В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение.
Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада
При этом и многие организаторы казачьих бунтов были далеко не от сохи – сам Богдан Хмельницкий (шляхтич герба Абданк), предводитель восстания 1592–1593 годов Криштоф Косинский (шляхтич герба Равич) и многие другие. Восстание Богдана Хмельницкого привело к войне казачества с Речью Посполитой, которая шла с переменным успехом до конца жизни гетмана. В качестве даты окончания восcтания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора, в современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году.
Хмельниччина: как начиналось восстание
На другой день началась ужасная резня. Казаки врывались уже в лагерь. Плен короля, казалось, был неизбежен, но Хмельницкий остановил битву, и король, таким образом, был спасен. Очевидец объясняет этот поступок Хмельницкого тем, что он не хотел, чтобы басурманам достался в плен христианский король. Поляки начали переговоры с татарами, и склонили их на свою сторону. Хмельницкий на эти переговоры не был приглашен. Скоро были достигнуты договоренности: Речь Посполитая соглашалась с выпасом татарских табунов на нейтральной полосе между речками Ингул и Большая Высь. Кроме того поляки обещали 200 тыс. Предательство татар поставило Хмельницкого в тяжелое положение.
Хмельницкий согласился с условиями Зборовского мирного договора. Договор имел 17 пунктов. Казацкая автономия охватывала три воеводства - Киевское, Брацлавское, и Черниговское. Администрация этих воеводств назначалась из местной православной шляхты, все евреи и иезуиты должны были быть выселены. Объявлялась амнистия шляхте, крестьянам и мещанам, которые выступали против коронной армии. Осенью 1649 года Хмельницкий занялся составлением казацкого реестра. Оказалось, что количество его войска превышало установленные договором 40 тысяч. Остальные повстанцы должны были снова сделаться крестьянами.
Это вызвало большое недовольство в народе. Волнения усилились, когда польские паны стали возвращаться в свои имения и требовать от крестьян холопского повиновения. Крестьяне восставали против панов. Хмельницкий, решившийся твердо держаться зборовского договора, рассылал письма, требуя от крестьян повиновения панам, угрожая ослушникам казнью. Ожесточение нарастало. Между тем, поляки совсем не придавали серьезного значения Зборовскому договору. Берестецкая битва В конце лета 1650 г. Декабрьский сейм назначил всеобщую мобилизацию шляхты на 1651 год.
Положение Хмельницкого было довольно затруднительное. Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от их своеволия. Между тем, Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому, как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как любая не добровольная, не могла быть прочной. Весной 1651 года Хмельницкий двинулся к Збаражу и долго простоял там, поджидая крымского хана и тем давая полякам возможность собраться с силами. Только 8 июня хан соединился с казаками.
У Хмельницкого было около 100 тыс. Татарская конница достигала 30-40 тыс. Польская армия имела 120 тысяч бойцов. Предстояла крупнейшая битва. Армии сосредоточились вблизи местечка Берестечко ныне город районного значения в Гороховском районе Волынской области. На другой день поляки начали Берестецкое сражение. Дни боев совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам, поэтому большие потери у татар погиб постоянный союзник и побратим Хмельницкого Тугай-бей были восприняты татарами, как кара Божья. В начале третьего дня боев под крымским ханом убили пушечным залпом коня, и орда после этого обратилась в бегство.
Хмельницкий бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться. Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого. На место Хмельницкого был назначен начальником полковник Джеджалий, долго отказывавшийся от этого звания, зная, как не любит Богдан Хмельницкий, когда кто-нибудь вместо него принимал на себя начальство. Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но все же решился вступить в переговоры о перемирии. Король потребовал выдачи Хмельницкого. Переговоры остались не завешенными. Начали подозревать Хмельницкого в измене.
Полки в свою очередь делились на сотни. Административно-военные должности считались выборными, однако в большинстве случаев замещались по усмотрению вышестоящих властей. Формально подчиняясь гетману Левобережной Украины, Запорожье, пользовалось правом самоуправления. В Запорожье высшим органом считалась войсковая рада. Огромную роль играла высшая старшина — кошевой атаман, судья, писарь, есаулы. Запорожское казачество делилось на курени, возглавляемые куренным атаманом. Особую роль стала играть Генеральная войсковая канцелярия, в которой сосредоточилось политическое, административное, военное, судебное и финансовое управление. Гетманщина имела свой бюджет, свою финансовую систему и денежное обращение. Существовала широкая система налогов в «Скарбницу Войсковую». Одним из наибольших источников поступлений были налоги на мельницы. Доходы из мельниц собирали специальные «дозорцы». Существовали откупы на водку, дёготь и табак. Значительный сбор поступал в «Скарбницу» от пасек. Взимались проездные, транзитные и внутренние таможенные сборы. В Гетманщине существовала система прямого налогообложения населения. В Гетманщине привилегированной социальной группой было казачество. Принадлежность мужчины к казацкому сословию обязывало его за свой счет нести военную службу, но при этом освобождало от уплаты налогов, давало право землевладения. Официально к казацкому сословию во второй половине XVII века принадлежало 20-60 тысяч человек. Правящим классом в Гетманщине была казацкая старшина. Основную массу населения Гетманщины составляли селяне. Во времена Хмельниччины были ликвидированы крупные феодальные землевладения, фольварковая система хозяйства, крепостничество. Города в Гетманщине развивались медленно. Мещане занимались в основном ремесленничеством, торговлей. Большое влияние на социальные процессы, протекавшие в Гетманщине, оказывало православное духовенство. Духовенство имело автономную администрацию, судопроизводство, было освобождено от уплаты налогов, военной службы, трудовых повинностей. Православная церковь в Гетманщине была крупным землевладельцем. Роль и место гетмана Дорошенка в попытках объединить Украину: Дорошенко Петр Дорофеевич 1627—1698 — гетман, один из самых выдающихся деятелей истории. Активный участник освободительных соревнований украинского народа, один из ближайших соратников Б. Хмельницкого и продолжатель его дела. Стал гетманом на Правобережье, он решительно выступил против условий Андруисовского договора и осенью в 1667 г. В июне в 1668 г. Сначала, заручившись нейтралитетом Польши, П. Дорошенко укрепил свои внутренние позиции и победил своих соперников в борьбе за власть. Но положение усложняется тем, что в 1667 г. Россия и Польша заключают за спиной Украины Андрусовское перемирие, какое, закрепило разделение Украины. Чтобы укрепить свои позиции внутри страны и обеспечить народную поддержку, Дорошенко систематически собирает военный совет. Независимость от казацкой старшины должна была обеспечиваться наемным войском, так называемыми сердюцкими полками. Начинается заселение краев Правобережья, которые перед тем были пустотой. Во внешней политике он провозглашает союз с Крымом и Турцией.
Особенно это касалось украинского казачества, к которому в Московском государстве еще со времен Смуты относились крайне негативно. Жители Великого княжества Литовского, и особенно украинские казаки примерно 50-60 тысяч человек , самым активном образом участвовали в русской Смуте начала XVII века. Они составляли костяк вооруженных формирований всех самозванцев и польско-литовской армии во время интервенции в Московское государство. Более того, в 1618 году реестровое казачество под руководством гетмана Петра Сагайдачного осадило Москву и разорило ее окрестности. Но это не помешало Сагайдачному через два года вступить с Москвой в переговоры и за 30 лет до Хмельницкого предложить казакам перейти под покровительство царя. Было не совсем так. В 1620 году Сагайдачный отправил посольство в Москву только для того, чтобы заставить польского короля Сигизмунда III пойти на серьезные уступки украинскому казачеству. Со стороны гетмана это был хитрый дипломатический ход. Но он не обещал московскому царю, что примет подданство, — речь шла только о службе и совместных походах против турок и крымских татар. Взаимное непонимание Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события? Это было воссоединение, присоединение или объединение? На мой взгляд, речь шла о присоединении, а последующий длительный процесс вхождения Украины в Московское государство я называю инкорпорацией. У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады 1654-1658 ». Почтовая марка СССР, 1954 год Фото: Wikipedia В этой книге вы пишете, что «стороны очень мало знали друг о друге, во многих случаях просто не понимали, о чем идет речь подчас в прямом смысле этого слова , и к тому же не слишком серьезно относились к данному объединению». Поясните, пожалуйста, о чем это. К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Материалы по теме: 28 июля 2016 Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему. В результате это взаимное непонимание быстро привело к серьезным конфликтам. Серьезные конфликты возникли в результате несерьезного отношения к объединению, как вы пишете? Говоря о несерьезном отношении, я имела в виду, что в ситуации 1653-1654 годов вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Для Украинского гетманства главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. То есть «Мартовские статьи» 1654 года, подтвердившие просьбу Переяславской рады о переходе украинцев «под высокую руку» царя Алексея Михайловича, были составлены настолько расплывчато, что обе стороны трактовали их так, как им было удобно? Да, и это свидетельствует о том, что и Москва, и Украина очень спешили с заключением соглашения. Для Хмельницкого была жизненно необходима срочная военная помощь от Московского государства, а царь Алексей Михайлович под влиянием патриарха Никона желал ускорить религиозную войну для защиты православных единоверцев. К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась. Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел? Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы?
Представители польской администрации желали забрать участок, принадлежавший его роду издавна. Цели и задачи войны Представители украинской историографии называют события 1648—1654 года национально-освободительной войной украинского народа. Основные цели и задачи прогрессивного выступления казаков как военных выразителей воли большинства населения Украины были следующие: устранение всех видов господства поляков на украинских землях; создание собственного государства; изменения в сословной составляющей структуры украинского общества; изменение формы собственности на землю; введение мелкого фермерского хозяйства. Повод Поводом для начала народного восстание стало не какое-то конкретное историческое событие, а общее постепенное ухудшение положения всех слоёв украинского населения. Этапы восстания Историки выделяют 4 основных этапа боевых действий в данный период: 1 этап — весна 1648 года. Основные события — это битвы под Жёлтыми водами и Корсунем. Период можно охарактеризовать как удачный по причине резкого подъёма патриотического духа среди населения и успехов козацких войск; 2 этап — лето осень 1648 года. Война набирает масштабность и переходит в борьбу крестьян против помещиков иностранного происхождения. Народ требовал восстановить социальную справедливость, которой ему так не хватало; 3 этап — боевые действия, которые происходили в основном в районе восточного Подолья. Наиболее известное столкновение из данного периода войны — битва под Берестечкрм. Продлился с 1650 до 1653 года; 4 этап — завершение войны, 1654 год. Основные события периода: договор Хмельницкого с Семигородским царством, совместные походы со шведами против Речи Посполитой. Ход восстания: основные битвы и их результаты Наибольшее количество крупных сражений произошло в первые два периода военных действий. Первый успешный для казаков бой состоялся под Жёлтыми Водами в период с 19 апреля по 6 мая 1648 года. Больше двух недель бои имели позиционный характер. Атака не увенчалась успехом, так запорожцы вынудили поляков вернуться в лагерь. Была активная перестрелка.
Причины восстания Богдана Хмельницкого
- Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада
- § 20. Присоединение Украины к России - Уроки истории 2.1
- Статьи по теме
- Новости России, СНГ и мира - ИА REGNUM
- Желтые Воды, 1648
Значение слов, определение терминов и понятий
- Причины восстания и его первый этап
- Желтые Воды, 1648
- "Волим под царя православного": как Украина воссоединилась с Россией - РИА Новости Крым, 18.01.2024
- Переяславская рада
"Палиивщина". Почему царь не принял казаков в состав России и велел подчиниться Польше
Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей. Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом. В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова. С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования.
Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия. На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года.
В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным. Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась.
Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли. Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство.
В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла. В Москву от восставших вновь прибыло посольство.
Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье».
Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины.
Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий.
Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи.
Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…».
Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство.
А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости». На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР.
ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С.
Земский собор одобрил принятие Украины в Россию. Замечание 2 Переяславская рада проголосовала за вхождение в состав России. Началась война с Речью Посполитой. Швеция воспользовалась моментом и захватила большую часть Польши, включая Варшаву. Андрусовского перемирия. По нему признавалось включение в Россию Левобережной Украины, возвращение Смоленска.
Хмельницкий попытался жаловаться на произвол со стороны поляка сначала в суд, а затем и королю, однако его везде встречали насмешками.
Когда стало известно, что Хмельницкий жалуется на произошедшее с ним другим казакам, его решили арестовать, однако сотнику удалось бежать и добраться до Запорожской Сечи. Хан принял казацкого вождя благожелательно, но официально объявлять войну Речи Посполитой не захотел, ограничившись передачей в помощь Хмельницкому отряда перекопского мурзы Туган-бея. Вернувшись на Запорожье, Хмельницкий доложил казакам о результатах переговоров и призвал их к восстанию. Его призывы, по словам историков, упали на благодатную почву. На территории бывших западных княжеств Древнерусского государства, захваченных в XIII—XIV веках Литвой, а затем вошедших в состав польско-литовского государства Речь Посполитая, жестоко ущемлялись права русского православного населения. Кроме этого, происходило постоянное измывательство на этнической почве. Поляки воспринимали себя хозяевами положения и на всех остальных смотрели свысока», — рассказал RT доктор исторических наук, доцент МГУ имени М.
Ломоносова Фёдор Гайда. Как отмечают историки, православные были лишены в Речи Посполитой каких-либо прав — их безнаказанно пытали, грабили и убивали. Очень жёсткий культурный нажим в совокупности с социально-экономическими проблемами сформировал враждебное отношение к полякам», — отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский. Освободительная война Казаки избрали Хмельницкого старшим Войска Запорожского. Со временем его стали называть гетманом. Казацко-татарское войско двинулось навстречу силам Речи Посполитой, брошенным на подавление восстания. В мае 1648 года Хмельницкий одержал первую крупную победу, разгромив в битве под Жёлтыми Водами польский отряд под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого.
По словам историков, этим гетман продемонстрировал силу и подтолкнул православное население к массовой поддержке восстания. Во второй половине мая 1648 года Хмельницкий при помощи направленного к врагам разведчика заманил в засаду и разгромил польские войска, находившиеся в районе Корсуня. Организованные силы Речи Посполитой на южных границах государства перестали существовать. Также по теме «Многовековой выбор народа Малороссии»: какую роль в истории России и Украины сыграла Переяславская рада 365 лет назад в Переяславле прошёл большой совет казаков, известный как Переяславская рада. По его итогам Войско Запорожское...
По свидетельству современника, в Гомель из Москвы было доставлено четыре бочки пороха. Поражения Хмельницкого тяжко отразились и на его белорусских сторонниках. Шляхта жестоко мстила «оказачившимся». Многие новоявленные казаки были вынуждены бежать на Украину. Белорусское казацкое войско было разгромлено под Лоевом 31 июля 1649 года.
В августе 1649 года, после заключения Хмельницким с поляками Зборовского договора, новоявленные казаки покинули Гомель и ушли на Запорожье. Но пример первого «оказачивания» вдохновляющее действовал на белорусов, как только приходила надежда на новое освобождение от шляхты. Попытка казачьего «реестра» в Белоруссии Решив официально поддержать Украину против Польши в 1654 году, царское правительство приняло меры, чтобы вольное украинское казачество не принесло в Белоруссию своих понятий. Москва имела свои виды на Белоруссию прежнее Великое княжество Литовское и собиралась заводить там российские порядки, а не передавать эту страну Гетманщине. Учитывая, однако, большую популярность самой идеи казачества среди белорусского народа, на Москве решили использовать её в своих интересах. Так возникло странное образование — Белорусский казачий полк — который некоторые по недоразумению считают основным и чуть ли не единственным явлением казачества в Белоруссии. В заблуждение вводит его официальный статус. Это был аналог реестровых казаков Речи Посполитой на Украине. Белорусский казачий полк, подчинявшийся царю, не противопоставлялся шляхте и, более того, возглавлялся шляхтичами.
XVII век. Как Богдан Хмельницкий Малороссию спас
Светло-серым цветом обозначены границы России по состоянию на выбранный на таймлайне год. На карту нанесены города-центры губерний на 1914 г. Они отображаются с историческими названиями и с учетом года основания.
После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы московские послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным. После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Хотя Переяславское соглашение не привело к окончательному и бесповоротному присоединению Украины к России, оно имело колоссальное значение.
И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти. А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Речь гетмана Богдана Хмельницкого Переяслав, 8 по ст. С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг.
Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей. В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б. Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России.
Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан. Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан — тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа.
Нестыковка какая-то. Стоит разобраться Зимой 1702 года казаки собрались в Фастове на раду, в которой традиционно участвовали представители всех сословий православного общества. Было решено поднять антипольское восстание с целью освобождения Правобережной Украины и последующего объединения с Левобережьем. К сожалению, казаки не учитывали, что на 1702 год Россия, которая потерпела под Нарвой от шведов разгромное поражение, не могла отказаться от союзничества саксонского курфюрста. Пока Август II очень удачно отвлекал на себя шведские войска Карла XII, Пётр I восстанавливал свою армию, артиллерийский парк и потихоньку "отжимал" у скандинавов построенные ими в устье Невы крепости. Ссориться с поляками и саксонцами из-за нескольких казацких полков русскому царю в тот момент было совсем не с руки. Восстание Восстание полыхнуло в первой половине 1702 года и быстро охватило территорию от Припяти до Днестра. Горели панские имения и фольварки, восставшие резали поляков, евреев и униатов. Главным центров антипольского сопротивления стал Фастов, а его главой — Палий, по имени которого восстание стали называть "Палиивщиной". Палия поддержал и Самусь. Восемь дней спустя казаки пошли на приступ, но поляки его отбили. Тогда казаки частью сил обложили город, а часть Самусь повёл на север Киевщины на соединение с полковником Абазиным, который незадолго до того освободил от присутствия ляхов Брацлав и двинулся к Виннице. Они как-то по-особому праздничны и иногда кажутся гостями, надолго оставшимися в Первопрестольной. В них видна рука одного очень оригинального мастера, прибывшего в Москву из Киева Собранное Феликсом Потоцким польское ополчение Киевского воеводства — посполитое рушение — заперлось в Бердичеве. Казаки взяли этот городок штурмом и устроили в нём резню поляков и евреев. Потоцкий спасся чудом. Тем временем остальные отряды восставших стремительно освободили Винницу, Бар, Калуш, Могилёв-Подольский, другие города и местечки. В Приднестровье 3. Сполохи восстания, зажженного Палием, достигали Волыни и Галичины. Затем последовал черёд Корсуня, Богуслава, Умани и Немирова. В руки казаков попали 40 пушек, тысячи ядер, бочки с порохом и селитрой, а также множество других вооружений и припасов. В конце ноября правобережные казаки отправили гетману Левобережья Ивану Мазепе грамоту с просьбой принять Белую Церковь под руку царя. Однако успевшие сами стать феодалами Мазепа и левобережная старшина к антифеодальному восстанию правобережной черни относились крайне отрицательно — католическая шляхта была для них ближе, чем свои единоверцы "подлого" происхождения. Мазепа восставшим помочь отказался и написал Петру I письмо, в котором советовал Правобережные полки в состав России не принимать. Одна из легенд, связанная с рождением этого знаменитого поляка, повествует, что в тот день у Олесского замка на территории Русского воеводства в Галиции разразилась сильная гроза. Якобы столешница мраморного стола, с которой только что сняли новорожденного, раскололась надвое, точно от удара молнии Царь его советам внял и написал Палию и Самусю письмо, в котором предлагал вернуть полякам отобранные у них городки и местечки и присоединяться к войне против шведов. На это Палий в ответном письме сообщил, что если он оставит Фастов без защиты, поляки его захватят, а всё православное население перебьют. Казаки понимали, что без поддержки извне они обречены на поражение, но сложить оружие отказывались. Вскоре последовал неизбежный трагичный финал. Развязка В январе 1703 года из Польши выступило 15-тысячное карательное войско при 44 орудиях. К концу зимы оно зачистило от восставших всё Подолье. Все ярые сторонники восстания были казнены, а 70 тысячам крестьян европейские "цивилизаторы" в качестве наказания отрезали левое ухо. Жителей нескольких сёл, и правых, и виноватых, истребили целиком, посадив на кол. В Ладыжине, у которого дали бой две тысячи казаков полковника Абазина, после взятия штурмом, каратели вырезали всех от мала до велика. Самого Абазина посадили на кол. Немногие уцелевшие после боя казаки ушли в Молдавию. Рождение, гибель и реинкарнация Ханской Украины6 октября 1768 года Османская империя объявила войну России. Поводом для её начала стали инциденты на стыке границ Крымского ханства, Польши и России в районе реки Кодыма, где располагалось автономная провинция, известная как Ханская Украина.
Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого
Восстание Хмельницкого (Национально-освободительная война Богдана Хмельницкого) — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народнаяК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). Поднял ли Богдан Хмельницкий восстание из-за любви? Открыть в себе талант военачальника Богдана Хмельницкого сподвигла не только любовь, но и месть. Для Украины переломной эпохой стала Национально-освободительная война 1648-1657 годов под предводительством Богдана Хмельницкого. Причины восстания Богдана Хмельницкого Большая часть юго-западной Руси в XVII в. находилась под властью Речи Посполитой.
Восстание богдана хмельницкого кратко таблица
Таблица по истории восстание богдана хмельницкого годы основные события итоги. Составить таблицу восстание богдана хмельницкого 1648 год тире 1654. Корсунская битва стала триумфом Богдана Хмельницкого — казаки разгромили польское войско и взяли в плен обоих гетманов. В качестве даты окончания восcтания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора, в современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году. События восстания Богдана Хмельницкого разворачивались в 1648 – 1657 годах, то есть продлились они целых 9 лет. Таким образом, личная обида Хмельницкого стала поводом для восстания в 1648 году. В данной статье вы рассмотрите причины восстания Богдана Хмельницкого, а также узнаете о ходе восстания и его итогах.
54. Восстание под руководством б. Хмельницкого.
Восстание Хмельницкого (Национально-освободительная война Богдана Хмельницкого) — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народнаяК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан). В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. Восстание Богдана Хмельницкого. Самый крупный конфликт начался в 1648 году. Шаблон:Восстание Хмельницкого Освободительная война украинского народа — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи.