Новости акулина карповна лыкова

Однако через 3 года после того, как мир узнал о существовании Лыковых, а именно в конце 1981 года один за другим скончались сразу 3-ое детей Карпа и Акулины: Дмитрий, Саввин и Наталья. Главная» Новости» Агафья карповна лыкова последние новости. Агафья Лыкова с соседом Ерофеем Седовым Агафья Карповна снялась в передаче «Один дома», там она рассказала о своих отношениях со старовером Иваном Тропиным.

Часть ракетоносителя нашли на заимке Агафьи Лыковой

Последняя представительница заимки Лыковых и героиня документальной повести советского журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова о семье старообрядцев-отшельников. последний ребёнок в семье старообрядцев часовенного согласия Карпа Осиповича и Акулины Карповны лыковых. К моменту обнаружения геологами таежных жителей было пятеро – глава семейства Карп Осипович, сыновья Саввин, Димитрий и дочери Наталья и Агафья (Акулина Карповна умерла в 1961 году). В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства Акулина Лыкова — она умерла в 1961 году.

Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году

Хотя еще раньше, по поручению Олега Дерипаски, Агафье построили новое жилище, но она очень горевала именно по родительскому. Поэтому мы его постарались быстро восстановить. Агафья очень вкусный хлеб печет. На Новый год, когда я был у нее с сыном, она испекла каравай, угостила… - Рецепт вы у нее не взяли? Она говорит, что надо его готовить с молитвой и все. Вот так. Фото из личного архива О чем молится таежная жительница - А о чем молится? Она рассказывает? Мы стараемся не обсуждать вопросы веры, но она считает, что надо быть с Богом.

Она рассказывает о животных, которые приходят. Регулярно к ней наведываются лисы, росомаха заходила, волк когда-то заглядывал. Марал, косули. Особенно она серчает на медведя, который раскапывает ее огород. И своей уверенностью. Ну, еще собака у нее есть. Ее не удивляет, конечно, появление диких зверей — в тайге живет. Но она переживает за домашних животных: за коз, за собачку, за кошек.

Как признавались сами старообрядцы, они почти не болели, разве что иногда страдали от легких травм да «простуд». Мало того, по словам профессора Игоря Назарова, который не раз приезжал к отшельникам, они выглядели моложе своих «цивилизованных» сверстников на 10, а то и на все 15 лет. Однако через 3 года после того, как мир узнал о существовании Лыковых, а именно в конце 1981 года один за другим скончались сразу 3-ое детей Карпа и Акулины: Дмитрий, Саввин и Наталья.

Геологи предлагали лекарства для больных, но их отец отказался от помощи, сказав, что каждому человеку определенный срок отмерен свыше. Тогда в живых остались только сам Карп Осипович и его младшая дочь Агафья. Хотя, если исходить из результатов исследований ученых, они тоже рисковали умереть.

Почему это произошло? Как выяснил Игорь Назаров из рассказов Карпа Осиповича и Агафьи, все они заболели приблизительно в одно и то же время. У всех наблюдались схожие симптомы: жар, озноб, затрудненное дыхание.

Исходя из этих признаков, Назаров сделал вывод о том, что причиной смерти Дмитрия, Саввина и Натальи стало воспаление легких. Однако главным фактором, который и повлек за собой преждевременный уход 3-х Лыковых, по мнению академика, явился их образ жизни, а именно изолированность от внешнего мира.

Их поселок звался в документах «Верхняя кержакская заимка». Восстановил те драматические события автор книги «Лыковы» Тигрий Дулькейт. Его отец, биолог Георгий Дулькейт, руководил научным отделом Алтайского заповедника. Заимка оказалась на его территории. Начальство объявило староверам, что жить им здесь нельзя — в заповеднике запрещена охота и рыбная ловля.

Кержаки разбрелись кто куда. Лишь Евдокиму Лыкову разрешили остаться: жена Аксинья ждала ребенка. К тому же он согласился работать в охране заповедника. Но был анонимный донос, дескать, Лыков — браконьер, всех зверей перебьет. Братья копали картошку Карп приехал помочь Евдокиму и не сразу заметили вооруженных людей: черные галифе и гимнастерки, на головах черные же остроконечные шлемы. Такую форму ввели в заповеднике недавно, Лыковы про нее не знали. Братья бросились к избе.

Русаков вскинул винтовку. Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной. Чтобы выгородить себя, охранники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп отказался подписать «ложную бумагу». Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили.

Жуткие тридцатые годы. Застрелили — значит, виноват. Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше.

Потому и увел семью в «пустынь» — верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья — и никаких дорог. Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника.

Был схвачен отрядом красных, ранен, бежал.

И уже после этого появился в Тишах. Конечно, об этом тогда никто не знал. Всё вскрылось значительно позже. В биографии этого человека были и сталинские лагеря, и штрафной батальон во время Великой Отечественной, немецкий плен и концлагерь, затем опять лагерь, но уже советский.

Последние лет тридцать Исай Назарович жил в глухой тайге на Енисее. Эта заимка была скрыта от случайных людей и властей даже тогда, когда «Таёжным тупиком» зачитывалась вся страна. Четыре года не дожил до своего столетия этот, воистину, уникальный человек. Посчастливилось читать его дневники, в которых он описывал не столько свою жизнь, сколько пытался проникнуть в исторический смысл и трагедию раскола и излагал свои взгляды на современную историю.

Обладавший энциклопедическими знаниями и совершенной памятью, он цитировал целые абзацы не только из древних церковных, но и светских книг по истории и философии. За сеном А пока отряд из трёх человек и двух вьючных лошадей на четвёртые сутки добрался до устья речки Каирсу. Два дня ушло на поиски подходящего места для будущего посёлка. Из опасения быть вскоре обнаруженными в пойме Абакана смотреть не стали.

Решили исследовать отлогий юго-западный склон горы. Преобладание в первой трети осинника указывало на плодородные земли. И темнеющий кедровый ложок, пересекающий узкой лентой склон, явно указывал на наличие в этом месте ручья. Вскоре нашли подходящую поляну и единогласно признали — лучшего места для заимки не найти: земли хорошие, вода рядом.

Лес под пашни, конечно, придётся корчевать, а для скотины сено можно накосить в пойме. Уже перед сном Исай засомневался: не слишком ли близко от Тишей? Если там начнут организовывать артель, то могут и сюда добраться. И предложил поискать ещё где-нибудь выше по Абакану, на что Степан ответил: — По Абакану вряд ли найдём, а вот если перевалить Сельгинские гольцы и по Чульче — точно можно спрятаться.

Вот только времени это займёт немало — туда неделя и обратно. Полмесяца получается. Посадку сделали, а к покосу в самый раз управимся, — включился в разговор Карп. Когда с Софоном отряд проводили, я присмотрел там одно местечко.

Река Еринат На том и порешили. С первыми лучами солнца завьючили лошадей и двинулись дальше. Ближе к вечеру вышли на слияние Сектыозека, Ерината и Абакана. На следующий день Степан с Исаем занялись рыбалкой, а Карп пошёл осмотреть окрестности.

Перед уходом старшой посоветовал: — Карпа, видишь на солнцепёчном склоне за Еринатом прилавочек? Сходи туда, глянь. Сразу понравилась ему эта, хоть и небольшая, но уютная терраса. Поднялся на склон, поковырял посохом землю — чёрная.

От холодных северных ветров надёжно закрывает вставший стеной Ярышкольский голец. И вода рядом. А с реки не сразу бросается в глаза несведущему человеку этот прилавок. Что-то подсказывало ему: ещё не раз вернётся гонимый на слияние трёх речек.

И не знал, конечно, что именно здесь, много лет спустя, догорит лучина его жизни и предстанет на высший суд душа раба Божия Карпа. А мужики, тем временем, наловили на ямках рыбы и, соорудив из таловых прутьев коптильню, развели дымный костёр. Когда вернулся Карп, разложенные на сетке харюза начали аппетитно румяниться. Рассказал за обедом Карп про полочку над Еринатом, и что места там только на две семьи с хозяйством.

Может по малой воде в конце августа и можно, но шибко наломаешься и измокнешь, а с конями точно не пройти, — объяснил старший брат. Утром следующего дня собрали явно потерявшую за ночь в весе подсушенную и подвяленную рыбу, упаковали в походные берестяные чуманы и завьючили коней. Подъём в горы и, правда, оказался легче, чем предполагал Исай. По самой гривке шла зверовая тропа, проложенная маралами и медведями не за один век, так что к обеду выбились в гольцы.

Дальше путь пролегал строго на юг, через водораздельный и пограничный с Алтаем хребет Тудой, потом — верховья речки Кыги и далее оставалась последняя, и самая сложная преграда — Сельгинские пики. За неделю мужики одолели этот непростой маршрут. Благо, всё это время стояла хорошая погода. Уже на спуске в Чульчу, на уровне альпийских лугов путники встретили троих конных алтайцев.

Положили руки на карабины, но увидев дружелюбно улыбающегося старика, немного успокоились. Конечно, бороды и домотканая одежда за версту указывали кто перед тобой. Вот с сыновьями за мясом поехали, — объявил старший. Поди, про лыковскую заимку слыхали?

Далеко вас, однако, занесло. Видать неспроста тайгу столько дней топчите? У ближайшего ключика развьючили коней, давая отдохнуть и попастись на сочных гольцевых травах. Развели два костра и ужинали отдельно.

Алтайцы по этому поводу вопросов не задавали — знали обычаи староверов. После ужина и вечерней молитвы подтянулись мужики к костру чулышманцев для общения. Познакомились: отца звали Ена, а сыновей он представил на русский манер — Петряй и Санька. Парни по-русски говорили плохо, потому больше молчали и только в непонятных местах просили отца перевести.

А разговорчивый дед был не прочь на сон грядущий язык почесать, да и новости с Абакана узнать, чтобы рассказать потом землякам. Поведал Степан, по какой такой нужде перевалили через две гряды. И про артели рассказал, и про то, как: община послала их поискать подходящее место для скрытного житья. Вот и решили поискать оное в чулышманских покотях.

Задумался Ена над Степановыми словами. Пристально посмотрел на рыжебородого и спросил: — Однако, у тебя что — горло крепкий? Не поняли вопроса мужики, переглянулись. А старик, тем временем, продолжил: — Спать рано ещё, поэтому скажу вам, что было по Чулышману три зимы тому.

Когда с Саян пришли белые большой силой, многие наши подумали, что за ними власть. Кормили их: лепёшки давали, и мясо с рыбой давали. Потом пришли красные и прогнали белых. А за то, что мы кормили их, красные не один аил по Чулышману вырезали.

Как барашков резали: старенький или маленький — шибко не разбирали. Я своих в горы успел увезти, на верхнее стойбище, а после зимовки, как всё поутихло, спустились в Балыкчу. Опустела деревня. Те, кто остались, рассказали, что тут было.

Так что, если узнает Политбюро, что вы тут, в Сильге спрятались, будет искать, а найдёт — худо будет, однако. Озадачил и напугал старик своим рассказом староверов. Шатуна встретишь зимой в тайге, и тот ласковей будет этого Политбюро, — так Ена персонифицировал коллективный орган новой власти. О многом ещё переговорили путники.

Долго горел в эту звёздную ночь, среди редкого кедрача, костёр. А когда чулышманский татарин, так алтайцев раньше называли кержаки, сказал, что «товарищи» стали пограну строить и патруль будет ходить по Чульче, аж до верховий Малого Абакана, поняли мужики — на Алтай дорога заказана. Когда укладывались спать, Степан подытожил события этого вечера: — Это Никола-угодник свёл нас тут, предостерёг, чтоб на Алтай не ходили. Телецкое озеро Утром распрощались с новыми знакомыми и тронулись в обратный путь.

Дорога домой была легче и быстрее по уже знакомой тропе, и всё больше под горку. За неделю дошли до Тишей. В пути все думали — куда переселяться? Кроме Каира на ум ничего не приходило.

Исай, как: человек военный понял — окружают. А братья лесовики-охотники нашли своё подходящее слово — обложили. И сколько ещё продлится их затворничество незамеченным, вот вопрос вопросов. Когда путешественники вернулись в Тиши, оказалось, что на заимке в их отсутствие уже побывали представители Советской власти с охраной.

Агитировали вступать в артель. Говорили, что военный коммунизм сменился новой экономической политикой и теперь их никто не тронет, а будут жить, как и жили до этого: рыбу ловить и охотиться, но только под контролем властей и сдавать добытое государству. За это обещали платить и помогать с продуктами. Перспектива будущих взаимоотношений, при условии согласия общины организовать артель, вырисовывалась безоблачная.

В случае же отказа — пеняйте на себя. Советская власть не потерпит на своей территории неучтённых и не вовлечённых в общее дело людей. Дали время подумать и уехали. Таёжникам предстоял выбор между кнутом и пряником.

Вот тут и стали ломаться копья в жарких спорах о будущем заимки и её обитателей. Кто-то призывал уходить дальше, кто-то предлагал остаться и создать артель, помня об обещанной агитаторами продуктовой помощи. Для большинства это было едва ли не самым важным. Ведь после гражданской войны крупу и муку достать было очень сложно.

Думали так: «Рыбы в Абакане ловить, не переловить. Какая разница? Вот, если в молении начнут ущемлять, тогда и подумаем». Самыми активными противниками ухода были Золотаевы, Самойловы и Чепкасовы.

Как-то в запале Осип Лыков высказал Софону: — Ну, куда тебе уходить от своих курочек? И перчик красный оставлять жалко — посохнет. Это правда, только Софон Чепкасов держал на заимке кур, а в окошке его избы красовался горшочек с красным перцем. Но и намёк был в словах Осипа.

Вся заимка знала, какая у Натальи Никитичны «головная боль» от мужа. Несмотря ни на возраст, ни на горб на спине не угомонился мужик — так и остался большим охотником до молодух. А те нередко отвечали ему взаимностью. И отец Ефросин напрасно цитировал из Писания, увещевая безобразника.

Поняв тщетность своих попыток — махнул рукой, руководствуясь евангельским наставлением не бросать жемчуга перед свиньями. Об отце Ефросине известно немного. До накрытия в Ашпанакском монастыре величался Епифанием Ефимовичем. Родом был, как и Лыковы, из Тобольского уезда.

Семейная жизнь не задалась: первая жена Лукерья рано умерла, а вторая сбежала. После этого Епифаний принял монашеский чин от игуменьи Елизаветы, настоятельницы Ашпанакского женского монастыря, что на Алтае. Итак, отринувших лукавые агитаторские посылы и готовых уходить дальше, оказалось всего три семьи: Лыковы, Саночкины и Русаковы, а также отец Ефросин и дедушка Назарий с сыном. Долго обдумывали главы семейств маршрут предстоящей экспедиции.

То, что с пересёлкой тянуть нельзя — всем было ясно. И надо постараться уже в этом году, ещё до наступления холодов построить, хотя бы, пару изб и подготовить пашни под посадку. А на следующий год, как только сойдёт большая вода, можно заводить скотину на новое жильё. Поэтому молодёжь уходила строить и готовить место для переезда, а старшей пока оставались в Тишах.

Недолго побыли Степан, Карп и Исай на заимке, опять приходилось идти на Каир. Степан взял с собой жену Зиновию. Успел истосковаться по супруге, а тут опять уходить. Да и готовить для работников нужно было кому-то.

Группу ещё усилили двумя старшими, мастеровыми и крепкими мужиками. Сват Галактион и отец Ефросин возглавили отряд. В середине июля отправились добровольные затворники осваивать устье реки Каирсу. На этот раз пришлось завьючивать пилы, топоры, тесла и прочий плотницкий инструмент.

Когда прибыли на место и старшие одобрили выбор, сделанный первой экспедицией, сразу же, без раскачки приступили к строительству. Времени до белых мух оставалось всего полтора-два месяца, а успеть надо было много. Помимо строительства двух изб и корчёвки леса под пашни, предстояло ещё чистить поляны под покосы в пойме Абакана и наловить на зиму рыбы. В Тишах тоже не бездельничали.

Привычный объём работы — покос и уборка — остались, а рабочих рук убыло. Старики Лыковы остались с младшим Евдокимом. У Саночкиных — супруга Галактиона Анна с дочерью Анастасией. Русаковы на Каир не пошли, отложили до весны.

Тем более, у Петра и Меланьи был всего один сын-подросток Устин. И старикам надо было помочь. В моральном плане оставшимся стало тоже непросто. Раскол, произошедший в общине после прихода агитаторов, ещё больше обозначился… Вот так и получилось: вроде бы заимка ещё лыковская и сам дед Осип живёт в Тишах, не переехал пока на Каир, но его уже никто не слушает.

Власть перешла в руки триумвирата Золотаевых, Самойловых и Чепкасовых. И ещё она проблема возникла в семье Лыковых — Евдоким без удержу стал наседать на родителей: «Поехали свататься к Казаниным в Ашпанак». Где он виделся с Аксиньей: то ли когда Казанины приезжали с дочерью в Тиши, или на Лебяде у Ивана Новикова пути молодых пересеклись — неизвестно. Одно заладил: «После Успеньего поста надо ехать на Алтай, пока другие не просватали».

Пытались вразумить младшего родители — нельзя, мол, вперёд Карпа, не по правилам. На что Евдоким отвечал: — Он может до старости за Пелагеей сохнуть будет, мне что, совсем тогда не светит? А на Каир уйдём — ещё тяжельше будет. Давай, тятенька нынче это порешаем.

Станут на своём — ничем не вразумишь! А Евдоким одним своим видом внушал непоколебимость в принятом им решении. К двадцати годам окреп и возмужал паря. Не было равных ему на заимке ни в силе, ни в решительности.

Не робел Евдоким ни перед человеком, ни перед зверем. Был такой случай, уже после гражданской, когда в тайге ещё прятались разрозненные отряды не то соловьёвцев, не то простых бандитов. На заимку пожаловали несколько истощённых, явно нездешних людей. В главарях у них был черкес.

Заспорили пришлые с Осипом Лыковым. Слово за слово — бандит начал дерзить старику. Тот его пытался осадить, на что горячий кавказец разразился площадной бранью и выхватил кинжал. Тут встал скалой Евдоким на защиту отца.

Защёлкали затворы. Но, увидев спешащих на выручку мужиков с винтовками наперевес, пришельцы быстро успокоились и запросили продуктов. Выпроводили непрошеных гостей, не стали грех на душу брать. После этого случая Осип Ефимович по-особому стал относиться к меньшому.

Их пятеро вооружённых, а он один с голыми руками встал и только твердит, набычась: «А ну, не тронь тятеньку! И вот теперь Евдоким запросил родителей о скорой свадьбе. Если Карп после истории с Пелагеей о девках и слышать не хочет, так хоть младший, может быть, внуками порадует. У Дарьи пусто, и вообще непонятно, что сейчас там происходит.

Степан вот уже пять лет живёт с Зиновией и никого. Пообещали родители перед уборкой выкроить дней десять и съездить в Ашпанак. К этому времени сват Галактион с Карпом должны с Каира приехать за продуктами. Вот и побудет недельку на хозяйстве, если сам к супружеской жизни не стремится.

А на Каире строительные работы близились к завершению. К концу августа одна изба была полностью готова, а на вторую возводили стропила под кровлю. Договорённость о том, что к новолетию Галактион с Карпом вернутся в Тиши за продуктами, была изначально. А оставшиеся должны были заниматься подготовкой пашни и рыбалкой.

В Тишах их возвращения ждали с нетерпением, и когда в первых числах сентября они прибыли на заимку, Осип Ефимович, не дожидаясь утра, под вечер пошёл к Саночкиным. Галактион после баньки, за накрытым столом принял гостя. Ангела за трапезой! Милости просим отужинать с нами, — пригласила хозяйка.

После ужина разговорились о предстоящей пересёлке. Как тебе место? По всему видно, что посуше и потеплее будет, чем в Тишах. Я так думаю: рожь можно весной посеять, должна успеть вызреть.

Я как: увидел ключик — сразу смекнул, что под водопадом струя сильная, можно водяную мельницу тут построить. На следующий год, Бог даст, соорудим подобную той, что была у меня в Шадрино. Ты должон помнить. Это хорошо, если своя мука будет.

А про мои новости, небось, уже слыхал? Настёнка первым делом сообщила, что Евдоким на Аксинью Казанину глаз положил. Ему что, местных мало? Любая за такого героя пойдёт!

И слушать не хочет! Аксинью ему подавай и всё тут! Тяжело сейчас её матери одной с семерыми. Добре, что старшие уже взрослые.

Говорят, в прорубь головой сунули. Так и неясно? Письма у него нашли, которые нёс на Лебядь к Новикову. Видимо, спьяну не поняли голодранцы-грабодиры — что за письма — посчитали за лазутчика.

У них уже было несколько пойманных мужиков. Вот его с ними заодно связанных в прорубь живыми и затолкали, упокой Господь души их. Вот ещё что, Галактион. Завтра с утра мы едем в Ашпанак.

Может, там будут спрашивать насчёт переселки. Если кто из них захочет на Каир перебраться — место там ещё есть? Семей десять с хозяйством найдут убежище. Но, ты смотри, шибко посторонним не болтай.

Если только Варваре или кому из родных, но так, чтобы лишние не знали. Понимаю с кем говорить, а с кем помолчать. Знайку к обрыву ведут, а незнайка на печке лежит. Вот ещё, что хотел спросить у тебя, сват.

Есть ли резон всю зиму молодым на Каире жить?

Агафья Лыкова

Как живет сейчас единственная из семьи староверов отшельница Агафья Лыкова «Одна осталась сердешная»: отшельница Агафья Лыкова в свои 79 лет снова лишилась помощника, ждет поддержки с большой земли, пишет Агафья.
Предыстория семьи Лыковых Самые свежие новости связанные с тематикой Агафья Лыкова со всего Мира и России на сегодня.
Агафья Лыкова — последняя из «робинзонов» «Таежного тупика» Вначале 60 – х умерла Акулина Карповна, а вначале 80 – х умерли оба брата Агафьи и сестра.
Знаменитая отшельница Лыкова на курорте "Усолье" » Городской портал Усолье-Сибирское Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру.

Навигация по записям

  • Староверы Лыковы: вековой опыт выживания в экстремальных условиях тайги
  • Личность эпохи
  • Хлеб у Агафьи очень вкусный. А секрет – в молитве
  • Агафья Лыкова - биография отшельницы, жизнь и семья

Как живет в сибирской тайге самая известная отшельница России

Себя не щадит … В последнее время помощником Агафьи был 48-летний Алексей Трифонов, председатель старообрядческой общины из Бурятии. Помогал по хозяйству, брал на себя самую трудную работу. В свои 79 лет отшельница Агафья Лыкова ходит на лыжах и таскает дрова волокушами. Впрочем, отшельница тоже себя не щадит. Пока не вскрылась река Еринат, вместе таскали дрова — с того берега.

Там их заготовили волонтеры. Встаёшь на лыжи и тянешь волокуши санки — прим. Не то слово. Но ныть, жаловаться на свою долю Карповна не привыкла.

Вечная труженица, не в её это характере. Пока по хозяйству затворница управляется сама. Хулигана изолировать В другой раз одолел бабушку козёл-супостат. Прежний питомец был покладистым, спокойным.

А когда вдруг издох, ей привезли нового.

Из толчёного зерна по праздникам они варили ржаную кашу с добавлением кусочков мяса. В холодное время года еда готовилась в печи, а летом — прямо у порога хижины, на очаге, выложенном камнями. В апреле семейство занималось сбором берёзового сока, который разливали в берестяные туеса и некоторое время хранили в проточной воде реки. Затем шли в тайгу собирать дикий лук и крапиву, из которой готовили похлёбку и заготавливали на зиму. Летом собирали малину, чернику, бруснику, смородину и грибы, которые употребляли в печёном виде. Кроме того, грибы и чернику сушили, а бруснику в берестяной посуде заливали водой на зиму. В конце августа собирали кедровые орехи.

Шишки ссыпали в долбленые кадки, а после просыхания шелушили и провеивали. Хранили кедровые орехи в берестяной посуде в избе и в лабазах. Во все урожайные годы Лыковы запасали максимальное количество орехов. Орехи не теряли своих вкусовых качеств до четырёх лет. До прихода геологов Лыковы жили без соли. В горах могли случаться июньские снегопады, которые катастрофически сказывались на огороде, поэтому в погребе обязательно нужен был двухгодичный запас продуктов питания. Особенно тяжким для Лыковых оказался 1961 г. В этот год умерла хозяйка дома Акулина Карповна.

Весной следующего года семье пришлось употреблять в пищу солому, обувь из кожи, кожаную обивку с лыж, кору и берёзовые почки. Когда подросли Савин и Дмитрий, они стали устраивать на таёжных тропах ловчие ямы, направлять зверя в нужное место, строили в тайге заслоны, благодаря чему ловили лосей, маралов, кабаргу — зверей, которые имели копыто, поскольку «тех, что лапу имеют», Лыковы в пищу не употребляли. Мясо готовили сразу и заготавливали на зиму. Для этого его резали на узкие полосы и вялили на ветру, затем складывали в берестяные туеса и могли хранить до двух лет. Вяленое мясо употребляли по большим праздникам или при тяжелых работах. Домашних животных Лыковы не содержали. Семейная посуда в основном была изготовлена из бересты. У Лыковых хранились большие листы бересты, из которой в любой момент можно было сделать туес.

В хозяйстве насчитывалось до четырёх десятков, от самых больших до самых малых, берестяных изделий. Такая посуда была лёгкой, красивой и удобной. Основным недостатком этих ёмкостей было то, что их нельзя было поставить на огонь. В туесах хранили продукты питания. Берестяным был даже рукомойник. В хозяйстве было много деревянной долблёной посуды: малые и большие корытца, самодельные ложки с длинными черенками. Пищу в печи Лыковы готовили в чугунах, принесённых во время ухода «из мира». Только с появлением геологов у них появились алюминиевые миски и чашки.

Огонь добывали с помощью специально приготовленного гриба-трута и кремня. Освещали хижину лучиной, которую делали из берёзы, заслужившей в быту особое уважение. В земледелии Лыковы использовали инструменты собственного изготовления, но в хозяйстве чувствовался дефицит металлических орудий труда. Из прежней заимки Карп Осипович принёс на верхний Абакан небольшой плуг, лопаты, ножи, топоры, пилу, рашпиль, рогатину, жесть, ножницы, шило, иголки, мотыги, лом, серп, долото, стамески и др. Все эти предметы за долгие годы использования поизносились и поржавели. Лес был чрезвычайно богат. В урожайные годы кедры приносили тысячи тонн ореха, в реках водилось множество рыбы, имелось много мест для содержания пасек. Важно отметить, что в местах, где в разное время жила семья, медосбор был обильным, поскольку высота травяного покрова достигала более двух метров, а многие виды трав цвели подолгу.

Ныне алтайский мёд признается одним из лучших по качеству. Лыковы занимались рыболовством. Реку перегораживали заедком, своеобразной изгородью. Рыбы в реках было много — её варили, солили, сушили, из неё готовили рыбий жир. Лыковы научились добывать соль из земли, отстаивая и выпаривая её в воде. Когда соли не было, староверы восполняли её употреблением трав, которые росли на солончаках, но, несмотря на это, постоянно испытывали нехватку соли и к её отсутствию привыкнуть никак не могли. Продукты питания Лыковы хранили в лабазе, который устраивали на двух совершенно гладких стволах деревьев, спиленных на шестиметровой высоте чтобы медведь не достал. На эти ошкуренные и остроганные гладкие высокие пни не может забраться ни мышь, ни бурундук.

На высоте четырех метров на столбах устраивался деревянный сруб площадью 5—6 квадратных метров. Для влезания в него рядом находилась приставная лестница. Внутреннее помещение лабаза достигало двух метров высоты. Сверху он перекрывался бревенчатым накатом из желобов колотого по окружности кедра. Серьезной проблемой для семьи была одежда и обувь. Лыковы одевались в домотканую одежду, которая быстро изнашивалась, поэтому вся была в заплатах. Ткань для одежды изготавливалась с величайшим трудом. Полотно делали на ткацком станке.

Из него мужчины шили рубашки, из меха — шапки, женщины — платья простого покроя. Одежда мужчин была мешкообразной с дыркой для головы, подпоясывалась верёвкой. Штаны изготавливались из конопляной ткани, штанины сшивались трубочкой. Ткань для повседневной одежды красили охрой, лиственничной корой, праздничную — жимолостью. Из конопляных ниток делали также рыболовную леску, вязали сетки, вили верёвки, делали нитки. В 1982 г. Лыковы одевались в одежду из фабричной ткани, поскольку посетители заимки нанесли много тканей. К этому времени отшельники забросили ткацкий стан, а свою обувь заменили на подаренные геологами сапоги, валенки и ботинки.

До этого в тёплое время года члены семьи ходили босиком, а зимой носили самодельные сапоги из кожи и бересты. Обувались Лыковы и в грубые калоши, сшитые из бересты и набитые сушеной болотной травой. Обувь из кожи у Лыковых появилась только тогда, когда Дмитрий научился ловить зверей, а Савин овладел умением выделывать кожи. С обувью, однако, возникали постоянные проблемы, поскольку домашнего скота у них не было, приходилось изготавливать обувь из кожи маралов. В настоящее время современные промышленные вещи прочно вошли в быт отшельницы. У Лыковых существовала строгая система запретов, которая ни разу не была нарушена. Карп Осипович запретил мытье в бане, курение табака, употребление вина, контакты с людьми не своей веры. Лыковы символически омывали ладони водой при случайном прикосновении к «человеку из мира».

Женщины мылись исключительно редко. Летом иногда они грели воду на солнце в долблёном корыте, редко стирали одежду. Семья не практиковала рукопожатия, через которые могли передаваться инфекционные болезни. Мужчины носили бороду, которая предупреждала заболевания зубов, ангину и другие болезни, связанные с дыхательными путями. Лечились Лыковы крапивой, малиной и лежанием на тёплой печке. Пили отвары чаги, иван-чая и смородиновых веток. На зиму заготавливали дикий лук, чернику, болотный багульник, душицу и пижму. Появившиеся на теле раны слюнили и мазали смолой пихты.

В зимний период почти полностью исключалось употребление воды. Все годы пребывания в тайге Лыковы жили без соли, поэтому, несмотря на существующую систему запретов, при первой встрече с геологами из предложенного ими перечня продуктов они взяли только соль. Живя в глухой тайге, Лыковы не сохранили свой духовно-нравственный стержень. До сих пор Агафья ведёт подобающий инокине образ жизни. Она отшельница, что среди монахов встречается чрезвычайно редко, тем более в условиях сибирской тайги. Она ежедневно совершает продолжительные молитвы, всегда одна трапезничает. Сейчас Агафья часто молится вне дома, уйдя в сторонку; она совершает молитву за всех людей на земле. Современный дом Агафьи разделен на красный угол и куть.

В красном углу находятся иконы и книги, в том числе Евангелие, Страсти Христовы, Златоуст, зимний Пролог, различные Триоди, Минеи и другая литература. Агафья воспитана на старинных книгах. Она много читает, иногда и пишет. В вопросах веры остаётся непреклонной. На религиозной почве у неё возник конфликт с Е. Седовым, поскольку тот не всегда был готов следовать строгим правилам отшельницы. Если раньше для освещения дома использовался обуток из бересты, то сейчас — фонари и свечи. В избе стоит небольшой стол, маленькие скамейки, кровать, вдоль стен тянутся узкие полки, пол застелен дорожками, вытканными самой хозяйкой.

Агафья решила было уехать в один из старообрядческих скитов Тувы, расположенный в верховьях Енисея, но пробыла там недолго и вернулась на свою заимку и теперь уезжать из неё никуда не собирается. В 1995 г. Агафья приняла Галину в число духовных сестер, разделила с ней особую посуду, но та, не выдержав таёжных трудностей, опять ушла «в мир», поэтому у отшельницы возникла проблема с посудой, которой пользоваться она уже не могла. Агафья не имеет иноческого пострижения, однако строго следует всем иноческим правилам. В 1997 г. В этом же году отшельницу посетил губернатор Кемеровской области А. Тулеев, который доставил её на лечение на целебный радоновый источник. Через месяц вертолёт вернул Агафью назад, привезя несколько мешков зерна и комбикорма для подсобного хозяйства.

В этом же году в Агафьиной обители поселился харьковский художник Сергей Усик, ранее работавший бригадиром художественной мастерской, главным художником в Доме культуры железнодорожников, а затем гравировщиком в Харькове.

Меня обучили ею пользоваться и с тех пор я держу связь с большой землей регулярно. К тому же кто-то навел ко мне нехороших людей. Пришли по мало кому известной тропе трое и давай требовать, чтобы я показала им медвежье кладбище… На этом Агафья Карповна замолчала. Лишь заходили желваки на ее лице да затряслись руки.

В разговор вступила опекун Людмила Сергеевна: - До общения с Гаше, я вообще не знала про медвежьи кладбища. Оказывается, медведи всегда чувствуют приближение естественной смерти и уходят в определенное место умирать. У них есть зубы, клыки, которые представляют огромный интерес для ювелирной промышленности. Из этих клыков делают дорогостоящие изделия, имеющие большой спрос на мировых рынках, особенно в Китае. Те трое хотели у мертвых медведей их выбить и продать спекулянтам.

Хорошо, что была связь с Кемерово. Когда Агафья в определенное время не вышла на связь по рации, то в областном центре забили тревогу. На заимку Лыковых вылетел вертолет. Одного бандита схватили был проводником , двое других убежали в тайгу и, скорее всего, заблудились и сгинули. Так как их до сих пор не могут нигде обнаружить.

После этого Гаша стала просить губернатора, чтобы он подыскал для проживания с ней какую-нибудь женщину… В областной газете было дано объявление, и вот я откликнулась. У меня никого нету из родных и близких, я на пенсии, она копится в сбербанке города Белово. В горной тайге мне нравится - чистый воздух, красота, снабжение всем необходимым по государственной программе "Сохранение религиозной памяти". Я по женской части, Гаша по органам движения. Врачи говорят, что эффект будет положительным, но через некоторое время.

Сам курорт ухоженный, уютный. Кормят нас очень хорошо прямо в палате. Вечером гуляем по территории.

В результате гонений на христиан, не принявших церковных перемен, многие бежали подальше от властей и организовывали отдаленные поселения, где сохраняли старые обряды, быт и верования.

В одном из таких поселений в глухой тайге на реке Абакан, где проживало несколько семей староверов и жила семья Лыковых. Однако в конце 20—х годов прошлого века, туда добралась советская власть и Карл Осипович принял решение уйти еще дальше в леса. Вместе с женой Акулиной и двумя детьми: старшему Савину на тот момент едва исполнилось 11 лет, а его сестре Наталии было всего 4 года. Лыковы предпринимают попытку уйти по Еринату, притоку Абакана на лодке.

Лодку, груженную скарбом тащили по воде бичевой, как бурлаки. Двое других детей: Дмитрий и Агафья родились уже на месте их отшельничества, где спустя еще 40 лет их обнаружили советские геологи. Через три года после встречи с людьми в семье Лыковых начинается мор. В 1981 году умирает сразу три человека, оба брата и старшая сестра, которая, как утверждается, не перенесла горя утраты.

Спустя еще 7 лет умирает отец Карл Осипович. Доктор Игорь Павлович Назаров, наблюдавший за семьей почти с самого момента их повторной встречи с цивилизацией утверждает, что Лыковы не имели необходимого иммунитета, ввиду отсутствия контактов с внешним миром и оказались неспособны противостоять обычным заболеваниям. Сначала Лыковы наотрез отказываются от плодов цивилизации, соглашаясь принять только соль. Они так же категорически отказываются фотографироваться, что объясняет практически полное отсутствие качественных фотографий членов их семьи.

Все фото делаются украдкой. Отказываются они и от возвращения в цивилизацию, объясняя это запретом веры: «в миру нам не можно». С 1988 года, самая младшая из семейства Лыковых Агафья остается одна. К тому моменту, вопреки воле отца, она все же решится на путешествие в цивилизацию и увидит как живут современные люди.

Это приведет к их размолвке с уже больным отцом и ускорит его кончину. Особое впечатление на Агафью произведет поезд — «дом на колесах». После смерти отца и используя кое—какой инструментарий, привезенный людьми она собственными силами строит новое жилище. В 1990 году, узнав о существовании Русской Православной старообрядческой Церкви РПсЦ Агафья предпримет попытку примкнуть к женскому монастырю и даже проходит обряд пострижения в иноки.

Так эта история была представлена в советской прессе. Однако в постперестроечное время, выяснились новые подробности. Оказывается местным егерям и охотникам «заимка Лыковых» — была известна с 30—х годов. Кроме того, в семье лыковых было три брата, одного из которых убили сотрудники бывшего Алтайского заповедника, приняв его за беглого заключенного.

Оказывается, в военные и послевоенные годы, в обязанности егерей входил и поиск дезертиров, уклонистов от воинской службы, беглых бандитов и даже диверсантов. Агафья, младшая и последняя из выживших Лыковых в мельчайших деталях пересказывала отцовские рассказы о зверствах красноармейцев, которые они устраивали в деревнях и селениях, в том числе и среди староверов. О том, как вешали людей. Как разоряли и грабили хутора и силой сгоняли в колхозы.

Так что у семьи Лыковых были все основания бежать и скрываться от советских властей. В настоящий момент Агафья по прежнему живет в уединении, на расстоянии 300 км от ближайшего населенного пункта, все там же, в тайге, где с помощью властей республики Хакасия и Кемеровской области обзавелась небольшой фермой. Теперь у нее есть козы, куры и собака. В доме вместе с ней живет 9 кошек.

Время от времени ее навещают люди из цивилизации, привозя с собой вещи первой необходимости. Через этих людей она поддерживает связь с многочисленными знакомыми по всему миру, которые за это время успели у нее побывать и знают ее лично, в числе которых патриарх Русской Православной старообрядческой Церкви РПсЦ Корнилий. Надя шла к Агафье пешком вместе с проводником почти месяц. Во время серьезной болезни Агафьи, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно обеспечивал ей вертолетную транспортировку на горячие ключи на реке Абакан, где она проводила по несколько недель.

Он же привел к Лыковым и Пескова, того самого, кто в 1983 году написал о них свою повесть. Соседа Агафья особенно не жалует, но навещает раз в неделю. Она вместе с Ерофеем слушает радио, узнавая все больше о современном мире. Медаль отшельнице, вместе с другими продовольственными подарками доставил на вертолете глава Таштагольского района Кемеровской области Владимир Макута.

Он же и вручил ее лично. С середины 90—х отшельничество Агафьи Лыковой приобретает символический характер.

Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь

Но было белое пятно в «Таежном тупике». Песков проследил 300-летний путь староверческого рода: Поволжье — Алтай — Сибирь. Почему же семья жила в дебрях Абакана в полном одиночестве? Пережить сатанинские времена Николай II отменил гонения на старообрядцев. Но грянула революция, затем коллективизация. Многие староверы остались в поселке, создали сельхозартель.

А братья Лыковы: Степан, Карп и Евдоким вместе с отцом и еще три семьи перебрались в верховья Абакана. Срубили пятистенные избы, надеясь в глуши пережить сатанинские времена. Их поселок звался в документах «Верхняя кержакская заимка». Восстановил те драматические события автор книги «Лыковы» Тигрий Дулькейт. Его отец, биолог Георгий Дулькейт, руководил научным отделом Алтайского заповедника.

Заимка оказалась на его территории. Начальство объявило староверам, что жить им здесь нельзя — в заповеднике запрещена охота и рыбная ловля. Кержаки разбрелись кто куда. Лишь Евдокиму Лыкову разрешили остаться: жена Аксинья ждала ребенка. К тому же он согласился работать в охране заповедника.

Но был анонимный донос, дескать, Лыков — браконьер, всех зверей перебьет. Братья копали картошку Карп приехал помочь Евдокиму и не сразу заметили вооруженных людей: черные галифе и гимнастерки, на головах черные же остроконечные шлемы. Такую форму ввели в заповеднике недавно, Лыковы про нее не знали. Братья бросились к избе. Русаков вскинул винтовку.

Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной. Чтобы выгородить себя, охранники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп отказался подписать «ложную бумагу». Об убийстве сообщили в район.

Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы. Застрелили — значит, виноват.

Первым на Алтай уехал Карп Осипович Лыков и его братья.

Там Карп Лыков познакомился со своей будущей супругой Акулиной. Всего в браке у них родилось четверо детей: Савин 1926 года , Димитрий 1940г. Точной датой рождения может похвастаться только Агафья Лыкова, остальные установили приблизительно. В 30-х годах военная полиция нападает на семью Лыковых и убивает одного из братьев Карпа на его глазах.

Для мужчины это стало огромным потрясением, и он отправился глубоко в Тайгу. Тогда у Лыковых было только двое малышей. Младшая, Агафья, родилась уже в самом суровом отшельничестве, где жила только семья Лыковых. Как Лыковы жили в Тайге?

Агафья Лыкова с детства не знала никаких современных технологий и благ цивилизации. В семье она отвечала за одежду, хорошо умеет ткать и шить. Питалась семья корнеплодами, ягодами, зерном, вела свое хозяйство. Климат Тайги суров, в голодные времена умерла мать Агафьи, Акулина Лыкова.

Семья, по признаниям Агафьи Лыковой, никогда не испытывала сомнений в вере и даже трагические события не подрывали их духовной жизни. Настоящая трагедия разыгралась, когда на хижину Лыковых в 1978-ом наткнулись люди. По разным сведениям это были охотники или геологи.

Она выросла, общаясь только со своими родителями, братьями и сестрой, и с детства не пользовалась никакими техническими приспособлениями современной цивилизации. Только уже взрослой ей удалось познакомиться с другими людьми и побывать в городе, однако в результате она все равно вернулась жить в тайгу. Самое современное, что есть сейчас в ее доме, — это часы и уличный термометр. Уйти в отшельничество семью Лыковых вынудили жестокие преследования староверов, которые начались после раскола Церкви, начавшегося после реформы патриарха Никона. Задолго до рождения Агафьи ее отец Карп Осипович Лыков вместе с братьями перебрался на Алтай, где познакомился с будущей женой Акулиной и обзавелся детьми. Там он надеялся на спокойную жизнь вдали от суеты больших городов и преследователей за веру.

К сожалению, и на новом месте семье не удалось избежать трагедии. В 30-х годах на глазах у всей семьи охрана заповедника убила одного из братьев Карпа Лыкова. Это стало сильнейшим потрясением, побудившим семью переселиться глубоко в тайгу и вести отшельнический образ жизни. В семье на тот момент воспитывались трое детей — Савин, Наталия и Дмитрий. Агафья родилась уже после того, как Лыковы разорвали любые связи с внешним миром. Трагедия цивилизации Вплоть до конца 70-х годов семья Лыковых жила в отшельничестве на берегу притока Абакана — реки Еринат. Они сами ткали и шили себе одежду, питались в основном ягодами и корнеплодами, выращивали зерно. В холодное время года Лыковы голодали, трудностей не выдержала мать семейства — Акулина Лыкова, она умерла в 1961 году. Однако это не пошатнуло веру семьи Лыковых, они продолжали соблюдать старообрядческие традиции и не стремились вернуться в город, даже когда преследования староверов прекратились.

В 1978 году на жилище Лыковых случайно наткнулась группа геологов по другим сведениям, это были охотники , исследовавшая этот район Сибири.

В октябре 1981 года умер брат Агафьи Димитрий, в декабре скончался второй брат Савин, а ещё через 10 дней умерла единственная сестра Агафьи - Наталия. По одной из версий, скончались от голода, по другой - из-за болезни высказывались версии, что на их здоровье могло повлиять общение с геологами, которые занесли один из штаммов гриппа, к которому у живших изолированно от общества Лыковых не было иммунитета. В течение семи лет Агафья жила вместе со своим отцом Карпом Осиповичем, который скончался 16 февраля 1988 года. После смерти отца Агафья связалась со своими родственниками, отношения с которыми, однако, так и не сложились.

В 1990 году Агафья Лыкова переехала в старообрядческий женский монастырь, принадлежащий часовенному согласию, и прошла через чин «накрытия» пострижения в монахини. Однако по прошествии нескольких месяцев Агафья вернулась обратно, сославшись на нездоровье и идейные расхождения с монахинями часовенного согласия. С этого момента Агафья практически безвыездно проживает на заимке Лыковых. За это время у неё побывало немало путешественников, журналистов, писателей, представителей религиозных общин разных конфессий. Также у Агафьи жили монастырские послушницы и добровольные помощники, помогавшие по хозяйству.

Агафья состояла в переписке с местными властями и нередко просила о помощи. Бывший губернатор соседней Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался доставлять отшельнице всё необходимое, а также оказать медицинскую помощь. В 2011 году Агафья Лыкова обратилась к предстоятелю русской православной старообрядческой церкви митрополиту Корнилию Титову с письмом, в котором просила присоединить её к РПСЦ, что и было сделано. Агафья Лыкова говорила, что считает уединённую жизнь вдали от человеческой цивилизации спасительной для души и тела. Агафья также отвергает многие культурные и бытовые нововведения, появившиеся в России со времён императора Петра I и до наших дней.

Правда, некоторые запреты, существовавшие у старообрядцев-беспоповцев, Лыкова не признаёт. В частности, в семье Лыковых главным продуктом питания был картофель, употребление которого было строго запрещено в некоторых течениях старообрядчества.

Как сейчас живет отшельница Агафья Лыкова, которую чуть не заразила ковидом питерская блогерша?

Еще была жива жена и мать Акулина Карповна, которая не смогла пережить неурожай и голод, случившейся в 1961 году. Последняя представительница заимки Лыковых и героиня документальной повести советского журналиста и писателя Василия Михайловича Пескова о семье старообрядцев-отшельников. Агафья Карповна Лыкова — сибирская отшельница, крестьянка, из семьи старообрядцев-беспоповцев Лыковых, проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского. Агафья Лыкова вместе со своими старшими братьями Мать Агафьи, Акулина Карповна, скончалась в 1961 году. Но жаловаться на свою долю Карповна не привыкла.

Часть ракетоносителя нашли на заимке Агафьи Лыковой

Рассказ о семействе Лыковых, проживших в тайге в изоляции, о предках Агафьи Лыковой, об их противостоянии с различными угрозами для семьи по воспоминаниям отшельницы Агафьи Карповны. Агафья Лыкова родилась в тайге и до поры до времени знала о большом мире только по рассказам родителей. А ведь Карп Осипович и Акулина Карповна, и сами не знали, что творится "за тайгой". Рассказ о семействе Лыковых, проживших в тайге в изоляции, о предках Агафьи Лыковой, об их противостоянии с различными угрозами для семьи по воспоминаниям отшельницы Агафьи Карповны. Лыковы — семья старообрядцев, прожившая свыше 40 лет отшельниками в горах Абаканского хребта Западного Саяна. Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану. — У Агафьи Карповны я пробыл весь сентябрь, — рассказывает племянник знаменитой сибирской отшельницы Антон Лыков.

Агафья Лыкова

Заимку Лыковой специалисты посещают как перед, так и после запусков. На этой неделе сотрудники заповедника «Хакасский» совместно с ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» в очередной раз облетели территорию. Отшельницу предупредили о пуске ракеты, предложили ей на время эвакуироваться, передали ей письма и посылки и помогли по хозяйству. Во время облета специалисты обнаружили фрагмент ракетоносителя, оставшийся от предыдущих запусков. Сейчас его готовят к вывозу.

Не давал прохода никому. Боялась, что забодает.

Поэтому было решено: хулигана изолировать! Отшельницу Агафью Лыкову неделями изводит задиристый козел - Агафья Карповна сама сделала в стайке загородку, - рассказывает Алексей. Теперь козёл сидит на привязи. Рядом, через «стенку», коза Зорька. Её детёныши, которых отшельница нарекла Февральками, тоже отдельно. Давал им капусту — не хотят.

Просто еще не знают, что это такое. Так что жуют сено, оно вернее. Друг одну не бросит Напомним, на подмогу к «хозяйке тайги» Алексей Иванович прибыл на исходе февраля 2024-го. Взял отпуск без содержания — и вперёд. А нынче «духовная вахта» завершена, надо возвращаться обратно. Дома ждёт семья, работа.

В огороде нужды все меньше. Сил, да и желания что—то делать — тоже. Кресты на могилах членов семьи давно сгнили. Дом завален коробками и пакетами из- под подарков. Огород зарастает бурьяном и деревьями. Приезжающие и приходящие гости что—то достраивают, доделывают, в том числе и под себя.

Что—то ремонтируют, что—то наоборот демонтируют. Соседи то появляются, то исчезают. От старых лыковских построек, а вместе с ними и лыковской самобытности уже давно ничего не осталось. Но просвещение отменили. Все запуталось. Логика потерялась.

И в результате, когда ты читаешь уже очерки из 1990—х, из 2000—х, то вот именно тут — несмотря на всех этих Тулеевых, на все эти ордена, посылки, туристов, — несмотря на все это только теперь тебе становится по—настоящему страшно. И только на этом месте ты начинаешь по поводу Лыковой всерьез переживать. В 1982 году оно кажется каким—то не одиноким, то одиночество. Кажется, что все «понарошку». Кажется, что «приедут, научат, спасут. А теперь, даже если в тайге толпа народу, даже если и правда приедут, и правда спасут, — все равно одиночество теперь настоящее.

За эти годы умерли все члены этой семьи. Об удивительной истории семьи отшельников Лыковых, в 1930-х годах прошлого века оставившей мирскую суету и поселившейся в глухой тайге, он рассказал всему миру. До сих пор жива одна из Лыковых, Агафья. Она так и не приняла современной цивилизации… К ней периодически наведываются гости на вертолёте. Привозят разные подарки — продукты, одежду, утварь. Совсем недавно Виктор Александрович снова побывал у знаменитой отшельницы.

Он и рассказал «АиФ» о её нынешнем житье-бытье: — В доме Агафьи обстановка скудная, даже убогая. Но есть настоящие реликвии — старинные иконы в серебряных окладах и толстые богослужебные книги, которые отшельница постоянно читает. Геологи, которые к Агафье иногда захаживают, построили ей новый, более крепкий и тёплый дом, но туда она перебираться не спешит. Говорит, его отмолить сперва надо. Матушкин крест. Потеряв любимого, она не отказалась от жизни Воду из речки Агафья таскает сама.

Есть у неё козы, куры, кошки. На реке Еринат Агафья сделала запруды — ловит хариуса. Рыбный запах привлекает и медведей, которых в этих краях немерено. Не так давно, рассказывала старушка, собирала она пойманную рыбу, подняла голову, а на противоположном берегу косолапый стоит. Она стала медленно пятиться — бежать нельзя, в три прыжка догонит. Когда моложе была, сама брёвна таскала, избушку для скотины складывала, печь в доме построила, — говорит Виктор Александрович.

Впрочем, Агафья не так уж и одинока — неподалёку живёт её давний поклонник Ерофей. Когда-то он был в числе тех геологов, которые набрели на семью староверов. Дружил с ней, помогал по хозяйству. А когда вышел на пенсию, решил навестить её на Рождество. Но во время пути провалился в ледяную речку, застудил ногу — развилась гангрена, конечность пришлось ампутировать. Вместо того чтобы сидеть дома и горевать, великовозрастный романтик на деревянном протезе ушёл в тайгу.

И живёт там уже 17 лет.

Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы.

Застрелили — значит, виноват. Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился.

Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» — верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья — и никаких дорог.

Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника. Предложили работу охранником на кордоне. Большой двухквартирный дом, баня, амбары, казенное продовольствие. Обещали привезти корову, овец.

Заявили, что убийц брата уже наказали это была ложь. В переговорах участвовал и завотделом науки заповедника Дулькейт, отец автора книги. Жена Карпа Акулина очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. Дети же растут!

Но Карп был категорически против. Евдокима убили и нас изведут! Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он намекал позже Василию Пескову, гнали «бегуна». А вовсе не вера.

Вскоре началась Великая Отечественная. В заповеднике стало не до Карпа. Однако о нем помнил НКВД. К концу лета 1941-го чекисты взяли на контроль все таежные заимки.

Чтобы там не спрятались дезертиры. Отряд пограничников и чекистов ушел в рейд по поиску беглецов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий