На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника.
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
Предложение было лестным и сулило хороший заработок, художник согласился ехать после окончания учебного года. Прахов пригласил Врубеля практически случайно: ему требовался квалифицированный для церковных работ живописец с академической выучкой, но при этом недостаточно известный, чтобы обременять сметы работ его гонораром. Судя по письмам родным, контракт с Праховым изначально был рассчитан на написание четырёх икон в срок 76 дней с оплатой в 300 рублей за каждые 24 дня работы. Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора.
По словам Н. Шли только 1880-е годы, только начинались первые поиски национальной старины, которая никого ещё, кроме специалистов, не интересовала, да и специалистов занимала с точки зрения более исторической, чем художественной. При этом не помышлял о стилизации.
Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался быть их достойным. Богоматерь С Младенцем. Её лицо изображено на иконе « Богоматерь c Младенцем », сохранились и многочисленные наброски.
Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в Италию — в Равенну и Венецию , для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. По заказу он писал Христа, в свободное же время, для себя, обращался совсем к другому герою.
Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II, и растянулось на долгих тридцать лет. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам — Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину.
Не все из них согласились. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Васнецов, который выполнил основную работу по росписи собора, до Академии художеств учился в Духовной семинарии.
Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Отношение Михаила Врубеля к храмовой живописи было совсем другим.
Христа по-настоящему Врубель не знал, не чувствовал. И сам Христос не был для него ни последней истиной, ни последней глубиной. Храм для него был прежде всего храмом искусства.
Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность церквей. Работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды». Похоже, трудно смотреть одним глазом в землю, другим в небо.
Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах. Поразительно легко поверх «Моления о чаше» Врубель мог написать портрет пленившей его цирковой наездницы в кисейной юбочке, лишь потому что под рукой не оказалось чистого холста. И в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины — Эмилии Праховой.
В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно. И в ликах его ангелов и святых мало святости. Куда больше походят они на духов, грозных и тревожных.
Михаил Врубель. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь.
Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили. Врубель был франтом.
На последние деньги мог купить дорогие духи и, стоя в глиняном тазу, обливался теплой водой с духами. Почти каждый день бывал у парикмахера. Чуть не плакал, когда манжеты хоть немного были запачканы краской.
Порой жил впроголодь, но одет был всегда изысканно и элегантно. Все, что он получал за свои работы, часто тратил за один день. Шел в лучший ресторан и заказывал разные изысканные яства.
Он слыл гурманом, знал марки вин, что и после чего полагается пить. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти.
Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться, и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались».
Речь шла об Эмилии Праховой. Голова Демона. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя?
Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя.
Из его жизни ушло какое-то общее неустройство, о котором вспоминали многие. После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак.
Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович».
Врубель представил эти громадные панно по заказу Мамонтова для украшения павильона искусств на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. И «Микула Селянинович» — сила земли русской. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Критики утверждали: «декадентское уродство»!
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Михаил Александрович еще больше убедился в своем непризнании и еще больше почувствовал себя сиротой этой жизни». Так же ругали и «Демона сидящего», и врубелевские иллюстрации к поэме Лермонтова. Ругали многие, но были и те, которые чувствовали этот сильный, особый дар и не могли перед ним не преклоняться.
Среди них был Савва Мамонтов, в частной опере которого пела Надежда Забела. И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом.
Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко».
В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане».
Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак.
Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет.
Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве. Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте.
Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника.
Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его.
Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу.
В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа.
Человеческое здесь невозможно. В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца.
Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу.
Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй!
Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом.
Описание картины: Летящий демон - Михаил Врубель.
Холст, масло. Мастер хорошо проработал фон, представляющий собой типичный кавказский пейзаж. Что касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею, пожалуй, можно только угадать. Работа выдержана в суровом колорите коричневых и серы тонов.
И не случайно одним из прототипов для него послужил сфинкс. Мы с вами знаем много примеров сфинксов. Это и знаменитый Большой сфинкс в Гизе, и, в частности, в Санкт-Петербурге привезенные еще в XVIII веке сфинксы фараона Аменхотепа III — многие сфинксы имеют портретные лица фараонов и являются их воплощениями и охранниками в загробном царстве. Посмотрите, как вот здесь, словно оживший сфинкс, предстает перед нами Демон, и несмотря на то, что сам образ в чем-то оперный, в чем-то он даже салонный вот это обнаженное плечико, которое здесь бросается в глаза , но тем не менее это образ космический, как всегда у Врубеля.
И в глазах их сияют звезды, и сияют звезды за окном. Бесконечность, которая смотрит в бесконечность, — это самое главное ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на этот знаменитый лист. И небольшая, но также совершенно особенная работа, которая служит своего рода завершением цикла к поэме Лермонтова, «Голова Демона». Голова Демона на фоне гор, уже одинокого, уже потерявшего Тамару.
Снова вот эти глаза, в которых целые галактики. И, наверное, еще более удивительно то, как изображены здесь его губы, немного тронутые белилами. Это словно цветок застывшей лавы, и есть ощущение, что ожог навсегда припечатал Демона, вот это прикосновение любви, которого оказалось слишком для него и для Тамары, которую он погубил. Но этот отпечаток навсегда остался на его губах, как поцелуй чего-то неведомого, преобразившего даже его плоть.
И другой образ Демона, тоже «Голова Демона». Это акварель, которая не вошла в окончательный вариант юбилейного издания. Таких вариантов, конечно, гораздо больше создавал Врубель, чем вошло в окончательную редакцию. Совсем другой Демон, в котором мы видим что-то змеиное, и в его глазах, и в его губах, и в хищном выражении его лица.
И если мы посмотрим на голову Демона, которая, как и в предыдущем рисунке, обрамлена целой тучей черных кудрей, здесь они как своего рода трубочки змеящиеся, то можно заметить, что словно змея лежит у него на голове. Если посмотреть, вот здесь ее выпуклый глаз, вот здесь как бы пасть ее, вот ее голова, немного откинутая назад. Вот она лежит как будто на голове Демона. Перевоплощения и образы мудрой природы Это как раз то, к чему стремился символизм, когда сквозь одну форму просвечивает другая, когда сквозь один слой реальности тоже просвечивает другой, когда сквозь личину просвечивает некий подлинный лик или подлинная сущность персонажа.
И таких личин, таких слоев может быть бесконечное множество. И, собственно, то, что мы видим в цикле работ Врубеля а мы здесь видим только некоторые из его работ на эту тему , — это все разные стороны, разные грани образа, который остается неисчерпаемым, бесконечным. Даже если мы посмотрим на такую, казалось бы, совершенно светлую майоликовую работу, как «Весна», известный образ, который много тиражировался — он есть сегодня в разных музеях, и в Абрамцево, и в Третьяковской галерее, — то тоже можно увидеть, что на головном уборе Весны, которая представляет собой что-то цветущее сам этот образ — это образ цветения весеннего , проявляется некое лицо. Вот глаза, нос, рот, то есть некий дух такой, который тоже как будто бы виден сквозь, может быть, лесной дух, может быть, леший.
Ему нет имени, нет названия, Врубель никогда их специально не дает, но это опять же та реальность, которая просвечивает одна сквозь другую. И, приглядевшись, мы увидим это повсюду. Можно и змею вот здесь при желании увидеть. То есть создает природа такие узоры форм, которые сами собой рождают вот эти существа.
Уже встречался нам в нашем разговоре о Врубеле его знаменитый Пан. И здесь хотела бы сказать снова о том, что сама природа создает эти образы духов и низших божеств, которые не на Олимпе где-то живут, а рядом с человеком. Известно из воспоминаний современников, как родилась эта картина Врубеля. Она родилась после прочтения им замечательной повести Анатоля Франса «Святой сатир», которая рассказывает о том, как монаху, молящемуся в церкви, из древнего саркофага, который оказывается в этой церкви, является сатир.
Монах видит сцену античной оргии, где на лоне природы в страстном объятии сходятся сатиры и нимфы. Это потрясает монаха, поскольку все это видение ему предстает в церкви. И затем уже именно на лоне природы монаху предстает новое видение, ему является святой сатир и рассказывает свою историю, историю его бытования и в древнейшие времена, до того, как существовали боги, и в те времена, когда античные боги были забыты и пришла им на смену христианская эпоха. И очень важная фраза, которая, наверное, оказалась созвучной Врубелю, есть в этом рассказе: о том, что ничто не рождается ниоткуда и ничто не умирает навсегда.
И если мы вспомним историю нашей культуры, то и воплощения богини-матери матриархальной эпохи, такие как Медуза Горгона, когда сменилась эпоха на патриархат, превратились в чудовищ. Те божества, особенно низшие, которым поклонялись древние греки, те же сатиры, фавны у римлян, они позднее дали свой облик чертям и превратились в нечистую силу. То есть когда меняется эпоха, когда меняется картина мира, и религиозная картина в том числе, те, кто были божествами когда-то в прежней культуре, становятся уже либо чудовищами, либо нечистой силой, как мы говорим в нашем русском языке. Вот здесь такое перевоплощение происходит в картине Врубеля, когда мы видим и существо, наделенное живой душой, божество, в данном случае Пана, хотя именно сатиром называл его сам Врубель, и в то же время кочку или корень старый на болоте, из которого это существо рождается.
То есть сама природа своими формами создает вот эти видения, явления и именно вот этот явленный образ. А он явлен был и монаху в рассказе Анатоля Франса, и здесь тоже это ощущение явленности очень ясно присутствует. Мы видим один из мраморных саркофагов, он находится у нас в Пушкинском музее в Москве, замечательное произведение античного искусства, где представлен бог Дионис в центре и та самая его свита из сатиров они здесь молодые, юные, веселые , которая населяет природный мир в мироощущении античного человека. И вот то, о чем пишет Анатоль Франс: вот эти глаза, похожие на старинные ручьи, похожие на драгоценные камни, и вечно юные, и мудрые, но мудрые не человеческой мудростью, а мудростью самой природы.
Договоры с демонами: Фауст и Мефистофель Когда наступает христианская эпоха, как уже говорилось, образ даймона, то, что было олицетворением души, или высшей части души, или какой-то внешней силы, которая способствует тому, чтобы душа шла по своему пути можно воспринимать это по-разному , сливается с образом дьявола. И с этой эпохи демон становится исключительно темным существом. Его воспринимают прежде всего как отдельную силу, которая противостоит Богу. И вот одна из замечательных картин на эту тему.
Это австрийский художник Михаэль Пахер, то есть это представитель Северного Возрождения, где всегда очень подробно, очень убедительно рассказывают самые фантастические сюжеты. Кто конкретно изображен в этой картине? Святой ли это Вольфганг, как сегодня считает большинство историков искусства? Или это святой Августин?
Или, может быть, это святой Феофил, который стал прототипом Фауста? Сохранилась легенда о нем, что он заключил договор с дьяволом, чтобы получить должность епископа. Потом этот договор пришлось Богоматери после его молитв извлекать из рук дьявола, чтобы вернуть святого Феофила в лоно церкви. Но, как бы то ни было, здесь присутствует некий договор.
Если это действительно святой Вольфганг, то о нем записана такая легенда, почти история про Ивана-царевича, который стрелял из лука и нашел потом стрелу свою у лягушки. Вот он должен был построить церковь, и он метнул топор свой куда глаза глядят, чтобы построить церковь на том месте, куда он упадет. И вот топор этот, почти как в нашей русской народной сказке, упал на краю болота. И святой был в отчаянии от того, что нельзя на такой земле построить церковь.
И вот тут-то ему и явился дьявол и предложил свои услуги, но на условии, что душа первого человека, который войдет в эту новую построенную церковь, будет принадлежать ему. И вот они договорились об этом. Согласился на это условие святой Вольфганг, но по его молитве вошел потом в церковь первым не человек, а вошел волк. Как раз вы видите здесь справа фрагмент другого алтаря резного, где вот этот самый волк входит в церковь и ни с чем остается дьявол.
Что там стало с душой волка, об этом история уже умалчивает. Та история, прототипом которой мог быть и святой Феофил, и отчасти и святой Вольфганг, который заключил договор с дьяволом, но дьявол оказался посрамлен в конце концов, — это все прообразы той легенды, которая возникает уже на излете Средневековья и эпохи Возрождения, легенды о Фаусте, которой посвящена позднее была и знаменитая поэма Гете, и оперы, и уже в XX столетии «Доктор Фаустус» Томаса Манна, и множество других произведений. Эта тема, конечно, была близка Врубелю: и та цена, которой дается познание, и то взаимодействие с демоническими силами, которое в данном случае становится здесь главным предметом, и, конечно, возможность снова прикоснуться к эпохе Средневековья, которая так была любима художником. Алексей Викулович Морозов в своем особняке в Подсосенском переулке пригласил Федора Шехтеля, знаменитого мастера эпохи модерна, который отстроил ему этот готический кабинет вот вы видите на экране фотографию , с винтовой лестницей, с гномом, который сидит у подножия этой лестницы, со змеей, которая возвышается там на колонне наверху, с резными перилами этой лестницы.
И вот наверху панно, созданное Врубелем. Они, как видите, не в том порядке здесь расположены, как ныне в Третьяковской галерее. В центре над дверью — это полет Фауста и Мефистофеля, сам Фауст в своей келье, Мефистофель и ученик Фауста Вагнер здесь он как юный мальчик, в поэме у Гете он скорее такой уже старый педант, консерватор. Образ Мефистофеля, конечно, во многом традиционный, оперный, примерно такой же, как Антокольский создал в своей знаменитой скульптуре.
Она известна во множестве реплик и сегодня находится в самых разных музеях. То есть Мефистофель здесь — прежде всего дух искушения, дух сомнения, дух отрицания, как он сам себя характеризует, тот, кто вечно желает зла и совершает благо. Острая, такая колючая его фактура связана с этим образом, этот образ использует и Врубель в своем произведении. Но при этом здесь, конечно же, сам мир Средневековья прежде всего входит в его полотна.
И мы видим здесь глубокие готические арки, под которыми развивается действие, старинные манускрипты, где пытался найти ответы на свои вопросы Фауст и не нашел даже вызов Духа Земли не помог ему ни в чем , старинные свитки, которые у его ног лежат, череп, такой символ vanitas, «Помни о смерти», который всегда связан с путем познания и который был тогда в келье каждого ученого, мумия крокодила, которая подвешена здесь под потолком. И в центре, но в самом особняке не в центре, а с другой стороны находится образ Маргариты, Маргариты той, какой она предстает уже в райском саду после того, как она, погубленная Фаустом, спасена Господом.
Четыре демона Михаила Врубеля
«сидящий», «летящий», «поверженный» - обречен уйти вместе с порожденным им злом. Михаил Александрович Врубель. Демон летящий. Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Живая речь искусствоведа Успенского о произведении Михаила Врубеля "Демон летящий" (1899) из собрания Государственного Русского музея. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона».
Другие новости
- Поделитесь статьей с друзьями
- Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
- Картины демонов Михаила Врубеля: описание, фото, анализ, история создания
- Telegram: Contact @pic_history
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
картина из серии иллюстраций к поэме Лермонтова, начатых в 1900-е годы. 1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. Полное описание картины Михаила Врубеля Демон летящий, написанной им в 1899 году. М. Врубель. Демон летящий. Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий 1890, 116.5×213.8 см. Осенью 1889-го Врубель переселился в Москву, где через год закончил первого «Демона».
Художник и его демоны . Михаил Врубель
Детство гения В детстве Михаил Александрович имел слабое здоровье и задержки в развитии. Ребенком он был замкнутым и кротким, особо не проявлял эмоций даже в семейном кругу. Некоторые врачи склонялись к тому, что мальчик имеет аутистические черты. Эксперты его творчества утверждают, что на слабое здоровье повлияла наследственность.
Дедушка по материнской линии страдал от маниакальных приступов, а сестра мучилась от острой формы депрессии и временного паралича. Известно, что творческая натура маленького Миши проявилась уже в возрасте пяти—шести лет. Он делал зарисовки всего, что видел.
Однажды на выставке он увидел фреску Микеланджело «Страшный суд» и был так очарован ей, что, придя домой, восстановил всю картину по памяти. Автопортрет художника, 1882 год Первые несчастья С годами Михаил становился все активнее, а его красота, веселость и нестандартное мышление привлекали окружающих. Учеба на юридическом факультете в Петербурге давалась легко.
Но, несмотря на это, с восемнадцати лет окружение начало замечать у Михаила перепады настроения. В период активности к нему приходило много идей, было достаточно сил, чтобы творить днями напролет. Но в периоды плохого настроения художник уходил в глубочайшие раздумья, откладывал холст и краски в долгий ящик и не хотел ни с кем общаться.
Такое поведение привело к тому, что ряд картин Врубель просто не закончил, например «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» 1881 года. На последнем курсе университета Адриан Прахов приглашает Врубеля поработать над росписью церквей в Киеве, на что тот с удовольствием соглашается. Там художник влюбляется в жену своего преподавателя Эмилию.
Безответная любовь кружит голову молодому человеку, и по возвращению из Италии Михаил прямо в доме Праховых добавляет Богородице черты желанной женщины. А придя домой, он ножом оставляет шрамы на своей груди, чтобы заглушить боль сердца. В этом же году художника навещает отец и ужасается двум вещам.
Во-первых, сердце отца, военного человека, разрывается от нищеты, что он увидел в квартире сына.
После встречи с Забелой Врубель перестал рисовать Демона. Развеялся лиловый сумрак. Он словно освободился от демонических чар и гнета. И вокруг, и в нем самом все просветлело. И обычная ругань критиков воспринималась по-другому — легче. Она была Принцессой Грезой художника и великой певицей. Он был Великим художником, который искал образ и видел все тайное вокруг, «пурпур лиловых миров», «сине-лиловый мировой сумрак», который искал, как говорил Блок, «дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности». Необычный тембр ее голоса — вот что впервые поразило Врубеля, ее дивное пение явилось ему прежде ее внешней красоты. Это был знак-символ.
Он был всегда напоен фантазиями и мечтами, все его образы, рождавшиеся на картинах, в жизни распадались на осколки мозаики. Это панно «Принцесса Греза». Это встреча Врубеля и Забелы. Встреча сказочная. Он загорелся сюжетом Эдмона Ростана, чья пьеса «Принцесса Греза» в этот год была восторженно принята русской читающей и театральной публикой. В основе пьесы лежала средневековая легенда о принце и трубадуре по имени Жоффруа Рюдель, очарованном рассказами пилигримов об антиохийской принцессе Мелисинде. Предчувствуя свой близкий конец, он решил пуститься в дальнее плаванье за море, «не в силах умереть, не увидев хотя на миг ее». Врубель плывет на корабле и, умирающий, с лютней в руках, силой своего таланта и искусства как будто из воздуха воссоздает свою романтическую грезу — образ прекрасной и недостижимой принцессы. Он сам жаждал появления в своей жизни вызванной его искусством грезы-любви. И это случилось.
Ее он прежде услышал, а потом увидел. Такое могло случиться только с ним. Врубель Михаил, картина «Принцесса Грёза» У Нади Забелы был голос неземной красоты и такая светлая душа, что казалось, жизнь её будет чудесным восхождением к вершинам гармонии и совершенства. Русская оперная и концертно-камерная певица, обладательница прекрасного лирического колоратурного сопрано с особенно высокой тесситурой и невероятно чистым тембром. Надежда Ивановна Забела-Врубель родилась 1 апреля 1868 года в Ковно Kovno , нынешнем Каунасе, в семье старинного украинского рода. Старинный род, к которому принадлежал Надин отец, начальник казённой палаты, прославил в XIX веке поэт-самородок Виктор Забела. Ее отец, Иван Петрович, в юности сам неплохо рисовал и интересовался искусством. Затем он сделал карьеру на государственной службе, но продолжал увлекаться музыкой и живописью и дочерей своих, Екатерину Ивановну Yekaterina Ivanovna Zabela и Надежду Ивановну, воспитал в атмосфере искусства. Портрет А. Ге с детьми 1861 — 1866.
Украинский хутор Плиски, где обитало семейство живописца Н. Ге, стал настоящим храмом искусства. Надя и ее старшая сестра Катя часто бывали в Плисках, и их восторженные, восприимчивые натуры радостно впитывали в себя необычный уклад. Ге с сыном Николаем» 1885 — 1886 Музыкально одарённая Надя с детства мечтала петь, и киевский институт благородных девиц, где получила начальное музыкальное образование у Николая Лысенко , и который она закончила в 1883 с большой серебряной медалью, ещё более укрепил её желание. Девушка грезит о столичной консерватории, родные это ее желание всячески поддерживали. В Петербурге судьба улыбается ей в лице Натальи Ирецкой — тонкого вокального педагога, сразу оценившей идеально чистый голос юной соискательницы. Потрет Надежды Забелы. Для решения вопроса о приеме она обязательно прослушивала кандидаток у себя дома, подробнее знакомилась с ними. Вот что пишет Л. Барсова: «Вся палитра красок строилась на безукоризненном вокале: чистый тон как бы бесконечно и беспрерывно течет и развивается.
Самым большим недостатком она считала фальшивую интонацию, а форсированное пение рассматривалось как величайшее бедствие — следствие неблагополучного дыхания. Уроки Ирецкой Забела усвоила идеально…» Знаменательным станет уже первое выступление в оперном спектакле. Исполнение партии Натальи в консерваторской постановке «Опричника» П. Чайковского привлечёт к студентке внимание самого композитора. Этот декабрьский день 1888 года принесёт ей большую радость и утвердит в правильности избранного пути. Петербургская критика отнеслась к ней очень благожелательно. Портрет композитора А. Рубинштейна 1887 После окончания консерватории Надежда по приглашению А. Рубинштейна совершает концертную поездку по Германии. Затем она отправляется в Париж — совершенствоваться у М.
Надежда Забела обладала мягким, легким голосом «серебристого» тембра, умением петь mezzo-voce в верхнем регистре, искусством филировки. Её исполнению было свойственно эмоциональная насыщенность, поэтичность, оно покоряло слушателей богатством тембровых красок и артистизмом. Сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И. Особо надо выделить роль Маргариты «Фауст» Гуно , одну из самых сложных и показательных в оперной классике. Постоянно работая над образом Маргариты, Забела все более утонченно трактует его. Вот один из киевских отзывов: «Г-жа Забела, с которой мы познакомились впервые в этом спектакле, создала такой поэтический в сценическом отношении образ, была так безупречно хороша в вокальном отношении, что с первого своего выхода на сцену во втором акте и с первых же ноток своего вступительного речитатива, пропетого безукоризненно, вплоть до заключительной сцены в темнице последнего действия, — она всецело завладела вниманием и расположением публики». Турне с Антоном Рубинштейном по городам Германии, уроки в Париже у знаменитой Марии Маркези, работа в Киевской и Тифлисской опере, которыми будут заполнены последующие годы, принесут опыт и хорошую прессу. Но… традиционный лирико-колоратурный репертуар, развивая голос, не трогал души. Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 г. В 1895 году в русской музыкальной жизни состоялось знаменательное событие — возобновилась Русская частная опера Мамонтова, в котором Надежда Ивановна блистала, завораживая зрителя своими сценическими об разами и прежде всего дивным голосом, до 1904 года.
Раздел выставки "Безумие как инакомыслие". В экспозиции около двадцати тематических зон. Среди них и "Истоки стиля" графика, на которой Врубель оттачивал свое мастерство , и "Больше, чем живопись" скульптура, майолика и пр. ХХ век" работы, написанные Врубелем в последнее десятилетие жизни, оборвавшейся в 1910 году , и "Убедительность фантазии" произведения декоративно-прикладного искусства , и, разумеется, "Демон Врубеля-Лермонтова" и "Демон. А ее, выставки, пространственное решение весьма оригинально.
У меня эти небольшие залы геометрически неправильных форм, просматривающиеся насквозь через "окошки" тоже неровных очертаний, вызвали ассоциации с пчелиными сотами, в которых каждая ячейка имеет свой смысл глоток мёда , но и сливается с остальными, чтобы мёда было больше. Планировка выставочных залов. Описания в буклете сгруппированы по этой внехронологической логике однако же среди экспонатов выставки есть панно "Врубель. Линия жизни", где с периодами совмещены репродукции основных полотен, написанных в эти сроки. Буклет утверждает, что мое восприятие планировки выставки как сот слишком приземленное.
Её пространство "призвано организовать восприятие самой формы врубелевских произведений и обозначить сквозные мотивы, которые являются ориентирами в мире его фантазий", - пояснили составители. Что, впрочем, не отменяет соотношения целого и его частей. Сквозных мотивов, доступных глазу не искусствоведа, а обывателя, можно насчитать несколько. По мне, настойчивее всего проявляется приверженность Врубеля одним и тем же лицам. О Надежде Забеле-Врубель, жене и музе, уже говорилось.
Это она изображена в белоснежном оперении Царевны-Лебедя, в серебристом одеянии Снегурочки, в рыжих кудрях и зеленых водорослях Волховы, дочери морского царя из оперы "Садко" , в величественном образе "Шестикрылого Серафима" на темно-синем фоне "мировой души" и даже в корсаже девочки Гретель из сказки "Гензель и Гретель". С 1899 года Михаил Врубель был главным художником Товарищества артистов Русской частной оперы, а в целом нарисовал для этой театральной компании декорации более чем к десяти спектаклям. Оперу "Гензель и Гретель" написал для сцены на основе немецкой народной сказки композитор Энгельберт Xумпердинк. Заблудившихся брата и сестру в русской версии оперы изображали актрисы Татьяна Любатович и Надежда Забела. На репетиции постановки Врубель и познакомился с женщиной, которую впоследствии рисовал всю жизнь.
А также ваял ее голову из глины в стиле майолики разновидности керамики, расписанной двумя слоями глазури, отчего произведения этого рода искусства выглядят особенно ярко и нарядно. Ее лицом обладает и одна из монашек, вовлекающих Роберта в экспрессивный танец. Скульптура Врубеля по мотивам оперы Джакомо Мейербера "Роберт Дьявол" называется "Роберт и монахини", выполнена в 1896 году. Это воспроизведение пляски призраков — ведь, по сюжету оперы, Роберт продал душу дьяволу, чтобы стать могучим и непобедимым в земной жизни, и его душу чуть было не утащили в преисподнюю силы ада, однако все кончилось хорошо, божественное начало одолело сатанинские козни. Лицо Роберта, танцующего с призраками, - один из множества автопортретов Врубеля.
Помимо героинь сказок, опер и фантазий, Врубель писал жену и "просто" как Надежду Забелу — земную женщину, усталую, растянувшуюся на диване после концерта, сидящую, полулежащую, спящую, с закрытыми глазами и отрешенным лицом, или на фоне природы. Портреты Надежды Забелы. Впрочем, он почти не мог писать ничего обыденного и естественного. Обыкновенные пейзажи практически никогда не давались Михаилу Александровичу. Знамениты две его картины под одним и тем же названием "Сирень" и в принципе с одинаковым сюжетом — дама среди цветущих кустов.
На деле же Надежда Ивановна в обоих случаях выглядит эльфом или призраком. Такой эффект создают ее бледное лицо и невероятные глаза, проступающие из лиловой круговерти, словно сама душа сиреневого куста с мольбой глядит на людей. Огромное полотно "Утро", написанное на отдыхе в Черниговской губернии, вообще не пейзаж с натуры, а сказочное повествование: то ли шабаш, то ли ожившие растения излишне повторять, что у одного из персонажей лицо Забелы … Искусствоведы полагают, что Врубель отобразил встречу Земли и Воды, выраженных в аллегорических женских фигурах. Иными словами, то было пиршество фантазии художника. Потому с картиной "Утро" и связана огорчительная история: оно было написано по заказу, но заказчики, увидев этот символизм, отказались его выкупать.
Может быть, и к лучшему — полотно стало подлинно народным достоянием, а не шедевром частной коллекции. И, к слову, о пейзажах в творчестве Врубеля. Еще более мощный символизм вложен в картину "Хождение Иисуса Христа по водам". От привычных нам маринистических пейзажей, да и от вариаций на библейские и евангельские темы, где Христос и апостолы все-таки антропоморфны, это полотно радикально отличается. Бурное море с лодчонкой на переднем плане "прорастает" огромной полупрозрачной и словно бы светящейся фигурой Господа на горизонте.
Для создания иллюстраций был привлечен и Врубель. Критики сочли его работы уродливыми. Оценили их по достоинству через намного позже. Закупочная комиссия Третьяковской галереи не захотела приобрести у Врубеля картину «Демон», которая была написана в то же время. Но после смерти художника же комиссия выкупила ее и заплатила в пять раз дороже. Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890 Когда в 1896 году на Всероссийской нижегородской выставке по инициативе известного мецената С. Мамонтова Врубель начал работать в одном из павильонов над панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», работу эту быстро свернули, так как комиссия сочла их некрасивыми.
В комиссию входили именитые художники В. Беклемишев, К. Савицкий и П. В ответ на это Мамонтов заплатил Врубелю 5000 рублей, предоставил возможность завершить панно, а затем рядом с основным входом на выставку выстроил павильон с вывеской «Выставка декоративных панно художника М. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств», но последние 5 слов пришлось закрасить. Сюжет «Принцессы Грезы» был навеян пьесой Ростана, в свою очередь вдохновленной средневековой легендой. Трубадур Жофруа Рюдель «заочно» влюбился в принцессу Мелисинду, которую никогда не видел, просто наслушавшись рассказов о ее дивной красоте. Он решил отправиться за ней на корабле, но по дороге заболел и в итоге умер на руках возлюбленной, при этом играя на лире и распевая песни о любви. Впечатления у зрителей были разные, некоторые хвалили, но критиков было намного больше.
Пресса «эпитетов» не жалела, особенно «усердствовал» Максим Горький, не оценил он современного искусства. Керамическая копия, изготовленная в Абрамцевских мастерских, вскоре украсила фасад гостиницы «Метрополь». Оригинал же долго считался утраченным, пока не нашелся в 1957 году среди груд старого реквизита в Большом театре. Сейчас это панно можно увидеть в Третьяковской галерее. Благодаря этой работе художник начал получать выгодные заказы, но богаче так и не стал. Из воспоминаний художника Коровина: «Врубель рисовал женщин, их лица, их красоту с поразительным сходством, увидав их только раз в обществе. Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него. Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту.
Притом всегда он твердо строил форму. Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол.
Художник и его демоны . Михаил Врубель
Для создания иллюстраций был привлечен и Врубель. Критики сочли его работы уродливыми. Оценили их по достоинству через намного позже. Закупочная комиссия Третьяковской галереи не захотела приобрести у Врубеля картину «Демон», которая была написана в то же время.
Но после смерти художника же комиссия выкупила ее и заплатила в пять раз дороже. Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М.
Лермонтова, 1890 Когда в 1896 году на Всероссийской нижегородской выставке по инициативе известного мецената С. Мамонтова Врубель начал работать в одном из павильонов над панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», работу эту быстро свернули, так как комиссия сочла их некрасивыми. В комиссию входили именитые художники В.
Беклемишев, К. Савицкий и П. В ответ на это Мамонтов заплатил Врубелю 5000 рублей, предоставил возможность завершить панно, а затем рядом с основным входом на выставку выстроил павильон с вывеской «Выставка декоративных панно художника М.
Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств», но последние 5 слов пришлось закрасить. Сюжет «Принцессы Грезы» был навеян пьесой Ростана, в свою очередь вдохновленной средневековой легендой. Трубадур Жофруа Рюдель «заочно» влюбился в принцессу Мелисинду, которую никогда не видел, просто наслушавшись рассказов о ее дивной красоте.
Он решил отправиться за ней на корабле, но по дороге заболел и в итоге умер на руках возлюбленной, при этом играя на лире и распевая песни о любви. Впечатления у зрителей были разные, некоторые хвалили, но критиков было намного больше. Пресса «эпитетов» не жалела, особенно «усердствовал» Максим Горький, не оценил он современного искусства.
Керамическая копия, изготовленная в Абрамцевских мастерских, вскоре украсила фасад гостиницы «Метрополь». Оригинал же долго считался утраченным, пока не нашелся в 1957 году среди груд старого реквизита в Большом театре. Сейчас это панно можно увидеть в Третьяковской галерее.
Благодаря этой работе художник начал получать выгодные заказы, но богаче так и не стал. Из воспоминаний художника Коровина: «Врубель рисовал женщин, их лица, их красоту с поразительным сходством, увидав их только раз в обществе. Он нарисовал в полчаса портрет поэта Брюсова, только два раза посмотрев на него.
Это был поразительный рисунок. Он мог рисовать пейзаж от себя, только увидав его одну минуту. Притом всегда он твердо строил форму.
Врубель поразительно писал с натуры, но совершенно особенно, как-то превращая ее, раскладывая, не стремясь никогда найти протокол.
Отсюда и кажущаяся топорность изображения. Это была страстная любовь к Эмилии Праховой, женщине замужней, имеющей троих детей.
Врубель был одержим, он страдал. Он резал картины, свое тело — только тогда страдания уменьшались. Художник дошел до точки в физическом и душевном самоистязании.
Свое состояние он выражал в чертах демона. Дьявол присутствовал на холсте, глядя на мир глазами Эмилии. Отцу художника в этом образе виделась злая, отталкивающего вида пожилая женщина.
Врубелем была вылеплена голова того, кем он был одержим. В скульптурном облике проступали то черты возлюбленной, то его самого. И все это время Врубель работал над заказом — иконами Владимирского собора.
Но работа не была одобрена заказчиком А. Праховым, мужем Эмилии. Только случай помог художнику оборвать связь с наваждением.
Мне нравится5 Не нравится Одна из переломных в творчестве Врубеля картин — «Демон сидящий». Художник так описывал будущее произведение: «…полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». На полотне художник изобразил одиночество и вселенскую тоску.
Одинокий исполин посреди неземного пейзажа. В лиловости застывших за спиной демона гор нет улыбки. Можно сравнить образ с самим автором, который был одинок в этом мире, где его никто не понимал.
Бумага, чёрная акварель, белила.
Сколько — никто не знал, потому как, чаще всего, они уничтожались художником. Демоническая тема преследовала художника на протяжении почти всей его творческой жизни. Когда эта тема только появилась, и родные, и друзья художники были удивлены, пытались понять и предостеречь. Но Михаил Александрович так складно рассказывал о том, что «демон» — это не черт и не сатана, а душа. Отец художника вполне был удовлетворён таким ответом:«Миша… говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный,… но всего этого в его Демоне ещё далеко нет». Отец умер и не узнал, как образ демона оформился, окреп, прославил и погубил его сына, но так и остался неуловимым и непокоренным.
К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге.
В 90-е гг. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» масло. Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова. В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» масло , для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона. В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч...
Демон поверженный. И это произведение художника не было понято публикой. В прессе появились враждебные отзывы. Положительный отзыв принадлежал М. Высокая оценка картины была дана и Ал. Через всю жизнь пронес художник и другой лермонтовский образ — Пророка. Вновь вернувшись к нему в 1904 году, он создает станковое произведение, поражающее глубиной и силой уголь, карандаш, белила, акварель; второй вариант — уголь, карандаш, белила. Именно этот трагический образ Пророка, уже познавшего горечь отвержения, наиболее автобиографичен в творчестве Врубеля. Не случайно он имеет сходство с автопортретом, написанным также в 1904 году итальянский карандаш, уголь, мел; другой вариант — уголь, сангина.
Голова Пророка. Бумага на картоне, уголь, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея Произведения Врубеля на лермонтовские темы воспроизводятся в изданиях сочинений поэта, монографиях о художнике, альбомах. Лучшие из них факсимильно воспроизведены в альбоме «Врубель. Рисунки к произв. Лермонтова» 1964. Лермонтовская энциклопедия.
Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
Картина "Летящий демон", Михаил Врубель, 1899 | Михаил Врубель. 1899. Холст, масло. |
Анализ картины Михаила Врубеля Демон летящий | Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. |
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля – Москва 24, 14.03.2016 | живописец, представитель русского модерна, символист. |
Ангелы и демоны Михаила Врубеля | | Царевна с полотна Михаила Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. |
Демон летящий — Рувики: Интернет-энциклопедия | 1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. |
Демон как мятежный дух: философские представления
- Врубель летящий и Врубель поверженный
- Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
- «Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
- File:Врубель - Летящий демон (1899).jpg - Wikimedia Commons
- 160 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля
- File history
«Демон сидящий» Врубеля
Демон летящий - Врубель Михаил Александрович | На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. |
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона». |
«Демон сидящий» Врубеля | Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. |
Демон летящий - Врубель Михаил Александрович | Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. |
Врубель летящий и Врубель поверженный | Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. |
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
Он жил в ожидании невиданного творческого прорыва, который создать созданная им картина в живописном искусстве. Он признавался сестре, что был одержим этой идеей, мечтал сказать что-нибудь новое в живописи. Эта работа стала первым выразительным и масштабным живописным произведением русского символизма. Художник был убежден, что это полотно сделает его известным, и оказался прав. Судьба художественного произведения Картина Врубеля была встречена другими художниками и способными ее приобрести коллекционерами холодно и даже агрессивно. Только внимательный и добродушный Константин Коровин сначала разглядел в ней не устрашающий и мистический смысл, а душевные муки художника.
Со временем полотно начало привлекать все больше внимания со стороны публики. Картину купил московский фабрикант Гиршман. Она стала одной из первых покупок этого предпринимателя, который в это время только начинал коллекционировать живописные произведения. В 1917 году, после революции, Гиршман попытался организовать музей живописи, однако через год он эмигрировал в Европу, оставив в России свою коллекцию. Все картины из коллекции Гиршмана были национализированы.
Полотно «Демон сидящий» оказалось в Третьяковской галерее. Как сохраняют живопись в Третьяковке? В настоящее время это живописное полотно, являющееся гордостью музейного комплекса, находится в отдельном зале с работами Врубеля. Автор создал картину с помощью многослойного наложения красок. Эта техника оказалась очень хрупкой, слои красок постепенно теряют частицы и холст местами обнажаются.
Поэтому реставраторам приходится периодически выполнять мельчайшие тонировки в цвет использованных автором красок и осуществлять грунтовое укрепление живописного полотна. Сверху полотно прикрыто антистатическим, небьющимся, легким стеклом. Оно максимально прозрачно, отталкивает пыль и гасит возникающие блики, поступающие от внешних источников света, фактурных мазков картины и покрывающего ее лака. В настоящий момент, приобрести репродукции картин Михаила Александровича Врубеля «Демон сидящий» , «Демон летящий» , и заключительное произведение «Демон поверженный» вы можете в нашей Арт мастерской - «Твой постер». Картину можно исполнить в любом понравившемся вам формате: картина маслом на холсте, интерьерный постер или модульная картина разделяющая произведение на несколько связанных частей.
Врубель и его раковина. Болезнь как путь смирения Раковина «Морское ушко». Государственный Русский музей, СПб. Звучит парадоксально, но может быть, именно после катастрофы начинается самое драгоценное в творчестве художника — когда его физические возможности оказались сильно ограниченными. Мир человека в болезни резко сужается — до комнаты в лечебнице. Смятая постель, брошенный на стул плед, стол со стаканом воды и подсвечником.
Лица врачей и санитаров. Это то, что теперь окружает художника. Глобальные замыслы и мифические образы отдалились, холсты и краски стали недоступны. Но у Врубеля есть карандаши и бумага. И его прежнее кредо — «культ глубокой натуры», которое разворачивается теперь в новом аспекте. Он достигнет небывалого максимума самыми скупыми средствами и сможет передавать в черно-белом рисунке все оттенки фактуры и переходы тонов, но главное — внутреннюю, «сущностную» структуру изображаемой вещи или лица — с помощью сеток штрихов, положенных на лист с хирургической точностью.
Конец 1904 — начало 1905 гг. Государственный Русский музей И нет, наверное, ничего более пронзительного, чем его «Бессонница» и зимние виды из окна — заснеженный палисадник и край улочки с крышами домов и деревьями, протягивающими сухие ветки через забор. Из необычного у Врубеля при себе — раковина. То есть, она тоже безделушка в сущности — красивая большая перламутровая пепельница, которую ему подарили. Он начинает ее рисовать — больше, чем в натуральную величину, — добавляя к графитному карандашу черную пастель, иногда — акварель и белила. Получилась серия, где художник бросает вызов самой необходимости пользоваться красками для передачи цвета.
Он даже утверждает, что «художники в будущем их совсем забросят, и публика в конце концов научится видеть в этих рисунках краски, как я их теперь вижу». Что ж, Врубель действительно научил нас и этому, но магия его мастерства простирается много дальше. Художник властно «захватывает» зрителя и погружает в стихию природных и духовных метаморфоз. Раковина Врубеля — это целая вселенная, зарождающаяся на наших глазах. Мы словно становимся очевидцами акта творения, когда из водоворота хаоса возникает сама жизнь. Каждый из листов этой монохромной серии — целая музыкальная поэма или даже симфония, предвозвещающая миры абстракций Василия Кандинского.
Слева — Пророк. Картина разрезана и только сейчас на выставке соединена. Государственный русский музей. Справа — Автопортрет. В свой последний период Врубель вернулся к теме Ангела. Кроме множества рисунков, восходящих к ранней теме пушкинского стихотворения «Пророк», он создаст свой последний большой холст «Шестикрылый серафим Азраил », в котором «еще раз соберет рдеющие металлы и разноцветные хрустали» своей палитры.
Но неумолимо спокойный лик Ангела смерти говорит о надвигающейся встречи с вечностью. Поздний Врубель дает нам удивительный пример самостояния человеческой личности, сохраняющей и реализующий свой творческий дар до самого конца. Болезнь художника стала путем аскезы — ограничения вынужденного, мучительного, но принятого с небывалым смирением.
Басаргин от чахотки в 1859 году, когда Михаилу было три года. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа.
Вессели принадлежали к интеллигенции, сестра Елизаветы Христиановны — Александра — окончила Петербургскую консерваторию и очень много сделала для приобщения племянника к миру музыки. Воспитанием детей занимался также дядя — профессиональный педагог Николай Христианович Вессель , увлечённый внедрением развивающих игр, домашних представлений. К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места. Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале « Фауста » и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о « Передвижной художественной выставке », прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы. После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника.
Было решено отправить его в Петербургский университет. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента. Отчасти сказывался и богемный образ жизни , который он вёл с попустительства дяди. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта , хотя собственно художественным творчеством занимался мало. В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям — классическим и современным. Илья Репин. Портрет композитора М.
Мусоргского, 1881 Активное участие в театральной жизни Врубель был знаком с М. Мусоргским , бывавшим в доме Весселя требовало немалых расходов, поэтому Врубель регулярно зарабатывал репетиторством и гувернёрством. Благодаря этой работе в середине 1875 года он смог впервые посетить Европу, побывав вместе со своим воспитанником во Франции, Швейцарии и Германии. По воспоминаниям А. Иванова: У Папмелей Врубель жил, как родной: зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Папмели ни в чём себе не отказывали, и всё у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле, и именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм.
В одном из писем 1879 года он сообщал, что возобновил знакомство с Эмилием Вилье, который ещё в Одессе всячески покровительствовал его изобразительным опытам, а потом сблизился со студентами Академии художеств — учениками П. Он вновь стал посещать академические вечерние классы, куда свободно допускались любители, и оттачивать пластические навыки. Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Однако это лишь внешняя сторона: Врубель в возрасте 24 лет несомненно ощущал себя гением, а в теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией — работы в сфере между природой и свободой — признавалась только в области искусства. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой. Осенью 1883 года профессор А. Прахов по рекомендации П. Предложение было лестным и сулило хороший заработок, художник согласился ехать после окончания учебного года. Прахов пригласил Врубеля практически случайно: ему требовался квалифицированный для церковных работ живописец с академической выучкой, но при этом недостаточно известный, чтобы обременять сметы работ его гонораром.
Судя по письмам родным, контракт с Праховым изначально был рассчитан на написание четырёх икон в срок 76 дней с оплатой в 300 рублей за каждые 24 дня работы. Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора. По словам Н. Шли только 1880-е годы, только начинались первые поиски национальной старины, которая никого ещё, кроме специалистов, не интересовала, да и специалистов занимала с точки зрения более исторической, чем художественной. При этом не помышлял о стилизации. Он просто чувствовал себя соучастником истового труда старинных мастеров и старался быть их достойным. Богоматерь С Младенцем.
Её лицо изображено на иконе « Богоматерь c Младенцем », сохранились и многочисленные наброски. Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в Италию — в Равенну и Венецию , для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. По заказу он писал Христа, в свободное же время, для себя, обращался совсем к другому герою.
Идея построить в Киеве Владимирский собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, очень понравилась императору Николаю I. Началось строительство в 1862 году, уже при Александре II, и растянулось на долгих тридцать лет. Расписывать Владимирский собор и Кирилловскую церковь предложили многим художникам — Васнецову, Сурикову, Поленову, Репину. Не все из них согласились. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Васнецов, который выполнил основную работу по росписи собора, до Академии художеств учился в Духовной семинарии.
Это место старались обходить стороной. Встреча с ангелом Руководил реставрационными работами Адриан Прахов — известный искусствовед. В храме, где работали художники, постоянно появлялась его жена Эмилия. О взаимности и речи быть не могло.
Молодой художник бесконечно страдал. Чтобы заглушить свою душевную боль, он даже нанес себе раны, изрезав грудь ножом. Так он пытался «перебить» сердечные муки муками физическими. Эмилия Прахова появлялась на всех его полотнах. А однажды он изобразил ее в виде Богоматери, написав икону с ликом любимой, но недоступной женщины. Рассказывали, что это взбесило жену губернатора: она пришла в церковь и уже начала молиться, но, вглядевшись в черты Богоматери, закричала: «Это еще что! Я должна Милке Праховой молиться? Где этот богомаз? Безумства во славу любви Врубелю запретили работать в храмах. Другой работы в то время для него в Киеве не было.
Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь. Он принялся творить безумства во имя Эмилии: мог раздать нищим дорогую одежду, поражал прохожих, появляясь на улице раскрашенным во все цвета радуги, приносил в подарок Эмилии свои картины, а если она отказывалась от них — на ее глазах уничтожал их. В конце концов, Врубель попал под суд. За долги. Чтобы расплатиться с кредиторами, ему пришлось работать на стройке маляром. Кроме того, великий Врубель натирал полы в забегаловках и кабаках...
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
М. Врубель. Демон летящий. «Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Позже он создаст картину «Демон летящий», где тот изображён как могучий властелин мира, и «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели.
13 демонов Михаила Врубеля
Становилась модной и драматургия Ибсена, как бы адаптирующего эти идеи для интеллигентской публики. Врубель страстно взялся за работу, но, в конце концов, оставил ее. Причины последнего не до конца ясны. Возможно, это произошло из-за того, что на картине "нечувствительно" материализовывался не совсем тот образ, который придумал художник.
Но он бежал из Киева, где ему было так хорошо и так тяжко, где он несчастливо влюбился, где создал первые выдающиеся монументальные произведения и где прослыл странным чудаком, у которого «таланту бездна», а трудолюбия — «на алтын». В 1891-м году, к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель, которого тогда никто толком не знал, а потому никто не принимал всерьез. Однако именно рисунки Врубеля к лермонтовской поэме "Демон" как нельзя лучше подошли к самой сути, к самому духу поэзии Лермонтова. Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными.
Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы.
Сегодня он считается одним из крупнейших русских художников Серебряного века. В частности, «Демон поверженный» принес ему мировую известность. Это произведение вошло в сокровищницу русской культуры наравне с полотнами Репина и Сурикова. Современники Врубеля отмечали его новаторство в области живописной техники. Действительно, его «кристаллический» стиль не имел аналогов в искусстве того времени. Влияние творчества Врубеля Открытия Михаила Александровича Врубеля в области цвета и фактуры оказали большое влияние на последующие поколения художников. Его «демонические» образы вдохновляли многих деятелей Серебряного века - от писателей до композиторов. Они воспринимали Демона Врубеля как символ эпохи. Влияние «Демона» можно обнаружить в творчестве Блока, Анненского, Скрябина.
Этот образ постоянно возрождался в литературе и искусстве XX века. До сих пор «Демон поверженный» вдохновляет художников смелым авторским видением, выразительностью образа, многозначностью символики. Но вскоре полотно было продано в Третьяковскую галерею. Это одна из жемчужин галереи. Она неизменно притягивает к себе внимание посетителей. Это произведение стало визитной карточкой художника. Образ Демона в массовой культуре Загадочный образ Демона Врубеля вышел далеко за пределы высокого искусства. Отсылки к «Демону поверженному» встречаются в массовой культуре. Этот персонаж появляется в фильмах, мультфильмах, книгах, компьютерных играх. Его изображают на обложках альбомов рок-групп.
Порой Демон Врубеля используется в коммерческих целях, для оформления рекламы. Но даже такое вульгарное заимствование свидетельствует о знаковости этого образа в культуре. Актуальность «Демона поверженного» Несмотря на то, что с момента создания картины прошло более века, ее образы не утратили актуальности. Вечная тема борьбы Добра и Зла, воплощенная в «Демоне», по-прежнему волнует людей.
Неслучаен и анекдот, высмеивавший простонародный ум «пятизвёздочного» генсека: «- Что за художник? Хорошая картина и недорого! Визит Анны к Серёже. Диковинная чёткость в трактовке образа — не ласковая нежность, а — истерика. Художнику было всего двадцать два года, когда он это начеркал. Неужто гений? Однако Бенуа так не считал: «Врубель не гений и он, как большинство современных, в особенности русских, художников не знает границ своего таланта, не знает круга своих способностей и вечно возносится якобы в высшие, в сущности только чуждые ему сферы. В любом случае о нём всё ещё дискутируют. В Государственной Третьяковской Галерее помещение на Крымском валу открылась масштабная выставка произведений Михаила Врубеля 1856 — 1910. Встречает нас хрестоматийная «Царевна — Лебедь», в которой заключена вся тайна Врубеля — тут и добрая сказка, и языческий демонизм, и жизнь, и слёзы, и любовь. Впрочем, на поверку — никакой магии. Всё — проза. Это — портрет жены художника — Надежды Ивановны Забелы. Оперная дива, чистейшее сопрано, вызывавшее трепет у суровых критиков, она явлена Царевной-Лебедью из "Сказки о Царе-Салтане" Римского-Корсакова. Современники утверждали, что сходства с Надеждой Забелой здесь нет. В этом можно убедиться и теперь, глядя на фотографии певицы. Врубель написал иное - мечту о царевне, грёзу. Ему удалось невозможное — отгадать великий секрет мифической героини. У неё — испуганные глаза, словно она только что была птицей, но вот уже — прекрасная девушка. Художник поймал её в момент превращения. Крылья —трепещут, и хрустальный венец полыхает в лучах заходящего солнца. Тут все служили государю, несли тяготы бытия, исполняли приказы. Мать скончалась, когда Мишеньке не было и пяти лет — всем в доме заправляла мачеха, питерская немка по фамилии Вессель. К счастью, она оказалась добра, хотя и по-тевтонски холодновата. Будущий «демон» учился рисовать, листая картинки в шикарно иллюстрированных журналах. Блестящая учёба в гимназиях петербургской, потом — в одесской и занятия в Обществе поощрения художников сформировали его знания, вкус, критический разум. О карьере художника дворянский мальчик и не помышлял — его прочили в юристы. Профессия адвоката считалась модной, а барышни гадали: кто лучше в качестве жениха — офицер или присяжный поверенный? Диплома он так и не получил — захлестнула богемная жизнь.