Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. Александр Островский Гроза. Но об этом ли думал А.Н. Островский, называя «Гроза» своё произведение?
Книга юбиляр 2024 года
История стара, как мир. Обуреваемая по-девичьи неисполнимыми мечтами, Катерина идет навстречу своей любви, забывая об устоях и приличиях. Вольно или невольно в эту историю оказались втянуты семья Катерины и жители города. Чувство долга борется с сердцем, готовность предостеречь, простить, скрыть беду от чужих глаз проявляют все участники драмы.
В глазах Катерины — сразу видно, нет мира, в душе «что-то недоброе делается».
Явление четвертое Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется. Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью. Явление пятое Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она. Явление шестое Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть.
Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон — в растерянности. Действие пятое: Катерина бросается в реку Явление первое. Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой — ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет. Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу.
Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки. Явление второе Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину — теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.
Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона. Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать. Явление четвертое Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все — и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку. Явление пятое Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась! Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.
Явление седьмое Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили! Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно. Жанр произведения Жанр пьесы трактуют, как социально бытовую драму, и как трагедию. В этом произведении присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы. Эта пьеса соответствует направлению — реализма. Доказательством тому — детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших городов, автор уделяет большее внимание описанию событиям которые произошли. Трагедия происходит в душе героя, изображают обостренная борьба внутри него. В итоге герой погибает.
Тихон имел в виду гнетущую атмосферу собственного дома, где правит бал деспотичная мать. Катерина рассказала о личном детстве и отрочестве.
История ее жизни очень походила на судьбу Катерины. Она также была набожной православной, мучилась от деспотизма свекрови и тайно от мужа любила другого человека. Поскольку «Гроза» была напечатана в 1860 году, то многие критики связали историю несчастной Клыковой с сюжетом только что вышедшей пьесы. Позднейшие исследования доказали, что Александра Клыкова не могла быть прототипом Катерины. Некоторое время пьеса проходила цензуру и была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в первом номере за 1860 год.
Почти буквальное совпадение событий пьесы с реальной историей из жизни доказывает, что автор сумел угадать характерные социальные явления и процессы, которые происходили в то время в российском обществе. На написание пьесы Островского вдохновили следующие события: Литературная экспедиция по Волге 1856—1857 гг. Александр Николаевич совершил длительную поездку по Волге, в ходе которой внимательно наблюдал за нравами и бытом жителей Поволжья. Свои впечатления он тщательно записывал в дневник и использовал эти материалы в своей дальнейшей литературной работе. История любви самого Островского. Драматург был влюблен в замужнюю женщину — актрису Любовь Павловну Косицкую 1827—1868. История их любви развивалась драматически, поскольку и она была не свободна, и он находился в отношениях.
Именно Косицкая стала прототипом Катерины, о чем свидетельствуют комментарии в рукописях автора. Примечание 2 Впервые «Гроза» была поставлена на сцене Малого театра в Москве. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года. Роль Катерины исполнила та самая Косицкая, в которую был влюблен автор пьесы. Источник: yarwiki. Символом протеста в пьесе является гроза. Это стихийное явление символизирует собой и ту бурю, которая разворачивается в душе главной героини, и грозное предзнаменование предстоящих общественных потрясений.
Автор призывает задуматься над тем, что если молодые люди готовы идти на смерть, лишь бы не подчиняться старым устоям, то не является ли это следствием глубочайшего духовного кризиса общества? Главной темой пьесы является критика традиционных устоев патриархального общества, основанных на насилии, лицемерии, страхе и страданиях. Также поднимаются следующие темы: Конфликт между поколениями. Старое поколение символизируют собой купец Дикой, Кабаниха, полусумасшедшая барыня. Они навязывают свои представления о мире молодым людям, стыдят их и запугивают. Новое поколение отвечает на это по-разному. Кто-то смиряется, как Борис.
Кто-то пытается бунтовать, как Катерина и Варвара. Даже забитый Тихон в конце пьесы осмеливается бросить упреки в сторону деспотичной матери. Нравы жителей провинциального города. В вымышленном городке Калинове нашли свое отражение наблюдения Островского за поведением мещан таких приволжских городов как Тверь, Торжок, Кинешма и др. В пьесе описывается их быт и нравы, страхи и предрассудки, типичные разговоры и суждения. Подлинной верой в пьесе обладает только Катерина. Она часто и подолгу молится, с наслаждением ходит в церковь, боится божьего гнева.
Вера Кабанихи насквозь фальшива и лицемерна. Она оделяет милостыней нищих, но при этом превращает жизнь своих домашних в ад. Нет настоящей веры и у барыни, которая всех пугает геенной огненной. Подлинное христианство основано на милосердии к ближнему, а не на ненависти к людям. Власть денег. Вся жизнь в городе подчинена власти денег. Уважаемым считается не добродетельный человек, а тот, у кого больше состояние, даже если оно нажито нечестным трудом.
Борис не в силах отказаться от своей доли наследства и подчиняется воле своего деспотичного и жадного дяди. Любовь Екатерины оказывается для него менее ценной, чем призрачная надежда получить часть наследства. На настоящую любовь способны только такие цельные натуры как Катерина. Она любит безоглядно, без корыстных расчетов и далеко идущих вперед планов. Паре Катерина—Борис противопоставляются отношения между Варварой и Кудряшом. Их чувства поверхностны и неглубоки, они просто приятно проводят вместе время, не теряя холодного рассудка и скептичного взгляда на мир. Проблематика В пьесе поднимается множество важных проблем, сохраняющих актуальность и в наши дни.
Основные проблемы: Социальные.
Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле? Непременно, сударь! Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь! Явление четвертое Борис один. Жаль его разочаровывать-то!
Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся! К все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь.
Вот она! Идет с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой. С противоположной стороны входят Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Явление пятое Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Не очень-то нынче старших уважают. Варвара про себя.
Не уважишь тебя, как же! Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. Я, маменька… Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь? Да когда же я, маменька, не переносил от вас? Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Кабанов вздыхая, в сторону.
Ах ты, Господи. Да смеем ли мы, маменька, подумать! Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем. Нешто, маменька, кто говорит про вас? Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. Ох, грех тяжкий!
Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут. Да отсохни язык… Кабанова. Полно, полно, не божись! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. В чем же вы, маменька, это видите? Да во всем, мой друг!
Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте! Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?
Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. Нашла место наставления читать. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь? Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас. Напраслину-то терпеть кому ж приятно! Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит.
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
160 лет исполняется пьесе "Гроза" А. Н. Островского. Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. По замыслу режиссёра, это нисколько не вредит пьесе, которую Островский задумал как драму приволжской жизни собирательного города Калинова.
Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского
Тегигроза островский это, незадолго до появления на сцене грозы мы разбирали очень подробно все произведения островского, чья точка зрения в оценке пьесы островского ближе именно вам аргументируйте свой ответ гроза. Пьеса А.Н. Островского «Гроза» приобрела успех благодаря своей актуальности. Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского.
Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
— «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского. В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+. В 2024 году исполняется 165 лет драме Александра Николаевича Островского «Гроза». «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского.
Гроза - краткое содержание
Гроза. Спектакль по одноименной пьесе Александра Островского, поставленный в 1977 году в Государственном академическом Малом театре Союза ССР Борисом Бабочк. Узнайте, где посмотреть фильм Гроза онлайн на Кинопоиске. В 2024 году исполняется 165 лет драме Александра Николаевича Островского «Гроза». По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. 27 марта в московском «Центре драматургии и режиссуры» состоялась постановка пьесы Александра Островского «Гроза». Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» – это трагедия с элементами драмы.
"Гроза" Островский А.Н - читать пьесу полностью
В начале действа висят фотообои с пейзажами берёзовой рощи, на фоне которых стоит Тихон с аккордеоном в руках. Кажется, что режиссёр переносит нас в тот самый городок Калинов на Волге, и сейчас мы услышим «сударыня», громогласные частушки и драматичные монологи с заламываниями рук на груди. Но постановщик Меленчев окунает в реальный мир, перед нами герои в современной одежде: рубашки и платья с рисунками, кеды и шорты. Они так же, как и герои Островского обсуждают «волю», «неволю» и «почему люди не летают как птицы». Но всё это на доступном, современном языке. Сами актёры по ходу пьесы меняли местами элементы реквизита, переставляли столбы со светодиодными лампочками. В спектакле даже использовалась пенная пушка.
Феклуша вынесла на сцену плазменный телевизор, на котором во время её повествования включается передача в стиле National geographic. Как и в классической трактовке эта «странница» незаметна, но играет немаловажную роль.
Явление девятое Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора.
Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница? Явление десятое Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его.
В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой.
Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать. Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено».
Кабанова и Дикой входят в дом. Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается.
Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых. Сцена вторая Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину.
Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения.
Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день. Действие четвертое: признание в грехе Явление первое.
В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой.
На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой. Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода.
Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина. Внезапно из поездки возвращается Тихон.
Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе.
Явление четвертое Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.
Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью. Явление пятое Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет.
Катерина со страхом предполагает: это будет она. Явление шестое Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть.
Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости.
Тихон — в растерянности. Действие пятое: Катерина бросается в реку Явление первое. Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости.
Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой — ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.
Катерина Кабанова замужем за слабовольным Тихоном, который находится под каблуком у властной матери, Кабанихи. Сестра мужа — легкомысленная Варвара — не испытывает к Катерине особой привязанности, но однажды провоцирует встречу Катерины и Бориса, в которого влюблена Катерина. Потеряв голову от любви, Катерина все же обнаруживает трусость и безволие Бориса, рассказывает все мужу и заканчивает жизнь самоубийством, утопившись в Волге. Русская классика.
С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира. Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение. Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения. Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет. Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь. В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт? Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась? Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке? И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача. С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу. Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце». И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита». Проблемы Катерины усугубляются: после преждевременного возвращения Тихона из Москвы она трепещет, ожидая разоблачения. Она убеждена, что совершила чудовищное преступление. И чем сильнее она осознаёт, что совершила, тем сильнее ей хочется с головой погрузиться в заслуженный как ей кажется позор. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась». Что же это за капля? На мой взгляд, это встреча с персонажем второго плана, сумасшедшей барыней. Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пожить хочется! Как не хотеться! А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга. Старики старые, благочестивые об смерти забывают, соблазняются на красоту-то! А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Катерина прячется. Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! Как воспринимает впечатлительная, наивная Катерина сумасшедшую барыню? Не как полоумную бабку с деменцией, а как чуть ли не высшее существо, как пророчицу, чьим голосом вещают силы небесные. Катерина получает четкую установку: «в омут, да поскорей». Вот после этого Катерина во всем признается мужу, и начинается последний этап развития ее страсти. То, что с ней происходит, не имеет ничего общего с покаянием в христианском понимании этого слова. Она вовсе не собирается меняться внутренне, не собирается жить новой, правильной, богоугодной жизнью, не просит у Бога помощи в своем добром намерении. Вместо этого начинается то, что сейчас психологи назвали бы «реактивной депрессией». Вот отрывок из ее реплики, обращенной к Варваре: «А вставать не хочется: опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. Между прочим, Михаил Михайлович считает, что само по себе самоубийство Катерины в описанных обстоятельствах вовсе не было неизбежным, это у Островского сознательный драматургический прием, намеренное усиление конфликта. Оно нужно только для завершения впечатления», — полагает он. И поясняет: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления». На мой взгляд, ничем иным здесь кончиться не могло. Внутренний конфликт Катерины лишь разрастается, депрессия ее усиливается, а Кабаниха в этот ее душевный костер щедро подкидывает дровишек. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало. Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! И для нее это не просто пустые слова, не фигура речи.
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
Читать онлайн книгу «Гроза» автора Александра Островского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям. Пьеса самого известного русского драматурга А. Н. Островского В ней рассказывается о трагической судьбе Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи.
Книга юбиляр 2024 года
Они обсуждают дом Кабанихи. Он кажется им оплотом спасения в этом развратном городе. Девушки сплетничают о Москве, которая для провинциалок выглядит слишком шумной. В дом к Кабанихе приходит Савел Прокофьевич в пьяном виде.
Он просит встречи с хозяйкой, хочет облегчить свою душу. Он выражает недовольство тем, что от него постоянно требуют денег. Особенно сильно купец жалуется на своего племянника Бориса.
В это же время молодой человек разыскивает Дикого. Он приходит к дому Катерины и жалеет, что не может увидеться с ней. Бориса на прогулку приглашает Кулигин.
Молодые люди беседуют о богатых. Кулигин говорит, что те прячутся в больших домах и закрываются там, чтобы простой народ не видел, как они издеваются над собственной семьей. Во время прогулки они встречают Варвару, которая в саду целуется с Кудряшом.
Именно она сообщает Борису место и время встречи с Катериной. Той же ночью Борис рассказывает Кудряшу о своих чувствах к замужней девушке — Катерине. Чуть позже Варвара и Кудряш уходят и оставляют Бориса одного, чтобы тот встретился с Катей.
Катерина очень боится, она даже пытается прогнать Бориса, однако тот успокаивает девушку. Она сильно нервничает и признается, что теперь у нее нет своей силы воли. Она считает, что ею теперь правит воля Бориса.
Она в порыве чувств обнимает мужчину и говорит, что если она не испугалась божьего осуждения, то мнение людей для нее ничего не значит. Они оба признаются друг другу в чувствах. Перед рассветом влюбленным приходится расстаться, так как скоро может проснуться Кабаниха.
Они договариваются о следующей встрече. Однако в город неожиданно возвращается муж Катерины. Действие четвертое События этого действия начинаются через 10 дней после возвращения Тихона в город.
Наступает праздник, а жители города выходят прогуляться на бульвар. Однако над городом собирается сильная гроза. Кулигин и Дикой сильно ругаются.
Механик убеждает купца в пользе его изобретений, просит денег на постройку механизма, однако тот грубо отказывает. Кулигин же хочет сделать громоотвод, который обезопасит людей. Купец не понимает ценности этого изобретения.
Варвара и Борис встречаются в закрытой галерее, вроде бы как укрываясь от ненастья. Девушка рассказывает молодому человеку о горе, которое творится у них дома. Варвара сообщает, что Тихон вернулся домой раньше срока, из-за чего Катерина слишком сильно разволновалась.
Она нервничает, постоянно пускается в слезы, чем очень удивляет Тихона. Купчиха же смотрит на девушку с большим подозрением. Варвара переживает, что в таком состоянии Катерина не выдержит и решится рассказать мужу о том, что изменила.
В это время к галерее приближаются Тихон, Катерина и Марфа Игнатьевна вместе с другими людьми, которые хотят спрятаться от дождя под крышей. Народ сплетничает о том, что грозы — это божественные наказания, а молнии в это время постоянно убивают грешников. Находящийся среди толпы Кулигин пытается доказать людям, что гроза — это естественное природное явление, что об этом давно известно науке.
Катерина, которая все это время пребывала в сильном потрясении и в душевных муках, поворачивается к мужу. Девушка говорит, что ей известно, кого должна убить гроза. Она просит помолиться за нее.
В этот момент появляется местная сумасшедшая Барыня, которая ранее так напугала Катерину своими предзнаменованиями. Она славится тем, что после бурной юности, ходит по всему городу и пугает молодых хорошеньких девушек смертельными предсказаниями. Барыня замечает Катерину и снова начинает кричать про омут, который предназначается девушке.
Она говорит, что с такой красотой, как у Катерины, гореть ей в неугасимом огне. Девушка не выдерживает такого, поэтому она поворачивается к Кабанихе и Тихону и все им рассказывает: как она в течение 10 дней каждую ночь встречалась с Борисом. Действие пятое Признание Катерины делает много шума в городе.
Кабаниха в ярости и даже советует сыну закопать девушку живьем в землю. Катерина относится к упрекам безучастно, она пребывает в глубокой тоске и ходит по дому тенью.
У каждого своя «Гроза»: пьесу Островского обсудят в «Лектории» 28 июля 2023 г. В Вологде продолжается общественно-культурный проект «Лекторий» — серия лекций о науке, культуре, искусстве.
Как интерпретирует пьесу Островского современные режиссеры». Гостем проекта станет Антон Ткаченко, кандидат педагогических наук, учитель литературы, заместитель директора частной школы «Золотое сечение». Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе.
Явление девятое Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне. Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами. Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется. Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.
Явление первое. Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу. Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны — и все неправедно. Это очень странные речи. Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним. Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой. Явление третье.
Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки. Явление четвертое. Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой. Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы — и от мамы, и от жены — и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде. Явление пятое Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве.
Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами. Явление шестое Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться. Явление седьмое Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора. Явление восьмое Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон.
Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками. Явление девятое Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница? Явление десятое Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать.
Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом. Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается.
Текст Островского начинается с песни: «К у л и г и н поет. Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне». Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.
Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить». Что значит «время в умаление стало приходить»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота.
И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают?