Соглашение Сайкса-Пико 1916. Соглашение Сайкса-Пико шло вразрез с обещаниями свободы, данными британцами арабам в обмен на их поддержку против распадавшейся Османской империи.
Вы точно человек?
Таким образом, две страны, не обращая внимания на волю местных народов, разделили между собой территории суверенного Османского государства. По его словам, на данный момент Ближний Восток разделен на мелкие государственные образования по этническому признаку. Долгосрочная нестабильность ударит по всему региону, а страны смогут с легкостью управляться извне", - приводит слова профессора турецкое агентство Anadolu.
В отличие от европейских союзников и США , Россия не претендовала на нефтяные концессии в арабских землях бывшей Османской империи , поскольку у России уже имелись обширные нефтепромыслы в Баку , Грозном и Майкопе. Главной задачей России было получить выход к черноморским проливам и обезопасить себя от удара с южного направления. Секретное соглашение между Францией и Великобританией преследовало нефтяные интересы этих держав, уже располагавших сведениями о запасах ближневосточной нефти. Италия, лишь незадолго до этого заявившая о себе на мировой арене, преследовала в основном территориальные интересы [12]. Подготовка[ править править код ] 10 апреля 1915 года было заключено тайное англо-франко-русское соглашение , среди прочего включавшее передачу черноморских проливов под контроль России. В октябре того же года британский МИД обратился к Франции с предложением направить в Лондон переговорщиков для разграничения зон влияния на Ближнем Востоке. Для переговоров в Лондон был направлен бывший генеральный консул Франции в Бейруте Франсуа Жорж-Пико , с английской стороны переговоры были поручены Марку Сайксу , советнику лорда Китченера по Ближнему Востоку [13].
Сайкс и Пико договорились по всем вопросам раздела зон влияния, кроме Палестины , в которой требовалось учесть российские интересы [14].
Барзани также сказал, что хотя он считает, что голосование "против" маловероятно, но он подаст в отставку , если курды проголосуют за то, чтобы остаться в составе Ирака. Однако он сказал арабоязычной газете, что он ожидает большую поддержку "за" на референдуме, и сослался на недавнюю демонстрацию 20000 сторонников независимости в Кёльне, Германия, как на показатель широкой поддержки. Высказывания Барзани сделаны в момент, когда международное сообщество и иракское правительство - которое считает голосование неконституционным - принимают срочные меры, чтобы убедить курдов перенести сентябрьское голосование. Барзани отверг предложение Багдада ранее в этом месяце о переносе референдума в обмен на политические или финансовые уступки со стороны Багдада. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон также призвал в прошлом месяце отложить голосование, в ответ на что Барзани заявил, что иракские курды "ожидают гарантий и альтернатив для своего будущего" в обмен на такой перенос. США и другие западные государства опасаются, что это голосование приведет к новому конфликту с Багдадом и, возможно, с соседними странами, отвлекая внимание от идущей войны против боевиков Исламского государства ИГ в Ираке и Сирии. Иран выступает против голосования из-за опасений, что это может подогреть желания их мятежного курдского населения также добиваться независимости. И все же Барзани будет воодушевлен новостью, что богатый нефтью и этнически разнообразный регион Киркука - на который претендуют и центральное правительство в Багдаде, и КРП - примет участие в сентябрьском референдуме.
Голосование "определенно будет", сказал "Рейтер" губернатор Киркука Наджмуддин Карим после того, как большинство в совете провинции проголосовало за участие в референдуме. Курдские бойцы пешмерга взяли Киркук под контроль в 2014 году, когда иракская армия бежала из-за наступления ИГ в северном и западном Ираке, помешав тому, чтобы месторождения региона попали в руки боевиков. Без ложной скромности могу сказать, что о выходе на мировую сцену курдского вопроса говорил своим ученикам - молодым арабистам еще в конце 80-х годов. Для того были основания: не только автономный Курдистан, но и весь Ирак во время ирано-иракской многолетней войны протопал с севера на юг и с востока на Запад. Говоря о Киркуке как о "яблоке раздора", не стоит забывать о его экономическом значении как поставщика нефти и - в меньшей степени - газа. Нефть там не качает только ленивый,т. Не зря там открыто и множество консульств разных стран. Что касается моего впечатления от общения с курдами, то они довольно противоречивы. С одной стороны они подкупали своим позитивным отношением к нам, подчеркивая, что мы - братья-арийцы, что курды в СССР - полноправные граждане и т.
С другой стороны - в личной охране Саддама Хусейна, травившего газами непокорных курдов, было много офицеров-курдов.
Полный и решительный разгром турецкого флота при Синопе стал поводом для войны, которая расценивалась общественным мнением как справедливая, а слабые попытки лорда Абердина сохранить мир оказались совершенно безнадёжными. Россия получила очень важный урок: нельзя пытаться решить столь масштабные задачи, не создав мощную коалицию, все члены которой будут кровно заинтересованы в помощи своим союзникам. Союз с Францией открывает дорогу к Константинополю Время такой коалиции пришло в конце XIX века, когда усилившаяся Германская империя, явно претендовавшая на ключевую роль в мировой политике и участие в колониальном разделе мира, стала угрожать безопасности Франции и Великобритании. К счастью для России, Германия совершила непоправимую ошибку — унизила Францию, отобрав у неё Эльзас и Лотарингию, после чего о примирении двух европейских держав и речи быть не могло. Так немцы толкнули Францию в русские объятия. В 1891 году было подписано русско-французское соглашение, которое вскоре дополнилось военной конвенцией.
В Европе появилось два военных блока: Германии и Австро-Венгрии против России и Франции — именно они стали основой для будущей мировой войны. Николай II и французский военный министр Луи Андре Ещё в советское время считалось хорошим тоном ругать русско-французский альянс за якобы неполноправное положение России. На самом деле это не более чем ложь, призванная замаскировать последствия сговора большевиков с германским правительством при заключении Брестского мира. В реальности союз был куда более выгоден России, нежели Франции. И вот почему. Россия решает неразрешимую задачу В большой войне тогда были заинтересованы все великие державы, кроме, пожалуй, Великобритании. Франция жаждала вернуть потерянные земли, Россия должна была решить вопрос о Проливах, Германия стремилась к переделу сфер влияния в мире, а Австрия мечтала об ослаблении русских, интересы которых на Балканах и в славянском мире прямо угрожали её целостности.
В этом политическом раскладе для Петербурга сложилась уникальная ситуация: впервые в истории за интересы России была готова воевать ещё одна великая держава, причём воевать максимально жёстко, терпя любые бедствия, — ведь с успехом русских был неразрывно связан и успех французов. Оставалось одно — вовлечь в союз Великобританию, которая придерживалась политики «блестящей изоляции» и категорически не желала ни связывать себя соглашениями, ни участвовать в больших войнах в Европе. Однако и тут нам помогли немцы. Агрессивная политика Вильгельма II и берлинского кабинета, постоянное стремление влезть в колонии, масштабная программа строительства флота — всё это воспринималось в Лондоне как непосредственная угроза. Поэтому, когда начался общеевропейский конфликт, Великобритания была вынуждена вступить в мировую войну на стороне Франции и России. Более чем вековая задача русской дипломатии была решена! Теперь оставалось лишь придать нашим устремлениям форму международных соглашений.
И тут судьба преподнесла русским ещё один щедрый подарок: второго ноября 1914 года в войну вступила Османская империя. Последняя преграда к Константинополю рухнула — турки стали врагами Антанты. Российский плакат 1914 года, изображающий союз Франции, России и Англии любовь, вера и надежда Англичане и французы согласны на всё Уже в сентябре 1914 года британское министерство иностранных дел подтвердило справедливость претензий России на Константинополь и Проливы. Отметим важный факт: это было сделано ещё до вступления в войну Османской империи. А 14 ноября сэр Эдвард Грей подписал меморандум, в котором интересы Российской империи признавались официально. В ответ на это русская сторона выразила полное согласие на передачу Англии контроля над Египтом. Николай II на письме Сазонова, информирующего об этой договорённости, наложил резолюцию «отлично».
К удовлетворению императора имелись все основания.
Нужно ли присоединять Россию к соглашению Сайкса-Пико?
Заключив С. Уже в 1917 Англия выдвинула Бальфура декларацию см. После войны, в декабре 1918, Ллойд-Джордж заявил Клемансо, что С. Клемансо настаивал на том, что С. Тем не менее он был вынужден отказаться в пользу Англии от обещанного Франции по С.
Мосульского вилайета и от участия в управлении Палестиной. Этот отказ был оформлен 26. IV 1920 соглашением, заключённым в Сан-Ремо см. Сан-Ремо конференция , и 10.
VIII 1920 Севрским мирным договором см. Таким образом, при послевоенном разделе арабских стран С. Кроме того, арабские страны были переданы под мандаты Лиги наций, и различие между "цветными" зонами, отходящими в непосредственное владение Англии и Франции, и зонами "А" и "Б", образующими "сферы влияния", было стёрто. Дипломатический словарь.
Британцы тем временем терпели унизительные поражения в Эль-Куте и у Дарданелл, куда захотел влезть сам Уинстон Черчилль. Французам тоже особо хвастать было нечем. Когда у русской армии все еще было хорошо, а у наших союзников по Антанте не очень, родилось тайное соглашение по разделу Османской империи и всего Ближнего Востока между Россией, Англией и Францией, то самое соглашение, 100-летие которого мы отмечаем. Вы спросите, где здесь мы? Да и в самом тексте соглашения о Босфоре и Дарданеллах — ни слова. Но министр иностранных дел царской России Сергей Сазонов позволили подписать это соглашение лишь после письменной фиксации наших интересов как в текстах, обязывающих Францию и Англию писем, так и на карте. Поэтому-то на Западе соглашение порой называют Сазонов — Сайкс — Пико.
Да и основные переговоры по соглашению шли в Петрограде. Документы сохранились. В памятной записке министра иностранных дел России Сергея Сазонова французскому и великобританскому послам в Петрограде Палеологу и Бьюкенену сказано: «Ход последних событий приводит императора Николая к мысли, что вопрос о Константинополе и проливах должен быть окончательно разрешен и сообразно вековым стремлениям России. Всякое решение было бы недостаточно и непрочно в случае, если бы город Константинополь, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, а также Южная Фракия до линии Энос — Мидия не были впредь включены в состав Российской империи. Равным образом и в силу стратегической необходимости часть азиатского побережья в пределах между Босфором, рекой Сакарией и подлежащим определению пунктом на берегу Измирского залива, острова Мраморного моря, острова Имброс и Тенедос должны быть включены в состав империи. Союзные правительства могут быть уверены, что встретят со стороны императорского правительства такое же сочувствие осуществлению планов, которые могут явиться у них по отношению к другим областям Оттоманской империи и иным местам». То есть Россией двигала мечта освободить столицу Византии, что находило полное понимание у наших союзников по Антанте Франции и Англии.
Туда же — и битые турками англичане. В дальнейшей переписке вплоть до непосредственного подписания соглашения Сайкса — Пико 16 мая 1916 года эти принципиальные позиции об отходе Константинополя и проливов к России ко всеобщему удовольствию неоднократно подтверждались.
It is to be understood by both governments that this railway is to facilitate the connection of Baghdad with Haifa by rail, and it is further understood that, if the engineering difficulties and expense entailed by keeping this connecting line in the brown area only make the project unfeasible, that the French government shall be prepared to consider that the line in question may also traverse the Polgon Banias Keis Marib Salkhad tell Otsda Mesmie before reaching area B. For a period of twenty years the existing Turkish customs tariff shall remain in force throughout the whole of the blue and red areas, as well as in areas A and B , and no increase in the rates of duty or conversions from ad valorem to specific rates shall be made except by agreement between the two powers. There shall be no interior customs barriers between any of the above mentioned areas. The customs duties leviable on goods destined for the interior shall be collected at the port of entry and handed over to the administration of the area of destination. The British and French government, as the protectors of the Arab state, shall agree that they will not themselves acquire and will not consent to a third power acquiring territorial possessions in the Arabian peninsula, nor consent to a third power installing a naval base either on the east coast, or on the islands, of the red sea. This, however, shall not prevent such adjustment of the Aden frontier as may be necessary in consequence of recent Turkish aggression. The negotiations with the Arabs as to the boundaries of the Arab states shall be continued through the same channel as heretofore on behalf of the two powers. It is agreed that measures to control the importation of arms into the Arab territories will be considered by the two governments.
Copies of these notes will be communicated to your excellency as soon as exchanged. I would also venture to remind your excellency that the conclusion of the present agreement raises, for practical consideration, the question of claims of Italy to a share in any partition or rearrangement of Turkey in Asia, as formulated in Article 9 of the agreement of the 26th April, 1915, between Italy and the allies. Что Франция и Великобритания готовы к признанию и защите независимого Арабского Государства или Конфедерации Арабских Государств в областях А и В , отмеченных на прилагаемой карте, под главенством арабского лидера. Что в области А Франция, а в области В Великобритания будут единолично предоставлять советников или иностранных функционариев по просьбе Арабского Государства или Конфедерации Арабских Государств.
Никто на тот момент не говорил о праве наций на самоопределение. Тем не менее, в создании новых государств Леванта были положительные моменты: создавалась местная администрация, транспортная инфраструктура, налаживались экономические связи. Худо-бедно, но на протяжении почти 100 лет план Сайкса-Пико обеспечивал стабильность региона — вплоть до американского вторжения в Ирак в 2003 году. Хотя многие арабы были против раздела Леванта, со временем Ирак и Сирия обрели собственную жизнь и стали родиной для новых поколений своих граждан. Самым слабым местом в этой конструкции был Курдистан, который имел все предпосылки для создания собственного государства, но не получил его.
Соглашение стало своего рода компромиссом между двумя «империалистическими хищниками» — Францией и Великобританией, каждый из которых стремился доминировать на Ближнем Востоке. Лондон мечтал о создании «Великой Аравии» от Каира до Индии, проект Парижа был скромнее — «Великая Сирия», которая охватывала бы большую часть Леванта. Торг шел больше года и завершился уступкой англичан по отношению к французам, которые получали Сирию и Ливан. Примечательно, что Российская империя была среди соавторов этого документа, который предусматривал передачу России проливов Босфор и Дарданеллы, а также Константинополя. Однако выход России из войны перечеркнул эти планы, а после октябрьского переворота большевики решили раскрыть «империалистический сговор», опубликовав в «Правде» текст этого соглашения, что поставило Англию и Францию в весьма неудобное положение. Кто подрывает систему «Сайкса-Пико»? Самыми ярыми противниками «системы Сайкса-Пико» были и остаются исламисты всех мастей и Турция. И сто лет спустя Турция чувствует себя глубоко униженной тем, как Франция и Великобритания по своему усмотрению делили земли Османской империи. Это уязвленное чувство является одним из объяснений неоосманской политики Реджепа Эрдогана, который проводит военные операции в Сирии и Ираке на основе некого «исторического права» Турции.
Глава 2 Уроки истории: соглашение Сазонова — Сайкса — Пико
Соглашение Сайкса-Пико было во многом несовершенной конструкцией, оно стало причиной многих конфликтов сегодняшнего дня. В дальнейшей переписке вплоть до непосредственного подписания соглашения Сайкса — Пико 16 мая 1916 года эти принципиальные позиции об отходе Константинополя и проливов к России ко всеобщему удовольствию неоднократно подтверждались. Соглашение Сайкса — Пико от 16 мая 1916 года — тайное соглашение между правительствами Великобритании, Франции, Российской империи и позднее Италии, в котором были разграничены сферы интересов на Ближнем Востоке на период после Первой мировой. Кроме того, соглашение Сайкса – Пико часто фигурирует как анало-гия в связи с возможными планами глобальных игроков по переуст-ройству Сирии. Заключив договор Сайкса — Пико Англия рассматривала его, подобно соглашению Мак-Магона — Хусейна, как маневр, вынужденный военной обстановкой, и искала удобного предлога, чтобы отказаться от выполнения своих обязательств перед Францией. Соглашение Сайкса-Пико (его еще называют соглашением о Малой Азии) стало предвестником этих изменений.
Франция в сирийском тупике
Призраки соглашения Сайкса-Пико над Сирией. © 2024, RUTUBE. Соглашение Сайкса-Пико и Декларация Бальфура. 12+. так называемым соглашением Сайкса-Пико. После несправедливых соглашений Сайкса-Пико 24 июля 1920 года в Сирии французская армия под командованием генерала Анри Гуро разгромила сирийскую армию во главе с военным министром Юссефом аль-Азмехом в битве при Хан-Майссалуне. Подлое, бесчеловечное соглашение Сайкса – Пико привело к миллионам жертв ни в чем не повинных людей.
новостной сайт о событиях в курдском регионе
Текст соглашения Сайкса—Пико был опубликован и охарактеризован как «империалистический сговор» за спиной народов, проявление политики аннексий и контрибуций. САЙКС – ПИКО СОГЛАШЕНИЕ 1916, между Великобританией и Францией о разделе азиат. владений Османской империи. После подписания данного соглашения положения договора Сайкса– Пико были забыты, сохранялись лишь демаркационные разделения между Ливаном, Ираком и Трансиорданией, а также границы Палестины.
К 100-летию соглашения Сайкс - Пико
Британия Сайкс хотела забрать ее себе, несмотря на то, что лорд Китченер не хотел с Палестиной связываться. Пико упрямо хотел заполучить Палестину для Франции. Был достигнут компромисс: Британия получала порты Хайфа и Акко несмотря на то, что лорд Китченер предпочел бы в качестве порта Алекандретту Искандерун , территориальный пояс, на котором можно было сконструировать дорогу в Ирак. Остаток Палестины отдавался под некую неопределенную «международную администрацию». За исключением вышеупомянутых провинций, на всей оставшейся территории формировалось арабское государство или конфедерация арабских государств, номинально независимых, а на деле поделенных на французскую и британскую сферы влияния. Конечный вариант соглашения выглядел так: «Голубая зона» — прямой французский контроль — Киликия, Ливан, сирийское побережье и большая часть Галилеи — по линии к северу от Акко до озера Кинерет. К востоку от этой зоны — в Сирии предполагалось создать марионеточное арабское государство — французский протекторат «Зона А».
Территория к востоку от реки Иордан, Негев, Газа и Синай должны были быть объединены в марионеточное арабское государство «Зона В» — британский протекторат. Территории к югу от французской «голубой зоны» Санджак Иерусалим должны были быть отданы под контроль «международной администрации» «коричневая зона». Соглашение вступало в силу только после начала Арабского Мятежа. Ни Пико, ни Камбон не верили в то, что это случится, а если случится, окажет сколько-нибудь существенное влияние на ход войны. Между тем, сэр Марк Сайкс свято верил, что добился исполнения заветной арабской мечты. С его точки зрения, арабам необходимо было единство, но только в идеале, на практике единство не будет в гармонии с их «национальным гением», а с экономической и финансовой точки зрения оно казалось попросту нереальным Сайкс писал: «У арабов нет национального чувства, в нашем понимании, но у них есть чувство расовой гордости, что уже хорошо.
И договор был подписан 2 августа. Только через много лет выяснилось, что у этого «значительного вклада» было имя собственное: линкор «Султан Осман 1» — один из самых мощных на тот день военных кораблей в мире. Маленькое отступление. Как ведут себя джентльмены накануне войны В августе 1914 г. Первоначально линкор был заказан Бразилией и должен быть называться «Рио де Жанейро». Но в Бразилии начался кризис производства каучука, денег не стало, но улучшились отношения с соседней Аргентиной. И Бразилия перепродала за 2. Одновременно на верфи Vickers был построен по заказу турок дредноут Ресадай, но его отправка задержалась — в империи не было подходящих доков и их надо было построить. Деньги на покупку кораблей были собраны пожертвованиями: женщины продавали украшения, школьники отдавали свои карманные деньги.
Но к этому времени Европа была в преддверии большой войны. Первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль опасался, и правильно опасался, что из рук турок корабли окажутся в составе германского Флота Открытого Моря. Юрист Форин Оффиса сделал заключение, что такое возможно, но лишь в военное время, а Великобритания пока не воевала — она вступила в войну против Германии только 4-го августа. Юрист посоветовал обратиться к туркам с предложением продать корабли. Турки догадались о намерениях Черчилля и приказали своим морякам вывести «Султан Осман 1» в море немедленно, даже с не устранёнными недоделками. Черчилль в ответ дал приказ судостроителям не допустить этого, а силам безопасности взять корабли под охрану и предотвратить подъём турецкого флага, что превратило бы корабли в турецкую территорию. На следующий день Генеральный Прокурор вынес заключение, что хотя намерение Черчилля и не законно, но благополучие Содружества превыше юридических тонкостей и стремлением к нему можно оправдать временное задержание кораблей. Вступление в Войну Считается, что ОИ вступила в войну 29 октября 1914 г на стороне Центральных держав. Но если быть точным, то не 29 октября и не вступила, а буквально была втащена в неё за уши Военным Министром Энвер-пашой.
В соответствии с секретным договором с Германией, подписанным в Стамбуле 2 августа, Германия была обязана придти на защиту ОИ в случае нападения на неё. В свою очередь ОИ обязалась хранить строгий нейтралитет в начавшемся конфликте между Сербией и Австро-Венгрией и вступить в войну, только если Германия вступит в войну в соответствии со своими обязательствами перед Австро-Венгрией. Следовательно, формально договор не обязывал ОИ вступать в войну. На следующий после подписания Договора день, 3-го августа, была объявлена всеобщая мобилизация и … нейтралитет в начавшемся «европейском конфликте [1] Надо ещё раз отметить, что инициатором договора были турки, в первую очередь германофил Энвер-паша. Тогда все в Европе были уверены, что война не продлится больше нескольких месяцев, а турецкая армия физически не могла начать военные действия раньше поздней осени или зимы. Одна из причин: в 1914 г. И немцы, чья военная миссия работала в ОИ уже несколько лет, прекрасно это понимали. Но в начале сентября немцы потерпели поражения в 1-ой битве на Марне, стало ясно, что война затянется, и немцы стали требовать выполнения Договора. С другой стороны Энвер-паша, искавший у Германии защиту от территориальных притязаний Российской Империи, после разгрома русской армии при Танненберге решил, что РИ повержена и турки должны спешить со вступлением в войну, чтобы успеть к дележу добычи.
Энвер-паша пообещал немцам вступить в войну в середине октября при условии получения от немцев 2 млн. Немцы прислали 1-ый миллион 12 октября, 2-ой — 17, послали наличными поездами через нейтральную тогда Румынию. Энвер понял, что если он не может заставить свою партию и своё правительство объявить войну Антанте, то он должен спровоцировать Антанту объявить войну Турции. Он приказал адмиралу Сушону войти в Чёрное море, чтобы спровоцировать русских. Но Сущон решил по-своему и 28 октября сам обстрелял российское побережье. Как он потом написал, его задачей было «заставить турок, пускай против их воли, ввязаться в войну. Тогдашний Великий Визирь и Министр иностранных дел Салим Халим-паша был категорически против вступления в войну. Для немцев это было не приемлемое развитие событий, но Энвер сказал, что тут он бессилен. Единственное, что он сумел сделать, это включить в ноту утверждение, что русские сами спровоцировали нападение.
Немцы и Энвер-паша переживали напрасно. Англичане не подозревали о турецких разногласиях, были уверены, что турки полностью заодно с немцами и сразу после атаки Сушона направили туркам ультиматум с требованием немедленной высылки из страны немецкой военной миссии и удаления с кораблей немецких моряков. Российская империя объявила войну 1-го ноября, Великобритания — 5 ноября. В Лондоне считали, что именно Черчилль вовлёк ОИ в войну. Только вместо «из-за Черчилля», он сказал бы «благодаря Черчиллю». А в Стамбуле на заседании правительства в ночь с 1-го на 2-е ноября даже «партия мира» во главе с Великим Визирем была вынуждена признать, что ОИ находится в состоянии войны. При этом надо отметить, что в отличии от практически всех своих предыдущих войн за исключением 1-ой греко-турецкой 1897 г и 2-ой Балканской 1913 г. Возможно, причинами тому были реформы, начатые младотурками и, конечно же, германские советники, порою прямо командовавшими турецкими войсками. Адмирал Сушон командовал флотом см.
А появились немецкие военные советники в турецкой армии ещё в 1913 году. Началась война с атак турок: на Чёрном море, повторюсь, с обстрела 29 октября немецкими крейсерами под турецким флагом Одессы, Севастополя, Феодосии и Новороссийска; на западе — в январе 1915 г с наступления, безуспешного, 4-ой турецкой армии на Суэцкий канал. Турки дошли до Суэцкого канала и… отступили. Вступление ОИ в войну кроме всего прочего, означало, что простейший, удобнейший и самый эффективный путь связи России с внешним миром вообще, и с союзниками по Антанте прежде всего, по которому Россия вывозила зерно и могла получать оружие от союзников, оказался перерезанным. Не случись этого, возможно не было бы поражений на германском фронте, не было бы революции… [6] Но это другая история. Делёж шкуры неубитого медведя 3. Александрия, весна 1915 г.
Так, значительными поправками к нему стали передача британцам Мосула и всей Палестины. Ллойд Джордж, и от имени Франции принял премьер-министр Ж. Примечания [1] Системная история международных отношений. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Новая история арабских стран. Арабский вопрос и державы победительницы в период Парижской мирной конференции. The Truth about Syria, Palestine and Mesopotamia. Арабский вопрос и державы победительницы…, с.
Между тем, сегодня этот документ, фактически декларировавший победу Запада в многовековом противостоянии с мусульманской цивилизацией, обернулся глобальной "головной болью", которая прежде всего актуальна для самого Запада. Проблемы мусульман, порожденные в том числе Сайксом-Пико, стали мировыми. И выйти из этого почти замкнутого столетнего круга теперь можно только вместе. Договор можно назвать той центральной точкой, за которой в исламском мире началась полоса нестабильности, не прекращающаяся и поныне. Конечно, винить Запад в мусульманских бедах и ошибках - неверно и стыдно. Плачевная ситуация сложилась в результате, в первую очередь, внутренних процессов эрозии, а уже потом прямой иностранной агрессии. Запад делал и делает то, что в некотором смысле должен. Он преследует свои интересы так, как их понимает его элита. Договор лишь усугубил болезнь. Это диагноз, который исламский мир до сих пор не может преодолеть, своего рода проклятье. Современная нестабильность является следствием дезинтеграции исламского мира, зафиксированной Сайксом-Пико. Единое пространство было разорвано на колониальные и полуколониальные владения. В результате в мусульманских странах провалились попытки модернизации на западный и восточный социалистический манер. Сегодня мусульманская цивилизация пребывает в кризисе из-за отсутствия видения ясного будущего. Даже так называемый "умеренный исламский" проект , который, казалось бы, восходит на дрожжах Арабской весны, и тот уперся в страшный тупик сирийской гражданской войны. Я уверен, что затянувшаяся полоса развала и вражды закончится только при восстановлении единства мусульманского пространства. На протяжении веков оно существовало в рамках общей парадигмы. Исламский мир связан тысячами видимых и невидимых нитей.
САЙКС – ПИКО́ СОГЛАШЕ́НИЕ 1916
Арабы узнали о договоре Сайкса — Пико лишь после того, как он в ноябре 1917 года был опубликован Советским правительством. Стремясь удержать арабов от выхода из войны, союзники пошли на новый обман: министр иностранных дел Англии Бальфур публично отрицал существование договора Сайкса — Пико. Однако на Парижской мирной конференции союзники были вынуждены признать наличие такого соглашения. Заключив договор Сайкса — Пико Англия рассматривала его, подобно соглашению Мак-Магона — Хусейна, как маневр, вынужденный военной обстановкой, и искала удобного предлога, чтобы отказаться от выполнения своих обязательств перед Францией. Уже в 1917 году Англия выдвинула т.
После войны, в декабре 1918 года, Ллойд-Джордж заявил Клемансо, что договор Сайкса — Пико недействителен, так как выбыл один из его «участников» — Россия. Клемансо настаивал на том, что договор Сайкса — Пико заключен только между Англией и Францией и поэтому сохраняет силу. Тем не менее он был вынужден отказаться в пользу Англии от обещанного Франции по договору Сайкса — Пико Мосульского вилайета и от участия в управлении Палестиной. Этот отказ был оформлен 26 апреля 1920 соглашением, заключённым в Сан-Ремо, и 10 августа 1920 Севрским мирным договором.
Таким образом, при послевоенном разделе арабских стран договор Сайкса — Пико вследствие нового соотношения сил между союзниками подвергся ревизии в пользу Англии.
В результате этих игр современный Ближний Восток унаследовал государства, чьи границы были проведены, не принимая во внимание ни этнические, ни религиозные, ни родоплеменные, ни лингвистические факторы. Часто эти государства - своего рода лоскутный ковер, сотканный из меньшинств. Естественный ход вещей в таких странах ведет к неминуемому распаду, только если страной не правит диктатор с железной хваткой или в них нет мощного центрального правительства. Ирония заключается в том, что две самых влиятельных силы, в открытую разрушающие наследие Сайкса-Пико, держат друг друга за глотки. Это боевики ИГ и курды, воюющие на севере Ирака и Сирии.
В обеих этих странах курды стали самыми эффективными союзниками западной коалиции в борьбе с "Исламским государством". Но при этом и курды, и боевики ИГ хотят перекроить карту Ближнего Востока. И я оптимистично настроен на то, что внутри этой новой формулы курды получат свое историческое право на независимость", - продолжил он. Мы старались сохранить единство Ирака, и мы не несем ответственности за распад страны - другие раздробили ее. Мы не хотим быть частью хаоса и проблем, которые окружают Ирак со всех сторон", - сказал Барзани. По словам Барзани, курды совершенно серьезно настроены на обретение независимости и подготовка к этому уже идет полным ходом.
Ранее дружественные колониальным империям арабы поняли, что их решили, по сути, просто переподченить. Поделиться: Сэр Эдвард Грей Полу Камбону 16 мая 1916 года Имею честь подтвердить получение замечаний Вашего Превосходительства о пункте 9, утверждающих, что французское правительство приемлет границы будущего арабского государства — или конфедерации государств — и тех частей Сирии, где преобладают французские интересы, вместе с условиями, ставшими результатом переговоров в Лондоне и Петрограде по данному вопросу. Также имею честь в ответ проинформировать Ваше Превосходительство, что принятие всего проекта в том виде, в каком он существует сейчас, потребует отказаться от значительной части британских интересов, но, так как правительство Его Величества признаёт первостепенность общего дела союзников в создании более благоприятной внутриполитической ситуации в Турции, оно готово принять достигнутые на данный момент соглашения, при условии обеспечения сотрудничества арабов, выполнения ими условий соглашения и передачи им городов Хомс, Хама, Дамаск и Алеппо. Французское и британское правительства одинаково понимают: 1. То, что Франция и Великобритания готовы признать и защитить, соответственно обозначениям на прилагаемой карте, независимые арабские государства или конфедерацию государств A и B сюзеренитет арабского лидера. То, что в зоне A Франция и в зоне B Великобритания будут иметь приоритетное право на предпринимательскую и кредитную активность.
То, что в зоне A Франция и в зоне B Великобритания будут единственными, кто будет предоставлять советников или иностранных функционеров по просьбе арабского государства или конфедерации арабских государств. То, что в синей зоне Франции и в красной зоне Великобритании позволено устанавливать прямые или косвенные администрирование или контроль по своему усмотрению и в такой форме, в какой они сочтут нужным и целесообразным для достижения договорённостей с арабским государством или конфедерацией арабских государств. То, что в коричневой зоне будет установлена международная администрация, форма которой будет установлена после консультации с Россией, а затем с другими союзниками и представителями шерифа Мекки. То, что Великобритании будут предоставлены 1 порты Хайфа и Акра, 2 гарантирована вода из Тигра и Ефрата, находящихся в зоне A , для зоны B. Правительство Его Величества, со своей стороны, обязуется ни при каких обстоятельствах не вступать в переговоры об уступке Кипра третьей стороне без предварительного согласия французского правительства.
Асада из власти. Еще дальше пошел министр иностранных дел Л. Фабиус, заявивший в одном из своих выступлений в 2012 году, что «Асад не заслуживает того, чтобы жить»16. В этой связи стоит отметить, что приход к власти Ф. Олланда придал новый импульс уже упоминавшейся идеологизации внешней политики Франции. Исторически сложилось так, что именно социалисты наиболее активно апеллировали в своей риторике к «ценностям демократии и прав человека». Неудивительно, что при новом президенте среди дипломатов, занимавшихся сирийской и в целом ближневосточной проблематикой, стало меньше профессионалов-арабистов и больше политических активистов17. К этому следует присовокупить крайне тенденциозное освещение сирийского кризиса французскими СМИ. Пишон посвятил отдельный раздел в своей книге «Сирия. Почему Запад ошибся» тому, как они манипулировали французским общественным мнением. СМИ практически проигнорировали, например, тот факт, что Б. Асад - несомненно типичный восточный авторитарный правитель - все же пытался урегулировать мирным путем уже упоминавшийся конфликт в городе Даръа. Он, как известно, вспыхнул из-за жестокости полиции в отношении нескольких подростков, которые были задержаны за то, что рисовали на стенах антиправительственные лозунги. В числе принятых Б. Асадом мер - арест ответственных за это полицейских чинов, увольнение губернатора соответствующей провинции, отставка правительства Сирии, а также отмена чрезвычайного положения в стране, действовавшего с 1963 года. Но данные меры не смогли разрядить ситуацию, поскольку, как подчеркивает Ф. Пишон, начавшиеся вскоре вооруженные выступления оппозиции отнюдь не явились спонтанными. К моменту волнений уже были накоплены запасы оружия и боеприпасов с помощью главным образом Саудовской Аравии и Катара , созданы соответствующие организационные структуры. Большую роль в мобилизации вооруженной оппозиции сыграл известный телевизионный канал «Аль-Джазира», базирующийся в Катаре18. Дальнейшие события французские СМИ освещали исключительно в соответствии с упоминавшейся выше установкой - «кровавый тиран истребляет собственный народ, борющийся за свободу». Стремясь обеспечить легитимизацию иностранного вмешательства, они делали акцент на то, что режим Б. Асада, после того как разгорелась гражданская война, вскоре контролировал лишь около трети территории страны. Стоит заметить также, что эти же СМИ почти не уделили внимания подавлению Саудовской Аравией в марте 2011 г. Все это обернулось упрощенным восприятием французским истеблишментом ситуации в Сирии, игнорированием чрезвычайной сложности сирийского общества, в частности его этнической, религиозной и социальной «мозаичности», роли в нем клановых, а в ряде районов - и племенных структур. Идеологическое самоослепление, механическое применение к стране с совершенно иным укладом жизни стереотипов западной системы помешало увидеть то, что основная роль в этой борьбе сразу же перешла к группировкам исламистов-суннитов, одни из которых поддерживались Катаром или Саудовской Аравией, другие - Турцией. Именно к ним в основном и попадало оружие, поставляемое Францией и другими западными странами. Многие из этих группировок очень скоро оказались в составе или под эгидой новоявленного ИГИЛ. Прежде всего к ним стали поступать добровольцы, главным образом из стран Магриба и Европы в том числе из Франции , из которых начали составляться исламистские «интернациональные бригады». СМИ Франции, кстати, понадобилось больше года, чтобы «открыть» эти реалии. Но даже тогда они продолжали преувеличивать роль «демократической светской оппозиции» и «сирийской свободной армии», хотя большинство французских экспертов считали, как автор мог убедиться, следя за телевизионными дебатами в стране, что они носят скорее «фантомный характер». В результате этого самоослепления Франция оказалась в конечном счете не только самой воинственной среди стран Запада в плане риторики, она попыталась стать инициатором авиационных ударов по сирийской правительственной армии, с тем чтобы обеспечить победу оппозиционным силам. Даже решения Парламента Великобритании в августе 2013 года воздержаться от участия в такой операции и явное прохладное отношение к ней Вашингтона не остудили этот пыл. Как пишет французский публицист Р. Юро, Ф. Олланд грубо ошибся в своих расчетах, не сумев вовремя понять нежелание Президента Б. Обамы ввязываться в открытую войну с режимом Б. Асада, которая, как становилось все яснее, могла привести к власти исламистские силы19. В результате воинственность французского президента начала даже казаться несколько смешной. Между тем с течением времени стало ясно, что, хотя режим Б. Асада ослабел, он явно не собирался «падать» и его по прежнему поддерживала значительная часть населения страны. Кроме того, усиление ИГИЛ, захват им значительных территорий в Ираке и Сирии вынуждали переключиться на угрозу, которое это «государство» несло не только региону, но и всему цивилизованному человечеству. В конечном счете Ф. С сентября 2014 года французские ВВС начали участвовать в авиаударах по силам и объектам ИГИЛ в Ираке, но, как подчеркивал Париж, это делалось по просьбе правительства этой страны. Однако французское общественное мнение, возмущенное зверствами ИГИЛ на контролируемых им территориях, а также исламистскими террористическими актами в самой Франции, особенно нападением 7 января 2015 года на редакцию журнала «Шарли Эбдо», повлекшим гибель 18 человек, требовало действий Франции против группировок исламистов, в первую очередь ИГИЛ, и в Сирии. Все большую обеспокоенность выражали французские спецслужбы, опасавшиеся возращения в страну боевиков из этих группировок, являющихся гражданами Франции. Начала меняться и позиция ряда французских СМИ, в частности газет и журналов, близких к правой оппозиции. Они, помимо констатации того, что ставка на достаточно быстрый уход Б. Асада от власти себя не оправдала и что главным врагом все-таки нужно считать ИГИЛ, обращали внимание на трагическую судьбу христиан в Сирии и Ираке , которые в результате репрессий со стороны ИГИЛ и других исламистских сил оказались под угрозой изгнания или даже истребления. Кроме требования более решительных действий Франции в их защиту, в соответствующих публикациях стала выдвигаться идея создания широкой антиисламистской коалиции, которая включала бы в себя Россию. В результате 19 сентябре 2015 года, сославшись на статью 51 Устава ООН об индивидуальной и коллективной самообороне, Париж объявил о нанесении первых авиаударов по объектам ИГИЛ на сирийской территории. Однако вскоре стало ясно, что они носили скорее символический характер. Кроме того, как счел необходимым подчеркнуть министр обороны Франции Ж-И. Ле Дриан, эти удары не означали, что «Б. Асад стал нашим союзником» и что они наносились «без обмена информацией и координации с Россией»20. Начавшаяся 30 сентября 2015 года операция российских ВКС в Сирии поставила Париж, как и другие западные столицы а также Анкару, Эр-Рияд и Доху , перед новой реальностью. Надежда на скорое падение режима Б. Асада окончательно рухнула. Вместе с тем сам Париж подвергся 13 ноября 2015 года чудовищной террористической атаке исламистов, часть из которых прошли «сирийскую школу». Олланд, от которого французы ждали решительных действий, объявил, с одной стороны, о принятии ряда чрезвычайных мер внутри страны частичное закрытие границы, наделение новыми полномочиями правоохранительные органы, закрытие подпольных мечетей и т. Одновременно к берегам Сирии был направлен единственный французский авианосец «Шарль де Голль» с задачей интенсифицировать удары по ИГИЛ. Однако инициатива «единой коалиции» результатов не принесла. Хотя отправившегося 24 ноября 2015 года с визитом в Вашингтон Ф. Олланда ждал подчеркнуто теплый прием со стороны Б. Обамы главным образом потому, что Ф.
Преступные договорённости
For a period of twenty years the existing Turkish customs tariff shall remain in force throughout the whole of the blue and red areas, as well as in areas a and b , and no increase in the rates of duty or conversions from ad valorem to specific rates shall be made except by agreement between the two powers. There shall be no interior customs barriers between any of the above mentioned areas. The customs duties leviable on goods destined for the interior shall be collected at the port of entry and handed over to the administration of the area of destination. The British and French government, as the protectors of the Arab state, shall agree that they will not themselves acquire and will not consent to a third power acquiring territorial possessions in the Arabian peninsula, nor consent to a third power installing a naval base either on the east coast, or on the islands, of the red sea. This, however, shall not prevent such adjustment of the Aden frontier as may be necessary in consequence of recent Turkish aggression. The negotiations with the Arabs as to the boundaries of the Arab states shall be continued through the same channel as heretofore on behalf of the two powers.
Жорж-Пико в апреле 1916 г. Однако после череды волнений в арабских странах, начавшихся в 2010 г. Анализ текстов, воспроизводимых в нынешних общественнополитических дебатах по ближневосточным проблемам, показал, чтосоглашение Сайкса — Пико упоминается в четырех случаях. Во-первых, трехсторонние договоренности о разделе Азиатской Турции стали ассоциироваться с колониальным переделом Арабского Востока. Впервые к англо-французскому соглашению 1916 г. Среди игроков, которые напрямую участвуют в очередном разделе Ближнего Востока, называют также Катар и Израиль. Кроме того, соглашение Сайкса — Пико часто фигурирует как аналогия в связи с возможными планами глобальных игроков по переустройству Сирии. Во-вторых, большинство политических комментаторов уверено в том, что соглашением Сайкса — Пико были установлены современные границы между ближневосточными государствами.
Взамен они согласились признать российские претензии на Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, а также Константинополь. Еще 18 марта 1915 года между союзниками по Антанте было подписано секретное соглашение о разделе сфер интересов. В октябре 1915 года в Лондоне состоялись секретные переговоры между французской делегацией возглавляемой бывшим генеральным консулом в Бейруте Франсуа Жорж-Пико и британской, возглавляемой советником лорда Китченера по Ближнему Востоку Марком Сайксом. Результатом этих переговоров стало подписание договора о разделе зон влияния на Ближнем Востоке, вошедшего в историю как Соглашение Сайкса-Пико. Российское правительство ратифицировало данное соглашение, за Россией в свою очередь подтверждалось право на проливы и Стамбул. Кроме этого Россия потребовала чтобы за ней признали турецкие территории оккупированные русской армией в ходе войны: Западную Армению и часть Северного Курдистана. В августе 1917 г.
Объективно в иракском вопросе ее интересы какое-то время совпадали с интересами Сирии. В то же время она была все больше обеспокоена продолжавшимся сближением последней с Ираном, который Запад обвинял в стремлении обзавестись ядерным оружием. Франция вместе с США прилагала также все усилия, чтобы изгнать сирийцев из Ливана. В сентябре 2004 года они сумели продвинуть в Совете Безопасности ООН резолюцию 1559, в которой содержалось требование «вывести из страны все остающиеся иностранные силы», то есть на деле сирийский военный контингент. Воспользовавшись гибелью в результате террористического акта в феврале 2005 года бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири, США и Франция немедленно обвинили в его организации Сирию и начали мощную информационно-пропагандистскую кампанию с требованием безотлагательного вывода сирийских войск. В конечном счете Дамаск был вынужден сделать это в апреле того же года. Но франко-сирийские отношения остались напряженными, ибо Дамаск продолжал поддерживать в Ливане проиранскую организацию «Хезболла». Он занимал также благожелательную позицию в отношении ядерной программы Ирана, в то время как Франция была одним из самых яростных ее противников. Кроме того, как писала французская пресса, Ж. Ширак, имевший личные связи с Р. Харири и остро воспринявший его гибель, решил заморозить с Сирией все контакты на высшем уровне4. Новую попытку наладить более конструктивные отношения с Дамаском Париж сделал лишь после избрания в 2008 году президентом Франции Н. Саркози которого французская пресса обвиняла в личных связях с Б. Асадом 5. К этому стремились и деловые круги Франции, проявлявшие интерес к политике экономической либерализации, осуществляемой режимом Б. Сирийский лидер был приглашен на саммит Средиземноморского союза Союз для Средиземноморья , организованный по инициативе Н. Саркози в июле 2008 в Париже. Он даже удостоился чести быть главным иностранным гостем на традиционном параде 14 июля по случаю Национального праздника Франции День взятия Бастилии. Приглашению его на саммит, кстати, как отмечает упоминавшийся выше французский арабист Ф. Пишон, активно содействовал Катар, который был особенно обеспокоен сближением Дамаска и Тегерана6. В сентябре того же года Н. Саркози нанес ответный визит в Дамаск. Однако попытка сближения вновь натолкнулась на непреклонную позицию Сирии по проблеме ядерной программы Ирана. Стоит напомнить, что Сирия также развивала свою ядерную программу и что ее ядерные объекты дважды, в июне 1981 года и в сентябре 2007 года, подвергались ударам израильской авиации. В интервью французскому телевидению накануне приезда французского президента Б. Асад подтвердил, что Иран «имеет право развивать мирную ядерную энергетику». Он отказался также прекратить поддержку проиранской организации «Хезболла» в Ливане7. Несколько экономических контрактов, главным образом в сфере общественного транспорта, не изменили общей тенденции. Да и совместный товарооборот двух стран остался низким: в 2010 году, например, он составлял всего 405 млн. Сирия занимала 33-е место в экспорте Франции8. Эта попытка наладить отношения явилась последней. Уже через три года Франция оказалась в стане злейших врагов сирийского режима. На поверхности главной причиной был его авторитарный и репрессивный характер, проявившийся наглядным образом в ходе гражданской войны, которая вспыхнула в стране в марте 2011 года. Именно так объясняли «сирийский разворот» и официальный Париж, и большинство французских СМИ. Конечно, совсем сбрасывать со счетов это объяснение нельзя. Внешняя политика Франции, как и в целом Запада, после крушения главного идеологического противника - коммунистической системы, становилась все более идеологизированной. Фетишизация «ценностей демократии и прав человека», превращение их в своего рода «светскую религию» затронули даже такую высокопрофессиональную сферу, как дипломатия. Вместе с тем существовали другие, глубинные факторы, которые все более предопределяли негативное отношение Парижа к режиму Б. В геоэкономическом и геополитическом планах следует упомянуть прежде всего усилившуюся ориентацию французского мультинационального капитала и политического истеблишмента на государства Персидского залива, особенно Катар, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Открытие в 2009 году в ОАЭ, несмотря на финансовый кризис, крупной французской военной базы точнее, трех баз - ВМФ, ВВС и сухопутных сил явилось военно-стратегическим выражением этой тенденции. В секторе энергетических ресурсов соответствующие французские компании особенно привлекали огромные запасы достаточно дешевого газа в Катаре. Доступ к ним, помимо прочего, позволял ослабить зависимость европейских потребителей от российского газа, что сулило возможным проектам на этот счет поддержку США и их европейских союзников. Но поскольку наиболее удобный путь его доставки во Францию и в целом в Европу проходил через Сирию, необходимо было обеспечить установление в этой стране «удобного», прозападного режима. Помимо нефтегазового сектора, французские компании были привлечены перспективой заключения гигантских контрактов на поставки в Катар и Саудовскую Аравию вооружений и на участие в модернизации их инфраструктуры. Лишь один Катар в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2022 году запланировал истратить на эти цели 170 млрд. В свою очередь, сам эмират уже инвестировал во Франции в 2007-2012 годах более 13 млрд. Не меньшие, а подчас и большие суммы сулила и «дружба» с Саудовской Аравией. Последняя, встревоженная ослаблением интереса к себе США, в частности из-за «сланцевой революции», проявляла большую заинтересованность в диверсификации своих геополитических связей и зарубежных инвестиций и также была готова вкладывать значительные средства во Франции. Стоит упомянуть также, что в 2000 годы в Сирии Саудовская Аравия, пользуясь экономической либерализацией, проводимой Б. Асадом, вела активную инвестиционную политику, прежде всего в сфере недвижимости. Но одновременно она создавала в стране инфраструктуру для распространения радикального исламского течения - салафизма. Ни светский режим Б. Асада, ни тем более его ориентация на Иран Саудовскую Аравию, как и Катар, абсолютно не устраивали. Определенную роль в ужесточении сирийского курса Франции сыграло также стремление Парижа улучшить отношения с США. Этого требовали влиятельные французские круги, встревоженные их охлаждением в связи с отказом Ж. Ширака поддержать американское вторжение в Ирак. Конфронтация с сирийским режимом создавала новое поле для активного сотрудничества с Америкой, которая, как отмечено выше, числила Сирию в Оси зла. Непосредственное влияние на политику Франции в отношении режима Б. Асада оказала так называемая «арабская весна» в ряде стран Магриба. Франция приняла самое активное участие в военной интервенции коалиции в Ливии, состоявшей в основном из государств НАТО, которая началась в марте 2011 года. Коалиция, как известно, должна была действовать на основе резолюции 1973 СБ ООН, разрешившей военное вмешательство беспилотная зона , но без ввода оккупационных сил, с целью защиты мирного населения от действий сил режима М. Этот мандат был, однако, превзойден, и дело кончилось свержением режима. Участие Франции в ливийской операции всячески приветствовалось деятелями левой оппозиции, большинством политиков правительственного большинства в Парламенте, правозащитниками и почти всеми основными СМИ страны.