Удельные князья — это главы вассально-родственных государственных образований (уделов) в составе княжеств Северо-Восточной Руси (XIV-XV века), в Русском государстве (конец XV – конец VXI века) и Великом княжестве Литовском (XIV — середина XVI века). Значение удельных князей в истории. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя.
Кто такие удельные князья
Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах. К территории удельного княжества привязаны были только холопы князя; свободные обыватели имели лишь временные личные связи с местным князем.
Но летопись не обмолвилась ни одним словом, чтобы объяснить юридическое значение этого торжественного обнародования воли завещателя; сказано только, что духовную слышали все от мала до велика. Требовалось ли согласие бояр и граждан, хотя бы молчаливое, или это было только сообщение к сведению? Город Брест не послушался своего князя Владимира, присягнул его племяннику Юрию, но наследник посмотрел на этот поступок как на крамолу, государственное преступление. Отец этого Юрия пригрозил сыну лишить его наследства, отдать своё княжество родному брату, тому же Мстиславу, если Юрий не покинет Бреста.
Мысли об очереди владения по старшинству не заметно. Распоряжение Владимира скрепляется согласием обойдённого старшего Даниловича Льва; Даниловичи обращаются к Владимиру как к местному великому князю; младший двоюродный брат и племянник говорят ему, что чтут его как отца; старший Лев и его сын просят, чтобы Владимир дал ему Брест, наделил их, как прежде великие князья киевские наделяли своих родичей. Самое завещание является не односторонним актом воли завещателя, а рядом, договором его с избранным наследником, которому он посылает сказать: Брат! Всё это - остатки прежнего киевского порядка княжеских отношений. Татищев в своём летописном своде приводит из неизвестного источника циркуляр, разосланный ко всем местным князьям дедом этого князя Владимира Романом, когда он в 1202 г. Роман предлагал, между прочим, изменить порядок замещения киевского великокняжеского стола, как в других добропорядочных государствах чинится, а местным князьям не делить своих областей между детьми, но отдавать престол по себе одному старшему сыну со всем владением, меньшим же давать для прокормления по городу или волости, но оным быть под властью старейшего брата.
Князья не приняли этого предложения. В начале XIII в. Но понятие о княжестве как о личной собственности князя уже тогда зарождалось в южнорусских княжеских умах, только со значением революционного притязания и большого несчастья для Русской земли. В Слове о полку Игореве есть замечательное место: Борьба князей с погаными ослабела, потому что брат сказал брату: это моё, а то - моё же, и начали князья про малое такое большое слово молвить, а сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. В западной России идея по обстоятельствам не развилась в порядок, и трудно сказать, могла ли она там получить такое развитие даже при иных обстоятельствах. Во всяком случае подчинение Литве внесло в тамошние княжеские отношения условия, давшие им совсем особое направление.
Как ни успешно шла в Литовско-Русском государстве децентрализация, она не достигла степени удельного дробления. Великий князь держался поверх местных князей, а не входил в их ряды, не был только старшим из удельных, что составляет одну из существенных особенностей удельного порядка в другой половине Руси. Великие князья литовские жаловали княжения в вотчину вечно или только до своей господарской воли, во временное владение. Первый акт уничтожал очередное владение или предполагал его отсутствие, второй отрицал самую основу удельного порядка, и оба низводили жалуемого владельца в положение служилого князя, соединяясь с обязательством:... Но и князь родич-совладелец, и удельный князь по своему юридическому существу не были ничьими слугами. В этом государстве был уголок, который исключительными условиями своей жизни даёт нам возможность догадываться, как бы устроились князья юго-западной Руси, если бы в те века они были предоставлены самим себе.
Это - область верхней Оки, где правили потомки св. Михаила черниговского, князья Белевские, Одоевские, Воротынские, Мезецкие и другие. С половины XIV в. Спасаемые своей незначительностью от стороннего вмешательства, они на своих отцовских и дедовских гнёздах до конца XV в. Следовательно, и обладание уделами, младшими княжениями, определялось не наследственным правом, а договором, устанавливавшим родовую очередь, естественную или условную, как это делалось и в XII в. Очевидно, эти князья никак не могли приладить к своему фактическому положению понятий, унаследованных ими от давней старины: сила вещей клонила их к раздельному владению, а они, сидя на своих дольницах, мелких долях своих маленьких отчин, всё ещё хлопотали и спорили о княжении по роду, по старейшинству, о родовой очереди по старшинству.
Они продолжали политику своих давних предков, поддерживая падавшую родовую старину договорами, средством, которое, поддерживая её, вместе с тем выбивало из-под неё естественную её основу. Остановлю ваше внимание ещё на одном отдельном, даже мелком примере, чтобы показать неподатливость княжеского политического сознания в старших линиях Ярославова племени. Черниговская ветвь, князья Рязанской земли, окраиной и выделенной из общего очередного владения, подобно князьям галицким, раньше очередных совладельцев-родичей могли усвоить себе мысль о раздельном наследственном владении. Притом в усобицах этих князей, отличавшихся необычайной даже для южнорусских Рюриковичей одичалостью, казалось, должны были совершенно погаснуть всякие помыслы о совместном братском владении отчиной и дединой. Наконец, Рязанское княжество со времени Всеволода III находилось в тесном общении, нередко под сильным давлением соседних княжеств Владимирского, потом Московского, где прочно установился удельный порядок. В конце XV в.
Рязанской землёй владели два родных брата Иван и Федор Васильевичи; первый, как старший, назывался великим, второй удельным. Однако они уговорились на том, чтобы оба княжения были строго раздельными, наследственными в нисходящей линии. Но братья предусмотрели тот случай, что который-либо из них может умереть бездетным. При действии очередного порядка не могло возникнуть и мысли о выморочном княжестве: у князя, не оставившего нисходящих, всегда был наготове очередной преемник из боковых. С падением очереди в удельном порядке выморочные княжества неизбежно вызывали недоразумения и споры. По идее удельного права князь, как полный собственник, мог, умирая беспотомственным, отказать своё княжество любому родичу, не стесняясь степенями родства.
Но ближайшие родичи, естественно, были заинтересованы в том, чтобы часть их общей отчины и дедины не уходила из их среды, и расположены были противопоставлять чистому праву собственности нравственное требование родственной солидарности. Из встречи идей столь различных порядков и рождались во Всеволодовом племени, особенно в тверской его ветви, жестокие усобицы за выморочные княжества. В Москве этот случай был регулирован ещё Димитрием Донским применительно к составу семьи, после него остававшейся: сыновья-наследники в случае бездетности стеснены были в праве посмертного распоряжения своими владениями; удел старшего сына, великого князя, без раздела переходил к следующему по старшинству брату, становившемуся великим князем; младший удел, став выморочным, делился между остальными братьями умершего владельца по усмотрению их матери. Этот субститут - не отзвук общего родового владения, а полное его отрицание, внушенное находчивой предусмотрительностью: выход удела из семьи Донского становился невозможным, и с её стороны порывалась всякая связь с другими родичами. Иначе поступили сейчас названные рязанские князья сто лет спустя после Донского. Удел умершего без завещания бездетного брата естественно переходил к другому брату или к его детям.
Но тот и другой при взаимной холодности и недоверии боялись, что брат, умирая бездетным, откажет свою часть их общей отчины стороннему родичу, и потому договором 1496 г. Но они не предусмотрели или предусмотрительно не решились оговорить того случая, когда один из них умрёт, оставив детей, раньше бездетного брата. Старший брат умер раньше, оставив сына, а бездетный младший, Федор, пользуясь недосмотром или намеренной недомолвкой договора, без всякой хитрости отказал свой удел великому князю московскому, своему дяде по матери, мимо племянника от родного брата.
Так частное право собственности на удел стало политической основой державной власти удельного князя, а договор являлся юридическим посредником, связывавшим эту власть с вольными обывателями удела. Князь-родич XII в.. Удельный князь-вотчинник XIV в. Три разряда земель Характер личного хозяина удела с державными правами выражался в отношениях князя к трём разрядам земель, из которых состояла его удельная вотчина. Это были земли дворцовые, чёрные и боярские; под последними разумеются вообще земли частных собственников, светских и церковных. Различие между этими разрядами происходило от чисто хозяйственной причины, от того, что к разным частям своей удельной собственности владелец прилагал различные приёмы хозяйственной эксплуатации. Дворцовые земли в княжеском поземельном хозяйстве похожи на то, чем была барская запашка в хозяйстве частного землевладельца: доходы с них натурой шли непосредственно на содержание княжеского дворца.
Эти земли эксплуатировались обязательным трудом несвободных людей князя, дворовых холопов, посаженных на пашню, страдников, или отдавались в пользование вольным людям, крестьянам, с обязательством ставить на дворец известное количество хлеба, сена, рыбы, подвод и т. Первоначальной и отличительной чертой этого разряда земель было издолье, натуральная работа на князя, поставка на дворец за пользование дворцовой землёй. Чёрные земли сдавались в аренду или на оброк отдельным крестьянам или целым крестьянским обществам, иногда людям и других классов, как это делали и частные землевладельцы; они, собственно, и назывались оброчными. Сложнее кажутся отношения князя к третьему разряду земель в уделе. Весь удел был наследственной собственностью его князя; но последний разделял действительное владение им с другими частными вотчинниками. В каждом значительном уделе бывало так, что первый князь, на нём садившийся, уже заставал в нём частных землевладельцев, светских или церковных, которые водворились здесь прежде, чем край стал особым княжеством. Потом первый князь или его преемники сами уступали другие земли в своём уделе в вотчину лицам и церковным учреждениям, которые были им нужны для службы или молитвы. Таким образом в вотчине великого князя являлись другие частные вотчины. При слиянии прав государя и вотчинника в лице князя такое совмещение прав нескольких владельцев было возможно юридически. Князь, конечно, отказывался от прав частного распоряжения вотчинами частных владельцев и удерживал за собою только верховные права на них.
Но так как и эти верховные права считались владельческими и наравне с другими входили в юридический состав удельной княжеской собственности, то появление в уделе земли, принадлежавшей частному владельцу, не мешало князю считать себя собственником всего удела. Так под действием осложнявшихся отношений разделялись различные по природе элементы в смешанном составе удельной княжеской собственности и вырабатывалось понятие об общем верховном собственнике удела по отношению к частным и частичным владельцам. Князь иногда уступал боярину, вотчиннику в его уделе, вместе с правом собственности на его вотчину и часть своих верховных на неё прав. Отсутствие феодального момента Возникали отношения, напоминающие феодальные порядки Западной Европы. Но это — явления не сходные, а только параллельные. В отношениях бояр и вольных слуг к удельному князю многого недоставало для такого сходства, недоставало, между прочим, двух основных феодальных особенностей: 1 соединения служебных отношений с поземельными и 2 наследственности тех и других. В уделах поземельные отношения вольных слуг строго отделялись от служебных. Эта раздельность настойчиво проводится в княжеских договорах XIV в. Бояре и вольные слуги свободно переходили от одного князя на службу к другому; служа в одном уделе, могли иметь вотчины в другом; перемена места службы не касалась вотчинных прав, приобретённых в покинутом уделе; служа по договору где хотел, вольный слуга «судом и данью тянул по земле и по воде», отбывал поземельные повинности по месту землевладения; князья обязывались чужих слуг, владевших землёй в их уделах, блюсти как своих. Все эти отношения сводились к одному общему условию княжеских договоров: «…а бояром и слугам межи нас вольным воля».
Феодальный момент можно заметить разве только в юридическом значении самого удельного князя, соединявшего в своём лице государя и верховного собственника земли. Этим он похож на сеньора, но его бояре и слуги вольные совсем не вассалы. Разница процессов Феодализм, говоря схематически, строился с двух концов, двумя встречными процессами: с одной стороны, областные правители, пользуясь слабостью центральной власти, осваивали управляемые области и становились их державными наследственными собственниками; с другой — крупные собственники, аллодиальные землевладельцы, став посредством коммендации королевскими вассалами и пользуясь той же слабостью, приобретали или присваивали себе правительственную власть в качестве наследственных уполномоченных короля. Оба процесса, дробя государственную власть географически, локализуя её, разбивали государство на крупные сеньории, в которых державные прерогативы сливались с правами земельной собственности. Эти сеньории на тех же основаниях распадались на крупные баронии со второстепенными вассалами, обязанными наследственной присяжной службой своему барону, и вся эта военно-землевладельческая иерархия держалась на неподвижной почве сельского населения вилланов, крепких земле или наследственно на ней обсидевшихся. У нас дела шли несколько иным ходом. Изменчивые временные княжения Киевской Руси сменились верхневолжскими суздальскими уделами, наследственными княжествами, которые под верховной властью далёкого нижневолжского хана стали в XIV в. Значительный удельный князь правил своим уделом посредством бояр и вольных слуг, которым он раздавал в кормление[2], во временное доходное управление, города с округами, сельские волости, отдельные сёла и доходные хозяйственные статьи с правительственными полномочиями, правами судебными и финансовыми. Некоторые бояре и слуги, сверх того, имели вотчины в уделе, на которые удельный князь иногда предоставлял вотчинникам известные льготы, иммунитеты, в виде освобождения от некоторых повинностей или в виде некоторых прав, судебных и финансовых. Но округа кормленщиков никогда не становились их земельною собственностью, а державные права, пожалованные привилегированным вотчинникам, никогда не присвоялись им наследственно.
Таким образом, ни из кормлений, ни из боярских вотчин не выработалось бароний. В истории Московского княжества мы увидим, что в XV в. В удельном порядке можно найти немало черт, сходных с феодальными отношениями, юридическими и экономическими, но, имея под собою иную социальную почву, подвижное сельское население, эти сходные отношения образуют иные сочетания и являются моментами совсем различных процессов. Признаки сходства ещё не говорят о тождестве порядков, и сходные элементы, особенно в начале процесса, неодинаково комбинируясь, образуют в окончательном складе совсем различные общественные формации. Научный интерес представляют не эти элементы, а условия их различных образований. При образовании феодализма видим нечто похожее и на наши кормления и на вотчинные льготы, но у нас и те и другие не складывались, как там, в устойчивые общие нормы, оставаясь более или менее случайными и временными пожалованиями личного характера. На Западе свободный человек, обеспечивая свою свободу, ограждал себя, как замковой стеной, цепью постоянных, наследственных отношений, становился средоточием низших местных общественных сил, создавал вокруг себя тесный мир, им руководимый и его поддерживающий. Вольный слуга удельных веков, не находя в подвижном местном обществе элементов для такого прочного окружения, искал опоры для своей вольности в личном договоре на время, в праве всегда разорвать его и уйти на сторону, отъехать на службу в другой удел, где у него не было упроченных давностью связей. Служилый класс становится землевладельческим Изложенное историческое сопоставление поможет нам представить себе, какой вид приняло общество в рамках удельного порядка. Здесь прежде всего останавливают на себе внимание бояре и слуги вольные, дружина князя.
Среди удельного общества XIV в. В его общественном положении находим черты, которые совсем не шли к удельному порядку, к общему направлению удельной жизни. Строгое разграничение служебных и поземельных отношений вольных слуг, какое проводят договорные грамоты князей XIV и XV вв. Возможность для вольного слуги соединять службу в одном княжестве с. С этой стороны бояре и вольные слуги заметно выделялись из состава удельного гражданского общества.
Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья располагается на Князь. Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Князь Князи - мн. Княгиня — жена князя, а также собственно титул женского лица дворянского сословия, княжич — сын князя только у славян , княжна — дочь князя. У славян[ ] Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные условные основатели рода именуются «князем» и «княгиней». Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.
Удельные князья что значит?
История[ править править код ] В отличие от Западной Европы , в Древней Киевской Руси не было обычая наследования по принципу майората в узком смысле слова или первородства примогенитуры [2]. В соответствии с действовавшими здесь обычаями свой надел удел получали все сыновья умершего князя см. Лествичное право. Удельные княжества, в свою очередь, дробились ещё на более мелкие уделы удельные княжества. Территория удельного княжества являлась владением князя.
То были внуки Ярослава Мудрого.
В их руках были целостность и благоденствие Руси. На съезде в Любече были произнесены прочувствованные речи о строении мира и о том, «почто губим Русскую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Решили Ярославовичи, что каждый держит отчую землю. Святополк II сидит в Киеве, на столе отца Изяслава. Владимир II держит удел отца Всеволода.
Таким образом, особенности удельного строя в XIII веке включали усиление роли княжеской династии, увеличение числа княжеств, укрепление княжеской власти и централизация управления. Влияние удельного строя на политическую и социальную жизнь Удельный строй в России в XII-XIII веках оказал значительное влияние на политическую и социальную жизнь страны. Он привел к формированию княжеств, которые стали основными политическими единицами того времени. В политическом плане, удельный строй способствовал укреплению княжеской власти. Князья становились главами своих княжеств и имели полный контроль над своими владениями. Социально, удельный строй привел к возникновению княжеской знати. Князья и их родственники составляли верхний слой общества и обладали особыми привилегиями и правами. Они имели владения, в которых жили их подданные — крестьяне. Крестьяне работали на земле князей и обеспечивали их благосостояние. Однако, удельный строй также привел к конфликтам и разделению власти между князьями.
Конкуренция за власть и владения часто приводила к войнам и раздорам между княжествами. Это затрудняло установление единой и сильной центральной власти в России. Таким образом, удельный строй влиял на политическую и социальную жизнь России, способствуя укреплению княжеской власти, формированию княжеской знати и разделению власти между князьями. Некоторые из них включали в себя большие территории, а другие были небольшими и ограниченными по размерам. Оно находилось в центре Древней Руси и включало в себя значительную часть современной Украины и Беларуси. Киевское княжество было наследственным и передавалось по мужской линии. Оно располагалось на северо-востоке Древней Руси и включало в себя территории современной Владимирской и Ивановской областей. Владимирское княжество также передавалось по мужской линии.
Формально удельные княжества уделы находились под властью великого князя , но имели свою монету , учреждения , власть , то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского централизованного государства. Последнее удельное княжество в Московском царстве — Угличское — было ликвидировано в 1591 году после смерти Дмитрия , сына Ивана IV Васильевича. Ключевскому , понятие «удел» появилось в исторических документах позднее XII века: Уделами назывались те княжества, на которые распалась Северо-Восточная , верхневолжская Русь с XIII века, за исключением княжества Владимирского , что значит — были княжества младших князей. Самый этот термин «удел» становится известен в памятниках только с XIV века. Слово это заимствовано из терминологии частного гражданского права : уделом назывался раздел имущества движимого или недвижимого завещателем-отцом между детьми-наследниками.
Последний удельный князь: почему Иван Грозный считал Владимира Старицкого своим соперником
Великий князь и удельные князья. Значение слова "УДЕЛЬНОЕ КНЯЖЕСТВО" найдено в 14 источниках. Значение удельного князя. удельные князья. переходя на службу к. Значение удельных князей заключается в том, что они формировали и закрепляли государственную власть России в местных регионах. толкования все словари интерфейс для переводчико Википедия Удельный князь Удельное княжество (удел) (от «дел», «делить» — часть) — территория на Руси в XII—XVI веках, изначально образованная на месте Древнерусского государства. Удельный князь – это термин, широко использовавшийся на Руси в период с XI по XV века. Оглашение "удельный" имеет корни в слове "удел", что означает долю.
Что значит удельные князья
Значение удельного князя в политической системе Удельный князь играл важную роль в политической системе Древней Руси. Что значит удельный князь. Удельная раздробленность Руси в XI веке. Значение удельного князя. удельные князья. переходя на службу к.
На совете князей в Любече узаконено разделение Руси на удельные княжества
Мстислав Удатный, галицкий князь, приходившийся зятем Котяну, сумел добиться поддержки многих князей, включая великого Киевского князя, также Мстислава и в итоге объединенное русско-половецкое войско численно превосходило противостоящий им татарский корпус. Территория удельного княжества являлась территориальным владением под управлением князя. Теперь каждый из князей правил самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца — «каждый да держит отчину свою». Это решение узаконило уже фактически состоявшееся разделение Руси на удельные княжества. Ими могли стать бывшие удельные князья, знатные и владетельные выходцы из порубежных государств (например, Гедиминовичи), так и потомки из казанских, астраханских и сибирских знатных татарских родов. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. В 2-х томах. Среди удельных князей Северо-Восточной Руси, напротив, никому не было дела до другого.
Связанных вопросов не найдено
- Удельные князья что значит?
- Вопрос-ответ
- Кто такие удельные и служилые князья?
- Читайте также
В Древней Руси термин «удельный князь» обозначал
В последующие годы уделы стали стандартной практикой, позволяющей разделить власть и владения между наследниками. Уделы имели различный размер и значимость. Некоторые уделы были крупными и могли включать несколько городов и значительные территории, в то время как другие были меньшими и ограничивались одним городом или областью. Владельцы уделов имели политическую автономию и ведали своими владениями самостоятельно. Владелец удела, известный как удельный князь, имел свою администрацию, которая управляла владениями и собирала налоги.
Он также выполнял обязанности защиты своего удела от внешних врагов и участвовал в дипломатических отношениях с другими уделами и государствами. Деление государства на уделы имело как свои плюсы, так и минусы. С одной стороны, это позволяло избежать конфликтов и споров между наследниками престола и обеспечивало более эффективное управление территориями. С другой стороны, такое деление ведомственной власти ослабляло общую мощь государства и делало его более уязвимым перед внешними угрозами.
Военные функции удельного князя Удельный князь, помимо административных и экономических функций, также выполнял военные обязанности. Он был ответственным за защиту своего удела от внешних угроз и за сохранение порядка внутри своих земель. Как правительственный чиновник, удельный князь обладал военным авторитетом и командовал своей армией. Он назначал военных командиров и руководил военными операциями в случае войны или внешней агрессии.
Он также мог предоставлять своих воинов для поддержки других княжеских войск или присоединяться к коалициям против общих врагов.
На Руси гораздо слабее, чем в Западной Европе, были развиты характерные феодальные черты: господство рыцарского землевладения, служба воинов правителю за земельное пожалование феод , распространение вассальной зависимости одних представителей знати от других, личная зависимость крестьян от господ-землевладельцев. Однако сословие знати на Руси, без сомнения, владело землями. Русских князей и бояр, как и европейскую знать, можно называть феодалами. Васнецов Причины политической раздробленности Можно выделить ряд причин политической раздробленности Руси. Сохранение старой племенной разобщённости русских земель. В отдельных землях к XII в.
Территориальные границы княжеств зачастую были похожи на прежнее расселение славянских племенных союзов, например полян, кривичей, вятичей. Рост княжеского и боярского землевладения. Сословие знати на Руси со временем росло и приобретало всё больше богатств. Если в середине X в. Количество бояр также постоянно увеличивалось. Основу благосостояния знати — бояр и князей составляло их землевладение — передаваемые от отцов к детям вотчины. Княжеские вотчины постепенно превращались в независимые княжества.
Борьба за власть между представителями знати. Постоянные княжеские усобицы происходили именно из-за власти над землями. Со временем сообщество князей и бояр стало очень разнообразным и сложным. Войны между крупными держателями земель не могли быть бесконечными, приходилось искать компромиссы. Ради достижения мира враждующие стороны вынуждены были признавать независимость и самостоятельность друг друга. Так, стремящиеся освободиться от власти Киева местные удельные князья в конце концов получали желаемое. Рост городов как политических центров.
Развитие ремесла и торговли приводило к росту городов. В городах формировалось самоуправление, возникали чиновничьи должности: тысяцкий, посадник. Горожане решали важнейшие вопросы, собираясь на вече. Зачастую город стремился жить независимо от князя, ведь местные бояре и купцы располагали достаточным влиянием и богатством, чтобы не нуждаться в опеке со стороны княжеской власти. Например, в Новгороде в XII в. Так города становились самостоятельными центрами власти, что препятствовало единству русских земель. Перемещение населения с юга на север из-за частых набегов кочевников.
Набеги кочевников, как правило, приходились на южные области Руси, где как раз располагалась древняя столица Киев. Население южнорусских земель активно переселялось на более безопасные северные территории. Находившийся на юге Киев беднел, а другие княжества богатели за счёт притока новых рабочих рук. В итоге могущество Киева как столицы уменьшалось, тогда как другие города приобретали новые возможности для борьбы за свою независимость от центральной власти киевского князя. Ослабление внутренних связей в силу упадка торгового пути «из варяг в греки». Торговый путь издревле связывал земли восточных славян в единое экономическое и политическое пространство. В XII в.
Формально, удельные княжества находились под властью великого князя, но имели свою монету, учреждения, власть, то есть являлись практически независимыми государствами. Появление удельных княжеств прекратилось в связи с образованием Русского государства, но все таки последнее удельное княжество — Угличское — было ликвидированно только в 1591 году после смерти Дмитрия, сына Ивана IV Васильевича. Источники Wikimedia Foundation.
Смотреть что такое «Удельный князь» в других словарях: Иоанн Всеволодович, удельный князь стародубский — удельный князь стародубский, прозвищем, по некоторым родословным, Каша, первый удельный князь стародубский Стародуба Кляземского , младший из сыновей В. Юрьевича Большое Гнездо , род. После смерти отца принимал участие в борьбе… … Большая биографическая энциклопедия Иоанн Всеволодович удельный князь стародубский — удельный князь стародубский, прозвищем, по некоторым родословным, Каша, первый удельный князь стародубский Стародуба Кляземского , младший из сыновей В.
После смерти отца принимал участие в борьбе… … Энциклопедический словарь Ф.
Столицей был город Серпухов. Княжество называлось также Серпуховско-Боровским по второму важному центру - городу Боровску. Просуществовало до 1473 года, после чего вошло в состав Великого Московского княжества. Сейчас территория располагается на юго-западе Московской области. Удельное княжество Можайское Образовалось в 1275 году, выделившись из Смоленского княжества.
Территория занимала приблизительно западную часть современной Московской области. Столицей был город Можайск. Сначала княжество принадлежало Смоленску, а затем Москве. Удельное княжество Верейское Располагалось к юго-западу от Москвы и поначалу имело совсем небольшую территорию. Столица - город Верея сейчас входит в состав Наро-Фоминского района Московской области. Просуществовало с 1432 по 1485 год.
В Древней Руси Термин Удельный Князь Обозначал
Как скоро в обществе исчезает понятие об общем благе, в умах гаснет и мысль о государе, как общеобязательной власти, а в уделе такому понятию даже не к чему было прикрепиться. Это не был ни родовой, ни поземельный союз; это даже совсем было не общество, а случайное сборище людей, которым сказали, что они находятся в пределах пространства, принадлежащего такому-то князю. При отсутствии общего, объединяющего интереса князь, переставая быть государем, оставался только землевладельцем, простым хозяином, а население удела превращалось в отдельных, временных его обывателей, ничем, кроме соседства, друг с другом не связанных, как бы долго они ни сидели, хотя бы даже наследственно сидели на своих местах.
Они представляли собой знать, которая вносила свой вклад в развитие страны и отстаивала ее интересы. Удельные князья имели большое влияние на формирование исторической судьбы России. История удельных князей В средние века в Восточнославянских государствах наблюдалось разделение княжества на уделы. Это означало, что правительские полномочия передавались не младшим сыновьям, как это было в западноевропейской традиции, а равнозначно делятся наследством между всеми сыновьями правителя. Такое разделение территории и власти между братьями и сыновьями называлось уделами, а правители, управляющие этими уделами, получили название удельных князей. Удельные князья имели свой небольшой придворный аппарат и дружины, что позволяло им самостоятельно вести внутреннюю и внешнюю политику на своей территории. В истории Руси удельные князья играли важную роль в процессе формирования и развития государства.
Они участвовали в образовании новых княжеств, воевали друг с другом за влияние и владения, а также принимали участие в внешнеполитических договорах и союзах. Однако, по мере укрепления центральной власти, удельные князья становились все более зависимы от государственной власти и ограничены в своих полномочиях.
События 1096 года, когда половецкий хан Боняк разорил окрестности Киева, убедили Ярославовичей в необходимости съехаться и урядиться. Местом съезда избрали город Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. То были внуки Ярослава Мудрого. В их руках были целостность и благоденствие Руси. На съезде в Любече были произнесены прочувствованные речи о строении мира и о том, «почто губим Русскую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно».
Решили Ярославовичи, что каждый держит отчую землю.
Каждый владел землёй, полученной от отца. В рамках последней к началу XIV века появилась московская ветвь князей. Последними удельными князьями в истории России были казнённый в 1569 году Владимир Старицкий и убитый в 1591 году царевич Дмитрий князь в Угличе.