В Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов» — небольшая ретроспектива, приуроченная к 65-летию известного художника, представлявшего Россию на Венецианской биеннале 2007 года, и бывшего моряка. Впервые за всю историю на плато Гиза пройдет выставка современного искусства, и главным ее героем станет российский художник Александр Пономарев. С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию. Александр Пономарёв — художник, моряк, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk» 12+.
Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище. Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. В Музее Москвы проходит выставка к 65-летию художника-моряка, Александра Пономарева. В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале.
Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
Еще появилась удивительная возможность в композиции панно основания инсталляции использовать настоящие древнеегипетские тексты. В общем, это все вылилось в страшно интересный комплексный проект, аккумулирующий достижения художников, ученых и технических специалистов. Древнейший символ бесконечности. Мы как бы создаем петлю времени, соединяя две лодки в замкнутую динамическую конструкцию, и символически включаем в нее судьбы людей, живших много тысяч лет назад. Для чего египтяне писали эти тексты на плитах? Для того, чтобы живые люди приходили и обязательно вслух произносили их: считалось, что тогда ты возвращаешься с того берега Нила на этот. Я мечтал об этом 15 лет! Мне говорили: «Художник ты хороший, но вот эта идея твоя... Никто не верил, что это получится.
Несколько лет назад он демонстрировался в Пушкинском музее на выставке фонда Louis Vuitton. Вы видели эту работу? Но это совсем другая ситуация. Юиг просто прибыл в Антарктиду с экспедицией один-единственный раз и сделал съемку. Я же возил туда междисциплинарную команду. Мы высаживались в разных местах, строили инсталляции, потом убирали, чтобы там ничего после нас не оставалось... Такого никто никогда не делал. Вообще, наша Антарктическая биеннале — это, как и «Уроборос», тоже размышление о времени.
В Антарктиде нет времени в обычном понимании, все меридианы там сходятся, как и в Арктике. Любой моряк знает: когда попадаешь на полюсы, нормальная навигация не работает. И вот вокруг этого я построил концепцию проекта. Проблема времени, на мой взгляд, вообще одна из ключевых в искусстве. Мы создаем образы, в которых время свернуто в некие знаки, иероглифы. В сознании зрителя они разворачиваются и выстраивают параллельную эмоциональную, художественную линию. Фото: пресс-служба художника Александра Пономарева Концепция инсталляции «Уроборос» А по большому счету единственная достойная тема для художника — это передать средствами искусства, средствами красоты и выразительности ужас человеческого одиночества перед вечностью и бесконечностью. Ужас, который ты чувствуешь в океане, Антарктиде или Арктике.
Да и среди пирамид! Персональная экспозиция Чжана Хуаня пересказывает западные сюжеты на восточный лад — Многие современные художники, создавая проект, не ограничиваются, допустим, инсталляцией как таковой, но в качестве отдельных произведений выставляют видеоарт, фотографии, полученные в процессе этой работы.
Кроме того к ладьям прикреплены ложкообразные «весла» — вероятно, с их помощью, или просто от сильного ветра в пустыне на плато Гиза, конструкция способна крутиться сама. Песок пересыпается примерно 30 минут.
Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида — «прямая». Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне. По словам команды проекта, пока неизвестно, останется ли инсталляция на месте, что сложно или почти невозможно, но уничтожать ее не планируют, возможно, она найдет место в одном из музеев или будет впоследствии «путешествовать» по выставкам.
Сейчас же для музея он сделал шесть таких "колдунов", красно-синие полосы которых преображают серый фасад классического здания. Проект продолжается в залах музея, и он, по словам Лошак, "позволяет нам поговорить о гармонии человека в мире и вообще о всех тех вечных вещах, которые связаны с пониманием пропорций в искусстве". В зале Микеланджело центром экспозиционной композиции стала видеоинсталляция перфоманса Пономарева, когда он во время экспедиции судна Российской академии наук прикрепил "колдуна" между мачтами и встал между ними, повторив образ "витрувианского человека", фигура которого вписана в круг. Также там демонстрируются графические работы Альбрехта Дюрера, Джованни Пиранези, Кацусика Хокусая и Анри Матисса как символ "розы ветров" через четыре мировоззрения и эпохи. Пушкина в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства до 1 ноября.
Как принимает современная аудитория подобную форму общения? Об этом и о многом другом узнаем в программе «Культурное время».
Ведущая: Елена Минская.
Музей Москвы
Пресс-тур по выставке Александра Пономарева в Государственной Третьяковской галерее | Художник Александр Пономарёв рассказал о своём проекте «Уроборос» для биеннале современного искусства Forever is Now в Египте. |
Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске | Александр Пономарев прославился как организатор необычных акций и оригинальных инсталляций в самых популярных локациях. |
Александр Пономарёв «Дорожная карта» — Krokin gallery | Моряк-художник Александр Пономарев показал свою графику в Крокин галерее. |
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте! | Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. |
Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева
К тому же когда я затевал свой проект, на дворе стояли 90-е — флот был в плачевном состоянии. Я думал, если у нас нет возможности кому-нибудь пригрозить, то мы их напугаем или обрушим их восприятие. Вот они увидят раскрашенную подводную лодку, обалдеют и скажут: «Ну, русские! До сих пор балдеют. Кстати, у многих адмиралов, которые уже в отставку ушли, дома висят фотографии моей первой подводной лодки. А в городе Полярном, где я эту лодку расписывал, мы организовали первый музей — собрали картинки у друзей, РОСИЗО нам выделил работы из своих запасников… Потом я в Баренцевом море острова уничтожал — тоже с флотом в 1997 году Александр Пономарев провел акцию, в ходе которой на время «стер с лица земли» остров Седловатый.
Так что там уже привыкли ко мне. Потом стали художником. Но море вас не отпускает. Моряки бывшими не бывают? Единственное место, где чувствую себя спокойно — палуба корабля.
Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты. Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть, и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется. Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами? Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них. Знаю, что это такое.
У любого моряка, смотрящего на корабельные обломки, сердце сжимается. Ведь никогда не скажешь про машину, что она «погибла». А моряки о корабле только так говорят — «погиб». Корабль одушевляется, его наделяют человеческими качествами. Здесь я сделал такой культурный жест: переместил погибшие корабли в иное пространство — художественное.
Вот приходит бывший моряк на эти палубы и делает их произведениями искусства. И у них начинается другая жизнь. При этом некоторые ваши проекты вполне можно счесть за провокацию — та же подводная лодка на Венецианской биеннале. Это действие без гарантии результата. А что такое провокация?
Это когда ты вбрасываешь какое-то действие, потом отходишь в сторону и наблюдаешь — как реагирует ваш брат, пресса. В чем у меня провокация? В том, что я на подводной лодке в Венецию приплыл?
Он же рисовал машину для покорения и исследования пространства.
И вот я, маленький художник по сравнению с Леонардо, попал в закрытую зону на Севере, на базу подводных лодок, и проделал обратное действие — на некоторое время поменял функцию боевого корабля. Ведь что главное для подводной лодки? А я лишил ее этого. Таким образом я как бы возвратил художникам художническое.
Когда эта лодка проделала путь в Северном Ледовитом океане, там остался условный след — я назвал его «Северный путь Леонардо». А потом уже начал строить флот добрых подводных лодок для защиты интересов арт-сообщества. Это же под трибунал можно попасть. Это мальчишки, когда-то из бумаги сделавшие кораблик или самолетик.
C ними иногда легче разговаривать, чем с кураторами: потому как деятели искусства — люди снобские, каждый создает свою зону, которую надо огородить. А моряки совсем другие. К тому же когда я затевал свой проект, на дворе стояли 90-е — флот был в плачевном состоянии. Я думал, если у нас нет возможности кому-нибудь пригрозить, то мы их напугаем или обрушим их восприятие.
Вот они увидят раскрашенную подводную лодку, обалдеют и скажут: «Ну, русские! До сих пор балдеют. Кстати, у многих адмиралов, которые уже в отставку ушли, дома висят фотографии моей первой подводной лодки. А в городе Полярном, где я эту лодку расписывал, мы организовали первый музей — собрали картинки у друзей, РОСИЗО нам выделил работы из своих запасников… Потом я в Баренцевом море острова уничтожал — тоже с флотом в 1997 году Александр Пономарев провел акцию, в ходе которой на время «стер с лица земли» остров Седловатый.
Так что там уже привыкли ко мне. Потом стали художником. Но море вас не отпускает. Моряки бывшими не бывают?
Единственное место, где чувствую себя спокойно — палуба корабля. Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты. Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть, и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется. Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами?
Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них. Знаю, что это такое. У любого моряка, смотрящего на корабельные обломки, сердце сжимается. Ведь никогда не скажешь про машину, что она «погибла».
Он фотографировал эти останки, группировал их в композиции, иногда красил заново, чтобы дать им новую жизнь или, как он это формулирует, морское перерождение», — пишет искусствовед, славист, исследователь русского авангарда, куратор Джон Боулт. Выставка «Без берегов» даст представление о системе координат художника и возможность сфокусироваться на важных для него сложных site-specific инсталляциях. Также посетители смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии. Я плыву по океану различных мультивселенных и в прямом и в обратном направлении.
Это одновременно странное и сложное пространство, путешествие по которому помогает создавать образы и видеть целостность мира», — отмечает художник Александр Пономарев. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции — две в выставочном зале музея и одна во дворе. Под открытым небом будет установлен «Икар» или «Понолет», который напоминает орнитоптер «Летатлин» Владимира Татлина, тоже моряка и художника. Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки.
Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций.
Вся конструкция на скале представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий карильон — механический ударный инструмент, распространенный в XVI—XVII веках во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства там морского флота, ставшего для Петра I образцом и стимулом превращения России в великую морскую державу. Пронзительные сакральные звуки, которые извлекают ветра Тихого океана из «Карильона Тихого», карильона стихий в бухте Завойко, напоминают обо всех, кто не вернулся из Океана!
Александр Пономарёв.
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее
Александр Пономарев – современный художник, моряк и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. Ещё новости о событии: Творческий проект известного художника Александра Пономарева стартует 20 марта в Томске. Александр Пономарев прославился как организатор необычных акций и оригинальных инсталляций в самых популярных локациях. 15 окт 2023. Пожаловаться. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Всемирную известность Александр Пономарёв приобрёл как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях.
Выставка работ Александра Пономарева "Я безумен только в норд-норд вест"
Выставка представляет собой ретроспективу творчества художника. Вокруг центральной инсталляции собраны различные графические работы мастера, которые он создавал на протяжении последних 20 лет. В центре экспозиции расположена 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, окруженный кварцевым стеклом, который имитирует волны.
Предоставлено автором — Сколько еще художников участвует в проекте? Ваш проект самый масштабный?
Моя инсталляция — да, самая большая. Но я не гигантоман. Мне кажется, что в этом месте уместна такая вещь. Важен не размер, а выразительность.
Там собираются строить новый город. Там не так сложно с коммуникациями, как в отдаленной от населенных пунктов пустыне, а уж тем более Арктике или Антарктике. Инсталляция проектировалась и делалась в Москве, Александрии и Новой Зеландии. Потом все будет транспортировано на плато Гиза.
Есть свои сложности, потому что это музейная территория, там нельзя внедряться в грунт. Копать нельзя. Поэтому там возможна инсталляция, которая устоит на ветру без укреплений, будет безопасна и надежна. Поэтому есть определенные трудности и задача, которую надо решить.
Но на воде делать в сто раз сложнее, а под водой тем более. Самым сложным было найти партнеров, которые готовы поддержать идею. Слава богу, что они нашлись, спасибо им за это. Как власти Египта пришли к решению, что пора?
Я первым из русских взаимодействовал с Лувром, когда в фонтане сада Тюильри, который является памятником архитектуры и искусства, установил свою подводную лодку. Но музей пошел на это, до сих пор там об этом помнят. Для меня это был тоже важный, красивый, авантюрный и замечательный проект. Для того чтобы объединять и актуализировать прошлое и настоящее, последние десять лет музеи привлекают современных художников, которые говорят на понятном молодежи языке.
Для них это то искусство, с которым они родились.
Инсталляция художника Александра Пономарева "Ветрувианский человек", отсылающая к изображению витрувианского человека Леонардо да Винчи, преобразила фасад главного здания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина на Волхонке. Пушкина Марина Лошак.
ГМИИ им. Пушкина собирает средства на реставрацию редкой египетской погребальной пелены Для проекта Пономарев создал специальную конструкцию - увеличенную копию ветроуказателя, который моряки и летчики называют "колдуном".
Центральным объектом экспозиции стал уникальный стеклянный корабль длиной 15 метров и весом две с половиной тонны. Корабль "строили" на трёх заводах: в Казани резали стекло, в Нижнем Новгороде создавали формы для отлива, во Владимире стекло гнулось и закалялось. Художник почти 10 лет прослужил на флоте, а морская стихия — основная тема его работ.
5 экспонатов выставки «Без берегов» художника и моряка Александра Пономарева
Выставка Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее. Художник в очередной раз показал, что он вне шторма, ветра и прочих стихий, а также вне времени и пространства. В этой работе Александр Пономарев также стремится подчеркнуть хрупкость Договора об Антарктике 1959 года. В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой.