Это тот самый тип «тургеневских девушек», которых, по свидетельству Льва Толстого, не существовало в русской действительности, пока они не появились в произведениях Тургенева. Турге́невская де́вушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого. А была ли «тургеневская девушка» когда-либо в российской действительности? Новости и факты поднимает спорный вопрос и детально разбирает феномен, ставший нарицательным. Критики о творчестве Тургенева. Личная жизнь великого русского классика, чей талант.
Кто такая «тургеневская барышня» и почему это давно не комплимент
Тургеневская девушка, или тургеневская барышня — это типичная героиня многих романов и повестей Ивана Тургенева. На обобщённых образах его нескольких женских. «Тургеневским девушкам» было гораздо сложнее, чем нашим современницам Ибо жили эти томные барышни в век условностей и догм. Придирчивые глаза светских сплетниц следили за каждым их движением – как вошла, куда присела, на кого взглянула. Кого можно назвать “тургеневской девушкой”? Наивную, романтичную и мечтательную особу?
Тургеневская девушка как идеал красоты в прозе И. С. Тургенева
Использование чат-бота для нее тоже не новость. Тургеневская девушка — это литературный стереотип, сформировавшийся на основе обобщенных женских образов, созданных писателем Иваном Тургеневым в период с 1850 по 1880 годы. Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье и длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке.
Понятие тургеневской девушки в литературоведении
Такому тургеневская девушка посвятит жизнь. Лиза Калитина, Елена Стахова и Марьяна Синецкая - были полной противоположностью этому представлению. Так и появилась тургеневская девушка: это важная для Тургенева героиня, которая нередко имела реальный прототип. Первым, кто по-настоящему заговорил о тургеневских девушках, как персонажах имеющих общие черты, был критик Дмитрий Писарев в своей статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова".
Тургеневские девушки: почему так привлекают мужчин?
Описывая сад, Тургенев дает чудесные вариации на тему русской природы, увиденной днем и ночью, наблюдаемой героем или воспринимаемой им бессознательно. Лиза Калитина была второй после Натальи Ласунской героиней, которая и позволила, по-видимому, дать впоследствии обобщающее определение «тургеневская девушка» созданным художником женским образам. Как верно подметил Д. Писарев, ее «женственность выражается в робости, в стремлении подчинить чужому авторитету свою мысль и волю, в нежелании и неумении пользоваться врожденною проницательностию и критическою способностию» [8]. Она, подобно пушкинской героине, не любя Паншина, поначалу готова выйти за него замуж и даже защищает его от нападок Лемма. Добрая и мягкая, «она по-прежнему считает покорность высшею добродетелью женщины; она молча покоряется, насильно закрывает себе глаза, чтобы не видать несовершенств окружающей ее сферы» [9].
Однако Лиза похожа на Татьяну только вначале, когда в ее душу не вошла любовь. И поэтому трудно принять концепцию Писарева о том, что она выбирает «ложный» путь, отказываясь от борьбы за свое счастье. Героиня Тургенева абсолютно естественна и органична в своем поведении, проявляя при этом не слабость, а, наоборот, силу духа и мужество. Автор окружает свою любимую героиню романтическим пейзажем: каждая встреча Лаврецкого и Лизы происходит среди удивительно прекрасной, волшебной природы заметим в скобках, усадебной природы : «Звезды исчезали в каком-то светлом дыме; неполный месяц блестел твердым блеском; свет его разливался голубым потоком по небу и падал пятном дымчатого золота на проходившие близко тонкие тучки; свежесть воздуха вызывала легкую влажность на глаза, ласково охватывала все члены, лилась вольною струею в грудь. Таинственная магия летней ночи романтического сада становится тем проводником, который сближает, устанавливает невидимые связи между Лаврецким и Лизой: «Ночь, безмолвная, ласковая ночь, лежала на холмах и на долинах; издали, из ее благовонной глубины, бог знает откуда — с неба ли, с земли, — тянуло тихим и мягким теплом» С.
Излишне говорить, что подобная встреча невозможна в городском топосе. Лиза не только глубоко религиозная, она наиболее музыкальная героиня Тургенева, одаренная недюжинным талантом. А музыка — самое суггестивное из всех видов искусства, — наилучшим образом раскрывает сущность ее интуитивной натуры. Религия сродни музыкальной стихии: она не поддается рациональному, логическому познанию и объяснению, а постигается бессознательно. В отличие от предшествующей героини Тургенева, Натальи Ласунской, Лиза раскрывается не в чтении, не в разговорах, а в способности слушать и слышать музыку повсюду: в окружающей природе, душе любимого человека, поэзии ночи.
Сцена объяснения с Лаврецким происходят в ночном саду в атмосфере музыки Лемма, который проник в тайну любви и гениально ее выразил: «Сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса» С. Но интуитивное поведение девушки глубоко нравственно. И вряд ли можно согласиться с Д. Писаревым, когда он утверждает, что Лиза «не умеет анализировать и собственной личности» и «не достигает умственной самостоятельности» [10]. Ее решение отказаться от счастья с Лаврецким возникает сразу, как только она узнает, что его жена жива.
Как бы ни была ей отвратительна Варвара Павловна, лживость и безнравственность которой она безошибочно чувствует, «святость» брака для нее нерушима. Бороться за свое счастье в условиях российской действительности 1840-х годов, когда добиться развода было почти невозможным, было бессмысленно. Если только представить подобный ход событий, судьба Лизы напомнила бы трагедию Анны Карениной. Однако для Лизы оставалась возможность замужества даже и с Паншиным , встречи с другим мужчиной, с другой любовью как выход из создавшегося нравственного тупика. Именно так и поступила Наталья Ласунская.
Но все дело в том, что она не разочаровалась в своем избраннике, она не хотела никакого «другого», ее сердце безвозвратно было отдано одному единственному. И чтобы сохранить свое чувство во всей его силе и чистоте для нее не оставалось ничего, кроме уединения в монастыре. Именно так объясняет ее уход из светской жизни Даниил Андреев. В своей книге «Роза мира» он пишет: «… любить Лиза могла в жизни лишь раз она — образец характеров-однолюбов , и любовь для неё была столь же священна, как её понятия о добре и правде. Она поняла, и поняла совершенно правильно, что для неё, для человека такой совести и такой любви, развязать этот узел в условиях нашего человеческого мира невозможно» [11].
В романе Накануне 1860 нет традиционной усадьбы, но есть ее аналог. Тургенев помещает сад около дачи Стаховых в окрестностях Москвы. Писатель меняет ракурс изображения: если обычно сад выходит в лес или в поле, то в этом произведении в сад входят из дикой природы. В экспозиции сразу задается необъятное пространстве естественной природы, которое отражается в философской дискуссии о жизни и смерти между Шубиным и Берсеневым. В этом романе сад выполняет функцию композиционного центра: прекрасная девушка живет в его замкнутом пространстве, куда ради завоевания ее сердца устремляются из «большого» мира по узкой тропинке четыре претендента.
Именно девушка, делающая выбор между четырьмя мужчинами, становится центральной фигурой произведения, что позволило его французскому переводчику А. Дача и сад являются для героини Тургенева единым целым. Через общение с природой, небом, луной, звездами она пытается проанализировать собственное состояние. Очень важен повторяющийся лейтмотив — окно, раскрытое в сад; все серьезные раздумья протекают перед ним: «Между тем Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Проводить каждый вечер около четверти часа у окна свой комнаты вошло у ней в привычку.
Она беседовала сама с собою в это время, отдавала себе отчет в протекшем дне» С. Для героини природа становится главным конфидентом, которому она поверяет все пережитое и перечувствованное: «В день, с которого начался наш рассказ, Елена дольше обыкновенного не отходила от окна. Долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки; потом она их уронила, стала на колени перед своею постелью, прижалась лицом к подушке и, несмотря на все свои усилия не поддаться нахлынувшему на нее чувству, заплакала какими-то странными, недоумевающими, но жгучими слезами» С. Именно в этом общении с садом раскрывается лиризм и поэтичность характера главной героини, которая вызвала больше всего нападок критики. Интенсивная духовная жизнь Елены Стаховой, решительность ее характера, «первичная», если можно так выразиться, нравственная ответственность за собственные поступки, подверглись сомнению и осуждению некоторых критиков 1860-х годов.
В героине Тургенева усматривали страшную угрозу для женской нравственности. Аскоченский, редактор реакционной «Домашней беседы», был шокирован эксцентричностью девушки, осмелившейся соединить свою судьбу с любимым мужчиной без официального бракосочетания. Есть в романе интересная сцена, которая происходит в парке Царицына, куда компания молодых людей оправилась полюбоваться прудами. Тургенев описывает солнечный день: «Погода была чудесная. Все кругом цвело, жужжало и пело; вдали сияли воды прудов; праздничное, светлое чувство охватывало душу» С.
Любование красотами пейзажа, оттенками и красками природы, описанное автором, словно объединяет всех участников прогулки. Казалось бы, ситуация слияния вкусов, эстетических пристрастий сделало всех духовно близкими и родными. И кульминационным выражением этого родства, гармонии человека и природы стало желание спеть вместе русскую народную песню «Вниз по матушке…». Но музыкального единения не получилось, вышла «разноголосица». Оказалось, что Инсаров совсем «не умел петь», но он единственный из мужчин «умел грести» и без лишних слов защитил девушек от приставаний пьяных гуляющих.
Мужественность Инсарова, поэзия его гражданских идеалов, патриотизма и определила выбор Елены. Конец этой главы намечает начало любви Елены к Инсарову.
Все ее проблемы, подвиги и решения всегда реактивны, а до встречи с героем она просто живет в вакууме, составляя экспозицию. После - обычно не живет вообще умирает или исчезает. Поэтому можно сказать, что тургеневская девушка - не полноценный участник истории, а инструмент или декорация для того, чтобы показать переживания главного героя в отличие, например, от девушек толстовских, которые умеют и взрослеть, и развиваться, и решения принимать, и ответственность за них нести, и даже жить без мужчин в картине мира. Фотографирую людей красивыми, не приукрашивая. Люблю огурцы и океаны.
В этом возрасте русские барышни еще жили в родительских домах, однако их воспитание уже было окончено. Соответственно, все женские персонажи выступали невестами, определяя дальнейшее развитие сюжета.
Кроме того, указание на возраст позволяют подчеркнуть молодостью и юность героини, ее незрелость. Писатель изображает наиболее важный период в женской судьбе, когда в ожидании брака, избранника расцветает ее душа, пробуждаются потенциальные возможности. В качестве новартской черты женского портера Тургенева следует отметить указание на сходство героини с кем-либо из родственников: «…с лица походила на отца…» Подобный прием раннее в русской литературе отсутствовал и был введен именно Тургеневым. Подобный прием может быть направлен на противопоставление женского персонажа его родственникам, которые становятся символом мещанского, буржуазного общества, акцент внимания на дистанцию между ними. В то же время подобные указания позволяют, наоборот, подчеркнуть духовную близость персонажей, близость дочери к отцу. Демонические женщины Тургенева Принимая во внимание множественные женские образы на страницах тургеневской прозы, типология женских образов в творчестве писателя не может быть исчерпана образами чистых, наивных девушек.
В рамках фестиваля "Мода на русское" прошел конкурс русского стиля и этикета. В минувшие выходные Орловщина перенеслась в тургеневские времена — в городе прошел I Международный фестиваль "Мода на русское". Помимо торжественного открытия при участии Губернаторского симфонического оркестра и именитого дизайнера Нелли Калашниковой, вниманию орловцев и гостей города представили весьма необычный конкурс русского стиля и этикета "Тургеневская девушка". Кто же такая "тургеневская девушка", какими качествами она обладает и как выглядит? На этот вопрос не могут ответить уже несколько столетий, и очередную попытку сделали организаторы фестиваля "Мода на русское". Участницами стали девять девушек от 18 до 24 лет.
Виртуальный хостинг
- Разделы сочинений:
- #Характеристика
- Героини Тургенева
- кто такая тургеневская девушка определение
- Кто она такая?
- Тургеневские девушки современной России: — Журнальный зал
Тургеневская девушка: что значит это выражение в литературе и жизни
В искусстве «тургеневскими барышнями» (или «тургеневскими девушками») называют не только героинь романов самого писателя, но и других женских персонажей из других классических произведений XIX века. Статья рассматривает понятие тургеневская девушка и ее роль в произведениях И.С. Тургенева, а также влияние на развитие литературных ие Добро. Тургеневская девушка — собирательный образ, литературный стереотип многих описанных автором персонажей женского пола. В сознании обывателя тургеневская девушка – этакая неженка, томно вздыхающая по возлюбленному у окна. В день 200-летия Ивана Тургенева, которое отмечается 9 ноября, «АиФ-Черноземье» решил напомнить, какими на самом деле были тургеневские девушки. Тургеневская девушка – это прежде всего сильная натура, целеустремленна, не просто готовая, но жаждущая служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи. Тургеневская девушка – это главным образом три женских образа в романах. это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую.
Существуют ли сейчас тургеневские девушки
Их воспитание проходит не в Москве и Петербурге, а в уединенном дворянском поместье. Тургеневские девушки близки к природе и народу, чутко воспринимают красоту окружающего мира. При этом они очень образованны и начитанны. Как выглядит тургеневская девушка? Девушки из романов Тургенева не отличаются той яркой внешностью, которая поражает всех мужчин на их пути.
Героиня может быть изображена дурнушкой «Новь». Однако она обладает той скрытой красотой, которую может заметить только настоящий ценитель прекрасного. Какой характер у тургеневской барышни?
Но факт остается фактом — писатель был несчастлив в личной жизни. Свой женский идеал он перенес на страницы своих произведений. Так и появилась тургеневская девушка: это важная для Тургенева героиня, которая нередко имела реальный прототип. Общая характеристика типажа При написании сочинения следует показать, что это очень разные девушки с различными судьбами и характерами. Однако они имеют определенные общие черты: Женственность.
Красота не всегда присуща этим героиням, да и она не столь важна Тургеневу, как чарующая женственность, нежность, идущая из глубины души. Эти женщины созданы для любви, счастливой семейной жизни. Они готовы отдать себя любимому человеку без остатка. Но судьба часто играет с ними злую шутку, сводя с мужчинами, которые внутренне слабее своих избранниц. Образованность, ум, начитанность. Это не простушки, не имеющие собственных мыслей. Каждая из героинь по-своему умна. Конечно, наивную девочку Асю нельзя сравнивать с пережившей многое Еленой Стаховой.
Но обе они очень интересны, умеют мыслить, отличаются собственными взглядами на жизнь. Нравственность, добродетель. В героинях нет ни тени порока. Они чисты, духовны, возвышенны. Нет в них ни грамма меркантильности, лжи. Это открытые бесхитростные люди, одухотворенные и глубоко порядочные. К сожалению, Тургенев не сделал счастливой ни одну из своих героинь. Возможно, что из-за собственного трагического любовного опыта он не верил, что счастье в этом мире достижимо.
А может быть, прописывая женщинам непростые испытания и тяжелый жизненный путь, он хотел показать, что сломить такую девушку нелегко. Несмотря на кажущуюся ранимость, хрупкость, это удивительно цельные и сильные натуры. Жертвенность как великая сила Тема безответной любви и готовности принести собственное счастье в жертву ради возлюбленного нашла у Тургенева особенно яркое выражение. Молодая и неопытная Лиза Калитина, познавшая счастье первой любви с Лаврецким, без тени сомнения отказывается от встреч с ним, когда понимает, что ее избранник все еще женат, что его супруга Варвара не умерла. Но Лиза — совсем другое дело. Кажется, что Тургенев любуется ею, создавая словесный портрет. Это хрупкая, нежная, немного наивная девушка, почти девочка, которая находит в себе силы принять роковое решение за своего возлюбленного.
В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не очень грамотно. Особенно, если предположить, что после разговора с тобой она станет гуглить, а как же именно выглядят эти тургеневские дамы!
Что не так с этим термином, читайте в материале «Рамблера». В искусстве «тургеневскими барышнями» или «тургеневскими девушками» называют не только героинь романов самого писателя, но и других женских персонажей из других классических произведений XIX века, а также представительниц прекрасного пола на картинах художников того времени. Из-за подобной распространенности в литературе и искусстве многие считают термин «тургеневская барышня» изысканным комплиментом, который польстит девушке. В массовом представлении облик «тургеневской девушки» сочетает изящные, но при этом очень выразительные черты: большие глаза, аккуратный нос и золотистые кудри.
Кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать кратко
Среди них 11 членам жюри предстояло выбрать ту самую "Тургеневскую девушку". Представить свои лучшие качества девушкам предстояло в четырех конкурсных выходах. Например, начитанность и образованность они смогли продемонстрировать в литературной викторине на знание произведений Ивана Тургенева, грацию и умение держаться на сцене — в танцевальном выступлении, красноречивость — в устном ответе на вопрос: "Почему именно я — тургеневская девушка? Более того, каждая конкурсантка приготовила творческий номер. Песни, отрывки литературных произведений и авторские стихотворения звучали со сцены. А орловчанка Татьяна Мерцалова даже приготовила для членов жюри торт!
А иногда описывались как откровенные дурнушки. Вот несколько кратких описаний внешности героинь из произведений Тургенева. Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой.
Критики о тургеневских девушках[ править править код ] Иван Крамской. Яркие характеристики героинь этого типа даны в статье Д. Писарева «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» 1861. И она, и Елена жена Инсарова , и Одинцова предмет любви Базарова при всей своей экспрессии наделены теми же проблемами, что и тургеневские юноши, — они не в состоянии совладать с собственной аффективностью, не способны присвоить силы экспрессии, для этого им необходим, в качестве протеза-посредника мужчина, в которого они инвестируют свою либидозную энергию. Сама по себе подобная трактовка женщины не является специфической особенностью Тургенева, мы находим такие фигуры у Жорж Санд , оказавшей вообще огромное влияние на русскую литературу середины века. Специфика тургеневской девушки выявляется только на фоне её связей с тургеневским юношей» [9]. В статье «Символы красоты у русских писателей» 1909 Иннокентий Анненский писал об однообразии отношения Тургенева к женской красоте. Он иронически сравнивает тургеневскую женщину с былинной поляницей , которая, будучи грандиозных размеров, сажает богатыря в карман и предлагает ему «сотворить с ней любовь», после чего богатырь гибнет: «Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте» [10]. Тургенев довольно глубоко прослеживает два типа женского характера.
В целом женские образы эстетизированы автором, опоэтизированы его представлениями о красоте естественного, природного начала. В портретах нет парадности, фигуры лишены эффектных поворотов, поз, они подчеркивают загадочность, сложный внутренний мир героини. Каждая деталь тщательно продумана. В частности, указание возраста героини направлено на репрезентацию социального подтекста. В этом возрасте русские барышни еще жили в родительских домах, однако их воспитание уже было окончено. Соответственно, все женские персонажи выступали невестами, определяя дальнейшее развитие сюжета. Кроме того, указание на возраст позволяют подчеркнуть молодостью и юность героини, ее незрелость. Писатель изображает наиболее важный период в женской судьбе, когда в ожидании брака, избранника расцветает ее душа, пробуждаются потенциальные возможности.
Последние новости
- Кто такая Тургеневская барышня? | Журнал Интроверта
- Тургеневская девушка: кто она и что означает?
- Образ "тургеневских девушек": описание, характеристика и анализ
- Комсомолка
- Тургеневские девушки: почему так привлекают мужчин?
Тургеневские девушки: кого любил и ненавидел великий классик
Эта странная девочка меня привлекала: не одной только полудикой прелестью, разлитой по всему ее тонкому телу... В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не очень грамотно. Особенно, если предположить, что после разговора с тобой она станет гуглить, а как же именно выглядят эти тургеневские дамы!
Своеобразие движения любовного сюжета заключается в том, что в него включаются все культурные знаки усадьбы, все ее знаки. Роман главных героев развивается в пространстве сада. Сад и парк словно вбирают в себя поэзию влюбленности и окружающей красоты.
Созданию атмосферы особой интимности и доверительности способствует сиреневая беседка, в которой Рудин объясняется в любви Наталье Ласунской. Развязка любовной истории героев происходит в заброшенном пустынном саду, около запущенного в течение тридцати лет Авдюхина пруда. Именно дикий сад помогает девушке разоблачить его фразерство.
Это человек слова, но не дела, тип «лишнего человека». И еще важно, что даже это утреннее свидание было небезопасным, что становится ясным со слов служанки. Как бы мамзель не проснулась…» С.
Это замечание лишний раз свидетельствует о том, как трудно было устроить свободное общение девушки с молодым мужчиной; вне усадебного топоса оно было бы невозможным. Тургенев, приступая к произведениям с ярко выраженным любовным сюжетом во второй половине 1850-х годов, все свое внимание отдал пробуждающемуся сознанию девушки, не случайно его называют певцом первой любви. Тем более сложно говорить о сформировавшейся идеологии в юных созданиях, скорее поиск истины, нравственности, единственного возлюбленного в идеальных героинях Тургенева происходит спонтанно, не без влияния разнообразных движений природы, воздействующих на их чуткие души.
Наталья, Лиза, Елена взрослеют и развиваются до сложившихся личностей у читателя на глазах, так как проходят через ряд испытаний — природой, музыкой или искусством , гражданскими идеями и, конечно, любовью. При этом любовь и «служение» взаимосвязаны в понимании героини. Поэтому только пространство романа, «усадебного» по своему типу, дает возможность для воссоздания и изображения «тургеневской девушки», идеальной в своей сущности, во всей ее полноте.
В своем следующем романе Дворянское гнездо 1859 Тургенев изобразил три вида усадьбы. Прежде всего, это городская усадьба Марьи Дмитриевны Калитиной, приобретенная ее мужем. Дом ее не отличался каким-то особым архитектурным стилем, зато его окружал большой сад, «выходящий прямо в поле, за город» С.
Именно этот дом, романтический сад и вся духовная жизнь этого «дворянского гнезда» с его поэзией и музыкой, способствовали развитию возвышенной любви, возникшей между Фёдором Лаврецким и Лизой Калитиной. Две усадьбы Лаврецкого имеют к развитию сюжета опосредованное отношение. Дом Калитиных, как и домик Лаврецкого, становится продолжением сада благодаря открытым окнам и дверям.
Модные романсы и дуэты, кантаты и сонаты, мазурки Шопена наполняют салон и создают звуковой фон событий. Обширное пространство сада, который с одной стороны выходит в луга и поля, заполнено разнообразными звуками. В Дворянском гнезде меняются взаимоотношения героя с окружающим пространством.
Рудин, рационалист и красноречивый оратор, использовал и свидания в саду с юной девушкой как сцену для философского дискурса. Лаврецкий, натура интуитивная, необыкновенно восприимчивая к красоте и музыке, ничего не планирует и его поведение абсолютно искренне. Проза Тургенева никогда еще не была такой музыкальной, столь богатой звуковыми и ритмическими эффектами, к сожалению, почти непереводимыми.
Сад в Дворянском гнезде полон музыки, и сам, в свою очередь, может рождать музыку как отражение жизни. Это происходит с Леммом, который, вдохновившись зарождающейся на его глазах любовью молодых людей, также как и красотой сада в лунную ночь, смог написать свою гениальную музыку. Описывая сад, Тургенев дает чудесные вариации на тему русской природы, увиденной днем и ночью, наблюдаемой героем или воспринимаемой им бессознательно.
Лиза Калитина была второй после Натальи Ласунской героиней, которая и позволила, по-видимому, дать впоследствии обобщающее определение «тургеневская девушка» созданным художником женским образам. Как верно подметил Д. Писарев, ее «женственность выражается в робости, в стремлении подчинить чужому авторитету свою мысль и волю, в нежелании и неумении пользоваться врожденною проницательностию и критическою способностию» [8].
Она, подобно пушкинской героине, не любя Паншина, поначалу готова выйти за него замуж и даже защищает его от нападок Лемма. Добрая и мягкая, «она по-прежнему считает покорность высшею добродетелью женщины; она молча покоряется, насильно закрывает себе глаза, чтобы не видать несовершенств окружающей ее сферы» [9]. Однако Лиза похожа на Татьяну только вначале, когда в ее душу не вошла любовь.
И поэтому трудно принять концепцию Писарева о том, что она выбирает «ложный» путь, отказываясь от борьбы за свое счастье. Героиня Тургенева абсолютно естественна и органична в своем поведении, проявляя при этом не слабость, а, наоборот, силу духа и мужество. Автор окружает свою любимую героиню романтическим пейзажем: каждая встреча Лаврецкого и Лизы происходит среди удивительно прекрасной, волшебной природы заметим в скобках, усадебной природы : «Звезды исчезали в каком-то светлом дыме; неполный месяц блестел твердым блеском; свет его разливался голубым потоком по небу и падал пятном дымчатого золота на проходившие близко тонкие тучки; свежесть воздуха вызывала легкую влажность на глаза, ласково охватывала все члены, лилась вольною струею в грудь.
Таинственная магия летней ночи романтического сада становится тем проводником, который сближает, устанавливает невидимые связи между Лаврецким и Лизой: «Ночь, безмолвная, ласковая ночь, лежала на холмах и на долинах; издали, из ее благовонной глубины, бог знает откуда — с неба ли, с земли, — тянуло тихим и мягким теплом» С. Излишне говорить, что подобная встреча невозможна в городском топосе. Лиза не только глубоко религиозная, она наиболее музыкальная героиня Тургенева, одаренная недюжинным талантом.
А музыка — самое суггестивное из всех видов искусства, — наилучшим образом раскрывает сущность ее интуитивной натуры. Религия сродни музыкальной стихии: она не поддается рациональному, логическому познанию и объяснению, а постигается бессознательно. В отличие от предшествующей героини Тургенева, Натальи Ласунской, Лиза раскрывается не в чтении, не в разговорах, а в способности слушать и слышать музыку повсюду: в окружающей природе, душе любимого человека, поэзии ночи.
Сцена объяснения с Лаврецким происходят в ночном саду в атмосфере музыки Лемма, который проник в тайну любви и гениально ее выразил: «Сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса» С. Но интуитивное поведение девушки глубоко нравственно. И вряд ли можно согласиться с Д.
Писаревым, когда он утверждает, что Лиза «не умеет анализировать и собственной личности» и «не достигает умственной самостоятельности» [10]. Ее решение отказаться от счастья с Лаврецким возникает сразу, как только она узнает, что его жена жива. Как бы ни была ей отвратительна Варвара Павловна, лживость и безнравственность которой она безошибочно чувствует, «святость» брака для нее нерушима.
Бороться за свое счастье в условиях российской действительности 1840-х годов, когда добиться развода было почти невозможным, было бессмысленно. Если только представить подобный ход событий, судьба Лизы напомнила бы трагедию Анны Карениной. Однако для Лизы оставалась возможность замужества даже и с Паншиным , встречи с другим мужчиной, с другой любовью как выход из создавшегося нравственного тупика.
Именно так и поступила Наталья Ласунская. Но все дело в том, что она не разочаровалась в своем избраннике, она не хотела никакого «другого», ее сердце безвозвратно было отдано одному единственному. И чтобы сохранить свое чувство во всей его силе и чистоте для нее не оставалось ничего, кроме уединения в монастыре.
Именно так объясняет ее уход из светской жизни Даниил Андреев.
Она уходит в монастырь, видя предназначение в служении Богу. В третьем своем романе И. Тургенев еще более рельефно подчеркнул в героине ее альтруистическое начало, силу и способность служить людям. Если «тургеневскую девушку» поставить перед выбором между личным счастьем и благополучием другого человека, то она, несомненно, выберет второй вариант, ведь для неё сопереживание и сочувствие людям намного важнее собственных чувств. Такова Елена Стахова роман «Накануне» — мечтательная, но волевая, честная, решительная натура. Это тип новой женщины, проходящей путь от недовольства обыденной жизни до самостоятельного выбора собственной судьбы, до самопожертвования. Елена Стахова — первая героиня-подруга революционера, борца за справедливость, оставшаяся ему верной до последнего. Её благодетельные порывы — показатель, характеризующий высокие моральные качества девушки.
Однако следует сказать, что в этом романе Тургенев не противопоставляет Елене ни один женский характер так, как это сделано в первых двух романах. Ещё один женский персонаж, который можно смело отнести к собирательному образу «тургеневской девушки», — это Анна Гагина повесть «Ася». Ася — героиня удивительная и оригинальная. Доброта, ранимость, наивность, честность непредсказуемость, образованность и начитанность — всё как у «тургеневской девушки». Жизнь Аси далеко незавидна. Судьба приносит ей различные испытания с самого детства. Ася вынуждена столкнуться с болью и печалью. Но, несмотря на всё это, Ася — образец сильной женщины. Поняв, что её чувства отвергнуты, она не устроила ни скандалов, ни драматичных сцен — ничего.
Она молча ушла, тем самым показала свою гордость и непреклонность. Единая система женских образов И. Тургенева основана на концепции писателя о трагическом уделе человеческой личности. Это связано с решением проблемы поисков идеала, необходимого России в переломный момент ее истории. В типологии женских образов тургеневских романов принято выделять истинно «тургеневских» девушек — это героини его первых романов, и трансформированные образы его героинь, самодостаточных и в чем-то эгоистичных натур.
Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной натурой. Но как раз благодаря этому Асю считали странной и непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его.
Ася дана в повести через восприятие господина Н. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение. Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н. Первая любовь героини оказывается несчастной.
Викторианская барышня, тургеневская девушка, комсомолка и еще несколько женских образов
В первую очередь писатель делал акцент на глубоком, но страстном характере женщин — на хорошем образовании, интеллектуальной увлеченности и умении беззаветно любить. Так что говорить о внешности девушки, используя эту фразу в качестве комплимента, будет не совсем корректно. Отметим, что иногда термин «тургеневская барышня» употребляется и вовсе для обозначения неприспособленной к жизни, нежной, хрупкой и даже слабой девушки, что тоже является ошибкой и точно не тянет на комплимент. Героини Тургенева смело шли на войну, поэтому явно не имеют ничего общего с особой, описанной выше.
Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни , институтки — изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов. В книгах Тургенева Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде [6]. Наталья Ласунская из романа «Рудин»: …Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато.
Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, — точно она себе во всем хотела дать отчет. Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно.
Как альтернатива — интернет, компьютерные игры, клуб любителей пива, то есть тусовка с чуть менее блестящими перспективами, зато без риска сломить себе шею Слоган: «Бороться, искать, найти и сдаться» Ущерб от мужчин: в некоторых случаях сравним с Хиросимой. Но иногда попадается и мирный атом Женщины всё угадывают; они ошибаются только тогда, когда рассуждают.
После 25 все женщины, и в этом они схожи с мужчинами, перестают расти и начинают незаметно стареть. Согласно статистике, любимый Чеховым возраст предполагает в багаже женщины неудачный брак, немного лишнего веса, иногда ребёнка, готовность вступить в порочащую связь и необъяснимую жажду счастья. Чем лучше женщина выучила урок о том, что неудавшиеся попытки дорого обходятся, тем больше её желание попробовать ещё раз. Такова психология запойного игрока: снимая с себя последнее, он ставит на невероятную карту в надежде отыграться. Вот это животное, не подвластное логике, стремление женщины к счастью пугало Чехова в прекрасной половине человечества. Женщины за 25 уже набили достаточно шишек, но ещё считают себя слишком молодыми, чтобы сделать из этого выводы.
Именно в этом возрасте женщины чаще всего становятся жертвами брачных аферистов. Может быть, поэтому — в силу накопленного опыта и не сделанных выводов — одинокие женщины болеют всем подряд. У них и мигрень, и печень с почками, и язва, и кости ноют. Не говоря уж о том, что ногти ломаются и волосы выпадают. В утешение можно сказать — этот возраст быстро проходит. Но они и этому не рады — боятся стареть!
Их женская суть: карточка у гинеколога и свидетельство о браке или его расторжении Аксессуар: обручальное кольцо, айфон, браслеты как показатель готовности заковаться в кандалы брака Косметика: полный набор средств по уходу за кожей после 25 и мешок декоративки для боевой раскраски на тропе войны за личное счастье Кулинария: изыски всех кухонь народов мира в качестве одного из путей к сердцу мужчины Хобби: инстаграмм, собаки, кино, чтиво и прочие суррогаты принца Слоган: «Удача — награда за смелость» Ущерб от мужчин: даже женатый мужчина может заразить венерической бякой Красивыми мужчинами женщины любуются, умных обожают, в добрых влюбляются, но выходят замуж охотно только за сильных. Сейчас этот возраст потихоньку отодвигают к 40, а 30-летних называют политкорректно молодыми женщинами. Но справедливости ради надо сказать, что за 30 — это уже и есть бальзаковский возраст. Женщина с удивлением обнаруживает, что после 30 она не становится серьёзнее, не толстеет, не седеет, и вообще, как бы ничего не меняется, и ей по-прежнему дают при знакомстве 21, и иногда со спины в автобусе обращаются: «Девочка, ты выходишь? Она всё про себя знает, и научилась, наконец, ценить себя как главную ценность. С позиций своего локального всемогущества женщина после 30 рожает ребёнка «для себя» или делает головокружительную карьеру.
Некоторым удаётся совмещать. Но только тем, кто научился рассчитывать только на свои силы. Их женская суть: они носят чулки как доспехи и дырявые джинсы, подстраиваясь под бестолковую молодёжь, озабочены своей фигурой — посещают фитнес-клубы Аксессуар: дамская сумочка, в которой между деловыми бумагами лежат запасные туфли на каблучке, смартфон Косметика: пенки, тоники, масло, соли, духи Кулинария: овсянка и нешлифованный рис Хобби: вязание или философия Слоган: «Один в поле воин» Ущерб от мужчин: не больше, чем от кошки или собаки У женщин не бывает второй любви. Их природа слишком нежна, чтобы быть в состоянии дважды перенести это страшное потрясение чувств. Всё в природе циклично и женский возраст после 45 словно поворачивает вспять. Женщина становится свободна, как в 25.
Дети выросли. Карьера сделана. Деньги накоплены. Если репродуктивная система сворачивает свою деятельность, не дождавшись шестидесяти, то довольно часто эти женщины становятся более страстными, чем в молодости. Желание плюс опыт. Приходится заводить молодого любовника.
Чаще всего это жиголо. Но, как и в 25, женщинам падает пелена на глаза — они снова верят в любовь, даже если платят за неё наличными.
В минувшие выходные Орловщина перенеслась в тургеневские времена — в городе прошел I Международный фестиваль "Мода на русское". Помимо торжественного открытия при участии Губернаторского симфонического оркестра и именитого дизайнера Нелли Калашниковой, вниманию орловцев и гостей города представили весьма необычный конкурс русского стиля и этикета "Тургеневская девушка". Кто же такая "тургеневская девушка", какими качествами она обладает и как выглядит? На этот вопрос не могут ответить уже несколько столетий, и очередную попытку сделали организаторы фестиваля "Мода на русское". Участницами стали девять девушек от 18 до 24 лет. Среди них 11 членам жюри предстояло выбрать ту самую "Тургеневскую девушку".
Викторианская барышня, тургеневская девушка, комсомолка и еще несколько женских образов
Понятие тургеневской девушки в литературоведении | Я предполагаю, что тургеневских девушек устно обсуждали в салонах, и в итоге это понятие в литературе возникло будто из воздуха. |
Тургеневская барышня, кто она? | У тургеневской девушки есть свои особенные черты – она загадочна и очень чувствительна к внешнему миру. Внешние черты этой героини не так привлекают, как её богатый внутренний мир, которым она очаровывает читателя. |
Тургеневская девушка: что значит это выражение в литературе и жизни
Тургеневская девушка – это главным образом три женских образа в романах. это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую. Использование чат-бота для нее тоже не новость. Турге́невская де́вушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого. Главная Новости Культура Где проживает "Тургеневская девушка"? «Тургеневским девушкам» было гораздо сложнее, чем нашим современницам Ибо жили эти томные барышни в век условностей и догм. Придирчивые глаза светских сплетниц следили за каждым их движением – как вошла, куда присела, на кого взглянула.