Эта вакханалия продолжалась до конца 30-х годов, пока тот самый Петр Васильев не показал свои рисунки Надежде Константиновне Крупской. Смотрите BigPicture история 6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР.
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Смотрите BigPicture история 6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. Надежда Крупская. 26 февраля исполняется 145 лет со дня рождения супруги и верной спутницы В. И. Ленина. Надежда Константиновна Крупская. РИА Новости.
Надежда Крупская: идеолог советского образования и ее вклад в развитие страны
Да и нужен ли был юной влюбленной девушке роман на стороне? Крупская, Ленин и Арманд: правда о «революционном треугольнике» Когда Ленин и Крупская эмигрировали в Европу, в жизни Ильича появилась еще одна женщина. Звали ее Инесса Арманд и она тоже была пламенной революционеркой. Вождь мирового пролетариата проводил немало времени вместе с соратницей, из-за чего им начали приписывать роман. Инесса Арманд Многих удивляло, что Крупская очень спокойно относилась к тому, что ее муж целыми днями пропадает у другой женщины. Объясняется это очень просто — между Лениным и Арманд были крепкие дружеские отношения и общность идей.
О единственном подозрительном моменте в этом революционном союзе писала в письме сама Арманд. Женщина упоминала про «поцелуи, без которых могла бы и обойтись». Инесса всю жизнь уважала Надежду и та отвечала ей взаимностью. После того как Арманд умерла, Крупская даже пыталась удочерить одну из ее дочек. Ничего не получилось, так как девушке уже исполнилось 22 года.
Надежда Константиновна до конца своих дней интересовалась жизнью отпрысков Инессы, а ее внука даже называла «внучком». Сама Крупская не могла иметь детей из-за базедовой болезни. Недуг, исказивший внешность женщины, лишил ее и счастья материнства. В наши дни этого бы не случилось, так как это заболевание щитовидной железы успешно лечат. Из-за отсутствия детей все думали, что Крупская фригидна и они живут с Лениным только как идейные соратники.
На самом деле в личной жизни пары все было в полном порядке. Торт от Сталина После смерти Ленина Крупская не поддалась давлению и осталась человеком с собственным мнением. Она осуждала сталинский террор и вообще была против выбранного Сталиным и его командой курса партии. Несмотря на то что вдова вождя была персоной очень неудобной, ее не трогали из-за огромного авторитета даже в самый разгар репрессий. В 1939 году на свое 70-летие женщина пригласила гостей в дом отдыха «Архангельское» в Подмосковье.
Это был последний праздник в жизни революционерки. О том, что произошло на юбилее, историки спорят до сих пор.
Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности.
Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь.
Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству.
К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история.
Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского.
Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания.
Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять. Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки?
Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом. В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом.
Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание.
Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить». Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней.
Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы. В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции.
Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей.
Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа.
Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае. Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником. У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета — одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова 29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800 - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Это был великий человек, прославивший Россию и увеличивший ее благосостояние.
Из его официальной опубликованной биографии известно, что он родился 1726 года в Полевском заводе, на Урале, в семье мастерового. В 1744 году закончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге. Службу начал на Березовских промыслах «горным учеником». Впоследствии работал рудокопом, писарем, строителем конных водоподъемников для откачки воды из шахт. В 1760 году на Березовском руднике изобрел золотопромывочную машину самую производительную в то время. В 1763—1770 годах на Змеиногорском руднике построил 4 похверка, разместив их на одном деривационном канале и механизировав весь процесс толчения и промывки руды. В 1783 году на Вознесенской шахте построил подземную деривационную установку со «слоновым» колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра.
Один из современников назвал это невиданное в мире сооружение «самым отважнейшим мероприятием». В 1787 году на той же Вознесенской шахте установил по собственному проекту оригинальный рудоподъемник «патерностер». Но ни дедушка Надежды Констановны со стороны матери Василий Иванович Тистров, ни прадедушка Козьма Дмитриевич Фролов, несмотря даже на свое мировой научное величие, никогда не упоминались в официальной биографии Крупской. Она везде фигурирует как дочь всего лишь «гувернантки». Хорошо хотя бы не прачки. Хотя советские биографы не постеснялись, и Сталин в этом их не ограничивал, указать, что его первая жена, дочь дворянина, подрабатывала прачкой… А между тем богатейшие были люди, предки Надежды Константиновны Крупской. Козьма Дмитриевич Фролов помимо того, что был изобретателем с мировым именем, в 1758 году получил звание штейгера горного техника и был направлен на Воицкий рудник недалеко от Петрозаводска для налаживания работ по промывке золота.
С 1759 года он уже руководитель работ по добыче золота на Березовском руднике. В 1762 году возглавил все золотые промыслы Урала. В 1763 году, по настоянию начальника Колывано-Воскресенских заводов А. Порошина, переведен на Алтай для механизации Змеиногорского рудника. В 1790 году назначен руководителем работ на всех рудниках Алтая. В 1798 году вышел в отставку по состоянию здоровья в чине берггауптмана полковника горной службы. Остался членом Горного совета алтайских рудников.
Скончался 9 21 марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета. Похоронен на Нагорном кладбище. Едва ли бедствовал и дедушка Надежды Константиновны Василий Иванович Тистров, как указывалось выше - горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. И что интересно — чуть позже здесь же появляется имя Андрея Антоновича Крупского, открывателя месторождения золота, управляющего Салаирским рудником на Алтае 1854-1895. То есть, можно предположить, что семьи Крупских и Тистровых-Фроловых — это настоящий клан золотопромышленников из Сибири. Но как-то умудрились обеднеть до такой степени, что правнучка управляющего всех рудников Алтая и дочь управляющего трех рудоплавильных заводов вынуждена была идти в гувернантки. В них все золотопромыщленники сходили с ума и разорялись.
Есть документальные факты, которые можно трактовать по-разному. Инесса присылает женатому Ленину письмо из Парижа: «Дорогой, я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, говорить с тобой иногда было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать?
Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя». Ленин тоже пишет Инессе: «Пожалуйста, привези, когда приедешь, все наши письма посылать их заказным сюда неудобно: заказное письмо может быть легко вскрыто друзьями … Пожалуйста, привези все письма, приезжай сама, и мы поговорим об этом».
Васильева: Конечно, как и любая другая женщина. Но главной ее целью была победа революции. А если для этого Ленину надо влюбиться в Арманд, она переживет.
Ведь Арманд очень много делала для общей идеи: работала в партийной школе пропагандистов в Лонжюмо, где стала завучем, вела агитацию среди французских рабочих, переводила работы Ленина, издания ЦК партии. Когда Арманд неожиданно заболела на Кавказе холерой и умерла, Крупская шла с вместе с Лениным за ее гробом, поддерживая его. Васильева: Прежде всего жены и соратницы.
Крупская очень много работала — одна заменяла целый секретариат. Сумела показать себя не просто «приложением к Ленину». Серьезно занималась народным образованием, именно ей мы обязаны всеобщим обучением.
Скольким помогла! Ни один человек из тех, кто встречался с нею, не мог сказать о ней дурного слова. А потом, с 1918 года у нее на руках больной Ильич.
В него было выпущено три отравленные пули, а извлекли только две. Яд последней постепенно убивал его. Но при этом он с декабря 1918-го по февраль 1920-го из 101 заседания Совета рабоче-крестьянской обороны не председательствует лишь на двух.
В 1919 году руководит работой 14 пленумов ЦК. Выступает на митингах, много пишет. Последние статьи появляются в 1923 году.
В этом и ее огромная заслуга. В их отношениях она была той самой шеей, которая поворачивала голову в нужную сторону. Васильева: Думаю, да — как часть себя.
Более двадцати лет супружества — не шутка. Есть свидетельство часового, что Ильич чувствовал приближение жены, когда она только подходила к квартире. Когда Крупская поссорилась со Сталиным, Ленин, с моей точки зрения, совершил как муж очень достойный поступок.
Он диктует письмо Иосифу Виссарионовичу: «Вы имели грубость позвать мою жену к телефону и обругать ее. Хотя она вам и выразила согласие забыть сказанное, но тем не менее этот факт стал известен через нее же Зиновьеву и Каменеву. Я не намерен забывать так легко то, что против меня сделано, а нечего говорить, что сделанное против жены я считаю сделанным и против меня.
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской?
Поход на молодежь / | Брак Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской был во многих отношениях нестандартным. |
КРУПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА • Большая российская энциклопедия - электронная версия | КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). |
Малоизвестные факты о Надежде Крупской, которые скрывали советские историки — LegendaPress | В юности Надежда Крупская была чем-то схожа с современной голливудской актрисой Скарлетт Йоханссон. |
26 февраля – день рождения основательницы «Учительской газеты» | Надежда Константиновна Крупская (Ульянова) (14 (26 февраля) 1869, Санкт-Петербург — 27 февраля 1939, Москва) — советский партийный и общественный деятель. |
6 фактов из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали историки СССР
Биография Надежды Константиновны Крупской | Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. |
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская | Веселье завершилось печально: у Крупской появились острые боли в области толстого кишечника, перешедшие во вздутие живота. |
Крупская Надежда Константиновна | революционерка, государственный, партийный, и культурный деятель, организатор советского образования. |
Последняя надежда вождя революции. Как на самом деле жила Надежда Крупская | Итак, любопытные факты о Надежде Крупской, что много лет подряд так старательно утаивали советские историки. |
Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской
26 февраля 1869 года родилась Надежда Константиновна Крупская, основавшая «Учительскую газету». В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов. Надежда Константиновна Крупская родилась в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения. Надежда Крупская, около 1890-х годов. Надежда Крупская стала примером для многих молоденьких девушек, решивших посвятить свою жизнь педагогике.
Первая вдова СССР
Надежда производила впечатление на многих молодых людей. Меньшевик Суханов писал: «Милейшее создание Надежда Константиновна... Молоденькую Наденьку можно назвать даже красавицей - Это было чисто деловое свидание? Добрачные связи осуждались или были засекречены - как правило, они имели место в высших кругах, где это можно было скрыть. В революционной среде особым шиком считалось пригласить девушку на революционную тусовку. Надежду Константиновну привели на встречу со Стариком - такое прозвище было у Ленина - с той же целью. Мы привыкли смотреть на Владимира Ильича как на памятник с Финляндского вокзала с вытянутой рукой, но тогда это был достаточно робкий юноша 24 лет. И Владимир Ильич действительно ею увлекся. Но когда его заключили в тюрьму и понадобился человек для связи с ним, он выбрал Наденьку. Как писал Ленин, она угадывала каждое его слово. Часто говорят, что они поженились по партийному приказу.
Предложение Владимир Ильич сделал перед отправкой в ссылку в Шушенское. Звучало оно так: «Не хотите ли вы стать моей женой? Вне брака она не могла жить с Ильичем под одной крышей. Кстати, в Российской империи положительно относились к браку заключенных: считалось, человек остепенится и уйдет из революции. Повенчались Ленин с Крупской в Шушенском. До революции ее больше знали по партийным кличкам: Рыба, Минога, Онегина, Рыбкина... Но любой человек, который бывал в Шушенском, скажет, что завести там тайный роман невозможно. Любая отлучка - тут же находились местные крестьяне, которые докладывали куда нужно. За всеми политическими следили. Скажем, об охоте Владимира Ильича мы знаем больше, чем об охоте некоторых князей.
Куда ходил, что принес: если пришел с добычей, значит, на явке не был. В этих донесениях даже есть оценочные суждения: хороший охотник - ходил три часа, а трех глухарей приволок. Девушек из дворянских семей не учили кулинарии - на них возлагалось управление домашним хозяйствам: она знала, сколько ткани на шторы купить, как заготовить варенье... Тут, кстати, тоже есть спорный момент: когда они с Ильичем жили в эмиграции в Швейцарии, сохранилась интересная заметка, где Ленин говорит: «Наденька меня уже восьмым видом борща потчует». Но чаще, писала сама Крупская, они сидели на сухомятке. Это можно объяснить и тем, что, скажем, в парижской квартире у них не было кухни.
Его сказке «Крокодил» она даже посвятила целую статью в газете «Правда», где называла поэму вредоносной «буржуазной мутью», закладывающей в детские головы отнюдь не коммунистические идеи: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него».
Разумеется, статья стала почти приговором — ещё много лет после неё Чуковский сказок не писал. Крупская и пионеры. Wikimedia Commons Крупская занималась не только книжками. Она была инициатором создания пионерского движения скаутского по форме, коммунистического по содержанию. Труд, считала Надежда Константиновна, общие цели и коллективная работа необходимы для правильного формирования подрастающего поколения. Кроме того, она была сторонницей массового внедрения детских домов как способа коллективного воспитания детей — вне зависимости от отсутствия или наличия у них родителей. Реализовать эту идею Крупской помешали голод, тяжёлая экономическая ситуация и колоссальное количество беспризорников на улицах. Вражда со Сталиным После смерти супруга в 1924 году Крупская сохранила и даже в какой-то степени приумножила своё влияние.
Её слова теперь воспринимались как воля Ленина, которую он, в силу своей безвременной кончины, уже не мог высказать напрямую. Однако в политической борьбе Надежда Константиновна проиграла. Будучи противницей Сталина, она попыталась устранить его от власти.
Надежда Крупская окончила в Санкт-Петербурге гимназию княгини А. Оболенской и педагогический класс при ней, получила право преподавать русский язык и математику. В 1889 г. В юности увлекалась толстовством, затем — социалистическими идеями. С 1890 г.
В 1891-1896 гг. В 1894 г. В 1896 г. В декабре 1897 г. Однако по просьбе Крупской ее отправили отбывать приговор в село Шушенское Минусинского уезда Енисейской губернии, где уже отбывал наказание Владимир Ульянов. В июле 1898 г. Для Надежды Крупской этот брак стал фактически вторым, ранее она состояла в гражданском браке с Борисом Германом, ставшим позднее одним из лидеров эсеров-максималистов. При заключении брака взяла фамилию мужа - Ульянова, но при этом публично всегда выступала под своей девичьей фамилией.
С 1898 г. С 1918 г.
Да, но, кроме этого, счастье было, страсть! Любил Володя меня, и я его любила! Уже через пять лет брака все ушло. И умненькая!
С трех лет отлично училась на дому. Родители в Наде души не чаяли и прочили дочке счастливое будущее. И, в то время как барышни вокруг грезили о любовных романах, Надежда мечтала о счастье для простого народа. И на мальчиков не реагировала. И роста была высокого». В лице — что-то одухотворенное».
Сначала на внешности недуг не сказывался После смерти главы семьи Крупские, выплатив его долги, оказались на грани нищеты. Четыре года держались, давая платные обеды, которые готовила Елизавета Васильевна со слугами. А потом Надя стала зарабатывать частными уроками.
Поход на молодежь
Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно. Брак Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской был во многих отношениях нестандартным. Надежда Крупская – русская революционерка, государственный и культурный деятель, доктор педагогических наук, основной идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Владимир Ильич и Надежда Константиновна были, пожалуй, самой известной супружеской парой своей эпохи и задавали правильный тон жизни в коммунистическом – Самые лучшие и интересные новости по теме: Владимир Ильич Ленин, Надежда Константиновна Крупская. В ночь на 2 марта тело Надежды Константиновны Крупской было предано кремации.