Предпосылки образования СССР.
Образование СССР кратко причины, проекты, договор 1922 года (Таблица)
Советский Союз доминировал в мировой системе социализма. СССР был известен своими достижениями в науке и технике особенно в автопроме и на спортивной арене. В 1960—1980 годах конкурировал в экономическом развитии с наиболее загнивающим Западом, при этом процветая изнутри, так как из-за железного занавеса запах вони от запада почти не доходил.
В сущности план Сталина предусматривал не объединение и образование нового государства, а поглощение Россией национальных советских республик. Владимир Ленин раскритиковал идею Сталина и выступил за равноправные союзные отношения, выдвинув свой «федеративный план». Ленин настаивал на заключении между республиками равноправных договоров с возможностью присоединения к Союзу в будущем некапиталистических стран Европы и Азии. Это предусматривало создание новой Конституции и образование федеративных органов власти с представительством от всех республик. План «автономизации» предстояло утвердить на пленуме ЦК, который был назначен на 5 октября. Ленин внёс несколько правок в проект Конституции, предложив в том числе назвать новое объединение «Союз Советских Республик Европы и Азии». В тот же день он написал членам политбюро записку «Об образовании СССР», в которой выразил мнение, что РСФСР должна признать себя и другие республики равноправными и вступить в союз «вместе и наравне с ними». Авторитет вождя мирового пролетариата, несмотря на его обострившуюся болезнь, оставался непререкаем.
Новое союзное государство послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику», — говорилось в первой советской Конституции, принятой 31 января 1924 года. При этом было чётко определено, какому из объектов, например, положено иметь свой университет, а какому нет. Народы Абхазии и Южной Осетии не хотели быть в составе Грузии.
Участие в них не принимали республики Прибалтики, а также Армения, Грузия и Молдавия. Подписание Союзного договора было запланировано на сентябрь - октябрь 1991 года, однако затем перенесено Михаилом Горбачевым на 20 августа 1991 года. Президент СССР опасался, что депутаты проголосуют против документа. В итоге заключение нового Союзного договора не состоялось из-за попытки государственного переворота, организованной 19-21 августа рядом представителей высшего советского и партийного руководства, образовавших Госкомитет по чрезвычайному положению в СССР ГКЧП. Попытка путча потерпела неудачу, однако усилила кризис в СССР. Августовские события 1991 года усилили центробежные тенденции. Участники новоогаревских переговоров стали отказываться от ранее достигнутых договоренностей.
Однако к этому времени большинство союзных республик уже провозгласили свой суверенитет. До конца года к ним присоединились остальные республики. Последним стал Казахстан, Верховный Совет которого 16 декабря 1991 года принял конституционный закон о государственной независимости. Кроме того, 1 декабря на Украине прошел референдум о независимости и состоялись первые президентские выборы, победу на которых одержал председатель Верховного Совета республики Леонид Кравчук. Украинские власти объявили, что не намерены вступать в политические союзы, что поставило под угрозу подписание нового Союзного договора. В последний день его работы был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР. Для "согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики" был учрежден Государственный совет СССР в качестве временного органа высшего союзного управления. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора. МЭК был образован на паритетных началах союзными республиками для координации управления народным хозяйством и согласованного проведения экономических реформ и социальной политики в ноябре того же года стал исполнительным органом Экономического сообщества.
Создание СССР продиктовано культурными причинами. Будущие союзные республики объединены этническим родством, схожим языком и культурой. Причины создания СССР также в общей инфраструктуре. Будущие республики связывали единая дорожная, почтовая и прочие службы. Источник: ЕГЭ.
Образование СССР и международное значение этого события
Центр хотел полностью взять под контроль ситуацию в стратегически значимом регионе, однако большевицкие национальные элиты зачастую обладали общим влиянием и принимали независимые решения. Необходимо было создавать национальные структуры для того, чтобы понижать статус, а также возможности национальных большевицких лидеров. Закавказскую федерацию создали накануне возникновения СССР. По докладу Сталина, Пленум КЦ 18 декабря 1922 года обсудил проект союзного договора, а также принял решение о его отверждении в советском порядке. Сталин с докладом об образовании союзного государства. Сталин предлагал утвердить Договор образования СССР, а также его Декларацию, тем самым открыв новую главу в истории развития человечества. Процесс создания нового союзного государства должен был ознаменовать окончательный разрыв с прошлым. Новое образованное государство было создано не как унитарное, а как союз отдельных национальных республик, что было закреплено в новом названии государства — Союз Советских Социалистических Республик СССР. Большевики, которые были верны лозунгу «права наций на самоопределение», в основу союзного государства заложили национальный принцип.
У республик были сохранены все атрибуты государственности — собственные совнаркомы, ЦИКи, наркоматы, ЦК национальных компартий и прочее. При этом, некоторая часть полномочий была передана центральным органам власти. Характерным является то, что на русских не распространялись требования национальной программы большевиков. В процессе подготовки образования СССР, а также в процессе его становления, проводились дискуссии о государственности русских. Мнения большевицких лидеров были противоречивыми. С одной стороны, некоторые из них выступали за право наций на самостоятельное самоопределение, но с другой — они хотели образовать большие государства с сохранением интересов классовой борьбы рабочих, а также благодаря переходу к социализму. В практической реализации это порождало определенную двойственность. Двойственность проявлялась в признании права на существование национальных республик Белорусской, Украинской и прочих с одной стороны, и создание РСФСР, Закавказской Федерации несмотря на то, что Грузия этому упорно сопротивлялась с другой.
Данные противоречия, несмотря ни на что, обусловили гибкость в вопросе национальности, однако интересы русских, как отдельного народа, никогда не принимались в расчет. Несмотря на наличие дискуссий, которые продолжались до 1925 года, вопрос о наличии русской государственности так и не был решен. Данный вопросы при всем желании не мог получить позитивного разрешения. Даже само наличие дискуссии только демонстрировало, что у большевиков не было представления о специфике России, а все вопросы, связанные с национально-государственным устройством страны они решали при заведомой ориентировке на собственные интересы, без просчета отдаленных последствий. Замечание 6 Русские на протяжении столетий расселялись по всем территориям большой страны: они жили и в Киргизии, и на Кавказе, и в Башкирии, и на территориях заполярной тундры. Делая акцент на национальной государственности, большевицкие лидеры под русскоязычное население закладывала настоящую бомбу, которая в современном обществе просто взорвалась. Благодаря неоднородному составу населения, на российских территориях был невозможно создать национальную государственность даже в ограниченных формах автономия, федерация. Государства должны выстраиваться в соответствии с принципами равных прав и гражданства, вне зависимости от национальности.
В противном случае угрозы конфликтов на почве национальности, а также национального неравенства и дискриминации по признаку национальности будут возникать регулярно, что, впоследствии, может приводить к гражданским войнам. В западно-европейских странах, которые исторически формировались в соответствии с принципом национального суверенитета, на протяжении длительного времени были относительно однородными в цивилизационном и этническом отношениях. Однако и эти страны, после похождения трудного пути, полного потрясений, а также общественных катаклизмов, пришли к тому, что государственное устройство должно базироваться на принципе гражданства с равными правами, с отказом от приоритетов национального суверенитета.
Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий.
К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины. Ленин — председатель Совнаркома СССР — также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти.
За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался. Создавалось три вида комиссариатов: Союзные иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ.
В зависимости от взгляда исследователя на характер этого государства, по-разному оценивается его историческое значение. Все многообразие точек зрения на образование Советского Союза можно свести в 3 основных группы мнений.
Создание СССР было закономерным итогом интеграционных процессов, происходивших на территории бывшей Российской империи. Образование Советского Союза было прогрессивным явлением и открыло новые перспективы развития для народов, проживающих на его территории. Положительные итоги: образование самого большого многонационального государства в мире; усиление роли государства на международной арене; проведение индустриализации; выравнивание уровня развития регионов; создание возможностей для проведения масштабных социалистических экспериментов, некоторые из них оказались вполне удачными — например, быстрая ликвидация неграмотности; электрификация страны;.
Точка зрения Ленина состояла в следующем: Все союзные республики должны не входить, а объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах. В новом образовании необходимо создание высших органов власти Союза. Под давлением авторитета Ленина его предложение было принято, а Сталинское отвергнуто. В планах Сталина было создание централизованного государства. Ленин же смотрел дальше.
В перспективе он желал вхождения в Союз и других стран Европы. Как показало время, Ленинская точка зрения через 70 лет привела к развалу объединения. Трудности объединения Уже первые шаги по объединению показали, насколько это был трудный процесс.
Причины и последствия образования СССР
Разбираем процесс, этапы и причины образования СССР в статье. Предпосылки и причины образования СССР После событий октября 1917 году к власти в России пришли большевики, политическая сила, своей целью считающая мировую пролетарскую революцию и создание коммунистического общества. Исследуются причины, которые привели к образованию Советского Союза. Хозяйственный союз советских республик привел к необходимости политического объединения. Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР.
«Большевики своими руками рыли себе яму». Почему распался Советский Союз
Начавшееся после гражданской войны восстановление народного хозяйства и экономических связей между советскими республиками происходило на основе исторически сложившегося разделения труда. В то же время принципы национальной политики Советской власти предусматривали создание новых индустриальных очагов, разработку полезных ископаемых и других природных богатств там, где этого ранее не делалось. Изменения, вносившиеся в прежнее разделение труда, имели целью не ослабление, а дальнейшее усиление экономических связей между советскими республиками. Образование союзного советского государства диктовалось задачами планового социалистического хозяйства. Частная собственность и капитал разъединяют людей, коллективная собственность и труд сближают их. Еще в 1920—1921 гг. Каждая из них была заинтересована в социалистической реконструкции своей экономики на базе электрификации. Комментируя карту электрификации, председатель Госплана Г. Осуществить социалистическую реконструкцию народного хозяйства, добиться подъема производительных сил и благосостояния всех народов можно было лишь объединенными усилиями всех советских наций в рамках союзного многонационального советского государства. Договоры, заключенные в 1920—1921 гг. Это вызывало большие затруднения при разработке как плана ГОЭЛРО, так и в особенности плана экономического районирования Советской страны.
Кржижановский, И. Александров, С. Струмилин и др. Обеспечивая максимально благоприятные условия развития производительных сил всех национальных республик и областей, этот проект предполагал не ведомственное, а территориальное управление народным хозяйством. При его осуществлении открывались широкие возможности для творческой инициативы масс, а с другой стороны, усиливалась роль планового руководства экономикой. Экономическое районирование предусматривало образование на местах экономических совещаний и усиление роли госпланов и совнархозов. Этого нельзя было достигнуть без создания единых планирующих и хозяйственных органов. Поэтому в 1922 г.
Кузнецова, Н. Стоит учесть, что Российская Империя и без того переживала сложные времена после октябрьской революции, а внешнеполитические конфликты обостряли шаткое положение страны. Важную роль также сыграло желание властей восстановить унитарное государство на территории бывшей империи. Еще одной важной предпосылкой стало неустойчивое положение отдельных республик и их стремление к стабильности. Данный документ лег в основу военного командования; поспособствовал объединению в совнархозы, созданию комиссариатов труда и финансов. Также было оговорено положение национальных воинских образований — они должны были подчиняться Красной Армии. Кроме того, директ диктовал следующие принципы объединения республик и разделения власти: равенство всех народностей, наций; неприкосновенность религий, традиций и обычаев, а также сохранение культурных и учебных учреждений. Можно смело говорить о том, что именно данный военно-политический союз сыграл важнейшую роль в разгроме сил интервенции, что увеличило и уровень доверия республик к бывшей империи, и их уверенность в данном союзе. Активно создавались планы по электрификации России, рассчитанные на новое, более крупное государство. В любых документах говорилось уже не только о России, как об отдельном государстве, но и обо всех союзниках. Тем самым центральные партии старались добиться большего доверия и усилить свое влияние на республики. В августе 1921 года возник Федеральный комитет по земельным делам. Его ролью было развитие сельского хозяйства по всей стране. Республики же стремились к созданию своих суверенных государств, независимых национальных республик, но это рассматривалось как шаг на пути к объединению. После завершения войны, малые народы, проживающие на небольших территориях, смогли получить автономию в составе РСФСР.
Центральный Комитет Российской Коммунистической партии в своем отчете за 1922 г. Объединение советских республик диктовалось также их международным положением и задачами укрепления обороноспособности. Советское правительство в своей внешней политике исходило из возможности мирного сосуществования советских республик с капиталистическими странами. Победа над интервентами и белогвардейцами дала советскому народу мирную передышку. Однако агрессивные круги империалистических государств все еще надеялись реставрировать буржуазный строй в России, если не силой оружия, то при помощи подрывной деятельности, экономического и политического давления. Они также рассчитывали внести рознь в среду советских народов, противопоставить одни советские республики другим. В этих сложных условиях советские республики должны были соблюдать строгое единство действий на международной арене. В феврале 1922 г. В ноябре была сформирована объединенная российско-украинско-грузинская делегация для участия в Лозаннской конференции. Усиливался контакт между наркоминделами советских республик, создавались единые дипломатические миссии за границей. Такое же объединение деятельности происходило в органах внешней торговли. Все советские республики выступали за скорейшее слияние вооруженных сил и военного руководства. Партийные и советские органы Украинской ССР несколько раз отмечали настоятельную необходимость этого. Аналогичные постановления были приняты Центральными Комитетами Коммунистических партий в Грузии и Армении. Таким образом, в 1922 г. Однако было необходимо, чтобы эта идея овладела широкими народными массами. Одновременно нужно было найти форму такого государства. Коммунистическая партия, руководимая В. Лениным, успешно решила обе задачи.
Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства. Социальное и культурное значение Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу. Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов. Положительные и негативные стороны вопроса Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. Сталин на закате 30-х годов. Оформление советской политической системы в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба. Рост личной власти Сталина. С окончанием ГВ противоречия в политической жизни страны не ослабились. Налаживание мирной жизни многие участники политического процесса, как в рядах правящей партии, так и за её пределами представляли по-разному. В РКП б эти различия наглядно проявлялись в дискуссии о профсоюзах. Сторонники «демократического централизма» Сапронов, Осинский считали предстоящий период развернутого хозяйственного строительства немыслимым без коллегиального управления промышленными предприятиями, невмешательства партии в работу Советов, свободу создания групп и фракций в самой партии. Лидеры «рабочей оппозиции» Шляпников, Коллонтай , пропагандировавшие сходные анархо-синдикалистские идеи, требовали невмешательства ЦК РКП б в работу советских и профсоюзных органов, полного отказа от назначений работников на эти должности. Противоположную позицию в этом вопросе занял Троцкий. Он и его сторонники основной целью Советской власти полагали подготовку к «революционной войне», всемерное подталкивание мировой революции. И предлагали превратить страну в военный лагерь, милитаризовать её, резко ограничить демократизм, «держать в узде» многомиллионное крестьянство, которое, по теории перманентной революции, является враждебной социализму силой. Предлагалось «перетряхнуть», слить с хозяйственными органами, фактически превратить в придаток государства и профсоюзы, а военизированные методы внести в практику работы других общественных организаций. В начале 1921 г т. Ленина, Сталина, Зиновьева, Каменева — профсоюзы являются «школой коммунизма». Главные методы работы — убеждение, задача: мобилизация трудящихся на восстановление промышленности. Победил Ленин, победа далась нелегко. Невыполнение этого влекло «безусловное и немедленное исключение из партии». Резолюция была направлена г. На мартовском пленуме 1921 г ленинцы значительно укрепили свои позиции, численность ЦК увеличилась с 19 да 25. Членом Политбюро назначен Зиновьев вместо Крестинского, новым кандидатом в члены Политбюро стал Молотов. Полностью обновился Секретариат ЦК. С сер. В июле 1921 г предпринималась попытка удалить Троцкого из Москвы на работу наркомом продовольствия Украины. В этой связи летом 1921-го полномочия секретаря ЦК был фактически наделен наиболее последовательный оппонент Троцкого Сталин. Власть стала сосредотачиваться в руках триумвирата Зиновьев, Сталин и Каменев. На укрепление руководящей роли коммунистической партии были направлены меры по ликвидации остатков многопартийности в стране. Гонения против непролетарских партий в 1921 г приняли характер открытой репрессии, хотя эти партии заявили о лояльности к Советской власти. В 1921 г арестованы активные анархисты. В марте объявил о самороспуске еврейский рабочий союз, примыкавший к меньшевикам. В к 1921 г началось следствие по делу правых эсеров, закончившееся летом следующего года открытым судебным процессом и приговором 12 руководителей партии к расстрелу за террористическую деятельность против Советской власти. Ленин стал все больше болеть. В этих условиях огромное значение для будущего страны имели перестановки в высшем политическом руководстве. Серьезно упрочились политические позиции Сталина и Молотова. Важнейшим решением пленума стало учреждение нового руководящего поста в партии генеральный секретарь ЦК , им стал Сталин. Опираясь на подчиненный партийный аппарат, Сталин взял под контроль назначение и подбор кадров на важнейшие руководящие посты в партии и государстве. Советская политическая система рождается в 20-е гг, просуществовала до крушения СССР. В 20-е гг происходит постепенное лишение Советов реальной власти. В 1-ю очередь из-за проблем с финансами и неоднозначных результатов выборов в 1925-26 гг. Увеличился бюджет ассигнований на нужды Советов, полномочия Советов. Усиление партийного влияния в Советах. В 1926 г устанавливается практика, что в губернские обкомы должны входить Секретарь губернского исполкома. После 1928-29 гг — окончательное оформление однопартийной системы. В 1921 г открытые репрессии против представителей других партий. В 1923-24 гг все партии, кроме РКП б прекращают свое существование. Состояние РКП б в 20-х гг — пагубные трансформации она правящая — после ГВ в партию увеличивается количество желающих вступить. В 1924 г массовый ленинский призыв рабочих и крестьян в партию. К 1926 г в партии более 1 млн. Сращивание партии и государственного аппарата — партия принимает на себя не свойственные ей функции по управлению государством, экономикой. В 1922 г в ЦК сформирован учетно-распределительный отдел, должность генерального секретаря — эти структуры определяют кадровую политику. С 1922 г начинается формирование номенклатуры —список должностей, назначение на которые производятся вышестоящие комитеты партии и лица их занимающие и члены их семей. Номенклатура, как определение социального строя, она определяет кастовую замкнутость. Начинается оформление системы привилегий. Внешняя политика СССР 1921-28 гг. Центром принятия основных решений оставалось Политбюро ЦК. Ленин выстраивал внешнюю политику на основе крайнего прагматизма — с 1-й стороны, провозглашалась готовность к мирному сосуществованию, сотрудничеству с несоветскими государствами в области экономики, с другой — оказывалась всяческая помощь коминтерновским государствам, призванным «двигать вперед мировую пролетарскую революцию». Ленин полагал, что правительства зарубежных стран в стремлении завоевать советский рынок откроют кредиты для России для поддержки коммунистической партии, снабжая Россию недостающими материалами и техникой, восстановят военную промышленность. Но руководители капиталистических стран не доверяли политики Ленина, они настраивали российскую белую эмиграцию на военные авантюры против неё. Большие надежды при этом возлагались на возможное внутреннее перерождение правящего режима. Наиболее действенным побудительным мотивом к налаживанию «добрососедских» отношений была потребность в дешевом сырье, которым в избытке располагала наша страна. Проводниками советской внешней политики стали наркоматы иностранных дел и внешней торговли, иностранных отдел ГПУ, а также Исполком Коминтерна. Успехи политики во многом были связаны с деятельностью Чичерина. С марта 1918 г до июля 1930 г он возглавлял НКИД, действовавший в силу разделения функций с другими ведомствами не «революционными», а только дипломатическими методами. Заключив к 1921 г мирные переговоры с Эстонией, Литой, Латвией и Финляндией, Советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. Советская республика получала право вводить туда свои войска в случае попыток других стран использовать иранскую территорию для нападения на РСФСР или её союзные государства. Однако при поддержке Антанты Польша добилась от Советской Украины и Советской Белоруссии присоединения их западных областей. Советско-Польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона», которая в 1919 г предлагалась Верховным военным советом Антанты в качестве восточной границы Польши. Стороны обязывались предоставить русским, белорусам, украинцам в Польше и полякам в РСФСР и УССР права, обеспечивающие свободное развитие их культуры, языка, выполнение религиозных обрядов. Нормализации отношений Советской России с зарубежьем способствовали торговые договоры, заключенные в 1921 г с Германией, Италией, Норвегией, Австрией. Это означало, что Британия фактически признала Советскую республику. В окт. Предлагалась программа широкого сотрудничества между капиталистическими и социалистическими государствами в экономической, политической, культурной областях; невмешательства во внутренние дела; признания признаков ненападения; полного равноправия и взаимной выгоды; разрешения всех конфликтов мирным путем. Советская делегация внесла также предложения о всеобщем сокращении вооружений. Литвинов заявил, что Россия, при условии получения кредита для восстановления хозяйства в размере 3,2 млрд золотых рублей и отказа стран Антанты от требований военных долгов, готова снять контрпретензии за ущерб, причиненных интервенцией, признать довоенные долги и реально компенсировать тех бывших иностранных собственников в России, которые не получат удовлетворения в форме концессий и участия в смешанных предприятиях. Условия, выставленные советской стороной, вновь оказались неприемлимыми для западных держав и конференция не принесла ощутимых результатов. Крупным успехом советской дипломатии в борьбе за установление мирных отношений с западными странами стал договор, заключенный в Рапалло во время Генуэзской конференции, между РСФСР и Германией — странами, находившимися после 1-й мировой войны в тяжелейшем экономическом положении в международной изоляции. Он предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений; урегулирование всех спорных отношений между 2-мя странами путем взаимного отказа от претензий; развитие торговых, хозяйственных и правовых связей на основе принципа наибольшего благоприятствия. Стремясь поставить Россию в унизительное положение, представители Великобритании и Франции навязали участникам конференции конвенцию, допускающую свободный проход в Черное море не только торговых, но и военных судов любой страны мира, что создавало угрозу безопасности России и других причерноморских государств. СССР не ратифицировал конвенцию о режиме проливов. На всем протяжении Лозаннской конференции предпринимались попытки устранить советскую делегацию от участия в её работе, нагнеталась антисоветская истерия. Этот конфликт был урегулирован только в 1927 г после «всемерного осуждения» теракта правительством Швейцарии.
Когда был основан СССР: год образования, причины и итоги
Как всем известно, закончилось тем, что в Конституции декларировалось одно, а в реальности было совсем другое. Первая редакция Конституции была принята 6 июля 1923 года, окончательная - 31 января 1924 года. От независимости — к тоталитаризму Правительство страны, сформированное в 1922 году, когда был основан СССР, было однопартийным. Под контролем Коммунистической партии жестко подавлялись все политические взгляды и настроения, отклонявшиеся от генеральной линии. Партийные идеологи, представлявшие победивший пролетариат, любое инакомыслие объявляли контрреволюционной или антисоциалистической деятельностью. В конечном итоге, расправившись со всеми неугодными, Коммунистическая партия СССР установила в стране тоталитарный режим. От марксизма — к марксизму-ленинизму Первоначально идеология советского государства была основана на трудах Маркса и Энгельса. Их теория утверждала, что экономические общественные отношения эволюционировали до такой степени, что замена капиталистической системы на социалистическую неизбежна в мировом масштабе.
После смерти Ленина в 1924 году, непродолжительного периода коллективного руководства страной и короткой борьбы за власть Сталин стал Генеральным секретарем ЦК. Он быстро подавил всю политическую оппозицию, основал новую государственную идеологию "марксизм—ленинизм" и начал строить социализм в отдельной стране. Советский Союз пережил период бурной индустриализации и коллективизации, которые заложили основу для его победы во Второй мировой войне и послевоенного доминирования в Восточной Европе. Индустриализация страны Интенсивная перестройка экономики, промышленности и политики страны началась с первых дней Советской власти, задолго до основания СССР в 1922 году. Большая часть ее была сделана по первоначальным правительственным документам, подписанным Владимиром Лениным. Одним из наиболее заметных прорывов стал план ГОЭЛРО, предусматривавший тотальную электрификацию страны и соответствующую перестройку экономики. План был разработан в 1920 году, и его выполнение рассчитывалось на 10-15 лет.
Он стал прототипом для последующих пятилетних планов и был выполнен к 1931 году. Военный коммунизм и НЭП Четырехлетняя Гражданская война внесла свои коррективы в планы индустриализации. Большевики были вынуждены ввести политику военного коммунизма, чтобы избежать голода и восстаний пролетариата в городах. Насильственная экспроприация сельскохозяйственной продукции у крестьян вызвала оппозиционные настроения в сельской местности и крестьянские бунты. Ленин начал стратегическое отступление. Была разработана новая экономическая политика — НЭП. Крестьянам предоставили право продажи излишков продукции на рынке.
Большевики разрешили частную розничную торговлю. Государственная монополия во времена НЭПа сохранялась только в банковском деле, на транспорте, в тяжелой промышленности и коммунальном хозяйстве. Новая экономическая политика принесла свои плоды, экономика возродилась. После смерти Ленина в 1924 году, как только Советский Союз вновь столкнулся с нехваткой продовольствия и денег, Сталин начал проводить политику раскулачивания и экспроприации.
Дискуссия об этом протекала трудно и долго, и её исход предопределял характер государства и общества. Не имея, в отличие от России начала века, иностранных кредитов как важного источника средств, СССР мог вести индустриализацию лишь за счёт внутренних ресурсов. Влиятельная группа член Политбюро Н. Бухарин , председатель Совнаркома А. Томский отстаивали «щадящий» вариант постепенного накопления средств через продолжение НЭПа. Троцкий — форсированный вариант. Сталин поначалу стоял на точке зрения Бухарина, однако после исключения Троцкого из ЦК партии в конце 1927 г. Это привело к решающей победе сторонников форсированной индустриализации. По расчётам, представленным А. По расчётам В. Мельянцева, среднегодовой темп прироста советского подушевого ВВП за 1928—1940 гг. Особенно резкий скачок был достигнут в развитии металлургии, энергетики, станкостроении, химической промышленности. Фактически возник целый ряд новых отраслей: алюминиевая, авиационная, автомобильная промышленность, производство подшипников, тракторо- и танкостроение [26]. При новых предприятиях строились новые « соцгорода », первым из которых стал Магнитогорск [27]. СССР превратился из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную страну. Одним из важнейших результатов индустриализации стало преодоление технической отсталости и утверждение экономической независимости СССР [25]. В советское время была принята точка зрения, что индустриализация и довоенное перевооружение сыграли решающую роль. Как пишет В. Лельчук [28] , «победу пришлось ковать не с помощью того мощного потенциала, который был создан в годы ускоренной индустриализации». Однако цифры говорят сами за себя. Несмотря на то что в 1943 году СССР производил только 8,5 млн тонн стали по сравнению с 18,3 млн тонн в 1940 году , в то время как германская промышленность в этом году выплавляла более 35 млн тонн включая захваченные в Европе металлургические заводы , несмотря на колоссальный урон от немецкого вторжения, промышленность СССР смогла произвести намного больше вооружения, чем германская. В 1942 году СССР превзошёл Германию по выпуску танков в 3,9 раза, боевых самолётов в 1,9 раза, орудий всех видов в 3,1 раза. При этом быстро совершенствовалась организация и технология производства: в 1944 г. Рекордного военного производства удалось достичь за счёт того, что вся новая промышленность имела двойное назначение. Промышленно-сырьевая база предусмотрительно размещалась за Уралом и в Сибири, в то время как на оккупированных территориях оказалась преимущественно дореволюционная промышленность. Только в течение первых трёх месяцев войны было перемещено 1360 крупных в основном, военных предприятий [30]. Несмотря на стремительную урбанизацию начиная с 1928 года, к концу жизни Сталина большинство населения по-прежнему проживало в сельской местности, удалённой от крупных промышленных центров. С другой стороны, одним из результатов индустриализации стало формирование партийной и рабочей элиты. С учётом этих обстоятельств, изменение жизненного уровня на протяжении 1928—1952 годов характеризуется тем, что наибольший рост уровня жизни был среди партийной и рабочей элиты [31] [32] [33] [34].
Позитивные последствия в развитии социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения: строились школы, открывались театры, развивалась культура. Некоторые народы впервые получили письменность, которую разработали учёные. Началось активное развитие некоторых отсталых районов России: в Среднюю Азию, в Закавказские республики переводились фабрики, заводы, строились железные дороги, проводились линии электропередач, туда направлялись квалифицированные специалисты.
Высшим органом государственной власти стал Всесоюзный съезд Советов. Важнейшее значение в процессе национально-государственного строительства имело принятие 31 января 1924 г. Конституции СССР. Конституция — нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой в государстве. В нём закреплены основы государственной политической, экономической и правовой систем, а также определён правовой статус государства и личности, круг их прав и обязанностей. Конституция закрепила разделение полномочий между общесоюзными и республиканскими органами. Он состоял из двух палат: Совета Союза и Совета национальностей. В 1929 г. В 1924 г. С самого начала национально-государственная политика СССР отличалась противоречивостью и непоследовательностью. Желая уничтожить традиции неславянского населения, центральные власти боролись с «пережитками феодального и первобытнообщинного строя». В противовес религиозным судам создавались народные. Что касается религии, то к мусульманам вначале относились с большей терпимостью, чем к православным. Им предоставлялась свобода веры и гарантировалась неприкосновенность культовых сооружений.
Предпосылки образования ссср.
Тайны СССР кто егосоздал кто уничтожил существует | Исторические предпосылки. Выделяют несколько предпосылок образования СССР: Большевики стремились укрепить свою власть на большей территории. |
Причины и последствия образования СССР | Именно благодаря созданию Союза Советских Социалистических республик произошло укрепление геополитического положения бывшей империи, а также, несмотря на все негативные последствия, новое государство в большинстве своем отвечало традициям. |
Каковы причины образования СССР | Предпосылки и причины образования СССР После событий октября 1917 году к власти в России пришли большевики, политическая сила, своей целью считающая мировую пролетарскую революцию и создание коммунистического общества. |
Образование СССР 30 декабря 1922 г. (кратко)
В презентации рассказывается о предпосылках образования СССР, рассматриваются планы объединения территорий в единое государство. СССР – Союз Советских Социалистических Республик. Предпосылки образования СССР: 1. Необходимость построения социалистического общества. РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Это были 6 советских республик. Причины и последствия образования СССР. Формирование СССР — процедура создания общей страны на территории Российской империи. Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденная I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года и принятая II съездом Советов СССР 31 января 1924-го.
Предпосылки возникновения ссср. Каковы причины образования ссср
Причины образования ссср егэ - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению | Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик. |
Причины образования СССР | Выпуски советских республик до образования СССР. |
1. Предпосылки образования СССР
В 1970-е в Советском Союзе много говорили о том, что «в нашей стране возникла новая историческая общность — советский народ». Предпосылки и причины образования СССР. Выпуски советских республик до образования СССР. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик.
История. 10 класс
Причины и предпосылки образования, этапы СССР. "Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма — национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы. Причины и предпосылки образования, этапы СССР. Причины образования СССР. 1. Культурно-исторические причины. Начало создания Союза Советских Социалистических Республик. Провозглашение создания союзного государства и особенности этого процесса.
Создание СССР: причины образования и последствия
СССР был образован в декабре 1922 г. Первоначально в состав Союза вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская федерация. Декларация и договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик была подписана 30 декабря 1922 года. Причинами основания Советского Союза следует считать: Социалистическую революцию и провозглашение советской власти на большей территории бывшей Российской империи. Образование СССР в 1922 г. – что стало причиной. Предпосылки создания СССР. Образование СССР в 1922 г. – что стало причиной. Предпосылки создания СССР.