Кем был философ – Самые лучшие и интересные новости по теме: Иммануил Кант, биография, знания на развлекательном портале
Иммануил Кант — достоин ли Калининград носить его имя?
Иммануил Кант родился в Кенигсберге в 1724 году, прожил в городе всю жизнь, не покидая его пределов, и был похоронен у северной стены Собора в профессорском склепе. Иммануил Кант — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Дебаты провела вместе со своими студентками Юлия Николаевна Овсянникова, доцент кафедры истории философии и логики НИ ТГУ, замдекана по научной работе, сделав в начале короткий экскурс по основным философским воззрениям Канта. Отец философа, Йоганн-Георг Кант (Johann Georg Kant), родился уже там, в Мемеле, в 1684 году. 24 апреля в нашей библиотеке прошёл просветительский час "Кто такой Кант", посвященный 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. Спустя 295 лет со дня рождения кёнигсбергского философа Иммануила Кант «Твой Бро» узнал у калининградского доктора философских наук, доцента Института гуманитарных наук БФУ имени И. Канта Вадима Чалого.
Жизнь Канта
Значит ли это, что космополит Кант, таким образом, являлся либеральным интернационалистом, предтечей глобализма? 24 апреля в нашей библиотеке прошёл просветительский час "Кто такой Кант", посвященный 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. Во всяком случае события тех далеких лет дали серьезный повод к вековому спору: кто покоится в современной могиле Канта? Сегодня, 22 апреля 2024 года — 300 лет со дня рождения Иммануила Канта, одного из главных философов эпохи Просвещения, присягнувшего на верность России. Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма. Краткая биография Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кени.
«Больше любых слов»: Шольцу напомнили о вкладе России в увековечивание памяти Канта
Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку | Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны. |
Философия Канта – основные принципы и понятия | "немецкий философ". |
КАНТ, ИММАНУИЛ | Те, кто учился у него, вспоминали его преподавание с любовью, хотя сам Кант скептически относился к себе как к педагогу. |
Иммануил Кант — тоже наш. Потому что трофей. Комментарий Георгия Бовта | Иммануила Канта (1724-1804). |
КАНТ, ИММАНУИЛ
Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива. В это время он продолжал читать лекции в университете. С такой интенсивностью труда — до 28 часов в неделю — и популярностью Кант стал неплохо зарабатывать. Впервые в жизни он мог нанять себе слугУ. По мнению, Канта в университете среди прочих он читал лекции по физической географии. Этот предмет не относился к профилирующим, а был сугубо прикладным и служил лишь для расширения общего кругозора студентов. Учитывая то, что все знания преподаватель черпал из книг, в которых иногда встречались непроверенные даннве, а иногда и просто слухи, то согласно сохранившегося конспекта лекции Канта по физической географии , теме России было уделено лишь несколько минут.
Физической границей России Кант считал Енисей. В Волге водятся белуги — рыбы, которые для того, чтобы погрузиться в воду, глотают камни вопросом, где белуги их берут на поверхности реки, Кант, видимо, не интересовался. В Сибири все поголовно пьянствуют и едят табак, а Грузию Кант считал питомником красавиц. Для горожан, в том числе и для Иммануила Канта, оккупация означала лишь принесение присяги русской императрице Елизавете, смена гербов и портретов в учреждениях. Все налоги и привилегии Кёнигсберга остались нетронутыми. Жители Кенигсьерга, в том числе и Кант, стали поддаными Российской империи. Иммануил Кант не отличался богатырским здоровьем - он пошел в свою мать: небольшой рост, 157 см не совсем правильные телосложение и осанка, впалая грудь, склонность к частым простудам.
Но он поборол свои недостатки здоровтя и прожил долгую жизнь. И всё благодаря педантичному даже для немцев соблюдению правил гигиены и жизни. Вставал Кант каждый день в 5 часов утра, Не снимая ночной одежды, он отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа. В час дня он садился обедать.
Обедал всегда в окружении друзей и учеников и любил беседовать и рассуждать за обедом. При этом Кант не любил пиао и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус Даже в самую промозглую балтийскую погоду Кант в точно определённое время совершал моцион по точно определённому маршруту по улицам города. Прохожие, зная педантичность Канта сверяли по нему часы Тропа, по которой регулярно гулял Кант, сохранилась. Её называют «Философской тропой» Гулял он, как правило, в одиночестве, обдумывая свои философские теории. Но он не чурался гулять с друзьями, охотно беседуя с ними. Однако, зная, что Кант гулял всегда по установленному маршруту, и в одпо и тоже время этим стали пользоваться попрошайки. Они приставали к Канту, выпрашивая у него милостыню.
И Кант , стал гулять в Королевском салу. Ныне на "тропе философа" установлен своеобращный памятник, называемый в народе - "Скамья Канта"или "Памятник шляпе Канта"- он представлляет из себя металлическую скамью на которой с левого края находится тоже металическая шлята фасона который носили во времена философа существует легенда, что Кант , как-то гуляя по " тропе философа" оставил на скамейке свою шляпу. Слабое здоровте не лишало Каньа бодрости духа и чувства юмора. Кант всегда хорошо. Кант сам заметил за собой склонность к ипохондрии — психологической проблеме, когда человеку кажется, что он болен всевозможными болезнями. Первейшим лекарством от неё он считал для сеья общение с людьми свеьские беседы, имгру в бильард, а так же кофе. Придержива ясь такой тактики позволило ему избавится от ипохондрии.
В феврале 1766 года Кант неожиданно для многих становится помощником библиотекаря в Кёнигсбергском замке. Причина переквалификации в библиотекари была банальной — деньги. Учёный стал светским человеком, а это требовало серьёзных расходов. Твёрдого, достаточного зоаработка у Канта по-прежнему не было. Крлме т го в библиотеке у него появилась возможность бесплатного доступа ко всем книгам, среди которых были и древние рукописи. Это освободило его от ежедневной борьбы за кусок хлеба Именно в 1770 году начинается самый продуктивный период его творчества, в который он создал свои главные произведения. Трактат Канта «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» был очень популярным — его переиздавали 8 раз.
В трудах Канта были систематизированы предшествующие выводы философской мысли, сформулированные в теологическом, онтологическом и космологическом постулатах, и дана их критика. Собственно, поэтому он и впал в немилость церкви. А имя ученого, напомним, означает «с нами Бог». Уже посмертно ему приписали еще и нравственное доказательство Божьего бытия: «осознание наших обязанностей в виде божественных заповедей». И это не взирая на то, что сам Кант с присущей ему откровенностью заявлял: «В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может». Иммануила Канта, конечно же, никто на Соловки не мог послать. Что ж, видимо, не сошелся Воланд во мнениях с «беспокойным стариком» за совместным завтраком уж не в Кенигсберге ли, ведь ученый за его пределы не выезжал никогда?
Может, решил тогда отомстить потомкам… Правнучатый племянник философа, Владимир Федорович Фидлер, был одним из авторов проекта и главным инженером строительства Уралмаша. В 1932 году он скончался, и урна с прахом его была с почетом помещена вместе с прахом А. Банникова , первого директора завода-гиганта, в памятник в виде черного мраморного куба. Через год после смерти по делу «о поджоге» В. Фидлера обвинили в участии в «контрреволюционной террористической организации», и, поскольку вторично лишить его жизни власти не могли, то поступили иначе: выбросили из усыпальницы урну с прахом. Семью выселили из квартиры и повесили ярлык родственников врага народа. А на месте уралмашевского пантеона позднее поставили памятник С.
Но, как в романе, где последнее решение остается не за мессиром, так и в нашей истории — это не конец.
И как учения философа помогут современному человеку бороться с фейками и информационными атаками? Об этом и многом другом порассуждали участники подкаста. В рамках передачи Владимир Легойда ведет интеллектуальные беседы с экспертами в разных областях. Читайте также:.
В 1747 году тяжелое финансовое положение привело к тому, что Кант вынужден был отправиться в пригород Кенигсберга дабы устроиться там домашним учителем в семье помещика. Трудовая деятельность Вернувшись в родной город в 1755 году, Иммануил Кант завершил обучение в университете и защитил магистерскую диссертацию под названием «Об огне». В течение последующего года он защитил еще две диссертации, которые дали ему право на чтение лекций в качестве сначала доцента, а затем профессора. Однако от звания профессора Кант тогда отказался и стал экстраординарным тем, который получает деньги от слушателей, а не от руководства доцентом. В таком формате ученый работал до 1770 года, пока не стал все-таки ординарным профессором на кафедре логики и метафизики родного университета. Удивительно, но в должности преподавателя Кант читал лекции по широчайшему кругу предметов, начиная с математики и заканчивая антропологией. В 1796 году он перестал читать лекции, а через четыре года и вовсе оставил университет из-за слабого здоровья. В домашних условиях Кант продолжал работу до самой смерти. Образ жизни Пристального внимания заслуживает образ жизни Иммануила Канта и его привычки, которые особенно стали проявляться с 1784 года, когда философ приобрел собственный дом.
Каждый день Мартин Лямпе — отставной солдат, который выступал в доме Канта слугой — будил ученого. Проснувшись, Кант выпивал несколько чашек чая, выкуривал трубку и начинал подготовку к лекциям. После лекций наступало время обеда, за которым компанию ученому составляли обычно несколько гостей. Обед часто затягивался на 2-3 часа и всегда сопровождался оживленной беседой на различные темы. Единственное, о чем не хотел говорить ученый в это время — философия. После обеда Кант ежедневно отправлялся на прогулку по городу, которая позже стала легендарной. Перед сном философ любил смотреть на собор, здание которого отчетливо виднелось из окна его спальни. Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись. Всю свою сознательную жизнь Иммануил Кант тщательно следил за собственным здоровьем и исповедовал систему гигиенических предписаний, которую разработал лично на основе длительного самонаблюдения и самовнушения.
Основные постулаты этой системы: Держать голову, ноги и грудь в холоде. Меньше спать, так как постель является «гнездом заболеваний». Ученый был уверен, что спать нужно исключительно ночью, глубоким и коротким сном. Когда сон не приходил, он пытался его вызвать, повторяя в уме слово «Цицерон». Больше двигаться, обслуживать себя самостоятельно, гулять в независимости от погодных условий. Кант не был женат, хотя и каких-либо предубеждений касательно противоположного пола не имел. По словам ученого, когда он хотел завести семью, такой возможности не было, а когда возможность появилась, желание уже пропало. В философских взглядах ученого прослеживается влияние Х. Вольфа, Ж.
Руссо, А. Баумгартена, Д. Юма и других мыслителей.
Иммануил Кант 330 лет со дня рождения
До самой смерти он так ни разу не смог выехать далеко из своего городка, где его знали, ценили и любили. Все его работы наполнены следами мужского, благородного и выдержанного характера, простота которого поражала современников, а сегодня удивляет потомков. Первые годы Иммануила Иоганн Георг Кант, отец будущего светила философии, проживал в прусском городке Кёнигсберг ныне русский город Калининград. Он был глубоко верующим ремесленником, изготавливающим седла и шоры для лошадей. Происхождение его доподлинно неизвестно. Сам шорник считал, что его предки — выходцы из Шотландии. Достоверные сведения имеются только о прадеде философа, который занимался торговлей в городке Мемель, неподалеку от Клайпеды. Дед со стороны матери проживал в Нюрнберге и, скорее всего, был коренным немцем. В положенное время Георг женился на порядочной девушке Анне Регине, которая 22 апреля 1774 года произвела на свет младенца. При рождении мальчику было дано имя Эмануэль Emanuel , которое он впоследствии по собственной воле сменил на Иммануил Immanuel.
Он был четвертым из детей, которых в общей сложности было двенадцать. Однако многие из них не дожили до трех лет. В итоге выжить удалось только двум братьям и трем сестрам Канта. Юность метафизика: каким был Иммануил Кант Детство мальчика было сложным. Семейству постоянно не хватало средств для существования, а сам он регулярно болел. Матушка с раннего детства прививала маленькому ребенку основы веры и трепетную любовь к окружающему миру. В доме регулярно бывал известный в то время доктор теологических наук Ф. Шульц, который и настоял на том, чтобы в 1732 году способного мальчика определили в знаменитую гимназию Collegium Fridericianum, которую тот окончил с отличием в 40-м. Но еще раньше серьезно заболела и скончалась мать.
Тогда настали самые трудные времена: одежду и обувь порой приходилось одалживать у одноклассников, но паренек не унывал. Родственники видели в нем священника, но юный Эммануэль так увлекся латынью, что пожелал стать преподавателем словесности. В возрасте шестнадцати лет юноша поступил в Кёнигсбергский университет, но на какой именно факультет из имеющихся четырех, доподлинно неизвестно. Более вероятно, что он учился на философском. Именно в этих стенах профессор Мартин Кнутцен пробудил в нем интерес к естествознанию и вдохновил на создание труда по физике. На его написание молодой человек истратил семь лет, но опубликовать его удалось только силами дядюшки со стороны матери. К тому времени умер отец, и все заботы о братьях и сестрах легли на хрупкие плечи паренька, который давал частные уроки, забросив учебу. Становление идеалиста: что открыл Кант Только к 55-му году молодому философу удалось завершить свой труд, который содержал космологическую теорию происхождения Солнечной системы из первичной туманности. В том же году он оформил ее как докторскую диссертацию и с успехом защитил, получив такое желанное научное звание.
Это позволило ему устроиться в университет на хорошо оплачиваемое преподавательское место, где он оставался последующие сорок лет. Интересно Начиная с 58-го года восемнадцатого века Кёнигсберг попадает под российское управление в результате Семилетней войны. Прошение о назначении Иммануила Канта на место ординарного профессора написано на имя императрицы Елизаветы Петровны.
Издание посвящено этике, вопросам долга и морали, рассуждениям о счастье. Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» серия «Жизнь замечательных людей» будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием. Обращает внимание «Сказка о космическом путешественнике Иммануиле Канте, которого все считали философом-домоседом» Николая Горькавого о скромном учителе из Кёнигсберга, которому усилиями ума удалось продвинуться в решении космических тайн так далеко, как никому из современников.
Бессмертные цитаты И.
Речь идёт не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию. Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях , т. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причём оба эти положения в равной мере доказуемы. Так, тезис одной из антиномий утверждает, что существует «свободная причинность», т. Антитезис, напротив, утверждает, что нет никакой свободы, и всё совершается по законам природы.
Антиномии кажутся неразрешимыми противоречиями, однако Кант полагает, что они вполне разрешимы, если учесть, что, кроме чувственно воспринимаемой реальности, существует трансцендентный мир «вещей в себе» и человек представляет собой не только явление природы, но и «вещь в себе». В таком случае антиномия свободы и необходимости вполне разрешима: человек как «вещь в себе» свободен, но он же подчинён необходимости как явление, природное существо. Все главные проблемы критической философии Канта сводятся к вопросу: «Что такое человек? В центре «Критики практического разума» — понятие чистого нравственного сознания, не признающего никаких иных побудительных мотивов поступков человека, кроме свободного от всяких предпочтений сознания долга. Это означает, что нравственное сознание, в силу своей автономии, свободы, независимо также от религии. Такое воздаяние, как правило, неосуществимо в земной человеческой жизни.
Но поскольку справедливость не знает границ во времени и пространстве, необходимо верить в загробную жизнь людей. Это доказательство, обосновывая разумность и необходимость религиозной веры, не утверждает, однако, что Бог и бессмертие души действительно существуют, ибо трансцендентное абсолютно непознаваемо. Всеобъемлющим нравственным законом является, по Канту, категорический императив безусловное повеление , который гласит: поступай так, чтобы максима т. Теория практического разума включает в себя и учение о праве, правовом государстве. Право является реализацией свободы члена общества, ограниченной лишь свободой других его членов. Республика, принцип которой составляет разделение властей, — постулат чистого практического разума.
Поэтому человек лишь постольку морален, поскольку он признаёт равенство всех других индивидов перед законом, отрицая тем самым любые сословные привилегии. Философско-исторические воззрения Канта непосредственно связаны с его философией права , т. В философии истории Канта придаётся первостепенное значение не только развитию нравственности и права, но и объективному «механизму» человеческой природы. Каждый индивид, сообразуясь только со своим разумением, неизбежно сталкивается с сопротивлением со стороны других индивидов. Это взаимное сопротивление характеризуется Кантом как антагонизм, становящийся движущей силой социального прогресса. Кант отвергает убеждение Ж.
Руссо , будто в предшествующем цивилизации «естественном состоянии» отношения между индивидами носили мирный, идиллический характер: «Люди столь же кроткие, как овцы, которых они пасут, вряд ли сделали бы своё существование более достойным, чем существование домашних животных... Поэтому да будет благословенна природа за неуживчивость, за завистливо соперничающее тщеславие, за ненасытную жажду обладать и господствовать! Без них все превосходные природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми.
На фоне обдумывания угрозы полной эмпиризации философии, Кант сформулировал основной вопрос нового критического учения. Звучал он следующим образом: «Как возможны априорные синтетические познания? За последующие 5 лет было издано еще три книги Иммануила Канта.
Венцом этого периода стали вторая и третья «Критики»: «Критика практического разума» 1788 год и «Критика способности суждения» 1790 год. На достигнутом философ не остановился и в 1800-е издал еще несколько важных работ, дополняющих предыдущие. Система критической философии Критицизм Канта состоит из теоретической и практической составляющих. Связующим звеном между ними служит учение философа об объективной и субъективной целесообразности. Главный вопрос критицизма звучит так: «Что такое человек? Учение о разуме Кант воспринимает «диалектику» как учение, не только помогающее критиковать традиционную метафизику.
Оно дает возможность постигать высшую степень познавательной способности человека — разум. По мнению ученого, разум является способностью, позволяющей мыслить безусловное. Он вырастает из рассудка который выступает источником правил и доводит до безусловного его понятия. Те понятия, которым на опыте не может быть дан никакой предмет, ученый нарекает «идеями чистого разума». Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.
Практическая философия В основе практической философии Канта лежит учение о моральном законе, являющемся «фактом чистого разума». Моральность он связывает с безусловным долженствованием. Он считает, что ее законы проистекают из разума, то есть способности мыслить безусловное. Так как всеобщие предписания могут определить волю действиям, их можно считать практическими. Социальная философия Вопросы творчества, по мнению Канта, не ограничиваются областью искусства. Он говорил о возможности создания людьми целого искусственного мира, каковым философ считал мир культуры.
О развитии культуры и цивилизации Кант рассуждал в своих поздних работах. Прогресс человеческого общества он видел в естественной конкуренции людей и их желании самоутвердиться. При этом, по мнению ученого, история человечества представляет собой движение к полноценному признанию ценности и свободы личности и «вечному миру». Социум, склонность к общению выделяют людей особняком, тогда человек себя чувствует востребованным, когда он реализуется наиболее полно. Используя природные задатки, можно получить уникальные шедевры, которых ему никогда не создать в одиночку, без общества. Уход из жизни Великий философ Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года.
Благодаря жесткому режиму он, несмотря на все свои недуги, пережил многих знакомых и товарищей. Влияние на последующую философию Наработки Канта оказали огромное влияние на последующее развитие мысли. Он стал основателем так называемой немецкой классической философии, которая позже была представлена масштабными системами Шеллинга, Гегеля и Фихте.
Кто такой Кант и что он сделал. Краткая биография Иммануила Канта
Шольцу напомнили, что Кант был подданным Российской империи | Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков. |
"Кто покоится в могиле Иммануила Канта?" | Статьи | Известия | Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[7]. |
Восемь мифов об Иммануиле Канте: человеческий фактор
На выставке представлены книги из обширного наследия великого философа. Среди них главный труд Иммануила Канта «Критика чистого разума», в котором рассматривается суть познания и деятельность разума. Издание посвящено этике, вопросам долга и морали, рассуждениям о счастье. Книга известного советского и российского философа Арсения Гулыги «Кант» серия «Жизнь замечательных людей» будет интересна для всех, кто интересуется судьбой великого человека, его воззрениями, интеллектуальным наследием.
В 1770 году 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику. В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Умер философ 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет.
Похоронен в Кёнигсберге, ныне Калининграде. Состояние В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Иммануила Канта кратеру на видимой стороне Луны. Кант считается самым часто цитируемым в мире человеком, родившимся на нынешней территории Российской Федерации.
Во исполнение уже развёрнуто несколько выставок в том числе и в петербургском Музее истории религии , а в Калининграде стартовал Международный кантовский конгресс. Не обошлось, впрочем, и без конфузов.
В начале февраля губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что Кант имеет "прямое отношение к тому глобальному хаосу, с которым мы сейчас сталкиваемся". По мнению Алиханова, существует глубинная связь между кантовской философией и "этическим обоснованием войны, которую ведёт сегодня против России коллективный Запад". Но юбилей отменять не стали. Это не первый случай, когда Канту достаётся от российских публичных лиц.
Вы не знаете чувств, ценностей и ожиданий другого человека. Не знаете, как ваш поступок на нём скажется. К тому же неясно, из чего именно состоит счастье или страдание. Сегодня развод может причинять вам невыносимую боль, а через год вы будете считать это лучшим, что с вами происходило. Поэтому единственный логичный способ сделать мир лучше — это стать лучше самому. Ведь единственное, что вы знаете хоть сколько-то точно, — это вы сами. Кант определял саморазвитие как способность придерживаться категорических императивов. Он считал это долгом каждого. С его точки зрения, награда или наказание за невыполнение долга даётся не в раю или аду, а в той жизни, которую каждый создаёт для себя. Следование моральным принципам делает жизнь лучше не только для вас, но и для всех вокруг. Точно так же нарушение этих принципов создаёт лишние страдания для вас и окружающих. Правило Канта запускает эффект домино. Став честнее с собой, вы станете честнее и с другими. Это, в свою очередь, вдохновит людей быть честнее с собой и внесёт позитивные изменения в их жизнь. Если бы правила Канта придерживалось достаточное количество людей, мир изменился бы к лучшему. Причём сильнее, чем от целенаправленных действий какой-то организации. Самоуважение Уважение к себе и уважение к окружающим взаимосвязаны. Обращение с собственной психикой — это шаблон, который мы применяем для взаимодействия с другими людьми. Вы не добьётесь больших успехов с другими, пока не разберётесь с собой. Самоуважение не в том, чтобы лучше себя чувствовать. Это понимание своей ценности. Понимание, что каждый человек, кем бы он ни был, заслуживает базовых прав и уважения. С точки зрения Канта, говорить себе, что ты ничего не стоящий кусок дерьма, так же неэтично, как говорить это другому человеку. Причинять вред себе так же отвратительно, как причинять вред окружающим. Поэтому любовь к себе и забота о себе — это не то, чему можно научиться, и не то, что можно практиковать, как говорят сегодня. Это то, что вы призваны культивировать в себе с точки зрения этики. Как это повлияло на меня и как может повлиять на вас Философия Канта, если глубоко в неё погрузиться, полна противоречий. Но его первоначальные идеи настолько сильны, что, несомненно, изменили мир. И изменили меня, когда я наткнулся на них год назад. Большую часть времени в промежутке от 20 до 30 лет я потратил на некоторые пункты из вышеперечисленного списка. Мне казалось, они сделают мою жизнь лучше. Но чем больше я к этому стремился, тем опустошённее себя чувствовал. Чтение Канта стало озарением. Он открыл для меня удивительную вещь. Не так важно, что именно мы делаем, важна цель этих действий. Пока вы не нашли правильную цель, вы не найдёте ничего стоящего. Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. Только в 40 Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное время и силы. Кант называл это «развивать характер». То есть строить жизнь, стараясь максимально раскрыть свой потенциал. Он считал, что у большинства не получится развить характер до зрелого возраста. В молодости людей слишком соблазняют различные удовольствия, их бросает из стороны в сторону — от воодушевления к отчаянию и обратно. Мы слишком зациклены на накоплении средств и не видим, какие нами двигают цели. Чтобы развить характер , человек должен научиться управлять своими поступками и собой. Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Единственное, к чему стоит стремиться.
Иммануил Кант: биография и учение великого философа
Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. И здесь Кант решительно расходится с рационалистами, утверждавшими, что априорные созерцания, или интеллектуальная интуиция, присущи только разуму. Сегодня, 22 апреля 2024 года — 300 лет со дня рождения Иммануила Канта, одного из главных философов эпохи Просвещения, присягнувшего на верность России. Канцлер Германии Олаф Шольц остался недоволен тем, что президент России Владимир Путин процитировал философа Иммануила Канта. Некоторые наши современники, кто не знаком с трудами Канта, нет-нет и вставят в беседе его цитату, даже не подозревая кто ее автор, ведь они давно ушли в народ и зажили собственной жизнью.
Всё, что нужно знать о философии Канта
КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма. Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философи. Кант: где жил, учился и преподавал знаменитый ученый Иммануил Кант. Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир.
Вам может быть интересно:
- Иммануил Кант знаменитые цитаты
- Город, где родился Кант: какие места в Калининграде связаны с великим философом - МК Калининград
- Кант является совершенным "инструментом" для рассмотрения проблемы зла
- Иммануил Кант - биография и и суть философского учения |Живое Наследие
Критика чистого разума
- «Позор предателям!» Как Иммануил Кант стал «врагом» в Калининграде? | Аргументы и Факты
- «Что творится»: после речи Алиханова калининградцы просят не запрещать Канта
- Шольц утверждает, что Россия стремится присвоить себе Канта и его работы — РТ на русском
- Основные вопросы философии Канта
- Кант является совершенным "инструментом" для рассмотрения проблемы зла - Российская газета
- Иммануил Кант Цитаты о мужчинах
Наследие «чистого разума»: как Кант повлиял на современную науку
Иммануил Кант и его философия | Хочу напомнить, что Иммануил Кант скончался, будучи подданным российской короны. |
Основные вопросы философии Канта - Royal Сheese | Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. |
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта | Зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров напомнил канцлеру ФРГ Олафу Шольцу о том, что Иммануил Кант был подданным Российской империи. |
В Калининграде отмечают 300-летие со дня рождения Иммануила Канта // Новости НТВ | Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге (Калининград). |
Город, где родился Кант: какие места в Калининграде связаны с великим философом
В 1758 году Кёнигсберг, родной город Иммануила Канта, был занят русскими войсками. Значит ли это, что космополит Кант, таким образом, являлся либеральным интернационалистом, предтечей глобализма? Интересные факты.
Кто такой Иммануил Кант
- Великий мыслитель – Иммануил Кант
- Иммануил Кант — жизнь и смерть великого философа.
- Высшее образование
- Иммануил Кант как создатель „научной” русофобии: ss69100 — LiveJournal
Кто такой Кант и что он сделал. Краткая биография Иммануила Канта
Об этом и многом другом порассуждали участники подкаста. В рамках передачи Владимир Легойда ведет интеллектуальные беседы с экспертами в разных областях. Читайте также:.
Проучившись 7 или 8 лет, этот человек исчезает из города, и следы его почти теряются. Зато в середине 1750-х в Кенигсберг приезжает некий Иммануил Кант, впоследствии ставший величайшим умом своего времени. Так, может, «Кант-то ненастоящий?! Может, сын шорника сгинул где-то на пути между Инстербургом и Гумбинненом в сороковых или пятидесятых годах XVIII века, а вместо него в столицу Восточной Пруссии прибыл совершенно другой человек?
Из-за несовпадения имен можно было бы создать интересную конспирологическую гипотезу наподобие знаменитой байки о подмене царя Петра во время его путешествия по Европе. Однако Кант настоящий. Просто вследствие разных способов написания его фамилия потеряла букву «д» перед «т». Даже в наши дни встречаются Канты и Кандты. А имя «Эмануил» философ сам заменил на «Иммануил», так как считал подобную запись более правильной с точки зрения языкознания. Каноны и «апокрифы» Помимо документов какие-то вехи жизни Канта мы узнаем от него самого. Правда, рассказывал он о себе нечасто и далеко не обо всем.
Например, почти не распространялся о личной жизни. Кроме того, к собственным свидетельствам философа нужно относиться с осмотрительностью. В частности, Кант полагал, что его предки прибыли на побережье Балтийского моря из Шотландии. Исследователи ставят эту гипотезу под сомнение, так как она недостаточно подкреплена фактами. Важным источником сведений о Канте являются его современники — друзья, недруги, путешественники. Особую роль здесь играет личная переписка, но она не всегда доступна широкому кругу читателей. На помощь приходят три канонические биографии, подготовленные учениками, друзьями, сотрапезниками Канта: Р.
Яхманом, Л.
Эти годы дали возможность России впервые узнать о Канте, и наоборот. Когда все вернулось на круги своя, философ продолжал поддерживать связь с цветом русской интеллигенции.
Его гостями в Кенигсберге в разное время бывали и Карамзин, и Державин, и Милорадович. Будущий генералиссимус Александр Суворов не смог отказать ученому и по личной рекомендации профессора принял на службу молодого человека, который, к слову сказать, оказался приличным разгильдяем. Кант со свойственным только ему талантом сумел придать своей размеренной и педантичной жизни ореол таинственности, которая проявлялась буквально во всем.
Но если бы философ знал, какие метаморфозы произойдут с его могилой после кончины, наверняка бы с присущей ему иронией создал еще при жизни очередной емкий труд под названием "Критика короткой памяти" или "Критика блуждающего тела". Во всяком случае события тех далеких лет дали серьезный повод к вековому спору: кто покоится в современной могиле Канта? По злой иронии судьбы сразу же после смерти философа в Кенигсберге о его последнем пристанище забыли.
Подобное забвение иногда доходило до откровенного цинизма. Через три года после смерти Канта наполеоновская армия, оккупировавшая город, заняла этот пантеон под конюшню. Особого внимания к могиле философа не было со стороны местных властей вплоть до 1880 года.
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта собрал в себе и многие памятные экспонаты. Здесь создан музей великого мыслителя, хранятся его работы и реплика посмертной маски философа. Недалеко от музея установлен памятник Канту. Где находится: улица Канта, 1. Относительно новый памятное место в городе — «глаза Канта», которое также называют «Кант смотрит на тебя». На фасаде отремонтированного дома появились глаза и текст-пояснение на русском, немецком и китайском языках: «Кант смотрит на тебя». Рядом с надписью глаза философа.
Где находится: улица Черняховского, 15.
«Позор предателям!» Как Иммануил Кант стал «врагом» в Калининграде?
Что я должен делать? На что я смею надеяться? Совершенный Кантом «коперниканский переворот» в философии коренным образом преобразовал современные представления о возможностях и границах человеческого познания. Благодаря его открытию стало ясно, что научное познание способно прогрессировать лишь на почве возможного опыта. Попытки выйти за горизонт опыта, чтобы судить о Боге, мире в целом, душе, свободе, бессмертии, приводят разум к противоречиям. Сформулированный Кантом нравственный закон — «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и своем лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству» — служит основой для представления о человеке как свободном, автономном существе.
Хотя сегодня в профессиональной философии науки, ориентированной в основном на англо-американскую традицию, явные апелляции к Канту не столь часты, его идеи глубоко усвоены и интегрированы в ее понятийный аппарат. И каждый раз, когда строятся философские рассуждения о природе научного знания, влияние Канта, пусть и неявное, обнаруживает себя. Закрыть гештальт по-кантовски Если математика испытала влияние кантианства через концепцию априорного знания, то в психологии идеи Канта повлияли прежде всего на понимание субъекта и доказательство его автономии. Это влияние не было прямым, а опосредовалось трансцендентальной традицией в философии, развивавшей принципы кантовского трансцендентализма. Кант обосновывает самостоятельность и спонтанность субъекта, его несводимость к эмпирическим факторам. Субъект деятельно конструирует предмет познания, сообразуясь со своими априорными познавательными структурами. Эта идея открывает дорогу к исследованию субъективности как особой реальности, данной «изнутри», через самонаблюдение или интроспекцию. На этой почве в психологии разгорелся многолетний спор между сторонниками эмпирического подхода, стремящимися превратить психологию в строго экспериментальную дисциплину по образцу естественных наук, и защитниками трансцендентальной перспективы, утверждающими несводимость психики к внешне наблюдаемому поведению и первичность внутреннего опыта субъекта. Наиболее явно кантианские мотивы проявились в гештальтпсихологии с ее утверждением целостности и спонтанной самоорганизации перцептивных структур. Хотя сама гештальттеория уже отошла на второй план, ее принципы глубоко повлияли на экспериментальную психологию восприятия, когнитивную психологию, психологию личности и социальную психологию. Всякий раз, когда психологи обращаются к проблеме субъективности, к феноменологии внутреннего мира личности, они в той или иной степени возвращаются к кантовской идее трансцендентального субъекта как самодеятельного средоточия опыта, не сводимого к внешним детерминациям.
Явления могут быть схвачены только через синтез многообразного, а создание синтетического единства возможно благодаря таким конструктам, как пространство и время. Они априорны и являются формами синтеза, поскольку только в рамках пространства и времени возможно помыслить опыт в его непрерывности и полноте. Способы синтеза Кант рассматривает во втором разделе Критики чистого разума — Трансцендентальной аналитике. Он называет 12 категорий, напоминающих категории Аристотеля , которые являются первоначальными чистыми понятиями синтеза: единство, множественность, целокупность, реальность, отрицание, ограничение, присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение, возможность, существование, необходимость. Следующая часть книги — Трансцендентальная диалектика, в которой Кант стремился устранить ложные объекты познания. Если в двух предыдущих частях Кант развивал свои взгляды, защищая от юмовского скептицизма возможность познания, то в диалектике подвергается критике претензия на познание разумом того, что находится за пределами опыта. В целях этой критики Кант рассматривал четыре антиномии антиномия — логическая конструкция, в которой с один и тот же тезис может быть как доказан, так и опровергнут : о границах мира, о простом и сложном, о свободе и необходимости и о Боге. Для того, чтобы показать бессмысленность попыток познания этих предметов, он доказывает как их необходимость, так и опровержение их необходимости, тем самым относя их к ноуменам вещам, непознаваемым средствами рассудка. Рассудку даны лишь феномены — данные, получаемые из опыта и являющиеся отражениями вещей — в-себе, — а не сама способность созерцания. Если мы не можем познать ноумены, нам остается только принять их как постулаты познания. Парадокс теории феноменов и ноуменов заключается в том, что человек сам по себе одновременно является и тем и другим. Он включен в физический мир и имеет выход за его пределы, то есть является вещью-в-себе. Поскольку книгу ждали давно, ее выход не вызвал сенсации, скорее, она была принята без интереса. Лишь изредка доходили жалобы на непонятность. Для того, чтобы популяризовать идеи Критики Кант пишет переложение книги, которое называет Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в качестве науки. Книга вышла в свет весной 1783. Этот труд значительно короче Критики, но не более понятен, следовательно, тоже непопулярен. Популяризация труда была, наконец, осуществлена в 1785 пастором Шульцем, который выпустил книгу Разъясняющее изложение «Критики чистого разума». В 1787 Критика издана повторно. Кант был избран ректором университета и членом Берлинской академии. В середине восьмидесятых годов Канта начал интересоваться философией истории и права. В ноябре 1784 вышла статья Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане, в которой излагаются основные социально-политические идеи. Позднее он разрабатывал эти идеи в первой части Метафизики нравов, в статье Предполагаемое начало человеческой истории и в трактате К вечному миру 1795. Кантовский подход опирается на концепцию естественного права. Все люди равны перед законом. Цель законов — всеобщее правовое гражданское общество, главная задача которого — исключать любую возможность несправедливости, гарантировать естественные права человека. Основное право человека — право на свободу, которая может сосуществовать со свободой всех. Однако государство контролирует не только права граждан, но и их обязанности по отношению к государству. Основная обязанность гражданина — соблюдать законы социума. Главное лицо государства — монарх. Он воплощает собой закон и справедливость. Однако, Кант, принимая тот факт, что монарх все-таки остается человеком и способен на ошибки, настаивает на необходимости разделения властей. Правовая теория Канта базируется на его этической концепции. В 1785 он написал Основания метафизики нравственности, а в 1788 — Критику практического разума, содержащую формулировку его этических взглядов. Практический разум — разум, способный быть сам по себе основой для действия, его первопричиной. Все в мире подчинено физической необходимости, в том числе и человек. Но человек, кроме всего прочего, обладает автономной доброй волей, которая является таковой независимо от обстоятельств. Возможность последовать этой доброй воле делает человека свободным от физической необходимости, дает ему возможность совершить поступок, не включенный в качестве звена в цепь необходимости, но начинающий новую цепь. Особое значение приобретает в такой концепции роль мотива: чем руководствовался человек, совершая действия — моральным мотивом или склонностью, обстоятельствами. Соответственно, было ли оно моральным и свободным или вынужденным. Совершая поступок, человек руководствуется императивами. Кант различает категорические и гипотетические императивы. Гипотетические императивы — императивы умения, рецепты достижения определенных социальных целей и благ. Категорические императивы или законы нравственности — принципы доброй воли, априорные и независимые от обстоятельств, поступая в соответствии с которыми мы выходим за границы физической необходимости. Категорический императив звучит так: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Подобная концепция возникла как логическое продолжение линии, начатой Критикой чистого разума и как продолжение общей критики эвдемонизма — противоположение склонности и долга. Главное понятие концепции — высшее благо, моральный порядок, в основе которого лежит принцип заслуженного счастья. Нравственно развитый субъект — вечно совершенствующийся член сверхчувственного мира, устроенного благим и справедливым миродержцем. Кант продолжал работу в области естествознания. За два года до начала конкурса он написал работу Метафизические начала естествознания и две статьи: О вулканах и луне и Нечто о влиянии Луны. Он принимал посильное участие и в практических исследованиях: например, с его именем связано сооружение в Кенигсберге первого громоотвода.
Он так описал пространство-время, что это вдохновило Эйнштейна на открытие принципов относительности. Он впервые высказал идею, что у животных потенциально могут быть права. Он переосмыслил этику от начала до конца, ниспровергнув идеи, которые были в основе западной цивилизации со времён Аристотеля. Демократическое общество, которое защищает права личности, частично его заслуга. Его учение о морали до сих пор обсуждают в университетах. Давайте и мы поговорим об этом человеке. Возможно, вы скажете, что это полная ерунда. Кому вообще есть до этого дело? Но в самих этих фразах — проявление моральной философии. Произнося их, вы подвергаете сомнению ценность какого-то явления. Стоит ли оно вашего времени и внимания? Оно лучше или хуже других? Такие вопросы относятся к сфере морали. В чём заключается моральная философия Канта Моральная философия определяет наши ценности — что для нас важно, а что неважно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения. Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни. Моральная философия Канта уникальна и на первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен: что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой. Если лгать — плохо, значит, это всегда плохо, кто бы и когда бы это ни делал. Кант назвал такие универсальные этические принципы категорическими императивами. Это правила, по которым нужно жить. Они действуют в любых ситуациях для любого человека. Некоторые из них были разгромлены другими философами в пух и прах, другие выдержали испытание временем. Один из императивов поразил меня больше всего. В любой ситуации он чётко указывает, как нужно действовать и почему. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству. Ничего не понятно! Но давайте притормозим на минутку. Кант считал, что рациональность священна. Под рациональностью здесь подразумевается не умение играть в шахматы или разгадывать судоку, а сознание. Насколько сейчас известно, мы единственный во Вселенной пример разумной самоорганизации. Единственные существа, которые способны принимать решения , взвешивать варианты и оценивать моральные последствия своих действий. Значит, нам нужно относиться к этому серьёзно. Значит, рациональность и охрана сознательного выбора должны быть основой моральных суждений. Что именно для этого делать? Смотрите правило выше. Как это касается нашей жизни Давайте сформулируем правило более понятным языком. К человеку никогда нельзя относиться только как к средству для достижения какой-то цели. Относитесь к нему как к самостоятельной цели. Чтобы стало ещё понятнее, разберём на примерах. Допустим, я хочу съесть буррито. Я сажусь в машину и еду в любимый ресторанчик мексиканской кухни. В этой ситуации съесть буррито — это моя конечная цель. Именно поэтому я сажусь в машину, заезжаю по пути на заправку и так далее. Всё это средства для достижения цели. Конечная цель — то, что мы хотим, само по себе. Это главный мотивирующий фактор наших решений и поступков. Если я еду за буррито, потому что моя жена его захотела, а я хочу её порадовать, то буррито больше не конечная цель. Конечная цель — сделать приятное жене.