изменения конфигурации границы приводили к локальным приращениям территории Армении за счет азербайджанских земель, заметил собеседник Sputnik. В своем окончательном виде линия границы между Азербайджанской и Армянской ССР начала существовать с 1 января 1984 года, продолжает эксперт. По мнению политолога, о возвращении к ней мечтает сейчас официальный Ереван. При этом, по его словам, руководство Армении прекрасно понимает, что единственным международно-правовым документом в вопросе демаркации и делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией был и остается Карсский мирный договор 1921 года, а единственной международно-признанной границей — делимитированная в соответствии с ним линия границы, существовавшая во время вхождения Азербайджана и Армении в состав ЗСФСР. Ответ на вопрос, зачем Еревану надо, чтобы демаркация и делимитация азербайджано-армянской границы случились по картам времен СССР, прост.
Еще одна автономная республика была создана в июле 1920 г. Нахчыван , территория, граничащая с Арменией, Турцией и Ираном, на которую претендовали армяне и азербайджанцы. В Московский договор и по Карскому договору Нахчыванская область была признана автономной республикой под защитой Азербайджанской Советской Республики. Пожалуйста помоги улучшить эту статью от добавление цитат в надежные источники.
Валюта На территории федерации ходили различные валюты. Была начата денежная реформа, для реализации которой в ЗСФСР были направлены 1,5 млн пудов хлеба, 5 млн аршин мануфактуры и 259 тыс.
Закавказская социалистическая федеративная советская республика карта - 95 фото
По мнению политолога, о возвращении к ней мечтает сейчас официальный Ереван. При этом, по его словам, руководство Армении прекрасно понимает, что единственным международно-правовым документом в вопросе демаркации и делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией был и остается Карсский мирный договор 1921 года, а единственной международно-признанной границей — делимитированная в соответствии с ним линия границы, существовавшая во время вхождения Азербайджана и Армении в состав ЗСФСР. Ответ на вопрос, зачем Еревану надо, чтобы демаркация и делимитация азербайджано-армянской границы случились по картам времен СССР, прост. Армянское политическое руководство сейчас реально готово отдать все спорные с точки зрения этих карт территории, так как прекрасно понимает, что эти земли все равно за Арменией не удержать, отмечает Кузнецов. Главная геополитическая задача для Пашиняна на сегодня, считает политолог, это удержание за Арменией Зангезура, который добровольно был передан ей Азербайджаном 1 декабря 1920 года, а поэтому на картах ЗСФСР, созданных в соответствии с условиями Карсского мирного договора 1921 года, отображен как территория Армении.
Во время Гражданской войны все они были союзниками, все выступали против белых армий и собственных националистов и с помощью Москвы боролись с внутренней контрреволюцией. Вступление конных частей Красной армии в Казань. Фото: РИА Новости Каким был Георгий Чичерин, еще сто лет назад заявивший о необходимости сокращения вооружений Идея большого государства возникла на волне победы Красной армии в Гражданской войне, когда казалось, что действительно «нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики». Москва чувствовала в себе силы, чтобы объединить шестую часть обитаемой суши и почти всю территорию бывшей Российской империи. Но в 1922 году республики, объединенные авторитетом российских большевиков, начинали вести и общую внешнюю политику. В феврале их эмиссары подписали соглашение о передаче своего представительства РСФСР на международной конференции, посвященной экономическим и финансовым вопросам, которая проводилась в итальянской Генуе. Стало ясно, что необходимо более тесное объединение — и административное, и экономическое. Выжить поодиночке было труднее. Спор об автономизации От «Симфонии гудков» до «Мурки» и гимна пионерии До 1917 года и в первые годы после революции большевики, включая их вождя, видели социалистическую Россию унитарной. Для областей с особым национальным составом предлагались варианты культурной автономии. Но реальность внесла коррективы в этот план. Приходилось считаться с тем, что за несколько лет хаоса в Киеве, Тифлисе, Минске обозначилось стремление к суверенитету, полное уничтожение которого местное население восприняло бы как агрессию. С августа 1922 года начала работать специальная комиссия, которая должна была определить общее будущее еще разобщенных советских республик. Именно он был инициатором объединения советских республик в единое государство. План, разработанный под руководством Сталина, предполагал вступление независимых советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Сталинский проект поддержали далеко не все. Например, председатель Совнаркома Украины Христиан Раковский кстати, этнический болгарин, родившийся на Балканах, под Сливеном писал: «Формальное упразднение независимых республик явится источником затруднений как за границей, так и внутри Федерации». Не согласились с таким ущемлением «самостийных» прав и на Украине, и в Белоруссии, и в Грузии. Он принялся корректировать Сталина — и в письмах, и во время личной встречи. Ленин категорично выступал за национально-территориальный принцип формирования республик, как автономных внутри РСФСР, так и будущих союзных. Несмотря на скверное самочувствие, в этом вопросе он оставался непреклонным — и Сталину приходилось сдавать позицию за позицией. Судьбу спорных территорий Ленин старался решать как можно быстрее, чтобы хотя бы на время прекратить распри.
Грузинская ССР — 2 666 500 чел. В то же время процент титульной нации в Армянской ССР был наибольшим.
Договор, знаменующий конец Кавказская кампания в Первая Мировая Война предусматривал разделение бывших Батумская область из Кутаисская губерния Российской Империи между Грузией и Турцией. По соглашению северная половина со значительным грузинским мусульманским населением станет частью Советской Грузии, но получит автономию. Еще одна автономная республика была создана в июле 1920 г. Нахчыван , территория, граничащая с Арменией, Турцией и Ираном, на которую претендовали армяне и азербайджанцы.