Кутья на поминках продолжает оставаться главным блюдом. Суеверие заключается в том, что отрицательная энергия похорон или грехи усопшего могут переходить на одежду или накликать беду в дом. Впоследствии кутья стала непременным блюдом на все важные праздники благодаря своему символизму.
Завтрак на кладбище после похорон
Денег на похороны никто не давал, так даже на гроб доски с полатей брали, но все равно собрали путем. Традиционных для поминок кутьи, блинов и киселя в этом списке может не оказаться. В этой статье мы рассмотрим, что именно символизирует кутья на похоронах, и какой научный подход может помочь нам лучше понять его значение.
Как правильно организовать поминки по усопшему?
Поэтому вместо водки на стол следует подавать кисель или компот. Если на поминах вам случайно положили лишнюю ложку, то следующие похороны будут у вас. Чтобы этого не случилось, возьмите лишнюю ложку и выбросьте ее в окно, при этом нужно сказать: Не дай, Боже, тоже хлебать Такую еду в моем дому. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Полотенце, которым после кладбища вытирали руки, прежде чем сесть на помины, нужно сжечь в тот же день.
Иначе в этом доме поселится беда. Приметы на поминках Голый стол на помины не дают, иначе быть беде. Если стол и отдают кому-нибудь, то только со скатертью. После помин ее необходимо постирать или сжечь.
Чтобы не навели порчу на поминах Ни для кого не секрет, что от порчи, сделанной на поминах, очень сложно избавиться. Знахарь, который берется лечить порченого человека, нередко перетягивает эту порчу на себя и серьезно заболевает. Для того чтобы не стать легкой добычей тех, кто желает навести на вас порчу, никогда не пейте на поминах спиртного.
Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей. При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего. Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям с солью, огнем и др.
В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом. История возникновения ритуального блюда Происхождение слова «кутья» уходит корнями в древние времена. Считается, что оно появилось от греческого «бобы», что, в свою очередь, является производным от «зерно». Блюдо стали готовить еще в древности — во времена язычества. Оно было частью обычаев, связанных с жертвоприношениями, похоронами. Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника. Это символизировало полноценную трапезу для него, т. Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т.
Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл. Когда раздают вещи умершего человека Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение.
В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего.
Потом воду сливают, а сухофрукты выкладывают на бумажное полотенце, чтобы удалить влагу. На сковороде растапливают сливочное масло и помещают туда изюм, посыпанный сахаром. Его нужно немного обжарить. При постном варианте блюда это делать не нужно. Сахар растворяют в горячей воде и присоединяют к рису.
Обжаривание нужно продолжать до тех пор, пока сахар не приобретет оттенок карамели. После этого изюм присоединяют к сваренной крупе и перемешивают. Перед подачей кашу с изюмом раскладывают в маленькие тарелки или пиалы, можно присыпать маком.
Сороковой день считается последним днем пребывания Души умершего на Земле. В это день происходит Суд Божий, на котором решается, куда отправится Душа дальше. Таким образом, в этот день определяется место пребывания Души в вечности вплоть до Страшного Суда.
И родственники помогают Душе попасть в рай. Для этого они в этот день отправляются в церковь, чтобы поставить свечи за упокой Души умершего и помолиться. Особенно нужны молитвы живых об умершем, если нераскаянные грехи таковы, что в Душе нет места для светлой вечности. Тогда близкие люди могут помочь новопреставленному молитвой, милостыней, участием в таинствах. В этот день также нужно посетить могилу усопшего, зажечь свеч, принести цветы. Дома так же нужно зажечь свечу и организовать поминки.
На поминальную трапезу можно позвать не только близких людей, но и коллег, приятелей, знакомых. В этот день принято раздавать угощение, чтобы как можно больше людей вспомнили добрым словом и помянули умершего. Когда можно убраться в доме, где жил покойный? Уборку в доме по традиции проводят только тогда, когда Душа покидает земные пределы и возносится к Богу. Таким образом, начинать разбирать вещи покойного и наводить порядок в доме, где он жил, можно после сорокового дня. Тщательно разобрав вещи, часть их можно утилизировать, а часть раздать нуждающимся.
Необязательно избавляться от всех вещей, особо дорогие вещи можно оставить на память или продолжать ими пользоваться. Почему принято закрывать зеркала в доме покойного? Зеркальное отражение воспринимается как портал, через который сущности из загробного мира могут проникать в мир живых. Также считается, что Душа покойного может попасть в зазеркалье и скитаться там в вечных мучениях, так и не найдя выхода. Когда становится известно о смерти человека, то первым делом занавешивают все отражающие поверхности в доме, где он жил, плотной тканью. Помимо того, что Душа может попасть в лабиринт Зазеркалья, Душа может испугаться своего отражения.
Ведь умерший человек не способен сразу воспринять тот факт, что он умер. Считается, что зеркала должны быть закрыты в доме все сорок дней, пока покойный не покинет наш мир. Сколько дней нужно зажигать свечи после похорон? Свечу принято зажигать трижды: в день похорон, на девятый день, и на сороковой. Свеча символизирует скорбь живых по умершему и служит ориентиром для Души. Душа видит зажженную свечу и понимает, что ее любят и помнят.
В православии считается, что умирает только тело, а Душа остается бессмертной. Все ритуалы, которые проводятся после смерти человека, связаны с бессмертием Души и желанием родных умершего человека помочь Душе оказаться в раю. Чего нельзя делать после смерти близкого? Нельзя снимать покрывала с зеркал, пока покойный находится в доме. А лучше не снимать их до сорокового дня. Нельзя раздавать вещи покойного до сорокового дня.
Почему на поминках первой надо есть кутью
Крупу для такой каши нужно тщательно промывать и замачивать в воде на несколько часов. При использовании риса процесс можно сократить. Чтобы получить полужидкий продукт, сахар или мед необходимо предварительно растворить в воде или сделать узвар, затем залить сиропом крупу. Ритуальная каша должна не только насыщать организм сложными углеводами и другими питательными элементами, иметь приятный вкус, но и красиво выглядеть, поэтому при подаче блюдо посыпают орехами, сухофруктами, цукатами. По традиции ритуальный продукт обязательно должен освящаться. Если сделать это в церкви нет возможности, сбрызните кашу святой водой.
Виды кутьи сочиво, коливо, постная, сладкая, богатая В зависимости от праздника и ситуации, готовить кутью можно разными способами. Блюдо можно сделать в жидком виде или наоборот, варить до состояния рассыпчатости. Есть несколько видов кутьи. Сочиво — та же кутья, только с современным названием. Коливо — это наоборот, более старое название этого блюда, так кутью именовали ещё в древности.
К новогоднему столу обычно готовят щедрую кутью: это крупа с добавлением молока, масла, сухофруктов и орехов. Некоторые готовят это блюдо с тыквой, получается оригинально и вкусно. Или добавляют в кутью шоколад. В Сочельник одно из основных блюд на столе — сочиво. Другие названия этого вида кутьи — постная и богатая.
Готовится она из пшена либо риса. По старым традициям, сочиво готовят и приносят для родственников, которые живут отдельно. В Крещенский вечер готовится голодная кутья из постной крупы гречка, пшено, булгур. Разрешается добавлять мед, фрукты и зерна орехов. Зачем нужен сироп для кутьи и когда его нужно добавлять в кашу Для начала давайте разберемся с тем, зачем вообще добавляют сироп в традиционную кутью и насколько важен этот ингредиент для блюда.
Если рассмотреть классическую рецептуру этой каши, то можно заметить, что все ингредиенты в ней относительно сухие: рассыпчатая пшеничная крупа, мак, орехи и сухофрукты. Смешав эти продукты вместе, просто невозможно получить яство, которое можно было бы есть руками, как это иногда делается в дань традициям. Кроме того, сироп собирает ароматы всех ингредиентов и соединяет их воедино, а также насыщает этим богатым вкусовым «букетом» крупу. Именно поэтому добавляют сладкий соус в кашу в самом конце готовки кутьи, ведь к этому моменту крупа уже должна немного остыть и в ней уже должны присутствовать сухофрукты, мак и орехи.
Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминальную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге.
Вот из-за чего я решила Вам написать: в нашей родне умер дедушка, и моя тетя нечаянно опрокинула на себя поминальную кутью, всю, сколько приготовили на все помины! Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге.
Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино. Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин. На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона. Следите, чтобы икону не схоронили. Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото. Если часы уже надели, то ни за что не снимайте.
В том, что у покойника часы на руке, вреда нет. А вот если с мертвой руки снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать. В отношении украшений: если Вам не жалко, то плохого тоже ничего нет в том, что они одеты на покойника. По прощании лицо укрывается. Крышку забивают, и гроб опускают. Обычно на полотенцах. Полотенца раздаются людям. Но лучше их не брать, можете заболеть. Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток. В могилу бросают деньги, откуп для покойника: первыми бросают родственники.
Затем бросают землю. Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год. Если вы поняли, что допустили ошибку во время похорон, обязательно отчитайте ее! Переярые мои слова, вы церковные купола, вы серебряные колокола. Не к миру моему, а к миру своему не зовите, не зрите, не ищите. Светом Божьим опояшусь. Святым Крестом открещусь. Господь мой Великий. Ныне, присно. Во веки веков.
Как попросить прощения у покойника при захоронении. Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека. Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу. Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет. О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать. Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: Боже мой! Ведь каждый из них — целый мир. И в каждом из них этот мир умер...
Лучшее чем? Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Читать надо, стоя в ногах могилы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как вести себя на похоронах и что делать после: обычаи, приметы, традиции
Celedka - Слова | Традиция употребления кутьи несет в себе глубокий сакральный смысл: Церковный Устав «Типикон» связывает трапезу во время проведения поминок с Богослужением. |
Что делать с вещами умершего? Не зная этого вы навлечете на себя беду! | В основе рождественской кутьи – пшеница, поэтому для получения мягкой каши зерна необходимо предварительно замочить на несколько часов. |
Как поминать умерших - Православный журнал «Фома» | Что символизирует кутья? Зёрна кутьи являются символом воскрешения, так как, попадая в землю, они со временем превращаются в растения — так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни. |
Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год | В других местах кутья на поминки готовится по осовремененному рецепту из быстро разваривающегося пропаренного риса. |
Поминки 9 дней: правила поведения | Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. |
Похоронные обряды и поминки у народа мари
В чем заключается польза поминальной кутьи Кутья — это не только очень вкусное, но и полезное блюдо. Основа его — это зерна пшеницы, богатые углеводами и содержащие массу полезных веществ. Это витамины группы B, укрепляющие нервную систему, и клетчатка, необходимая для вывода токсинов из организма и препятствующая превращению углеводов в жир. Мед известен своими бактерицидными, антивирусными и противогрибковыми свойствами. Он придает силы, увеличивает работоспособность и повышает жизненный тонус. Грецкий орех содержит йод и помогает бороться с заболеваниями щитовидной железы. Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство.
Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот. Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки вкусны, полезны и питательны Рецепт кутьи Готовить поминальную кутью необязательно — можно сделать соответствующий заказ в столовой или кафе для поминок и самостоятельно окропить ее освященной в церкви водой. Если же вы хотите сделать все сами, рецепт приготовления кутьи несложен. Прежде всего, необходимо подготовить основу: Крупу с небольшим количеством воды необходимо истолочь в ступке, чтобы отделить питательную часть от семенной и плодовой оболочки. Полученную кашицу замочить в воде на несколько часов лучше на ночь Отварить зерна до мягкого состояния — в воде постная кутья или молоке. Для приготовления желательно использовать кастрюлю с толстым дном.
Затем переходим к заправке. Она готовится из перетертого мака или орехов. Вам снова понадобится ступка.
Оно было частью обычаев, связанных с жертвоприношениями, похоронами. Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника.
Это символизировало полноценную трапезу для него, т. Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т. Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл. Когда раздают вещи умершего человека Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий.
Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано.
Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего. Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники.
При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений.
Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать. При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся. Конечно, все предметы, предназначенные для пожертвования, должны быть чистыми и в исправном состоянии.
Сахар растворяют в горячей воде и присоединяют к рису. Обжаривание нужно продолжать до тех пор, пока сахар не приобретет оттенок карамели. После этого изюм присоединяют к сваренной крупе и перемешивают.
Перед подачей кашу с изюмом раскладывают в маленькие тарелки или пиалы, можно присыпать маком. Рисовая каша с изюмом 100 г содержит 297 ккал. В ней находится 63 г углеводов, 3 г жиров, 5 г белков. Варианты приготовления Рис с изюмом на поминки готовят разными способами. В это блюдо можно добавлять и другие ингредиенты, что позволяет использовать кашу не только в связи с обрядом.
Считалось, что кто печёт блины на поминки, тот печётся о насыщении души умершего. В Белоруссии блины пекут на Дедовы поминки — чтоб Дедам предкам «пара пошла».
Блины используют и как оберег от мертвых, которые часто являются во сне. Для этого с горячим блином садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать. Блины на Масленицу — повсеместное угощение, главным образом, у русских. Круглая форма блинов напоминает Солнце, которое о сию пору года начинает «входить в силу». Блины пекут всю неделю. Первый блин посвящают Велесу в эпоху двоеверия — святому Власию или умершим. Его кладут «родителям» на слуховое окно, на крышу или могилу, на Божницу в Красный угол, дают нищим в память о предках или съедают за упокой усопших.
В Масленичное «прощёное воскресенье» или в шесток ходят с блинами на кладбище «прощаться с родителями». В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу Масленицы Морены. В эпоху двоеверия блины пекли также на Вознесение. Их называли «Христу онучи», «Христовы или «Божьи» онучи». Их пекли на счастье, брали с собой в поле. Наряду с другими видами Хлеба блины пекут и на Коляду. Первый блин в Сочельник дают овцам — от мора, скоту отдают остатки блинов и Колядной кутьи.
Накануне Коляды хозяин с кутьёй и блинами выходит звать Мороз на ужин. Блины также специально пекут для колядовщиков. Блины бывают составной частью угощения в начале жатвы и на Спожинки.
Кутья да мед душе надежду дает
Варите до готовности. Изюм же залейте кипятком и распарьте в течение 5 минут, воду слейте. На сливочном масле обжарьте распаренный изюм с сахаром. Обжаривать нужно всего пару минут, чтобы сахар приобрел карамельный вкус. Снимите с огня изюм.
Они садятся рядом с местом, которое принято оставлять пустым на всех православных поминках как дань памяти усопшему. Дальше гости должны рассаживаться, соблюдая принцип родства или по старшинству. При этом и супругов можно рассадить отдельно. Эту традицию принимают не все, считая, что алкоголь на поминках не допустим по христианским канонам.
Поминальные тосты Призыв РПЦ отказаться от алкоголя на поминках мало кто слышит, и спиртное за поминальным столом — это факт и реальность. На поминках пьют на чокаясь, — об этом обычно помнят. Не любые. Во-первых, поскольку церковь запрещает алкоголь на поминках, то неуместны религиозные тосты, например, «Царствие небесное! Поэтому в качестве тоста можно использовать краткое изречение, устную эпитафию , например: «Пусть земля будет пухом! Так, не допускается, чтобы гости приходили в разноцветных и пестрых одеяниях. Женщинам лучше выбрать закрытое платье темного цвета до колен, а на голову повязать платок желательно темных тонов. Допустим костюм классического покроя, без больших вырезов и открытых участков.
Когда на поминках присутствуют дети, одевать их нужно неброско. Если правила кладбища не ограничивают, то можно посадить на могиле дерево, но не в цветник. Так, корни сосны способны выломать все соседние надгробия. Перед уходом с кладбища наведите порядок на могиле. Уберите сорняки, протрите монумент или освежите краску на ограде — это укрепит память о дорогом человеке и поможет снять груз печали, а может, и вины. Поминальные слова принято произносить стоя. Траурные речи произносят, когда уже все собрались за столом.
Само слово произошло от греческого «коккос» — зерно. Кстати, у древних греков поминальные подношения из фруктов и зерна назывались kolibo, что дословно означало «вареная пшеница».
Ритуальная пища плотно входила и в другие языческие культуры, в частности, римскую. И здесь кутия сохраняла свое символическое значение — употребляя обрядовую пищу, верующий постигал связь жизни и смерти, на которой основано все бытие. Будучи уже «мертвым», зерно в ожидании весны могло долгое время хранить в себе новую жизнь. Поэтому язычники готовили kolibo не только на поминки, но и на свадьбу, и в честь появления в семье новорожденного. Древние славяне оставляли приготовленную кашу-кутью на могиле. Считалось, что усопший сохраняет все человеческие потребности, включая потребность в пище. Рецепты поминальной кутьи При приготовлении блюда не стоит забывать о его философском и ритуальном значении. Правильным сказать о том, что память о покойном будет жива в его окружении, родственниках, друзьях, близких. Рисовая кутья Для современного поминального стола идеально подходит рисовая кутья.
Классический рецепт включает в себя: пропаренный длиннозерный рис — 110 г; крупный чистый изюм без косточек — 100 г; мед липовый, вересковый — 1,5 ст. Рис тщательно промывают до прозрачной воды для удаления излишков клейковины, иначе вы рискуете получить не рассыпчатую кутью, а вязкую детсадовскую кашу. Затем крупу выкладывают в кастрюлю с толстыми стенками и заливают холодной водой, так, чтобы рис был закрыт на полпальца. После закипания огонь убавляют и ждут, пока вся жидкость испарится. Во время варки риса успевают готовить «добавки».
Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом.
Но, как легко догадаться, когда-то у русских крестьян не было ни риса, ни винограда, из которого можно было бы сделать изюм. Поэтому изначально кутью готовили изо ржи или пшеницы с медом. Кутья связана с представлениями о плодородии и как раз с перераспределением доли. В традиционной культуре считалось, что у каждого члена социума есть своя доля, грубо говоря, часть всеобщего блага. Когда человек умирает, то распределение этого блага оказывается под угрозой, потому что покойник, переходя в иной мир, может забрать с собой больше этого блага, чем ему положено. Поэтому, с одной стороны, важно правильно снарядить умершего в дорогу на тот свет, выделив ему его долю поэтому так важны одежда и личные вещи покойника, которые кладут в гроб ; с другой стороны, уже после похорон важно обеспечить правильное перераспределение всеобщего блага между участниками ритуала, где нет уже доли покойника.
Именно это перераспределяемое всеобщее благо символизирует миска с кутьей. Это ритуальное блюдо обычно особым образом делят между участниками ритуала: кутью едят сразу после похорон, причем ее не распределяют по тарелкам, а выдают из общего блюда каждому по ложке. Таким образом, каждый символически наделяется своей долей. Нередко эту ритуальную ложку кутьи участникам ритуала кладут в ладонь, что тоже крайне символично. Если сравнивать с теми трансформациями, которые за это же время пережил, скажем, свадебный обряд, где архаичных дружек и сватов успешно вытеснили тамада, диджей и свадебный фотограф, то традиционность поминок буквально бросается в глаза. Однако сохранение этих традиций во многом было связано с механическим воспроизведением ключевых элементов обряда «из поколения в поколение».
При этом смысл совершаемых ритуальных действий постепенно терялся. Грубо говоря, на современных поминках продолжают готовить и раздавать кутью или ставить рюмку водки, накрытую куском хлеба, для покойника, но зачем это делается, уже многие не понимают. Я бы сказал, что определенное влияние на современные поминки оказывает развитие инфраструктуры: появились банкетные залы и рестораны, которые специализируются на проведении поминальных трапез, ранее проходивших только дома или на кладбище. Общая прагматическая направленность этих трапез однозначна: представители партии живых стремятся как можно лучше угостить умерших или их обрядовых заместителей.
Православная поминальная трапеза
– Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится. Оберег, который необходимо поставить на себя на похоронах Находясь на похоронах, прочитайте про себя следующий заговор: Земля-мать, железо драть, Врагам ногти содрать. Кутья и дальше использовалась во время похорон, на 9-й, 40-й день смерти, а также через год после печального события. Кутья уходит корнями в языческий культ предков восточных славян, однако прочно вошла в православную традицию.
Поминки: зачем русские едят на кладбище
С давних пор кутья (также иногда ее называют «кутия») является основным блюдом во время проведения православных поминок. Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19. Большое внимание при церемонии уделялось правильному приготовлению традиционной кутьи из риса с изюмом и медом — рецепт обязательно включал зерна. Согласно религии, ходить на кладбище после похорон до 40 дней можно.
40 дней после смерти: что происходит с душой человека?
И жизнь длится бесконечно с буднями и праздниками, радостью и горем. Сладкую жизнь символизируют изюм, а мак и орехи — плодовитость. В «богатую» добавляют орехи, курагу, мак. Как правильно варить кутью? Строгого рецепта не существует. Чтобы приготовить кутью, можно взять рис, пшеницу, пшено, перловку, ячку.
На гроб ставят по углам четыре свечи, меняя их по мере сгорания. Все время со дня смерти стоит стакан с водой и кусочком хлеба, в блюдце насыпано пшено. Нужно быть внимательным во время похорон. Обычно родным не до этого.
Но можно оговорить, кто будет следить за порядком, так как не секрет, что на похоронах много делается: снимают порчу, подкладывают фото врагов в гроб, стараются забрать волосы, ногти, веревочки с рук и ног и т. Под предлогом «потрогать ноги», чтобы не бояться, делают необходимые дела. Просят табуретку, на которой стоял гроб, цветы из венка, воду. Решать, давать это все или нет, Вам. Кровным родственникам нельзя мыть в доме пол, где лежал покойник. Родным нельзя идти впереди гроба, нести венки, пить вино. Разрешаются причитания и уже после захоронения съесть кутью или блин. На кладбище целуют последним целованием в венец на лбу и руки. Забираются живые цветы из гроба и икона.
Следите, чтобы икону не схоронили. Часто спрашивают, можно ли надевать часы и золото. Если часы уже надели, то ни за что не снимайте. В том, что у покойника часы на руке, вреда нет. А вот если с мертвой руки снять часы, перевести стрелки назад, прочитать заклинание на какого-нибудь человека, то до смерти этого человека не так уж и долго ждать. В отношении украшений: если Вам не жалко, то плохого тоже ничего нет в том, что они одеты на покойника. По прощании лицо укрывается. Крышку забивают, и гроб опускают. Обычно на полотенцах.
Полотенца раздаются людям. Но лучше их не брать, можете заболеть. Гроб опускают так, чтобы умерший лежал лицом на восток. В могилу бросают деньги, откуп для покойника: первыми бросают родственники. Затем бросают землю. Необходимы не только отпевание, но и помины, которые делаются по возвращении с кладбища и которые повторяются на третий, девятый и сороковой день и в год. Если вы поняли, что допустили ошибку во время похорон, обязательно отчитайте ее! Переярые мои слова, вы церковные купола, вы серебряные колокола. Не к миру моему, а к миру своему не зовите, не зрите, не ищите.
Светом Божьим опояшусь. Святым Крестом открещусь. Господь мой Великий. Ныне, присно. Во веки веков. Как попросить прощения у покойника при захоронении. Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но это не так. Тело — это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека.
Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу. Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет.
Посмертную одежду аккуратно стирали и хранили, полагая, что она обладает магическими свойствами. Перед похоронами в доме умершего проводилось угощение покойного при зажженных свечах. Родственники и соседи приходили на похороны со своей едой, приносили деньги, платок для покрытия лица. Поминая покойного, они просили его простить их за нанесенные при жизни обиды и ссоры, желали ему сытной и благополучной жизни на том свете. Перед прощанием родственники покрывали тело усопшего кусочком холста кут вынер.
Провожающие старались сдерживать свои чувства, остерегались попадания слез в лицо покойного. Это якобы могло повредить ему на том свете. Участники похорон обычно призывали друг друга примириться с утратой, покориться судьбе. Во время оплакивания на гуслях или волынке исполнялись специальные наигрыши. Перед выносом тела каждый из присутствующих прикасался к краю гроба и просил покойного оставить ему свое счастье. При выносе на пороге дома или у ворот резали курицу петуха , чтобы искупить кровь умершего, обезопасить семью от повторного несчастья. После выноса гроба в избе проводили магическое очищение: в помещение, где стоял гроб, ставили сосуд с водой, куда бросали раскаленный докрасна камень, что якобы очищало помещение от злых сил.
Полы и стены хлестали рябиновыми прутьями, затем в избе все тщательно мыли. Гроб с телом покойного обычно до конца деревни несли на руках, а затем везли на санях что наблюдалось до конца ХIХ века или на телеге. В фольклоре восточных марийцев сохранились воспоминания о перевозке умершего на старой лодке. Первому, кто встречался на пути похоронной процессии, вручали мешочек с гостинцами. В селениях Марийского края во время проводов умершего музыканты садились на повозку рядом с гробом и играли на волынке, гуслях или гармошке похоронную мелодию колышо муро. Игре на музыкальных инструментах придавалось магическое значение — она отгоняла от похоронной процессии и умершего нечистые силы. Каждый род хоронил своих родственников на определенном участке кладбища.
Могила выкапывалась в направлении с севера на юг или с запада на восток. Умершего клали ногами к востоку или к юго-востоку, поскольку считалось, что загробный мир находится на севере. Туда же укладывали палочку — мерку, используемую при приготовлении гроба. Для выхода души из могилы в некоторых местах от гроба до надмогильного столба протягивали нитку. На ее нижнем конце подвешивали серебряную монету, что должно было олицетворять солнце. Над гробом марийцы обычно устанавливали столб или деревянный крест, на которые вешали полотенца. Восточные марийцы воздвигали длинный шест с изображением кукушки на конце символ печали, утраты.
К шесту привязывали полотенце и две нитки, на которых якобы раскачивалась душа. Марийцы верили, что душа человека до сорокового дня пребывает на земле. Члены семьи у восточных мари 40 дней ежедневно по утрам поминали умершего перед зажженной свечой. Наиболее важными для умершего считались поминки сорокового дня нылле пайрем. Его старались проводить на 39-й день после смерти человека. В этот день его душа якобы навсегда покидала родные места. В честь сорокового дня родственники резали барана в ХVIII веке — коня или овцу, выезжали с музыкой и песнями или шли на кладбище, чтобы пригласить умершего и его родню на поминки.
Восточные марийцы, приехав на кладбище, становились вокруг могилы, читали соответствующую молитву и начинали петь песню, призывая умершего принять участие в своем празднике. Возвращались с кладбища также под музыку. По пути они отрубали липовую палку и очищали ее от коры. Она должна была символизировать умершего. Не случайно ее носили даже в баню, чтобы попарить. Затем эту палку укрепляли в красном углу дома и на нее вешали одежду покойного. Роль покойного играл специально выбранный или назначенный человек вургем чийыше.
Помывшись в бане, он надевал лучшую одежду умершего и садился на почетное место. Все близкие и дальние родственники, а также соседи приходили на поминки со своей едой блины, рыбные блюда, сырки, яичница-запеканка, каравай хлеба и др. В доме умершего перед началом поминок в честь загробного владыки, его помощника и охранника ворот зажигали специальные свечи. Одну большую длинную свечу посвящали умершему, другие, поменьше, — в честь умерших родственников, соседей, уважаемых жителей деревни и т. Всего зажигалось 40 свечей. Прочитав молитву, начинали угощать умершего. Поминки сопровождались пением специальных песен, а затем и ритуальными танцами.
На поминки в сороковой день душа умершего возвращалась к родным в сопровождении близких умерших родственников. Поэтому участники поминок обращали внимание и на них. Каждый родственник зажигал свечи в честь недавно умершего представителя родственного коллектива тукым, урлык. Присутствующие, поминая умершего, предлагали свое угощение, отливая немного вина и положив кусочки еды в специальную посуду. Заместитель умершего, разыгрывая его роль, рассказывал, как он провел эти 40 дней после своей смерти, исполнял его любимую песню, совершал ритуальный танец тупыньла куштымаш — букв. Поминки продолжались всю ночь. Перед восходом солнца на прощание заместитель умершего давал наказы родным и близким, призывал всех жить в мире и согласии.
Затем его везли в сторону кладбища. Участники проводов пели жалобные песни в сопровождении волынки или гармоники. Отойдя от участников обряда на 40 шагов, заместитель умершего снимал одежду покойного, встряхивал ее и, пожелав усопшему счастливой жизни на том свете, возвращался к ожидавшим его людям. Марийцы Башкирии провожали заместителя умершего только на следующий день. Ночью его укладывали спать, а утром водили в гости к родственникам и соседям. После такого угощения участники поминок ехали на кладбище, забрав с собой часть туши жертвуемого животного. Перед выездом на кладбище ломали пополам липовую палку и закидывали ее на крышу домашнего строения.
Марийцы Удмуртии перед прощанием с душой умершего разводили во дворе или на улице небольшой костер и совершали троекратный обход с пляской. Затем они вытряхивали одежду покойного. После сорокового дня душа покойного якобы навсегда уходила в загробный мир. О своей жизни на том свете человек мог сообщать близким во время их сна. Иногда умерший, добиваясь угощений, прятал домашний скот, заставлял плакать малолетних детей, пугал спящих своим внезапным появлением и т. В таком случае рекомендовалось проводить внеочередное угощение. Среди части восточных марийцев осенью проводилось жертвоприношение домашних животных в честь умершего.
Годовщину со дня смерти и поминки на третий год по умершему марийцы стали проводить сравнительно недавно под влиянием традиций соседних народов. Семья умершего целый год соблюдала траур. Родственникам запрещалось веселиться, вступать в брак или выходить замуж. Марийцы свято чтили память о предках. Язычники в течение года три раза проводили общеродовые поминки по усопшим в праздники Кугече, Семык и Угинде , крещеные — также в другие престольные праздники и в родительские дни. Поминки на Страстной неделе в четверг и в Семик совершались возле порога дома в присутствии всех родственников. В честь каждого умершего родственника семейно-родственного коллектива зажигали по одной маленькой свече.
Поминальную пищу отщипывали и питье отливали в посуду, которая стояла за порогом. Помянув таким образом в одном доме, шли к дому следующего родственника. Марийцы обращались за покровительством и поминали покойников и в другие праздники, а также в дни семейных торжеств. В ХIХ веке организовывались жертвоприношения в память давно умерших и покойников, которые не имели родственников вердыме-кукдымо. Такая забота об усопших поддерживалась верой в их способность влиять на судьбы людей. Приведенная характеристика похоронно-поминальных обрядов наглядно свидетельствует о значительном сохранении родовых традиций марийцев. Семейно-родственный коллектив свято чтил своих предков, стремился обеспечить умершему благоприятные условия для его жизни на том свете.
В то же время он надеялся, что предки в состоянии защитить людей от несчастья, болезней, засухи, оказать посильное содействие в повседневной жизни. Почтительное отношение к предкам позволяло укрепить и освятить устоявшиеся нормы взаимоотношений в семье, обеспечить мир и спокойствие, вселяло веру в будущее. Этим объясняется и бытование похоронно-поминальных обрядов в наши дни. Родственные связи в деревнях сегодня значительно трансформировались, тем не менее, многие похоронные обряды и поминки бытуют в марийских деревнях. Далее интересная работа Владимира Лукоянова учащийся 9 класса Мари-Ушемской основной школы Марийский погребальный обряд Ежедневно человек встречается с такими понятиями, как пища, одежда, жилище, праздник и обычай, поведение и этикет, но мы зачастую не задумываемся, сколько смысла вложено в эти обычные слова.
При постном варианте блюда это делать не нужно. Сахар растворяют в горячей воде и присоединяют к рису. Обжаривание нужно продолжать до тех пор, пока сахар не приобретет оттенок карамели. После этого изюм присоединяют к сваренной крупе и перемешивают. Перед подачей кашу с изюмом раскладывают в маленькие тарелки или пиалы, можно присыпать маком. Рисовая каша с изюмом 100 г содержит 297 ккал. В ней находится 63 г углеводов, 3 г жиров, 5 г белков. Варианты приготовления Рис с изюмом на поминки готовят разными способами.