Новости что написал достоевский

В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Кстати, Достоевский написал "Преступление и наказание" в страшной спешке, всего за год, попутно написав еще "Игрока", и все из-за копившихся долгов; иногда кажется, что он всю свою жизнь прожил в такой же безумной, страшной спешке.

Новости по теме: Федор Достоевский

Достоевского очень заботили лицо, образ священства. Он писал об этом не вообще, а очень конкретно. Например, в письмах — о замечательном отце Иоанне Янышеве, который его не раз спасал, помогал ему. Но писал он и о женевском попе, который доносил на всех, кто ему казался неблагонадежным.

Замечательные слова Достоевского, которые, на мой взгляд, нашему сегодняшнему духовенству нужно выучить наизусть: «Нужны примеры. Что за слова Христовы без примера? Нельзя уповать только на статус священника, на то, что он в рясе, на то, что он служит в Церкви.

Он должен быть примером для своего прихожанина. Если он этот пример не показывает, то вера иссякнет. Люди воспитываются на примерах.

Вот это «нужны примеры» проходит от начала творчества и заканчивается в «Братьях Карамазовых». Достоевский пишет об этом с такой страстью, с такой болью. Сегодня, когда я вижу примеры не совсем хорошие, или совсем нехорошие, я каждый раз вспоминаю: читайте Достоевского!

Не говорите, что любой священник — какой он ни есть — грешный, пьяный, преступный, он все равно священник. Нет, не все равно. Люди смотрят на себе подобных.

Как нам теперь к нему относиться? Как себя воспитать, наладить, успокоить. Это очень трудно.

Повторяю, нужны примеры. Как нужны примеры учителей, и такие примеры есть. Но чем больше их будет, тем лучше.

Достоевский пишет, если что-то дурное совершает чиновник или полицейский, или священник, или учитель, или кто угодно другой — нельзя их «замазывать», использовать такой козырь, как честь мундира, нельзя закрываться этим мундиром. Вот о чем нужно сегодня говорить тем публицистам, церковным и не церковным, которые клянутся именем Достоевского на каждом шагу. Не зная или забывая эти его слова.

Загляните, пожалуйста, в 14—15 том Полного собрания сочинений Достоевского, в «Братья Карамазовы». Загляните в публицистику «Дневника писателя»… Его забота, его боление за русское духовенство было столь высоким, столь тревожным. Он опасался, что вера упадет, иссякнет.

Страшно это», — говорит старец Зосима. И мы уже 150 лет пожинаем многие, многие из этих его предостережений, его предчувствий. Монологи Верховенского у современных политиков Романы Достоевского имеют загадочную судьбу.

Они — цикличны. Проходит десять лет, и вдруг ты смотришь: опять бесы, опять это бесовщина, и люди ничего не чувствуют, ничего не понимают. Слушая иногда думских политиков, я ужасаюсь: они, сами не зная того, воспроизводят монологи Петруши Верховенского или Шигалева.

Но сами — не осознают этого, поскольку только слово «Достоевский» знают. И говорят, произносят бесовские монологи, которые Достоевский высмеял, вытащил на поверхность и, казалось бы, обличил. Потом проходит время и опять — «Преступление и наказание».

Сидит в углу какой-то юноша, безумец, и вынашивает наполеоновскую идею, опять он готов идти мир завоевывать, и залить все кровью, и через все переступить. Очень смешную картинку я недавно увидела в Интернете. Сидят четыре котенка.

Три из них говорят: «Хочу молочка, хочу рыбку, хочу сметанки». Четвертый — маленький, черненький, отвернулся от них и говорит: «Хочу править миром! Это «хочу править миром» никуда не делось, наполеоновская идея — живая, она вечная.

Где взять братьев? Так что, повторяю, нам трудно предугадать, как отзовется слово Достоевского в следующие пять лет. Дай Бог, чтобы оно отозвалось «зосимовским» православием.

Ласковым, добрым, милосердным. А — не с кулаками. У нас же сегодня говорят — православие — это как добро, которое должно быть с кулаками.

Появилась агрессия, ферапонтовщина. А, по Достоевскому, только зосимовское православие способно мир на земле устроить. Еще в начале шестидесятых годов, только вернувшись из ссылки, после каторги, он писал: «Чтобы было братство, нужны братья».

Если мы способны относиться к другому, как к брату, то вот оно — православие. А мы — не способны. В «Сне смешного человека»: «Я видел истину, я знаю, достаточно людям договориться, любить ближнего, как самого себя».

Но, сколько проходит веков, и — не договариваются. Смотрите, последний роман «Братья Карамазовы».

В 1864 г. Тогда же он написал повесть «Записки из подполья», в которой отразил переживание личной трагедии.

В этой повести писатель нашел свой стиль и своего героя, характер которого станет затем психологической основой для героев всех его поздних романов. В 1866 году Достоевский создал два романа - «Игрок» и «Преступление и наказание». После романа «Преступление и наказание» Достоевский стал в первый ряд руских романистов наравне с Л. Толстым, И.

Гончаровым и И. Вопреки духу эпохи 1860-х гг. Достоевский в своем романе доказывал необходимость веры в Бога через изображение в лице главного героя типичного представителя молодёжи того времени, который, будучи охваченным разрушительными идеями нигилизма, дошел в них до логического конца — отрицания понятий добра и зла, разрешая себе пролитие чужой крови. Но жизнь и христианская природа души привели героя к признанию Божией правды, как ни старался его разум ее отрицать.

Этим романом Достоевский утвердил религиозно-философское направление в русской литературе, которое избрали для себя также Л. Толстой, Н. Лесков, Ф. В том же году Достоевский познакомился с будущей второй женой — А.

Сниткиной, с которой тогда же в 1866 году и обвенчался. В 1867 г. Достоевский вместе с женой уехал за границу, где в Женеве написал роман «Идиот» 1868—69 , изобразив в нем трагедию «положительно прекрасного человека» в условиях современной действительности. В 1871 г.

Достоевский увидел в этом злодеянии знамение времени и предвестие надвигающихся социальных катаклизмов. За этот роман Достоевский был назван позже «пророком русской революции». В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н.

В 1879-1880 гг. В 1880 году на Пушкинских празднествах, проходивших в Москве, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине, которая стала своеобразным завещанием писателя, в котором он говорит о «всечеловечности, всепримиримости» русской души и о великой исторической миссии России — объединении во Христе всех народов Европы. Умер писатель 28 января 9 февраля 1881 в Санкт-Петербурге и был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Читайте также:.

Живя в Санкт-Петербурге как «литературный пролетарий», Достоевский познал хроническое безденежье, сопутствовавшее ему до конца жизни, унизительную зависимость от издателей. Дебютировал в печати в 1844 г. В 1846 г. Некрасова «Петербургский сборник» опубликовал роман в письмах «Бедные люди», вобравший в себя опыт повестей о «бедном чиновнике» в русле традиций натуральной школы прежде всего «Шинели» Н. Гоголя , но радикально его переосмысливший: эпистолярная форма позволила Достоевскому перенести акцент с изображения внешней жизни персонажа на раскрытие его самосознания, утвердить внутреннее, человеческое достоинство «маленького человека». Речевой стиль, выработанный Достоевским в этом первом произведении, отличающийся «напряжённым предвосхищением чужого слова» М.

Бахтин , станет отныне характерной приметой творчества писателя. Роман был восторженно встречен В. Белинским , определившим талант автора как необыкновенный и самобытный, а его произведение — как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 г. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В. Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847.

Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей. Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи. Бекетова, А. Бекетова и Н. Бекетова , с 1847 г.

Петрашевского ; сблизился с радикальным петрашевцем Н. За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован [23 апреля 5 мая 1849], провёл под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В январе 1850 г. Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов они подарили ему Евангелие , которое писатель бережно хранил всю жизнь. С января 1850 г.

В 1855 г. Весной 1857 г. Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься. В 1857 г. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 г.

Достоевский по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с запретом въезда в обе столицы. В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них — лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» Д. Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем.

Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать. Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые».

Российская государственная библиотека.

Наиболее популярные и известные произведения Достоевского были опубликованы незадолго до смерти: « Бесы «, начало «Дневника писателя», « Подросток «, « Кроткая «, « Братья Карамазовы «. Однако, намерения продолжить «Дневник», а также приступить к продолжению «Карамазовых» так и остались в планах писателя, к сожалению, из-за смерти Достоевского 1881 эти произведения так и остались незавершенными. Романы Достоевского Ф.

Роман "Бедные люди" Достоевский Ф.

Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь

Автора романа «Бедные люди» и повести «Двойник» арестовали вместе с петрашевцами — членами подпольных кружков в Санкт-Петербурге, увлекавшимися идеями утопического социализма. Достоевского судили за публичное чтение запрещенного письма Белинского к Гоголю, высказывания против цензуры и недонесение на других членов кружка. Его и еще четырнадцать человек приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. В последнюю минуту, когда первую тройку людей уже привязали к столбам, было объявлено, что Николай I заменил казнь на четырехлетнюю каторгу и последующую службу рядовым «солдатчина», как тогда говорили. Один из тех, кто стоял в первой тройке, вскоре сошел с ума. Достоевский же, напротив, преобразился.

Вечером того же дня он писал брату Михаилу, что «жизнь — это дар, жизнь — счастье»: «Брат! Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Я познал это. Эта идея вошла в плоть и кровь мою».

Иллюстрация Галифакской виселицы — одного из первых и самых известных орудий казни. Достоевский, как и Чарльз Диккенс, диагностировал нравственное положение общества XIX века в зависимости от морального или физического состояния ребенка; это была эпоха, заложившая основы современного детоцентризма. Свидригайлов, совращающий юных девушек, Ставрогин, растлевающий ребенка, Иван Карамазов, описывающий зверские пытки турок, русских и евреев над детьми, — таких примеров в произведениях Достоевского полно. Но в первую очередь дети, по Достоевскому, — это не только жертвы человеческого зла, но и лица Царствия Божия на земле; неспроста Алеша Карамазов читает свою заветную проповедь двенадцати мальчикам. Детские образы в романах Достоевского также играют важную символическую роль.

Раскольников вспоминает во сне, как семилетним мальчиком увидел мужика, забивающего до смерти лошадь, а Дмитрий Карамазов видит сон про исхудавшую мать с плачущим младенцем, — в обоих случаях мучения ребенка подталкивают героев к принятию надвигающихся страданий. За это ему доставалось от консерваторов. В 1882 году, спустя год после его смерти, мыслитель Константин Леонтьев опубликовал книгу " Наши новые христиане ", в которой подверг критике христианские взгляды Толстого и Достоевского. Он ставил им в вину, что писатели сводят "всю сущность христианства к одной гуманности". Если Толстой в самом деле переписал Евангелие , то Достоевскому выговаривали за истолкование христианства в его романном пятикнижии.

Поэт и богослов Владимир Соловьев ответил Леонтьеву заметкой в защиту Достоевского , в которой указывал, что "Достоевскому приходилось говорить с людьми, не читавшими Библии и забывшими катехизис", и объяснял, что в действительности он не был лишен мистического начала в понимании христианства. Будет к месту вспомнить слова самого Достоевского, а точнее, его письмо Наталье Фонвизиной, жене декабриста, сыгравшей огромную роль в его судьбе: "Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже я знаю это до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных". Христос с апостолами — миниатюра из Сийского Евангелия, 1340 год Ж журналистика С 1861 по 1865 год Достоевский и его брат Михаил издавали литературно-политические журналы "Время" и "Эпоха". В основном они публиковали публицистику с позиций почвенничества — консервативного течения, отстаивающего идею особого пути России, призванной спасти человечество.

Достоевский также публиковал в журналах новые произведения "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома". Но вскоре он погряз в кредитах, особенно с середины 1860-х, когда умер брат Михаил, и ему пришлось закрыть журнал. В дальнейшем Достоевский занимался либо журналистикой, либо написанием романов. Так, он писал в течение десяти лет "Преступление и наказание", "Игрока", "Идиота" и "Бесов", затем полтора года редактировал журнал "Гражданин", после чего писал "Подростка", а потом два года вел публичный "Дневник писателя" самый известный его журналистский проект; что-то вроде авторской колонки по самым насущным политическим вопросам. После перерыва на "Братьев Карамазовых" Достоевский вновь вернулся к "Дневнику писателя" и, если бы не смерть, продолжал бы его вести.

Будем откровенны: чтение "Дневника" — довольно сомнительный способ полюбить личность Достоевского, только если вы не поклонник православного монархизма с антисемитскими нотками. Ибо там можно встретить такие фразы: "Народ — это дети царевы, дети заправские, настоящие, родные, а царь их отец". Или: "Россия, может быть, самая свободная из наций". Или: "Константинополь — рано ли, поздно ли, должен быть наш". На его мировосприятие, по всей вероятности, серьезно повлиял травмирующий эпизод из детства.

Анна Достоевская вспоминала , что как-то в светском салоне один мужчина спросил у него: какой самый большой грех на земле? Достоевский в ответ рассказал историю, когда он ребенком жил в московской больнице для бедных, где его отец был врачом и где он подружился и часто играл с девочкой, дочкой кучера или повара. И вот какой-то мерзавец, в пьяном виде, изнасиловал эту девочку, и она умерла, истекая кровью. Помню, меня послали за отцом в другой флигель больницы, прибежал отец, но было уже поздно. Всю жизнь это воспоминание меня преследует, как самое ужасное преступление, как самый страшный грех, для которого прощения нет и быть не может".

Детскую травму Достоевский перенес в произведения. Самых отрицательных персонажей, Свидригайлова и Ставрогина, он казнил именно этим преступлением. А главу " У Тихона " в романе "Бесы", в которой описывается схожий эпизод растления, цензура тех лет даже не пропустила в печать. Как только начнется выигрыш, я тотчас начинаю рисковать; сладить с собой не могу". Достоевский пристрастился к рулетке летом 1862 года, когда впервые отправился в путешествие по Европе.

Правда, виновата не только распоясавшаяся Европа; Достоевский был склонен к азарту с юных лет, когда молодым человеком играл на деньги в бильярд.

Когда при мне оскорбляют Достоевского, или Толстого, или Пушкина, всегда хочется услышать поэзию или прозу оскорбляющего, смог ли он их переплюнуть или стать частичкой мировой... Читать полностью Люблю Достоевского с 13 лет, с прочитанного романа "Униженные и оскорбленные". Когда при мне оскорбляют Достоевского, или Толстого, или Пушкина, всегда хочется услышать поэзию или прозу оскорбляющего, смог ли он их переплюнуть или стать частичкой мировой литературы, войти в историю под своей фамилией и прославить свою Родину, как это сделали они.

Камердинер с сочувствующим интересом следил за ним, так что оторваться, кажется, не хотелось; может быть, тоже был человек с воображением и попыткой на мысль. А мне тогда же пришла в голову одна мысль: а что, если это даже и хуже?

Вам это смешно, вам это дико кажется, а при некотором воображении даже и такая мысль в голову вскочит. Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно. Вот как голову кладешь под самый нож и слышишь, как он склизнет над головой, вот эти-то четверть секунды всего и страшнее. Знаете ли, что это не моя фантазия, а что так многие говорили? Я до того этому верю, что прямо вам скажу мое мнение.

Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот, кого убивают разбойники, режут ночью, в лесу, или как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит. А тут всю эту последнюю надежду, с которою умирать в десять раз легче, отнимают наверно; тут приговор, и в том, что наверно не избегнешь, вся ужасная-то мука и сидит, и сильнее этой муки нет на свете.

Сколько зла можно устранить откровенностью! Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести. Можно ошибиться в идее, но нельзя ошибиться сердцем и ошибкой стать бессовестным, то есть против своего убеждения. Страдания и милосердие: Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредотачивается. Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Мужество: Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус. Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся. Дети: Родивший не есть еще отец, а отец есть — родивший и заслуживший. Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома... Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь. Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Биография Федора Михайловича Достоевского Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье главного врача московской Мариинской больницы.

В мае 1837 г. Достоевский учился в Инженерном училище, окончив его в чине подпоручика. По окончании училища Достоевский решил оставить службу и посвятить себя литературной деятельности. Первый роман «Бедные люди» 1844—45 принёс писателю успех после публикации в 1846 году. Тогда же Достоевский вошел в круг литераторов «натуральной школы», где подружился с Н. Некрасовым и В. Белинским — идейным вдохновителем движения. Две последующие повести — «Двойник» 1846 и «Хозяйка» 1847 — вызвали критику Белинского, после чего Достоевский порвал со всем литературным кружком, объединившимся в это время вокруг журнала «Современник». В последующие два года он создал ряд рассказов и повестей, из которых самыми яркими являются «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849. Тогда же Достоевский вошёл в революционный кружок М.

Буташевича-Петрашевского и увлёкся социалистическими теориями Фурье.

Неизвестный Достоевский

Выставка создавалась к 150-летию выхода в свет отдельным изданием романа «Бесы» и была открыта сначала в Белгороде, затем успешно экспонировалась в музеях Ф. М. Достоевского в Москве и Санкт-Петербурге. Кстати, Достоевский написал "Преступление и наказание" в страшной спешке, всего за год, попутно написав еще "Игрока", и все из-за копившихся долгов; иногда кажется, что он всю свою жизнь прожил в такой же безумной, страшной спешке. 17:00 — лекция «ДОСТОЕВСКИЙ-ПЕРЕВОДЧИК И ПЕРЕВОДЧИКИ ДОСТОЕВСКОГО» Альфред Бем назвал Достоевского «гениальным читателем». Достоевский написал стихотворение, посвященное коронации Александра II и заключению мира после окончания Крымской войны. Достоевским были уже написаны "Идиот", "Преступление и наказание" и "Игрок", он готовился приняться за главную книгу своей жизни. Достоевский сегодня сверхактуален, и то, что он написал в 1876 году, сейчас повторяется почти буквально.

Достоевский и сегодня читается как злободневная публицистика, заявил Аксёнов

Когда я писал нескольким людям, что информация эта недостоверна, что так и рождаются фейки, что курс по Достоевскому быстро восстановили, что Италия очень любит Достоевского и даже Папа Франциск советует читать его каждому священнику. На этой странице вы найдёте список последних книг Фёдора Михайловича Достоевского. Афиша Plus - 30 декабря 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Discover videos related to достоевский новости on TikTok.

200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"

Водевиль «Чужая жена и муж под кроватью», написанный в 1860 году, удивил публику юмористическим характером и саркастической манерой письма Достоевского. Достоевским были уже написаны "Идиот", "Преступление и наказание" и "Игрок", он готовился приняться за главную книгу своей жизни. Вид северного флигеля Мариинской больницы для бедных в Москве, в котором располагалась квартира Достоевского, и где Ф. М. Достоевский провел первые годы своей жизни с 1823 по 1837 годы / Фото П. Фокина. В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Достоевский проиграл 180, но написал жене: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Достоевским были уже написаны "Идиот", "Преступление и наказание" и "Игрок", он готовился приняться за главную книгу своей жизни.

Новости по теме: Федор Достоевский

Часть рукописей она передала на хранение в сейф Государственного банка, а еще одну часть — в Исторический музей, где в одной из комнат трудами Анны Григорьевны был создан музей писателя. А документы из Исторического музея в 1929 году поступили в научно-исследовательский отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В 1939 году коллекция пополнилась архивными документами из упраздненного мемориального музея писателя при Мариинской больнице на улице Божедомке. Комплект документов продолжал пополняться до 1975 года за счет рукописей от частных лиц. Принцип разграничения на книжки и тетради был сформулирован еще советским литературоведом В. Нечаевой: «Записными книжками называют три рукописи карманного формата в обложках, в которых Достоевский, постоянно имея их при себе, делал беглые записи на самые разнообразные темы, иногда карандашом в пути, на ходу, неровным почерком. В них преобладают записи для памяти и совсем краткие, отрывочные записи для литературных произведений. Среди документов, включенных в программу «Память мира», есть совершенно уникальные. Например, Книга для записи рождений и смертей Сретенского сорока церквей святых апостолов Петра и Павла. На 148-м листе имеется запись о рождении писателя: «Октября 30 дня родился младенец, в доме больницы для бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского сын Федор». Письма 1841—1843 годов относятся к самому началу творческого пути писателя, и в них уже читается его авторское кредо.

Например, Достоевский пишет брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Каллиграфия и графика Рукописи Достоевского — отдельная вселенная.

В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов.

Крах социалистических иллюзий, пережитый Достоевским, обострил его восприимчивость к человеческому страданию, усилил напряжённый поиск социальной справедливости. Суть перемен писатель формулировал как возврат к народным истокам, как узнавание русской души. На страницах журнала Достоевский выступил идеологом почвенничества. Скептически относясь к революционным путям преобразования России, он ратовал за мирное сотрудничество власти, интеллигенции, православной церкви и народа, пытался обосновать особый исторический путь развития России, который даст ей шанс избежать революционных потрясений и крайностей капитализма.

В «Ряде статей о русской литературе» 1861 Достоевский, полемизируя с революционно-демократической программой Н. Чернышевского и Н. Добролюбова , отстаивал социальную ценность искусства, выступал как против искусства для искусства , так и против утилитаризма в эстетике. В «Зимних заметках о летних впечатлениях» 1863 остро критиковал лицемерие, фальшь и буржуазный порядок Западной Европы, в которой невозможно преобразование общества на братских, христианских началах; осуществить его, считал он, можно лишь в России, где народ, несмотря на вековое рабство, сохранил в душе нравственный идеал.

Прелюдией к поздним романам Достоевского стала повесть «Записки из подполья» 1864 , утверждавшая идеи безграничной свободы как высшей ценности человеческой личности и иррациональной, «подпольной» основы сознания. В саморазоблачительных признаниях героя-парадоксалиста, «первого героя-идеолога в творчестве Достоевского» М. Бахтин , сочетавшего в себе черты романтика и циника, психологию социально униженного, бедного чиновника с демонизмом и эгоистическими амбициями «лишнего человека» , выразился протест писателя против разделявшегося социалистами убеждения о возможности познания законов человеческой природы и управления ими. Летом 1862 г.

Достоевский впервые отправился в заграничное путешествие, посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию; в Лондоне познакомился с А. В 1863 г. Сусловой, драматические отношения с которой 1861—1866 найдут отражение в его произведениях. За границей началось «игорное десятилетие» Достоевского 1862—1871 : рулетка захватила его целиком.

В 1864 г. В основе сюжета печатавшегося в журнале «Русский вестник» романа «Преступление и наказание» 1866 — «психологический отчёт одного преступления»: трагедия Родиона Раскольникова, дерзнувшего утвердить свою индивидуальность «без Бога», пролить кровь «по совести» и стать «властелином судьбы». Сострадание к беднякам парадоксально переплетается у него с презрением к ним, а мечта об искоренении зла неразрывно связана с анархической злобой и мстительностью. Социальный бунт и уголовное преступление героя, замешанные на индивидуализме и аморализме, приводят его к отъединённости от людей, и возвращение к ним становится возможным лишь через раскаяние, страдание и веру.

Роман стал ответом Достоевского демократической литературе, изображавшей нигилистов и мечтателей как общественных борцов, и был воспринят радикальной печатью как выпад против передового студенчества и разночинной молодёжи. Увлечение игрой, впечатления от знакомства с Западной Европой, эпизоды любовной истории с А. Сусловой запечатлены в романе «Игрок» 1866. В целях ускорения работы над ним Достоевский пригласил стенографистку А.

Сниткину, которая зимой 1867 г. Новая женитьба принесла писателю семейное счастье, которого он был лишён в первом браке. С весны 1867 г. В 1868 г.

В первые годы за границей Достоевский работал над романом «Идиот» 1868 , идея которого, по его словам, состояла в изображении «положительно прекрасного человека». Главный герой романа — князь Лев Николаевич Мышкин в черновиках «Князь Христос» , наделённый целомудрием, кротостью, детской добротой, но слабый и беспомощный, оказывается не в состоянии спасти падшие души, возродить поруганную красоту: под удар поставлена сама идея спасительной христианской любви. Мир зависти, ревности, гордыни и злобы ломает и выталкивает самого прекрасного, самого хрупкого своего гостя, его проповедь «практического христианства» — прощения и сострадания — оказывается несостоятельной и терпит крах. Однако, несмотря на неудачу миссии князя Мышкина, он оставил в мире, как писал Достоевский в подготовительных материалах к роману, «неисследимую черту», а значит, не погибнет и великая христианская идея.

К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г.

Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А.

Герцена, Т. Грановского , П.

Это моя первая книга», — сказал он. Дмитрий Достоевский отметил, что пока точный тираж не определен, но планируется, что он составит не менее тысячи экземпляров, книга будет представлена также в электронном виде. По материалам ТАСС.

Его зачислили полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но вскоре он подал в отставку, решив полностью посвятить себя литературе. Первый роман Достоевского «Бедные люди», вышедший в 1846 году, был с восторгом принят критиками и литературным сообществом. Во второй половине 1840-годов писатель стал вхож в кружок Михаила Петрашевского, который выступал за демократизацию политического строя в России, освобождение крестьян, судебную реформу и свободу книгопечатания. В 1849 году 20 петрашевцев, в том числе Достоевский, были арестованы.

Часть членов кружка обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства», Достоевского — в распространении запрещенного письма Белинского к Гоголю. Всех их приговорили к смертной казни и даже успели отправить на эшафот, но в последний момент объявили о помиловании оно было готово заранее, но процесс было решено разыгрывать до последнего — в назидание осужденным.

Достоевский: биография, фото, личная жизнь

Популярность «Евгении Гранде» резко выросла после смерти писателя в 1881 году. Спустя пару лет перевод был перепечатан в журнале «Изящная литература». Его редакторы также оказались не очень довольны переводом и решили поправить язык. В советское время «Евгенией Гранде» Достоевского занялся известный специалист по творчеству писателя Леонид Гроссман. Гроссман, с одной стороны, вернул в роман разделение на главы, как это было у Достоевского, с другой — продолжил текстуальную правку, корректируя стиль и некоторые факты. Зачем это читать Достоевский начал переводить «Евгению Гранде», когда ему было около 22 лет, и этот текст дает представление о том, каким был его стиль до всякой критики и советов. От Бальзака остался только сюжет: переводчик не пытался передать языковые особенности оригинала и писал так, как ему хотелось или как у него получалось , просто пересказывая сложные фрагменты своими словами.

Власти решили разыграть маленький спектакль и как будто действительно провести расстрел. Достоевский работал по ночам. Ночью он делал наброски для будущих произведений, ложился на рассвете и спал до 11 утра. Когда Анна Григорьевна возвращалась домой, писатель начинал диктовать ей текст, а она очень быстро записывала его с помощью специальных значков. Она была профессиональной стенографисткой. Потом Анна Григорьевна расшифровывала записи, а ее муж ночью разбирался с получившимся текстом и делал наброски для новых глав, чтобы уже на следующий день продолжить диктовку. Так вдвоем они работали над каждым романом. Биографы точно не знают, когда у Фёдора появилась эпилепсия, но уверенно утверждают, что она носила не генетический, а приобретённый характер. Есть несколько основных версий первых признаков заболевания. Дочь Достоевского полагала, что первый припадок с обмороком у него случился в 19-летнем возрасте, когда пришло известие о смерти отца, а уже позднее произошло развитие болезни. Брат литератора был уверен, что эпилепсия стала следствием стресса, испытанного им в 28-летнем возрасте, когда в декабре 1849 года его как участника оппозиционного «Кружка Петрашевского» приговорили к смертной казни и вывели на Семёновский плац для расстрела. Достоевский обожал чай. Михаил Александров упоминал, что Достоевский выпивал по несколько стаканов очень крепкого и сладкого чая. По словам корректора журнала «Гражданин» Варвары Тимофеевой, Достоевского приводили в такой восторг описания чаепития в чужих текстах, что его самого тянуло к самовару. Анна Достоевская писала, что муж очень любил сам заваривать и разливать чай, а во время их заграничного путешествия они в каждом новом городе искали чайную лавку. Воспоминания дочери: «Отец любил сам разливать чай и всегда пил очень крепкий чай.

В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым. Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости. Федор Михайлович находился под следствием восемь месяцев, затем был приговорен к смертной казни. Приговор был связан именно с петрашевцами, о радикальном кружке Спешнева следствие ничего не узнало. В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам объявили о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующей воинской службой в звании рядового. После каторги С января 1854 года он служил в Семипалатинске. В 1857 году Федору Михайловичу было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на Марии Исаевой, принимавшей еще до брака участие в его судьбе. В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы.

Сюжет романа мало чем отличается от сложившейся на то время ситуации. Петр Верховенский прототип Нечаева — создатель и дальнейший лидер революционного кружка. Под маской человека, который стремится привнести свободные и новые идеи в общество, скрывается лицемерный и ищущий выгоду интриган. В головах людей оседают постоянно повторяющие девизы революционера и дабы скрепить свой «кружок», Верховенский задумывает убить Ивана Шатова Иван Иванов — бывшего революционера, взгляды которого, совершенно не совпадали с идеями «нечаевцев». В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий. Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича. Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток? Разве после 19-ти еще растут? Аркадий — незаконнорожденный сын помещика.

200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"

Да, эпитафия с заглавия "Братьев Карамазовых", перенесенная на памятник Достоевского, в день смерти его осуществилась явно. И мы тогда видели и свидетельствуем, что не стадное увлечение толпы, но ясное пробуждение совести отражалось на лицах, они плакали и молились. Объяснить эти явления, скажем, эти события, по существу, значит - покушаться на самую характеристику писателя. Обратим внимание только на главную причину, по которой эта смерть была для каждого чем-то своим, каким-то переворотом во внутренней жизни. Достоевский - гений, христианин, славянофил, народник, психолог, философ, - все это так, но этими свойствами обладали и другие писатели; почему же только он так близок душе каждого человека, не лишенного идеалов?

Я про наши много хорошего слышал. Вот, опять, у нас смертной казни нет. Я во Франции видел, в Лионе.

Меня туда Шнейдер с собою брал. В одно мгновение. Человека кладут, и падает этакий широкий нож, по машине, гильотиной называется, тяжело, сильно... Голова отскочит так, что и глазом не успеешь мигнуть. Приготовления тяжелы. Вот когда объявляют приговор, снаряжают, вяжут, на эшафот взводят, вот тут ужасно! Народ сбегается, даже женщины, хоть там и не любят, чтобы женщины глядели.

Этакую муку!.. Преступник был человек умный, бесстрашный, сильный, в летах, Легро по фамилии. Ну вот, я вам говорю, верьте не верьте, на эшафот всходил — плакал, белый как бумага.

Достоевский проиграл 180, но написал жене: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено!

Во время поисков информации я наткнулся на различные ресурсы, которые полны лжи! Некоторые пишут: «Достоевский был лудоманом всю жизнь». Не верьте! Достоевский пользовался услугами проституток. Федор Михайлович действительно пользовался услугами легкомысленных девушек, но в молодости. Вот что Фёдор пишет в письме своему брату: «Минушки, Кларушки, Марианны и т. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь.

Эти господа уж и не сознают, как любить меня, влюблены в меня все до одного. Мои долги на прежней точке. Если хотите статью о Маркизе де Саде, то обязательно пишите в комментарии. Я бы над этим поработал. Фёдор Михайлович был приговорен к смертной казни.

Это тоже было понятно довольно давно, если, например, послушать, как трактуют Достоевского отечественные авторы государственнического толка. Вот ровно так же, как его трактует и североамериканское общество, лишь переставляя местами акценты: панславист — хорошо, гуманист — ну ладно, потерпим. Лишнее подтверждение тому -- злополучный случай с «отменой» Достоевского в Миланском университете. Вы наверняка читали эту новость в телеграм-каналах, но едва ли вам попадалось её продолжение: после критики со стороны итальянской общественности курс восстановили, причем в тот же день. Один из корпусов Миланского университета Бикокка. Я пытался восстановить попранную справедливость, публиковал у себя на страницах опровержение. Но это все равно что капля в море. Её используют в качестве аргумента в пользу нашей изоляции, не только политической и экономической, но и культурной. Когда я писал нескольким людям, что информация эта недостоверна, что так и рождаются фейки, что курс по Достоевскому быстро восстановили, что Италия очень любит Достоевского и даже Папа Франциск советует читать его каждому священнику, ответ был всегда примерно один: «но ведь сначала отменили же». Мол, вот он, прецедент ненависти ко всему русскому! Иногда добавляли: сейчас идёт борьба не на жизнь, а на смерть, лгут все, и копаться в деталях — сродни малодушию. Не важен Достоевский сам по себе. В обратном случае мои собеседники бы радовались, что Италия возмутилась и поспешила восстановить поруганную честь нашего гения. Но нужен не гений, а только аргумент в «их борьбе». Подходит под этот аргумент Фёдор Михайлович — прекрасно, вот он, наш, русский пророк, ещё ведь в 19-м веке писал про европейское лицемерие! Не подходит — ну так и не будем вспоминать про такого писателя, в школе ведь читали — и довольно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий