Александр Пономарев в прошлом — офицер плавсостава, командир торпедного отсека подводной лодки. Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах.
Художник — Александр Пономарёв
Но море вас не отпускает. Моряки бывшими не бывают? Единственное место, где чувствую себя спокойно — палуба корабля. Сейчас, конечно, вахту стоять не приходится, я там в основном рисую и делаю свои проекты. Вот из-за пандемии полтора года дома пришлось сидеть, и, честно говоря, уже сил нет — в море хочется. Что это — ответственность моряка перед затонувшими судами? Я сам несколько раз на тот свет попадал — и на кораблях, и без них. Знаю, что это такое. У любого моряка, смотрящего на корабельные обломки, сердце сжимается.
Ведь никогда не скажешь про машину, что она «погибла». А моряки о корабле только так говорят — «погиб». Корабль одушевляется, его наделяют человеческими качествами. Здесь я сделал такой культурный жест: переместил погибшие корабли в иное пространство — художественное. Вот приходит бывший моряк на эти палубы и делает их произведениями искусства. И у них начинается другая жизнь. При этом некоторые ваши проекты вполне можно счесть за провокацию — та же подводная лодка на Венецианской биеннале. Это действие без гарантии результата.
А что такое провокация? Это когда ты вбрасываешь какое-то действие, потом отходишь в сторону и наблюдаешь — как реагирует ваш брат, пресса. В чем у меня провокация? В том, что я на подводной лодке в Венецию приплыл? Ну, не знаю. Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями. Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание.
Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану. И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины.
Ведущая: Елена Минская. Видеооператор: Никита Вертлин.
Портреты в соавторстве с океаном Александр Пономарев. Серия «Разрез Атлантики». Он сделал полсотни автопортретов на стаканчиках из пенопласта, а затем через каждые 30 миль погружал их по очереди под воду вместе со спецоборудованием. На глубине до 3000 метров мощное давление водной толщи сжимало стаканчик: пропорционально этому уменьшался в размерах и лик художника. Так, изменяя размер портрета, океан становился соавтором художника. Сложные механические конструкции Александр Пономарев. Инсталляция «Икар». Например, для Всемирной выставки в Лиссабоне в 1998 году он создал пять восьмиметровых акриловых колонн и заполнил их 40 тоннами воды. Внутри каждой бурлила жизнь: всплывали и погружались в воду субмобили — художественные объекты, похожие на странных существ из миров Жюля Верна. По задумке автора, зритель должен был оказаться в некоем «свернутом образе океана». Еще один пример — инсталляция «База» 2003 года. Внутри девятиметровой продолговатой емкости плавал макет подводной лодки.
Между ними вращаются рычаги с ударными элементами, которые периодически извлекают различные звуки, сталкиваясь с лопастями винтов, уподобленным в данном случаи камертонам или корабельным рындам колоколам! Вся конструкция на скале представляет собой перкуссионный музыкальный инструмент, напоминающий карильон — механический ударный инструмент, распространенный в XVI—XVII веках во Фландрии и Голландии во времена интенсивного строительства там морского флота, ставшего для Петра I образцом и стимулом превращения России в великую морскую державу. Пронзительные сакральные звуки, которые извлекают ветра Тихого океана из «Карильона Тихого», карильона стихий в бухте Завойко, напоминают обо всех, кто не вернулся из Океана!
Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
Мы развернули наш проект на берегах Антарктиды и строим его будущее посредством такого уникального футуристического объекта в форме снежинки. Еще один макет — очень красивый, прекрасно исполненный Мариной Москаленко, отображал все художественные акции, которые мы совершили в прошлом рейсе. Кроме того, в отдельном зале на стендах были представлены, причем с переводом на японский, произведения всех двадцати художников, выполненные во время Первой Антарктической биеннале. Состоялась и премьера фильма Алёны Ивановой- Йохансон, снятого во время нашего форума в Антарктиде. Нам удалось представить вниманию зрителей и арт-сообщества то, что уже произошло, но через призму новых возможностей. И еще не надо забывать, что в Антарктиде в привычном понимании времени нет, так что прошлое и будущее вообще относительно. Мы делаем абсолютно исключительный, ни с чем не сравнимый проект, имеющий свою логику, философию, собравший единомышленников и соратников из разных стран — художников, архитекторов, культурологов, океанологов, биофизиков, представителей различных некоммерческих организаций, бизнесменов и инвесторов.
В Этиго-Цумари мы участвовали впервые, но для меня это далеко не первое сотрудничество с Японией. Два года назад в рамках триеннале Сетоути Setouchi Triennale я построил очень серьезный, фантастический объект на одном из островов Внутреннего моря. Куратором выступил Фрам Китагава — основатель всех четырех триеннале, проходящих в этой стране, его можно совершенно справедливо назвать отцом современного искусства Японии. Фрам Китагава — удивительный человек с не менее удивительным для японца именем. Ведь «Фрам», что в переводе с норвежского означает «вперед», — название самого известного экспедиционного судна в мире. Сейчас это судно — популярный в Осло музей.
Надо сказать, что Япония тоже принимала активное участие в антарктических исследованиях: первая японская экспедиция относится к 1911 году. Та экспедиция дошла до 82-го градуса — очень серьезное достижение для того времени. А когда один из офицеров экспедиции вернулся в Японию, это вызвало огромный национальный подъем и один дедушка назвал своего правнука именем Фрам — единственный японец носит это имя. Одним словом, не случайно, что Япония — одна из стран, которая очень наш проект поддерживает, — высоко ценит его новизну. Какие страны уже вовлечены сегодня в подготовку для продолжения проекта в будущем году? Нужно сразу отметить, что Первая Антарктическая биеннале была не просто международным проектом — ей был придан высокий статус международного, а если быть еще точнее, то «наднационального» культурного явления.
Да, конечно, проект, с одной стороны, представляет Россию и мы являемся его инициатором и главным организатором, но перед нами стоит задача не вовлечь ту или иную страну в некий готовый проект. Конечно, можно перечислить страны-участницы: Германия, США, Австрия, Китай, Норвегия, Япония и многие другие, но самая важная цель — это создание интернационального межкультурного, междисциплинарного сообщества и платформы взаимодействия, куда по определению входят различные нации.
Из свежих достижений — установка динамического объекта «Уроборос» 2021 на плато Гиза в Египте, на фоне древних пирамид.
Фрагмент инсталляции «Икар», установленной во дворе Музея Москвы. Фото: Музей Москвы Применительно к его искусству главными являются вопросы «где? Для Пономарева не существует границ, он выбирает часто труднодостижимые локации, где никогда не было современного, да и вообще никакого, искусства — там и нога человека ступает довольно редко.
Победа арта над географией и климатом — это то, с чем художник войдет уже вошел! В 2008-м правительство Франции удостоило его звания офицера ордена Искусств и литературы, в 2014-м журнал Foreign Policy назвал его «глобальным мыслителем». Фрагмент экспозиции «Без берегов» в Музее Москвы.
И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины. Все бегут... А ведь для морской касты самое страшное преступление — оставить гибнущий корабль с людьми. Такого быть не может.
Капитан не имеет права уйти, пока все не будут спасены. Самый известный случай — «Титаник», где последним ко дну ушел командир судна. История с «Коста Конкордия» говорит о том, что даже в таких особых профессиональных сообществах происходят странные изменения. К тому же все это пересеклось с моим пребыванием на грани жизни и смерти. Так что, с одной стороны, я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы. Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных.
Как и пафос плавания, движения. Мои путешествия в Антарктику или в Арктику с этим и связаны — с поисками земли, где нет устоявшейся социальности, еще нет правил, где культура только начинает зарождаться. Там не существует суверенитета — кстати, Договор об Антарктиде, подписанный в 1959 году и ратифицированный в 1961-м, ни разу не нарушался. Хотя сколько войн после этого было, и, кажется, не выполнялась ни одна международная договоренность. Вас, наверное, считали сумасшедшим. Идеи у меня появились в научных экспедициях, куда я ходил благодаря своим друзьям — ученым-океанологам.
Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили. Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу. И искусство здесь играет не последнюю роль. Во-первых, в Антарктиде это, слава Богу, запрещено.
Там нет ни добычи полезных ископаемых, ни геологических разработок, только научная и гуманитарная деятельность. А во-вторых, формы современного искусства позволяют многие вещи делать мобильными, представлять их по-другому. К тому же я декларирую искусство для рыб и птиц — вот мои зрители. Вот тот корабль в пустыне, «Коста Конкордия», который сооружали две деревни берберов, его-то все и назвали ковчегом. Сейчас на такие проекты все труднее доставать деньги.
Предоставлено автором — Сколько еще художников участвует в проекте? Ваш проект самый масштабный? Моя инсталляция — да, самая большая. Но я не гигантоман. Мне кажется, что в этом месте уместна такая вещь. Важен не размер, а выразительность. Там собираются строить новый город. Там не так сложно с коммуникациями, как в отдаленной от населенных пунктов пустыне, а уж тем более Арктике или Антарктике. Инсталляция проектировалась и делалась в Москве, Александрии и Новой Зеландии. Потом все будет транспортировано на плато Гиза. Есть свои сложности, потому что это музейная территория, там нельзя внедряться в грунт. Копать нельзя. Поэтому там возможна инсталляция, которая устоит на ветру без укреплений, будет безопасна и надежна. Поэтому есть определенные трудности и задача, которую надо решить. Но на воде делать в сто раз сложнее, а под водой тем более. Самым сложным было найти партнеров, которые готовы поддержать идею. Слава богу, что они нашлись, спасибо им за это. Как власти Египта пришли к решению, что пора? Я первым из русских взаимодействовал с Лувром, когда в фонтане сада Тюильри, который является памятником архитектуры и искусства, установил свою подводную лодку. Но музей пошел на это, до сих пор там об этом помнят. Для меня это был тоже важный, красивый, авантюрный и замечательный проект. Для того чтобы объединять и актуализировать прошлое и настоящее, последние десять лет музеи привлекают современных художников, которые говорят на понятном молодежи языке. Для них это то искусство, с которым они родились.
Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте
Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве". Государственная Третьяковская галерея представит выставочный проект, который знакомит с творчеством современного российского художника Александра Пономарева, автора всемирно известных грандиозных проектов, осуществившего более сотни выставок в крупнейших. Alexander Ponomarev'in Resmi Sitesi. Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. 15 окт 2023. Пожаловаться. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест».
Монологи. Александр Пономарев
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте! | читайте на Global City Москва. |
Художник — Александр Пономарёв | В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале. |
Пресс-тур KERAMA MARAZZI: визит архитекторов и девелоперов на выставку Александра Пономарева | Именно поиск как процесс в искусстве Александра Пономарёва обретает категорию абсолюта и непрерывного действа, выходящего за рамки индивидуального творчества в область широкого взаимодействия и непрерывного диалога. Александр Пономарёв – художник проекта. |
Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте | Впервые за всю историю на плато Гиза пройдет выставка современного искусства, и главным ее героем станет российский художник Александр Пономарев. |
В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва» | Александр Пономарёв Художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. |
Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
Художник — Александр Пономарёв | Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. |
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее | "Я безумен только в норд-норд-вест" – название выставки Александра Пономарева, которая открывается в Третьяковской галерее. |
«Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке | Александр Пономарёв — художник, моряк, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. |
Александр Пономарев: Я чувствую, американцы любят наш проект и наше Окаянство | Во время экспедиции судна Российской академии наук в Атлантическом океане художник прикрепил «колдун» между мачтами; диаметр кольца конуса соответствовал росту Александра Пономарёва, что позволило ему находиться внутри «колдуна» в позе Витрувианского человека. |
Выберите вариант:
- «Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
- Александр Пономарев
- «Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке – Радио Орфей (Москва 99,2 FM)
- Александр Пономарёв - Частная галерея на Кустодиева 17
- Монологи. Александр Пономарев | Артгид
- Монологи. Александр Пономарев | Артгид
Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина
В то же время объект хорошо вписывается в контекст творчества самого Александра Пономарева, современного художника с образованием военного моряка и опытом офицера ВМФ. "Я безумен только в норд-норд-вест" – название выставки Александра Пономарева, которая открывается в Третьяковской галерее. Интервью с современным российским художником Александром Пономаревым.
Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности
Художник — Александр Пономарёв | Александр Пономарев осуществил более 100 выставок и художественных проектов в российских и зарубежных музеях, выставочных центрах и галереях. |
5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды | myDecor | Александр Пономарев (1957 г.р.) – моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. |
С искусством на Т | Во второй беседе художник Александр Пономарев подробно рассказывает о своих художественных поисках и многочисленных творческих проектах. Переосмысление военно-морской биографии позволило Пономареву вернуться в море уже в качестве художника. |
Александр Пономарев | Выставка «морского» искусства современного художника Александра Пономарева открывается в Третьяковской галерее 28 сентября 2023 года. |
Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет 16-метровую инсталляцию. Выставка известного российского художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее открылась разбиванием бутылки шампанского об один из объектов экспозиции. Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk» 12+. Александр Евгеньевич Пономарёв (род. 21 мая 1957[1], Днепропетровск) — российский художник, член-корреспондент РАХ (2010), кавалер французского ордена «За заслуги в литературе и искусстве». Впервые за всю историю на плато Гиза пройдет выставка современного искусства, и главным ее героем станет российский художник Александр Пономарев.
Выставка "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест""
Александр Пономарев и Михаил Крокин — о персональной выставке и проектах Александра Пономарева. Впервые за всю историю на плато Гиза пройдет выставка современного искусства, и главным ее героем станет российский художник Александр Пономарев. Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. Картины художника Александр Пономарёв. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест».
Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
российский мультидисциплинарный современный художник-визуалист. «Современный маринист», «Корсар от искусства» (а именно так называют художника коллеги и друзья) Александр Пономарев закончил обычную советскую художественную школу, с удовольствием ходил на пленэры. Alexander Ponomarev'in Resmi Sitesi. В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале. В Музее Москвы проходит выставка к 65-летию художника-моряка, Александра Пономарева.