Новости михаил александрович врубель демон летящий

РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля.

Шедевр Врубеля нашелся спустя полвека

На фоне — горы в алом закате. Мифические сущности, по мысли художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику.

Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание.

Рисовал он скорее для общего развития.

Все это должно было отразиться в ней, а сама она была призвана стать гимном свободе и красоте. Сказались в этой попытке и новые идеи и веяния, начавшие тогда проникать в Россию. Новейшим кумирам готовилось торжественное поклонение. Только что появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше в которых еще никто не услышал отзвук гениальных антиномий Достоевского , Врубель с увлечением читал их.

Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета. Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой.

Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась. Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение. Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа. Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались. Но художник не рассчитал.

Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны. В день закрытия выставки они уже начали темнеть. Картина и сейчас эффектна. Но это только бледная тень того, что было раньше. Сразу после выставки он попал в психиатрическую больницу. Было небольшое улучшение после года лечения, но потеря единственного сына окончательно сломила живописца. Он все реже бывал в ясном сознании, а к концу 1906 года полностью ослеп.

Все иллюстрации к поэме художник делал чёрной акварелью. Заметим, что еще раньше, в Киеве, он писал «Демона» серым маслом. За этим обесцвечиванием красок стоил глубокая философия — стирание грани между добром и злом, между черным и белым. Однако не только это. Недавние исследования дали почву для предположения, что Врубель был дальтоником, оттого в его картинах с какого-то момента начала преобладать серо-жемчужная гамма. Причем, дефект зрения, если и был, то появился уже в зрелом возрасте, он мог стать следствием заболевания сифилисом. Впрочем, это лишь гипотеза. Факт в том, что тогда же художник создает первое большое полотно, которое сегодня украшает Врубелевский зал Третьяковской галереи, — «Демон сидящий» 1890 г. Перед нами красивый юноша с женскими чертами и глазами Эмилии. Ничего пугающего в нем нет, это дух мятежный, страдающий, ищущий и не находящим места в этом мире. Неслучайно с греческого слово «демон» переводится как «душа». Работа появилась благодаря жене художника — Надежды Забеле, в которую он влюбился, когда работал над театральными декорациями и костюмами для сказки-оперы «Гензель и Гретель». Свою роль здесь тоже сыграла судьба: заказ должен был исполнить Константин Коровин, однако он заболел, и попросил друга подменить его. Во время репетиции художник услышал прекрасное сопрано Забелы, бросил все и побежал к певице, чтобы выразить свое восхищение. Он сделал предложение спустя несколько дней, и — о, чудо — она согласилась. Надежда Ивановна оставалась с супругом до конца его дней, несмотря на болезнь и смерть сына Саввы, родившегося с заячьей губой в 1901 году и умершего спустя два года. Впрочем, картину «Царевна-Лебедь» можно отнести к счастливой поре в жизни художника: рядом была любящая супруга, были заказы, выставки, хотя он продолжал пить, беспорядочно сорить деньгами, к тому же усиливались постоянные мигрени. Вроде бы дух мятежный нашел приют. Или нет? Удивительно, но картина «Царевна-Лебедь», по идее, изображающая Забелу в этом образе, сыгранным ей в сказке-опере «О царе Салтане», далека от внешности жены. От нее здесь только костюм. Черты лица и огромные глаза — все тот же Демон, та же Эмилия, тот же Дух изгнанья… Кажется, образ Демона не оставлял его ни на минуту: художник рисовал его везде — на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги. В тот же период, на излете «золотого века», рождается его один шедевр — «Демон летящий» 1899 г. Дух парит над заснеженными горами Кавказа «Под ним Казбек, как грань алмаза» и бурная река. Лик его черен и печален, тело облачено в коричневую тунику, перевязанную изящным поясом. Краски тусклые, перекликаются и почти сливаются в единый лейтмотив печали… Самый страшный Дух — «Демон поверженный» — появился в сложный час для четы Врубелей. В 1901 году у Надежды и Михаила рождается сын Савва — с большими синими глазами, так похожими на его демонические образы. Несмотря на врожденный дефект — заячью губу — ребенок был так мил, что она поражала лишь в первый миг и потом про неё забывали. В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. Синеватый отблеск красок, белые покрова, напоминающие крылья, огромные синие глаза — кажется, перед нами снова врубелевский Дух, только в обличье ребенка. Его черты лица и сам образ чем-то напоминает уже свершенные картины из демонической серии и холодную «Царевну-Лебедь». Вместе с этим полотном он пытается закончить и главное — «Демона повершенного», к которому уже пытался приступить несколькими годами ранее. Врубель до последнего менял не только лик Демона, но и усиливал краски, делая их все ярче и ярче, кислотность, невозможность, потустороннесть читалась в них. Говорят, он добавлял в них бронзовый порошок, чтобы придать блеска. И со временем оттого они начали разрушать картину, стирать цвет и яркость, как стирались грани между мирами — реальным и потусторонним — в сознании и творчестве мастера. А исход мы уже знаем — даже на выставке художник продолжал дописывать полотно, и в итоге оказался в психиатрической клинике. Спустя полтора года его выписали и супруги приняли решение поехать в Киев — на реабилитацию. Перед отъездом двухлетний Саввочка захворал, по приезду болезнь обострилась и 3 мая ребенок умер. Тогда Врубель вдруг вышел из апатии, в которой пребывал после выписки он не мог работать, хотя прежде, даже в самые сложные времена, мог трудиться по 12-14 часов в день. Горе обострило его восприятие мира. Он организовал похороны, поддерживал жену, как мог, а та не могла говорить. Савву похоронили на Байковом кладбище, одном из старейших в Киеве. А после состояние Врубеля резко ухудшилось, он сам решил сдаться на волю врачей: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот».

«Демоны» Михаила Врубеля

Замысел картины кардинально отличался от предыдущих работ на эту тему. Теперь Врубель изобразил Демона низверженным и обессиленным. Работа над картиной шла тяжело. Художник не находил удовлетворения в созданных образах.

Он постоянно что-то менял, переделывал. Даже после выставки готового полотна в 1902 году Врубель продолжал вносить правки. Описание картины «Демон поверженный» Композиция картины построена вокруг центральной фигуры поверженного Демона.

Его обнаженное тело лежит на собственных перьях. Крылья Демона, некогда величественные, теперь бессильно распластались под ним. Фоном для этой фигуры служат закатные горы, выдержанные в холодных бело-голубых тонах.

На их фоне выделяется «трупная» бледно-голубая кожа Демона. Единственным теплым пятном картины остается алый закат неба. Врубель писал эту картину в своей фирменной «кристаллической» манере.

Мазки четкие, рубленые, они создают эффект витража. Благодаря этому образ Демона обретает особую выразительность. Сам Демон, несмотря на поверженное состояние, сохраняет взгляд полный гнева и протеста.

Его поза - защитная, он все еще сжимает незримое оружие. Художник запечатлел последний момент борьбы Демона перед окончательным падением. На днях обедали делегаты Венского Сецессиона, очень милые венские художники, они в восторге от Миши и все хотят забрать на выставку; к сожалению, с «Демоном» он не поспеет на эту выставку.

Так писала в 1901 году жена художника Н. Забела о растущей славе мужа и его работе над «Демоном». Премьера полотна действительно произвела фурор.

Трактовки образа Демона в картине Врубеля Образ Демона в картине Врубеля допускает различные трактовки: Демон как символ упадка человеческой морали.

Эмилия Прахова появлялась на всех его полотнах. А однажды он изобразил ее в виде Богоматери, написав икону с ликом любимой, но недоступной женщины. Рассказывали, что это взбесило жену губернатора: она пришла в церковь и уже начала молиться, но, вглядевшись в черты Богоматери, закричала: «Это еще что! Я должна Милке Праховой молиться? Где этот богомаз? Безумства во славу любви Врубелю запретили работать в храмах.

Другой работы в то время для него в Киеве не было. Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь. Он принялся творить безумства во имя Эмилии: мог раздать нищим дорогую одежду, поражал прохожих, появляясь на улице раскрашенным во все цвета радуги, приносил в подарок Эмилии свои картины, а если она отказывалась от них — на ее глазах уничтожал их. В конце концов, Врубель попал под суд. За долги. Чтобы расплатиться с кредиторами, ему пришлось работать на стройке маляром. Кроме того, великий Врубель натирал полы в забегаловках и кабаках...

Уничтожить нельзя увековечить Роковая любовь буквально сводила его с ума — такая уж натура была у этого человека: страстная, чувственная, эмоциональная. В какой-то момент, ненадолго придя в себя от наваждения, он решил: если любимая не отвечает взаимностью и продолжает терзать его, нужно ее уничтожить! И он сделал это — так, как это мог сделать один только Врубель. Он написал своего первого Демона. С лицом и невероятными глазами обожаемой Эмилии. Оценить эту работу смог только отец художника: впоследствии он рассказывал, что картина вызывала у зрителя настолько сильный ужас, что сам автор не выдержал и на следующий же день уничтожил ее. Приехав в Москву, он знакомится с Саввой Мамонтовой — известным меценатом, способным с первого взгляда распознать талант.

Врубель хотел сделать зримым, явственным, осязаемым то, что было нематериально по своей природе — томление человеческой души. Именно так — «душа», -переводится слово «демон» с греческого, и так понимал свой образ сам автор, говоривший, что у нас его неверно путают с «рогатым», то есть дьяволом. Шестикрылый Серафим. Его Демон — отверженный и одинокий, олицетворение мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, но не находящего ответа на свои вопрошания ни на земле, ни на небе. Он и пристал где-то между землей и небом: ландшафт, в котором изображен Демон, ирреален. Здесь вечный сумеречный или закатный свет: «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Вокруг поднимаются нездешние цветы, подобные твердым кристаллам. Сам Демон неподвижен — словно камень, его титаническая фигура скована бездействием. Он не смотрит на нас: как истинно романтический герой он погружен в свои думы. Удивительный эффект создаёт сама техника Врубеля — столь же новая, как и тема его полотна. Необычно крупные, разнонаправленные яркие цветные мазки, структурирующие изображение, не имеют ничего общего ни с академическим письмом, ни с передвижнической манерой, ни с импрессионизмом. Последний уже практикуют его друзья, Серов и Коровин.

Но Врубеля не интересует мимолетное. Он углубляется в надмирное, в вечность. Технику Врубеля сравнивали с мозаикой, витражом, с работой скульптора. Контраст между «бесплотностью» самой идеи и скульптурной осязаемостью, «вырубленностью» форм на картине создаёт гипнотический эффект. Пройдет почти 10 лет — напряженной творческой работы, скандального дебюта на Нижегородской выставке, где его панно будут отвергнуты жюри Императорской Академии художеств, — прежде чем он напишет следующего, «Летящего Демона». Исполненный мрачной решимости, совершает свой полет над горами и целым миром внезапно пробудившийся к действию герой.

