«Смоленская» икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа.
День иконы Божией Матери "Умиление": что нельзя делать 1 апреля
Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»; один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой — митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией. С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Икона Божией Матери "Умиление" — келейный образ преподобного Серафима Саровского Отнюдь не случайно за келейной иконой преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого — чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» Лк. Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций — «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» реже — «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд» , а также «Распятие». Таким образом, иконы, изображающие Деву Марию со скрещенными на груди руками, являются усеченными вариантами этих композиций. Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия — в момент "Архангельского обрадования", то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго.
Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти вою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах — семи высших духах. Преподобный заповедал называть икону Умиление — Радостью всех радостей».
Считается, что именно благодаря заступничеству Богородицы город удалось спасти от разорения. С тех пор икона почитается как чудотворная. В 2023 году Русская православная церковь РПЦ отмечала 920-летие явления образа. Перед ней молятся о благополучии в семье и здоровье детей, обретении супружеского счастья. Также просят об исцеление или облегчении болезней, утешении в скорби и помощи в трудных жизненных ситуациях.
Так как Богородица является заступницей человечества перед Господом, просить можно обо всем, что волнует в данный момент. Совершать молитву в праздничный день можно как в храме, так и дома, перед семейным алтарем.
В Дивеевский монастырь приходили люди, молились перед этой иконой и получали благодатную помощь. Когда наступили времена гонений, одна монахиня Евдокия, видя, что в скором времени все иконы, все святыни обители будут поруганы, тайно вынесла этот образ из Дивеевского монастыря. И, действительно, совсем через малое время Дивеевская обитель была закрыта и все монахини были разогнаны. Монахиня Евдокия с другими сестрами жила под Арзамасом в частном домике и хранила различные дивеевские святыни и эту икону «Умиление» у себя. Также у нее находилась часть того камня, на котором 1000 дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский, а также досочка от его кельи. Эти святыни монахиня хотела передать в надежные руки. Перед своей смертью она подала весть своей племяннице в наш Пушкинский район, и по приезде последней, передала ей все свои сокровища. Когда пришли времена открытия и восстановления Православных храмов и монастырей, по милости Божией, эта женщина узнала о мурановском храме.
Одни источники утверждают, что икона была преподнесена в дар великому московскому князю Василию Васильевичу, неким Юргом разграбившим Смоленск. Другие источники предполагают, что эту икону дал 1398 г. Иные источники утверждают, что последний смоленский князь, изгнанный из города в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез вместе с другими святынями икону «Смоленской» Богоматери.
В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить святую икону Богоматери в Смоленск. По благословению митрополита свт. Ионы, Василий Васильевич решил исполнить просьбу смоленских послов и отпустить икону.
Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многоими слезами» в Смоленск. С чудотворного образа был выполнен список «мера в меру» и поставлен на том месте где стояла чудотворная икона. В 1525 году великий князь Василий Иоаннович в память возвращения Смоленска в состав русских городов, основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие перед «Смоленской» иконой Богородицы.
В этот монастырь был перенесен и список иконы из Благовещенского собора Кремля. В 1666 году икона «Смоленской» Богородицы была вторично принесена в Москву, архиепископом Смоленским Варсонофием, для поновления потемневшей живописи. Поновление древнего образа было выполнено также в 1669 и в 1812 году.
В 1812 году, во время нашествия французов, эта икона была вывезена из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена в Москву. Икона была поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы 26 августа, когда праздновалось сретиние иконы «Владимирской» Богоматери, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства, совершил крестный ход с иконами «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен.
Перед занятием Москвы французами, икона «Смоленской» Богоматери была отправлена в Ярославль. Здесь она оставалась до самого окончания Отечественной войны 1812 года.
Икона Богородицы Умиление Смоленская
Описание иконы Умиление Смоленская из книги Е. Поселянина Источник: Книга "Е. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон" [1914] Эта икона явилась в 1103 году и находится в Смоленске. Богоматерь на ней изображена с умилением взирающей на Богомладенца, Который возлежит на Ее одежде и держит в правой руке державу. Другая икона «Умиление», находящаяся в Смоленске же, по преданию, принесена из Грузии, хотя неизвестно — кем и когда.
Этот образ, прославившийся многими чудесами, ныне находится в церкви в Окопах, а прежде был в лагере воеводы Шеина, в течение 20 месяцев 1611—1613 гг.
Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»; один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой — митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией. С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Икона Божией Матери "Умиление" — келейный образ преподобного Серафима Саровского Отнюдь не случайно за келейной иконой преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого — чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» Лк. Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций — «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» реже — «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд» , а также «Распятие». Таким образом, иконы, изображающие Деву Марию со скрещенными на груди руками, являются усеченными вариантами этих композиций.
Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия — в момент "Архангельского обрадования", то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти вою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах — семи высших духах. Преподобный заповедал называть икону Умиление — Радостью всех радостей».
На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на Ее одеянии Божественного Младенца, который держит в правой деснице державу — символ власти и силы. Комментарии Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий. Авторизация Введите Ваш логин или e-mail: Пароль :.
Затем нажмите кнопку "Восстановить". Восстановить вернуться назад Подтверждение адреса Email Мы отправили на ваш адрес электронной почты письмо с кодом подтверждения. Пожалуйста, введите данный код в поле ниже и нажмите кнопку «Подтвердить» Подтвердить отмена Восстановление пароля На ваш адрес электронной почты мы выслали код подтверждения, введите этот код в поле ниже, введите новый пароль, его подтверждение и нажмите кнопку «Установить пароль».
Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская (1103) Радуйся, Невесто Неневестная.
Икона Божией Матери «Умиление» Локотская является копией литографии знаменитой Дивеевской иконы, перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Локотская икона была явлена в поселке Локоть Брянской области в 1994 г. Жительница поселка купила обыкновенный плакатный календарь с изображением Богородицы, принесла его домой, вырезала образ и повесила как икону. Для святыни изготовили двустороннюю ризу и поставили в киот.
В 2003 году в Смоленске торжественно отмечали 900-летие явления святого образа. Накануне праздника икона «Умиление» была доставлена в Свято-Успенский кафедральный собор, где перед ней был отслужен молебен с водосвятием. В самый праздник после Божественной литургии вокруг собора прошел многолюдный крестный ход, во время которого священники несли сразу две почитаемые Смоленские чудотворные иконы: «Одигитрию» и «Умиление», воздавая им особую почесть. На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взира[... На одной из них Богородица с умилением взирает на Богомладенца, возлежащего на Её одежде и держащего в руках державу — символ власти над миром. О другой Смоленской иконе, мало чем отличающейся от обычного иконографического типа «УМИЛЕНИЕ», известно, что в 1609 — 1611 годах она в течение восемнадцати месяцев находилась в лагере воеводы Шеина, удерживающего польские войска от нападения на Смоленск.
В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица». Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой... Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа». Со слезами пал Меркурий пред святою иконою и, выполняя волю Богоматери, без страха пошел на врагов. Ночью проник он в стан неприятельский и убил татарского великана, на которого татары надеялись более, чем на весь свой отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Враги видели сопровождавших его молниеносных мужей и Светозарную Жену. Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви. Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск.
Но позже это название так понравилось нашим предкам, что нередко и иные типы Богородичных икон его усваивали. На классических и самых первых иконах «Умиление» Пресвятая Богородица изображалась по пояс, держа на руках Младенца Иисуса и с умилением склоняясь к Нему. Однако существует абсолютно другое писание образа с таким же названием. На нем Пресвятая Дева изображена одна, со скрещенными на груди руками. В истории нашего Отечества этот второй тип икон так же под общим названием «Умиление» был очень и очень популярен. Известна Псково-Печерская икона «Умиления», которая не раз спасала город от неприятеля.
"Умиление" (Смоленская) икона Божией Матери
Нападавшим огнем 20 тяжелых осадных орудий удалось проломить крепостную стену между Свиной и Покровской башнями. В пролом ринулась польская пехота, которая овладела обеими башнями. Однако дальше противнику продвинуться не удалось. По повелению Самой Пресвятой Богородицы икона «Умиление» была поставлена у пробитого места на крепостной стене на верхнем боевом настиле.
Во время боевых действий королевские войска пытались расстрелять икону из пушек, но безуспешно. Ядра падали перед образом Царицы Небесной, никому не причиняя вреда. Они обратились к защитникам: «Не убойтеся, станем крепко, устремимся вкупе на литовскую силу, Богородица бо к нам идет с милостию и заступлением и со всеми святыми на помощь вкупе же».
Защитники города стояли на развалинах насмерть, сойдясь с нападающими лицом к лицу. В бою им помогали и храбрые женщины, которые приносили воинам боеприпасы и воду, а в критический момент и сами кинулись на врага врукопашную. Штурм был отбит, а королевские войска понесли большие потери.
Попытка Батория взять город штурмом провалилась. Более того, обороняющиеся не только сбили противника со стены, но и сами преследовали его. Не сумев взять Псков силой, польский король решил предложить псковичам сдаться.
Этот образ являет безграничную любовь и доверие. Такой тип известен в иконографии как «Умиление», или «Елеуса» от греч. К нему же относится целый ряд чтимых икон: Владимирская, Донская, Почаевская и другие.
Происхождение и авторство иконы доподлинно неизвестно. По одной из версий, она прибыла из Грузии. В настоящее время список со Смоленского чудотворного образа находится в Спасо-Окопном храме Смоленска.
Эксперты рассказали, почему икона Богородицы Казанской является символом Дня народного единства Праздник Смоленской иконы Божией Матери «Умиление» — 2024: обретение образа Образ явился в 1103 году в Смоленске.
В 2003 году в Смоленске торжественно отмечали 900-летие явления святого образа. Накануне праздника икона «Умиление» была доставлена в Свято-Успенский кафедральный собор, где перед ней был отслужен молебен с водосвятием. В самый праздник после Божественной литургии вокруг собора прошел многолюдный крестный ход, во время которого священники несли сразу две почитаемые Смоленские чудотворные иконы: «Одигитрию» и «Умиление», воздавая им особую почесть. На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взира[...
На одной из них Богородица с умилением взирает на Богомладенца, возлежащего на Её одежде и держащего в руках державу — символ власти над миром. О другой Смоленской иконе, мало чем отличающейся от обычного иконографического типа «УМИЛЕНИЕ», известно, что в 1609 — 1611 годах она в течение восемнадцати месяцев находилась в лагере воеводы Шеина, удерживающего польские войска от нападения на Смоленск.
Смоленская икона Божией Матери считается чудотворной. Много раз защищала город от напастей, а его жителям неоднократно помогала в решении жизненных проблем. Эта икона особо почитается женщинами, потому что часто происходят чудесные исцеления женских болезней, так же молитвы перед иконой Божией Матери «Умиление» помогают обрести семейное счастье.
Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрии»
Видимо, Самому Богу угодно, чтобы этот Образ пребывал в Мурановском храме, потому что, когда хотели вернуть икону обратно в Дивеевскую обитель, то решили обратиться к церковному священноначалию. И было дано такое указание: икону «Умиление Пресвятой Богородицы» оставить в храме усадьбы Мураново. И это не случайно. По рассказам жителей Мураново всех крестьян, которые крестились в усадебном храме, барыня благословляла этим Образом и каждому давала небольшую икону «Умиление Пресвятой Богородицы». Это делалось потому, что семья Тютчевых очень почитала преподобного и богоносного отца нашего Серафима. И если мы прочтём записи Анны Тютчевой — дочери поэта, то увидим, как она рассказывает об исцелении женщины, страдавшей от тяжелой неизлечимой болезни после того, как на нее возложили мантию преподобного Серафима Саровского. Более того, и по сей день в усадебном доме находится уникальный портрет, который, как говорят исследователи, возможно, даже является прижизненным портретом старца Серафима и даже, день рождения музея-усадьбы попадает именно на день памяти преподобного Серафима Саровского 1 августа. В этот день, по традиции, мы выносим из усадебного дома портрет старца Серафима, и служим молебен о благосостоянии этого места, музея, о благосостоянии храма, о благосостоянии живущих здесь и о благе и защите всей нашей Родины.
Пресвятая Богородица держит свои руки на груди, умиленно взирая на младенца Христа, Который лежит на ее коленях и в правой руке держит символ власти — державу. В 1103 году икона «Умиление» была обретена в колодце исторические подробности чуда не сохранились. Широкую известность этот образ приобрел в начале 17 века.
В течении полутора лет русские обороняли Смоленск от польских войск. Икона Пресвятой Богородицы находилась среди русских войск и перед ней регулярно служился молебен. После 1917 года образ был утрачен.
Список копия чудотворного образа сейчас хранится в Смоленске в Спасо-Окопном храме на месте земляных укреплений, построенных для обороны города в начале 17 века. День памяти Смоленской иконы «Умиление» — 1 апреля по новому стилю. В нём прослеживается очевидное влияние западной живописной манеры.
Ее руки скрещены на груди, а взор опущен вниз — в знак покорности воли Господней. Лик полон смирения, любви и нежности — умиление что нашло отражение в названии образа. Над головой Пресвятой Богородицы написаны слова из акафиста благодарственно-хвалебного пения : «Радуйся, Невесто Неневестная!
Маслом от неугасимой лампады преподобный помазывал приходивших к нему верующих, после чего они получали исцелений от своих недугов. Дивеевская икона Богоматери была написана предположительно в конце 18 века, сведения об иконописце отсутствуют. По завещанию святого Серафима Саровского икона «Умиление» была передана в Дивеевскую женскую обитель 1833 год.
В 1902 году российский император Николай II пожертвовал для иконы золотой оклад и серебряную лампаду. К этому времени относится написание точных списков копий. В 1927 году Дивеевской монастырь закрыли.
Этот образ, сыгравший особую, вдохновляющую роль в период обороны Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века 1609—1611 гг. Список Смоленского чудотворного образа «Умиление» пребывает в настоящее время в Спасо-Окопном храме города Смоленска. В 2003 году в Смоленске торжественно отмечали 900-летие явления святого образа.
Накануне праздника икона «Умиление» была доставлена в Свято-Успенский кафедральный собор, где перед ней был отслужен молебен с водосвятием. В самый праздник после Божественной литургии вокруг собора прошел многолюдный крестный ход, во время которого священники несли сразу две почитаемые Смоленские чудотворные иконы: «Одигитрию» и «Умиление», воздавая им особую почесть. На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на Ее одеянии Божественного Младенца, который держит в правой деснице державу — символ власти и силы.
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
- Православная церковь отпраздновала память Смоленской иконы Божией Матери.
- Также рекомендуем
- По следам утраченной святыни: Смоленская икона Божией Матери
- "Умиление" (Смоленская) икона Божией Матери
Икона Богородицы «Умиление» Смоленская
Среди чудотворных икон, защитивших город, была и икона Пресвятой Богородицы «Умиление» — одна из главных святынь обители. Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Также перед иконой Божией Матери «Умиление» возносят молитвы о помощи в сложных жизненных ситуациях, просят об исцелении от различных болезней. Смоленская икона Божией Матери «Умиление» привезена из Греции. Локотская икона Божией Матери также является копией образа «Умиление», точнее, ее репродукцией. Икона Божией Матери «Умиление» (Локотская) является копией литографии знаменитой Дивеевской иконы, перед которой молился преподобный Серафим Саровский.
Православная Церковь чтит икону Богородицы «Умиление» Смоленская
Икона Пресвятой Божьей Матери «Умиление»: в чем помогает, значение образа | День Смоленской иконы Божией матери «Умиление» празднуют 1 апреля. |
1 апреля – Празднование Смоленской иконы Божией Матери «Умиление» | Икона Божией Матери «Умиление» – пожалуй, самое живое и трепетное отображение Богородицы с Младенцем. |
1 апреля — День Смоленской иконы Божией матери «Умиление»
описание Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников [2011] Известны две иконы с таким названием. Праздник Смоленской иконы Божией матери «Умиление» 1 апреля: значение и молитвы Богородице. Через Псково-Печерскую икону «Умиление» Пресвятая Богородица защитила Псков от поляков, значит, ей молятся о защите от врагов. Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Умиление», явилась в 1103 году в Смоленске. Этот образ, сыгравший особую, вдохновляющую роль в период обороны Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века (1609–1611 гг.), находился в лагере русских войск.
Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Умиление"
С 1 апреля по 8 апреля икона Божией Матери «Умиление» Локотская будет находиться в Смоленском храме. Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Умиление», явилась в 1103 году в Смоленске. Этот образ, сыгравший особую, вдохновляющую роль в период обороны Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века (1609–1611 гг.), находился в лагере русских войск. Главные новости» Эксклюзив» Праздник Смоленской иконы Божией матери «Умиление»: история и молитвы образу.
УМИЛЕНИЕ, СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Икона Божией Матери «Умиление» (Локотская) является копией литографии знаменитой Дивеевской иконы, перед которой молился преподобный Серафим Саровский. ib172 Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Умиление", явилась в тысяча сто третьем году в Смоленске. На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего на Ее одеянии Божественного Младенца, который держит в правой деснице державу – символ власти и силы. На чудотворной иконе Пресвятая Богородица, подняв руки к груди, с умилением взирает на лежащего Божественного Младенца.