Здесь-то, в нескольких сотнях метров от Кремля и здания КГБ, произошел один из наиболее «шумных» террористических актов в истории СССР. ядерный шпионаж и двойные агенты. Белорусские спецслужбы предотвратили удары беспилотников по объектам в Минске и его пригородах, заявил глава КГБ Иван Тертель на заседании VII Всебелорусского народного.
Убийство на «Ждановской»: КГБ против МВД
Новости. КГБ Белоруссии провел спецоперации по поимке украинских агентов. Владимир Путин Россия Власть 11 марта в 18:50 Историк рассказал, как могла повлиять на Путина служба в КГБ. Главные новости об организации КГБ СССР на Будьте в курсе последних новостей. После вступления в должность председателя КГБ в 1967 году Юрий Андропов сразу приступил к реформированию аналитических структур. Евгений Додолев делится со зрителями личной историей, как он попался на уловки отставного генерала КГБ СССР Олега Калугина, который искусно манипулировал журналистом.
«В республиканских органах КГБ были люди, которые хотели распада Союза»
Комитет государственной безопасности (КГБ), который просуществовал до 1991 года. Комите́т госуда́рственной безопа́сности Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик (аббр.: офиц. КГБ СССР) — центральный союзно-республиканский орган государственного управления. В результате проверок, которые устроило КГБ, было уволено несколько сотен милиционеров. Накануне нового 1981 года несколько советских милиционеров на окраине Москвы вступили в конфликт с майором КГБ. ядерный шпионаж и двойные агенты. Все позорное в истории КГБ тех лет скидывают на него.
Ровно 30 лет назад был упразднен КГБ (он же ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МВД и МГБ)
День в истории: 67 лет назад был создан КГБ | Однако в дело вмешался белорусский КГБ, раскрывший планы Киева. |
КГБ СССР: история создания, задачи и операции | Для лучшего понимания того, чем КГБ так пугал окружающих, а также почему он сумел просуществовать дольше своих предшественников, стоит дать краткий экскурс в историю. |
Кто, когда и зачем придумал Комитет государственной безопасности | Эти слова бывшего сотрудника КГБ СССР Бориса Карпичкова, сейчас живущего в Лондоне, активно тиражируют британские СМИ. |
Аналитика от Юрия Андропова. Создание информационных подразделений в КГБ
Напротив, хозяин кабинета пребывал в тревоге. Профессиональный долг требовал от него немедленных действий. Он посмотрел на целую батарею телефонных аппаратов цвета слоновой кости с гербами на наборном диске, выстроившихся на приставном столике. Аппарат ПМ — правительственной междугородной связи прежде говорили: ВЧ-связь — для переговоров с местными органами комитета госбезопасности или большими начальниками во всех регионах необъятной страны.
АТС-2 — в просторечии «кремлевка», или вторая вертушка, — устанавливалась в кабинетах номенклатуры средней руки, уровня заместителя министра. АТС-1 — первая вертушка — полагалась высшему эшелону власти. Вторую вертушку чиновники переключали на секретаря.
Трубку первой по аппаратным правилам полагалось снимать самим. Рядом пристроилась стопка компактных телефонных книжечек в темно-коричневой кожаной обложке с перечнем абонентов. Без указания занимаемой должности.
Только фамилия, имя, отчество. Место работы — если есть однофамильцы. Но генерал Иваненко и без подсказок знал, кто есть кто в высшей номенклатуре, кто посвящен в главные секреты страны и поймет, почему он бьет тревогу.
Но кому из них звонить? Люди, принимающие ключевые политические решения в России, находятся далеко от Москвы. Конечно, с ними можно соединиться по ВЧ.
Телефонистка, состоящая на службе в недавно образованном Комитете правительственной связи при президенте, обязательно отыщет нужного абонента. У аппаратов ВЧ-связи мощная мембрана — услышать-то они его услышат. Но речь идет о высшей тайне государства.
Даже этому телефону доверить ее никак нельзя. И ждать возвращения начальников в Москву тоже нельзя. На письменном столе генерала Иваненко лежала записка с грифом «Совершенно секретно», требовавшая принятия немедленных мер.
Выходит, решение принимать ему самому? Новость, долетевшая из Вискулей, была настолько ошеломляющей, что немногие задумались в ту минут над тем, что жизнь стала опаснее. На мировой арене появились сразу четыре ядерные державы.
И каждая с богатым арсеналом. Скажем, глава независимого Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев оказался обладателем 1216 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков. Арсенал только что возникшего на политической карте самостоятельного Казахстана превышал ядерные вооружения Англии, Франции или Китая.
Что станет с этими ракетами? Не захотят ли, скажем, руководители новых стран с кем-то поделиться ядерным богатством? Решить бюджетные проблемы, поправить платежный баланс, наполнить кассу.
Возникали кошмарные видения: ядерное оружие продают Ираку, Ирану или Ливии. Или оно прямиком попадает в руки террористов… Государственный секретарь РСФСР Геннадий Бурбулис доказывал, что Россия — единственная республика, которая может и должна стать правопреемником Советского Союза и всех его структур. И эта идея будет принята мировым сообществом.
Российская дипломатия настаивала на том, чтобы Казахстан, Украина и Белоруссия сразу же заявили об отказе от ядерного статуса. Но три республики не спешили расставаться с внезапно обретенным богатством. Возникали разные — лестные для глав новых государств — идеи.
Скажем, такая: Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина совместно владеют ядерным оружием. Поскольку у руководителей всех четырех государств установлена специальная связь, то решение о применении оружия они принимают единогласно. Одним из первых о том, что Советской Союз перестал существовать, узнал руководитель российского ведомства государственной безопасности генерал Иваненко.
Ему и пришлось заняться судьбой ядерного оружия, оставшегося за пределами России. Его подчиненные из подразделений, обеспечивавших безопасность ядерных объектов, обратились к физикам. И доложили генералу Иваненко: есть возможность сделать мир немного безопаснее — в кратчайший срок вывести из строя схемы управления ядерными зарядами, оказавшимися теперь вне российского контроля… Нужна санкция высшего руководства.
Но именно в эти дни самого генерала Иваненко отрезали от президента России. Ему уже было известно, что Борис Николаевич принял решение ликвидировать госбезопасность как самостоятельное ведомство. Генерала перестали соединять с президентом даже по телефону.
Немыслимая ситуация: необходимо действовать, речь идет о безопасности страны, но глава государства недоступен. И все же надо как-то получить согласие Ельцина. Встреча нового года Накануне нового, 1991 года в традиционном обращении к советскому народу президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев предупреждал сограждан: — Будущий год особый.
На него падает решение вопроса о судьбе нашего многонационального государства.
При этом условием вовлеченности ЦРУ в развязывание войны в Афганистане, как и в поддержку оппозиции в Польше, Рейганом выдвигалось требование следовать «методу активного отрицания» собственного участия в противоправной, нелегальной деятельности в названных странах. Неназванные авторами фильма офицеры ЦРУ подробно рассказывали зрителям о ходе операции, которой лично руководил директор ЦРУ Билл Кейси, согласный с мнением Рейгана о том, что «авторитет США надо защищать любой ценой». После серии забастовок, вспыхнувших весной 1980 г. Следствием этого стали массовые поставки оппозиции в Польше и Чехословакии ксероксов, компьютеров, принтеров, минитипографий для издания нелегальной прессы и даже средств радиосвязи. Бывший начальник 11 отдела польской контрразведки Александр Маковский заявлял создателям фильма, что уже к декабрю 1981 г. Для создания видимости «дистанцирования» от польской оппозиции ЦРУ использовало для своих акций прикрытие американских, прежде всего АФТ-КПП, европейских и британских профсоюзов. Помимо этого МИ-6 готовила «моджахедов»-инструкторов для партизанской войны в Афганистане на...
ЦРУ регулярно получало отчеты МИ-6 о подготовке афганских боевиков, а также об операциях британской разведки в самом Афганистане. Но первоначальные неудачи в боевых действиях «моджахедов» потребовали увеличения «афганского бюджета ЦРУ», что и было произведено в 1984 году. При этом бывшие агенты откровенно говорили создателям документального сериала, что в планы ЦРУ не входило допустить возможность «мирного и достойного вывода Советских войск из Афганистана». В принципе подобные откровения не содержат ничего нового. Но здесь важно другое: ЦРУ и его союзники по «холодной войне», отказавшись от «ложной скромности», открыто заявили о своей роли в сокрушении неугодных им режимов в суверенных государствах. Авторы фильма с гордостью констатировали, что «Запад выиграл идеологическую войну у Востока». А в СССР в мае 1982г. Новым председателем КГБ стал В.
Федорчук, а в дальнейшем этот пост занимали В. Чебриков 1983 — 1988 и В. Крючков 1988 — 1991. Бесспорен тот факт, что Андропов, как никто другой из руководителей страны того времени, пользовался большим авторитетом, доверием, популярностью, и даже любовью подавляющей части населения. Однако ныне в печати подчас высказывается мнение, о том, что Ю. Андропов был интриганом, рвущимся к власти. Некоторые неизвестные широкой аудитории факты биографии Андропова, связанные с проведением западными спецслужбами специальной операции по дискредитации председателя КГБ, позволяют, однако, усомниться в обоснованности подобных заявлений. Действительно, кто сейчас знает, что еще в марте 1976г.
Москву посетила группа из 9 эмиссаров зарубежных антисоветских центров, в которую, между прочим, входили два конгрессмена США и которая поставила перед «лидерами» советских «диссидентов» прямой вопрос о том, кто станет преемником Брежнева на посту генерального секретаря ЦК КПСС. И лишь на четвертый день объявили свой вердикт — Андропов! По-видимому, такой прогноз не устраивал заокеанских «кремленологов». И действительно, в 1979 — 1980 годах в зарубежной печати появились статьи, в которых констатировался рост авторитета и популярности Андропова и высказывались предположения, что он не только является реальным конкурентом престарелому генсеку, но и может, при желании, конечно, сместить его с этого поста, используя реальные властные рычаги, находящиеся в его руках. Естественно, эта информация была доведена до Брежнева, и последний решил «от греха подальше» перевести Андропова на административную должность в аппарат ЦК КПСС, чем и объясняется его назначение секретарем ЦК в мае 1982г. Медведев, — сумел не толко быстро консолидировать власть, но и завоевать несомненное уважение значительной части населения», при этом с его деятельностью на новом поприще связывали «разные и противоречивые надежды. Одни ждали быстрого наведения порядка в виде прежде всего жестких мер против разгулявшейся преступности и мафии, искоренения коррупции и усиления расшатавшейся трудовой дисциплины»[19]. Об отношении населения к Андропову свидетельствует и следующий факт.
В I квартале 1983г. В середине апреля 1983г. Тем не менее Андропов навсегда останется в памяти народов нашей страны человеком, который не успел завершить очень многие свои начинания. Однако, поскольку с именем Андропова связывают, и совершенно справедливо, создание «идеологического» управления КГБ СССР, представляется необходимым подробнее рассказать об этом подразделении советской контрразведки. То самое, 5-е управление... Андропов, в структуре КГБ были образованы специализированные подразделения по борьбе с идеологическими диверсиями иностранных государств. Хотя сам по себе этот термин представляется недостаточно четким, и речь, по сути дела, шла и идет о политических диверсиях, нередко облачавшихся в «деполитизированную» форму «идеологических» дискуссий и исканий. В то же время, на наш взгляд, нельзя согласиться со следующим утверждением Р.
Медведева о том, что «понятие «идеологическая диверсия» с трудом поддается или не поддается вовсе однозначному определению». Тем более, что сам же он далее признает, что «в юридической литературе и комментариях к Уголовному кодексу РСФСР можно было прочесть следующее: «Идеологическая диверсия — это такие способы воздействия на сознание и чувства людей, которые направлены на подрыв, компрометирование и ослабление влияния коммунистической идеологии, на ослабление или раскол революционного и национально-освободительных движений и социалистического строя и осуществляются с использованием клеветнических, фальсифицированных или тенденциозно подобранных материалов как легальными, так и нелегальными путями с целью причинения идеологического ущерба» См. Идеологическая диверсия — оружие империализма. Следует отметить, что зарубежными теоретиками скрытого противоборства и разведывательно-подрывного воздействия на Советский Союз идеологическая диверсия рассматривалась не только как составная часть «психологической войны», но и как важнейший инструмент реализации политики «холодной войны», нацеленной на достижение победы над геополитическим противником. По нашему мнению, идеологические диверсии представляют собой подрывные акции в сфере политических отношений, осуществляемые методами и силами спецслужб иностранных государств. Это — система взаимосвязанных и взаимоподчиненных разведывательно-подрывных, политических, пропагандистских и иных действий одного государства направленных против национальных интересов и целей другого государства, на дискредитацию его политики как внутри собственной страны, так и за рубежом. Причем в их реализации принимают участие не только спецслужбы, но различные иные государственные органы и неправительственные организации. Тактическими целями идеологических диверсий является создание внутриполитических трудностей, сужение социальной базы поддержки политики правительства, а стратегическими — изменение «неугодного» политического курса государства — объекта воздействия.
В этой связи идеологические диверсии — их даже правильнее было бы назвать политическими диверсиями, — являются прямым, а подчас и грубым вмешательством во внутренние дела другого суверенного государства. В том числе с использованием запрещенных международным правом методов — сотрудников и агентов спецслужб, наемников, материального стимулирования радикальных оппозиционных сил, прибегающих к насильственным методам, банального подкупа и тому подобных. Впрочем, я не призываю на слово верить в справедливость всего сказанного. И любой читатель может попытаться опровергнуть сказанное, но для этого нужны аргументы, факты и знания. Ведь, как говорили римляне, ignjrantum non argumentum est, то есть незнание не есть аргумент. Однако, сознательно не вдаваясь далее в углубленное исследование вопроса о назначении и сущности, структуре и аппарате осуществления идеологических диверсий, что неизбежно увело бы нас далеко в сторону от рассматриваемого предмета, остановимся лишь на истории образования и деятельности пятых подразделений органов КГБ СССР. Поскольку история, назначение и деятельность 5 управления КГБ СССР вызывала да, по-видимому, и поныне вызывает значительный общественный интерес. Попытаемся расказать объективно, как рекомендовал основоположник римской исторической науки Тацит, «без гнева и пристрастия», не вдаваясь в излишнюю полемику по поводу некоторых из высказывавшихся в печати точек зрения по этому вопросу.
Предоставляя в то же время читателю право и возможность самому делать выводы из приводимых фактов. В записке в ЦК КПСС с обоснованием целесообразности образования самостоятельного управления по борьбе с идеологическими диверсиями противника от 3 июля 1967г. Андроповым подчеркивалось: «Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют о том, что реакционные силы империалистического лагеря, возглавляемые правящими кругами США, постоянно наращивают свои усилия в плане активизации подрывных действий против Советского Союза. При этом одним из важнейших элементов общей системы борьбы с коммунизмом они считают психологическую войну... Замышляемые операции на идеологическом фронте противник стремится переносить непосредственно на территорию СССР, ставя целью не только идейное разложение советского общества, но и создание условий для приобретения у нас в стране источников получения политической информации. В 1965 — 1966гг. В Москве, Ленинграде и некоторых других местах разоблачены антисоветские группы, участники которых в так называемых программных документах декларировали идеи политической реставрации... Под влиянием чуждой нам идеологии у некоторой части политически незрелых советских граждан, особенно из числа интеллигенции и молодежи, формируются настроения аполитичности и нигилизма, чем могут пользоваться не только заведомо антисоветские элементы, но также политические болтуны и демагоги, толкая таких людей на политически вредные действия...
В этой связи в цитировавшейся записке предлагалось создать в центральном аппарате КГБ самостоятельное управление пятое , возложив на него функции: — организации работы по выявлению и изучению процессов, могущих быть использованными противником в целях идеологической диверсии; — выявления и пресечения враждебной деятельности антисоветских, националистических и церковно-сектантских элементов, а также предотвращения совместно с органами МООП массовых беспорядков[3]; — разработки в контакте с разведкой идеологических центров противника, антисоветских эмигрантских и националистических организаций за рубежом; — организации контрразведывательной работы среди иностранных студентов, обучающихся в СССР, а также по иностранным делегациям и коллективам, въезжающим в СССР по линии Министерства культуры и творческих организаций. В решении Коллегии основное внимание обращается на своевременное разоблачение и срыв враждебных происков империалистических государств, их разведок, антисоветских центров за рубежом в области идеологической борьбы против Советского государства, а также на изучение нездоровых явлений среди отдельных слоев населения нашей страны, которые могут быть использованы противником в подрывных целях... Коллегия исходила из того, что результатом профилактической работы должно быть предупреждение преступлений, перевоспитание человека, устранение причин, порождающих политически вредные проявления. Задачи борьбы против идеологической диверсии противника будут решаться в тесном контакте с партийными органами в центре и на местах, под их непосредственным руководством и контролем»[4]. Как вспоминал Ф. Бобков, один из главных руководителей 5-го управления, поясняя ему задачи создаваемого подразделения КГБ, Андропов подчеркивал, что чекисты должны знать планы и методы работы противника, «видеть процессы, происходящие в стране, знать настроения людей... Необходимо постоянно сопоставлять данные контрразведки относительно замыслов противника и его действий в нашей стране с данными о реальных процессах, которые у нас происходят. Такого сопоставления до сих пор никто не делал: никому не хотелось брать на себя неблагодарную задачу — информировать руководство об опасностях, таящихся не только в строго засекреченных, но и в открытых пропагандистских акциях противника»[5].
На наш взгляд, наиболее полное и адекватное представление о задачах деятельности и назначении нового упраления КГБ дает ряд выступлений Андропова перед чекистскими аудиториями. Так, 23 октября 1968г. В своем стремлении ослабить социалистические страны, союз между социалистическими государствами он идет на прямую и косвенную поддержку контрреволюционных элементов, на идеологическую диверсию, на создание всевозможных антисоциалистических, антисоветских и иных враждебных организаций, на разжигание национализма... В идеологической диверсии империалисты делают ставку на идейное разложение молодежи, использование недостаочного жизненного опыта, слабую идейную закалку отдельных молодых людей. Они стремятся... Средства подрывной деятельности становятся более изощренными и замаскированными»[6]. Было бы неверно закрывать глаза на то, что у нас встречаются еще отдельные люди, которые теряют классовую ориентацию, пасуют перед трудностями, обнаруживают нездоровые настроения, вступают в конфликт с нормами и законами советского общества. Чекисты обязаны правильно оценивать обстановку и видеть, что...
Поэтому понятие высокой бдительности для всех советских людей и сегодня, несмотря на наши огромные успехи, не является понятием абстрактным»[7]. Интересующиеся читатели могут также познакомиться с выступлением Ю. Эти перемены, безусловно, отвечают нашим интересам. Вместе с тем нельзя не видеть того, что противник не отказался от своих целей. Теперь, особенно в условиях разрядки, он ищет и будет искать иные средства борьбы против социалистических стран, пытаясь вызвать в них «эрозию», негативные процессы, которые бы размягчали, а в конечном счете ослабляли социалистическое общество. В этом плане немалые надежды возлагаются империалистическими силами на подрывную деятельность, которую империалистические заправилы осуществляют через свои спецслужбы. В одной из секретных инструкций американских спецслужб в этой связи прямо говорится: «В конечном счете мы должны не только проповедовать антисоветизм и антикоммунизм, но и заботиться о конструктивных изменениях в странах социализма». Анроповым были приведены слова сотрудника американской разведки, одного из руководителей «Комитета «Радио Свобода»[9]: «Мы не в состоянии захватить Кремль, но мы можем воспитать людей, которые могут это сделать, и подготовить условия, при которых это станет возможным».
Вообще, говорит он: «Зачем мы изучаем Советский Союз и положение в этой стране?.. Одной наукой освободиться от коммунизма невозможно, нужны действия. Значит, за нами должны быть силы, которые в состоянии действовать». Далее председатель КГБ изложил план ЦРУ в этом направлении: «На первоначальном этапе предусматривается установление контактов с разного рода недовольными лицами в Советском Союзе и создание из них нелегальных групп. На последующем этапе намечается консолидировать такие группы и превратить их в «организацию сопротивления», то есть в действующую оппозицию. Недавно некий Аллен фон Шарк в книге, посвященной борьбе против нашего государства, писал: «если государство то есть Советский Союз предпримет какие-либо шаги против подобного рода отщепенцев обратите внимание, — подчеркивал Ю. Андропов, — он сам называет их отщепенцами. Империалистическим разведкам неважно, что люди, которых они поднимают на щит, подонки и отщепенцы, важно, что это дает им повод лишний раз выступить с нападками на нашу систему, бросить тень на нашу партию, а в этом и состоит их главная цель.
В последнее время органами КГБ проведены профилактические мероприятия в отношении ряда лиц, вынашивавших враждебные политические намерения в форме злейшего национализма. На Украине, в Литве, в Латвии, в Армении ряд националистов привлечены к уголовной ответственности за откровенную антисоветскую деятельность. Почти во всех этих случаях, как теперь признают сами виновные и профилактированные нами лица, их деятельность инспирировалась подрывными центрами, находящимися на Западе... Только в прошлом году была выявлена и пресечена деятельность свыше 200 таких эмиссаров, направленных в Советский Союз для передачи своим подопечным инструкций, денег, средств тайнописи и печатной техники. Идеологическая диверсия осуществляется в самых различных формах: от попыток создания антисоветских подпольных групп и прямых призывов к свержению Советской власти есть еще и такие до подрывных действий, которые проводятся под флагом «улучшения социализма», так сказать, на грани закона»[10]. Конечно, можно попытаться оспорить подобные аргументы «из прошлого», указать автору на недопустимость использования в полемике приема «подавления авторитетом» известного политического деятеля. Тем не менее нам кажется, что в приводимых словах Андропова содержится большая доля историчеякой правды. В этой связи приведем еще ряд вполне доступных современному читателю источников, напрямую корреспондирующих с высказывавшимися Андроповым мыслями.
На вэб-сайте Фонда Форда — www. В 1950 — 1988 годах около 60 млн. На эти цели в 1989 — 1994гг. Подчеркнем при этом, речь идет о деятельности и расходах лишь одной из организаций, оргнизовывавшей «помощь» социалистическим странам, при этом само содержание такой «помощи» в «поддержке свободы слова» и так далее не расскрывается. А вот что писал по этому поводу в конце 2003-го О. Попов, ныне проживающий в США, активный участник «правозащитного движения» в СССР: «А может, действительно справедливы обвинения в адрес российских правозащитников, что главный смысл их деятельности — это создание в стране инфраструктуры и атмосферы, благоприятных для проведения успешной идеологической и психологической войны, которую вот уже более 50 лет ведут против нашей страны США? Что же касается защиты прав, жизненно важных для подавляющего числа советских граждан, таких, как право на безопасность здесь и далее выделено у автора. В мае 1969г.
Из этого следует, делает обоснованный вывод О. Попов, что «правозащитники» не рассматривали советский народ в качестве социальной базы своего движения. Более того, «обращение правозащитников за помощью к Западу привело к отчуждению и фактической изоляции их от народа и даже от значительной части интеллигенции, симпатизаирующей правозащитникам. Сами же правозащитники стали превращаться из неформальной ассоциации советских граждан, озабоченных нарушением законности в своей стране, в отряд некоего «всемирного правозащитного движения», в небольшую группу, получавшую моральную, информационную, а с середины 70-х годов материальную и политическую поддержку с Запада... Замкнутые на себе, оторванные от народа и абсолютно чуждые его повседневным интересам и нуждам, эти группы не имели никакого веса и влияния в советском обществе, если не считать ореола «народного заступника», который стал складываться в 70-е годы вокруг имени А. По нашему мнению, стоит задуматься и над следующим признанием бывшего «диссидента»: «Я, автор этих строк, в течение нескольких лет собирал и обрабатывал материалы для правозащитных неподцензурных изданий.... И хотя я отвечаю за правдивость и достоверность приведенных в документах фактов, однако это обстоятельство не снимает с меня политической ответственности за фактическое участие на стороне США в идеологической и пропагандистской войне с СССР. Разумеется, правозащитники и диссиденты, включая автора этих строк, отдавали себе отчет в том, что подрывали имидж СССР и именно к этому стремились.
Когда же выяснилось и это стало достоянием прессы , что в эту активность было вовлечено ЦРУ, президент Л. Джонсон приостановил ее»[13], и до середины 70-х годов шел поиск новых методов и подходов в подрыве социалистических государств как тут не вспомнить доктрину «наведения мостов», начало которой положил Д. И тогда основной упор был сделан на гуманитарные проблемы, содержавшиеся в третьем разделе «корзине» Заключительного акта Европейского совещания по миру и безопасности в Европе август 1975г. Действия образованных вскоре после его подписания московской «Хельсинкской группы», как и «действия членов остальных советских Хельсинкских групп, — подчеркивает О. Попов, — носили антигосударственный характер»[14]. Администрацией Д. Картера, объявившего «защиту прав человека» центральным элементом своей внешней политики, в стратегию «борьбы с коммунизмом» был включен пункт о «поддержке борьбы за права человека в СССР и странах Восточной Европы». В 1977г.
Задача комитета — собирать информацию о нарушениях прав человека в СССР, доводить ее до сведения американского правительства, американской общественности и международных организаций и институтов, в первую очередь ООН, требовать от американского правительства и Конгресса принятия «соответствующих мер против СССР». Задачей образованной в 1983г. National Endowment for Democracy NED становится «оказание помощи всем, кто борется за свободу и самоуправление» в социалистических странах. Как отмечала недавно И. Куклина, зарубежные неправительственные организации НПО , ориентированные на «защиту прав человека в СССР», в условиях, когда «эти НПО могли опираться на постоянно совершенствующуюся систему государственной поддержки, это означало, что их деятельность, по сути, являлась продолжением государственной политики,... При этом подчас эта деятельность далеко выходила за пределы той самой «третьей корзины», ссылками на которую она непременно оправдывалась, представляла собой нарушение норм международного права и грубое и циничное вмешательство во внутренние дела суверенных государств». Заканчивая на этом полемику по вопросу о содержании идеологических диверсий, возвратимся непосредственно к истории 5-го управления КГБ СССР. Помимо перечисленных отделов в штат управления входили секретариат, финансовый отдел, группа кадров и группа мобилизационной работы, а первоначальная общая численность его сотрудников составляла 201 человек.
При этом предусматривалось также создание соответствующих подразделений — отделов — отделений — «на местах», то есть в республиканских комитетах, областных управлениях, в городских или районных отделах КГБ СССР. Начальниками управления за период его существования были А. Кадышев, Ф. Бобков с 23 мая 1969г. Абрамов, Е. В августе 1969г. В июне 1973г. Последний совместно с ПГУ занимался вопросами проникновения, выявления планов зарубежных спецслужб и центров и парализацией их деятельности.
В июне 1977г. Отдел этот тесно контактировал свою работу с 11 отделом ВГУ, также занимавшимся борьбой с международным терроризмом. На 12-й отдел 5-го управления была возложена задача обеспечения безопасности проведения массовых общественных мероприятий в Москве: фестивалей, форумов, разного рода конгрессов, симпозиумов и т. В феврале 1982г. В связи с образованием новых отделов штат управления к 1982г. Всего же, как вспоминал Ф. Бобков, по линии 5-го управления в СССР служило 2,5 тысячи сотрудников. В среднем в области в 5 службе или отделе работало 10 человек.
Оптимальным был и агентурный аппарат, в среднем на область приходилось 200 агентов[16]. При вполне понятном скептицизме в отношении подобных оценок в то же время следует признать, что он, этот «потенциально враждебный контингент», составлял ничтожное меньшинство населения страны. И при этом, безусловно, речь не идет о числе граждан, якобы взятых «на оперативный учет» точное их число давным-давно известно лицам, подобным В. Бакатину, Г. Якунину, О. Калугину, но не оглашается исключительно вследствие абсолютной «невыигрышности» этой цифры для противников КГБ. Следует подчеркнуть, что фактически к сфере деятельности 5-го управления помимо решения вышеуказанных задач относилась также борьба с преступлениями против государства, и прежде всего антисоветской агитацией и пропагандой статья 70 Уголовного кодекса РСФСР , и организационной антисоветской деятельностью статья 72. Как отмечал в этой связи Ф.
Бобков, если до образования 5 управления, в 1956 — 1960 годах, за антисоветскую агитацию и пропаганду по статье 58 — 10 УК РСФСР 1928г было осуждено 4 676 человек, в 1961 — 1965гг. Сошлемся также на данные известного правозащитника С. Ковалева, отмечавшего по этому поводу, что всего с 1966 по 1986 год по статьям 70 «Антисоветская агитация и пропаганда» и 190-1 «Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй» Уголовного кодекса РСФСР были осуждены 2 468 человек. В то же время 18 декабря 1987г. Но следует также отметить, что в их числе был и Затикян, осуществивший с единомышленниками известный террористический акт 8 января 1977г. Но в уже упоминавшейся книге Дж. Нередко ранее, да и сейчас еще, говорится о якобы преследовании «диссидентов» за инакомыслие, ущемление права на собственное мнение, свободу слова и распространения информации. Однако следует заметить нашим соотечественникам, что свобода слова и распространения информации вопреки широко распространенному, но ошибочному мнению отнюдь не безграничны.
Оно может быть, следовательно, сопряжено с такими ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а для уважения и репутации других лиц; b для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения»[19]. Еще более категорична на этот счет часть 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Она гласит: «Пользование этими свободами, поскольку это согласуется с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, предусмотренных в законе и необходимых в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или публичного порядка в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для защиты здоровья и морали, а также для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения утечки информации, полученной конфиденциально, или поддержания авторитета и беспристрастности правосудия»[20].
Наряду с заброской специально обученной агентуры на территорию Советского Союза вражеские разведки принимают активные меры к сбору разведывательных данных через своих разведчиков, прибывающих в СССР под видом дипломатов, туристов и членов различных делегаций.
В этих целях они используют не только поездки по стране, но и новейшую технику, рассчитанную на добычу секретных данных большой государственной важности... Организуя подрывную работу против Советского Союза, американская разведка рассчитывает на использование отдельных вражеских элементов внутри нашей страны и создание с их помощью антисоветского подполья. Органы госбезопасности за последние три года вскрыли ряд антисоветских групп, проводивших подрывную работу и поддерживавших связь с некоторыми иностранными посольствами в Москве. Под воздействием международной реакции жалкие остатки антисоветских элементов в нашей стране кое-где пытаются поднять голову, используя в своих гнусных целях имеющиеся еще трудности и недостатки, возводят клевету на политику партии и правительства, распространяют провокационные слухи.
Имеюшиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что разведки империалистических государств наряду с усилением шпионско-диверсионной деятельности развернули бешеную пропаганду против основ политического строя в СССР и странах народной демократии». Прервем здесь цитирование этого чрезвычайно важного документа для одного необходимого замечания по его дальнейшему содержанию. Объективные основания для подобной пропаганды действительно имелись. И содержались они в докладе Н.
Хрущева 6 февраля 1956г. Несмотря на закрытый характер этого выступления, его содержание стало достаточно широко известно, а уже в апреле того же года ЦРУ получило его текст, который с прямой подачи директора ЦРУ А. Даллеса 4 июня был опубликован газетой «Нью-Йорк таймс». Съезд в целом одобрил доклад Хрущева и призвал партийные и советские органы, всех советских людей бдительно стоять на страже социалистической законности, решительно и сурово пресекать всякие проявления беззакония, произвола, нарушения социалистического правопрядка[11].
Принятое в июле того же года постановление ЦК КПСС «О культе личности Сталина и преодолении его последствий» имело маловразумительный и противоречивый характер, не отвечало на насущные и актуальные вопросы, что не могло не породить как разного рода слухи, так и недоумение, возмущение, что искусно стимулировалось и инспирировалось западной радиопропагандой. Именно его половинчатость и породила в интеллектуальных кругах общества дискуссию о сталинизме и путях дальнейшего общественного развития, что стало лейтмотивом, главной темой духовно-творческих исканий, причиной появления «демократического» и «правозащитного» движений в Советском Союзе[12]. Особую активность проявляют бывшие участники троцкистско-националистических и других враждебных организаций, а также отдельные антисоветские элементы, которые ведут работу против партии, используя в этих целях неустойчивых и политически незрелых лиц из числа рабочих, интеллигенции, молодежи, призывая их к борьбе против советской власти. Оживлению антисоветской деятельности после венгерских событий в значительной мере способствовали вражеские элементы из числа лиц, возвратившихся из мест заключения, отбывавших наказание за контрреволюционные преступления.
Эти лица пытаются группировать вокруг себя политически неустойчивых граждан с целью привлечения их к враждебной подрывной работе. Органы госбезопасности с помощью партийных, комсомольских и профсоюзных организаций бдительно следят за происками враждебных элементов и в соответствии с законами советской власти своевременно пресекают их преступные действия». Ставший 25 декабря 1958г. Шелепин продолжил политику дальнейшего сокращения кадров органов госбезопасности.
В апреле 1959г. Нельзя не отметить, что подобная затянувшаяся кампания «чисток» и сокращений не лучшим образом сказывалась как на результатах оперативно-следственной работы органов КГБ, так и на состоянии морально-психологического климата в чекистских коллективах, порождая у сотрудников чувства неуверенности, недооценки важности и нужности работы по обеспечению безопасности государства и его граждан. В феврале 1960г. Шелепину при председателе КГБ была организована Группа по изучению и обобщению опыта работы органов безопасности и данных о противнике со штатом 10 человек, трансформировавшаяся впоследствии в Группу консультантов председателя КГБ.
В целом данное организационно-кадровое решение позволило значительно повысить уровень разрабатываемых планов контрразведывательных операций и оперативных мероприятий. Также в феврале 1960г. Второе главное управление, а фактически всю контрразведку страны с момента образования КГБ и до его упразднения последовательно возглавляли П. Федотов, О.
Грибанов 1956 — 1964 гг. Банников 1964 — 1966 гг. Цинев 1967 — 1970 гг. Григоренко 1970 — 1983 гг.
Маркелов 1983 — 1989 гг. Грушко 1989 — 1991 гг. Однако вследствие непродуманной кадровой политики руководста страны в 50-е — 60-е годы проводилось сокращение числа контрразведчиков в органах КГБ. Если в марте 1954г.
Соответственно в 1954 — 1991 годах военную контрразведку страны — 3 Главное управление КГБ — последовательно возглавляли Д. Леонов 1954 — 1959 , А. Гуськов 1960 — 1963 , И. Фадейкин 1963 — 1966 , Г.
Цинев 1966 , В. Федорчук 1967 — 1979 , И. Устинов 1970 — 1974 , Н. Душин 1974 — 1987 , В.
Сергеев 1987 — 1990 , А. Жардецкий 1990 — 1991. В речи в октябре 1961г. Шелепин заявил, что «органы государственной безопасности реорганизованы, значительно сокращены, освобождены от несвойственных им функций, очищены от карьеристских элементов.
Вся деятельность органов КГБ проходит теперь под постоянным контролем Партии и Правительства, строится на полном доверии к советскому человеку, на уважении его прав и достоинства... Органы государственной безопасности — это уже не пугало, каким их пытались сделать в недалеком прошлом враги — Берия и его подручные, а подлинно народные политические органы нашей партии в прямом смысле этого слова». Следует также отметить, что реорганизация и последующее сокращение штатов органов госбезопасности негативно повлияли как на разведывательные, так и контрразведывательные возможности органов страны. Так, в апреле 1954г.
Хохлов в Германии. Эти побеги привели как к усложнению условий деятельности советских разведчиков за рубежом, так и к раскрытию ряда ценных источников информации. Некоторые перебежчики из КГБ в те и последующие годы: А. Голицын, А.
Шевченко, О. Гордиевский, О. Калугин — активно использовались спецсужбами зарубежных государств для попыток дискредитации органов госбезопасности СССР. В целом следует сказать, что провалы в деятельности разведки и контрразведки — это следствие того объективного обстоятельства, что они действуют в условиях реального и непрекращающегося противоборства с реальным и потенциальным противником, стремящимся как скрыть, замаскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводить специальные дезинформационные и отвлекающие кампании, активные мероприятия.
Сопутствуют этому и те субъективные обстоятельства, что в последние годы получили наименование «человеческого фактора». При этом речь идет как о неосознаваемых просчетах и ошибках, так и о целенаправленном предательстве. О масштабах урона, наносимого предательством интересам безопасности государства, органов госбезопасности, свидетельствует лишь тот факт, что измена только одного В. Предательство не может иметь никакого оправдания.
И поэтому вполне уместно недоумение по поводу того факта, что некоторые отечественные СМИ пытаются «ваять благородные» образы В. Резуна и подобных ему перебежчиков. В то же время, уже в 50-60-е годы органами КГБ был разоблачен ряд как сотрудников разведок посольских резидентур в Москве, так и работавших на них агентов из числа советских граждан, в том числе и военнослужащих. Так, в 1958г.
Попов, а в октябре 1961-го — полковник О. Поляков [16]. Однако представляется также необходимым рассказать о некоторых неизвестных страницах истории деятельности советской разведки в начале 60-х годов в США. Общая канва тех давних событий хорошо известна: 14 октября 1962г.
Тогдашний американский президент Джон Кеннеди потребовал от советского правительства вывода этих ракет, что, с одной стороны, поставило мир на грань ядерной войны, и, с другой стороны, было выполнено Советским Союзом. Да, такова краткая фабула той далекой истории, за кулисами которой скрываются кардинальные повороты мировой политики, подлинные триумфы и мнимые поражения. К числу последних многие наши соотечественники относили и относят ныне как эвакуацию советских ракет, так и мнимое «унижение» вследствие этого СССР, причиной чего стал якобы «авантюризм и волюнтаризм» тогдашнего советского руководителя Н. Хрущева, о чем на октябрьском 1964г.
При этом некоторые отечественные, да и зарубежные исследователи говорят о якобы «односторонней вине СССР» в возникновении опасного международного кризиса, получившего в нашей стране название Карибского, в США — Ракетного, а на Кубе — Октябрьского. Напомним, что к тому времени администрация США придерживалась внешнеполитической стратегии «сдерживания» или «отбрасывания коммунизма», основой которой являлось военное, в том числе ядерное, превосходство и угроза применения вооруженной силы. К 1962 году США не только увеличили число своих военных баз вдоль границ СССР, но и развернули батареи стратегических ракет «Юпитер» в Турции и планировали их размещение в Японии и Италии, что было призвано изменить как пропорциональность носителей ядерных зарядов в отношении 1:17 в пользу США, так и сократить «подлетное время», являющееся важной стратегической характеристикой ядерного сдерживания. Отметим и следующее важное, но практически неизвестное современникам обстоятельство.
Опираясь на свое мнимое научно-техническое превосходство, США полагали, что отныне космические и иные технические средства разведки надежно гарантируют безопасность страны и в этой связи решили перенести тяжесть разведывательной деятельности с агентурной разведки на техническую. Из этой оказавшейся впоследствии ложной посылки, между прочим, был сделан и достаточно сомнительный вывод о том, что в разведывательном противоборстве центр тяжести отныне также следует перенести с агентурной защиты государственных секретов на техническую, акцентировав основное внимание на противодействии техническим разведкам противника. Пеньковский арестован 22 октября 1961г. Между прочим, Пеньковский рекомендовал ЦРУ в случае возникновения вооруженного конфликта разместить в Москве и привести в действие миниатюрные ядерные боезаряды, тем самым парализовав стратегический центр управления страной.
За год до описываемых событий, в марте 1961г. При этом в августе того же года Кеннеди санкционировал подготовку новой тайной операции против Кубы с целью свержения ее правительства под кодовым названием «Мангуста», предусматривавшей возможность поддержки десанта «контрас» ВМС и армией США. Отметим при этом, что широкой общественности о плане «Мангуста» стало известно только в 1975г. Оперативный план «Мангуста» предусматривал два этапа: — август — сентябрь 1962г.
Подготовку кубинских «контрас» для высадки на Кубу осуществляло специальное подразделение ЦРУ «W» в Майами, подготовившее более трех тысяч кубинских контрреволюционеров, и насчитывавшее более 600 оперативных сотрудников. Антикастровские силы имели в своем распоряжении свыше 80 судов, которые неоднократно в октябре выходили в море и 17 ночей подряд ждали сообщения о «начале антикастровского восстания на острове», что должно было стать сигналом для начала высадки десанта «контрас». С мая 1962г. Кеннеди приказал активизировать меры по «намеренному разжиганию полномасштабного восстания против Кастро».
Что помимо прочего свидетельствует о полном фиаско американской разведки по получению объективной информации о происходящих на острове событиях. Отметим также, что лишь 16 октября, после обнаружения советских ракет на Кубе, президент США отказался от завершения оперативного плана «Мангуста». Специально подчеркнем, что мы описываем деятельность США против Кубы на основании статьи «Mongoos» «Мангуста» в американской «Энциклопедии шпионажа» М. Обратим при этом внимание на следующие чрезвычайно важные обстоятельства.
Авторы указанной энциклопедии Н. Полмер и Т. Аллен, как и многие другие исследователи истории Карибского кризиса, сознательно разрывают событийно-хронологическую последовательность действительного развития конфликта, с тем чтобы вывести США из-под обвинений в создании этого международного кризиса. Так, Полмер и Аллен говорят о том, что якобы операция «Мангуста» не влияла на принятие советским руководством решения об оказании военной помощи Кубе.
Однако уже в апреле 1962г. Аналогичной информацией располагала и разведслужба Республики Куба. Для кубинского, да и советского руководства к маю 1962г. Именно в этой обстановке Совет Обороны СССР принял 18 мая решение об оказании военной помощи Кубе и развертывании на ее территории Группы советских войск ГСВК численностью в 51 тысячу военнослужащих — реальная же ее численность к концу сентября составила 41 тысячу человек.
Также предполагалось развертывание здесь Отдельной ракетной дивизии, что должно было служить гарантией независимости и суверенитета Кубы. Всего же планировалось поставить здесь на боевое дежурство 36 баллистических ракет Р-12 по западной терминологии «СС-4» , 24 ракеты Р-14 «СС-5» , 6 бомбардировщиков «Ил-28» и истребители прикрытия «Миг-21». В целом подобные «асимметричные» меры должны были изменить стратегическую расстановку сил на мировой арене, а о создании советской военной и военно-морской баз на Кубе планировалось объявить в ноябре того же года в ходе первого официального визита Н. Хрущева на Кубу.
Следует особо подчеркнуть, что подобная практика заключения секретных межгосударственных соглашений имела и имеет поныне широкое распространение, и единственное, в чем можно упрекнуть советского лидера — это в отступлении от официально провозглашенного «ленинского принципа» отказа от заключения тайных договоров. В то же время эта мера в конкретных условиях обстановки была абсолютно оправданна с военной и политической точек зрения и не противоречила нормам и принципам международного права. В конце мая Генеральный штаб ССР приступил к подготовке и осуществлению стратегического мероприятия «Анадырь», как официально именовалось операция по созданию советской военной базы на Кубе. Несмотря на разветвленную разведывательную сеть, в том числе и на Кубе, наличие здесь американской военной базы в Гуантанамо, дальние морские коммуникации, вовлечение в подготовку транспортных караванов десятков тысяч военнослужащих и гражданских специалистов, десятков судов, американская разведка просмотрела переброску многотысячного воинского контингента и средств вооружения, включая ракетные комплексы, бомбардировочную и истребительную авиацию и ядерные боезапасы — всего на остров были доставлены 158 ядерных боезарядов, причем только 24 из них к моменту начала «горячей фазы» конфликта оставались неразгруженными.
Рассекречивание этого факта в 1992г. Кеннеди Роберта Макнамару — настолько близок оказался мир к порогу ядерной катастрофы. Первые эшелоны советских войск прибыли на Кубу 26 июля и приступили к оборудованию стартовых позиций ракет и военных городков. При этом, как уже отмечалось, 22 августа, когда советские войска уже приступили к строительству стартовых позиций на Кубе, Кеннеди санкционировал активизацию военных приготовлений по плану «Мангуста», а 21 сентября по просьбе Р.
Макнамары утвердил активизацию разведывательных полетов самолетов У-2 над Кубой. При этом к 19 сентября Кеннеди получил 4 сводки оценок национальной разведки — главный информационный документ разведсообщества США для президента и других высших должностных лиц администрации, — в которых ничего не говорилось о присутствии советских войск на Кубе или об угрозах безопасности США со стороны СССР и Кубы. Только 16 октября 1962г. В этой связи только 17 октября было совершено 6 разведывательных полетов авиации США над Кубой.
А всего с 4 октября по 8 ноября были зафиксированы 124 разведывательных полета самолетов США. В тот же день, 16 октября, в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне собралось заседание кризисного штаба. Да, Хрущев обманул нас, но мы и сами себя обманули... Разведка оценивала численность советского воинского контингента на Кубе в 8 тысяч человек, не предполагая наличия развернутых батарей баллистических ракет и ядерных боезарядов, а посему одним из первоначальных предложений было уничтожение стартовых позиций батарей советской ПВО, при том что участники совещания полностью отдавали себе отчет в том, что они являются оборонительным оружием и не могут представлять угрозу безопасности США.
На прямой вопрос президента министру обороны Макнамара ответил, что он не может гарантировать стопроцентное уничтожение батарей ПВО в результате воздушного удара, в связи с чем это предложение не было принято. Но Пентагон привел вооруженные силы страны в состояние повышенной боеготовности и начал готовить морскую блокаду Кубы. В обстановке строгой секретности 20 октября полученные разведснимки были переданы правительствам Великобритании, Канады, Франции и ФРГ с тем, чтобы подготовить их к участию в конфликте на стороне США, а 25 октября они были опубликованы в американской печати. В обращении к нации 22 октября Джон Кеннеди заявил об установлении морской блокады с целью «остановить процесс размещения балистических ракет на Кубе».
Андерсон, ставший единственной американской жертвой этого кризиса. Но Кеннеди не стал педалировать этот инцидент, понимая, что право не на его стороне, а также делая ставку на прямые и секретные переговоры с советским лидером. Как известно, 28 октября Н. Хрущев впервые признал факт наличия советских ракет на Кубе и согласился на их эвакуацию под контролем США.
Но при этом США конфиденциально обязались демонтировать свои «Юпитеры» в Турции и отказаться от их размещения в Италии и Японии, а также гарантировали неприкосновенность «Острову Свободы». Тогда же США согласились на открытие советской военной базы в Лурдасе на Кубе, являвшейся форпостом советской технической разведки в Западном полушарии и ликвидированной в 2002 году. При этом подчеркнем, что принятые на себя американской администрацией обязательства свято соблюдались даже после гибели Джона Кеннеди в ноябре 1963г. Эти взаимные обязательства привели, с одной стороны, к началу деэскалации кризиса, установлению прямой «горячей линии» телефонной связи между руководителями двух мировых держав.
А с другой стороны, — к коренному пересмотру США всей своей внешнеполитической стратегии. Что нашло свое законодательное завершение в переходе к доктрине «наведения мостов» или «расшатывания социализма изнутри», что также означало коренную перестройку всей разведывательно-подрывной деятельности против государств социалистического содружества. Необходимо, однако, сказать и еще об одной стороне этого процесса, оставшейся по сути дела «за кулисами» истории. Эта не афишируемая сторона дела состоит в том, что еще в мае 1961г.
На одной из встреч Кеннеди предложил Большакову «установить неофициальный обмен мнениями» по различным вопросам международного и двустороннего характера. При этом обеими сторонами ясно понималось, что речь идет о конфиденциальных отношениях высшего уровня, идущих от имени руководителей государств и в целях установления лучшего понимания позиций друг друга. Следует отметить, что в принципе подобная практика «неофициальных», зондажных отношений имела и имеет широкое распространение в мире. Всего по октябрь 1962г.
После 16 октября Роберт Кеннеди обратился к Большакову за соответствующими разъяснениями, но, следуя установкам из Москвы, советский разведчик вполне искренне дезинформировал своего американского визави, что подорвало доверие президента к этому конфиденциальному каналу сотрудничества, в связи с чем с 22 октября их встречи прекратились. Следует также отметить, что достоверной информацией о «мероприятии «Анадырь» не располагал даже советский посол в США. Кеннеди в книге мемуаров «Тринадцать дней», появившейся в 1969г. На наш взгляд, следует подчеркнуть, что политическая мудрость президента США Кеннеди была столь глубока, что он, допуская возможную неискренность лично Большакова либо связанных с ним советских представителей, решился на беспрецедентный по мужеству поступок: обратиться напрямую к советскому резиденту в Вашингтоне.
После ряда зондажных бесед 26 октября Скали «по поручению высочайшей власти» передал Феклисову американские предложения по урегулированию конфликта: 1. США снимают морскую блокаду Кубы; 3. США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Поясняя, кого он имеет в виду, называя «высшей властью», Скали назвал Джона Фитцжеральда Кеннеди.
При этом он подчеркнул, что президент США «не хочет войти в историю как второй Тодзио» и добивается разрешения кризиса мирным путем. Поясним, что Тодзио был премьер-министром и военным министром Японии в 1941 — 1944 годах, начавшим войну против США, и был казнен в 1948г. Парадоксально, но факт: посол Советского Союза А. Добрынин отказался отправить официальную правительственную телеграмму с предложениями от имени президента США в Москву и информация эта ушла в Центр по каналу советской разведки.
Но тут же ему было передано встречное требование демонтировать американские «Юпитеры» в Турции. Роберт Кеннеди после телефонной консультации с братом дал согласие и на это, обговорив, что, во-первых, демонтаж будет осуществлен через 3 — 5 месяцев после вывоза советских ракет и, во-вторых, что эта договоренность должна храниться в тайне и что ее не включат в официальный текст соглашения по деэскалации кризиса. Это было необходимо Кеннеди для «сохранения своего лица» в период подготовки к очередным президентским выборам. Американские компромиссные предложения, как известно, были приняты, и на следующий день в прямой диалог с Кеннеди вступил Н.
А продолжением этой истории стало заключение в последующие годы договоров о запрете ядерных испытаний в трех средах 1963г. За этим последовало интенсивное обсуждение учеными последствий «обмена ядерными ударами» и открытие эффекта «ядерной зимы», фактически исключившего ядерное оружие из арсенала человечества. Изменились также внешнеполитическая стратегия и тактика США в мире, но это уже совсем другая история. В зале ресторана «Оксидентал» в Вашингтоне, над одним из столиков в настоящее время висит следующая мемориальная бронзовая табличка: «В напряженный период Карибского кризиса октябрь 1961г.
Эта встреча послужила устранению угрозы возможной ядерной войны. Остается только добавить, что за многолетнюю плодотворную службу в советской разведке, в том числе за решительные, смелые действия советского резидента в напряженные дни октября 1962г. Алексею Семеновичу Феклисову в августе 1996г. Подорванное в значительной степени доверие граждан к органам государственной безопасности было восстановлено лишь к концу 60-х годов благодаря продуманной и кропотливой работе руководства, и прежде всего председателя КГБ СССР Ю.
Юрий Владимирович Андропов, без сомнения, является одной из крупнейших политических фигур в истории России ушедшего века.
Нашли в проруби утопленного. Тогда в Москве работала какая-то бригада, состоявшая из литовских националистов — они его и нашли. Тогда в республике располагалась достаточно сильная армейская группировка.
Командующий этой группировкой генерал-лейтенант, который был настроен весьма карьеристски, очень хотел получить звание генерал-полковника. Кто-то ему подсказал, что надо выгнать всех этих националистов, захватить телебашню, доложить президенту Горбачёву, что Литва вернулась в лоно СССР, — и погоны, считай, в кармане. Мы по своей линии довели этому генерал-лейтенанту, что этого не надо делать. От Филиппа Денисовича Бобкова было твёрдое указание, которого мы чётко придерживались, идти на жёсткие меры, только если на это будет дано письменное указание президента СССР, только тогда мы будем действовать.
Так что думайте сами. По теме Бах и шедевры романтической эпохи прозвучат в концерте органной музыки Сочинения Баха, Мендельсона, Танеева, Ляпунова, Гедике, Регера, Вьерна прозвучат на концерте органной музыки. Он состоится 11 марта в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе святых Петра и Павла. Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном.
События в Таджикистане с попытками захвата власти националистами и религиозными экстремистами. Потом был узбекско-киргизский пограничный конфликт. Могу привести пример Таджикистана. Там группа подготовленной молодёжи, спустившись с гор, совершенно бескровно захватила столицу республики, после чего заявила, что теперь власть принадлежит «национальным силам».
Вскоре в городе начались беспорядки и насилие над русским населением.
КОМИТЕ́Т ГОСУДА́РСТВЕННОЙ БЕЗОПА́СНОСТИ СССР
Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева. Первое Главное управление, ведавшее шпионажем - преобразовали в самостоятельную разведслужбу. – С черного хода пробрался в историю МВД и КГБ строитель по образованию некто Вадим Бакатин, который своими распоряжениями оказал разрушительное воздействие на упомянутые.
Легенды госбезопасности
Ленин уверял, что поменялось не только название, но и само направление работы. Феликс Дзержинский занимал пост главного председателя. В 1926 году на его место поставили Вячеслава Рудольфовича Менжинского. Он занимался партийной деятельностью и был начальником Особого отдела при ВЧК. Как вы оцениваете работу КГБ?
ПоложительноОтрицательно Управление проводило борьбу с хулиганами, а также препятствовало нарушению правопорядка. В подчинении спецслужбы были военные подразделения, которые помогали подавлять недовольство в обществе. Также в обязанности входило устранение незаконных перевозок продуктов. В 1924 году управление сотрудничало с милицейскими подразделениями и следственным отделом.
Вскоре эти органы объединили. Главное Управление Государственной безопасности стало частью союзного наркомата. Реформа подразделения заключалась в том, что этот орган не занимался судебными делами. Он являлся первым генеральным комиссаром госбезопасности.
Позже были созданы подразделения, которые поддерживали порядок в портах. Генриха Ягоду арестовали за антисоветскую деятельность.
Если у Вас возникли вопросы или Вы заинтересованы в наших услугах, пожалуйста, свяжитесь с нами. Мы будем рады помочь Вам решить любую задачу в области охраны и безопасности.
Даже настоящих фамилий и биографий друг друга они не знали до самого выпуска. Кроме специальной тактики, физической подготовки и оперативного искусства они получали фундаментальные знания и навыки в агентурной и контрразведывательной работе, в тайниковых операциях, в страноведении и иностранных языках. Выпускники КУОС могли перевоплощаться в кого угодно, постигали искусство выживания в самых невероятных условиях — от полярных льдов до безводной пустыни.
Обычный гвоздь в руках курсанта превращался в смертоносное оружие! Брошенный умелой рукой, он вонзался точно в горло манекена, не оставляя «вероятному противнику» шансов. Куосовцы учились работать со средствами связи и собирать их из того, что можно купить в ближайших магазинах.
Они прыгали с парашютом, плавали в снаряжении и погружались под воду в легководолазном скафандре. Они занимались скалолазанием и учились водить любые транспортные средства. Здесь были и новейшие средства связи, и множительная техника в 70-е годы прошлого века ксерокс был заморской диковинкой , и детектор лжи — полиграф и многое другое, о чем в Советском Союзе, порой, даже не слышали.
В частности, здесь курсанты знакомились с электронными взрывателями. По ценам 70-х годов минувшего столетия каждый такой взрыватель стоил тысячу рублей! Вожделенный в ту пору автомобиль «Жигули» — 6 тыс.
Шестьдесят курсантов школы за одно занятие использовали 60 взрывателей… Комментарии излишни. На подготовке специалистов подобного уровня государство не экономило. Требование было одно: «выше нас только звезды».
За пять позже семь месяцев, — а именно столько длилось превращение талантливого, хорошо подготовленного офицера в совершенного бойца и командира, — каждый, переступивший заветный порог объекта «Балашиха», должен был достичь пика своих возможностей и еще много узнать о безграничности человеческих резервов. В программе боевой подготовки учитывался и усваивался опыт как друзей и союзников немалую роль сыграли специалисты с Кубы и Вьетнама , так и противника. Добытые оперативным путем данные по подготовке американских зеленых беретов, британских САС, германских ГСГ9 и французского Иностранного легиона тщательнейшим образом прорабатывались и давали возможность оставаться на корпус впереди неприятеля.
По всей трассе маршброска не менее 15 км, невзирая на погоду диверсантов поджидали ямы, ловушки, растяжки — все то, что могло встретиться в реальной боевой обстановке. Причем кроме плаванья все остальные передвижения групп специального назначения проходили в бронежилетах. В ту пору он был громоздок, неудобен и весил около 16 кг.
Но зато, привыкнув бегать с таким грузом, налегке курсанты демонстрировали поразительные результаты. Однако здесь была не спортивная дорожка — следом, наступая на пятки, бежали обученные «каратели», причем из своих же куосовцев, отлично знающих хитрости и увертки «диверсантов». В этих условиях нужно было уметь маскироваться, делать незаметные даже при тщательном осмотре схроны, тайники, уничтожать или захватывать объекты и ни в коем случае не попадаться в «лапы врага».
Поскольку каждому было известно: отрабатывающие антидиверсионные действия спецы помимо стрельбы холостыми и бросания под ноги взрывпакетов команду «брать живьем» выполняют очень жестко и реалистично. Зато полученные результаты поражали. Однажды на учениях по приказу первого заместителя председателя КГБ генерала Николая Захарова группу специального назначения искал целый батальон хорошо обученных пограничников.
Однако, несмотря на это, КГБ сохранил большую автономию, чем большинство других советских правительственных ведомств, и был независимым от Совета министров, органа, делегировавшего власть в СССР. История органов ФСБ затуманена тем, что Устав Комитета никогда не был опубликован, в отличие от большинства других советских законов. Многие аспекты организации, однако, были обнародованы в учебниках и отдельных случаях раскрытия государственной тайны. Комитеты государственной безопасности по всей России подчинялось непосредственно центральному органу в Москве. У него было 1—2 первых и 4—6 просто заместителей. Они, наряду с руководителями некоторых управлений, формировали коллегию - орган, принимавший важные решения в отношении действий организации. Основные задачи КГБ охватывали 4 области: защиту государства от иностранных шпионов и агентов, выявление и расследование политических и экономических преступлений, охрану государственных границ и государственной тайны.
Для выполнения этих задач в шести главных управлениях служило от 390 до 700 тыс. Организационная структура 1-е главное управление отвечало за все зарубежные операции и сбор разведданных. Оно состояло из нескольких подразделений, делившихся как по выполняемым операциям разведподготовка, сбор и анализ , так и по географическим регионам мира. Специфика работы требовала отбора наиболее квалифицированных кадров из всех управлений; новобранцы имели хорошую успеваемость, знали один или нескольких языков, а также твердо верили в коммунистическую идеологию. Это управление предотвращало контакты иностранных дипломатов с жителями страны; расследовало политические, экономические преступления и содержало сеть информаторов; следило за туристами и иностранными студентами. Оно состояло из 12 отделов, курировавших различные военные и военизированные формирования. Созданное в 1969 г.
В частности проводило мониторинг иностранной связи, создавало шифры, используемые подразделениями КГБ, передавало сообщения агентам за границу, разрабатывало безопасное оборудование связи. ГУ пограничных войск занималось охраной границ на суше и на море. Оно делилось на 9 пограничных районов, которые охватывали 67 тыс. Основными обязанностями войск были отражение потенциального нападения; пресечение незаконного перемещения через границу людей, оружия, взрывчатых веществ, контрабанды и подрывной литературы; мониторинг советских и иностранных судов. В дополнение к этим шести ГУ было, по крайней мере, еще несколько управлений, меньших по размеру и объему: 7-е занималось слежкой и предоставляло персонал и техническое оборудование для контроля за деятельностью иностранцев и подозрительных советских граждан. Как обширная и сложная организация, КГБ, в дополнение к этим управлениям, имел обширный аппарат, обеспечивавший ежедневное функционирование организации. Это отдел кадров, секретариат, персонал службы технической поддержки, финансовый отдел, архив, отдел администрирования, а также партийная организация.
Они предложили ему либо уйти в отставку, либо отказаться от президентских полномочий в пользу вице-президента Геннадия Янаева. После отказа Горбачева охранники окружили его дом, не позволяя ему выйти или связаться с внешним миром. Одновременно в Москве группа «Альфа» 7-го управления КГБ получила приказ атаковать здание российского парламента и захватить контроль над ним. Подразделение должно было провести скрытую разведку здания 19 августа, а затем проникнуть и захватить его 20-го и 21-го августа. Они откладывали ее, пока оппозиционные силы во главе с Борисом Ельциным не собрались защитить здание. После того как заговорщики поняли, что переворот плохо спланирован и будет безуспешным, они пытались вести переговоры с Горбачевым, который был у них в плену. Президент отказался встретиться с членами ГКЧП.
Некоторые из путчистов были арестованы, и переворот был подавлен. В «банду восьми» входили вице-президент, председатель КГБ, министр обороны, премьер-министр, член Совета обороны, член Верховного Совета, председатель Ассоциации госпредприятий и министр внутренних дел.
Убийство на «Ждановской»: КГБ против МВД
Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева. Первым председателем КГБ стал генерал-полковник Иван Серов – первый заместитель Сергея Круглова и давний доверенный друг Хрущева. Белорусские спецслужбы предотвратили удары беспилотников по объектам в Минске и его пригородах, заявил глава КГБ Иван Тертель на заседании VII Всебелорусского народного. Бывшее здание КГБ/Указ о создании КГБ РИА Новости Александр Поляков, Public domain. Вот в период его руководства ведомством КГБ и стал той самой структурой, при упоминании которой поджилки кое у кого на Западе трясутся даже сегодня. Чтобы понять, почему именно КГБ СССР сумел просуществовать дольше всех своих предшественников, нужно совершить короткий экскурс в историю советских политических.