Новости восстановление ленинграда после войны

Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе. Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Как возобновилось строительство метро после войны | ФОТО Unsplash.

Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период

Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше. На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые. В 1947 году отменяют карточную систему.

И среди них один уникальный, единственный в СССР — огромный «Линдер», кстати, немецкого производства. Его берегли всю блокаду. Но только подвезли к цеху, начался обстрел. Один снаряд угодил в цех штампов. Ошарашенные рабочие чуть ли не грудью закрыли немецкий станок.

Обстрел прекратился, но в углу цеха зияла двухметровая воронка. Это произошло 15 января 1944 года. И это был последний обстрел Кировского завода. Ленинград возрождался быстро. Токари и пекари, вагоновожатые и профессора после работы становились строителями, дворниками и садоводами. На Кировском заводе решили, что каждый должен после смены отработать ежемесячно не менее двадцати часов на восстановлении и благоустройстве. На улицы выходили все. В марте начали ремонт ДК имени Газа, к Первомаю закончили первый этаж.

Транспорта не хватало, прицепы с саженцами для проспекта Стачек тянули танками. Но самое приятное, по воспоминаниям ветеранов, было переходить на мирную продукцию. На участке ящиков для снарядов начали делать тумбочки для заводского общежития. В цехе мин наладили выпуск чугунных радиаторов центрального отопления. Вместо танков освоили производство трелевочных тракторов для заготовки леса.

Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г. Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания. Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг. Оба помещения находятся в Петровской части дворца, расширенного Растрелли. От Диванной на восток идет анфилада парадных покоев императорских особ — Северная, или Золотая, анфилада. Следующей из восстановленных комнат стала Коронная, реставрация которой осложнялась отсутствием довоенных изображений ее общего вида. Известно лишь, что растреллиевская отделка просуществовала около 15 лет и в 1769—1770 гг. Фельтена создана парадная опочивальня. Было решено выполнить перегородку алькова и декоративную композицию по аналогам и архивному чертежу Ю. Фельтена, где приведено изображение одной из перегородок, возведенных в те годы. Работы в Белой столовой, так же, как и в Тронном и Чесменском залах, облегчались, хотя и ненамного, благодаря наличию сохранившихся на стенах остатков лепного декора: барельефов, тяг, гирлянд и порезок. В 1770-х гг. Особое место в художественном убранстве зала занимали барельефы в овальных медальонах, созданные в XVIII в. Отделка интерьера Белой столовой выполнена Ю. Фельтеном в 1774—1775 гг. При моделировании неоценимую пользу принесли дореволюционные и довоенные фотографии. Некоторые сохранившиеся элементы играющих младенцев путти и цветочных гирлянд были давно сняты и хранились во дворце. При восстановлении утраченных барельефов скульпторам помогло определение М. Колотовым авторства И. При расчистке мест для установки барельефов и снятии старых остатков скульптор Томский обнаружил, что поверхность в крупных медальонах, на которой выполнялись барельефы не плоская, а слегка вогнутая, полусферическая. Благодаря этому композиции старых мастеров имели достаточно развитый вглубь рельеф, который, тем не менее, не нарушает плоскость стены. Паркетные полы восстановлены по фотографиям и рисункам Растрелли. Люстры XVIII века с дымчатым богемским хрусталем возвращены из эвакуации, прошли реставрацию и помещены на свои места в залы. Сохранились и подлинные живописные полотна, сегодня они украшают стены Тронного и Чесменского залов. На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р. Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г. Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг. Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски. Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты. Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом. При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А. Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б.

Вместо них появлялось что-то другое. Разобрали знаменитый Дом-сказку на улице Декабристов. А с Литейного проспекта в 1978-м исчез разрушенный доходный дом архитектора Эдуарда Шмидта. Андрей Федоров, корреспондент: «Короткие выдержки из газетного репортажа того времени: "Валить высоченную стену решили ночью, когда на Литейном стихает транспортное движение. Операцию проводила бригада "Ленжилуправления", которой руководит мастер С. П Калинин. Утром изумленные прохожие останавливались возле этой груды кирпичей. Стоял вчера дом и нет его". Кстати, в этом же материале говорится, что здание-близнец возведут в ближайшее время, но что-то пошло не так». На этих кадрах хроники самые масштабные разрушения во время блокады. Петергоф и Царское село были уничтожены полностью. Немцы оставили лишь скелеты зданий. На восстановление шедевров искусства потребовалось несколько десятилетий. Раиса Слепушина — одна из тех, кто посвятил этому всю жизнь. Она восстанавливала потолки, двери и печи, но самая главная работа — Китайская гостиная. Уникальную живопись на шелке воссоздала по собственной технологии. Раиса Слепушкина, художник-реставратор: «Да простая, примитивная даже. Все гениальное просто. На весу, как на пяльцах растягиваешь и делаешь. Краской берешь и растаскиваешь. Так получилась вода». Многочисленные китайские туристы качество проделанной работы оценили. От оригинала полотна не отличить. А ведь сразу после войны дворец предлагали не восстанавливать и оставить как памятник.

Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда

При этом русские области и края не имели даже возможности кооперироваться и лоббировать свои интересы. В то время как у любой другой республики были в ЦК и Политбюро свои лоббисты, а Грузия так и вовсе жила как любимое дитя Сталина и Берии мало кто помнит, но после депортации карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей Грузии передали ряд земель, входивших в состав РСФСР и возвращенных в 1950-е годы России , у русских областей не было никакого координирующего центра. Он выступил с инициативой восстановить Бюро ЦК по РСФСР не без резона рассчитывая, что его возглавит он сам или Кузнецов , в котором решались бы важные для экономического и культурного развития республики вопросы, даже получил поддержку главы компартии Украины Хрущева. После смерти Жданова летом 1948 года его знамя поднял Родионов, написавший Сталину несколько записок с просьбой найти для России место в партийной структуре. Мало того, Родионова обвиняли в том, что, когда пришло распоряжение создать новые флаги для всех республик, он хотел утвердить в качестве флага РСФСР некий вариант, отсылавший к национальному трехцветному знамени. Были у Жданова и ленинградцев и свои идеи, касавшиеся всего Союза. В 1946 Жданов предложил Сталину проект программы партии, в котором предполагалась постепенная замена государственно-партийной диктатуры народным самоуправлением, включая всенародные голосования. Партийная программа предусматривала «всячески поощрять изучение русской культуры и русского языка всеми народами СССР». Одновременно соратник Жданова — Вознесенский — предложил программу социально-экономического развития СССР, в которой последовательно проводилась установка на облегчение жизни народа: увеличение производства потребительских товаров, создание социалистической товарно-денежной экономики. По сути, Жданов и Вознесенский предложили переместить СССР на пути русоцентричного народного социализма, с революционно-коммунистической, но не людоедской и не эксплуатирующей русский народ идеологией и практикой.

Несомненно Жданов был плотью от плоти коммунистической системы и нес в своем мировоззрении все ее уродства и пороки. Несомненно, что и его русоцентризм носил скорее лево-народнический, а не «белый» характер. Однако никакой антисемитской политики, вопреки распространенному мифу, при жизни Жданова не велось — она началась в январе 1949 года, через полгода после его смерти. Жданов вел кампанию борьбы с «низкопоклонством перед Западом», в которой, конечно, было немало абсурдных урапатриотических перегибов, вроде «русский Можайский изобрел первый самолет», но по сути она была нацелена на восстановление национального достоинства русского народа. Характерно, что в качестве дискредитирующего Зощенко факта приводится цитата из его статьи 1922 года: «я не коммунист, не эс-эр, не монархист, а просто русский и к тому же политически безнравственный». Очевидно желание быть «просто русским» идеолога национал-коммунизма Жданова не устраивало. Однако, вот что показательно — ни для кого из бичуемых Ждановым в этой речи дело не закончилось арестом и смертью. Напротив, идеолог пытался выстроить систему прессинга не связанную с арестами, пытками и расстрелами — так называемые «суды чести», которые должны были прорабатывать граждан за «космополитизм». Может показаться, что моральный террор не лучше физического, но пытаемые на Лубянке явно с этим бы не согласились.

Сразу же после его смерти сталинская система вернулась к старым орудиям 1937 года — наручникам, карцерам, дубинкам следователей и пулям в затылок на безымянных полигонах. И первыми, кто стал жертвой возродившейся в полном варианте террористической системы, стали осиротевшие после смерти вожака в августе 1948 года «ждановцы». В 1949-50 годах по стране прокатилась волна практически не афишируемого, но чрезвычайно чувствительного террора против кадров «ждановской» выделки, связанная с так называемым «Ленинградским делом». Дело было засекречено самим Сталиным, ходили лишь невнятные слухи, что «ленинградцы» затеяли какой-то национализм и пытались перенести столицу РСФСР к себе и «противопоставить себя партии». Сталин несколько лет накапливал у себя прослушки разговоров «ждановцев» про несправедливое отношение к России и русским, ложившиеся ему на стол министром МГБ Абакумовым и, в конечном счете, дал им ход, видимо решив, что с русскими ему в деле строительства социализма не по пути. Главными лоббистами репрессий против ждановцыв был старый аппаратный противник идеолога — Маленков и поддерживавший его Берия. Формальным поводом была избрана проведенная в Ленинграде Всероссийская оптовая ярмарка, куда съехались хозяйственные и партийные руководители со всей РСФСР и из многих союзных республик и где были заключены прямые сделки о поставках товаров. Современные неосталинисты, которым важно любой ценой оклеветать «ленинградцев» утверждают, что якобы на ярмарке «пропало» товаров на четыре миллиарда рублей. Это беспардонная ложь — на ярмарку привозились образцы товаров, по которым заключались договора.

Салют в Ленинграде 27 января 1943 Рубанчик Я. Без названия. Будет отопление. Серебряный А ну-ка взяли!

Восстановление Ленинграда Восстановление Ленинграда 1943—1945. Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, фашисты полностью разрушили 840 зданий промышленных предприятий, нанесли серьёзный материальный ущерб свыше 3 тыс. Из каждых 100 м2 жилой площади 27 м2 нужно было строить заново или капитально ремонтировать. Уничтожено и повреждено 187 из 300 находившихся под государственной охраной исторических зданий и сооружений. На месте всемирно известных дворцовых ансамблей ленинградских пригородов остались руины. Весной 1942 архитекторы приступили к разработке проекта Генерального плана восстановления и развития Ленинграда, тогда же началось частичное восстановление производства на некоторых законсервированных заводах и фабриках. В январе 1943 после прорыва блокады Ленинграда 15 крупнейших ленинградских предприятий Невский машиностроительный завод имени В. Ленина, Ижорский, «Большевик» и др. Строительные тресты начали восстановительные работы на Кировском заводе, «Электросиле» имени С.

Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные. Главные городские доминанты — золоченые шпили и купола Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Михайловского замка — освобождаются от маскировочных чехлов и серой краски. Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова. Именно она с товарищами проводила маскировку архитектурных доминант города в самые тяжелые дни блокады в 1942 году. На выставке можно увидеть личные вещи куртку и спортивные туфли и портрет Ольги Фирсовой под названием «Память», выполненный Борисом Лесовым в 1985 году. Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города. Отдельный раздел выставки рассказывает о возвращении в Ленинград эвакуированных в годы блокады заводов и фабрик, театров и музеев, научно-исследовательских институтов и ВУЗов. О возрождении культурной жизни города, об открытии театров и музеев, о проведении спектаклей, концертов, выставок, спортивных мероприятий напоминают многочисленные афиши и фотографии тех лет. На выставке представлены архитектурные проекты из фондов музея, свидетельствующие о решении задач по восстановлению и дельнейшему архитектурному развитию Ленинграда. Сразу после освобождения Ленинграда перед архитекторами и скульпторами ставится задача увековечивания памяти о ленинградской блокаде и героической битве за Ленинград.

Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны

Но люди в ватниках, синих халатах продолжали рыться, работать среди развалин. Потом начались субботники, куда выезжали ленинградцы, помогая расчищать парки. Из укрытий, из ям извлекались припрятанные статуи, памятники. Заделывались пробоины дворцовых стен, возводили кровлю. Так исподволь, без лишнего шума начиналась великая, воистину беспримерная эпопея Восстановления.

На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые. В 1947 году отменяют карточную систему. Одновременно проводят денежную реформу — обмен старых денег на новые. К середине 1950-х годов реальная заработная плата достигла довоенного уровня.

Посмотреть все слайды.

Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски.

Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты.

Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом.

При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А.

Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца.

Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата.

Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика.

К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В. Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России.

Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше. Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг.

В 1978 г. Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг.

Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов.

Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г. Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня.

Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы. Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля.

Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой.

Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г.

Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения.

Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время.

Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись.

Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель.

Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г. Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…».

В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений.

В 1902 г. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется. Надо отдать справедливость — весьма толково.

Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г. В 1856 г.

Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов». В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в.

В 1913 г. В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг.

Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г.

Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г.

Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов.

Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие.

В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны.

Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком.

В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности.

Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации.

Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла. Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями.

Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете.

При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата.

В таких квартирах не задумывались кухни или ванные, так как жители должны были питаться в столовой при коммуне и мыться в общей душевой [71]. Для жилмассивов было типично наличие «общественной группы» — детских садов, библиотеки, красного уголка, бани с прачечной и кооперативного магазина [58]. При строительстве жилых домов в стиле сталинского ампира архитекторы вернулись к дореволюционному способу оформления жилищ, создавая квартиры с высокими потолками, кухнями, ванными [59]. Самые комфортабельные в городе квартиры были построены в доме политкаторжан , куда селились семья революционеров, побывавших на каторге до революции. Семья могли жить в собственных квартирах, в которых были ванные, что было большой редкостью в тот период, но в квартирах не было кухни [71]. В доме также имелся детский сад, библиотека, театр. Из 140 семей в итоге 132 были репрессированы [71]. В Ленинграде имелись обширные, «барские» квартиры с собственной прислугой, в которых жили партийные работники [71].

Специально для работников Ленсовета и депутатов был построен дом Ленсовета , где располагались роскошные многокомнатные квартиры с прислугой [72]. Новые жилые здания строились относительно медленно и жилья не хватало [73]. Квартиры в «сталинках» выделялись своим высоким качеством и они будут считаться элитными в поздний советский период и современность [74] Коммунальное жильё[ править править код ] В постоянном процессе разукрупнения квартир в бывших доходных домах появилось коммунальное жильё с тёмными и длинными коридорами и помещениями без естественного освящения [69]. Типичная коммунальная квартира располагалась в бывшем доходном доме и состояла их множества комнат и длинных коридоров с общей кухней и туалетом. Вход в коммунальную квартиру венчало множество звонков, каждый — в одну комнату. Жильцы организовывали расписание уборки мест общего пользования. В коммунальных квартирах не было ванных, но были туалеты [75]. Жилищная ситуация заметно ухудшилась в послевоенное время, часто людей селили в непригодных для жилья помещениях — корпусах больниц, цехах, казармах и подвалах [34] , но ситуация снова улучшилась в 1950-е годы [76] , к этому момента была восстановлена часть жилищного фонда [76]. На кухнях стояло по несколько плит, чтобы готовкой могли заниматься несколько человек [75]. Ванные ещё тогда не вошли в бытовую жизнь горожан и ленинградцы традиционно мылись в общественных банях по субботам [78].

Подавляющая часть дореволюционных помещений не была оборудована для мытья дома [78]. Бельё часто стирали на кухне, варя одежду в огромных баках [75]. Бельё также стиралось в домовых прачечных или подвалах домов [77]. Значительная часть домов продолжала отапливаться дровами и в дворах располагались дровяники [77]. Для готовки на кухне использовались массивные плиты, топившиеся дровами, а также керосинки, керогазы или примусы [79]. Основным местом отдыха выступали внутренние дворы, где общались жильцы, взрослые играли в домино, обменивались новостями и сплетнями, дети играли с прятки, разбойников, пятнашки и т. Мячи были редкостью и вместо них использовались маялки мешочки с песком [80]. Летом многие жители Ленинграда уезжали на дачи [81]. В годы блокады Ленинграда электричество и водопровод перестали работать. Люди заклеивали окна бумажными полосками, чтобы в случае бомбардировок стекло не разлеталось.

Часто люди прятались и жили в подвалах — бомбоубежищах [82]. Ночью окна зашторивались чёрными занавесками, чтобы враг с воздуха не мог целиться [42]. Люди жили в условиях холода, было налажено производство печек буржуек , которыми отеплялись помещения [83]. Электричество начали подавать в конце 1942 года [84]. В городе не хватало общественных туалетов и со времён революции почти во всех дворах стояли «ретирадники» — примитивные будки без крыши, внутри которого размещался дощатый с широкими щелями пол. Из-за них во дворах в жаркую погоду стоял зловонный запах [21]. Выгребные ямы очищались с 1937 года специальными машинами [10]. Их осталось заметно меньше после Великой отечественной войны [21]. В квартирах центральной части Ленинграда вводилось центральное отопление, в квартирах появлялись батареи, однако многие квартиры продолжали топить дровами [10]. В центральных районах c 1935 также шла постепенная газификация, в некоторых квартирах появлялись первые газовые нагреватели и плиты [10].

В квартирах распространялось радио [10] , стали распространяться домашние телефоны [85] , в городе к 1940 году обслуживали 34 000 номеров [85]. Инфраструктура[ править править код ] Шла масштабная реконструкция городской водной сети, к 1941 году было проложено более 1000 километров водопроводных труб, водопровод появился на Удельной , Автове , Пискарёвке и Полюстрове [10]. Существовавшие деревянные трубы заменялись бетонными.

Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.

  • Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады |
  • Восстановление и преображение: Ленинград после войны
  • Петергоф: послевоенное возрождение | Точка Арт
  • Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны

Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы

Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения. Конспект урока: «Проекты восстановления пригородов Ленинграда после Великой Отечественной войны (1944-2003 годы)».
Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы 1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946.
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга › Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство.
Строительство ленинграда после войны Дворцовые пригороды Ленинграда в канун войны и в первые послевоенные годы.
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда В апреле ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны.

Справка, что ты ленинградец

  • Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы
  • Петергоф: послевоенное возрождение
  • Tg: СОЛОВЬЕВ
  • Послевоенное восстановление Ленинграда ⋆ Советские памятники
  • Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир
  • Уменьшение жилищного фонда

Презентация на тему Восстановление Ленинграда

Tags:Андрей Александрович Жданов Великая Отечественная война Ленинград Николай Варфоломеевич Баранов Послевоенное восстановление Ленинграда Последствия блокады Ленинграда Сталинские реставраторы. После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было длительным и сложным процессом, который включал несколько основных этапов. Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». «Ущерб, причиненный предприятиям Ленинграда. Восстановление после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944–1946 гг.)».

Популярное

  • Советские памятники
  • Послевоенное восстановление
  • Подпишитесь на нашу рассылку
  • Комментарии
  • Подписаться на новости
  • Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны

Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе

Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке. Общество - 27 ноября 2022 - Новости Санкт-Петербурга - Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда[38]. — Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды.

Восстановление Ленинграда

После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. После запуска процесса восстановления города, как водится, пошли проверки. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения.

Послевоенное восстановление

Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда». В апреле ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны. Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий