Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой. Родион Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. первая опера а, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. К раннему периоду творчества относится и опера «Не только любовь», которую Щедрин закончил в 1961 году. В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая.
Полюбил бы, коли захотела
Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей. С 6 по 8 марта в Московском академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдут премьерные показы оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева. Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия. В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в. Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы.
Не только любовь. Родион Щедрин и Мариинка, театральный роман
Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» назначена на 6 марта. Эта первая опера Щедрина, сочиненная им в 1961 году, стала музыкальным отображением «деревенской прозы» – целого явления в советском искусстве. "Не только любовь", опера Родиона Щедрина, концертный зал Мариинского театра, 18 мая 2022 года. попытку прописать у себя оперу Щедрина «Не только любовь».
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь» | Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. |
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина / Псковская правда | Но опера «Не только любовь» была в самом первом списке, который я написал для себя, придя работать в театр Станиславского и Немировича-Данченко. |
Опера «Не только любовь» | Дело было в колхозе Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников. |
В МАМТе поставили оперу Родиона Щедрина "Не только любовь"
Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера). Опера «Не только любовь» — произведение новаторское, оно во многом отходит от привычных оперных канонов. Представляем Вам новую премьеру оперы "Не только любовь", которая перенесет вас в атмосферу советской колхозной деревни после Великой Отечественной войны. |. Опера Родиона Щедрина «Не только любовь», охарактеризованная самим автором как лирическая, давно вошла в репертуар оперной студии нашего института, став одной из его жемчужин.
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Самое раннее из них – сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей. Щедрин написал оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. легендарной балерине Майе Плисецкой.
"Не только любовь" вернулась в Москву
Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972.
Щедрин любит и тех и других. И потому даже самая неискушенная публика готова ответить ему тем же.
Отдельная история — хоровые сцены. Хоры у Щедрина всегда завораживающе прекрасны. Здесь они просто запредельно небесные, ангельские. Считается, что опера построена на частушках и что партитура имеет некие фольклорные корни. Вряд ли это так. Народность важна для этой оперы, не в этническом аспекте, а скорее, в мифологическом.
Знаменитые частушки из второго акта он весь построен на развернутой стилизованной кадрили никакой «фольклорности» в себе не несут. А если она и присутствует, то примерно в той же версии, что у Стравинского. Это, пожалуй, самая модернисткая часть оперы, которая, на самом деле, и вся — ярчайший пример модернизма, а может быть, даже и начала постмодернизма. И удивляться здесь нечему: русская музыка с средины XIX определяла самые авангардные течения в искусстве. Сразу после «Адрианы Лекуврёр» в Большом театре драматический режиссер Евгений Писарев предлагает зрителям свою версию оперы «Не только любовь». И снова достигает огромного успеха, что очевидно не случайно.
Тем более оперы, изъясняющейся не совсем привычным языком. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко на сей раз без преувеличения оказался на высоте, продемонстрировав запредельное качество исполнения почти во всем. Ювелирная работа хора хормейстер Станислав Лыков , певшего тонко и поэтично, чисто и задушевно, радовала от первой до последней ноты — а хоровыми сценами опера начинается и заканчивается, их немало и внутри спектакля. Феноменально ведет оркестр Феликс Коробов — в этой партитуре он полностью раскрылся как изысканный музыкальный драматург, тонко чувствующий мастер, которому под силу передать самые разные эмоциональные состояния — от проникновенного лиризма до подспудно клокочущих, а порой и вырывающихся наружу страстей. Полноценные два вокальных состава получились разными, но неизменно высококлассными. Партия главной героини написана непросто — с контральтовыми низами и сопрановыми экспрессивными верхами, осилить ее может только меццо очень высокого класса. Ларисе Андреевой удается воплотить суровость образа и вокально особенно убедить в экзальтированном бабьем голошении отчаяния в верхнем регистре. Наталья Зимина рисует образ более объемный и многогранный, разноплановый, в чем ей помощник ее голос широкого диапазона и тембрального богатства.
Оба Володи — Кирилл Матвеев и Владимир Дмитрук — органичны в роли нахватавшегося городских манер деревенского стиляги: прекрасно звучат, ладно двигаются и держат на себе внимание не только колхозных девиц на сцене, но и всего зрительного зала. Обаятельны обе Наташи — Мария Макеева и Элеонора Макарова: при красоте тембров обеих у первой лучше с дикцией. Зычный бас Феликса Кудрявцева отлично подходит для прямолинейного Федота. В мини-ролях — зарисовках массу удовольствия публике доставляют Евгения Афанасьева Девушка с высоким голосом и Вероника Вяткина Катерина-разведенка.
Однако, как это нередко бывает, планы театра изменились, и «Конёк» — вкупе с Первым фортепианным концертом — стал только лишь частью дипломной работы автора. Но премьера в Большом всё-таки состоялась: спустя пять лет, в 1960 году. К тому времени Щедрин уже был достаточно известен и уже два года счастливо женат на Майе Плисецкой, с которой впервые встретился в гостях у Лили Брик, а продолжил знакомство в репетиционных залах Большого театра. Все партитуры — и об этом также упоминалось неоднократно — были посвящены композитором его жене. При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. И первые две написал тоже по заказу Большого театра. Самая первая — «Не только любовь» по мотивам так называемой деревенской прозы Сергея Антонова — была поставлена всего через год после «Конька», и в ней тоже была «прописана» партия танцевальная для Майи Плисецкой: она называлась Девушка с веткой черёмухи. Наконец, с оглушительным успехом в 1977 году в Большом прошла премьера оперы Щедрина «Мёртвые души» в постановке Бориса Покровского. За дирижёрским пультом стоял маэстро Юрий Темирканов.
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Внезапно характер музыки меняется: из тени, дерева неожиданно появляется Володя Гаврилов. Adagio сменяется бурным Allegro inguieto быстро, беспокойно, тревожно. Зычно и громогласно, на FFF, об этом возвещают медные духовые и струнные. Вся последующая сцена подводит к кульминации. Композитор как бы взрывает размеренный по ритму, затаенный в своей скорби лейтмотив Варвары Васильевны.
Лирическую, но властно-настойчивую мелодию Володи сопровождает беспокойное движение струнных, тревожные синкопы деревянных духовых: А отдельные, обрывочные фразы основного лейтмотива, пробегая у различных инструментов, напоминают вскипающие пенные гребешки разбушевавшихся волн морской стихии: В кульминации сцены поцелуй лейтмотив героини звучит в новом варианте: в темпе Sostenuto appassionato сдержанно, страстно тема проходит на едином дыхании. Композитор, по существу, вычленяет из лейтмотива лишь одну секундовую интонацию. Чередуясь с широкими, размашистыми интервалами, она придает теме новое обличие. Уверенно и страстно мелодия излагается на fortissimo.
Унисон деревянных и струнных поддерживает зычный голос трубы. Начиная с синкопированного высокого звука, тема неуклонно движется по восходящей линии. Пунктированный ритм мелодии придает ее звучанию энергичность и решительность, подчеркивая напряженность происходящих событий. Варвара Васильевна во власти любви!
В третьем действии оперы композитор дает развернутую картину мучительной душевной борьбы Варвары Васильевны. Сталкиваются чувство и разум. Центром действия становится монолог героини, где на все вопросы к себе самой , сомнения, сердечные порывы, разум в образе закулисного хора подобно хорам в древнегреческих трагедиях отвечает неумолимое «нет, нет, нет! Это чувство усиливает и озорная частушка, исполняемая одной из девушек, возвращающейся с полевых работ.
В ней осуждается поведение председателя: «Ой, уж как ночь тиха, недалеко до греха: дайте в провожатого чужого жениха». Основу монолога Варвары Васильевны составляет синкопированная, многократно повторенная фраза, напоминающая народный причет: Вокальную партию, и также на fortissimo, поддерживает унисон струнных первые скрипки. Эта же фраза-причет звучит и в финале третьего действия — в сцене с Володей Гавриловым. Варвара Васильевна объясняет ему, какой ремонт он должен выполнить.
Но прозаические слова не могут скрыть ее истинных чувств. Заканчивается действие оркестровым эпизодом — последней и наивысшей кульминацией, выражающей страдание влюбленной женщины. Струнные и деревянные духовые на FFF еще и еще раз проводят несколько измененную интонацию темы-причета Andante espressivo : А затем в мощном звучании валторн и тромбонов звучит начальная фраза песни-лейтмотива героини оперы. Силой воли Варвара Васильевна подавляет свою «недозволенную» любовь и расстается с любимым.
Заканчивает оперу небольшой Эпилог: «Светает. На опушке леса в глубине сцены сидит Варвара Васильевна. Издали слышны голоса идущих на работу колхозников». И снова льется веселая частушка, которую сопровождает неизменная балалайка за сценой ad libitum.
Варвара Васильевна уходит вместе со всеми. Удаляясь, песня растворяется в бесконечных просторах русских полей. Подобно Первому концерту и балету «Конек-Горбунок», опера отличается в целом светлым, несмотря на драму героини, оптимистическим характером. Частушка , которая так смело заявила о себе впервые в финале Первого концерта, приобретает здесь уже ведущее начение.
Значительно расширился в опере круг русских песенных образов. Частушки выполняют в опере ответственную роль комментатора происходящего действия. Несомненно, здесь сказалось влияние рассказа С. Антонова «Поддубенские частушки», герой которого едет в деревню, стараясь выяснить: кто же сочиняет эти сиюминутные «живые газеты».
Хор в опере Щедрина второе действие дает на это прямой ответ в «Девичьих частушках»: «Ой, мы частушек много знаем, знаем тыщи полторы. Ой, мы их сами сочиняем, сами композиторы». Частушка в опере Щедрина и народный судья. Опасаясь осуждения народа, Варвара Васильевна приходит к трудному для себя решению.
Подобно балету, опера имеет номерное строение. Щедрин наделяет героев лейтмотивами, применяет тематические арки. Большую роль в данном случае играют частушки как ведущий жанр хоровых и многих сольных номеров, куплетно-вариационный метод их развития. Во время репетиции И все же тематическим стержнем оперы остается лейтмотив Варвары Васильевны.
Его многоликость, постепенно развертывающая перед нами драму героини, говорит о симфоническом развитии главной темы оперы. Благодаря ее широкому и свободному развитию, композитор разрывает круг народно-песенных интонаций, отличающих Варвару Васильевну, и приходит к иной, более обобщенной, интонационной и эмоциональной сфере выразительности.
Сцена из балета «Анна Каренина». Фото Г. Сцена из оперы «Мёртвые души». Чичиков — Александр Ворошило.
Фото А. На репетиции балета «Чайка». Другие новости Поздравляем В честь Ольги Ивановой Представление оперы «Черевички», которое состоится 14 мая, Большой посвящает юбилею режиссёра-постановщика Камерной сцены заслуженного деятеля искусств России Ольги Ивановой. Завершившийся пятый сезон проекта телеканала «Россия-Культура» принёс лавры победителя артисту балетной труппы Большого театра Даниилу Потапцеву объявленному авторитетным жюри «Открытием года».
В ее основе деревенская проза автора "Дело было в Пенькове" Сергея Антонова. Либретто по его повестям и рассказам "Тетя Луша", "Дожди" и "Поддубенские частушки" написал Василий Катанян муж Лили Брик, заботившийся о многих знаменитых "шестидесятниках", в том числе о Майе Плисецкой и Родионе Щедрине. Родион Щедрин подчеркивал, что народное искусство "впитывал, поглощал в натуральном, корявом виде.
Без грима". Вот и герои его первой оперы, которую он написал в 28 лет, не поют арии или развернутые дуэты, а ведут разговор на языке частушек и кадрили. Деревенские будни и, кажется, вечная распутица с нескончаемыми дождями становятся фоном для трагедии античного накала. Главная героиня - бойкая председатель колхоза Варвара Васильевна командует большим хозяйством и множеством людей. Тут и инвалид войны бригадир Федот да не тот , трактористы и крестьянки, ищущие своего простого человеческого счастья. Начальница у них баба что надо: она и "в беде не сробеет - спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!
При поддержке художника-постановщика Александра Орлова и художника по костюмам Ирины Чередниковой он мастерски освоил непростое пространство Концертного зала, в котором как будто совсем исчезли неудобные для постановок параметры. Придумав три березы от пола до потолка, он словно бы поставил зрителей в большой хоровод, придав залу форму круговой арены. Грамотный световик Александр Сиваев умело высветил нужные ракурсы больших и малых сцен.
В этой опере индивидуальное тесно переплетается с массовым, как, собственно, и было в России, очнувшейся после разрушительной Второй мировой войны. Все бытовое в постановке отодвинуто на периферию, а в центр поставлены яркие человеческие характеры, напоминавшие как оперных прототипов, так и героев советского кино - от «Судьбы» до «Афони». В любовном треугольнике из председателя колхоза Варвары Васильевны, городского пижона-одуванчика Володи Гаврилова признающего не без самоиронии «Какой же я мужчина! Я - Володя... В мрачной и внешне властной командирше Варваре, держащей в ежовых рукавицах разваливающийся колхоз, обнаруживалась беспомощная женщина, сходящая с ума от нелюбви, ею же самой и вызванной. Это блестяще удалось сыграть и проинтонировать меццо-сопрано Екатерине Сергеевой с ее страстной натурой.
Навигация по записям
- Наши проекты
- Другие события раздела
- Поделиться
- Спасибо за обращение
Опера Р. Щедрина «Левша». Первая премьера на новой сцене Мариинки
Скопировать ссылку Казань, 25 сентября, «Татар-информ». В рамках гастрольного тура труппа Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» 7 ноября представит в Казани лирическую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Во время пресс-конференции в ИА «Татар-информ» художественный руководитель театра — режиссер Юрий Александров, обращаясь к театралам, попросил уделить особое внимание некогда провалившемуся в Большом театре произведению, назвав интерпретацию оперы Щедрина своей лучшей работой за последние два года. Ее оформляли великие художники, за пультом стоял Светланов дирижер и композитор Евгений Светланов — прим. Т-и , пела Архипова оперная певица Ирина Архипова — прим. Т-и , но, видимо, время не пришло для этой истории.
В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль? Потому что убоялись секса.
Потому что убоялись секса. А вот здесь сегодня не убоялись. И все получилось. Лично я вижу на сцене огромную порцию любви к тем временам и к людям».
Люди эти изломаны войной задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить. Евгений Писарев Режиссер-постановщик оперы Главный дирижер театра Феликс Коробов давно мечтал поставить это произведение целиком. Внутри этой оперы, которая идет около двух часов, заложен громадный спектр эмоций, чувств, разных сюжетных линий, спектр от иронии, шуток и настоящего искреннего надрыва до большой трагедии. Мы погружаемся в пучину страстей оперы, в этот своеобразный клубок не менее сильных страстей, чем тех, что описаны в «Леди Макбет Мценского уезда.
На петербургской премьере оперы Щедрина нашлись недовольные
Приглашение режиссёра драматического театра выглядит вполне концептуально: сюжет оперы подчёркнуто прозаичен и интимен. Действие разворачивается спустя десять лет после Победы в обычной деревне, в которой практически не осталось мужчин. В центре сюжета — председательница колхоза, разрывающаяся между любовью к молодому парню «из городских» и чувством долга. Люди эти изломаны войной, задушены жестокой реальностью колхозного быта. И тем не менее, гармоничны и полны желания жить и любить». Для дирижёра Феликса Коробова эта работа — исполнение давней мечты; саму оперу он считает вещью чрезвычайно значительной.
Однако со временем произведение приобрело популярность, и в XXI веке стало ценным активом для оперного искусства. В репертуаре Мариинского театра и других культурных институтов города появилась опера «Не только любовь», которую в свое время поставил композитор Валерий Гергиев. Спектакль вызвал большой интерес у зрителей как в Москве, так и в Санкт-Петербурге.
Режиссер Евгений Писарев представил московскую версию спектакля в начале марта с участием дирижера Феликса Коробова и сценографа Максима Обрезкова. Действие оперы происходит в деревне спустя 10 лет после окончания Великой Отечественной войны и рассказывает о сложных отношениях между председателем колхоза Варварой Васильевной и молодым парнем Володей. Родион Щедрин делает историю по-оперному объемной, добавляя в нее искристый юмор и элементы трагедии. Это обещание было дано 1 декабря 2023 года, и уже в середине марта этого же года одно из самых сложных и значимых произведений русской оперы будет представлено на Исторической сцене. На данный момент оно будет показано в Москве в рамках гастролей Мариинского театра. Мусоргский превзошел себя, углубившись в архивы, чтобы создать либретто на основе документов, рассказывающих об эпохе беспорядков и кровавых мятежей стрельцов. Ныне Валерий Гергиев, можно сказать, является лучшим интерпретатором этой оперы.
В кинотеатрах — Чебурашка, Буратино, Бременские музыканты, в драматических театрах — пьесы Арбузова, Шпаликова, Зорина. Опера не отстает: недавние гастроли Бурятского театра оперы и балета с «Великой дружбой» Мурадели не иначе как документ эпохи. Впрочем, первая опера Родиона Щедрина, написанная по рассказам советского писателя Сергея Антонова, не была вытащена из забвения: несмотря на неуспех развратных колхозниц после премьерного показа в Большом заменили целомудренной «Травиатой» , у этого сочинения судьба сложилась.
Ее сыграли в нескольких театрах, в том числе в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, записали на пластинку, а потом «колхозный «Онегин» попал к Борису Покровскому, и гений разглядел в партитуре и сюжете нужную интонацию. Опера дала начало Камерному театру — и на самом деле попала в историю. В последние годы «Не только любовь» дважды поставили в Северной столице: Юрий Александров в «Санкт-Петербург Опера» и Александр Кузин на сцене Концертного зала Мариинского театра дирижировал Валерий Гергиев, для которого осуществление монографического щедринского проекта было делом чести. В Музыкальном театре им. Несмотря на переход в раздел оперной классики, о чем говорит и возраст партитуры, и количество к ней обращений, никто из постановщиков не решился отстраниться от колхозной темы. Разве что Кузин, освобожденный от театрального пространства, сделал действие более условным. Хотя партитура Щедрина, которая сплавляет частушку с отменно усвоенной оперной традицией, открывает для этого перспективу.
В опере «Не только любовь», конечно, главное — любовь, но, в то же время, я делаю акцент и на «не только». Что получилось оценит зритель».
Афиша Апрель 26. Время сеансов: 21:30 и 22:30 ежедневно. Вход по приглашениям, получить которые можно в кассе Филармонии. Сезонный билет "Филармония Джаз". Цена: 500-1200 руб.
Полюбил бы, коли захотела
Московский музыкальный театр рискнул и сделал ставку на Родиона Щедрина и его некогда знаменитую "Не только любовь". И вот теперь выяснилось, что в этом ряду подмен была и опера Щедрина «Не только любовь». Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера).
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
Первая работа композитора в оперном жанре. Действие оперы происходит в советской колхозной деревне после Великой Отечественной войны. Так же, как в некоторых других произведениях того периода, Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки.
Действие происходит в советском колхозе после Великой Отечественной войны и повествует о взаимоотношениях жителей села и трудном сельском быте. Родион Щедрин широко использовал в этой опере форму частушки, в которой есть что-то глубинное, зарытое в национальном подсознании. Сочинение получилось очень живым, жанровым, по-настоящему очаровательным и полным ярких лирических мелодий.
Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене — великой русской балерине — Майе Плисецкой. Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972.
Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Скрыть Согласен.