смотреть онлайн в хорошем качестве на РЕН ТВ.
Сакральный смысл русской сказки о Кощее Бессмертном
Там ее ожидает встреча с множеством причуд современного мира, а в темном подземелье уже тысячу лет прячется жаждущий мести Кощей Бессмертный, ведь именно Яга помогла одолеть его много веков назад. Текст научной работы на тему «Функциональное значение мифологического образа Кощея бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках». Кощей Бессмертный однозначно принадлежит к «лагерю» тёмных божеств, от которых людям не стоило ждать ничего хорошего.
А мне Кощея жалко, или О неоднозначности сказки
Местные жители с удовольствием показывают туристам места съёмок и рассказывают, как это было. Хотя из тех, кто снимался в массовке, уже почти никого и не осталось. Галина Котлова слышала все эти рассказы от своего коллеги. Впервые за 80 лет в Озёрках устроили фестиваль «Кощеевы сказки». Жители Озёрок нарядились в персонажей самых разных сказок режиссера Александра Роу. Некоторые, правда, так до конца и не поняли, кто они и что тут делают. Не все дети в Тальменском районе видели эту сказку, честно признаются.
Если сломать кончик иглы, то умрёт Кощей, и освободится Земля от его злой воли. По утверждению многих исследователей, сказки любого народа — не что иное, как более позднее изложение древних мифов.
А мифы всегда у всех племён и народов были самым надёжным хранителем информации. Следовательно, сказку о Кощее Бессмертном надо рассказывать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времён. Что означает высокая гора? Прежде всего здесь указывается на связь с небом. Возможно, это память о той высокой горе, которая когда-то находилась на мифической прародине наших предков — Арктиде, об арийской Меру, на вершине которой когда-то стоял храм Индры, или Алатырь-гора из русских мифов. Важно другое: в сказке прямо указано место действия. На горе стоит дуб, устремлённый в небо. Что это?
Из древнерусской мифологии мы знаем о древе мира. У наших предков этим древом являлся дуб — священное дерево самого Сварога. По сути, древо мира — это и есть символический космос, единое целое и в то же время бесконечное, многомерное пространство. Сундук во все времена считался символом вещизма и стяжательства, преобладания материального над духовным. Это энергия, обращённая сама на себя. На Руси «живыми сундуками» называли людей скаредных и предельно жадных. Сундук — это символ космического зла, фактически, это раковая опухоль самой Вселенной, ведь сундук — инородное тело. Заяц — символ приземлённости; маленький, хитрый, изворотливый, лживый и трусливый зверёк, который приспосабливается жить в любых условиях.
Следовательно, заяц — символ земного изворотливого зла, неуловимого и многомерного. Но заяц в сундуке не одинок, в нём скрывается утка. Как известно, утка у русского и других европейских народов является символом неприкрытой циничной лжи. Любопытен тот факт, что птица — властелин воздушной стихии, следовательно, ложь имеет и высокую скорость, и свою собственную среду распространения. Складывается такое впечатление, что «раковая опухоль» Космоса — сундук — имеет конкретную привязку к земной сфере бытия. Стенки сундука можно рассматривать как границы чуждого, враждебного древу мира образования, которое имеет свой собственный путь эволюции. Сам сундук — мёртвая материя, а живые существа в нём никакого отношения к небесному дубу не имеют. Заяц — носитель земного порока, утка — небесного.
Безусловно, яйцо в утке тоже содержит в себе глубокий космический смысл.
Монстры в карточном roguelike атакуют по очереди. Многие враги могут наносить урон игроку только с ближней дистанции или, как говорят разработчики, с «первой позиции». Чтобы ударить протагониста, оппоненты должны переместиться вперед. Намерение противника подойти ближе обозначается специальным знаком со стрелочкой, а желание напасть — символом с мечом. Авторы планируют выпустить еще пять роликов из серии, посвященной предстоящей игре.
Хотя, согласно В. Проппу, хрусталь — распространённое воплощение представления о царстве мёртвых не только у славян, но и у народов Австралии, Америки и т. Итак, в самом центре иного мира, или, другими словами, на самом «донышке» подсознания, сидит Кощей Бессмертный. И, несмотря на художественную оксюморонность, цель героя сказки всегда одна — этого бессмертного убить. Но атрибут бессмертности у Кощея неоднозначен. Ведь он уже мёртв.
О сути этой функции мы поговорим позднее, а пока обратимся к возможным вариантам его гибели. Второе, что можно проанализировать в сказках о Кощее, — это варианты его гибели. В волшебных сказках существуют два варианта смерти Кощея: смерть при разломе иглы и смерть от коня. Рыбаков добавляет ещё один вариант — смерть Кощея от своей стрелы [12]. Однако эта смерть описана былинами об Иване Годи-новиче, рассмотрение которых не входит в задачу нашей статьи, и к тому же генетически восходит к мотиву смерти от иглы. Рассмотрим смерть Кощея от коня, которая ярко представлена в сказке «Марья Моревна»: «...
После того наклал царевич на грудь дров, развел огонь, спалил Кощея и пепел пустил по ветру» [11]. По мнению Б. Рыбакова, такая смерть — это «обычная смерть степняка: сам он изрубил своего противника, а потом угодил под копыта вражеского коня» [12]. Тем более что в сказке Кощей «не царь, не полководец — его государство не упоминается, дворца у него нет; нет ни войска, ни слуг; есть только какое-то жилье, конь, с которым он беседует, и сабля» [12]. Однако нельзя не упомянуть о символике образа коня у славянских народов. Конь связан с солярным божеством, ведь именно лошади везли повозку с небесным светилом по небу.
Более того, в верованиях славян конь вообще был небожителем. Например, по древним поверьям, Утренняя Заря Денница ведёт по узды сияющих белых коней, которые символизируют рассветные облака. Днём кони становятся рыжими, вечером сивыми, и Вечерняя Заря уводит их с небосвода. Приходит вороной конь, который олицетворяет ночь. Млечный путь также называли молоком небесной кобылицы. В славянских сказках конь чаще всего является помощником главного героя, т.
Даже серый волк, второй по частотности помощник героя, выполняет несвойственную ему лошадиную функцию — возит героя на своей спине. Получается, что с помощью коня, помощника солярных богов, Кощея убивают небесные силы. Однако возникает вопрос: зачем высшим солярным силам способствовать гибели божества, хоть и не самого высокого ранга? В славянской мифологии существует описание борьбы Даждьбога и Кощея, при котором Даждьбог добывает Золотое яйцо, в котором заключена смерть Кощея, и убивает своего соперника. Этим своим действием он нарушает порядок мироздания и вызывает всемирный потоп. Обратим внимание на эту деталь — всемирный потоп.
Она пригодится нам немного позже. Аникин, обращаясь к сказке «Марья Моревна», указывает, что герою помогают не только небесные, но и природные силы: его родственники по женской линии, мужья сестёр: орёл, сокол и ворон [1, с. Как видим, в противостоянии героя и Кощея в сказке «Марья Моревна» словно участвует всё мироздание: человеческие, небесные и природные силы. Интересен также момент «добивания» Кощея Иваном-царевичем: он разводит на его груди огонь, а прах пускает по ветру. С одной стороны, здесь можно наблюдать языческий обряд сожжения мёртвых, посвящения их огню. С другой стороны, Кощей является злым колдуном, соответственно обряд «захоронения» должен был быть особым, иначе, по поверьям, колдун может вернуться.
Например, А. Байбурин пишет о славянском погребальном обряде «порчи» тела колдуна или человека, подозреваемого в колдовстве. Их тела разрубали на части, чтобы прекратить «хождение» [3]. В сказках часто встречается расчленение тела «разрубил на части» , однако это является лишь временной смертью: после определённого обряда собрать все части и окропить мёртвой и живой водой герой воскресает и даже становится сильнее. Чтобы не допустить воскрешения колдуна, его тело надо разделить на мелкие фрагменты, в нашем случае — распылить. Рассмотрим теперь второй, более частый вариант смерти Кощея.
В большинстве сказок2 с небольшими дополнениями встречается такое описание его смерти: «На море на океане есть остров, На том острове дуб стоит, Под дубом сундук зарыт или в дупле , А в сундуке — заяц, В зайце — утка, В утке — яйцо, В яйце — смерть Кощея». Рыбакова, «местонахождение кощеевой смерти соотнесено в сказке с моделью Вселенной — яйцом. Недаром охранителями этого сокровища являются представители всех сил природы, всех цартсв: вода океан , земля остров , растения дуб , звери заяц , птицы утка » [9]. Это не случайный набор нескольких предметов или животных, «вложенных» друг в друга по принципу матрёшки. Все они несут сакральное значение, важное для древних славян, и связаны с культом смерти. Например, во всех сказках говорится именно о дубе, под которым и зарыт сундук со смертью Кощея.
Это дерево является амбивалентным символом. С одной стороны, это — символ силы, мужества и долголетия. С другой — древние славяне верили, что в огромной кроне дуба, среди листвы, живут души умерших и призраки, что не противоречит фигуре Кощея, как божества, управляющего душами усопших. Более того, Кощею нельзя отказать в силе и долголетии. Дуб выступает как символ Мирового древа, который отражает трёхуровневый миропорядок: небесные боги — люди - подземные боги. Поэтому сундук со смертью Кощея зарыт под дубом, в его корнях.
Либо же сундук висит на цепи, которая, как Мировой змей, обвивает дерево. Заяц является символом демоническим, он связан с нечистой силой, по поверьям, он находится в подчинении у лешего. У некоторых славян считалось, что в образе зайца появляются ведьмы и колдуны.
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный скупой, и он не вежливый, грубый и неблагодарный. Сила Кощея Великий чародей и царь, который обладал недюжинной силой, мог превращать людей в камни или деревья, а иногда в неприятных земноводных — змей или лягушек. Кощей связан со стихией воды: вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. Воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и получали от этого силу. Кощей является могущественным чародеем. В сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство. В сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех. В сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею. В сказке «Царевна Лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу.
Также Кощей любитель превращаться в ворона. Тайна смерти Кощея Бессмертного Само прозвище этого персонажа сказок говорит о том, что убить его необычайно сложно, ведь он бессмертный. Однако для храброго героя нет ничего невозможного, ведь это все-таки сказка, в которой добро должно побеждать. Поэтому есть и Кощея управа. Смерть его как правило находится далеко, на каком-нибудь острове или просто на берегу моря, где растет огромный дуб. На дубе весит сундук в котором спрятаны несколько вложенных один в другого животных.
Превратиться в супергероя его заставит настойчивый призыв сестры Мария Ахметзянова не просто образумиться, а стать опорой малолетней племяннице, ее дочке, ибо самой ей, молодой и красивой, «года два осталось» озвучивается какой-то невнятный диагноз с упоминанием миопатии: есть подозрение, что смертельная болезнь окажется просто родственной уловкой во благо. Герой решительно выливает водочные запасы в раковину и приступает к поискам работы. Она сама его находит — его зовут в некий волшебный отдел полиции по борьбе с хулиганствующими героями русских сказок в роли штаб-квартиры которого снялось здание ТАСС в Москве.
Преступники необычные, сказочные, но, конечно, поданные через реальность наших дней. Лешие у которых вместо голов — пеньки с глазами: пластический грим в проекте — на высоте грабят банк потому, что им не хватает средств на развитие производства — выращивания в парниках грибов и овощей. Колоритнейшая Баба-яга Татьяна Догилева , не расстающаяся с вейпом, подрабатывает в вебкаме, превращаясь на это время в прелестную блондинку с кокошником на голове и минимальным прикрытием прелестей. Как и наличие гнома-матерщинника, чьи перлы, впрочем, постоянно запикиваются. Есть еще пыхающий огнем Змей Горыныч Павел Деревянко с одной головой, но тремя разными сущностями — брутала, женщины и ребенка.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www. Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Об этом говорит Господь Иоанну Богослову в момент откровения, когда он являет ему будущее за чертой Воскресения. Будущее человечества. Так вот, там нас подстерегает вторая смерть. Но разделение не души и тела — оно уже преодолено Христом — а разделение человека и Бога в вечности. И вот это уже наша задача — воспитать свое сердце, свою душу, сделать себя способным к общению с Богом.
Если мы вспомним последнюю седьмую книгу Джоан Роулинг про Гарри Поттера, то в главе Кингс-Кросс мы обнаруживаем после смерти героев — самого Гарри Поттера, доброго волшебника, и главного злодея Волан-де-Морта. И вот там, в посмертии, злодей оказывается карликом, который ничего не видит и не слышит. Ему там очень плохо. А Гарри Поттеру хорошо. И Гарри пытается ему помочь, он хочет совершить что-то доброе и не может. Потому что это невозможно — двери ада заперты изнутри. И здесь мы видим очень точный глубокий образ я не знаю, как он попал в эту книгу — человек должен вырасти.
СКАЗКА о Кощее Бессмертном : Рус. нар. сказка : Для дошк. и мл. шк. возраста
Нет, я бы назвала его стражником тёмного чертога, куда он не допускал чужих. И знаете, в этом аспекте можно даже взглянуть на персону Кощея с иного ракурса. Ведь он просто служил своему отцу, как любой из светлых богов, просто находился «по ту сторону», в Нави. Возможно, страх перед ним был преувеличен боязнью чего-то нового и необъяснимого?
Виктор Васнецов «Кощей Бессмертный», 1926 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Тайна имени Кощея Кощей являлся загадкой не только для наших предков, но и для многих поколений фольклористов. Его имя является одной из тех тайн, которые пытаются разгадать и поныне. Фасмер высказывает мнение, что основой его является «кощ», что напоминает слово «кощун».
Согласно гипотезе этого исследователя, «Кощей» может означать имя богохульника, проявлявшего кощунство в отношении светлых божеств, или же язычника. Если верить ему, «кощ» указывает на нечестивца, тёмную личность, а также может ассоциироваться со словом «кость» если вы помните, в сказках Кощей лысый и костлявый. На мой взгляд, версии обоих исследователей близки к истине, ведь они открывают нам натуру Кощея, какого мы знаем даже по сказочным историям: обманщика, противостоящему свету и добру.
Кощеевы семья и помощники В отличие от большинства своих тёмных соратников и родственников, Кощей не любит менять свой облик. Крайне редко легенды рассказывают, что он мог принимать вид чёрного ворона, предвестника беды. Славянский бог Кощей — не дряхлый царёк, а величественный старец, у которого были длинные седые волосы, сверкающая серебром кольчуга и огромный меч, что делал его непобедимым в любой схватке.
Неоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван-царевич, повесил голову? На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет». Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову? Не поможет ли мне она? Привела его к горе, указала место: «Скапывай эту землю». Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал.
Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал: «Благословляй и прощай, баушка! Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя. Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет. Старшие братовья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница. Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит: «Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит — я умру! Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы!
Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царска дочь, утащена Кошом Бессмертным. Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему: «Тут, смотри, у ограды есть щель, потронь ее мизинцем, и будут двери». Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила.
Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Коша Бессмертного. Девица говорит ему на это: «Трудно доступать мать, Иван-царевич! Он ведь бессмертный — убьет тебя. Ко мне он часто ездит… вон у него меч в пятьсот пудов, поднимешь ли его? Тогда ступай! Приходит к другому дому; двери знает как искать; вошел в дом, а тут его мать, обнялись, поплакали. Он и здесь испытал свои силы, бросил какой-то шарик в полторы тысячи пудов.
Время приходит быть Кошу Бессмертному; мать спрятала его. Вдруг Кош Бессмертный входит в дом и говорит: «Фу-фу!
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.
Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям. Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www. Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Древние славяне в ночь празднования в руках обязательно держали сырое куриное яйцо и, считалось, что если яйцо разбить ровно в полночь, 29 февраля, то Кощей уберется в свой темный мир и заберет с собой все несчастья и невзгоды, которые преследовали человека. Было поверье, что в эту ночь можно избавиться от всех своих самых серьезных проблем, если глубоко в душе раскаяться. Иначе придется отвечать за все свои дурные помыслы и грязные дела за все четыре года перед Кощеем, а он щадить не станет. Но была и позитивная сторона этого праздника. Для наших прародителей он был символом стремительно приближающейся весны и тепла, природа снова оживет и подарит новую жизнь всему, что их окружает. С приходом христианства Кощей постепенно стал всего лишь сказочным персонажем. Живет Кощей в Тридевятом царстве, куда живой человек может войти только через избушку Бабы-Яги.
В русских народных сказках он появляется в трёх основных обличьях: царя подземного царства, колдуна сверхъестественной силы на говорящем коне и в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках. Немало хлопот и забот приносит сказочным героям Кощей Бессмертный.
Аудиосказка Кощей Бессмертный
В обиходе также появилась сказка о Кощее Бессмертном, чья смерть была в яйце (на Луне Леле) где-то на вершине высокого дуба (на мировом дереве, т. е. фактически в небесах). Темная, кинковая рефлексия на тему русских сказок о Кощее Бессмертном и Иване Царевиче. Кощей Бессмертный, персонаж восточнославянских волшебных сказок, реже русских былин и их поздних пересказов 17–18 вв., а также современных. Видео прикол Сказка о Кощее Бессмертном и Терапевте Участковом ГородокПодробнее.
САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СКАЗКИ О КОЩЕЕ БЕССМЕРТНОМ
А в артах художника Романа Папсуева Кощей выглядит скорее как воин тьмы, а не злодей, похищающий невест. Визуально это довольно упитанный дядька, одиноко живущий в ледяном дворце и падкий на разговоры: «Я люблю историю и люблю рассказывать разные истории». По общему тону повествования понятно, что и Кощей здесь — образ ироничный, лишённый мифологического базиса. Внешне Кощей выглядит иронично — горбатый маленький старик. Своего коня златогривого он готов обменять Ивану на невесту.
Кощея здесь легко обмануть: он не догадывается, что вместо красавицы семиглазой Иван отдаёт ему Серого Волка в другом обличии. При этом одну из главных миссий — похищение невест — образ Кощея сохраняет. Судя по комиксам Bubble «Крестовый поход: Пролог», Кощей — тот самый Иван-царевич, воевавший с богами. Однажды он решает убить Мокошь — богиню судьбы.
Внезапное пробуждение космической сущности Спящего мешает его планам, и Ивана назначают хранителем Эдема. Он становится единственным жителем Земли и постепенно превращается в чёрствого старика Кощея. Единственное, что способно его смягчить — любовь к Василисе, дочери Мокоши. По словам Марии Парфёновой, одной из сценаристов, Кощей здесь — пленник.
Первое от слова "кость" — "худой, тощий человек, ходячий скелет" или "скряга". И это не только человек, попавший в неволю к врагам. Несвободным можно быть, находясь в «плену» своих страстей, желаний, навязчивых целей. Он молодой и умелый воин.
Но он несвободен внутренне. Вся его жизнь подчинена одному желанию, одной цели — найти ужасного Белого Призрака, погубившего его родных, и отомстить. Он лишил себя друзей и развлечений ради благородной мести, и, как классический Кощей из сказок, живёт, оставаясь "неживым". Что же может "разбудить" нашего Кощея, вернуть ему полноту жизни?
Конечно, самое прекрасное, что есть на свете — любовь!
Кощей сумел «просочиться» и в поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» и предстал там в образе злобного бородатого карлика Черномора: Волшебник страшный Черномор — Красавиц давний похититель, Полнощных обладатель гор. Исследователи указывают, что пушкинскому Черномору подходит характеристика Кощея: «злой волшебник, похищающий жен и невест сказочных героев, скупой и злобный».
Оба злодея баснословно богаты и скупы и трясутся над своими сокровищами. Оба наделены сказочной силой, и оба являются врагами людей. Оба умеют летать и внезапно появляться из неоткуда.
Если Черномор и Кощей — две маски злодея, то вот со злобным карликом — стариком «сам с ноготок — борода с локоток» — Кощей никак не связан. Сам с ноготок, борода с локоток — самостоятельная «личность», герой сказок на всемирно распространенный сюжет «Три подземных царства», старичок-карлик. Он — хозяин тридесятого царства, в которое попадает герой, отделенного от обычного и привычного ему мира непроходимым дремучим лесом, пропастью, морем или иным препятствием.
Карлик, как правило, крадет жену или невесту Ивана, и ему приходится за ней отправлять неведомо куда, потому что тридесятое царство может располагаться под землей, но может быть и на горе или под водой. Как правило, не везет Кощею на невест. Станет Кощей свататься к красотке, но применяет неправильную тактику — все он норовит девушку похитить и в свое царство унести.
Нет бы цветы подарить — а он сразу в подземелье тащит. А когда оскорбленные царевны отказывают ему в любви, так в ярости старый скряга превращает их в разных пресмыкающихся — вспомним Царевну-лягушку или Царевну-змею. Но иногда невеста оказывается умнее и сильнее злобного жениха — как, например, Марья Моревна.
И тогда приходится Кощею томиться долгие годы у нее в кладовке, прикованному цепями к стенам, и лишь Иван-царевич по собственной неосмотрительности случайно освобождает его.
Обитает Кощей на подземной базе. Там он хранит образец человека, отобранный для коллекции, — похищенную девицу.
А то, что она еще и красавица, неудивительно: в качестве образца робот, конечно, выберет стандартного представителя вида, а красота и есть набор стандартов для конкретной эпохи и местности. Так становится понятным существование спрятанного дистанционного пульта игла в яйце , способного запустить программу самоликвидации. Читайте также Сегментация Колобка: как бы мог быть устроен сказочный герой в реальной жизни Самка Чужого А почему мы вообще решили, что Кощей позвоночный?
В любой сказке подробно говорится о его доспехах. Но с тем же успехом это может быть… внешний скелет. В таком случае Кощей с большой долей вероятности относится к членистоногим!
Экзоскелет сохраняет внешнюю форму тела, сам же Кощей — внутри, и в неблагоприятных условиях превращается в цисту твердую сухую оболочку, защищающую уменьшившееся пересохшее тело , которая способна храниться, пока не настанут времена, благоприятные для его функционирования. Одним из указаний на такое строение организма служит как раз упоминаемые в сказках три ведра воды литров 30—40 — они нужны Кощею, чтобы обрести полную силу. Подобным свойством, например, обладают тихоходки — микроскопические беспозвоночные, близкие к членистоногим.
Эти чемпионы-экстремалы способны выдержать и нагрев, и заморозку, и радиацию, и полное высушивание, в сухом виде они могут пролежать годами и ожить от воды. Так что именно с помощью криптобиоза высушивания и достигал Кощей своего бессмертия, а с помощью замачивания — оживления. Яйцо в утке рассказчики придумали для красного словца, убивать этот вариант Кощея все равно приходилось обычным мечом с контрольным сжиганием.
Но само яйцо в сказке появилось не просто так — яйцом Кощей мог очень дорожить.
Старший сын и просит у отца благословенье искать мать. Отец благословил; он уехал и без вести пропал. Середний сын пождал-пождал, тоже выпросился у отца, уехал, — и тот без вести пропал. Малый сын, Иван-царевич, говорит отцу: «Батюшка! Благословляй меня искать матушку». Отец не отпускает, говорит: «Тех нет братовей, да и ты уедешь: я с кручины умру! Отец благословил. Иван-царевич пошел выбирать себе коня: на которого руку положит, тот и падет; не мог выбрать себе коня, идет дорогой по городу, повесил голову.
Неоткуда взялась старуха, спрашивает: «Что, Иван-царевич, повесил голову? На руку положу, другой пришлепну — мокренько будет». Старуха обежала другим переулком, идет опять навстречу, говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Что повесил голову? Не поможет ли мне она? Привела его к горе, указала место: «Скапывай эту землю». Иван-царевич скопал, видит чугунную доску на двенадцати замках; замки он тотчас же сорвал и двери отворил, вошел под землю: тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь; он, видно, услышал ездока по себе, заржал, забился, все двенадцать цепей порвал. Иван-царевич надел на себя богатырские доспехи, надел на коня узду, черкасское седло, дал старухе денег и сказал: «Благословляй и прощай, баушка! Долго ездил, наконец доехал до горы; пребольшущая гора, крутая, взъехать на нее никак нельзя.
Тут и братья его ездят возле горы; поздоровались, поехали вместе; доезжают до чугунного камня пудов в полтораста, на камне надпись: кто этот камень бросит на гору, тому и ход будет. Старшие братовья не могли поднять камень, а Иван-царевич с одного маху забросил на гору — и тотчас в горе показалась лестница. Он оставил коня, наточил из мизинца в стакан крови, подает братьям и говорит: «Ежели в стакане кровь почернеет, не ждите меня: значит — я умру! Зашел на гору; чего он не насмотрелся! Всяки тут леса, всяки ягоды, всяки птицы! Долго шел Иван-царевич, дошел до дому: огромный дом! В нем жила царска дочь, утащена Кошом Бессмертным. Иван-царевич кругом ограды ходит, а дверей не видит. Царская дочь увидела человека, вышла на балкон, кричит ему: «Тут, смотри, у ограды есть щель, потронь ее мизинцем, и будут двери».
Так и сделалось. Иван-царевич вошел в дом. Девица его приняла, напоила-накормила и расспросила. Он ей рассказал, что пошел доставать мать от Коша Бессмертного.
СКАЗКА о Кощее Бессмертном : Рус. нар. сказка : Для дошк. и мл. шк. возраста
Таким образом, Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж в русских народных сказках. Заведующий лабораторией теоретической фольклористики шаги РАНХиГС, кандидат филологических наук Никита Петров рассказал об одном из самых известных отрицательных персонажей русских народных сказок – Кощее Бессмертном: кто заковал Кощея. – Посетители встретят на выставке 20 самых известных персонажей: среди них хитрая Баба-яга, царь Дадон, прекрасная Царевна Лебедь, смелый богатырь и коварный Кощей Бессмертный. Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы. В обиходе также появилась сказка о Кощее Бессмертном, чья смерть была в яйце (на Луне Леле) где-то на вершине высокого дуба (на мировом дереве, т. е. фактически в небесах). На днях российские власти официально признали факт рождения Кощея Бессмертного.