Что на самом деле произошло и почему погиб первый космонавт Юрий Гагарин? Первым в истории космонавтом стал гражданин Советского Союза, воспитанник Ленинского комсомола, коммунист Юрий Алексеевич Гагарин.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Двадцатый век подарил нам первого в мире человека, побывавшего в космосе, первую женщину-космонавта и человека, впервые вышедшего в открытый космос – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, факты на развлекательном портале В одном говорилось о первом успешном полете человека в космос, второе было написано на случай неудачной посадки космонавта, третьем сообщалось о катастрофе. Первый космонавт избирался депутатом Верховного совета СССР VI и VII созывов (1962, 1966), был президентом Общества советско-кубинской дружбы. Вплоть до самого старта семья Терешковой не знала, что их дочь стала первой женщиной-космонавтом. Первый космонавт избирался депутатом Верховного совета СССР VI и VII созывов (1962, 1966), был президентом Общества советско-кубинской дружбы.
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос
Я ждал пока настанет момент разделения, а он всё не наступал... Аварийное приземление В результате совокупности всех мелких технических неполадок и несоответствий, сложилась совершенно уникальная ситуация. Пилот не имел никакой возможности оценить степень опасности развивающихся событий. Надо отдать должное Юрию Алексеевичу — он не запаниковал. Гагарин делал всё возможное, чтобы полёт проходил по плану. Космонавт засёк время по часам и продолжил контролировать происходящее. Когда наконец отсеки корабля всё же разделились, аппарат находился это над Средиземным морем.
Высота была не более 120 километров. Космический корабль продолжил движение, его вращение стало постепенно замедляться. Перегрузки всё нарастали. Кабина ракеты озарилась ярко—багровым светом. Лётчик услышал странное потрескивание, но откуда оно исходило так и не понял. Гагарин решил, что этот звук является эффектом от теплового расширения оболочки корабля.
Юрий Алексеевич почуял запах чего-то горелого. В глазах у него потемнело от значительных перегрузок. Всё это продлилось какие-то секунды, но космонавт уже успел попрощаться с жизнью. Потом внезапно всё прекратилось. Гагарину стало легче. Опытный лётчик не потерял самообладания при внештатной ситуации, он вышел из неё с честью.
Вход корабля в плотные слои атмосферы был зарегистрирован в Симферополе местным измерительным пунктом. Некоторое время спустя, на скорости чуть более 200 метров в секунду, на семикилометровой высоте, система открыла крышку люка и произошло катапультирование пилота. Сработал основной парашют, Гагарин вылетел из кресла. Вместе с этим отделился аварийный запас в контейнере. По непонятным причинам он не повис на фале, а сорвался. Таким образом, лётчик был лишён всех необходимых медикаментов, продуктовых запасов, рации и пеленгатора.
Когда Юрий Алексеевич находился на высоте три километра над Землёй, раскрылся запасной парашют. Управлять ими двумя Гагарин не мог, поэтому летел спиной вперёд. Только когда он оказался на высоте тридцать метров, его развернуло лицом. Так он смог хорошо приземлится и не травмироваться. В общем посадка лётчика вполне может считаться удачной. Это произошло недалеко от деревни Смеловка Энгельсского района Саратовской области, прямо на свежевспаханное поле колхоза «Ленинский путь».
Если сверить по документам длительность полёта, то получится сто шесть минут, а не сто восемь, как уверяли всех почти пятьдесят лет. Полёт длился 106 минут. Запланированное место приземления было согласно расчётам чуть севернее села Акатная Маза Хвалынского района Саратовской области. Прогнозы предвещали перелёт, но корабль, наоборот, не долетел до места почти две сотни километров. Лётчика не ждали здесь. Космонавт самолично погасил купола парашютов, смог освободиться от всех привязей и пешком отправился на поиски людей.
Для науки этот полёт был и остаётся бесценным Как показали засекреченные ранее документы, корабль «Восток» с технической точки зрения был весьма далёк от совершенства. Успех космического полёта был волей случая. Страшно даже подумать о том, как могло обернуться дело для Юрия Алексеевича. Не лучшая участь ожидала и учёных, которые занимались этим космическим полётом. Это было целиком и полностью политическое решение.
В 1883 году в рукописи «Свободное пространство» ученый пришел к выводу, что ракетодинамический принцип движения является единственно возможным для осуществления полетов в космическом пространстве и что только ракета может служить аппаратом для космических полетов. Наш великий соотечественник К. Циолковский был глубоким мыслителем, теоретиком, оригинальным конструктором и инженером, основоположником космонавтики. Его блистательные идеи до сих пор используются в практической работе в области ракетно-космической техники. Он написал много трудов. Среди них «Грезы о Земле и небе», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Вне Земли», «Космический корабль», «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты», а также знаменитый «План Циолковского», где ученый нарисовал перспективы развития реактивных летательных аппаратов. В конце XIX и начале XX века идеи космических полетов занимали умы ученых других стран, среди которых можно отметить пионеров ракетной техники: немецких инженеров Германа Гансвиндта и Германа Оберта, австрийского инженера Франца фон Гефта, французского исследователя Робера Эсно-Пельтри, американского ученого Роберта Годдарда. В это время начинают свою деятельность известные отечественные ученые и инженеры Ф. Цандер и Ю. Кондратюк, внесшие большой вклад в развитие ракетной техники. Под влиянием трудов К. Циолковского энтузиасты космических полетов начали объединяться в группы и сообщества. В начале 1921 года под руководством Н. Тихомирова в Москве была создана первая в нашей стране государственная лаборатория, реорганизованная в 1928 году в Ленинградскую газодинамическую лабораторию ГДЛ. В лаборатории проводились экспериментальные исследования пороховых, жидкостных и электрических ракетных двигателей. Разработкой жидкостных и электрических двигателей в ГДЛ руководил талантливый инженер-конструктор В. В 1931 году при Осоавиахиме Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству были организованы Московская и Ленинградская группы по изучению реактивного движения ГИРД , которые занимались разработкой экспериментальных ракет. В июне 1932 года было принято решение о создании в Москве на базе ГИРДа научно-экспериментальной организации с производственной базой для разработки ракет и реактивных двигателей. Руководить этой организацией стал Сергей Королев, в будущем академик, прославленный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, создатель отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики. Занятия проводили такие известные ученые, как профессор В. Ветчинкин, профессор Н. Рынин, профессор Б. Стечкин, инженеры Д. Журавленко, Б. Юрьев и другие. Большим уважением пользовался профессор Н. Он подготовил серию книг «Межпланетные сообщения», что стало своеобразной энциклопедией космонавтики того времени. В 1941 году профессор Н. Рынин руководил кафедрой Ленинградской Военно-воздушной академии с 1955 года — академия им. К началу Великой Отечественной войны в РНИИ было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали «катюшей». Впоследствии научные и экспериментальные работы в области ракетно-космической техники проводились в условиях войны, послевоенное время и были обусловлены прежде всего необходимостью укрепления обороноспособности страны. В этой области к началу 1950-х годов в нашей стране работала большая группа выдающихся ученых, конструкторов, специалистов, военнослужащих, была создана мощная промышленно-производственная база, что позволило Советскому Союзу вплотную подойти к созданию межконтинентальных баллистических ракет и подготовке космического полета человека. Прорыв человека в космос. Королев, Ю. В ее рамках активно проводились работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» с последующим развертыванием и постановкой на боевое дежурство таких ракет. Принятая в США доктрина «массированного возмездия» предполагала использовать ядерное оружие в качестве средства политического и военного давления на все антиамериканские силы, и прежде всего на СССР. Ракета должна была обеспечить доставку термоядерной головной части массой до 5,5 тонн в любую точку планеты и поразить стратегические цели на заданном континенте. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С. Создаваемая ракета получила наименование «межконтинентальная баллистическая ракета МБР Р-7». Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон. Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году. Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С. Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия. Маршал Г. Жуков и маршал артиллерии М. Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Они считали, что современные средства доставки ядерного оружия лишат неуязвимости вероятного противника, а военные базы США, окружающие СССР, потеряют свое военно-стратегическое значение. Предложения по размещению нового полигона в Казахстане к востоку от Аральского моря были утверждены. Это была полупустыня, безлюдная степь, вблизи не имелось населенных пунктов. Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители. Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников. Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно. Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках. Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года. Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур. Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии.
К концу 1959 года Юрий Гагарин суммарно налетал на авиационной технике 257 часов, в его достижениях также числился 41 прыжок с парашютом. Гагарин слева и Г. Титов справа во время занятий в лаборатории в Военно-воздушной инженерной академии им. Фото из архива Издательства АПН. Справа - профессор, организатор инженерной подготовки первого отряда советских космонавтов Сергей Михайлович Белоцерковский. Курсант Саратовского аэроклуба Юрий Гагарин готовится к полету на самолете "ЯК-18" 06 под руководством опытного летчика-инструктора Дмитрия Мартьянова. Защита диплома в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Начальник академии, генерал-полковник инженерно-технической службы, Председатель государственной комиссии, профессор Владимир Иванович Волков слева вручает летчику-космонавту СССР, полковнику ВВС Юрию Гагарину справа диплом с отличием об окончании Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Архив издательства АПН. Здесь у него родилась дочь Елена. Здесь он написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты.
Во время полёта он вёл наблюдение, принимал пищу, общался по радиосвязи — всё проходило хорошо. Но определённые трудности возникли, когда начался процесс возвращения. Вход в плотные слои атмосферы Гагарин в книге описывает довольно красочно, но спокойно: «Сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремлённом вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они всё увеличивались и были значительнее, чем при взлёте. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось, и дальнейший спуск протекал нормально», — кажется, что всё шло строго по плану. Материалы по теме Месси был бы идеальным космонавтом. Кто круче — Гагарин или современные чемпионы? Однако эта версия слишком красива, чтобы быть исчерпывающей правдой. Всё было намного драматичнее. Хладнокровный Гагарин был уверен, что его капсула просто загорелась, а сам он скоро погибнет. Сказанную им фразу «Я горю, прощайте, товарищи» в красивой советской хронике, конечно, не найти. О ней стало известно от очевидцев годы спустя. Однако капсула оказалась достаточно крепкой. Пообедал с земным аппетитом» Поразительно, но после приземления Гагарину даже не пришлось восстанавливаться, хотя, казалось бы, первый человек в космосе испытал колоссальные нагрузки. После своего эпохального полёта Гагарин первым делом вышел на связь с генсеком Никитой Хрущёвым, который поздравил его с успешным полётом, потом было общение с журналистами, встреча с друзьями. Всё просто, словно и не было исторического достижения.
Движение вверх: как СССР сумел вырваться в космос первым
Поехали! Поминутный репортаж о первом космическом полете Гагарина | Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Петрович Каманин писал в своем дневнике. |
NASA лишило Юрия Гагарина звания первого космонавта | Первыми космонавта встретили Анна Ниловна Тахтарова с внучкой Ритой. Полет первого пилотируемого космического корабля стал одним из самых значимых событий в истории человечества, который изменил наш взгляд на космос и нашу роль в нём. |
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос | Родился будущий космонавт в самой обычной крестьянской семье. |
Юрий Гагарин — первый космонавт, биография, фото | Гагарина можно назвать пилотом корабля «Восток», но первым настоящим космонавтом был Нил Армстронг», – резюмировали американцы. |
Первые космонавты: кто полетел в космос раньше всех и как сложилась их судьба
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе – Москва 24, 11.04.2014 | После полета первый космонавт объехал десятки стран с «миссией мира». |
11 легенд. Как сложилась судьба первых советских космонавтов? | Аргументы и Факты | По одной из версий, будущий первый космонавт родился не 9 марта, как указано в его официальной биографии, а ночью 8 марта. |
Космический заговор: кто был первым космонавтом | РБК Тренды | После первого полёта в космос Юрий Гагарин стал не просто кумиром и самым главным гостем во всех странах мира. |
Юрий Гагарин: биография, первый полет в космос, интересные факты | Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. |
Юрий Алексеевич Гагарин: биография первого человека в космосе — 12.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ | Первым в истории космонавтом стал гражданин Советского Союза, воспитанник Ленинского комсомола, коммунист Юрий Алексеевич Гагарин. |
Рекордсмен космической эры
Циолковского Александр Железняков. Кроме того, космонавты посещали теоретические занятия. Около месяца они проходили парашютную подготовку в Саратовской области. Познакомились космонавты и с человеком, создававшим для них космические корабли, — с Сергеем Королёвым. Юрий Гагарин во время вестибулярной тренировки в Центре подготовки космонавтов. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звёздам» РИА Новости Почти полгода продолжалась предполётная подготовка. Будущие космонавты изучали корабль и разбирались с функционированием его систем.
В начале 1961 года члены отряда в течение двух дней сдавали экзамены, показав отличное знание корабля «Восток», на котором одному из них предстояло отправиться на орбиту, и других вопросов, связанных с путешествием в космос. Выясняли, какой запас прочности психики и здоровья у каждого из космонавтов. А запас был великолепный. Они испытали на себе крайне трудную программу и вышли победителями», — рассказал RT заслуженный лётчик России генерал-майор Владимир Попов. На следующий день космический аппарат был подготовлен к стыковке с ракетой. В конце марта для будущих покорителей космоса провели экскурсию по стартовому комплексу и занятия по коррекции глобуса на пульте пилота.
Основными кандидатами на роль первого космонавта на завершающей стадии подготовки к полёту стали Юрий Гагарин и Герман Титов. Они отрабатывали операции по ручной ориентации космического аппарата, тренировались использовать специальную радиопереговорную линию. Последние напутствия главного конструктора Сергея Павловича Королёва справа Юрию Гагарину перед стартом. Однако некоторые документы, в частности заявка на попытку установления рекорда по продолжительности полёта, поданная в Авиационную спортивную комиссию Центрального аэроклуба СССР начальником отдела по подготовке и обеспечению космических полётов Главного штаба ВВС Николаем Каманиным, указывают на то, что на самом деле это могло произойти по крайней мере за месяц до полёта. Большую роль при этом играли психофизиологические качества. Гагарин был улыбчивым, весёлым, лёгким в общении, но при этом умным, усидчивым, работоспособным, хорошо физически развитым и с достаточным опытом службы в авиации», — рассказал Владимир Попов.
За день до полёта прошли последние испытания, и ракета с космическим кораблём «Восток-1» была установлена в стартовое сооружение.
Одна из самых бурно обсуждаемых тем, связанных с полётом Гагарина, — это надпись «СССР» на шлеме космонавта. Возникла она в связи с тем, что в последние годы на гагаринских изображениях надпись очень часто куда-то пропадает. В связи с этим возник вопрос — а как она вообще появилась на шлеме первого космонавта?
Как ни странно, но и в этом вопросе нет окончательной ясности. Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Марк Галлай, занимавшийся тренировками первых космонавтов и присутствовавший при гагаринском старте, в книге «С человеком на борту» рассказывал, что надпись появилась в самый последний момент. Якобы за 20 минут до выезда Гагарина на старт вспомнили про случившийся перед этим шпионский полёт американца Пауэрса и решили нанести на шлем буквы «СССР», чтобы космонавта не спутали с диверсантом. Буквы рисовали впопыхах, не снимая шлем с головы Гагарина.
В то же время ветераны предприятия «Звезда», которое производит скафандры для космонавтов, утверждают, что надпись была нанесена ещё во время подготовки скафандра к полёту, заблаговременно, и даже указывают фамилию рабочего, выполнившего эту задачу — Давидянц. Одной из самых запомнившихся подробностей о первом полёте человека в космос стали… шнурки. Во время прохождения Юрием Гагариным по ковровой дорожке перед докладом Никите Хрущёву об успешном осуществлении полёта в кадр попали развязавшиеся шнурки на ботинке первого космонавта. Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину.
Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Подвела героя космоса подтяжка для носков.
Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Юрий Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге, неподалеку от КПП ракетного дивизиона, заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату.
Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали. У трапа вертолёта было всё руководство базы.
Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Юрия Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги.
Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли стол и отпраздновали удачный полёт Гагарина в космос. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени.
Спустя два дня после первого полёта человека в космос, вся страна знала нашего героя-космонавта. Вся страна выходила на восторженные шествия и приветствия. Тысячи людей мечтали увидеть настоящего космонавта, пожать ему руку или хотя бы увидеть народного героя. Далее была поездка по улицам городов в открытом «ЗИЛ-111В». Юрий Гагарин стоя приветствовал встречающих.
Кругом слышались поздравления. Многих младенцев-мальчиков родители называли в честь Гагарина - Юрием. Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. Торжества продолжились на приёме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы. Как вспоминают участники, несмотря на масштабы празднования, угощение на приёме по традиции тех лет было довольно скромным.
После первого полета Гагарина торжественно встречали в Москве на Красной площади. И эта деталь только добавила народной любви к космонавту. На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой Юрию Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. Рассказывают, что Юрий Гагарин «был вынужден возить с собой шкатулку с пуговицами и пришивать их после очередной встречи.
При встрече поклонники старались не только потрогать, обнять или расцеловать своего кумира, но и схватить что-то на память. Чаще всего под руку им попадались именно пуговицы от мундира. Запасные пуговицы были у космонавта всегда при себе. Визиты первого космонавта в другие страны носили общекультурно-политический характер. Но стоит отметить, что благодаря таким визитам, обаянию ЮрияГагарина, его харизме и умению располагать к себе, отношения между Советским Союзом и другими странами становились лучше.
У многих складывался образ, что все люди Советского Союза такие же добрые, искренние и улыбчивые. Первым после полёта зарубежным визитом Юрия Гагарина была поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа пригласил космонавта в кабину и дал ему в руки штурвал.
Далее путь Гагарина лежал в Болгарию. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у «памятника Алёше». В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании.
Там Юрию Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса первый экземпляр и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом. Это событие породило множество различных слухов у нас и в Великобритании. Рассказывали, что Юрий Гагарин выпил чай с плавающим в нем лимоном.
Был невероятный гул, могучие двигатели запустили ракету вверх.
И тут же начали расти перегрузки. Гагарин в книге «Дорога в космос» вспоминал, как сила притяжения буквально вдавливала его в кресло. Юрий Алексеевич ответил бодро, а сам подумал: «Неужели только семьдесят секунд? Секунды длинные, как минуты». Перегрузки росли и дальше, но организм к ним привыкал.
Материалы по теме «Трясёт час, как в лихорадке». Суровые тренировки Юрия Гагарина перед полётом в космос «Я даже подумал, что на центрифуге приходилось переносить и не такое. Вибрация тоже во время тренировок донимала значительно больше. Словом, не так страшен чёрт, как его малюют». Потом появилась невесомость, о которой Гагарин читал ещё в детстве и которую мог непродолжительное время испытывать во время тренировочных полётов на самолёте.
Во время полёта он вёл наблюдение, принимал пищу, общался по радиосвязи — всё проходило хорошо. Но определённые трудности возникли, когда начался процесс возвращения. Вход в плотные слои атмосферы Гагарин в книге описывает довольно красочно, но спокойно: «Сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремлённом вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу.
Они всё увеличивались и были значительнее, чем при взлёте. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось, и дальнейший спуск протекал нормально», — кажется, что всё шло строго по плану.
NASA лишило Юрия Гагарина звания первого космонавта
Началась новая миссия космонавта - по несколько официальных выступлений в день. Везде и всегда нужно общаться с новыми людьми. Для жителей всей Земли он стал героем с приставкой супер. Летали вертолеты, разбрасывали листовки и все ждали, какой он? И вдруг кричат: "Едет". И увидели Хрущева, а потом и Гагарина с женой. Все ощущали себя сопричастными», - вспомнил летчик-космонавт, Герой Советского Союза Валентин Лебедев. В Звездном городке, когда занимал должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов, Гагарин вместе с супругой Валентиной жили в обычной 11-этажке. Его соседом был дублер первого космонавта Герман Титов.
Между ним и Гагариным сложилась большая дружба. Эти хулиганы в гости ходили так. Надо было с пятого этажа спуститься и на пятый подняться, а они с балкона на балкон переходили», - смеется племянница Гагарина Тамара Филатова. Время идет, а Гагарин, проложивший путь и в космос, и в сердца, продолжает жить, как в песне группы «Ундервуд», в культуре, науке и в космонавтике. Перед каждым полетом экипажи МКС обязательно возлагают цветы к могиле космического первопроходца у Кремлевской стены. И, как по просьбе нашего телеканала прямо с борта станции рассказал Олег Кононенко, в космосе каждый раз возникают мысли о Юрии Гагарине. И поделился бы с ним своими впечатлениями о полете в космос. И обязательно бы взял автограф и сфотографировался с ним.
Ведь даже один волосок в условиях невесомости может нести потенциальную угрозу здоровью. Он может попасть в глаза или дыхательные пути кого-то из членов экипажа, а может вывести из строя аппаратуру. Потому космонавты используют электрическую бритву с герметичным отсеком для сбритых волос. Космонавты, которые храпели на Земле, в космосе не храпят.
В космосе невозможно услышать человеческий храп, поэтому из-за особенностей окружающих условий космонавты не храпят. Науке известны лишь единичные случаи такого явления. Многим космонавтам довелось стать «самыми» в деле освоения космоса. Гагарин стал самым первым, Титов — самым молодым, Джон Гленн — самым взрослым.
Леонов первым вышел в открытый космос, Армстронг ступил на лунный грунт, Росс и Чанг-Диаз побывали на орбите 7 раз, Поляков провел в космосе 438 суток без перерыва. Обладая отменным здоровьем и несколькими десятками миллионов долларов, можно попытаться стать космическим туристом. Первым 4 космическим туристам полеты обошлись в 20 миллионов долларов. Затем стоимость услуги перевалила за 30 миллионов.
Знаковой стала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, в ходе шестого испытания которой в 1957 году на околоземную орбиту был выведен первый в истории искусственный спутник Земли, а в 1961 году — первый космонавт. Для этого Сергей Павлович на базе боевой ракеты разработал семейство трех- и четырехступенчатых ракет-носителей. Сергею Королёву также принадлежат проекты по освоению Марса и исследованию Луны. В память выдающегося ученого установлено множество памятников, его именем названы город, улицы и учреждения. Владимир Комаров Он был в числе первых космонавтов планеты. Не только старше некоторых космонавтов по возрасту, но и опытнее. Когда многие только пошли учиться в академию имени Жуковского, он уже имел высшее инженерное образование, готовился защищать диссертацию. Первый полет — 12 октября 1964 года на корабле «Восход». Тогда впервые в мире на орбиту полетел экипаж сразу из трех человек: Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров.
Тем полетом Советский Союз еще раз закрепил свой приоритет в космосе. Причем люди впервые полетели без скафандров. Но космическая гонка была в самом разгаре. И в США уже шла подготовка экспедиции на Луну. Главный конструктор Сергей Королев, хотя и мечтал сразу долететь до Марса, решил не отдавать лунную пальму первенства американцам. И в 1962 году был спроектирован корабль «Союз», предназначенный для облета спутника Земли. Работа над кораблем продолжалась пять лет, но, несмотря на три пробных запуска, к 1967 году «Союз» оказался еще не готов… Тем не менее, Владимир Комаров полетел на «Союзе-1». Полет закончился трагически. Комаров стал первым человеком, погибшим в космосе 23 апреля 1967 года после 26-часового полета.
Парашют отказал при входе в атмосферу, в результате чего его корабль упал на Землю. Читать далее.
Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители. Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников.
Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно.
Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках. Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года. Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур.
Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии. Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля.
После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. Испытания ракеты прошли успешно. Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР.
Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка». Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг.
Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин». Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны. По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года.
Выбор пал на Ю. Титов был назначен его дублером. Основу отряда составляли военные летчики-истребители Ю. Гагарин, Г. Титов, А.
Николаев, П. Попович, В. Быковский, В. Комаров, П. Беляев, А.
Леонов, Б. Волынов, Е. Хрунов, Г. Шонин, В. Гагарина с личным составом боевого расчета.
В ней приняли участие главный конструктор С. Представлял космонавтов первый начальник Центра подготовки космонавтов, видный специалист в области авиационной медицины полковник Е. Встреча показала искреннее стремление и готовность офицеров, специалистов боевого расчета и космонавтов успешно выполнить поставленную задачу. Роль первого космонавта планеты досталась гражданину Советского Союза летчику-космонавту майору Юрию Алексеевичу Гагарину, который полностью выполнил программу полета. В комментариях газета «Правда» 12 апреля 1961 года подчеркивала историческое значение этого события: «Победу в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества… Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов».
С 1968 года по решению Международной авиационной федерации этот день ежегодно отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. В России День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1. На 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 7 апреля 2011 года по инициативе России было принято решение о провозглашении 12 апреля Международным днем полета человека в космос. В США первый пилотируемый баллистический полет длительностью 15 минут состоялся 5 мая 1961 года. После полета Гагарина эта стартовая площадка получила всемирно известное название «Гагаринский старт».
Титовым на борту, самым молодым космонавтом в мире 17 витков вокруг Земли, 25 часов полета. Им впервые был совершен длительный орбитальный космический полет. В 1963 году на орбиту был запущен корабль «Восток-6» с Валентиной Терешковой — первой в мире женщиной-космонавтом. В США первый орбитальный пилотируемый полет состоялся 28 февраля 1962 года 3 витка, 5 часов. В ходе полета второй пилот корабля А.
Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос. Таким образом, с космодрома Байконур впервые в мировой истории человек прорвался в космос, благодаря ему были сделаны первые шаги по освоению космического пространства, первый в мире космодром стал символом нового космического века. Космический полет Ю.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
летчик-космонавт СССР № 11, первый человек в мире, вышедший в открытый космос. После полета первый космонавт объехал десятки стран с «миссией мира». Претенденты на роль первого космонавта (изначально их было 20) не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости — их отбирали по другим параметрам. Двадцатый век подарил нам первого в мире человека, побывавшего в космосе, первую женщину-космонавта и человека, впервые вышедшего в открытый космос – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, факты на развлекательном портале
NASA лишило Юрия Гагарина звания первого космонавта
Первые, кто встретил космонавта после приземления, были Анна Тахтарова и её внучка Рита. В начале 1960 года был создан Центр подготовки космонавтов и набран первый отряд космонавтов. Космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов. Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало самой цитируемой новостью в мире. Герман Титов стал первым космонавтом, который провел на орбите более суток. Андриян Григорьевич Николаев — легендарный космонавт из Чувашии, который вошел в первую тройку советских людей, покоривших космос.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Космонавт Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года Фото: РИА Новости Гагарин провел в космосе 108 минут, поднялся на высоту 302 км и совершил один виток вокруг Земли. Он стартовал 12 апреля старшим лейтенантом, а приземлился майором, миновав звание капитана. Так решил лично Никита Хрущёв.
Как помог его опыт будущим космонавтам! И конструкторам, и инженерам, и врачам. После Гагарина космос был уже не «темным лесом», они знали, в каком направлении работать.
Гагарин продолжал участвовать в подготовке всех советских космических полетов независимо от должности, которую занимал. Существует миф, что после полета Гагарина чрезмерно опекали. Это не так.
Достаточно вспомнить, что Юрий Алексеевич был дублером Владимира Комарова в его трагическом полете, то есть в любой момент готов был его заменить и проходил программу подготовки. И незадолго до своей гибели в марте 1968 года первый космонавт человечества обсуждал с руководством детали своего нового полета... Неизвестный герой Среди тех, кто готовил полет Гагарина, до сих пор есть и незаслуженно малоизвестные первооткрыватели космоса.
Один из них — Олег Генрихович Ивановский. Фронтовик, несмотря на тяжелое и недолеченное ранение, он участвовал в Параде Победы, а в 1947 году поступил на работу техником в секретный НИИ-88 — знаменитую «фирму Королёва». Получил диплома инженера-радиотехника.
И, конечно, знал свое творение до последнего болта. Именно он закрыл за Гагариным люк и внес последние — неожиданные — коррективы, когда нужно было проверить контакт. Ивановский молниеносно снял 32 гайки, удостоверился, что форс-мажорной ситуации нет и, не теряя ни секунды, снова справился с гайками.
Нельзя забывать этого человека, которого Гагарин называл своим «ведущим» и «крестным». Факторы победы Что помогло нашей стране выиграть эту «гонку века»? Причин и обстоятельств было несколько.
И советские, и американские специалисты постарались привлечь к работе немецких ученых, завладеть ракетными разработками Третьего рейха. Так получилось, что американцы захватили гораздо больше ракет «Фау» и вывезли в Штаты гораздо больше крупных ракетчиков во главе с фон Брауном. Но именно это «богатство выбора» во многом помешало американцам найти единственно верный, оптимальный путь к мощной ракете, которая смогла бы выйти на орбиту.
Государственная, централизованная система в этом случае оказалась эффективнее американской. Космодром Байконур. Кадр из документального фильма "Первый рейс к звездам".
Их разработки королевские ракеты и глушковские двигатели до сих пор служат космонавтике. От них прямая линия к «пророку» межпланетных путешествий, Константину Циолковскому, который не дожил до 1961 года, но предсказал взлет Гагарина. У нас еще в 1958 году появилась уникальная ракета Р-7, ставшая носителем для всех первых космических аппаратов.
Во время полета ТАСС вел репортаж о происходящем на орбите. В последующие дни агентство рассказало о подробностях подготовки и полета на корабле "Восток". В информации агентства описывались отдельные детали конструкции: "Телевизионная система, находящаяся на корабле, позволяет осуществлять визуальный контроль за состоянием космонавта, одна из телевизионных камер предает изображение пилота анфас, а друга - сбоку. Среди приборов в кабине космонавта находится глобус, вращение которого синхронизировано с движением корабля по орбите. Глобус позволяет космонавту определять текущее местоположение корабля". Этот большой тассовский материал, содержал и такие пафосные, однако вполне уместные слова: "Важнейшим принципом, положенным в основу подготовки космонавта, было следующее условие: первый космический полет мог совершить только человек, который, сознавая огромную ответственность поставленной перед ним задачи, сознательно и добровольно согласился отдать все свои силы и знания, а может быть, и жизнь для совершения этого выдающегося подвига".
С иллюминаторов своего корабля космонавты могут различить египетские Пирамиды, большие аэропорты, города на Земле. А вот Великую Китайскую стену, вопреки бытующему мнению, с космоса не видно. Обладая отменным здоровьем и несколькими десятками миллионов долларов, можно попытаться стать космическим туристом. Людей, покоряющих космос, в Германии и Норвегии называют раумфарерами, в Казахстане — гарышкерами, в США — астронавтами, а китайцы зовут их тайконавтами. Однако во всем мире известно, что первенство в этом деле принадлежит советскому космонавту Юрию Гагарину. Многим космонавтам довелось стать «самыми» в деле освоения космоса.
Гагарин стал самым первым, Титов — самым молодым, Джон Гленн — самым взрослым. Леонов первым вышел в открытый космос, Армстронг ступил на лунный грунт, Росс и Чанг-Диаз побывали на орбите 7 раз, Поляков провел в космосе 438 суток без перерыва. Первый запуск человека в космос проводился в спешке, так как от советской разведки поступили данные о готовности к полету американского экипажа в конце апреля. Советское руководство не могло этого допустить. Поэтому Юрий Гагарин отправился покорять космос 12 апреля 1961 года. Новости о первом полете Юрия Гагарина готовились в трех экземплярах.
Первый, с сообщением об успешном проведении полета, второй — с просьбой о помощи в поиске корабля Гагарина, если он упадет на территории другой страны или в мировом океане, и третий — с новостью о гибели космонавта. Как мы знаем, полет прошел удачно. Во время полетов космонавты часто замечают необъяснимые вспышки света. Оказывается, это радиация, которую человеческий мозг воспринимает как вспышки. Они очень вредны для глаз, поэтому по прибытии на Землю у космонавтов могут возникать связанные со зрением проблемы. На орбите Солнце восходит и заходит каждые 90 минут.
За это время космонавты наблюдают восход самой близкой к нашей планете звезды 16 раз. Неудивительно, что сон в таком «ненормальном» режиме здоровым не назовешь, поэтому космонавты стараются жить по естественному для них времени — земному. Сергею Константиновичу Крикалеву всего в космосе довелось побывать 6 раз. Этот советский и российский космонавт суммарно за время своей карьеры провел в космосе 803 суток 9 часов 39 минут. А это значит, что он находился в космосе более двух лет. Обратный отсчет при запуске ракеты был позаимствован у кинематографистов.
Для нагнетания зрительского напряжения именно такой прием был использован в 1929 году в фильме «Женщина на Луне». Многие если не все космонавты ощутили на себе так называемую космическую болезнь. То есть, человек дезориентируется. Иногда это все настолько глубоко, что непонятно, где ноги, а где руки. За всю историю космонавтики в космосе никто не погиб. Несчастные случаи были, но все они происходили либо при стартах с Земли, либо при спуске с орбиты.
Все погибшие космонавты погибли в атмосфере.
И в огне не сгорел и в воде не потонул, ведь приземлился он почти в двух шагах от Волги. Космонавт Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года Фото: РИА Новости Гагарин провел в космосе 108 минут, поднялся на высоту 302 км и совершил один виток вокруг Земли. Он стартовал 12 апреля старшим лейтенантом, а приземлился майором, миновав звание капитана. Так решил лично Никита Хрущёв. Как помог его опыт будущим космонавтам! И конструкторам, и инженерам, и врачам. После Гагарина космос был уже не «темным лесом», они знали, в каком направлении работать. Гагарин продолжал участвовать в подготовке всех советских космических полетов независимо от должности, которую занимал.
Существует миф, что после полета Гагарина чрезмерно опекали. Это не так. Достаточно вспомнить, что Юрий Алексеевич был дублером Владимира Комарова в его трагическом полете, то есть в любой момент готов был его заменить и проходил программу подготовки. И незадолго до своей гибели в марте 1968 года первый космонавт человечества обсуждал с руководством детали своего нового полета... Неизвестный герой Среди тех, кто готовил полет Гагарина, до сих пор есть и незаслуженно малоизвестные первооткрыватели космоса. Один из них — Олег Генрихович Ивановский. Фронтовик, несмотря на тяжелое и недолеченное ранение, он участвовал в Параде Победы, а в 1947 году поступил на работу техником в секретный НИИ-88 — знаменитую «фирму Королёва». Получил диплома инженера-радиотехника. И, конечно, знал свое творение до последнего болта. Именно он закрыл за Гагариным люк и внес последние — неожиданные — коррективы, когда нужно было проверить контакт.
Ивановский молниеносно снял 32 гайки, удостоверился, что форс-мажорной ситуации нет и, не теряя ни секунды, снова справился с гайками. Нельзя забывать этого человека, которого Гагарин называл своим «ведущим» и «крестным». Факторы победы Что помогло нашей стране выиграть эту «гонку века»? Причин и обстоятельств было несколько. И советские, и американские специалисты постарались привлечь к работе немецких ученых, завладеть ракетными разработками Третьего рейха. Так получилось, что американцы захватили гораздо больше ракет «Фау» и вывезли в Штаты гораздо больше крупных ракетчиков во главе с фон Брауном. Но именно это «богатство выбора» во многом помешало американцам найти единственно верный, оптимальный путь к мощной ракете, которая смогла бы выйти на орбиту. Государственная, централизованная система в этом случае оказалась эффективнее американской. Космодром Байконур. Кадр из документального фильма "Первый рейс к звездам".
Их разработки королевские ракеты и глушковские двигатели до сих пор служат космонавтике. От них прямая линия к «пророку» межпланетных путешествий, Константину Циолковскому, который не дожил до 1961 года, но предсказал взлет Гагарина.