A-10 Thunderbolt — американский штурмовик, также известный как бородавочник. Появившиеся в последне время слухи о том, что США якобы готовятся поставить Украине штурмовики А-10 Thunderbolt, не имеют под собой никакого основания. Конгресс заблокировал намерения военных списать часть штурмовиков A-10 Thunderbolt II. Fairchild-Republic A-10 — американский одноместный двухдвигательный штурмовик, предназначенный для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, поражения танков, бронемашин, других наземных целей. 60 штурмовиков A-10 участвовали в операции «Свобода Ираку» в марте—апреле 2003 года.
ВВС США смогут избавиться ото всех А-10 к 2029 году
Это наталкивает на мысль о планах Вашингтона по дальнейшему использованию A-10 в Европе. Одним из сторонников передачи Украине этих самолетов является сенатор Марко Рубио. Между тем на Украине развернуты западные системы противовоздушной обороны Patriot и Hawk, а также средневысотные комплексы ПВО. Таким образом, Киев делает попытки внедрения эшелонированной ПВО для изоляции фронтов от атак с воздуха. В подобную концепцию вписываются штурмовики A-10, в отличие от истребителей F-16 и других летательных машин такого класса.
Он отметил, что устаревший А-10 прекрасно вооружен для борьбы с танками и наземной техникой, у него прекрасная бронезащита, но вот его возможности противостоять любому истребителю весьма малы. В военное время A-10 должен был использоваться вместе с боевыми вертолетами армии США Apache», — рассказал эксперт издания Business Insider, на статью которого ссылается портал «ПолитРоссия».
Начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Браун отметил, что эта модель самолета несомненно несет в себе определенный ряд плюсов и преимуществ, но в связи с изменением вида и природы конфликтов, требуется совершенно новый подход в летной технике, который A-10 не обладает в нужном количестве. Проблема в том, что в будущем мы будем работать в более сложных условиях», — сказал он генерал. Генерал Браун отметил, что данную модель штурмовика для поддержки наземных сил сможет заменить F-35 и другие-похожие ему летные единицы, которые состоят на вооружении в ВВС США.
Бронированный самолет, прозванный пилотами "Бородавочником" или просто "Кабаном", вооружен поражающей танки 30-миллиметровой пушкой и несет на борту тонны ракет и бомб. А-10 почти полвека был единственным специализированным самолетом непосредственной авиационной поддержки в составе ВВС США. То есть, единственным самолетом, задача которого заключалась исключительно в том, чтобы наносить удары по войскам противника в непосредственной близости от своих войск. Но маловероятно, что "Бородавочники" доберутся до Украины, хотя специальная военная операция России против этой страны длится уже два года. Сырский приводит весомые аргументы в пользу передачи А-10 Украине, однако неадекватная политика США наверняка перевесит любые доводы военных. В этом году Украине несказанно повезет, если она вообще получит какую-то помощь от США, не говоря уже о целых эскадрильях специализированных ударных самолетов. В начале этого вооруженного конфликта несколько бывших американских чиновников выступили за скорейшую передачу излишков А-10 Украине. А сотни самолетов законсервированы и хранятся в Аризоне. США отправили Украине сотни боевых машин, десятки вертолетов и критически важные запасы ракет и артиллерийских снарядов. Америка разрешила другим странам НАТО передать Украине десятки F-16 из излишков и обучает украинских летчиков управлять этими юркими сверхзвуковыми истребителями. Но никаких А-10 Вашингтон не предлагал. В то время одним из доводов против передачи А-10 Украине стало утверждение о том, что они могут столкнуться с чрезвычайными опасностями в украинском небе. Кроме того, велика вероятность того, что десятки самолетов американского производства упадут на землю, объятые пламенем, не принеся украинским военным никакой пользы.
Business Insider: любимый самолет Конгресса США А-10 Thunderbolt не выживет в войне с РФ
Производство A-10 было прекращено еще в 1984 году, однако до сих пор они находятся в активной эксплуатации военно-воздушных сил Соединенных Штатов и показали себя, как одни из самых износоустойчивых самолетов, благодаря успешному бронированию кабины пилота, особому расположению двигателей и максимально продуманному управлению. Фото: aircraftcompare. Тогда были озвучены намерения провести полную рокировку устаревших штурмовиков A-10 на самолеты новейшего образца F-35.
Известно, как минимум, два случая. В первом из них «Тандерболты» из-за ошибки авианаводчика морской пехоты атаковали подразделение морских пехотинцев во время сражения за Насирию, официально в результате атаки А-10 погиб один морпех... Штурмовики, отработав по колонне, повредили 4 боевые машины и убили одного британца. Есть даже видео. Неоднократно встречал упоминание об атаке А-10 под Эн-Наджафом 27 марта 2003 года в условиях плохой видимости колонны американской бронетехники, в ходе которой был уничтожен 1 танк M-1 Абрамс, 4 боевые машины и убито и ранено до 50 человек... Но подтверждения - не нашел.
Если еще учесть, что стоимость его летного часа значительно ниже других ударных самолетов ВВС США к примеру F-16 и F-15 - становится понятным почему он глянулся американским военным. Первый полет прототипа нового самолета состоялся 4 мая 1979 года. Вторая кабина размещалась над отсеком с боекомплектом для пушки. Высота вертикального оперения была увеличена на 510 мм. Пилотирование могло осуществляться из обоих кабин. Из-за кабины второго летчика пришлось урезать боезапас пушки, укоротив ее барабанный магазин с 492 до 408 мм. Вес пустого самолета увеличился на 680 кг. Станция, созданная на базе метео-РЛС, решала три основные задачи - осуществляла картографирование, обнаруживала малоразмерные наземные цели, а также обеспечивала полет в режиме огибания рельефа местности.
Опто-электронные системы и БРЛС не были объединены в комплекс и управление ими не было автоматизированным по мнению американцев для небольших скоростей полета штурмовика последнего и не требовалось. В серийном самолете для улучшения аэродинамики и освобождения подфюзеляжных пилонов БРЛС и оптоэлектронные датчики должны были разместить в гондолах шасси. Построен один прототип, проходивший летные испытания в 1979-1982 годах выполнено более 300 полетов. В итоге военные от самолета отказались. ОА-10А 1987 г. Одноместный самолёт воздушного контроля «О» - Observation. В конце 1980-х, начале 1990-х часть штурмовиков переклассифицировали в самолеты воздушного контроля ОА-10А, используемые для передового авианаведения и поисково-спасательных работ. При этом была демонтирована пассивная лазерная система «Пейв Пенни» и снята часть бронирования, что позволило несколько облегчить самолет и улучшить его летно-технические характеристики.
Самолет предназначался исключительно для взаимодействия с сухопутными войсками и применяется в боевых целях только в исключительных случаях, и тем не менее - имел потери. Есть мнение, что не все ОА-10 проходили переоборудование - а на роль ОА-10 была также назначена часть строевых А-10А вылетавших на задания в соответствующей конфигурации вооружения пара ракет В-В AIM-9 для самообороны и блок НУРСов со световыми трассерами для маркировки наземных целей. В роли ОА-10 успело «поработать» более сотни самолетов. A-10C 2006 г. На 2016 год в строю оставалось 287 самолетов в модификации A-10C. Непростая судьба Первоначально новый штурмовик вызвал большой интерес и в ряде стран-союзников США. Возможно - сказалась высокая цена самолета, и если бы А-10 был подешевле... А так специализированный штурмовик оказался слишком дорогостоящим удовольствием и «союзники» предпочли более многофункциональные многоцелевые самолеты в основном модификации - F-15, F-16.
С вооружения - снять! Не просто судьба А-10 сложилась и на Родине. В 2014 году самолет решили с вооружения снять. Конгресс противился. Затем военные заявили, что при выделяемых деньгах им придется либо сократить А-10, либо уменьшить количество F-16... С тех пор началась катавасия вокруг Тандерболта. Они снова хотят «простой и дешевый» самолет и поглядывают, то в сторону «СуперТукано», то на Cessn-овский «Скорпион», то на AT-6 «Wolverine». Морпехи, например, уже настолько обезумили от безнадеги, что собирались использовать для непосредственной поддержки войск «вооруженные» конвертопланы Bell V-22 Osprey!
Лучше уж и правда, сельскохозяйственный боевой Air Tractor!
Они будут заменены на такое же количество истребителей F-16. По мнению Брауна, в будущих войнах ВВС потребуются самолеты, способные выполнять множество сложных задач, а потенциал А-10 слишком ограничен.
В годы Второй Мировой войны эффективность действия штурмовой авиации на практике показала важность этого средства вооружения для современной армии. Советские штурмовики Ил-2 , немецкие пикировщики Ю-87 и американские истребители-бомбардировщики Р-47 «Тандерболт» являются самыми яркими представителями штурмовой авиации, принявшими участие в военных действиях. По окончанию военных действий в Европе и в Азии военные всех стран недолго пребывали в состоянии умиротворения. Последовавшая вскоре Корейская война показала острую необходимость в наличии эффективного и современного самолета, способного осуществлять штурмовые действия непосредственно на поле боя. Современные истребители в ограниченном порядке стали выполнять штурмовку наземных объектов.
Первоначально с функциями воздушной поддержки справлялись фронтовые истребители и бомбардировщики. Немалая заслуга в огневой поддержке наступающих или обороняющихся войск принадлежит боевым вертолетам, однако ни в том, ни в другом случае меры высокой эффективности от действия авиации не приходили. Это все были временные меры. Крайне неудобно было использовать для работы по наземным целям скоростные истребители «Фантом». Палубная авиация не обладала возможностями нести значительную бомбовую нагрузку.
Армии требовался самолет с большой энерговооруженностью, способный нести броню и обладающий высокой маневренностью. Концепция нового штурмовика Основная идея, которая стала мотивом для создания штурмовика А 10 thunderbolt II, заключалась в создании машины, способной бороться с бронированной техникой на поле боя. Танки, которые стали поступать на вооружение армий в конце 60-х годов, существенно отличались от машин прежнего времени. Значительно усилилась огневая мощь бронетанковых войск. Машины получили более мощную броню и дополнительные средства защиты.
Наличие армейских средств противотанковой обороны не могло в полной мере бороться с подобной техникой. Новая машина, к разработке которой приступили в 1967 году, должна была полностью отвечать современным требованиям ведения боя, являясь полноценным средством оказания огневой поддержки сухопутным войскам.
Уникальные кадры с боевого вылета штурмовика А-10.
Штурмовик А-10 имеет два генератора переменного тока выходным напряжением 120/200В. Top Day News» Новости Мира» Украина» Украинские военные показали ролик с якобы штурмовиками A-10 производства США в районе Балаклеи. Соединенные Штаты могут отказаться от штурмовиков времен холодной войны А-10 Warthog (Бородавочник) и передать их Украине, заявил министр военно-воздушных сил США Фрэнк Кэнделл на форуме по. Штурмовик А-10 Thunderbolt ВВС Соединенных Штатов не сможет долго противостоять России в случае военного конфликта.
ВВС США захотели списать штурмовики A-10
В 2015 году проект по модернизации A-10C возобновился, когда военные и правительство США пришли к выводу, что после списания всех штурмовиков полноценно заменить их будет нечем. Проект модернизации A-10C предполагал разработку нового крыла и установку его на самолет. Большинство деталей крыла, включая верхнюю поверхность, стрингеры, лонжероны и нервюры, выполнены из алюминиевых сплавов серий 2000 и 7000. Некоторые детали выполнены кованными из стали.
Речь идет в первую очередь о креплении центроплана.
Самолет выполнен с двухкилевым оперением, в непосредственной близости от которого в гондолах по обеим сторонам хвостовой части фюзеляжа смонтированы две турбовентиляторных силовых установки ТБ 34-вЕ-100 с тягой по 4100 кгс фирмы "Дженерал Электрик". Такое неординарное размещение двигателей объясняется стремлением конструкторов предотвратить попадание в них инородных предметов при эксплуатации самолетов на полевых аэродромах, а также дать к ним удобный доступ для проведения ремонтных работ и технического обслуживания. Еще одна не маловажная деталь, при таком расположении двигателей в случае огня с земли они оказываются прикрытыми силовыми элементами крыльев и хвостовым оперением.
Следует также отметить, что без применения штурмовиков А-10A "Thunderbolt" II англо-американские войска понесли бы гораздо больше ущерба в ходе наземной операции "Буря в пустыне" в феврале 1991 года. Об этом свидетельствуют факты, произошедшие утром 25 февраля 1991-го - на второй день наземной операции. В этот день большая колонна иракских танков передвигалась к югу от районов, контролируемых Республиканской гвардией, и два "Бородавочника" "Warthogs" - самая распространенная кличка самолета А-10 , принадлежащие 76-й тактической истребительной эскадрилье 23-го тактического истребительного крыла были вызваны на их уничтожение. Соломонсон и Маркс увидели, что некоторые иракские танки рассредоточились и предприняли попытку затеряться в рельефах местности, тогда как другие танки выползали с дороги по обе стороны.
В течение нескольких минут шесть танков были поражены "Мэйвериками", два танка были подбиты мощными пушками "Эвенжер". Вместо того, чтобы возвратиться на свою базу, "Тандерболты" приземлились на передовое место базирования Forward Operating Location - FOL , где они пополнили запасы топлива и дозарядили свое оружие и взлетели снова, чтобы поддержать морских пехотинцев вблизи Эль-Кувейта. Один из двух летчиков "Харриера" уже был эвакуирован, поэтому "Бородавочники" должны были прикрывать спасательную операцию по эвакуации второго летчика.
В действительности число погибших могло быть больше, поскольку всего в ходе сражения погибло 18 морских пехотинцев, и лишь для 8 из них по состоянию на 2004 год причиной смерти был однозначно назван огонь противника. Другой инцидент получил гораздо большую известность. В 2007 году видеозапись этой атаки неизвестным образом попала в распоряжение британской газеты «The Sun», причём было названо имя одного из пилотов, участвовавших в инциденте. Модификации YA-10A — первые 2 прототипа. A-10A — одноместный самолёт воздушной поддержки наземных сил.
Единственная модификация, выпускавшаяся серийно. OA-10A — «О» — означает Observation. Одноместный самолёт воздушного контроля. По конструкции и бортовому оборудованию отличается от A-10A подвесными модулями с дополнительной электроникой и средствами радиоэлектронного противодействия, предназначен исключительно для взаимодействия с сухопутными войсками и применяется в боевых целях только в исключительных случаях. Построена 1 машина. Серийно не производился. A-10C — обновлённая модель A-10. Оснащён современным цифровым оборудованием, способен нести высокоточное оружие с лазерной системой наведения.
Первые A-10C поступили на вооружение в 2006 году.
The USAF found it economically unfeasible to retrofit earlier planes with this modification. In 1978, it received the Pave Penny laser receiver pod, mounted on a pylon attached below the right side of the cockpit, which receives reflected laser radiation from laser designators to allow the aircraft to deliver laser-guided munitions. In 1999, aircraft began receiving Global Positioning System navigation systems and a multi-function display. Over the next few years, problems with wing structure fatigue, first noticed in production years earlier, began to come to the fore. In August 1998, Grumman produced a new plan to address these issues and increase life span to 16,000 hours. Additional aspects were added to HOG UP over time, including new fuel bladders, flight control system changes, and engine nacelle inspections. In 2001, the cracks were reclassified as "critical", which meant they were considered repairs and not upgrades, which allowed bypassing normal acquisition channels for more rapid implementation.
Shortly thereafter, fatigue testing on a test wing failed prematurely and also mounting problems with wings failing in-service inspections at an increasing rate became apparent. The USAF estimated that they would run out of wings by 2011. In 2006, option 3 was chosen and Boeing won the contract. The new wings improved mission readiness, decreased maintenance costs, and allowed the A-10 to be operated up to 2035 if necessary. While this work was to be stopped under plans to retire the A-10 in February 2014, Secretary of the Air Force Deborah Lee James ordered that the latest upgrade, designated Suite 8, continue in response to congressional pressure. Suite 8 software includes IFF Mode 5 , which modernizes the ability to identify the A-10 to friendly units. It was reported that the tank slightly reduced stability in the yaw axis, but there was no decrease in aircraft tracking performance. The wing also allows short takeoffs and landings , permitting operations from austere forward airfields near front lines.
The A-10 can loiter for extended periods and operate under 1,000-foot 300 m ceilings with 1. Combat experience has shown that this type of panel is more resistant to damage. The skin is not load-bearing, so damaged skin sections can be easily replaced in the field, with makeshift materials if necessary. Note the 30 mm cannon and offset front landing gear The A-10 is designed to be refueled, rearmed, and serviced with minimal equipment. The sturdy landing gear, low-pressure tires and large, straight wings allow operation from short rough strips even with a heavy aircraft ordnance load, allowing the aircraft to operate from damaged airbases, flying from taxiways, or even straight roadway sections. All landing gears retract forward; if hydraulic power is lost, a combination of gravity and aerodynamic drag can lower and lock the gear in place.
ВВС США захотели списать штурмовики A-10
An A-10 of the 74th Fighter Squadron after taking on fuel over Afghanistan (2011). А-10 А выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным трапециевидным крылом крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Законопроект по оборонному бюджету США на 2023-й финансовый год предполагает списание нескольких штурмовиков А-10. Самолет A-10 Thunderbolt II Более трети американских штурмовиков А-10 могут больше никогда не взлететь. Летные испытания штурмовика A-10N/AW проводились в 1979-1982 гг., было выполнено более 300 полетов. 60 штурмовиков A-10 участвовали в операции «Свобода Ираку» в марте—апреле 2003 года.
Штурмовики A-10 получили новые крылья
Условия современных конфликтов являются не подходящими для эффективной работы штурмовиков A-10 Thunderbolt II, в связи с чем их могут списать из активного состава. Конгресс заблокировал намерения военных списать часть штурмовиков A-10 Thunderbolt II. А-10 Warthog представляет собой одноместный двухдвигательный штурмовик, который способен оказывать авиационную поддержку сухопутных войск, уничтожать танки, бронемашины и другие наземные цели.