Исследователи отмечают, что нет ни одного подготовительного эскиза к этой картине, но настолько был велик потенциал этой темы внутри художника, что она могла актуализироваться в любой момент. Дворик зимой. Полотно осталось не завершенным до конца, но эта «нон-финитность», уже ставшая знаком врубелевских произведений, здесь «работает» особенно остро. Незакрашенные куски холста, орнаментальные изломы края плаща Демона, детально вылепленная голова с сапфировыми очами и «теряющиеся» части фигуры образуют резкие перепады, заостряя как бы балансирование образа на грани бытия и небытия. И вот финал — падение горделивого духа. Поверженный Демон, изломанный, с рассыпавшимся павлиньим оперением, лежит в воронке среди тех же гор, как бы недоумевая, еще не веря в произошедшее… Художнику словно самому было не до конца понятно, — что случилось с его героем?

Он лихорадочно работает над разными вариантами композиции и лицом Демона, переписывая картину даже когда она уже висела на выставке, — к удивлению и ужасу посетителей и друзей. Поиски необходимого решения, так и не найденного до конца, привели к душевному кризису. Врубель оказывается в психиатрической больнице, из которой он теперь будет возвращаться в обычную жизнь лишь ненадолго. Демон поверженный. Так считали не только отрицатели творчества Врубеля, провозгласившие его «вождем декадентов», но и некоторые из сочувствовавших и ценивших его критиков. Но близко знавшие Врубеля друзья К.

Коровин, Н. Прахов отвергали эти домыслы, утверждая, что в натуре Врубеля совершенно не было ничего демонического. Пытался ли Врубель «воспеть зло», эстетизировать его?

Богоматерь с младенцем. Художник Валентин Серов вспоминает, как в 1885 году он увидел первое изображение падшего ангела на фоне гор с «удивительно сложным узором, похожим на угасший кратер или пейзаж на луне», выполненное только черным и белым цветом: белилами и сажей.

Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. Врубель-старший ужаснулся обстановке, в которой жил сын: «ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем». У Демона нет крыльев, но художник оставляет на полотне их мираж в виде мозаичной абстракции, похожей на каменные цветы или облака дань методу Чистякова, который учил молодого Врубеля раскладывать предметы на грани. Демон сидящий. Художник рисует пять больших и 13 малых иллюстраций черной акварелью.

Падший ангел сочетает в себе и мужские, и женские черты, у него густая копна черных волос и большие печальные глаза. Однако в прессе иллюстрации нещадно критикуют за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость». В Москве Врубель создает свою собственную сказочную вселенную: с русалками, птицами-сиринами, былинными героями и принцессами-грезами — в самых разных техниках, включая керамику, фрески, витражи. Но в 1894 году он снова возвращается к «Демону» — в образе скульптуры и с испуганным страдающим выражением. Голова демона.

Это были предвестники нейросифилиса — тяжелого бактериального поражения головного и спинного мозга. Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение. Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку».

С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным». В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения.

Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля

Многие детали плохо прорисованы художником и замысел картины до конца не ясен. Картина наполнена движением - такое чувство, что вместе с демоном движутся и Кавказские горы, и снег, который укутал вершины горного хребта. Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год. Фото: соцсети Наконец, создание последнего демона - «Поверженного» - стало кульминацией в драме жизни художника. По свидетельству современников, над этой картиной художник трудился со страшным напряжением.

Каждый день он пишет по 14 часов в день, при тусклом освещении, почти не покидая пределов своего дома. Во время работы они почти ни с кем не общался и не желал принимать гостей. Много раз он переписывал картину, портя при этом, по мнению коллег по кисти. Михаил Врубель.

Но, между тем, критики и художники больше всех клеветали именно на Врубеля за "непонимание Лермонтова", за безграмотность и даже за неумение рисовать. Хотя сам Врубель говорил как-то Репину: "Ты не рисуешь, а срисовываешь. Стасов, этот критик-самолюбец, назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников Серов, Коровин и ценителей понимали значение уникальных рисунков Врубеля, их гениальность и адекватность произведениям поэта.

Никто из других иллюстраторов Лермонтова не подошел к его творческому и философскому наследию поэта так близко, как это удалось художнику, заколдованному лермонтовским «Демоном» и своим собственным. После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда.

Идея эта очень созвучна эпохе романтизма, а символизм, представителем которого и родоначальником стал Врубель у нас в живописи, на новом этапе эту волну возрождает. Ощущение прозрачного хрусталя, в который заключена душа, — это идея была особенно ярко явлена еще в эпоху романтизма, когда и в поэзии, и в живописи этого времени например, в женских портретах Кипренского есть очень ясное ощущение того, что душа, как в плену, заключена в телесной оболочке, она тоскует о той небесной родине, которую когда-то покинула. Это пребывание как бы на границе двух миров очень ощутимо в картине Врубеля.

Ощущение тоски о чем-то несбыточном, чью реальность ощущает персонаж картины, кем бы он ни был, душа ли это или действительно демон, потому что, как бы то ни было, мы живем в эпоху христианской культуры, когда уже другой смысл придается этому слову, и зритель, и сам Врубель не могли, конечно, не впитать это сознание. И здесь перед нами персонаж, как говорил сам Врубель, «скорбный и страдающий». Очень многие историки искусства совершенно справедливо сравнивали этот образ с лермонтовским, который действительно был исходным мотивом для Врубеля. Это был любимый поэт художника. Он знал «Демона» наизусть, он цитировал его постоянно, и многие сценки ставились им еще в Академии художеств по его инициативе на тему «Демона». И здесь тот самый образ, о котором мы читаем у Лермонтова: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик — о нет!

Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет! И хотя в данном случае действительно это вечер, закат, но тем не менее это не мрак, а еще свет. И, наверное, не такое очевидное сопоставление, но тем не менее оно тоже здесь приходит в голову. Это другое стихотворение Лермонтова, которое все мы в школе еще с вами учили: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. То есть познание порождает сомнение, а сомнение создает состояние бездействия, потому что непонятно, куда идти.

И вот это драматическое противоречие, которое здесь уже очень ясно ощутимо, тоже становится важной темой в образах Демона, которые создает Врубель на протяжении всей своей жизни, возвращаясь к ним и в акварелях, и в иллюстрациях к Лермонтову, которые до сих пор остаются непревзойденными, и в скульптурных образах. Предельная меланхолия: параллели с «Падшим ангелом» Одилона Редона Опять же неоднократно приводилось сравнение среди историков искусства того состояния, в котором пребывает Демон, состояния тоски о несбыточном, о непонятном, о недостижимом, со знаменитой гравюрой Альбрехта Дюрера, которая называется «Меланхолия». Множество инструментов, как видим мы здесь, и научных, и иных, казалось бы, способны разобрать мир буквально по мелким частичкам, по косточкам, и тем не менее фигура пребывает в состоянии глубокой неудовлетворенности и непонимания того, куда идти дальше, потому что все эти инструменты, видимо, уже использованы. И вот это состояние тупика некоего, когда все использовано для того, чтобы мир познать, но тем не менее он остается непознаваемым, ощущается в гравюре. Это, кстати, и тема Фауста, и цена познания. Тема Фауста — это тоже тема, которую затрагивает Врубель в своих знаменитых панно в особняке Алексея Викуловича Морозова.

Похожая есть работа у Одилона Редона, одного из ведущих символистов западноевропейских, которая носит то же самое название, что и работа Дюрера. Она также называется «Меланхолия». Здесь, как и в «Демоне» Врубеля, мы видим женскую фигуру, которая словно пребывает где-то на вершине мира. Солнце буквально всходит за ее спиной, как огромный нимб. Но тем не менее сама фигура также пребывает в состоянии печали, некоторой опустошенности, разочарования, после которого непонятно, куда идти дальше. И еще один вариант Демона, и это уже действительно Демон в данном случае, Одилона Редона, который создает свою работу на тему, сходную с Врубелем.

Картина написана в 1880 году, то есть за 10 лет до «Демона сидящего» Врубеля. И вот здесь очень интересно привести слова о несохранившемся, первом варианте Демона, которого мы, к сожалению, увидеть уже никогда не сможем, он был уничтожен самим художником. Но его видели очень многие современники, и многие были этим образом потрясены. Здесь перед нами слова Владимира Дедлова — это один из писателей, который под псевдонимом Кигн создавал свои книги. Вот что он пишет об этом несохранившемся, первом варианте Демона Врубеля: у него было «одутловатое скопческое лицо без возраста, выпуклые тусклые глаза с безумным выражением тупой, холодной, но невыразимо тяжкой тоски. На безобразном неподвижном лице — та же печать каменного отчаяния».

Тамару погубил такой Демон, а не неосторожная интрижка с черноусым восточным человеком. И здесь видно, что Одилон Редон, вероятно, пошел тем самым путем, от которого Врубель в конце концов отказался. Он пишет падшего ангела как того, кто сгустил, затемнил свою светоносную материю — потому что Люцифер означает «несущий свет», то есть изначально он был несущий свет, — а здесь перед нами существо даже неприятное на вид, почти с дебильным оттенком на лице, с косным телом, которое словно не владеет само собой. Это то, от чего Врубель отказался, но что тоже может быть в этой теме, и именно к этому обращается Одилон Редон в своей работе. Еще знаменитейшая работа на тему Люцифера, как раз на тему Демона, то есть Демона уже именно в его дьявольском смысле, — это работа Франца фон Штука, знаменитого художника, который был одним из самых известных мастеров своей эпохи среди символистов. Вот его Люцифер.

Он совершенно иной, чем у Врубеля. И здесь видно, что он очень театральный, что здесь почти театральный свет, прямо прожектор ощущается за его спиной. Видно опять же очень хорошо, что он написан с натурщика. Этюд натурщика здесь вы видите рядом. Это знаменитый силач того времени, который послужил моделью. Глаза светятся опять же как прожекторы.

Но образ, конечно, достаточно литературный, театральный. Мы видим, что это просто постановка, а не Люцифер настоящий. Жесты раздумья и созерцания И еще одно сопоставление, которое тоже важно для Демона Врубеля, — это «Мыслитель», потому что, как уже говорилось, это процесс познания прежде всего, процесс познания души, путь души на этом пути познания. И «Мыслитель», уже самим своим названием направляет нас в эту сторону. Он здесь представлен в схожей позе с Демоном в картине Врубеля. Но здесь жест его руки совершенно иной.

Разница жестов достаточно значимая, потому что прижатая к подбородку рука — это древнейший символический жест. Это олицетворение именно раздумья, причем не вообще раздумья, а созерцания, то есть раздумья о том, что невидимо, что, может быть, непознаваемо, что можно увидеть только внутренним взором. Мы знаем в античности много тому примеров, вот, например, два известнейших из них. Справа здесь надгробие юноши с реки Илисса, где мы видим могильную плиту как некую границу, как место встречи живых и мертвых, и юношу, в образе которого предстает умерший, хотя он мог быть и стариком, когда он ушел в иной мир, спящего мальчика как олицетворение смерти, и старика, который приходит как представитель живых к этой могиле. Он изображен с этим жестом прижатой к губам руки, с жестом созерцания, потому что понятно, что физическими очами он не может увидеть своего сына или отца, который ушел в иной мир, кто похоронен здесь под этой плитой, но, созерцая внутренним взором, он его увидеть может. Именно такой жест созерцания мы видим здесь.

Или вот одна из помпейских фресок из Дома трагического актера, где актер, который дал название этому дому, представлен с тем же самым задумчивым жестом созерцания, и перед ним трагическая маска и, вероятно, созерцание той роли, которую ему предстоит играть. В нашем искусстве есть известнейшие примеры такого сосредоточения, раздумья, выбора, на пути которого оказываются и человек, и Иисус Христос в картине Крамского. Это две знаменитых картины в русском искусстве, которые появились одновременно: портрет Достоевского Василия Григорьевича Перова и «Христос в пустыне» Крамского, которые потрясли зрителей они появились на одной и той же передвижной выставке 1872 года именно вот этим совпадением пластической формулы, позы, вот этих напряженно сцепленных рук, углубленного в себя взгляда. В них видна предельная концентрация мысли, энергии, всех сил, какие есть в человеке, чтобы пройти достойно тот путь, который выбран. Что касается позы Демона и жеста его руки, то он не повторяет ни один, ни второй. Жеста созерцания здесь нет, как мы с вами видим.

Но это и не тот жест сцепленных рук, который мы видели с вами только что у «Христа в пустыне» или у Достоевского. Видно, что здесь эти руки готовы расцепиться. Это пребывание не просто на границе, это не сосредоточение всех сил, а это пребывание на грани, если человеческую аналогию употребить, сна и реальности, когда расслабляются все мышцы, и если мы, скажем, подпирали рукой голову или какой-то еще у нас был жест, который требовал сосредоточения, то руки постепенно расслабляются и падают в том направлении, которое им подсказывает само тело. И вот здесь мы видим, как руки словно расходятся постоянно. И, кстати, это тоже напоминание о крыльях, которых здесь нет, но руки могут развернуться, раскинуться и стать этими крыльями. А сама форма, которую мы видим здесь на фрагменте, напоминает своего рода пропасть, куда падает наш взгляд и куда падает, возможно, и энергия, выраженная в этой картине.

Демон непонятый: иллюстрации к поэме Лермонтова И, пожалуй, один из самых потрясающих рисунков, который создан в том же самом 1890 году, — «Голова Демона». Она направлена здесь в другую сторону, чем это изображено в «Демоне сидящем». Это значимое несовпадение, потому что правое и левое для нас всегда имеют свои образные смыслы и свое эмоциональное воздействие на то, как мы воспринимаем произведения. Это достаточно большой рисунок. Он был и на последней выставке Врубеля в 2021-2022 году, и вообще достаточно часто появляется на графических выставках работ из Третьяковской галереи. Бумага тонированная, как видите, цветная, которая уже словно поток золотого света, образ этот создает, поскольку бумага всегда своим цветом изображает свет в графике.

Это особенность именно этого вида искусства. Уголь и сангина, то есть мягкий, наподобие пастели, карандаш теплого оттенка. А вот если мы присмотримся к тому, как сделан этот рисунок, он сделан необычайно скупыми, лаконичными средствами.

Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик. Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве. На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи. Эти образы так занимают Врубеля, что он создает отдельный этюд — «Ангел со свечой и кадилом», один из самых нежных и поэтичных. Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г.

Справа — «Богоматерь с Младенцем», 1885 г. Большое впечатление на него произвела и постановка одноименной оперы А. Постепенно кристаллизуется главная тема художника, прошедшая сквозь все его творчество: образ Ангела — вестника иных миров, и Демона — ангела отпавшего, искусившегося, утратившего блаженство. На исходе киевского периода интерес художника явно переходит к последнему. Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. Это была первая картина в русской живописи не считая иконной , где художник обратился к образу, не принадлежащему эмпирической реальности, хотя и представленному в натуроподобном облике. Врубель хотел сделать зримым, явственным, осязаемым то, что было нематериально по своей природе — томление человеческой души. Именно так — «душа», -переводится слово «демон» с греческого, и так понимал свой образ сам автор, говоривший, что у нас его неверно путают с «рогатым», то есть дьяволом.

Шестикрылый Серафим. Его Демон — отверженный и одинокий, олицетворение мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, но не находящего ответа на свои вопрошания ни на земле, ни на небе. Он и пристал где-то между землей и небом: ландшафт, в котором изображен Демон, ирреален. Здесь вечный сумеречный или закатный свет: «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Вокруг поднимаются нездешние цветы, подобные твердым кристаллам. Сам Демон неподвижен — словно камень, его титаническая фигура скована бездействием. Он не смотрит на нас: как истинно романтический герой он погружен в свои думы. Удивительный эффект создаёт сама техника Врубеля — столь же новая, как и тема его полотна.

Необычно крупные, разнонаправленные яркие цветные мазки, структурирующие изображение, не имеют ничего общего ни с академическим письмом, ни с передвижнической манерой, ни с импрессионизмом. Последний уже практикуют его друзья, Серов и Коровин. Но Врубеля не интересует мимолетное. Он углубляется в надмирное, в вечность. Технику Врубеля сравнивали с мозаикой, витражом, с работой скульптора. Контраст между «бесплотностью» самой идеи и скульптурной осязаемостью, «вырубленностью» форм на картине создаёт гипнотический эффект. Пройдет почти 10 лет — напряженной творческой работы, скандального дебюта на Нижегородской выставке, где его панно будут отвергнуты жюри Императорской Академии художеств, — прежде чем он напишет следующего, «Летящего Демона». Исполненный мрачной решимости, совершает свой полет над горами и целым миром внезапно пробудившийся к действию герой.

Исследователи отмечают, что нет ни одного подготовительного эскиза к этой картине, но настолько был велик потенциал этой темы внутри художника, что она могла актуализироваться в любой момент. Дворик зимой. Полотно осталось не завершенным до конца, но эта «нон-финитность», уже ставшая знаком врубелевских произведений, здесь «работает» особенно остро. Незакрашенные куски холста, орнаментальные изломы края плаща Демона, детально вылепленная голова с сапфировыми очами и «теряющиеся» части фигуры образуют резкие перепады, заостряя как бы балансирование образа на грани бытия и небытия.

«Демоны» Михаила Врубеля

Картины демонов Михаила Врубеля: описание, фото, анализ, история создания картина из серии иллюстраций к поэме Лермонтова, начатых в 1900-е годы.
Михаил Врубель. Демон летящий Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника.

Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера

Возможно, Врубеля разочаровала тема, возможно, в процессе воплощения замысла в жизнь вдохновение покинуло художника. Но ясно одно: картина была заранее хорошо продумана. До наших дней даже дошли некоторые эскизы. На картине Врубеля «Демон летящий» изображена гористая местность и посередине фигура героя. В отличие от первого творения, второй образ стал менее аллегоричным и менее детальным. Фигура на картине еле очерчена. А вот складки плаща и фон хорошо проработаны. Демон летит между небом и землей, рассекая узкое пространство, отведенное ему автором.

Свобода, которую олицетворяет собой персонаж, выглядит слишком сжато. Изображая летящего демона, Врубель размышлял о смене эпох. К нему уже пришла слава, его картины с успехом экспонировались за рубежом. Но почему-то будущее представлялось художнику чем-то серым и неуютным. Вероятно, второй раз Врубель опять писал свое душевное состояние. Но если в первый раз он смог ясно выразить свои чувства, то вторая попытка явно не удалась. Никакой конкретики, все серо и размыто.

Хотя вероятность того, что именно такое состояние и было у художника, очень велика. Поверженный Последний демон, которого написал художник, стал для него пророческим. Как всегда, создавая своего мифического персонажа, Михаил Александрович выворачивал наизнанку свою душу. В то время, когда писалась картина, в жизни художника происходили перемены. И они не были радостными. Написанный Врубелем «Демон поверженный» имеет серую цветовую гамму. Оно и неудивительно.

Художник страдал от психологического расстройства и поэтому постепенно терял зрение. Сложно представить, как с этим можно справиться. Но художник держался до последнего. На картине Врубеля «Демон поверженный» персонаж изображен в странной позе и с явно искореженным лицом. Когда в первый раз картина экспонировалась на выставке, она получила большой шквал негативных отзывов. Даже друзья художника заметили, что демон слишком непропорциональный. Возможно, именно эти замечания заставили Врубеля еще не раз прийти на выставку и прямо там перерисовывать своего персонажа.

Говорили, что демон менялся на глазах, принимал разные позы, да и выражение его лица менялось день ото дня. Делая анализ картины Врубеля «Демон поверженный» нельзя не сказать о фоне, на котором расположился персонаж. Горное ущелье выглядит как могила, а разбросанные рядом перья от крыльев должны были показать зрителю, что чем выше человек заберется, тем больнее ему будет падать. Действие картины разворачивается на фоне заката. Этот символический фон подводит черту под жизнью демона и Врубеля. Есть мнение, что художник хотел показать своим демоном несокрушимость его в жизни каждого человека. Даже несмотря на то, что герой пал, он все еще дышит и будет жить.

Но впечатление полотно производит такое, что кажется, будто демон слишком слаб и умрет с минуты на минуту. Но не стоит отрицать того факта, что художник так и не смог завершить начатой задумки, так что сейчас у зрителей нет возможности полюбоваться на то, что должно было получиться в итоге. Демоны в творчестве У каждого человека есть внутренние проблемы, и все с ними борются по-разному. Одни ходят к психотерапевту, другие ведут дневник. Демоны в творчестве Врубеля занимают центральную позицию по той причине, что это были образы его души. Как признавался сам художник, ему не раз становилось легче после того, как он изливал свою душу на холст. Но почему же Врубель ассоциировал своего внутреннего жильца с демоном?

Дело в том, что художник не считал этого персонажа чем-то злым или порочным. Для Врубеля демон — это не черт и не дьявол. Это падшее существо, которое пытается найти свое место в этом мире. Согласитесь, аллегорично. Если посмотреть на всех демонов, написанных художником, можно проследить душевное состояние их автора.

Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом [3]. Картина выполнена в мрачных [1] коричневатых тонах. Картина не завершена.

Тайна этой картины открылась только перед выставкой: исследователи обратили внимание на один из рисунков, который считали эскизом к «Демону поверженному». Он словно совмещал композицию поверженного демона с колоритом демона летящего. А голова была расположена неестественно, она была вклеена позднее. Стало ясно: Врубель менял положение головы своего персонажа. Догадку подтвердило экспресс-исследование в ультрафиолетовых лучах: все полотно светилось одним тоном, а голова и большое пятно рядом с ней — другим. Это означало, что эти два фрагмента были переписаны Врубелем. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного.

Первая работа была словно эскизом или первым подходом ко второй: для Врубеля реинкарнация мотива — распространенный прием. О сирени, к которой Врубель возвращался неоднократно, говорили, что в ней он нашел лиловый сумрак ночи для своих демонов. Одна из двух больших представленных на выставке работ со сходными композициями девушка и огромный куст сирени не закончена. Художник писал ее с фотоснимка, но увлекся и «забыл», что это портрет, оставив фигуру внизу холста недописанной. Зато наверху из сирени вышла другая, неопознанная фигура. До 1955 года сирень показывали зрителям без этой фигуры: на картине до сих пор можно заметить складку, часть за которой была скрыта рамой по желанию покупателя — Ивана Морозова. Перламутровая раковина «Морское ушко».

Осенью 1904 года Врубелю подарили большую жемчужную раковину в качестве пепельницы. Художник был восхищен и сделал около 30 рисунков, большинство — на двусторонних листах. Работа только углем и карандашом, он хотел передать цвет, надеясь, что когда-нибудь зритель научится видеть переливы раковины в черно-белом изображении, как видел он сам. Конечно, он посылал Забеле-Врубель кусочки ее партии, но целиком оперы Врубель не видел. Очень ему было интересно видеть, что возникает на полотне. Так что, возможно, именно это полотно во многом способствовало созданию царевны-лебедь». Интересно, что, в отличие от сегодняшнего зрителя, большеглазая девушка-лебедь совсем не была символом чистоты.

Рассказывали, что это взбесило жену губернатора: она пришла в церковь и уже начала молиться, но, вглядевшись в черты Богоматери, закричала: «Это еще что! Я должна Милке Праховой молиться? Где этот богомаз? Безумства во славу любви Врубелю запретили работать в храмах. Другой работы в то время для него в Киеве не было. Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь. Он принялся творить безумства во имя Эмилии: мог раздать нищим дорогую одежду, поражал прохожих, появляясь на улице раскрашенным во все цвета радуги, приносил в подарок Эмилии свои картины, а если она отказывалась от них — на ее глазах уничтожал их. В конце концов, Врубель попал под суд. За долги.

Чтобы расплатиться с кредиторами, ему пришлось работать на стройке маляром. Кроме того, великий Врубель натирал полы в забегаловках и кабаках... Уничтожить нельзя увековечить Роковая любовь буквально сводила его с ума — такая уж натура была у этого человека: страстная, чувственная, эмоциональная. В какой-то момент, ненадолго придя в себя от наваждения, он решил: если любимая не отвечает взаимностью и продолжает терзать его, нужно ее уничтожить! И он сделал это — так, как это мог сделать один только Врубель. Он написал своего первого Демона. С лицом и невероятными глазами обожаемой Эмилии. Оценить эту работу смог только отец художника: впоследствии он рассказывал, что картина вызывала у зрителя настолько сильный ужас, что сам автор не выдержал и на следующий же день уничтожил ее. Приехав в Москву, он знакомится с Саввой Мамонтовой — известным меценатом, способным с первого взгляда распознать талант.

Он и распознал: предложил Врубелю проиллюстрировать поэму «Демон» для юбилейного сборника Лермонтова. Это оказалось попаданием в «десятку».

Михаил Врубель. Демон летящий

Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи Богоматерь с Младенцем.
Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман.

Врубель летящий и Врубель поверженный

В 1899 году Врубель бросает, не закончив, «Демона летящего». 1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова.

Sorry, your request has been denied.

Врубель летящий и Врубель поверженный Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова.
Врубель. Его ангел и демоны | Литературное обозрение Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Летящий Демон.

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

hudozhnik Mihail Vrubel 33 1024x364 Михаил Александрович Врубель. Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в небогатой, но порядочной дворянской семье. Картина Врубеля "Летящий демон.

Демоны Михаила Врубеля

Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий 1890, 116.5×213.8 см. Осенью 1889-го Врубель переселился в Москву, где через год закончил первого «Демона». Летящего демона Михаил Врубель писал, как часть из серии иллюстраций для поэмы Михаила Лермонтова «Демон». К теме Демона Врубель обращался неоднократно, а в последние годы его жизни она стала центральной в его творчестве.

Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля

Врубель оказывается в психиатрической больнице, из которой он теперь будет возвращаться в обычную жизнь лишь ненадолго. Демон поверженный. Так считали не только отрицатели творчества Врубеля, провозгласившие его «вождем декадентов», но и некоторые из сочувствовавших и ценивших его критиков. Но близко знавшие Врубеля друзья К. Коровин, Н. Прахов отвергали эти домыслы, утверждая, что в натуре Врубеля совершенно не было ничего демонического. Пытался ли Врубель «воспеть зло», эстетизировать его? Ответ зритель будет находить каждый раз сам, но нам он представляется отрицательным.

Если это образ человеческой души, то она — арена вечной борьбы: «тут дьявол с Богом борется», по слову Достоевского. Финал открыт и часто трагичен. В мучительном противоборстве «демонического» и «ангельского» в искусстве Врубеля, а порой — в их слиянии до неразличимости, — отразилась не только личная драма художника, но весь трагический излом эпохи Серебряного века. Врубель и его раковина. Болезнь как путь смирения Раковина «Морское ушко». Государственный Русский музей, СПб. Звучит парадоксально, но может быть, именно после катастрофы начинается самое драгоценное в творчестве художника — когда его физические возможности оказались сильно ограниченными.

Мир человека в болезни резко сужается — до комнаты в лечебнице. Смятая постель, брошенный на стул плед, стол со стаканом воды и подсвечником. Лица врачей и санитаров. Это то, что теперь окружает художника. Глобальные замыслы и мифические образы отдалились, холсты и краски стали недоступны. Но у Врубеля есть карандаши и бумага. И его прежнее кредо — «культ глубокой натуры», которое разворачивается теперь в новом аспекте.

Он достигнет небывалого максимума самыми скупыми средствами и сможет передавать в черно-белом рисунке все оттенки фактуры и переходы тонов, но главное — внутреннюю, «сущностную» структуру изображаемой вещи или лица — с помощью сеток штрихов, положенных на лист с хирургической точностью. Конец 1904 — начало 1905 гг. Государственный Русский музей И нет, наверное, ничего более пронзительного, чем его «Бессонница» и зимние виды из окна — заснеженный палисадник и край улочки с крышами домов и деревьями, протягивающими сухие ветки через забор. Из необычного у Врубеля при себе — раковина. То есть, она тоже безделушка в сущности — красивая большая перламутровая пепельница, которую ему подарили. Он начинает ее рисовать — больше, чем в натуральную величину, — добавляя к графитному карандашу черную пастель, иногда — акварель и белила. Получилась серия, где художник бросает вызов самой необходимости пользоваться красками для передачи цвета.

Он даже утверждает, что «художники в будущем их совсем забросят, и публика в конце концов научится видеть в этих рисунках краски, как я их теперь вижу». Что ж, Врубель действительно научил нас и этому, но магия его мастерства простирается много дальше. Художник властно «захватывает» зрителя и погружает в стихию природных и духовных метаморфоз. Раковина Врубеля — это целая вселенная, зарождающаяся на наших глазах.

Его женой стала настоящая оперная дива и красавица — Надежда Ивановна Забела, любимая певица Н.

Римского-Корсакова, писавшего партии для ее голоса. Художник увидел ее в впервые на сцене в спектакле «Гензель и Гретель» и сразу сделал предложение. Свадьба состоялась в Женеве в 1896 году. Надежда Ивановна оставалась верной спутницей и музой художника до его последних дней; много раз он воплощал ее образ в живописных и графических портретах. В «Царевне-Лебедь» 1900 , одной из самых знаковых картин Серебряного века, Забела представлена в своей заглавной роли в опере «Сказка о царе Салтане».

Сочувствие, а затем и признание искусство Врубеля найдет благодаря деятельности объединения «Мир искусства», на выставках и в журналах которого начнут появляться его произведения. Бенуа посвятит отдельную главу творчеству художника в своей «Истории русской живописи в XIX веке». В 1905 г. Врубель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще». В начале 1906 года художник окончательно потерял зрение.

Его последняя работа -оставшийся незавершенным портрет В. На похоронах Александр Блок произнес надгробную речь: «…перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, — я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим, и это заставляет нас произнести бедное, невыразительное слово: «гениальность». Ангелы и демоны, а поле битвы — сердце человека Демон сидящий. Реставратор Адриан Прахов пригласил его, подающего надежды студента Академии, поновить фрески XII века в Кирилловской церкви — прописать контуры, восполнить утраты.

При этом отдельные фигуры и даже целые композиции художник создал сам по византийским образцам, стилизуя древнюю живопись. Одна из таких фигур — Ангел с лабарами. Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик. Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве. На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи.

Эти образы так занимают Врубеля, что он создает отдельный этюд — «Ангел со свечой и кадилом», один из самых нежных и поэтичных. Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г. Справа — «Богоматерь с Младенцем», 1885 г. Большое впечатление на него произвела и постановка одноименной оперы А. Постепенно кристаллизуется главная тема художника, прошедшая сквозь все его творчество: образ Ангела — вестника иных миров, и Демона — ангела отпавшего, искусившегося, утратившего блаженство.

На исходе киевского периода интерес художника явно переходит к последнему. Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. Это была первая картина в русской живописи не считая иконной , где художник обратился к образу, не принадлежащему эмпирической реальности, хотя и представленному в натуроподобном облике. Врубель хотел сделать зримым, явственным, осязаемым то, что было нематериально по своей природе — томление человеческой души. Именно так — «душа», -переводится слово «демон» с греческого, и так понимал свой образ сам автор, говоривший, что у нас его неверно путают с «рогатым», то есть дьяволом.

Шестикрылый Серафим. Его Демон — отверженный и одинокий, олицетворение мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, но не находящего ответа на свои вопрошания ни на земле, ни на небе.

Поделиться: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу ещё со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном. Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате.

Мифические сущности, по мысли художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому?

Голова ангела изображена в более темном тоне в отличии от всего туловища. Огромные черные глаза, острые черты лица, обрамляемого черными, как смоль волосами. Угадываются фрагменты черных крыльев, состоящих из настоящих перьев. Как и многие работы мастера, картина осталась незавершенной.

Мастер хорошо проработал фон, представляющий собой типичный кавказский пейзаж. Что касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею, пожалуй, можно только угадать. Работа выдержана в суровом колорите коричневых и серы тонов. Атмосфера тревоги и надвигающейся трагедии создана автором.

Демон словно продвигается по узкому пространству между небом и землей. Он уже ограничен в перемещении, а впереди его ждет полное поражение. Великолепно передана фактура складок одеяния героя, а вот контуры тела лишь намечены схематично. Мастер пытался добиться гармонии между фигурой демона и окружающим его пейзажем.

Для художника демон — символ противостояния всему, непокорности и отважной защиты своих убеждений, вопреки всем авторитетам. Свобода — главное для мастера в его герое. Коричневые тона — отсылка к оперению орла. Причины по которым автор оставил работу незаконченной, остались неизвестными.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий