День инженерных войск - учредил Президент РФ Борис Ельцин Указом от 18 сентября 1996 года № 1370. День инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации отметили в это воскресенье. День инженерных войск - учредил Президент РФ Борис Ельцин Указом от 18 сентября 1996 года № 1370.
История создания Инженерных войск России
Попытки Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась. Важным событием в становлении инженерных войск явилось вручение боевых знамен. Первое знамя было пожаловано Лейб-гвардии саперному батальону 17 февраля 1824 года. Знамя и знаки отличия Лейб-Гвардии саперного батальона В 1828 году эти знамена были вручены всем инженерным частям. За боевые заслуги в войнах первой половины XIX века шесть инженерных частей были удостоены Георгиевского знамени.
К началу Крымской войны инженерные войска состояли из девяти линейных, учебного и двух резервных саперных батальонов, между которыми были распределены понтонные подразделения и двух пионерных эскадронов. Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 годах зародилась новая система укреплений войсковых позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин крепостных стен впервые была применена укреплённая полоса глубиной 1000 - 1500 м, создавались защищённые позиции для артиллерии, впервые использован электрический способ взрывания. Опыт Крымской войны выявил слабую техническую оснащенность инженерных войск, отрыв саперных батальонов от обеспечиваемых армейских корпусов, что показало необходимость проведения реформ в военной сфере.
Кроме того, для повышения уровня профессиональной подготовки военных инженеров, в 1855 году Главное инженерное училище преобразуется в Николаевскую инженерную академию и училище. Здание Николаевской инженерной академии и училища современный вид В связи с военными реформами, проведенными в 1860-1874 годах, инженерные войска претерпели существенные изменения. Начиная с 18 апреля 1857 года, после утверждения нового «Положения об Инженерном корпусе», общее руководство частями инженерного корпуса осуществлял Генерал-инспектор, а непосредственное управление Инженерным корпусом - Директор инженерного департамента, он же Инспектор Инженерного корпуса. В составе инженерных войск появляются военные железнодорожные команды 1870 год , железнодорожные батальоны 1876 год , особая железнодорожная бригада 1886 год , создаются военно-походные телеграфные парки, формируются понтонные батальоны, оснащенные металлическим парком Томиловского.
В 1862 году на базе Инженерного департамента разворачивается Главное инженерное управление, на которое возлагалось руководство инженерным ведомством, решение задач по подготовке территории страны к войне в инженерном отношении, совершенствование организации инженерных войск, подготовка военных инженеров, снабжение войск средствами инженерного вооружения. Сведенные в бригады саперные батальоны состояли из пяти, понтонный батальон — из двух, железнодорожный — из четырех рот. В ходе войны были успешно решены задачи по обеспечению форсирования Дуная, перехода русской армии через Балканы в зимних условиях и взятия ряда крепостей. Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года После окончания войны, каждый армейский корпус обеспечивался саперным батальоном четырех ротного состава три саперные и одна телеграфная , дивизия — саперной ротой.
Увеличилось количество железнодорожных батальонов, электротехнических подразделений, крепостных минных рот. В инженерных войсках появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. Для улучшения материально-технического обеспечения войск военно-инженерным имуществом и взрывчатыми веществами, были основаны полевые инженерные парки. В конце XIX - начале XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск и, в отличие от боевых пехоты, артиллерии и кавалерии , имели на вооружении технические средства, применяемые для обеспечения вооруженной борьбы.
В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, телеграфные роты, воздухоплавательные отделения, автомобильные отряды и подразделения броневых сил, которые в последующем выделились в самостоятельные войска. К концу XIX века инженерные войска являлись техническим родом войск и имели в своем составе: семь управлений бригад, 29 саперных батальонов, два резервных саперных батальона, две саперных роты, восемь понтонных батальонов, семь железнодорожных батальонов, шесть полевых инженерных парков, четыре осадных инженерных парка, 12 крепостных саперных рот, 10 крепостных минных рот, шесть воздухоплавательных отделений, восемь военных телеграфов, шесть военно-голубиных станций, учебная военно-электротехническая рота и учебный воздухоплавательный парк. В XIX веке в России сложилась лучшая в мире фортификационная школа, яркими представителями которой являются А. К выдающимся военным инженерам также можно отнести П.
За боевые заслуги награждены на протяжении XIX века Георгиевскими знаменами были награждены шесть, Серебряными трубами — 12, знаками на шапки — 12 инженерных частей. Георгиевскими кавалерами стали 59 военных инженеров и воинов инженерных войск. Начало XX века ознаменовалось активными действиями инженерных войск в русско-японской войне 1904-1905 годов. В начале войны на Дальнем Востоке находились два саперных батальона пять саперных, понтонная и две военно-телеграфные роты.
В ее ходе инженерные войска значительно выросли с 2800 до 21000 человек и к концу войны включали 20 саперных, четыре понтонных, три воздухоплавательных, два телеграфных батальона, четыре крепостные, пять минных, две искровых роты. Кроме того, выявилась необходимость в инженерных частях РГК, практически была доказана несовместимость в одном лице должностей командиров корпусного саперного батальона и корпусного инженера. Особенно отличились инженерные войска при обороне крепости Порт-Артур, где впервые было применено сочетание долговременных укреплений фортов с полевыми позициями, использовались самовзрывающиеся и управляемые по проводам фугасные мины различной конструкции. Организатором и душой обороны крепости был военный инженер Генерального штаба генерал-лейтенант Р.
К началу Первой мировой войны в инженерные войска входили: полевые, крепостные войска и корпус военных инженеров. Для увеличения корпуса военных инженеров всего 820 человек , была закрыта Инженерная академия, ее слушатели были направлены в действующую армию. Инженерные войска имели следующие средства инженерного вооружения: имущество для наводки понтонного моста длиной 200 м, 20-метровые легкие мостовые парки, телеграфное имущество, подрывные средства, шанцевый инструмент. Усложнение задач инженерного обеспечения в годы войны обусловило рост инженерных войск и повышение их роли в бою и операции.
Если до начала войны имелись только корпусные саперные батальоны, то в ходе войны в штаты пехотных полков вводилась саперная команда 120 человек , в дивизиях были развернуты инженерные роты 458 человек , в пехотных корпусах — инженерные полки 1994 человека , созданы инженерно-строительные бригады, дружины и дорожно-мостовые отряды РГК. В феврале 1916 года вводятся должности начальников инженеров фронтов и армий. В марте 1917 года в состав кавалерийского корпуса вводится отдельная инженерная рота, а кавалерийской дивизии — саперная полурота, в октябре принимается решение разделить должности корпусного инженера и командира инженерного полка. В апреле 1917 года на базе канцелярии генерала для поручений по инженерной части разворачивается Управление полевого инспектора по инженерной части при Ставке ВГК.
В годы Первой мировой войны при ведении обороны русской армией под руководством военных инженеров Г. Включение крепостных фортов в полевые оборонительные рубежи способствовало резкому повышению устойчивости обороны войск при отражении ударов превосходящего противника, примером чего служит героическая оборона крепости Осовец, послужившая прообразом будущих укрепленных районов. В ходе наступательных операций инженерные войска обеспечивали преодоление заграждений, форсирования водных преград, решали другие задачи. Большую роль сыграли инженерные войска в обеспечении «Брусиловского прорыва» Юго-Западного фронта в 1916 году, организаторами инженерного обеспечения которого являлся выдающийся военный инженер К.
Дальнейшее развитие отечественные инженерные войска получили в годы Гражданской войны в России. Первоначально инженерные части и подразделения Красной Армии не имели штатной организации. В существовавших к этому времени отрядах различного назначения имелись лишь отрядные инженеры.
Специально для военнослужащих нашего института был открыт находящийся на реконструкции зал «Инженерные войска до 1917 года».
Во второй половине XIX века на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам.
На манёврах 1902—1903 гг. Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве , Новгороде , Бресте, Ковно , Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 г. Лишь в 1909 г. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов.
С 1909 по 1917 гг. Электротехнические войска. Проблема связи в военном деле приобрела в XX столетии большое значение. Первые начинания по внедрению телеграфа имели место во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Телеграф и телефон заняли ведущее место в управлении войсками. Наиболее широкое развитие получили передвижные линии, предназначенные для руководства войсками непосредственно на театре войны. В конце XIX века число телеграфных парков, состоявших в ведении Главного инженерного управления, равнялось в Центральной России 17 975 вёрст и на Кавказе 2 130 вёрст.
Кроме того, в крепостях было создано 55 узлов связи 423 версты. В 1912 г. Каждый корпус, состоящий из двух пехотных дивизий 8 пехотных полков , одного сапёрного батальона одна телеграфная и три сапёрные роты и одного отделения полевого инженерного парка, был снабжён 20 телеграфными, 193 телефонными аппаратами и 333 вёрстами кабеля. Автомобильные войска. В 1876 г. Маевский представил в Департамент торговли и мануфактуры проект самодвижущейся машины с паровым двигателем. Проект Маевского не был принят из-за громоздкости двигателя.
Дальнейшее развитие автотранспорта упиралось в отсутствие двигателей, работающих на жидком топливе. Такой двигатель был построен в 1884 г.
Справочно: Памятная дата «День Инженерных войск» установлена Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года за вклад военных инженеров в развитие оборонного потенциала страны и исторических традиций. Приказом Министра обороны России от 23 сентября 1996 года предписано ежегодно 21 января отмечать День инженерных войск. История инженерных войск ведет свой отсчет с эпохи зарождения регулярной русской армии и подписания Петром I указов от 21 января 1701 года о создании инженерной школы и от 25 мая — о формировании первых инженерных подразделений, которые первоначально были представлены минерной ротой, инженерной и понтонной командами.
День инженерных войск Российской Федерации
Специалисты героически действовали на передовой, в тылу врага, в составе партизанских и диверсионных отрядов, осуществляли возведение укреплений городов Советского Союза. Подразделения инженерных войск отличились высоким уровнем героизма и профессионализма во время войны в Афганистане. Отдельной страницей в истории этого рода войск стало участие в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. На тот момент военные инженеры лучше всех остальных подразделений были подготовлены к действиям в условиях использования оружия массового поражения. Деятельность инженерных войск В круг задач, выполняемых военными инженерами, входят различные направления. В первую очередь, это проведение инженерной разведки позиций противника, местности и объектов, разминирования местности и объектов, а также возведение фортификационных и инженерных заграждений. Помимо этого инженерные войска осуществляют подготовку путей продвижения вооруженных сил, в том числе и на водных объектах, включая возведение мостов, а также их содержание.
В эфире телевидения и радио транслируются передачи о подвигах служащих этого рода войск. Ветераны делятся историями из своей службы. О профессии служащих инженерных войск.
Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя 1854 — 1855 годы , во время русско-японской войны 1904 — 1905 годы и Первой мировой войны 1914 — 1918 годы. Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Военнослужащие инженерных войск идут одновременно или вперед мотострелковых и танковых формирований. Они возводят оборонительные сооружения, постройки для укрытого применения орудий, устраивают понтонные переправы, строят мосты, минируют, разминируют и маскируют территории и объекты, осуществляют инженерную разведку врага. В мирное время уничтожают оставшиеся с великих воин боеприпасы, участвуют в ликвидации ЧС, последствий аварий и катастроф, оказывают помощь населению.
Интересные факты.
И накануне праздничной даты журналистам показали последние новинки вооружений. Однако главным секретным оружием инженерных войск — как и в старину —остается армейская смекалка. Станислав Григорьев увидел армаду надувных танков.
В 1722 году Петр I, ставший уже императором, опубликовал Табель о рангах, в которой инженерные офицеры ради увеличения престижа их службы были поставлены выше офицеров кавалерии и пехоты. Настоящей проверкой на прочность для военных инженеров стала Отечественная война 1812 года Понимали важность инженерных войск и в советское время — к 1929 году штатные инженерные части были созданы во всех родах войск. Активно трудились инженерные войска в годы Великой Отечественной войны.
Цифры говорят сами за себя — более 100 тысяч бойцов и командиров инженерных войск были награждены различными орденами и медалями. Чем занимаются инженерные войска Состав инженерных войск Российской Федерации: инженерно-саперные; понтонно-мостовые бригады; инженерно-маскировочные полки.
21 января – День инженерных войск России
Военнослужащие инженерных войск вооруженных сил России отмечают свой профессиональный праздник 21 января, сообщает информационный портал «Якутия 24». Когда и как отмечают День инженерных войск России в 2023 году — рассказываем о празднике профессиональных военных строителей. Отмечают День инженерных войск в день подписания Петром I указа о создании этого учебного заведения – школы Пушкарского Приказа – 21 января. 21 января в Российской Федерации отмечается День инженерных войск. День инженерных войск России — праздник, посвящённый работникам и военнослужащим инженерных войск России. День инженерных войск России – профессиональный армейский праздник, который отмечается 21 января.
Праздник инженерных войск
Путин подписал Указ No 549, в котором этот день считается памятным. Выбранный день празднования носит символический характер. В 1701 году царь Петр Великий открыл «Школу пушкарского приказа», в которой обучались военному мастерству молодые люди и выпускались профессиональными инженерами. Ими начали пополнять ряды минерных российских войск. С 1712 года по приказу царя инженерная школа стала отдельной структурной единицей и начала набирать масштабы. Через семь лет идентичное специализированное учреждение появилось в Санкт-Петербурге.
Традиции празднования День инженерных войск солдаты и офицеры нередко отмечают на полигонах в рамках учений. В частях проходят торжественные митинги или собрания, на которых поощряют отличившихся военных [6]. В 2023 и 2024 годах военнослужащие инженерных войск отмечали праздник на боевом посту, выполняя задачи в ходе специальной военной операции [7].
Имеющийся у них большой боевой опыт и знания передаются слушателям, курсантам и студентам. Поздравляем с 320-ой годовщиной образования инженерных войск ветеранов, военнослужащих и работников Академии гражданской защиты МЧС России!
Главный редактор: Карпова Наталья Алексеевна 8 8442 43-60-49 id-vpravda yandex. За достоверность информации в рекламных материалах несет ответственность рекламодатель. Все рекламируемые товары и услуги имеют необходимые лицензии и сертификаты.
21 января - День инженерных войск
Военнослужащих и ветеранов инженерных войск с профессиональным праздником поздравил заместитель Губернатора области Эдуард Зайнак. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу издал праздничный приказ по случаю Дня Инженерных войск, который отмечают в России 21 января. День инженерных войск России — профессиональный праздник, который отмечают работники и военнослужащие инженерных войск России ежегодно, 21 января.
В Вооруженных Силах отмечается День инженерных войск
"С днем инженерных войск примите поздравленья.". 21 января в Российской Федерации отмечается День инженерных войск. В этот день в структуре российских войск появляются инженерные войска. Управление начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Сегодня, в День инженерных войск служащие этих подразделений встречают свой профессиональный праздник на боевом посту.