После революции 1917 года Надежда Константиновна занялась, в первую очередь, организацией образования в Выборгском районе Петрограда. Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. Надежда Константиновна вспоминает, что в сентябре и октябре на прогулки ездили много. Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. Надежда Крупская родилась в знатной, но бедной семье.
Надежда Крупская - кратко
Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. советский государственный и партийный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Надежда Константиновна Крупская, (14 (26) февраля 1869 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 февраля 1939 года, Москва, РСФСР, СССР) — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель.
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина
Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. Безусловно, Надежда Константиновна была активной и самостоятельной политической фигурой: после революции именно она во многом определяла культурную и образовательную политику молодой Страны Советов. Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова – в лозунги. Надежда Константиновна Крупская – родилась 26 февраля 1869 года в небогатой семье, революционерка, партийная и общественная деятельница, идеолог коммунистического воспитания. Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье.
Надежда Крупская - кратко
Крупская Надежда Константиновна, краткая биография которой изложена ей самой в работе «Моя жизнь», с большим волнением занималась ее написанием. Надежда Крупская, жена и соратница Владимира Ленина, умерла 27 февраля 1939 года – на следующий день после своего 70-летия. российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель.
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА
Акт окончания учёбы в Краковском Университете Крупского Валерия, датированный 1550 годом - «Crupski». В рукописи авторитетного историка Польши римо-католического епископа Яна Длугоша 1415—1480 гг. Первый известный предок герба Корчак - русин Крупский Ежи 1472-1548. В период Российской империи близкие родственники Надежды Константиновны Крупские признаны в российском дворянстве по Могилевской губернии 16 марта1799 года и 12 ноября 1811 года как «древний благородный дворянский род», со внесением в 6-ю часть Дворянской Родословной Книги. Довольно значительная часть рода не была утверждена в российском дворянстве и записана в податные сословия. Были представители рода и в Австро-Венгерской империи. В Российской империи после репрессий по отношению к униатскому вероисповеданию некоторые стали православными священниками и прихожанами. Но во многих странах мира до сих пор потомки рода исповедуют Католичество. Вследствие влияния протестантизма и атеизма в последний исторический период появились некоторые представители рода исповедующие протестантизм или вовсе не практикующие Христианство.
Персоны этого периода: 1. Крупский Бонифаций Урбанович - российский дворянин, поляк, римо-католик, участник польского восстания 1863 года против Российской империи за восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года; 2. Кирилл Кириллович Крупский 1811-1896 - капеллан, протоиерей, священник Русской Православной Церкви с 24. Крупский Н. Новочеркасск, коллежский секретарь 1901—1903 гг. Николай Яковлевич Крупский действительный статский советник, в 1893 г. Тифлис ныне г. Тбилиси Грузии в дирекции народного училища Тифлисской губернии Министерства народного просвещения Российской империи.
Кавалеры Военного ордена святого Георгия за русско-японскую войну 1904—1905 гг. Крупский Георгий Александрович — поручик отдельного конного полка Общий список офицерских чинов Российской Императорской Армии на 1-ое января 1909 г. Но, скорее всего, только потому, что советские историографы убрали это имя из данного списка. Предполагать, что он был лишен дворянства — нет оснований, поскольку после десяти лет следствия Крупский был оправдан. Тут перед нами раскрывается вообще фантастическая картина. Кто же были эти люди? Тистров Василий Иванович 1799 -1870 , горный инженер, рудознатец, управляющий Барнаульского сереброплавильного завода, Сузунского медеплавильного завода, Томского железоделательного завода. Окончив в 1822 году Горный корпус, он был послан на алтайские казенные заводы, где удачно женился на Александре Гавриловне Фроловой, внучке знаменитого изобретателя-гидротехника Козьмы Дмитриевича Фролова 1726-1800 , управляющего Змеегорскими рудниками.
Мало кто знает, что под его началом работал механик И. Ползунов, создатель первой паровой машины. Известно, что изобретатель умер, не дождавшись испытания машины, так что Козьма Дмитриевич довел его дело до конца. Один из его сыновей, Петр Козьмич Фролов возглавлял алтайские заводы, был даже томским губернатором, много сделал для развития культуры на Алтае. Умер он в Санкт-Петербурге в 1839 году, будучи сенатором и тайным советником. У Тистровых на Алтае родилось девять детей, Елизавета — одна из младших. Итак, бабушка Надежды Константиновны Крупской Александра Гавриловна была внучкой Козьмы Дмитриевича Фролова 29 июня 1726, Полевской завод - 9 марта 1800 - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Это был великий человек, прославивший Россию и увеличивший ее благосостояние.
Оболенской в Петербурге. По некоторым источникам, Надежда окончила её с золотой медалью, правда, эту медаль никто не видел. Крупская, 1890-е гг. По окончании гимназии девушка год проучилась на Бестужевских курсах, но увлеклась революцией и вступила в студенческий марксистский кружок, а с 1891 года в течение пяти лет до первого ареста преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Маркса в оригинале.
Подруга по кружку познакомила её с Владимиром Ульяновым. Будущего вождя революции впечатлила убеждённость девушки и умение убеждать других. В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в 1897 году в Шушенское. По итогам переписки с властями молодой революционерке было разрешено также отправиться в Сибирь и отбывать ссылку рядом с любимым. В 1898 году в Шушенском Надежда и Владимир, бывшие к тому времени атеистами, обвенчались на этом настояла мать Надежды.
Обручальные кольца были выкованы местным умельцем из медных пятаков. Ленин и Н. Крупская на Песчаной горке После ссылки супруги уехали в эмиграцию.
Таким образом, человек, становясь взрослым, должен понимать устройство всей экономики страны с самых первых ступеней. Крупская против оценок и наказаний Интересный факт: супруга Ильича выступала против оценок в школах. Надежда Константиновна была уверена, что оценки разъединяют учеников, расслаивают школьное общество на успевающих и отстающих. А это, по её мнению, было исключительным злом.
Крупская была уверена: дети должны всё делать вместе и привыкать быть частью коллектива. Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний. В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний». За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически. Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием. В своё время она жила во Франции и Германии, и в своих статьях резко критиковала французские и немецкие системы в детсадах. Особенно доставалось системе Монтессори, которую Крупская не любила.
Она была уверена, что эта система разъединяет детей, практически «с горшка» приучая их действовать в одиночку. В советских же школах было необходимо сближать детей самыми разными коллективными действиями: от хорового пения и совместного прослушивания рассказов до всеобщего участия в праздниках. И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда. И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания. Пионеры — активные и самостоятельные члены нового общества В 1922 году в Советской России появилось главное детище Крупской — пионерская организация. Основные схемы работы с детьми, как ни странно, были заимствованы у скаутского движения.
И когда ему нужно было выехать за границу, то, ввиду его политической позиции, появились оправданные опасения по поводу выдачи заграничного паспорта и выезда из страны. Выход из ситуации нашелся неожиданно. Давняя подруга Крупской Ольга Николаевна Ленина откликнулась на просьбу о помощи. Она, движимая социально-демократическими идеями, тайно взяла паспорт у своего отца Николая Егоровича Ленина, помогла подделать некоторые данные дату рождения. Именно с этим именем Ленин выехал за границу. После этого случая псевдоним так и закрепился за ним на всю жизнь. Жизнь в Париже В 1909 супруги решили переехать в Париж. Там произошло знакомство с Инессой Арманд. Надежда и Инесса были немного похожи характерами, обе убежденно следовали коммунистическим канонам. Но, в отличие от Крупской, Арманд еще и была яркой индивидуальностью, многодетной матерью, прекрасной хозяйкой, душой компании и ослепительной красавицей. Крупская Надежда Константиновна — революционерка до мозга костей. Но она также была мудрой и чуткой женщиной. И осознавала, что интерес ее мужа к Инессе далеко вышел за рамки партийной деятельности. Мучаясь, она нашла в себе силы принять этот факт. В 1911 году она, проявив максимум женской мудрости, сама предложила Владимиру Ильичу расторгнуть брак. Но Ленин, напротив, неожиданно прекратил отношения с Арманд. У Надежды Константиновны было столько партийных дел, что и переживать было некогда. Она с головой ушла в работу. В ее обязанности входил обмен данными с подпольными партийцами в России. Она тайно высылала им книги, помогала в организации революционной деятельности, вытаскивала товарищей из передряг, организовывала побеги. Но при этом она много времени посвящала изучению педагогики. Ее интересовали идеи Карла Маркса и Фридриха Энгельса в сфере просвещения. Она изучала организацию школьного дела в таких европейских странах, как Франция и Швейцария, знакомилась с трудами великих педагогов прошлых лет. В 1915 году Надежда Константиновна закончила работу над книгой «Народное образование и демократия». За нее она получила высокую оценку от мужа. Этот первый марксистский труд, вышедший из-под пера Крупской, рассказывал о необходимости создания учебных заведений, где простые рабочие могли бы получить политехническое образование. За эту книгу Крупская Надежда Константиновна фото ее представлены в статье получила звание доктора педагогических наук. Возвращение в Россию Возвращение в Россию произошло в апреле 1917 года. Там, в Петрограде, агитационно-пропагандистская массовая работа занимала все ее время. Выступления на предприятиях перед пролетариатом, участие в митингах вместе с солдатами, организация собраний солдаток — это основные виды деятельности Надежды Константиновны. Она пропагандировала ленинские лозунги о переходе всей власти к Советам, рассказывала о стремлении партии большевиков к социалистической революции. В то тяжёлое время, когда Владимир Ильич вынужден был скрываться в Гельсингорфсе Финляндия от преследований Временного правительства, Надежда Константиновна, выдавая себя за домработницу, приезжала его навещать. Через нее ЦК партии получал поручения от своего предводителя, а Ленин узнавал о положении дел на Родине. Крупская была одним из организаторов и участников Великой Октябрьской социалистической революции, занимаясь ее непосредственной подготовкой в Выборгском районе и Смольном. Смерть В. Ленина Несмотря на то что отношения с Инессой Арманд Ленин разорвал еще несколько лет назад, чувства его к ней так и не остыли. Но работа для него всегда была самым важным приоритетом в жизни, а отношения с Арманд затягивали и отвлекали от партийной деятельности, поэтому он не жалел о своем решении. Когда Инесса скончалась от внезапно открывшегося туберкулеза, Владимир Ильич был сражен этим.
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
Надежда. Трудное счастье революционерки | Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо. |
Надежда Крупская. Женой так женой - Год Литературы | умерла 27 февраля 1939 года в Москве. |
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает | На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская. |
Надежда Константиновна Крупская и педагогика социализма
Надежда Константиновна Крупская участвовала в работе агитпарохода в качестве представителя Народного комиссариата просвещения. Надежда Константиновна Крупская (1869–1939) — виднейший партийный и государственный деятель, профессиональный революционер, соратник, жена и друг. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека. На кухне трудится жена Вождя Надежда Константиновна Крупская.
Надежда Крупская — биография
- Надежда Крупская: «не школа учёбы, а школа жизни»
- «Вот и свела судьба»
- Подписаться
- Надежда. Трудное счастье революционерки
Надежда. Трудное счастье революционерки
российская революционерка, общественный, партийный и культурный деятель. 26 февраля -150 лет со дня рождения НАДЕЖДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ КРУПСКОЙ, имя которой неразрывно связано с историей библиотечного дела. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. После смерти мужа в 1924 году Надежда Константиновна Крупская полностью посвящает себя работе. Однако роль Надежды Крупской в революции настолько занижена, что кажется, словно Ленин всегда и всюду справлялся с государственным переворотом самостоятельно. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской.
ИЗ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Крупская внесла ощутимый вклад в создание единой библиотечной системы в стране. Она считала, что следует «так построить библиотечное дело в Стране Советов, чтобы густая сеть библиотек разного типа обслуживала своевременно поголовно все растущую потребность масс в знаниях, ширила их горизонт, отвечала на их запросы…». Придавала особое значение развитию сети библиотек на селе, т. Крупская родилась в Санкт-Петербурге, где в 1887 г. Оболенской; с 1891 по 1896 гг. В 1894 г. В 1898 г. Была активным участником двух революций. После прихода к власти партии большевиков занимала ряд государственных постов: члена Государственной комиссии по просвещению с 1917 г. Крупская занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодежи, комсомола, пионерской организации, движений за социализацию инвалидов и за просвещение всех народов страны на родном языке; уделяла большое внимание борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, работе детдомов, организации дошкольного воспитания; была инициатором открытия многих музеев и т.
Крупская; под ред.
Отец, имевший на нее огромное влияние, однажды посмеялся над дочкой во время вечерней молитвы: «Будет тебе грехи замаливать-то, ложись уж спать! Тогда девочка оказала сопротивление: отец перестал быть для нее авторитетом в области религии, и она говорила с ним о чем угодно, только не о вере. И когда приятель, мальчик Боря, сын нигилистки княжны Долгорукой, предложил ей плюнуть на образ, поскольку «мама говорит, что Бога нет», Надежда запротестовала самым решительным образом: «Ну мало ли что мамы говорят! Она оставалась религиозной, по ее воспоминаниям, до двадцати с лишним лет, тогда как многие ее товарищи и сам супруг порвали с верой гораздо в более юном возрасте.
Сама Крупская говорила, что, конечно, не «мистика» была причиной ее религиозности, а чувство одиночества. У нее было много подруг, но их общение не затрагивало личного, сокровенного, ибо она не умела выразить свои переживания так, чтобы они были понятны другим. В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры.
Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге. Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь.
Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу. И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм.
Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять.
Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки? Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская.
Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы.
Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.
В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни.
Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан.
Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии.
Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания.
Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.
После взятия Зимнего она уже не была секретарем Ленина. Сосредоточилась на работе в Наркомпросе по линии школы, на которую большевики сделали серьезную ставку. Не только идеология, но и гигиена, всеобщая грамотность, горячая пища для школяров, педагогическое образование. И, разумеется, стремление ко всеобщему и обязательному бесплатному среднему образованию. Долгий путь к этой цели.
Все это следовало наладить почти с нуля. Система яслей или материнских школ — это тоже Крупская, ее идея. Внешкольное образование, дома пионеров с кружками и секциями — это тоже новация, которую поддержала Надежда Константиновна. Официально она занимала такие должности: заведующая внешкольным отделом, руководитель Главполитпросвета, председатель научно-педагогической секции Государственного учёного совета, член коллегии Наркомпроса. Но по существу — была министром образования, учитывая, что наркомпрос Анатолий Луначарский, в большей степени, был, по нашим современным понятиям, министром культуры. Надежда Крупская в бархатном пальто и шляпке «таблетка».
Фото: Wikimedia Ортодоксия Крупской В последние годы Крупскую принято считать чуть ли не цербером советской цензуры, которая только и делала, что травила писателей и запрещала пыталась запретить? Необходимо понимать, что без идейной революционной подоплеки в то время мало кто обходился. В особенности — старые большевики и опытные работники Наркомпроса. А Крупская, несомненно, относилась именно к этой плеяде. Разумеется, она считала главной задачей школы и пропаганды воспитание человека для коммунистического будущего. Эту задачу, по ее мнению, должны были с великим прилежанием решать и писатели, и литературоведы.
Тем, в ком она видела единомышленников, Крупская помогала. А, например, сказки Корнея Чуковского считала вредными, мещанскими, хотя их автор с молодых лет считался, да и был леваком. Особенно Крупской не нравилась первая из классических сказок Чуковского — «Крокодил». По вполне политическим причинам. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня — неуважение к ребенку.
Сначала его манят пряником — веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть», — искренне бушевала Надежда Константиновна. Она увидела в этой сказке и некоторые достоинства — отметила юмор, удачную игру слов, но старорежимный дух перевешивал. Увы, не убедили Крупскую и статьи Чуковского о любимом ею Некрасове. За Корнея Ивановича заступился Горький. Словом, началась долгая дискуссия.
При этом надо иметь в виду, что популярность Чуковского среди детей и их родителей в то время была невероятной. Ее связывали, кроме прочего, с нэповским угаром, который, как опасались многие, мог заглушить в сердцах все революционное. Особенно в молодых сердцах. Думаю, это и напугало Крупскую. Любовь к сказкам Чуковского, как им казалось, превращалась в манию. К Корнею Ивановичу «жена Ленина» была несправедлива.
Скорее всего, в какой-то момент она поняла это. Но дело не только в Чуковском, который постоянно вызывал у нее опасения. Она не принимала литературу игры и парадокса. Авангардные поэты, художники, архитекторы в основном поддержали революцию. Но ни Ленин, ни Крупская их не принимали. Даже Маяковского, который старался быть и актуальным, и понятым, поначалу отторгали.
Дерзкие новаторы по отношению к государству и обществу, они оставались консерваторами как читатели и ценители искусства. Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год. Фото: Wikimedia Не жаловала Крупская и волшебную сказку. Слишком уж крепко любила она реалистов, очерковый, полудокументальный стиль и считала, что и для детей следует писать только жизнеподобно. Ее и у Чуковского не устраивала разухабистая фантастика. Она воспринимала книгу как учебник жизни — и внимательно следила, чтобы дети не понахватались дурного.
Позиция наивная и ущербная в своем максимализме. На счастье, у Крупской не было амбиций диктатора. Она писала напористо, но не подавляла специалистов, у которых имелось иное мнение. Своим юношеским пристрастиям Надежда Константиновна осталась верна. И с удовольствием вспоминала о том, что нравилось Ленину у Льва Толстого: «есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист — толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы». Это не только ленинское мнение, здесь, прежде всего, Крупская восхищается «художником слова».
Хотя публицистику Толстого в ее времена из библиотек изымали, да и в академическое собрание сочинений она пробивалась непросто. В 1938 году в статье «Об учебнике по литературе» она писала: «Надо, чтобы учащийся до конца понял, какая громадная сила — художественное произведение, как может оно научить вглядываться в жизнь, разбираться в окружающих сложных явлениях, понимать людей, как может оно вооружать в борьбе, сплачивать, сближать людей, ставить перед ними великие цели…» Квартира в Кремле Н.
Вначале попадает в сибирское село Шушенское Ульянов. А вскоре отправляют в Уфу и Надежду Крупскую. Вот только тут между ними завязывается активная переписка. И выясняется, что они буквально с полуслова понимают друг друга. Заканчивается все тем, что в одном из писем Владимир признается Надежде в любви и предлагает ей руку и сердце. Та отвечает согласием. Ульянов и мать Надежды начинают писать обращения к властям с просьбой перевести Крупскую из Уфы в Шушенское. Те идут навстречу и Надежда Константиновна, как декабристка, отправляется за любимым в Сибирь.
Чтобы сыграть свадьбу мама продает единственный клочок земли, на котором была и могила мужа и отца дочери. И здесь для многих будет неожиданность — молодые атеисты обвенчались. Произошло это 10 июля 1898 года в церкви Св. Петра и Павла. На невесте было простое ситцевое платье, а жених одет в поношенный костюм, обручальные кольца — медные. Хотя в личной переписке продолжала подписываться как Крупская. А сразу после революции 1917 года официально вернет себе девичью фамилию. А дальше были годы эмиграции и партийной работы. Фактически она становится секретарем Ленина, да и всей партии в целом.
Крупская Надежда Константиновна
Ульяновым, Крупская приняла участие в организации и деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1896 году она была арестована и после 7-месячного заключения отправлена в ссылку в Сибирь, отбывала ее в селе Шушенском, где и стала женой Владимира Ульянова. Являлась секретарем газеты «Вперед». В 1905 году вместе с Ульяновым вернулась в Россию; была секретарем ЦК. После разгрома революции 1905—1907 годов Крупская отправилась во вторую эмиграцию.
Возмутило Крупскую то, что вместо познавательного чтения, рассказа о жизни крокодила, поэт предлагал детям какую-то буржуазную бессмысленную чепуху. Возможно, поэтому после смерти Крупской упрямо ходили слухи, что её отравил Сталин — прислал ей на день рождения торт с ядом. Хотя Надежда Константиновна давно к тому времени была тяжело больна — никакого яда не надо.
У них было нечто вроде холодного нейтралитета. Сталину Крупская нужна была как знак преемственности от самого Ленина. Правда, Сталин предпринимал все усилия, чтобы уменьшить политической влияние Надежды Константиновны. Оно очень заставляло его нервничать. Крупская Сталина не смогла бы сместить при всём желании и отлично это видела. В конфронтацию они вступали постоянно, в том числе — по вопросу биографии Ленина. Та, которую под руководством Крупской написала сначала Шагинян, Сталину представлялась вредительской.
Его мало интересовала правдивость или приукрашенность этой биографии. Просто была не тем, что требовалось лично Сталину из идеологических соображений. По его приказу Ленину буквально создали новый образ, новую биографию. Надежда Константиновна долго добивалась точно такого захоронения, как было указано в завещании покойного. Сталина последняя воля того, кого он звал учителем, интересовала мало. Ленин ему был нужен как ещё один зримый знак. Вскрытие показало, что у пожилой женщины развился некроз кишечника, приведший в конце концов к перитониту.
Жуткая смерть, для которой никакого яда не надо. Преемственность - это сейчас, когда должности министра передаются от отцы к сыну. В СССР все решалось советами, коллегиально и стыдно это не знать. А про похороны вообще сказка. Под землю. Просто вместо земли и заслуженно Владимир Ильич помещен в мавзолей. Сначала он был деревянным...
Не в земле находится и могила М.
Соратница вождя Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. Она сыграла видную роль в истории Октябрьской социалистической революции и Советской России в целом. По воспоминаниям самой Крупской, она с раннего детства слышала в семье критику существующих порядков и царского правительства. В их доме в 1870—1880-е годы часто бывали народовольцы. Именно отец стал человеком, который посвятил свою дочь в идеи народничества. После его смерти, когда Крупской исполнилось всего 14 лет, семье стал помогать друг отца Николай Утин — еще один человек, повлиявший на взгляды Надежды.
Он был участником народнической организации «Земля и воля», тайного революционного общества. Крупская получила образование в частной гимназии княгини Александры Алексеевны Оболенской. В тот период гимназия считалась одним из лучших учебных заведений Петербурга. Надежда Константиновна окончила педагогический класс с золотой медалью и с того момента имела право преподавать русский язык и математику. Гимназическое образование и последующее преподавание в школе дали Крупской тот фундамент, который впоследствии позволил ей издавать труды по коммунистическому воспитанию и создать советскую систему народного образования. Когда Надежда Константиновна окончила гимназию, она стала увлекаться толстовством: ей попался томик Толстого, в котором Лев Николаевич жестко критиковал российский политический строй. Крупская даже посетила встречи толстовцев с радикалами, но была разочарована.
Она «не могла принять толстовства в целом, с его непротивлением злу, с его религиозным миропониманием». Поэтому она стала искать дальше — девушка стремилась сформировать «цельное мировоззрение». В 1889 году Крупская поступила на математическое отделение Бестужевских высших женских курсов. Одного курса Надежде не хватило, поэтому она также стала вольной слушательницей лекций филологического факультета. Как писала сама Крупская: «поступила на них, надеясь получить там то, что мне надо было». В этот период она познакомилась с революционно настроенными студентами и вошла в студенческий марксистский кружок. Отучилась Крупская на женских курсах лишь год и приняла решение их оставить, так как на курсах «приходилось слушать лишь Платонова по истории и Введенского по психологии».
Ей же хотелось иного. Она начала углубленно изучать труды марксистов и устанавливать связи с рабочими: Крупская преподавала в воскресно-вечерней школе в селе Смоленском под Петербургом, в самом центре рабочего района, где училось около тысячи учеников-рабочих. В течение пяти лет одновременно с преподаванием русского языка она занималась распространением марксистских идей. Эти пять лет навсегда объединили ее с рабочим классом. В 1894 году Крупская и Ульянов впервые встретились. Владимиру Ильичу тогда было 24 года, но он уже горел идеями освобождения угнетенных. В квартире у марксиста Роберта Классона, инженера-энергетика, и состоялось знакомство молодых людей.
Надежда Константиновна и сама уже увлекалась марксизмом. Из книг, в частности из «Капитала», Крупская поняла для себя, что изменить привычный самодержавный строй может только рабочее революционное движение. После прочтения «Капитала» она писала: «Я точно живую воду пила. Не в терроре одиночек, не в толстовском самоусовершенствовании надо искать путь.
Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения.
Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе. Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента. Оттого фон преподавания литературы должен оставаться обществоведческим». Вот характерное наставление Крупской. Как надо проходить «Ссору Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», чтобы ребенок понял слова Гоголя «оба — прекрасные люди» и «такие разные люди»? Тогда он поймет, какая коренная разница между жизнью тунеядствующего мелкого местного обывателя времен крепостного права и жизнью рабочего. После такой работы ученик совсем по-другому начнет смотреть на Ивана Ивановича и поймет, что между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем ничтожная разница, что это люди одного класса.
После такой самостоятельной работы он по-новому подойдет к творчеству Гоголя». Естественно о России — даже в освещении Щедрина — нет ни слова. Так гуманитарное образование было фактически сведено к нулю. То же касается и искусства. Старое следует осмыслить по-марксистски, как продукт идеологического творчества данного класса в определенный исторический период, и преподать его в том виде, в каком оно подобает задачам современности. Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы.
За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность. Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.
Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда.
Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации.
Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети.