1 апреля 2024 года исполнилось 215 лет со дня рождения В особняке графа Толстого на Никитском бульваре умер Николай Васильевич Гоголь. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года Гоголь-Яновский) — великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Новости.
Гоголь Николай Васильевич
Николай Гоголь Фигура Николая Гоголя была вырезана из общего фото художников 1845 года. Известно, что в это время в Гоголе особенно развивались религиозно-пророческие настроения, кроме того писатель страдал от припадков из-за малярии. Общее фото художников от Сергея Левицкого Внешность Николая Гоголя на снимке Левицкого совпадает с образом писателя, увековеченном в памятнике в парке Вилла Боргезе. В комментариях под снимком твиттерские сравнили Гоголя с актёром и поэтом Леонидом Филатовым. У мужчин похожи причёска, усы и форма лица. Леонид Филатов Николай Гоголь на кадре Левицкого напомнил блогерам создателя классического детектива и психологичекой прозы Эдгара Аллана По.
В том же году вышли "Выбранные места из переписки с друзьями" - произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей "дельной книгой", поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи. Гоголь исходил из положения, что никакой общественный прогресс не будет прочным без воспитания и перевоспитания каждого в духе крестьянской этики. Выход "Выбранных мест…" навлек на Гоголя настоящую бурю критики, в том числе и со стороны его друзей С. Аксаковых, С. Шевырева и др.
С декабря 1848 жил у А. Толстого в Москве, продолжая работу над 2-м томом поэмы и другими сочинениями в том числе начатыми еще в 1845 в Париже "Размышлениями о Божественной литургии". В конце января 1852 обнаружились признаки нового душевного кризиса: Гоголь тяжело пережил смерть Е. Хомяковой, сестры Н. Бывшая могила Н. Гоголя в Свято-Даниловом монастыре в Москве Смерть Гоголя вызвала в русском обществе глубокое потрясение. От университетской церкви, где состоялось отпевание, до места погребения в Свято-Даниловом монастыре гроб несли на руках студенты и профессора университета в 1931 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище. Огромно влияние Гоголя на последующую литературу: его творчество способствовало реалистических стилей, начиная с натуральной школы до русского романа; стимулировало укрепление и обогащение гротескно-фантастического направления. В то же время религиозные и нравственные искания Гоголя в значительной мере определили онтологическую проблематику как в художественной литературе, так и в русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX вв. В XX веке влияние Гоголя, преодолев национальные границы, распространилось на всю мировую культуру.
Это давалось непросто. Страдая от нищеты, Гоголь приехал в Петербург. В столице ему помог Петр Плетнев - поэт и критик, благодаря ему Гоголь получил чин, и хотя не был богат, мог содержать себя и семью, а главное — писать. Так началась история Гоголя — писателя. К юбилею великого русского классика предлагаем ознакомиться с основными произведениями Н.
Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы». Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса.
Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёном поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины, где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории. Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1834 году он написал несколько статей по истории западного и восточного средневековья. В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника.
Сначала вышли «Арабески» две части, СПб. Потом в том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа - крестьянско-казацкие восстания 1637-1638 годов, предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий - войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина 1842.
К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест. Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы.
Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой - высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией «Владимир 3-й степени»; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные - в первом собрании его сочинений 1842. В том же собрании явились в первый раз «Женитьба», наброски которой относятся к тому же 1833 году, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение - «Мёртвые души», но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников.
Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии, Швейцарии, зиму провёл с А. Данилевским в Париже, где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы. Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву, где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ».
Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора». Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить её; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Гоголь», М. В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке своих ближайших друзей - Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше.
Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности повело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное: для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своем кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации - он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным.
Биография Гоголя
Наиболее популярные из них: мультфильм «Ночь перед Рождеством» 1951 г. Ленфильм В 2017 г. Это был первый российский сериал, который показали в кинотеатрах. Проект был разделен на три фильма. За первые выходные проката сборы первой части « Гоголь. Начало » составили 219 млн руб, что в четыре раза больше бюджета фильма. Переписка Гоголя в 2 т. Гоголь В 2021 г. Одна из глав посвящена «Мертвым душам», которые рассматриваются как история накопления первичного капитала.
Аукционный дом «Литфонд» В сентябре 2023 г. Повести, изданные пасечником Рудым Паньком» продали на аукционе «Литфонда» за 11 млн руб.
Всё изменилось, когда умер отец, 16-летнему Гоголю пришлось самому распоряжаться хозяйством и обеспечивать семью. Это давалось непросто. Страдая от нищеты, Гоголь приехал в Петербург.
В столице ему помог Петр Плетнев - поэт и критик, благодаря ему Гоголь получил чин, и хотя не был богат, мог содержать себя и семью, а главное — писать. Так началась история Гоголя — писателя.
Это и его ранние произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых особое место занимает повесть «Ночь перед Рождеством» с трудолюбивым кузнецом Вакулой и строптивой красавицей Оксаной. Повесть «Тарас Бульба» раскрывает сильные стороны характера русского человека, патриота своей Отчизны. А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем».
У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. В 1821 году Николай поступил в гимназию в Нежине. Здесь он не только учится — он занимается живописью, участвует в спектаклях, пробует себя и в различных литературных жанрах. Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. В 1829 году он издал под псевдонимом В. Алова романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Книга вызывает насмешливые отзывы. Он сжигает нераспроданные экземпляры и уезжает до конца лета в Германию. В конце 1829 года ему удается определиться на службу в Министерство внутренних дел.
Биография Гоголя
В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. В этом году 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых мистических и загадочных писателей русской литературы — Николая Васильевича Гоголя. 10. Когда молодой Гоголь перебрался в Петербург, его удивило, как же дорого жить в этом городе.
Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе
Николай Гоголь (урожденный Яновский) родился 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии Российской империи. В 1828 году Гоголь переехал в Петербург. Твиттерские открыли для себя единственное прижизненное фото писателя Николая Гоголя, сделанное в Риме в 1845 году. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл Полтавской губернии. В 1828 году Гоголь переехал в Санкт-Петербург где безуспешно пытался устроиться на службу.
Рунет узнал о прижизненном фото Гоголя 1845 года. Вместо румяного писателя – мрачный Джонни Депп
У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. Вероятно, его вызвала скоропостижная смерть близкой подруги Гоголя Екатерины Хомяковой 26 января 1852 года.
Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения
Пушкин был первым, кто в печати приветствовал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он привлёк Гоголя к активному сотрудничеству в своём «Современнике». Пушкиным, как известно, молодому дарованию были подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». Историю создания ещё одного знаменитого произведения — повести «Шинель» 1834 — рассказывает Н. Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» 1909 : она возникла «из канцелярского анекдота о каком-то чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собой на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны.
Чиновник возвратился, лёг в постель и уже не вставал; он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни». Значение этой повести в истории нашей словесности особенное, отмечает Котляревский. После выхода в свет книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» сокрушается, что «художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника», что «наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений». Другие его коллеги и вовсе не стеснялись в выражениях: Н.
Аксаков и К. Аксаков, М. Щепкин, И.
Киреевский, С. Шевырев, М. В 1835 году он снова посетил Москву, годе состоялась его первая встреча с В. Последовавшие за первой прозаической книгой Гоголя циклы "Миргород" и "Арабески" расширили диапазон его творчества. В 1834-35 годах Гоголь был адъюнкт-профессором в Санкт-Петербургском университете; хлопотал также безуспешно о получении кафедры истории в Киевском университете. Занятия историей шли параллельно с развитием художественно-исторических замыслов, из которых наиболее значительны незаконченная драма "Альфред" 1835 на сюжет западно-европейского Средневековья, а также повесть "Тарас Бульба" из украинской истории. Историзм Гоголя подвел его к "Ревизору" - комедии с исключительно глубоким, поистине философским содержанием поставлена впервые в19. Мицкевичем; здесь же он получил потрясшее его известие о смерти А.
В марте 1837 Гоголь впервые посетил Рим, где познакомился с работающими там русским художниками. В Риме была написана большая часть "Мертвых душ", работа над которыми была начата еще в 1835. В 1839-40 Гоголь приезжал в Россию, читал друзьям главы "Мертвых душ"; в конце 1841- первой половине 1842 Гоголь вновь на родине, занятый печатанием первого тома вышел в мае 1842 ; в1842- в начале 1843 опубликованы "Сочинения" Гоголя в 4-х томах. С июня 1842 Гоголь жил за границей во Франции, Германии, Италии , продолжая работу над 2- томом поэмы.
На фото: писатель Николай Гоголь четвертый справа с группой русских художников, Рим, 1845 г. На ней изображено, как писатель уничтожает в огне второй том «Мертвых душ».
Существует несколько версий о том, почему Гоголь решил сжечь рукопись. Согласно одной из них, он мог сделать это по ошибке, избавляясь от ненужных бумаг. Писателей многое роднит. Оба отвечают в русской литературе за юмор и мистицизм. Оба родились на Украине, но писали на русском языке, поэтому в последние годы имена Гоголя и Булгакова регулярно появляются в спорах в контексте русско-украинских отношений. Агентство «Москва» В 1959 г.
Центральный театр транспорта переименовали в Московский драматический театр имени Н. В 2012 г. Он переосмыслил концепцию театра, превратив его в культурный центр, в котором помимо спектаклей проходили кинопоказы, лекции, дискуссии и выставки.
В 1821-1828 гг.
Нежин Черниговская губерния, ныне - Черниговская область Украины. В 1829 г. Поступил на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С 1830 г.
В 1831-1835 гг. В 1834-1835 гг. Николай Гоголь являлся адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Петербургского университета. Преподавал историю средних веков.
Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук.
Николай Гоголь
Второй том «Мертвых душ» Гоголь сжигал дважды. Первый раз писатель избавился от рукописи, когда был за границей. А второй раз написал ее заново и тоже сжег, но дело уже происходило в России. Николай Васильевич хотел написать второй том «Мертвых душ» и третий раз, но не успел, так как скончался в 1852-м. Незадолго до смерти писатель утверждал, что слышит какие-то потусторонние голоса. Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо.
По неизвестной причине на дорогах и тротуарах Гоголь на протяжении всей жизни придерживался левой стороны, а не правой, как все вокруг. О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи. В детстве писатель часто слышал голоса у себя из-за спины. Тот же голос он услышал за несколько дней до смерти. Необъяснимые явления присутствовали в его жизни постоянно.
Гоголь не любил ящериц и червей, называл их «вертлявыми» и убивал тростью. Существа напоминали ему чертей. Писатель очень много говорил о смерти перед своей кончиной и как будто готовился к ней. Он даже попросил разослать его рукописи нужным людям. Писатель опасался, что его примут за мертвого и похоронят заживо, поэтому последние 11 лет жизни он всегда спал сидя.
Своим друзьям он строго-настрого запретил погребать свое тело до тех пор, пока не явят себя признаки разложения. По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после эксгумации его останков некоторые очевидцы полагали, что скелет писателя принял в гробу неестественное положение. По другой версии смерть Гоголя связана с покаянным отвержением им всего плотского, вследствие чего тот, по словам историка А. Карташёва, «уморил себя голодом в подвиге спиритуализма».
По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
И поговаривают, что никогда ни с кем не встречался. Некоторые считают, что Гоголь умер девственником, эти утверждения появились, так как неизвестно о его связях с женщинами вообще. Правда, весной 1850 года Н. Гоголь делал предложение первое и последнее А. Виельгорской, но получил отказ. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.
Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Когда же она умерла Гоголь неделями не кормил животное , на Николая Васильевича напала смертельная тоска и уныние. Именно Пушкин советовал Гоголю продолжать написание произведения, когда тот не раз хотел бросить это дело. Кстати, на восхитительном памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде в группе «Писатели и художники» Пушкин стоит рядышком с Гоголем, изображение которого было помещено только под давлением общественности. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» и в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки министру народного просвещения Уварову, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.
На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному — так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, а также симптомам, предложенным современными патологоанатомами, болезнь поразила мозг писателя. С регулярной периодичностью у него начали случаться припадки и обмороки, что характерно, согласно современной диагностике, для малярийного энцефалита.
Всё изменилось в 1825 году, когда умер отец Гоголя. Смерть отца расстроила не только душевное состояние будущего писателя, но и материальное положение семьи. Мать Гоголя была никудышной хозяйкой, и взяться за дела пришлось сыну: он принимал решения, как поступить с имуществом, а впоследствии и вовсе отказался от своей доли наследства, чтобы обеспечить младших сестёр. Начало творческого пути Ещё в гимназии молодой Гоголь пробовал себя на литературном поприще. Он вместе с товарищами издавал рукописный журнал, в котором регулярно публиковал свои стихотворения, написанные в духе популярной тогда романтической поэзии. При этом Гоголь-гимназист пробовал себя в разных жанрах. Из-под его пера вышли и драматические произведения, и рассказы, и историческая повесть. В 1827 году автор завершил работу над поэмой «Ганц Кюхельгартен», подражающей популярным тогда романтическим идиллиям. Это произведение Гоголь спустя два года даже опубликовал под псевдонимом В. Алов, но отрицательные отзывы заставили импульсивного юношу выкупить весь тираж и сжечь его. Санкт-Петербург В 1828 году, по окончании гимназии, Гоголь решил не возвращаться в полтавское имение, а перебраться в столицу. Здесь его ждало жестокое разочарование.
Пользователи твиттера узнали о существовании единственного прижизненного фото классика русской литературы Николая Гоголя. Многие из нас привыкли видеть Гоголя румяным и с ухмылкой — именно так писателя изобразил художник Фёдор Моллер на знаменитом портрете в 1841 году. Прозаик заказал картину в Италии для своей матери. Моллер, портрет Гоголя В жизни трагический и мрачный Гоголь выглядел иначе. В архивах, предположительно, можно найти единственное фото автора «Мёртвых душ», сделанное фотографом Сергеем Левицким в Риме. На снимке видно, как писатель хмурит густые брови и напряжённо смотрит вдаль.
День рождения Н.В. Гоголя
Они вызвали почти всеобщее восхищение. В июне 1832 года Гоголь приезжает в Москву знаменитым писателем. Одновременно с педагогической работой и трудами по истории он пишет повести, составившие сборники «Миргород» и «Арабески». Осенью 1835 года он принимается за написание «Ревизора», позже — «Мертвых душ». Сюжет обоих произведений был подсказан Гоголю Пушкиным. В июне 1836 года Гоголь уезжает в Германию, а конец лета и осень проводит в Швейцарии.
Известие о гибели Пушкина застает его в Париже. Гоголь ошеломлен и ощущает работу над «Мертвыми душами» как «священное завещание» поэта. Вскоре «Похождения Чичикова, или Мертвые души» 1842 вышли в свет.
А второй раз написал ее заново и тоже сжег, но дело уже происходило в России. Николай Васильевич хотел написать второй том «Мертвых душ» и третий раз, но не успел, так как скончался в 1852-м. Незадолго до смерти писатель утверждал, что слышит какие-то потусторонние голоса. Одной из главных фобий Николая Гоголя была боязнь быть похороненным заживо. По неизвестной причине на дорогах и тротуарах Гоголь на протяжении всей жизни придерживался левой стороны, а не правой, как все вокруг. О неуравновешенной психике Николая Гоголя можно судить не только по тому факту, что он неоднократно уничтожал свои рукописи. В детстве писатель часто слышал голоса у себя из-за спины. Тот же голос он услышал за несколько дней до смерти. Необъяснимые явления присутствовали в его жизни постоянно. Гоголь не любил ящериц и червей, называл их «вертлявыми» и убивал тростью. Существа напоминали ему чертей. Писатель очень много говорил о смерти перед своей кончиной и как будто готовился к ней. Он даже попросил разослать его рукописи нужным людям. Писатель опасался, что его примут за мертвого и похоронят заживо, поэтому последние 11 лет жизни он всегда спал сидя. Своим друзьям он строго-настрого запретил погребать свое тело до тех пор, пока не явят себя признаки разложения. По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после эксгумации его останков некоторые очевидцы полагали, что скелет писателя принял в гробу неестественное положение. По другой версии смерть Гоголя связана с покаянным отвержением им всего плотского, вследствие чего тот, по словам историка А. Карташёва, «уморил себя голодом в подвиге спиритуализма». Существует ещё одна версия смерти Гоголя. Она состоит в том, что в результате ошибочного лечения тремя врачами, не знавшими о предыдущих назначениях, писателю троекратно назначалась каломель — ртутьсодержащий препарат, которым лечили желудочные расстройства.
Сочинял он и сам. Произведения — поэму «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи» — он размещал в собственном рукописном журнале «Звезда». Никто не думал из нас, чтобы Гоголь мог быть когда-либо писателем даже посредственным, потому что он известен был в лицее за самого нерадивого и обыкновенного слушателя. Николай Сушков, драматург Николай Гоголь создал в гимназии театр. Он выбирал пьесы, распределял роли и расписывал декорации. Актерами становились ученики, они же приносили кто что мог в «театральный гардероб». Одной из самых популярных пьес был «Недоросль» по Фонвизину — Гоголь играл госпожу Простакову. Сокурсник писателя Тимофей Пащенко вспоминал: «Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене». В 1825 году у Гоголя умер отец. Гимназист тяжело переживал потерю. Его мать вспоминала: «Я детям не могла писать о нашем несчастии и просила письменно директора в Нежине приготовить к такому удару моего сына; он в таком был горе, что хотел броситься в окно с верхнего этажа». После смерти отца начались проблемы с деньгами: мать не умела управлять хозяйством. Тогда Гоголь сначала предложил продать лес, который по завещанию принадлежал ему, а потом и вовсе отказался от наследства в пользу сестер. В 1827 году Гоголь сочинил поэму «Ганц Кюхельгартен» о юноше, который отверг любовь ради мечты о Греции. Спустя год писатель окончил Нежинскую гимназию и решил отправиться в Петербург. Он писал дяде Петру Косяровскому: «Признаюсь, меня не берет охота ворочаться когда-либо домой, особливо бывши несколько раз свидетель, как необыкновенная мать наша бьется, мучится, иногда даже об какой-нибудь копейке. Он вспоминал: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее. Я принужден отказаться от лучшего своего удовольствия — видеть театр». Писатель не мог найти работу: выпускника Нежинской гимназии либо не хотели принимать, либо предлагали слишком маленькое жалованье. В 1829 году Гоголь написал стихотворение «Италия» и без подписи отправил в журнал «Сын Отечества». Произведение опубликовали, и это придало уверенности литератору. Он решил напечатать и гимназическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Однако в этот раз книга не расходилась: сочинение раскритиковали за наивность и отсутствие композиции. Тогда Николай Гоголь выкупил весь тираж у книгопродавцев и сжег. После неудачи он пробовал стать актером и был на прослушивании у директора Императорских театров Сергея Гагарина. Но писателя не взяли. Гоголь вспоминал: «Мысли тучами налегают одна на другую, не давая одна другой места. Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире». Летом 1829 года он уехал в путешествие по Германии. Осенью 1829 года Николай Гоголь вернулся в Петербург. Денег не хватало, и он устроился помощником столоначальника в департамента уделов. Писатель был коллежским асессором — самый младший чин в Табели о рангах. Гоголь писал матери: «После бесконечных исканий, мне удалось, наконец, сыскать место, очень, однако ж, незавидное. Но что ж делать? За помощью Гоголь обратился к матери: «Сделайте милость, описуйте для меня также нравы, обычаи, поверья… какие платья были в их время у сотников, их жен, у тысячников, у них самих, какие материи были известны в их время, и все с подробнейшею подробностью». В 1830 году в журнале «Отечественные записки» писатель опубликовал повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы». Текст сильно отличался от оригинала: издатель Павел Свиньин отредактировал произведение на свой вкус. Постепенно Гоголь все больше писал для журналов. В 1831 году в «Литературной газете» вышли материалы «Несколько мыслей о преподавании детям географии» и «Женщина», а в альманахе «Северные цветы» появились главы исторического романа «Гетьман». Владельцем обоих изданий был Антон Дельвиг. Поэт ввел молодого автора в литературный круг и познакомил с Василием Жуковским и Петром Плетневым. Писатели помогли найти Николаю Гоголю новую работу: он стал учителем в женском Патриотическом институте, а в выходные давал частные уроки детям знатных дворян. Параллельно литератор работал над серией повестей об Украине. Действие книги происходило на родине автора, в Миргородском районе Полтавской губернии. Героями были жители украинской деревни, а в сюжете повседневная жизнь смешивалась с мистическими мотивами, которые были в ходу у селян. Сборник сразу же стал популярным и получил хорошие отзывы читателей: автора хвалили поэты Александр Пушкин, Евгений Баратынский , Иван Киреевский и многие другие. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Мне сказывали, что… наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Уже в 1832 году Гоголь выпустил второй том «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям». Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63]. Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского. Начиная с XIX века принято считать, что книга является ошибкой, уходом писателя в сторону со своего пути. Но возможно, она и есть его путь, и даже более, чем другие книги. По словам Золотусского, это две разные вещи: понятие дороги «Мёртвые души» на первый взгляд — дорожный роман и понятие пути, то есть выхода души к вершине идеала [62]. В июле 2009 году Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Николая Гоголя в Издательстве Московской Патриархии. Новое издание подготовлено на академическом уровне. В рабочую группу по подготовке полного собрания сочинений Н. Гоголя вошли как светские учёные , так и представители Русской Православной Церкви [64]. Гоголь и русско-украинские связи Сложное переплетение двух культур в одном человеке всегда делало фигуру Гоголя центром межнациональных споров, но самому Гоголю не нужно было выяснять, украинец он или русский — в споры об этом его втянули друзья. Сам же писатель не мог дать однозначного ответа на этот вопрос, склоняясь к синтезу двух культур [65]. В 1844 году он так отвечал на запрос Александры Осиповны Смирновой : «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве» [66]. Но из-за особенностей характера его творчества предпринимались неоднократные попытки понять Гоголя с точки зрения его украинского происхождения: последним было до известной степени объяснимо его отношение к русской жизни. Привязанность Гоголя к своей малороссийской родине была очень сильна, особенно в первые годы его литературной деятельности и вплоть до завершения второй редакции «Тараса Бульбы», а сатирическое отношение к русской жизни, предположительно, объясняется не только его национальными свойствами, но и характером его внутреннего развития [7]. Несомненно, что в творчестве писателя сказались украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Как писал А. Пыпин , «украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление» [7]. Длительное пребывание за границей уравновесило украинскую и русскую составляющие мировоззрения Гоголя, родиной души своей он теперь назвал Италию [1] ; при этом Италию он любил за то же, за что отдавал предпочтение Диканьке перед Петербургом — за архаичность и противостояние европеизированной цивилизации «здесь отчасти действовал и малороссийский элемент», — напишет о привязанности Гоголя к Италии П. Анненков [67]. В переданном со слов Г. Данилевского споре писателя с О. Бодянским о русском языке и творчестве Тараса Шевченко было отражено предположительное понимание поздним Гоголем особенностей русско-украинских отношений. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров … Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно» [57]. Из этого спора вытекает, что к концу жизни Гоголя волновал не столько национальный вопрос, сколько антагонизм веры и безверия. А сам писатель склонялся к умеренному панславизму и синтезу славянских культур.