Новости советский тыл

Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Советская культура в конце 20-начале 30 гг.

Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны

Видеосюжет новости. Давай посадим немецкий самолет, на котором нас будут перебрасывать в тыл Красной Армии. Тогда мы сможем доказать нашу преданность советской власти. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Советская культура в конце 20-начале 30 гг.

Новости Советского района

После вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года тревожным набатом зазвучали слова священной песни — призыва «Вставай, страна огромная! Война стала народной. Наши воины героически сражались на фронтах Великой Отечественной, наши труженики ковали победу в тылу. Дети, женщины, старики, военные специалисты, люди, не подлежавшие мобилизации, были призваны на трудовой фронт, работа на котором была равна подвигу. В тяжелейших условиях они растили и убирали хлеб, строили заводы, выпускали снаряды, танки, самолеты, одевали наших солдат и офицеров, перестраивали науку на военные нужды.

Были пробки. Ведь надо было почти 2,5 миллиона человек перевезти с востока, с мест мобилизации на фронты, в районы военных действий. И это все смогли сделать. Я хочу сказать, что вот у нас было 700 тысяч станков на начало войны. Мы 100 тысяч станков потеряли. Мы потеряли достаточно… Не так много, кстати.

Немцы говорили… Мы не так много потеряли паровозов, вагонов. Евгений Спицын: Да у немцев все время своя статистика. Булат Нигматулин: Проблема была, кстати, у них. Они обычно захватывали территорию, брали ресурсы, сырьевые ресурсы, производственные ресурсы и на этом усиливались. Вся эта предвоенная немецко-германская империя как раз была так и создана. Это были методы блицкрига: захватить, усилиться. Дальше — опять. Прошло некоторое время, межвоенный период — и дальше захватывать новые территории. С Советским Союзом не удалось этого сделать. Да, конечно, был хаос.

Витебск когда был? Это неделя, 10 дней, когда Белоруссия была захвачена. Конечно, был хаос. Евгений Спицын: Так об этом и речь. Булат Нигматулин: Там был хаос. Но железной рукой, железной волей в течение месяца, двух-трех месяцев… в течение месяца ситуация оказалась все-таки под управлением. Если бы продолжался этот хаос, о котором вы говорили, проиграли бы войну. Дмитрий Лысков: Да, несомненно, мы вряд ли бы выиграли войну. Булат Нигматулин: И я хотел бы процитировать постановление Государственного комитета обороны от 18-го уже ноября 41-го "Об ускоренном продвижении эшелонов с эвакуированными рабочими, служащими и колхозниками". Там написано: "Обязать Нарком путей сообщения выделять на станциях людские эшелоны и давать им преимущество в отправлении поездов перед другими поездами, кроме воинских.

Установить скорость следования вагона с эвакуированными не менее 500—600 километров в сутки". Это значит… Алексей Ханютин: Это распоряжение, а на самом деле было по-другому. Дмитрий Лысков: На самом деле скорость действительно была и 100 километров в сутки. Булат Нигматулин: Дальше, еще одна вещь, которая… Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, мы не можем сосредотачиваться сейчас на цитатах из документов. Булат Нигматулин: Еще одна вещь, о которой рассказывал мне мой коллега. Он научный руководитель ядерного центра в Снежинске, академик Аврорин Евгений Николаевич. Ему было 10 лет. Он говорил: "Эвакуировали. На всех станциях отоваривание…" Дмитрий Лысков: Карточек. Булат Нигматулин: Карточек.

И горячая вода. На всех станциях! Конкретный начальник станции за это отвечал. Дмитрий Лысков: Давайте сейчас послушаем, что по поводу эвакуации писал британский журналист Александр Верт. Прошу вас. Из книги британского журналиста Александра Верта "Россия в войне 1941—1945": "Ночные работы производились при свете факелов и костров. Электрической энергии едва хватало на то, чтобы пустить смонтированные под открытым небом станки. Осветительная арматура прикреплялась к деревьям. Зимой на одной из окраин Свердловска, где восстанавливался вывезенный из Киева завод "Большевик", можно было наблюдать такую картину. Под соснами, с которых свисали электрические лампы, работали станки… В это же время в одном из городов Поволжья возводились новые корпуса крупнейшего авиастроительного предприятия страны… Еще над головой не было крыши, а станки уже действовали.

Ударили сорокаградусные морозы, но люди оставались на своих рабочих местах. К концу месяца было произведено уже 30 самолетов этого типа и 3 штурмовика Ил-2". Дмитрий Лысков: И это был, конечно же, беспримерный подвиг нашего народа. Люди действительно трудились в таких условиях, которые сегодня представить себе просто невозможно. Михаил Юрьевич, заводы выгружали, как мы сегодня знаем, практически в чистое поле, цеха возводились параллельно выпуску продукции… Алексей Ханютин: Это мифология. Евгений Спицын: Их не выгружали в чистое поле! Дмитрий Лысков: Расскажите, какая ситуация была на самом деле. Алексей Ханютин: Вы знаете, здесь на самом деле… Ну, опять-таки дьявол прячется в деталях. Практически в каждом оборонном наркомате были головные предприятия и предприятия обеспечивающие. Ну, скажу честно, я не очень хорошо себе представляю ситуацию в Наркомате вооружений, в Наркомате боеприпасов.

А в Наркомате авиапромышленности всего числилось порядка 150 предприятий, из них непосредственно сдачей самолетов как таковых занималось порядка двадцати. Ну и еще заводов десять производили авиамоторы. Причем из этих десяти опять-таки головных было штук семь. А все остальное — это обеспечивающие, это заводы, которые производят, я не знаю, шасси, пропеллеры, нормали, агрегаты, детали и так далее, и так далее, и так далее. Разумеется, головные предприятия всегда размещали в каких-то капитальных строениях. Причем здесь очень удачно "выстрелили" те самые заводы-дублеры, которые частично были достроены, частично не достроены. И в эти либо достроенные, либо недостроенные цеха свозили оборудование эвакуированных предприятий. В Куйбышеве сейчас Самара незадолго до войны началось строительство такого целого аэрокуста. Там одновременно строились два… три завода — два авиастроительных и один авиамоторный. И вот на эти производственные площадки было свезено оборудование приблизительно десяти заводов.

Обеспечивающие заводы размещали по остаточному принципу: в здание клуба, мебельного техникума, один завод поместили в недостроенный железнодорожный туннель, чтобы у него была какая-то крыша над головой. Другое дело, что обеспечивающие заводы уже как бы размещали по остаточному принципу. Здесь кого-то помещали в здание клуба, кого-то — в здание, я не знаю, мебельного техникума, кого-то — еще куда-то. Вы знаете, в качестве такого уникального случая могу сказать, что один завод поместили не знаю, как сказать в здание, в помещение недостроенного железнодорожного туннеля, чтобы у него была какая-то крыша над головой. Алексей Ханютин: Да, было такое. Шла настоящая драка за более или менее пригодные помещения между различными наркоматами. Дмитрий Лысков: А давайте сейчас посмотрим… Михаил Мухин: Вот этот вариант, когда непосредственно выгружали в лесу и там, не знаю, сверху снежок сыпался, а они точили — это все-таки, на мой взгляд, некоторое преувеличение. Дмитрий Лысков: Преувеличение? Михаил Мухин: Возможно, такое и было, но только если с каким-то уж совсем малозначительным заводом, который выпускал что-то не принципиально важное. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, вы начали говорить.

Прошу прощения, я вас перебил. Евгений Спицын: А мне так и не дают сказать. Дмитрий Лысков: Одну секундочку. Алексей Ханютин: Я боюсь, что Верт, будучи иностранным корреспондентом, конечно, опирался на газетные, печатные материалы, которые в значительной степени мифологизировали эту ситуацию. Евгений Спицын: Опять "мифологизировали"! Дмитрий Лысков: Сейчас, секундочку. Сейчас я вам предоставлю слово. Алексей Ханютин: Конечно, так сказать, всеми силами искали пригодные помещения. И находили. Это не умаляет того, что условия были чудовищно сложные, что работа была на износ.

У нас здесь с вами завязалась дискуссия, что вот был подвиг… Понимаете, там, где есть подвиг, там всегда есть рядом чья-то ошибка, чей-то просчет… Евгений Спицын: Давайте посмакуем это! Давайте накануне Победы это посмакуем! Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, прошу вас. Алексей Ханютин: …чья-то некомпетентность, возможно, глупость, трусость и так далее. Евгений Спицын: Ну да, да, да! Алексей Ханютин: И там, где людям пришлось проявлять действительно этот героизм, там надо бы и разобраться в механике того, как и почему это происходило. Дмитрий Лысков: Я считаю, что не стоит в войне на истощение с таким противником, как вся Европа, захваченная фашистами, разбираться в каких-то просчетах, вернее… Алексей Ханютин: Нет, а почему же? Дмитрий Лысков: Даже неправильно я выразился. Не в просчетах разбираться, а разбираться в той составляющей, которая являлась этим подвигом. Евгений Юрьевич, прошу вас, вы хотели высказаться.

Евгений Спицын: Значит, первое. У нас забывают о том, что у нас органы НКВД под руководством Лаврентия Павловича Берии принимали самое активное участие в проведении эвакуации. И там, где не срабатывал партийный аппарат, его либо быстро ставили в чувство, либо просто сотрудники НКВД подменяли собой партийных и советских работников, которые были нерадивые. Никто же не говорит, что все первые секретари горкомов, обкомов, райкомов и иных структур были прямо светочами, так сказать, во тьме. Это первое. Второе — то, что касается эвакуации предприятий. Тоже мой коллега совершенно правильно сказал, что не было никакого вывоза в какую-то голую степь. Там, где не успевали строить заводы-дублеры, уже заранее строились… И это особенно было указано планом Третьей пятилетки, который был утвержден на XVIII съезде партии. Создавались фундаменты со всеми подведенными коммуникациями. Откуда там, извините, лампочки горели и куда подключали там те же рабочие станки?

То есть стояли фундаменты. На эти фундаменты с платформ тут же снимали станки, подключали к электроэнергии — и они начинали давать продукцию. А уже потом возводили стены, крыши и все такое прочее. Но это не в голом поле было! И вот таких площадок, извините, насчитывалось по всей стране за Уралом, за Волгой даже и за Уралом несколько сот. Поэтому правильно академик Куманев говорит. Вот те цифры, которые вы приводили — 2600 предприятий крупных, из них 1360 предприятий чисто военного профиля, то есть оборонных наркоматов. Но даже Куманев, являясь одним из крупнейших специалистов по этому периоду, он говорит, что эту цифру надо пересмотреть в сторону увеличения. Другое дело, что у нас, к сожалению, сейчас нет достаточного количества специалистов, которые занялись бы этой столь необходимой… Ну, извините, знаете, это не написать очередную биографию какого-нибудь белого генерала или как грохнули царя-батюшку, это куда больше принесет славы и денег. Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо.

Евгений Спицын: А этим не занимаются люди! Вот о чем речь идет. Дмитрий Лысков: Я предлагаю посмотреть еще один сюжет, на этот раз с Ижевского завода, и рассказы ветеранов этого предприятия, которые услышали наши корреспонденты. Умные станки сами вытачивают детали, а человек лишь управляет процессом. Так выглядит современное оружейное производство Ижевского механического завода — совсем иначе, чем в далеком 1942 году, когда здесь начинал работать 17-летний юноша Иван Анисимов. Иван Анисимов, ветеран Ижевского механического завода: Станки-то большинство устаревшие. Они были эвакуированы, перевезены из Тулы, Подольска. Это официально Ижевский механический завод был основан только через год после начала войны. Первые конвейеры по производству боевого стрелкового оружия начали свою работу гораздо раньше — в 41-м. Именно тогда в Ижевск стали прибывать первые эшелоны эвакуированных от линии фронта предприятий.

Евгений Ульяненко, председатель Совета ветеранов Ижевского механического завода: В 41-м году сюда прибыли эшелоны подольчан из Подольска, из Тулы с оборудованием, эвакуированные. Было выделено вначале 5 гектар под эту площадку. Был построен один барак. И уже под открытым небом начинали делать продукцию. Ночевать рабочим приходилось в плохо отапливаемых бараках. К зиме, когда над цехами уже появились крыши, на производстве было даже теплее. Иван Васильевич вспоминает, как придумали номерки для желающих поспать на резервуаре с теплой водой в одном из цехов. Иван Анисимов: Очень мороз сильный, вода даже в станках замерзала. И была очередь, чтобы заночевать, не ходить. На этом баке тепло — вот в чем дело.

Не было у рабочих ни нормальной спецодежды, ни теплой обуви.

Преследованиям подверглись многие известные советские композиторы: Д. Шостакович, С. Прокофьев, Н. Мясковский, В. Шебалин, А.

Хачатурян, писатели и поэты А. Ахматова, М. Зощенко, кинорежиссер Г. В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано.

Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой Кампов 1908—1981. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть — одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э.

Казакевич «Двое в степи» 1948 г. Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» 1952 г. Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. Непринцева «Отдых после боя» «Василий Теркин» 1951 г. Лактионова «Письмо с фронта» 1947 г.

Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Яблонской «Хлеб» 1949 г. Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф.

Решетникова «Опять двойка» 1952 г. Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.

Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации 6 мая1985. Псевдоним во время боевых действий в Корее — Крылов. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.

Берлинская операция В ноябре 1944 г. Генштаб начал планировать боевые действия на подступах к Берлину. Предстояло разгромить немецкую группу армии «А» и завершить освобождение Польши. В конце декабря 1944 г. Выполняя союзнический долг, наши части перешли в наступление на восемь дней раньше намеченного срока и оттянули на себя часть немецких дивизий. Начатое раньше времени наступление не дало возможности полноценной его подготовки, что привело к неоправданным потерям.

В результате стремительно развивающегося наступления уже в феврале подразделения Красной армии форсировали Одер - последнюю крупную преграду перед немецкой столицей - и приблизились к Берлину на расстояние 70 км. Бои на захваченных после форсирования Одера плацдармах носили необычайно ожесточенный характер. Советские войска вели непрерывное наступление и теснили врага на всем протяжении от Вислы до Одера. В то же время началась операция в Восточной Пруссии. Основной ее целью было взятие крепости Кенигсберг. Прекрасно защищенная и обеспеченная всем необходимым, имевшая отборный гарнизон крепость казалась неприступной.

Перед штурмом была проведена сильнейшая артподготовка. После взятия крепости ее комендант признался, что не ожидал такого быстрого падения Кенигсберга. В апреле 1945 г. Красная армия начала непосредственную подготовку к штурму Берлина. Руководство СССР считало, что затягивание сроков окончания войны может привести к открытию немцами фронта на западе, заключению сепаратного мира. Рассматривалась опасность сдачи Берлина англо-американским частям.

Советское наступление на Берлин тщательно готовилось. К городу было переброшено огромное количество боеприпасов и военной техники. В Берлинской операции принимали участие войска трех фронтов. Командование было поручено маршалам Г. Жукову, К. Рокоссовскому и И.

С обеих сторон в сражении участвовали 3,5 млн человек. Штурм начался 16 апреля 1945 г. В 3 часа ночи по берлинскому времени при свете 140 прожекторов танки и пехота атаковали позиции немцев. Через четыре дня боев фронты, которыми командовали Жуков и Конев, при поддержке двух армий Войска Польского сомкнули кольцо вокруг Берлина. Было разгромлено 93 дивизии противника, взято в плен ок. В этот день состоялась встреча советских и американских войск на Эльбе.

Гитлеровское командование заявляло: «Берлин останется немецким», и для этого делалось все возможное. Гитлер отказался от капитуляции и бросил в уличные бои стариков и детей. Он надеялся на раздоры между союзниками. Затягивание войны вело к многочисленным жертвам. Немецкие солдаты оказывали ожесточенное сопротивление, сдаваясь в плен лишь в безвыходных ситуациях.

В конце мероприятия были подведены итоги. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию Наливко В.

В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу

Подвиг советского тыла Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу.
Подвиг советского тыла Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу.
Тыл – это половина победы, и даже больше | Литература «Советский тыл в годы войны».

Хроника Великой войны.

Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. 1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video

Так вот, если говорить о судьбах и воспоминаниях строителей третьего после линии Молотова и линии Сталина оборонительного рубежа, то это, конечно, тоже изнурительный, героический труд, хотя и в летне-осеннее время, но это ещё и бомбёжки, и постоянная вероятность прорыва гитлеровцев, и, порой, выходы из окружения. Мать моей жены, учительствовавшая на западе Калининской области и призванная как член ВКП б на строительство оборонительных рубежей, на всю жизнь запомнила, как её и подруг преследовал по полю немецкий летчик, пикируя и забавляясь тем, как они реагируют на проходящие рядом с ними пулемётные очереди. А её отец — как по проселочным дорогам выводил из полуокружения десять батальонов строителей, в общей сложности около 10 тысяч человек, и пришёл с ними в Москву 15 октября 1941 года… Третий рубеж обороны свою военную роль — крепости на пути вермахта, — как известно, не сыграл. Не пришлось, к счастью, проверять на прочность и рубеж четвёртый. Но все эти оборонительные рубежи в Чувашии, Горьковской, Ярославской и других областях внесли вклад в победу над Германией. Подвиг их строителей — это героическая и трагическая часть общего подвига советского тыла. Строительство оборонительного рубежа. Скажем так: пилотку или телогрейку современный молодой человек надеть может, а вот то, что осенью 1941 года было в головах его сверстников под этими пилотками и в их сердцах под лёгкими пальтишками, понимают сегодня немногие. Более того, это понимание всячески намеренно затрудняется. На днях, например, Московский патриархат рекомендовал открыть во всех епархиях и митрополиях отделения молодежной организации «Братство православных следопытов».

Как будто не знают, что это «следопытство», этот «скаутизм» создавались и развивались теми, кто в эмиграции приветствовал нацизм в 1930-е и пошёл на службу Гитлеру в его походе на нашу Родину! Именно поэтому я буду говорить не о политике, не о том, что составляло военные, внутриполитические и международные обстоятельства, в которых шло строительство, в частности, Сурского и Казанского оборонительных рубежей, не о самих этих рубежах, а о людях, которые самоотверженно их строили, об их мировоззрении и нашей памяти о них. О том, что к этой памяти нельзя относиться поверхностно. В сборнике статей по итогам состоявшейся 22 июня в Чебоксарах конференции моё внимание привлекла статья научного сотрудника Чувашского государственного института гуманитарных наук Артема Гаврилова. Он затронул как раз эту проблему — проблему сохранения исторической памяти о трудовом подвиге строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей [2]. Автор изложил основные вехи исследований проблемы сохранения исторической памяти, указал на её, прежде всего, коллективный характер, привязанность к общей памяти общественных групп или народа в целом. Наша память о Великой Отечественной войне имеет всеобъемлющий, не просто общенародный, но международный характер, и именно в таком качестве мы должны её беречь. Но важно не только это — важно понимание, что эта память должна не только растекаться, так сказать, «по горизонтали», но и жить в вертикали, она должна уходить вглубь и подниматься ввысь. Важную для этой вертикали мысль приводит Артем Гаврилов.

Народ в боях оружьем и трудом громит врага, все силы напрягая… Художник Ляхин Г. Плакат-карикатура на неумех и «станколомов», несознательных рабочих, безответственно относившихся к важной работе на оборону страны. Автор плаката — известный уральский художник Геннадий Васильевич Ляхин, один из инициаторов выпуска агитвитрины «Окна сатиры», продолживший эту работу во все военные годы.

Имя ленинградского поэта и журналиста Ильи Ивановича Садофьева, жившего в эвакуации в Свердловске, также часто встречалось среди авторов местной наглядной агитации. Плакаты были только одним из методов перевоспитания нерадивых работников. По указу от 26 декабря 1941 г.

Велась подобная работа и на фронте. Эта должно было заставить относиться более ответственно к технике, вооружению и боеприпасам, и не бросать их при отступлении. Всё для победы!

Художник Кокорекин А. Подписан к печати 24. Типо-литография «Труд и творчество».

Автор плаката советский график Алексей Алексеевич Кокорекин 1906-1959 , мастер наглядной агитации и пропаганды, в первые два года войны - художник Воениздата при Политуправлении РККА. В преддверие Международного женского дня 8 марта, его произведение направлено на показ неразрывного единства фронта и советского тыла через образ сильной духом женщины. На плакате, выполненном в стилистике художественного соцреализма, женщина-работница рядом с «колонной» из авиационных бомб.

В отсутствии мужчин за выполнение сложных и физически, и морально задач взялись женщины. С самого начала войны, в разгар мобилизации военнообязанных в армию миллионами женщин был подхвачен клич: «Заменим у станков наших отцов, братьев, мужей и сыновей, ушедших на фронт! Многие из них за сравнительно короткие сроки освоили производственные профессии и самоотверженно трудились над выполнением фронтовых заказов.

Самовольный уход работников с предприятий карался как дезертирство. Для работы в промышленности из числа военнообязанных, но непригодных к строевой службе, создавались строительные батальоны и рабочие колонны. В условиях нехватки рабочих рук, недостатка технических знаний особое значение приобрело развитие различных форм трудового соперничества — движения «двухсотников», «трехсотников», «пятисотников», «фронтовых бригад» и т. Широкое распространение получили почины бригадиров комсомольско-молодежных бригад и новаторов производства Е.

Агаркова, Е. Барышниковой, Н. Лунина, направленные на выявление новых источников повышения производительности труда, совершенствование техники и технологии, структуры управления производством. Сельское хозяйство С не менее сложными проблемами и трудностями столкнулись в годы Великой Отечественной войны труженики сельского хозяйства страны.

В результате стремительного наступления немецко-фашистские войска в 1941—1942 гг. Потеря сельскохозяйственных районов Прибалтики, Белоруссии, Молдавии, Украины, Дона, Кубани и Ставрополья тяжело отразилась на состоянии сельскохозяйственного производства, которое значительно сократилось. Была ослаблена материально-техническая база сельского хозяйства тыловых районов, снизился технический уровень производства и возросла доля ручного труда. Важнейшей проблемой села в военный период была нехватка рабочей силы.

Женщины, старики и дети при почти полном отсутствии сельскохозяйственных машин вынуждены были выполнять все тяжелые работы. Все это привело к падению валового сбора сельскохозяйственных культур. Если в 1940 г. В июле 1941 г.

Количество людей, охваченных государственной карточной системой, к 1945 г. Главная тяжесть производства сельскохозяйственной продукции легла на восточные районы, менее пригодные по природно-климатическим условиям для выращивания основных продовольственных и технических культур. Уже на начальном этапе войны были приняты меры по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане, на Урале, Дальнем Востоке, в республиках Средней Азии и Закавказья. Дополнительный урон сельскому хозяйству страны нанесли две волны эвакуации населения и материальных средств колхозов и совхозов: осенью — зимой 1941 г.

Правительством были приняты меры к интенсификации сельскохозяйственного труда. В колхозах была увеличена минимальная обязательная норма выработки трудодней. Во время сева и уборки на работу в полях направлялись горожане, учащиеся. В целях улучшения снабжения населения городов в 1942 г.

В Госдуме уверены, что сейчас граждане должны увидеть результаты своего выбора, а именно изменения законодательства в конкретных сферах. По инициативе индийской стороны состоялась и беседа главы РФ с премьер-министром республики Нарендрой Моди. Затем Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в заседании оргкомитета «Победа». Это мероприятие также началось с обсуждения результатов прошедшего голосования.

Президент поблагодарил россиян за поддержку и доверие, а также отметил важность поправок в Основной закон, которые совершенствуют политическую систему, закрепляют социальные гарантии и укрепляют территориальную целостность страны. При этом глава государства напомнил, что с момента развала СССР прошло по историческим меркам совсем немного времени, и современная Россия находится в стадии формирования. Нам нужны внутренняя стабильность и время для укрепления страны, всех ее институтов, — считает Владимир Путин. По его словам, в стране еще много нерешенных проблем, а люди зачастую сталкиваются с несправедливостью, черствостью и безразличием.

А нам, руководству страны, при этом часто кажется, что мы делаем всё возможное, — продолжил президент. Россияне проголосовали за принятие поправок в Конституцию, которые серьезно меняют государственные приоритеты и закрепляют основные принципы, отметил в беседе с «Известиями» депутат Госдумы Виктор Зубарев. По его словам, это важный шаг для дальнейшего развития государства.

Тыл – это половина победы, и даже больше

Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно. И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути. Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы.

По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели. Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота.

Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81. А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г.

Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е. Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды.

В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд. Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В. Молодьков, И.

Раковский, А. Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить. Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно! На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз.

По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства. Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17. Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы. Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля. Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения! В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11.

Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В. Мельников, механик Г. Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В. Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины. Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск. А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18. За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза.

Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению. Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М. Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры. Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли. Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г. В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным!

В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование. Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест. И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они. В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30. ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве. Их представители практически не покидали области, где была наибольшая концентрация белорусского населения. Они приезжали с проверками, различными поручениями, контролируя жизнь и условия своего населения. За годы эвакуации в Куйбышевской области побывало с такой инспекцией 17 уполномоченных, в Татарстане — 15, в Саратовской области — 13… Бывший бригадир тракторной бригады совхоза «Путь к социализму» Гомельского района, впоследствии депутат Верховного Совета БССР М. Мормукова, работавшая в годы войны в Пензенской области, вспоминала: «…Паек выделили скудный — 8 кг хлеба на месяц, 2 куска мыла, соль, спички — и живи как знаешь, ни топлива, ни одежды, ни жилья.

Мы, белорусские девчата, трактористки, выехали, в чем стояли — много ли возьмешь с собой в эвакуацию? Работали круглые сутки, часто спали прямо за рулем… И вдруг узнаем, что приехал уполномоченный от нашего белорусского правительства, товарищ Приставка. Созвал он нас, выслушал, все записал, а потом такой нагоняй дал — председателю и сельсовета, и колхоза. И в районе шум поднял. Сразу к нам отношение изменилось...

Все они обрабатывались в профильных Наркоматах и подавались "наверх". Мало, надо 700. Тогда дайте нам 300 станков, 500 грузовиков и 1000 людей". С учетом этого делались заявки союзникам, строились новые заводы, велась геологоразведка, распределялись ресурсы. Даже такая "мелочь", как заготовка дров требует тщательной организации. Казалось бы, чего проще-отправь десяток телег с мужиками в лес и все. А вот нет, понимаете?!?!?! Ни телег нет, ни мужиков, а дров нужно очень много... Каждая телега-это "непривезенные" снаряды или продукты, каждый мужик-это "невыточенное" орудие для фронта. Поэтому часто приходилось прибегать к "внутренним резервам". Отработав смену у станка, мужики покрепче брали пилы с топорами и "в свободное время" шли в лес или строить бараки. А завтра всем на работу... Эвакуированные заводы во многом строили сами рабочие этих предприятий. Это плохо, когда слесарь или токарь вынужден мешать бетон или толкать по бревнам станок, а не работать на нем, но других рабочих рук просто не было, СОВСЕМ! Другим важным "советским аргументом" стали сырьевые базы Урала и Сибири. До войны производство базировалось в основном в западной части, это традиционные районы промышленности. Но еще до войны было разведано множество месторождений полезных ископаемых за Уралом. Их не разрабатывали по причинам чисто экономическим. Основные производства далеко на западе, условия добычи трудные, в целом нецелесообразно. Особенно учитывая, что каждый рублю был тогда на счету. Но в войну почти все эти производства переместились на восток и ситуация резко поменялась. Сырьевые базы Сибири и Урала оказались в непосредственной близости от предприятий переработки. Не надо думать, что эвакуация заводов происходила наобум, лишь бы утащить подальше. Наоборот, тяжелейшие условия заставили работать максимально эффективно. Возле месторождения как можно ближе ставим перерабатывающий завод. Рядом размещаем предприятия, которые будут потреблять этот металл и выпускать из него продукцию. Не некие "гениальные планы", а жестокая нужда заставила так работать! Более того, при колоссальном дефиците транспорта, только такая работа и возможна в принципе. То есть заводы приезжали не "в голое поле", а в заранее обоснованный район, где для их будущей работы были оптимальные условия. Если "готового" перерабатывающего завода не было, он строился с нуля, обязательно "обрастая потребителями". Даже если "потребители" вводились в строй раньше. Лучше пару месяцев напрягаться и возить металл "за тридевять земель", зато потом "через забор можно перекидывать"... Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. Масштаба катастрофы конечно никто не предполагал, но нельзя говорить, что все произошло "само собой". Предположим, что у вас загорелся утюг. Кто-то выбежит на улицу и вызовет пожарных. Кто-то использует доступные средства к тушению пожара. СССР использовал все доступные ему средства по максимуму, он не изобретал уникальный огнетушитель при начавшемся пожаре! Никакого чуда не было. Другое дело, что механизмы эффективного управления он направил на военные нужды. Условно можно выделить следующие пункты некоей "универсальной программы советского чуда". Хотя она была уникальной не только для каждой республики, но и для каждого завода. Определение объемов военной необходимости в танках, пушках и тд. Определение оптимального района производства в тылу. Подсчет необходимых ресурсов и средств, распределение по районам страны. Подготовка местным руководством строительства или принятия завода. Мобилизация трудоспособного населения в районе. Обеспечение функционирования завода электричество, вода, материалы и тд. Размещение людей и их быт жилье, продовольствие и тп. Организация логистических связей дороги, склады. Включение завода в производственную цепочку. Обеспечение работы предприятия. Список конечно совершенно не полный и относительный, но все же некий "знаменатель". При условии максимальной централизации власти. У нас принято считать танки, самолеты, пушки... Понятно, что обычно люди далеки от производства, но все же хотелось бы минимального понимания. На каждый танкостроительный завод работали десятки других предприятий! Чтобы из ворот выехал Т-34, как минимум, нужно найти руду, добыть ее и переплавить. Одно это настолько технологически и организационно сложный процесс, что непосредственная сборка танка сродни прибитию подковы во вновь построенном доме. Но у нас считают в "штуках"... Женщина вынашивает ребенка 9 месяцев, точно так же СССР "вынашивал" свою промышленность годами. Успех военных лет это не чудо, а результат многолетнего тяжелого труда всей страны. Еще несколько слов непосредственно о труде людей. Одни говорят, что в войну работали по 16 часов, другие, что больше 8 запрещалось без разрешения Политбюро. Это была война и работа строилась, исходя из непосредственных условий, а не из указаний "сверху". Если на заводе была 3-х сменка например, тяжелый физический труд кузнецов , никто вам больше 8 часов работать не даст, ваша производительность упадет уже завтра, вы умрете через неделю. В две смены работали и по 12 часов. А кое-где и по 4 всего химия. Нередко, даже на одном заводе существовали разные системы смен Сибтяжмаш в Красноярске, например.

По словам историка, то, что сделали советские люди в критических условиях 1941 года - можно сравнить с подвигом фронтовиков. Разворачивать заводы на новых площадках, которые находятся едва ли не в голых полях, зачастую, как считает эксперт, даже было тяжелее, чем участвовать в боевых операциях. Во многом благодаря этому уже к концу 1942 года, по словам Буранова, советская промышленность стала обходить немецкую в производстве основных видов вооружений, что приблизило победу во всей войне.

Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.

В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу

Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию Наливко В. Фото автора.

Я обрадовалась, крикнула: «Привет, дед! А он отвернулся, словно не знает меня вовсе — я русская. На служебной машине в сопровождении солдат Аня с тетей добрались до железнодорожного вокзала, где уже стояло около двадцати вагонов, и почти все грузовые.

Было всего лишь 12—14 часов 22 июня, а мест уже не было. Люди бежали из города. После долгих поисков места для вновь прибывших один из солдат все—таки заприметил в одном из вагонов громоздкую швейную машинку. Когда он ее выбрасывал, чтобы разместить там Аню с тетей, одна женщина закричала: «Умоляю, не трогайте! У меня двое детей. Это мой хлеб!

Но это место в вагоне спасло мне жизнь, ведь больше из наших никто из Кронштадта не выбрался. Эвакуация Битком набитые людьми вагоны стояли до самого вечера, так как машинист не решался выезжать из—за бомбардировщиков. Потом эти самолеты еще не раз настигнут поезд, и людям придется в панике бежать до спасительной чащи леса. Многие из пассажиров так и останутся лежать на тех железнодорожных путях. А те, кто выживет, несколько суток голодные и изможденные будут добираться до Ленинграда. Хорошо, с нами ехали моряки, они едой запаслись.

Во время одной из остановок ребята меня заприметили, я ведь симпатичная тогда была, и собрались со мной поделиться. А я стеснялась. Гордо так взгляд отводила, мол, не голодная. Но морячки стали оставлять еду моей тете, а она уж потом со мной делилась. И так всю дорогу. Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов.

Если бы он только знал, насколько сильно заблуждался. Немцам понадобилось всего два с лишним месяца, чтобы добраться до Ленинграда.

Основными производителями угля в стране должны были стать Урал, Кузбасс, Караганда. Возрастало значение месторождений Дальнего Востока и Печорского угольного бассейна. В целом по угольной отрасли спад производства был остановлен в марте 1942 г. Немаловажную роль сыграли восстановительные работы в начале 1942 г. Чрезвычайные условия начального этапа войны не могли не сказаться на объемах военной продукции. Заметно возросшие в первые недели войны, они затем стали снижаться, и лишь в декабре 1941 г. В 1942 г. Со второй половины 1942 г.

К концу 1942 г. Основная часть вооружения была изготовлена на предприятиях Востока страны, превращенного в главный арсенал СССР. Удельный вес оборонных заводов, расположенных в Поволжье, на Урале, в Сибири, Казахстане и Средней Азии, повысился с 18,5 процентов в июне 1941 г. Перестройка промышленности СССР на военный лад была осуществлена в короткие сроки — к середине 1942 г. К этому времени в полную силу работала на нужды обороны большая часть эвакуированных предприятий. Давали продукцию 850 вновь построенных заводов, шахт, электростанций, доменных печей. Были в основном налажены хозяйственные связи между отдельными отраслями и внутри них, нарушенные в результате оккупации западных районов страны. С весны 1942 г. Уже к маю 1942 г. Большое значение для улучшения организации военного производства имело применение с 1943 г.

Существенным резервом повышения темпов развития военного производства явился массовый трудовой героизм рабочего класса и интенсификация труда в промышленности. Уже в конце июня 1941 г. Самовольный уход работников с предприятий карался как дезертирство. Для работы в промышленности из числа военнообязанных, но непригодных к строевой службе, создавались строительные батальоны и рабочие колонны. В условиях нехватки рабочих рук, недостатка технических знаний особое значение приобрело развитие различных форм трудового соперничества — движения «двухсотников», «трехсотников», «пятисотников», «фронтовых бригад» и т. Широкое распространение получили почины бригадиров комсомольско-молодежных бригад и новаторов производства Е.

Это крупнейшие центры полотняной промышленности, текстильной промышленности. Ничего удивительного в этом не было. То, что мы бы выводили заводы на восток? Я не совсем согласен, что обязательно бы началась война на западе. Япония могла начать войну первой, причем широкомасштабную войну. Просто, естественно, речь шла о том, что еще в 27-м году после разрыва дипотношений с Великобританией Иосиф Виссарионович Сталин, выступая на XV съезде ВКП б , дал понять, что в мире запахло очередной мировой войной. И вот именно тогда, я думаю, окончательно созрел план ускоренной индустриализации страны, то есть свертывания НЭПа. Потому что он прекрасно понимал, что на путях НЭПа провести ускоренную модернизацию страны и ее индустриализацию просто невозможно — ну, условно говоря, просто элементарно не хватает лет. Поэтому было совершенно очевидно, что надо возводить предприятия прежде всего тяжелой индустрии, то есть отраслей, которые производят средства производства. И не просто возводить, а создавать так называемые заводы-дублеры, которые производили бы одновременно… Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо большое. Мы продолжаем дискуссию. Михаил Юрьевич. Михаил Мухин: Дело в том, что когда говорится про сосредоточение промышленности в западных регионах страны, упускается из виду, что все, построенное на востоке, было намного дороже. На восток приходилось везти все стройматериалы, на восток приходилось везти сырье, на восток приходилось везти все полуфабрикаты. Булат Нигматулин: И на восток приходилось везти людей, потому что там населения было мало. Михаил Мухин: Это само собой. И строить там жилье для этих людей. Поэтому в довоенный период любой самолет, любая единица техники, построенная за Уралом, имела большую себестоимость, чем точно такой же самолет, построенный в европейской части страны. Дмитрий Лысков: То есть развитие логистической сети. Алексей Ханютин: И ничего еще построить-то не успели, заводы-дублеры не успели запустить. Михаил Мухин: Нет, заводы-дублеры были. Я занимаюсь авиапромышленностью. Авиапромышленность была. За остальное я не отвечаю. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, прошу вас. Булат Нигматулин: Ведь время было — 10 лет. Здесь правильно коллега сказал — 10 лет. И конечно, предвидение руководства страны и Сталина, что за 10 лет надо пройти этот шаг — это было абсолютно правильно. Мы можем говорить много о тогдашнем руководителе, о вожде советского народа. Разные оценки. И очень негативные — и это тоже правильно. Но есть и позитивные — и тоже правильно. И здесь я бы хотел сказать, что, с точки зрения эвакуации, эвакуацию начали сразу. Совет по эвакуации начал… Дмитрий Лысков: Подождите, подождите, подождите! Мы подойдем сейчас к Совету по эвакуации. Вы мне скажите, были ли планы эвакуации, разработанные до войны? Евгений Спицын: Нет, были. Конечно, были. Дмитрий Лысков: Они существовали? Булат Нигматулин: Понимаете, были планы по эвакуации, но они абсолютно не соответствовали тому состоянию, которое произошло буквально в первые, я бы сказал, две недели войны. Две недели. И каждый день, каждую неделю ситуация на фронтах ухудшалась: мы теряли и теряли области, города, предприятия. И то, что сразу начали думать об эвакуации — это было правильно. Конечно, не предполагалось, что через два месяца, то есть июль, август — и уже в сентябре немцы окажутся под Москвой. Уже в сентябре началась блокада Ленинграда. Вообще даже не могли представить! Я хочу вспомнить здесь слова, которые, я помню, мне мама рассказывала. Было как раз начало войны, только что родился старший брат мой, он 41-го года. Ей — 27, отцу — 33. Вот правильно вы сказали — полгода. Вот удержались, потому что были на грани. Мы были на грани серьезного… То есть потери, поражения, сильная ограниченность, потеря своей территории, отсутствие… Конечно, был бы мирный договор, но мы бы выбыли из войны, и мы были бы не государством-победителем. Евгений Спицын: Там мирного договора не было. Булат Нигматулин: Ну, может быть, и по-другому сложилось бы. Но все наши основные территории… Дмитрий Лысков: Весь промышленный потенциал. Евгений Спицын: Никакого мирного договора там, конечно, не было бы. Булат Нигматулин: Весь промышленный потенциал, да. Дмитрий Лысков: 70 миллионов населения оказалось на оккупированных территориях. Булат Нигматулин: 70 миллионов населения. А если бы дальше шли поражения, то потеряли бы и все свои столицы. И конечно, потеря российской цивилизации, своей цивилизации. Дмитрий Лысков: Задача была — выстоять эти полгода. Алексей Ханютин: Никаких планов разработанных и всеобъемлющих по эвакуации, конечно, не было. В архивах есть… Ну, например, конкретно я могу привести коротенький очень документ. Вскоре после первомайского парада 41-го года московские власти решили создать комиссию по эвакуации на случай войны и вывезти примерно миллион москвичей за пределы Москвы. Немедленно последовала верховная очень жесткая реакция, цитирую: "Предложение о частичной эвакуации населения Москвы в военное время считаю несвоевременным. Комиссию по эвакуации прошу ликвидировать, а разговоры об эвакуации прекратить". Михаил Мухин: Товарищ Сталин. Алексей Ханютин: Да. Обращаю внимание, дата — 3 июня 1941 года, 19 дней до начала войны. Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, я слышал о эвакуаплане 37-го года, 39-го года. По-моему, больше таких эвакуапланов действительно не составлялось. Михаил Мухин: Этот вопрос достаточно хорошо был рассмотрен, если не изменяет память, еще в 90-е годы. Мобилизационное планирование в СССР как таковое прекратилось в 1933 году. Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года". При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения. В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит? Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение. Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали. И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение. И всего пять человек, и огромная власть у этих людей. И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела. Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано. Это, кстати, пример сегодняшнему управлению. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью. Среди них были воспоминания именно о первых днях войны, о первых распоряжениях об эвакуации? Как она проходила? Как люди принимали вообще? Ведь считали, что будем воевать малой кровью на чужой территории. Как люди воспринимали в западных регионах распоряжение эвакуировать свои предприятия на восток? Алексей Ханютин: В западных регионах воспринимать времени не было. Вот пришел на завод, сказали: "Завтра выезжаем. Или даже сегодня выезжаем. Берем с собой 20 килограммов вещей". То есть люди хватали, ехали и действительно думали, что едут на несколько месяцев, на полгода. Один говорит: "Я правый ботинок взял, а левый тут оставил". Взяли с собой все, что грязное, в чем на завод ходили, а чистое оставили здесь — в Москве, в Питере. Евгений Спицын: Да не было такого хаоса в эвакуации! Не надо обобщать. Был сначала действительно создан Совет по эвакуации. Затем, после создания ГКО Государственного комитета обороны 30-го числа, 30 июня, этот совет 3 июля был переподчинен Государственному комитету обороны. Его председателем действительно стал Шверник, с двумя замами, первыми замами, зампред руководителя советского правительства, это Косыгин и Первухин. А потом, в октябре, был создан еще один комитет — уже Комитет по эвакуации, который возглавил Анастас Иванович Микоян, зампред Совета народных комиссар и член Политбюро ЦК. И он саккумулировал вот эти структуры, которые потом полностью отвечали за эвакуацию промышленности. У нас очень часто забывают вот о чем, когда говорят о партийных комитетах: реальной эвакуацией на восток занимались не партийные комитеты, а управления внутренних дел НКВД СССР на местах под руководством Лаврентия Павлович Берии. Михаил Мухин: Вы знаете, мне бы хотелось обратить внимание на два момента… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, паника, наверное, все-таки была вначале? А когда удалось установить порядок? Михаил Мухин: Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие понимали, в каких условиях это проводилось. Я приведу, но я хорошо понимаю, что это, как говорил Ленин, "игра фактов". Можно приводить и такие факты, и такие факты. Ну, вот такой наглядный пример… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, мы как раз собрались, чтобы разобраться. И факты, я думаю, здесь абсолютно не лишние. Так совпало, что хронологически начало эвакуации совпало с прорывом в западные предместья города авангарда группы армий "Юг". То есть с первого дня эвакуации производственная площадка оказалась в зоне досягаемости не только артиллерийского, но и минометного огня неприятеля. Поэтому часть рабочих с кувалдами наперевес, извините, демонтировали станки и волокли их на вокзал, а другая часть рабочих расхватала винтовки и побежала в предместье останавливать немецких мотоциклистов. И в этой ситуации я не удивлюсь, что они там забыли не только левый сапог, но там много чего можно было забыть. А вообще, когда мы говорим… Понимаете, здесь очень трудно сказать "да" или сказать "нет". Здесь было и то, и другое. Если мы скажем, что управление без системы партийных органов было бы потеряно — это правда, оно было бы потеряно, потому что партийная система являлась главной системой управления Советским Союзом. Он был так устроен. Все вопросы решались не в исполкоме, а в обкоме.

Мотор — сердце авиации

  • Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн. 1. Москва, 1974. Большая российская энциклопедия
  • Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн. 1. Москва, 1974. Большая российская энциклопедия
  • Ковали Победу
  • Тыл – это половина победы, и даже больше
  • «Советский тыл в годы войны» - Новости учреждения - «Средняя школа №10 имени С.Ф.Рубанова г.Слуцка»
  • Как ковали Великую Победу в глубоком советском тылу

Неудобная проблема

  • Поставки от союзников
  • Новосибирцы работали для фронта без выходных и праздников - Российская газета
  • Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video | VK
  • Популярное
  • Великая Отечественная война. Тыл - История России в фотографиях
  • Шесть тысяч героических историй тружеников тыла - Газета "Костромские ведомости"

Неудобная проблема

  • Как труженики советского тыла приближали победу (фото)
  • Поставки от союзников
  • Советское общество в начале войны
  • 1. Советский тыл в 1942 году
  • Содружество
  • Женщины в тылу

Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945

33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны – смотреть видео онлайн в Моем Мире | duda dan 7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в.
33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %.
33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза.

33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Научная статья на тему 'Тыл советских вооруженных сил в сражениях. Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу.

1. Советский тыл в 1942 году

Женщины в тылу. Поздравляем! Открытка будет отправлена на указанный электронный адрес. Смотрите видео онлайн «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» на канале «Йога с природой» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 ноября 2023 года в 16. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. В СССР в 1943 году было произведено больше угля, стали, электроэнергии, военной продукции, чем в Германии. •. 1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей. Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу.

Трудовая доблесть тылового города

Главный снабженец всех фронтов все, что нужно было фронту для разгрома врага.
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу.
Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)» В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий