Страдания гуманитариев или новые изменения в ЕГЭ по литературе-2024.
Из ЕГЭ по литературе могут пропасть Пушкин и Лермонтов, по обществознанию — термин «демократия»
Существенных изменений в Едином государственном экзамене (ЕГЭ) в 2024 году не будет, рассказал глава Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе всероссийской встречи с родителями школьников. Изменения в ЕГЭ по всем предметам 2024. Узнайте, каким будет ЕГЭ по литературе в 2024году, стоит ли ждать изменения в структуре КИМов, какой должна быть подготовка, а также что нового будет в датах проведения экзамена. Вопросы в ЕГЭ по литературе 2024 года, согласно кодификатору и тестовым вариантам на сайте ФИПИ, будут сосредоточены на творчестве авторов второй половины XIX века — Островского, Тургенева, Толстого и Салтыкова-Щедрина, а также писателей и поэтов XX века. Изменения вариантов заданий ЕГЭ по литературе, произведений и тем для сочинения, первичных баллов, кодификатора ФИПИ, критериев оценивания, видео урок с разбором для учеников 11 классов и материалы для подготовки.
Изменения ЕГЭ 2024 по литературе
Испытания по всем учебным предметам начнутся в 10. Теперь у участников ЕГЭ есть возможность изменить выбранный уровень экзамена по математике с базового на профильный или наоборот. Выпускники прошлых лет смогут изменить перечень учебных предметов, указанных в заявлении об участии в ЕГЭ. Кроме того, писать итоговое испытание они смогут только в резервные дни основного периода. С нового года сокращены сроки обработки и проверки работ по информатике до двух дней после проведения экзамена. Ранее было четыре. Военнослужащие, которые проходят службу по призыву или контракту и поступают в военные вузы, смогут подать заявление на сдачу экзаменов по месту несения службы.
Поменялась дополнительная дата проведения итогового сочинения. Согласно новым правилам это будет вторая среда апреля. Подробнее ознакомиться с ними можно здесь.
Что конкретно изменилось в КИМ-2024 и как не допустить ошибок на экзамене? Чебоксары Спиридонова Наталья Александровна.
Как эти данные используются На сайте используются куки Cookies и данные о посетителях сервисов Яндекс Метрика и других. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов.
Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом. Как эти данные защищаются Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете.
А кто же из них окажется прав, покажут результаты следующего лета и отзывы вузов через пару лет, — резюмирует эксперт. Александр Соколенко предполагает, что экзамен может стать проще, потому что ученикам нужно детально помнить меньше произведений. Необязательными становятся и большие произведения первой половины золотого века, например, «Мертвые души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова или «Евгений Онегин» Пушкина. То есть нужно наизусть знать все детали, которые вы привлекаете в аргументации.
Вот в этом плане экзамен может стать попроще. Другая проблема с более новыми произведениями в том, что они изучены не так подробно, как те, которые убрали из основного списка. Однако, по мнению Александра, это тоже нестрашно. То есть, например, в критериях нет правильных или неправильных аргументов. Эксперты по проверке ЕГЭ рассматривают привлечение деталей образов, характеров в аргументации. А что касается того, как готовиться, я думаю, что существенно не поменяется. Кроме того, наверняка учителя и репетиторы могут из этого обширного списка литературы выбрать то, что им кажется выгоднее в плане наличия определенных тем и мотивов, — утверждает Александр. Анна Дмитриева считает, что без классики, например без «Евгения Онегина» или «Капитанской дочки» Пушкина, сдать экзамен будет невозможно — ученикам проще использовать произведения для аргументации. А если ты не читал «Капитанскую дочку» — однозначно провалишься. В произведениях серебряного века нужно знать литературный стиль, литературное направление.
То есть если есть тема родины, то вы можете писать по Маяковскому, вы можете писать по Пушкину. Вы можете тему поэта раскрывать на творчестве Лермонтова или на творчестве Маяковского. Но писать по золотому веку проще, потому что он более просчитан и рассмотрен. Школьники будут хуже знать Пушкина и Лермонтова? По мнению Никиты Малашенко, очень многое при подготовке зависит от учителя и репетитора. Мое предчувствие, что так оно и будет. Однако в действительности проблема может быть устранена в будущем. Как ни крути, но литературу сдают те, кто потом, в вузе, снова с ней столкнется в том или ином виде. А уж высшая школа, думаю, незнание Пушкина не простит и накажет пересдачами. Кому действительно придется много думать о сложившейся ситуации, так это вузам, потому что именно им придется работать с тем, насколько образованными к ним придут студенты.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году: новые задания, сложности и возможные ошибки
Педагоги считают, что формат самостоятельной подготовки возможен, если вы: старательно читали все произведения и учили предмет на протяжении всех предыдущих лет, что отражено в оценке «4» или «5»; умеете самоотверженно и организованно работать на достижение поставленной цели, не пропуская намеченных занятий; имеете доступ к онлайн и офлайн материалам книгам, учебникам, видео урокам, банку заданий ФИПИ ; при необходимости можете получить помощь, обратившись к школьному учителю или другому компетентному в данном вопросе человеку. Начать подготовку стоит с ознакомления со списком литературы, представленном в кодификаторе ФИПИ. Документ можно скачать в оригинале на сайте fipi. В первую очередь необходимо проработать все позиции, выделенные жирным шрифтом, а также произведения из основного списка. Крайний правый столбик таблицы — дополнительная литература, знание которой приветствуется, но не является обязательным.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Ф. Роман «Преступление и наказание» Л. Роман-эпопея «Война и мир» А. Пьеса «Вишнёвый сад» М. Пьеса «На дне» А. Поэма «Двенадцать» В. Поэма «Облако в штанах» М.
Роман-эпопея «Тихий Дон» А. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Самих авторов, естественно, больше Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература , но все они теперь могут попасться только во 2-й части, то есть в большом сочинении задание 11 , или во втором блоке 9 задание по лирике. Куда они делись, спросите вы? Как можно изучать русскую литературу без солнца русской поэзии Пушкина и главного пессимиста русской литературы Лермонтова? Ответ прост: никак, естественно, но делись они в кодификатор ОГЭ по литературе. Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому "при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться".
Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое 2, Карл! Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр — ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах.
Чтение произведений Прочитайте все обязательные произведения, отмечая ключевые события, персонажей и основные идеи. Постарайтесь понять стиль писателя, его намерения и способы передачи информации.
Если времени мало, выделите основные произведения для более детального анализа. Работа с иллюстрациями Ознакомьтесь с иллюстрациями к произведениям, которые могут быть представлены на экзамене. Обратите внимание на детали и ассоциации, которые могут быть связаны с текстом. Попробуйте описать их и установить, какие идеи и смыслы они могут выражать. Анализ произведений Проработайте основные аспекты каждого произведения, включая сюжет, композицию, языковые средства и темы.
Следующие три задания остались прежними: вопросы на знание содержания текста, сопоставление и владение литературоведческими терминами. В задании на сопоставление теперь могут уточнить эпоху, к которой должно относиться приводимое выпускником стихотворение. Вот пример из демоверсии ЕГЭ 2024 по литературе: Как видите, привлечь вы можете только стихотворение поэта Золотого века, иначе получите ноль баллов. Это при том, что 19 века в кодификаторе больше нет. Так что не расслабляемся! Изменилась логика предложения тем сочинений 11.
Что изменится в ЕГЭ в 2024 году
Без Пушкина и Гоголя. Что изменится в ЕГЭ по литературе в 2024 году | Образование - 31 августа 2023 - Новости Новосибирска - |
Разбор демоверсии ЕГЭ-2024 по литературе | В 2024 году при сдаче ОГЭ и ЕГЭ появилось несколько изменений, которые будут действовать до 2029 года. |
Рособрнадзор объяснил исчезновение Пушкина из кодификатора ЕГЭ по литературе | Смотрите видео онлайн «Изменения в КИМ ЕГЭ по литературе в 2024году и рекомендации по подготовке к экзамену» на канале «Чувашский республиканский институт образования» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 26 января 2024 года в 8:45, длительностью 00. |
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году: новые задания, сложности и возможные ошибки | Давайте же разберемся, что нас ждет на ЕГЭ по литературе в 2024 году и как к нему подготовиться. |
Что изменится в ЕГЭ в 2024 году
Вместо этого добавились произведения, которые туда ранее не входили: «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Доктор Живаго» Бориса Пастернака и некоторые другие. В заданиях же с вариантами ответа и с развернутыми ответами вопросов о творчестве писателей и поэтов первой половины XIX века не будет. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей направил запрос министру просвещения Сергею Кравцову с просьбой объяснить исчезновение из ЕГЭ по литературе отечественных классиков. Кроме того, экзамен по литературе будет более жестко оцениваться: количество первичных баллов снизилось с 53 до 48.
Это значит, что каждая ошибка будет стоить дороже, критерии грамотности стали строже.
В этом-то и заключается разница изучения в средних классах и в старшей школе. Александр Соколенко отмечает, что изменения не должны испортить качество знаний школьников, потому что, как правило, ЕГЭ по литературе сдают те, кто уже сдал ОГЭ, где убранные авторы были обязательными. Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель. А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен. А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться.
А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса. Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный. Отдельно экс-преподаватель литературы отвечает на вопрос о том, могут ли введенные в кодификатор авторы «заменить» классиков. Что-что, а Пушкина ни Пелевин, ни Прилепин не заменят, да и сами они вряд ли хотели бы для себя такой незавидной судьбы и вряд ли имеют такие амбиции.
А вот что касается представления относительно современной литературы, то здесь есть о чем подумать. Вряд ли это было бы плохим нововведением, но при условии что нам не придется отказаться от чего-то более раннего. И, конечно, это требует предварительной очень тщательной подготовки на всех уровнях: от учебников до педагогов. Александр Соколенко, напротив, считает, что добавление новых авторов дает ученикам больший выбор из произведений. А какое именно произведение и какого автора вы рассматриваете, вы можете выбрать сами. В кодификаторе лишь дается перечень классических произведений, которые можно привлекать.
Если вы это читали, если вы это знаете, пожалуйста, вы это можете использовать в аргументации, если это подходит по теме сочинения. Некоторые, по словам учительницы, ссылаются в итоговом сочинении пишется в середине 11-го класса и считается допуском к ЕГЭ на «Капитанскую дочку», а другие — на малоизвестных зарубежных авторов. Это вопрос предпочтений, считает преподавательница. Это не значит, что у твоих учеников они пойдут, но это всё равно отзывается в душе. А то, что отзывались в мое время, и то, что отзывается молодым, — это разное. И литература разная.
Есть классика, которую нужно знать, просто потому что, а есть новая литература, ее тоже нужно знать.
Остальные авторы остались для второй части заданий - так называемого большого сочинения. Как будто чего-то не хватает, да?
А где же "наше все" Пушкин? Фонвизин и Грибоедов, Лермонтов, Гоголь... В кодификаторе ЕГЭ по литературе на 2024 год их нет.
Получается, не нужно их читать и осмыслять? Именно такая интерпретация изменений ЕГЭ по литературе стала появляться в Сети. Что произошло?
В Рособрнадзоре объяснили: "Все образовательные организации с 1 сентября 2023 года начнут работать по федеральным образовательным программам. Кодификатор ЕГЭ по литературе также приведен в полное соответствие с программой среднего общего образования. Дело в том, что произведения классиков первой трети XIX века - Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя - ребята изучают в основной школе, в 5-9 классах, а не в 10-11 классах".
И, видимо, по логике, те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11-м классе, в 9-м классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин, что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя.
Фонвизин, Г. Державин, В. Жуковский и А. Отмечается, что обучающиеся смогут использовать произведения данных авторов при выполнении сопоставительных заданий ЕГЭ и написании сочинения. Что касается «новичков» программы, то в экзамен добавили зарубежных авторов, таких как Умберто Эко итальянский писатель и Томас Стернз Элиот американо-британский поэт , а также представителей литературы народов России XX века.
Из ЕГЭ по литературе 2024 года убрали Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
На вопрос «а как же так? Дело в том, что произведения указанных классиков первой трети XIX века ребята изучают в основной школе, в 5-9 классах, а не в 10-11 классах». Так выглядит список литературы, которую необходимо знать выпускнику. Фото: скриншот Не все так просто Педагоги, изучив предложенные материалы, ничего добро о новом варианте ЕГЭ и взгляде чиновников на литературу сказать не могут. Во-первых, ОГЭ по литературе сдают далеко не все, во-вторых, есть нюанс с вузами, которые часто плюсом к госэкзамену проводят свои внутренние испытания. И в случае с литературой, список авторов и книг совпадал с прежней расширенной версией кодификатора ЕГЭ.
Сейчас, когда оттуда убрали Пушкина и компанию, есть сомнения, что вузы поступят так же. А значит, на желающих поступить ляжет еще большая нагрузка.
Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа. Останутся ли вообще такие ограничения в утвержденном проекте, пока непонятно, но если останутся, то хоть как-то тогда можно будет оправдать все изменения, потому что сейчас цензурных слов для объяснения своей позиции по поводу этого всего, поверьте, ни у одного преподавателя и репетитора, готовящих к ЕГЭ, нет. В спецификациях тоже не все гладко На самой последней странице в сноске мелким шрифтом написано следующее: "В формулировки тем сочинения 11. В их число могут быть включены следующие писатели, творчество которых было изучено по программе основного общего образования: Д. Фонвизин, В. Жуковский, А.
Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Приписывать это мелким шрифтом в сноске — это же так... При этом, сказано, что во втором блоке первой части, то есть в заданиях по лирике, могут быть представлены лирические произведения, баллады, поэмы и... Все, конечно, помнят, что помимо Крылова басни еще писали, например, Лев Толстой и Сергей Михалков, но их басни написаны прозой, а значит во второй блок не годятся. Понятное дело, что басни попадались в КИМах о-о-очень редко и сейчас их просто оттуда уберут. Но такая неупорядоченность подчеркивает несоответствие документов друг другу, что указывает либо на излишнюю поспешность в их подготовке, либо на растерянность составителей. И там, как правило, список обязательных авторов и произведений совпадал с довольно обширным кодификатором по литературе.
Вряд ли вузы сейчас в срочном порядке побегут исправлять свои списки, а значит для тех ребят, которые хотят попробовать свои силы в поступлении в лучшие вузы страны, с одной стороны, путь упростился: те, кто станет ориентироваться только на этот узкий кодификатор, будут явно проигрывать более начитанным абитуриентам. Например, моя очень хорошо подготовленная ученица и читала много помимо кодификатора, и участвовала в олимпиадах, поэтому смогла поступить на бюджет в МГУ.
Число первичных баллов сократилось с 53 до 48.
Изменились критерии оценивания заданий 4 и 9 бывших 5 и 10. Изменились критерии оценивания задания 11 бывшего 12 : теперь можно допустить только одну грамматическую ошибку без потери балла.
В произведениях серебряного века нужно знать литературный стиль, литературное направление. То есть если есть тема родины, то вы можете писать по Маяковскому, вы можете писать по Пушкину. Вы можете тему поэта раскрывать на творчестве Лермонтова или на творчестве Маяковского.
Но писать по золотому веку проще, потому что он более просчитан и рассмотрен. Школьники будут хуже знать Пушкина и Лермонтова? По мнению Никиты Малашенко, очень многое при подготовке зависит от учителя и репетитора. Мое предчувствие, что так оно и будет. Однако в действительности проблема может быть устранена в будущем.
Как ни крути, но литературу сдают те, кто потом, в вузе, снова с ней столкнется в том или ином виде. А уж высшая школа, думаю, незнание Пушкина не простит и накажет пересдачами. Кому действительно придется много думать о сложившейся ситуации, так это вузам, потому что именно им придется работать с тем, насколько образованными к ним придут студенты. Эксперт надеется, что большинство преподавателей литературы проявят здравомыслие, когда будут составлять программу обучения. Поэтому изучение Пушкина в 5—9-м классе не равно его изучению в 10—11-м.
Как минимум с возрастом появляется возможность осветить больший круг тем. Каждому знакомо чувство, которое возникает при перечитывании классики уже после школы. В этом-то и заключается разница изучения в средних классах и в старшей школе. Александр Соколенко отмечает, что изменения не должны испортить качество знаний школьников, потому что, как правило, ЕГЭ по литературе сдают те, кто уже сдал ОГЭ, где убранные авторы были обязательными. Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель.
А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен. А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться. А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса.
Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный.
Изменения в ЕГЭ-2024 посчитали революционными
Изменения в КИМ ЕГЭ по литературе в 2024году и рекомендации по подготовке к экзамену. В 2024 году ЕГЭ по литературе пройдет 22 марта (досрочный период) и 23 мая (основной период). Обзор новой спецификации ЕГЭ по литературе 2024 от ФИПИ: ключевые изменения в структуре и содержании экзамена, рекомендации по подготовке, полезные ресурсы и советы от экспертов. Главная > Новости регионов > Москва: «Эксперты о ЕГЭ-2024 по литературе». Страдания гуманитариев или новые изменения в ЕГЭ по литературе-2024. Таким образом, основные изменения в требованиях к решению заданий в кодификаторе ЕГЭ по литературе 2024 года направлены на развитие аналитических и творческих навыков учеников.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году: новые задания, сложности и возможные ошибки
ФИПИ опубликовал проекты документов, определяющих изменения в ЕГЭ в 2024 году. Образование - 31 августа 2023 - Новости Новосибирска - Главная > Новости регионов > Москва: «Эксперты о ЕГЭ-2024 по литературе». В экзамене ЕГЭ по литературе 2024 года произошли изменения: из списка авторов убрали российских классиков, включая Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а также исключили разделы. Cодержание ЕГЭ по литературе подверглось серьезным изменениям: число эпических, лироэпических или драматических произведений уменьшилось с 43 до 18. В 2024 году Единый государственный экзамен по литературе пройдет с применением новых технологий, которые позволят повысить качество и эффективность оценки работ участников.
Пелевин вместо Пушкина и Гоголя? Преподаватели — об изменениях в ЕГЭ по литературе
В чем схожи или чем различаются взаимоотношения персонажей в выбранном Вами произведении и в приведенном фрагменте? И наоборот: ограничение по хронологии привлекаемых для сопоставления стихотворений сопровождается более свободным выбором произведения для сопоставления с фрагментом эпического или драматического произведения. Эти изменения требуют от учащихся очень внимательного прочтения условий заданий. В качестве привлекаемых для сопоставления произведений, изученных в рамках программы основной школы, в кодификаторе предложены «Слово о полку Игореве», произведения М. Ломоносова, Г. Державина, Д. Фонвизина, А. Пушкина, В. Жуковского, А. Грибоедова, М.
Похожие задания были в ЕГЭ до 2021 года. Из первой части исключены интегрированное задание на распознавание графических зависимостей и два задания на определение соответствия формул и физических величин по механике и электродинамике. Из второй части исключили одну из расчётных задач высокого уровня сложности. Одно из заданий с кратким ответом в первой части работы перенесено из раздела «МКТ и термодинамика» в раздел «Механика». Сокращены общий объём и спектр проверяемых элементов содержания в заданиях базового уровня с кратким ответом.
Максимальное количество баллов за ЕГЭ снижено с 54 до 45. Теперь за выполнение работы можно получить только 57 первичных баллов, а не 59, как годом ранее. Из линии 3 убрали задания на физиологию человека. В задании 27 теперь проверяется знание закона Харди — Вайнберга. Изменилась структура 18-го задания на понимание причинно-следственных связей.
Если раньше нужно было указать три элемента ответа и более по одному условию задания, то теперь для каждого элемента ответа есть уточняющее условие по конкретной исторической ситуации. Для каждого элемента условия задания должен быть свой ответ, а если наряду с верными положениями будут неверные, то весь ответ будет считаться неверным. Таким образом, всего заданий стало 29.
Теперь у участников ЕГЭ есть возможность изменить выбранный уровень экзамена по математике с базового на профильный или наоборот. Выпускники прошлых лет смогут изменить перечень учебных предметов, указанных в заявлении об участии в ЕГЭ. Кроме того, писать итоговое испытание они смогут только в резервные дни основного периода. С нового года сокращены сроки обработки и проверки работ по информатике до двух дней после проведения экзамена. Ранее было четыре. Военнослужащие, которые проходят службу по призыву или контракту и поступают в военные вузы, смогут подать заявление на сдачу экзаменов по месту несения службы. Поменялась дополнительная дата проведения итогового сочинения. Согласно новым правилам это будет вторая среда апреля. Подробнее ознакомиться с ними можно здесь. Дополнительная дата его сдачи изменена на третий понедельник апреля.
Впрочем, то же самое можно было узнать из документа ФИПИ при внимательном ознакомлении с ним. Так, в нем говорится, что для выполнения трех заданий — 5-го, 10-го и 11-го сочинение — «может привлекаться литературный материал, изученный по программе основного общего образования», в том числе произведения Фонвизина, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Что об этом думают учителя Учителя, репетиторы и преподаватели вузов к такому обновлению кодификатора ЕГЭ по литературе отнеслись по-разному. У кого-то изменения вызвали «страх и ужас»: мол, учебный процесс придется полностью перекраивать. Но большинство восприняло их спокойно. В свою очередь победитель конкурса «Учитель года Москвы — 2023», учитель литературы Школы имени Достоевского Сергей Валюгин обратил внимание, что большая часть новых текстов среди прочего в кодификатор добавили произведения Леонида Андреева, Николая Чернышевского и Николая Островского — прим.